ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А35-1369/15 от 03.08.2015 АС Курской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

г. Курск, ул. К. Маркса, д. 25

http://www.kursk.arbitr.ru; е-mail: info@kursk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Курск

04 августа 2015 года

Дело № А35-1369/2015

Резолютивная часть решения объявлена 03.08.2015 г.

                                    Полный текст решения изготовлен  04.08.2015 г.

  Арбитражный суд Курской области в составе судьи Горевого Д.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Машошиной Г.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1

к   ИФНС России  по г. Курску     

о признании незаконным  решения ИФНС 

В судебном заседании приняли участие представители :

от заявителя: ФИО2 – представитель по доверенности от 27.04.2015

от ответчика: ФИО3 - специалист – эксперт ю\о по доверенности от 28.04.2015

    Изучив материалы дела, заслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд

                                      УСТАНОВИЛ:

   Индивидуальный предприниматель ФИО1 заявила  требование о признании незаконным решения   ИФНС России по г. Курску от 16.12.2014 № 16-03/312  об отказе в возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, принятого по результатам камеральной налоговой проверки представленной налогоплательщиком налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 2 квартал 2014 г.  

   Налоговый орган в отзыве на заявление требования не признал, ссылаясь на законность и обоснованность принятого решения, правомерность доначислении налога на добавленную стоимость, так  как налогоплательщиком не была восстановлена сумма налога после  получения  средств из федерального бюджета на возмещение затрат, связанных  с оплатой приобретенных товаров.

    Заслушав мнение представителей сторон и изучив материалы дела арбитражный суд уста­новил следующее.

    ФИО1 зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 11.07.2002 г., ОГРН <***>, ИНН <***>,  состоит на налоговом учете в ИФНС России  по г. Курску.

    Как указал заявитель в своем заявлении, и следует из материалов дела, индивидуальный предприниматель ФИО1, будучи плательщиком налога на добавленную  стоимость в соответствии со ст. 143 НК РФ, представила в  ИФНС России   по г. Курску  по месту учета  18.07.2014 г.   налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за 2 квартал 2014 г. с суммой налога к возмещению 267784   руб.  Ксерокопия декларации приобщена к материалам дела.

    В соответствии со ст. ст. 88, 176 НК РФ налоговым органом была проведена камеральная проверка представленной налогоплательщиком декларации.

    По результатам камеральной проверки представленной налогоплательщиком  декларации по налогу на добавленную стоимость за 2 квартал 2014 г. был составлен акт № 16-09/47041 от 31.10.2014 г., согласно которому установление завышение суммы налога на добавленную стоимость, предъявленного к возмещению за 2 квартал 2014 г.  на сумму 95672 руб. вследствие необоснованного не восстановления суммы налога 95672 руб., принятой к вычету по товарам (работам, услугам) при получении в соответствии с законодательством Российской Федерации субсидии на сумму 627186 руб. из федерального бюджета на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг) с учетом налога. Ксерокопия акта камеральной налоговой проверки и приложенных к нему материалов приобщены к материалам дела.

     Налогоплательщик не согласился с выводами налогового органа в акте камеральной налоговой проверки, ссылаясь, в частности, на то, что сумма субсидии, полученная из федерального бюджета в размере 627186 руб. была предоставлена без учета налога и полученные денежные средства из федерального бюджета не связаны  с оплатой реализуемых налогоплательщиком товаров (работ, услуг), подлежащих налогообложению НДС, соответственно, сумма субсидии, полученная из федерального бюджета, не включается в налоговую базу и не подлежит восстановлению, и 19.11.2014 г. представила органу возражения на акт камеральной налоговой проверки. 

     16.12.2014 г. и.о. заместителя начальника ИФНС России по г. Курску по результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки представленной налогоплательщиком налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость  за 2 квартал 2014 г., одновременно с решением об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения № 16-03/1171   было принято решение № 16-03/380 об отказе в возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, которым было решено отказать индивидуальному предпринимателю ФИО1  в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 95672  руб.   

    Ксерокопии указанных  решений приобщена к материалам дела.

    Налогоплательщик не согласился с  решением ИФНС России по г. Курску № 16-03/380 от 16.12.2014 г. об отказе в возмещении частично налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, и изложенными в нем выводами налогового органа и обратился в УФНС России по Курской области с апелляционной жалобой на указанное решение ИФНС России по г. Курску.

    Решением и.о. заместителя руководителя УФНС России по Курской области № 16 от 28.01.2015 г. по апелляционной жалобе индивидуального предпринимателя ФИО1  на решение  ИФНС России по г. Курску от 16.12.2014 г. № 16-03/380  об отказе в  возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, в удовлетворении апелляционной жалобы индивидуального предпринимателя ФИО1 от 29.12.2014  на указанное решение  ИФНС России по г. Курску было отказано. Ксерокопия решения УФНС приобщена к материалам дела.

    Налогоплательщик не согласился с выводами налогового органа в указанном решении, отказе в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 95672  руб.,  считая правомерным применение указанного вычета по налогу на добавленную стоимость в декларации за 2 квартал  2014 г., так как налогоплательщиком соблюдены все необходимые условия предъявления к вычету налога на добавленную стоимость, предусмотренные ст.ст.169,171,172 НК РФ и субсидия была получена ею из федерального бюджета в сумме 627186  руб. без учета НДС в соответствии с постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 г., соответственно, восстановлению указанная налоговым органом сумма НДС восстановлению нее подлежит.  Исходя из изложенного, налогоплательщик обратился в арбитражный суд с настоящим требованием.

     Данное требование  заявителя подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

     Согласно ст. 170 НК РФ суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, если иное не установлено положениями настоящей главы, не включаются в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций (налога на доходы физических лиц) за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

     Суммы налога, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, либо фактически уплаченные при ввозе товаров, в том числе основных средств и нематериальных активов, на территорию Российской Федерации, учитываются в стоимости  таких товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов в случаях:

1) приобретения (ввоза) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, используемых для операций по производству и (или) реализации (а также передаче, выполнению, оказанию для собственных нужд) товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения);

2) приобретения (ввоза) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, используемых для операций по производству и (или) реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория Российской Федерации;

3) приобретения (ввоза) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, лицами, не являющимися налогоплательщиками налога на добавленную стоимость либо освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика по исчислению и уплате налога;

4) приобретения (ввоза) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав, для производства и реализации (передачи) товаров (работ, услуг), операции по реализации (передаче) которых не признаются реализацией товаров (работ, услуг) в соответствии с пунктом 2 статьи 146 настоящего Кодекса, ели иное не установлено настоящей главой.

      Суммы налога, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам в порядке, предусмотренном настоящей главой, подлежат восстановлению налогоплательщиком в случаях:

1) передачи имущества, нематериальных активов, имущественных прав в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ, вклада по договору инвестиционного товарищества или паевых взносов в паевые фонды кооперативов, а также передачи недвижимого имущества на пополнение целевого капитала некоммерческой организации в порядке, установленном Федеральным законом от 30 декабря 2006 года N 275-ФЗ "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций".

      Восстановлению подлежат суммы налога в размере, ранее принятом к вычету, а в отношении основных средств и нематериальных активов - в размере суммы, пропорциональной остаточной (балансовой) стоимости без учета переоценки.

     Суммы налога, подлежащие восстановлению в соответствии с настоящим подпунктом, не включаются в стоимость имущества, нематериальных активов и имущественных прав и подлежат налоговому вычету у принимающей организации (в том числе участника договора инвестиционного товарищества - управляющего товарища) в порядке, установленном настоящей главой. При этом сумма восстановленного налога указывается в документах, которыми оформляется передача указанных имущества, нематериальных активов и имущественных прав;

2) дальнейшего использования таких товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, и имущественных прав для осуществления операций, указанных в пункте 2 настоящей статьи, за исключением: операций, предусмотренных подпунктами 9.1 и 9.2 пункта 2 статьи 146 настоящего Кодекса; операции, предусмотренной подпунктом 1 настоящего пункта; выполнения работ (оказания услуг) за пределами территории Российской Федерации российскими авиационными предприятиями в рамках миротворческой деятельности и осуществления международного сотрудничества в разрешении международных проблем гуманитарного характера в рамках Организации Объединенных Наций (в отношении воздушных судов, двигателей и запасных частей к ним); передачи основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества, имущественных прав правопреемнику (правопреемникам) при реорганизации юридических лиц; передачи имущества участнику договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), договора инвестиционного товарищества или его правопреемнику в случае выдела его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или раздела такого имущества.

     Восстановлению подлежат суммы налога в размере, ранее принятом к вычету, а в отношении основных средств и нематериальных активов - в размере суммы, пропорциональной остаточной (балансовой) стоимости без учета переоценки.

    Суммы налога, подлежащие восстановлению в соответствии с настоящим подпунктом, не включаются в стоимость указанных товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав, а учитываются в составе прочих расходов в соответствии со статьей 264 настоящего Кодекса.

    Восстановление сумм налога производится в том налоговом периоде, в котором товары (работы, услуги), в том числе основные средства и нематериальные активы, и имущественные права были переданы или начинают использоваться налогоплательщиком для осуществления операций, указанных в пункте 2 настоящей статьи.

    При переходе налогоплательщика на специальные налоговые режимы в соответствии с главами 26.2 и 26.3   настоящего Кодекса суммы налога, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, и имущественным правам в порядке, предусмотренном настоящей главой, подлежат восстановлению в налоговом периоде, предшествующем переходу на указанные режимы.

    Положения настоящего пункта не применяются в отношении налогоплательщиков, переходящих на специальный налоговый режим в соответствии с главой 26.1 настоящего Кодекса;

3) в случае перечисления покупателем сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

     Восстановление сумм налога производится покупателем в том налоговом периоде, в котором суммы налога по приобретенным товарам (работам, услугам), имущественным правам подлежат вычету в порядке, установленном настоящим Кодексом, или в том налоговом периоде, в котором произошло изменение условий либо расторжение соответствующего договора и возврат соответствующих сумм оплаты, частичной оплаты, полученных налогоплательщиком в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

    Восстановлению подлежат суммы налога в размере, ранее принятом к вычету в отношении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав;

4) изменения стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав в сторону уменьшения, в том числе в случае уменьшения цены (тарифа) и (или) уменьшения количества (объема) отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав.

    Восстановлению подлежат суммы налога в размере разницы между суммами налога, исчисленными исходя из стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав до и после такого уменьшения.

    Восстановление сумм налога производится покупателем в налоговом периоде, на который приходится наиболее ранняя из следующих дат:

дата получения покупателем первичных документов на изменение в сторону уменьшения стоимости приобретенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), полученных имущественных прав;

дата получения покупателем корректировочного счета-фактуры, выставленного продавцом при изменении в сторону уменьшения стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав;

5) дальнейшего использования товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, и имущественных прав для осуществления операций по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных пунктом 1 статьи 164 настоящего Кодекса.

     Восстановлению подлежат суммы налога в размере, ранее принятом к вычету.

    Восстановление сумм налога производится в налоговом периоде, в котором осуществляется отгрузка товаров (выполнение работ, оказание услуг), предусмотренных пунктом 1 статьи 164 настоящего Кодекса.

    Восстановленные суммы налога подлежат вычету (за исключением сумм налога, восстановленных в соответствии с подпунктом 6 настоящего пункта) в соответствующем налоговом периоде, на который приходится момент определения налоговой базы по операциям по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных пунктом 1 статьи 164 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, установленных статьей 167 настоящего Кодекса;

6) в случае получения налогоплательщиком в соответствии с законодательством Российской Федерации субсидий из федерального бюджета на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом налога, а также на возмещение затрат по уплате налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

     Восстановлению подлежат суммы налога в размере, ранее принятом к вычету.

    Суммы налога, подлежащие восстановлению в соответствии с настоящим подпунктом, не включаются в стоимость указанных товаров (работ, услуг), а учитываются в составе прочих расходов в соответствии со статьей 264 настоящего Кодекса.

     Восстановление сумм налога производится в том налоговом периоде, в котором получены суммы предоставляемых субсидий.

     Суммы налога, предъявленные продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав налогоплательщикам, осуществляющим как облагаемые налогом, так и освобождаемые от налогообложения операции:

учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг), имущественных прав в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления операций, не облагаемых налогом на добавленную стоимость;

принимаются к вычету в соответствии со статьей 172 настоящего Кодекса - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость;

принимаются к вычету либо учитываются в их стоимости в той пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций, в порядке, установленном принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения, и с учетом особенностей, установленных пунктом 4.1 настоящей статьи.

    При этом налогоплательщик обязан вести раздельный учет сумм налога по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций. Раздельный учет сумм налога налогоплательщиками, перешедшими на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, осуществляется аналогично порядку, предусмотренному абзацем первым пункта 4.1 настоящей статьи.

    При отсутствии у налогоплательщика раздельного учета сумма налога по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, вычету не подлежит и в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций (налога на доходы физических лиц), не включается.

     В соответствии со ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.

     Согласно ст. 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 настоящего Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумму налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3,6-8 статьи 171 настоящего Кодекса.

     Вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после приятии на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.

    В соответствии со ст. 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном настоящей главой.

    Как следует из материалов дела, налогоплательщиком соблюдены все условия вышеуказанных норм налогового законодательства для получения налогового вычета, что налоговым органом не оспаривается: предъявлены надлежащим образом оформленные счета-фактуры, полученный товар  принят на учет и оплачен.

     В соответствии со ст. 173 НК РФ, если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса и увеличенную на суммы налога, восстановленного в соответствии с пунктом 1 статьи 170 настоящего Кодекса, положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса, подлежит возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьей 176 настоящего Кодекса, за исключением случаев, когда налоговая декларация подана налогоплательщиком по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода.

     Согласно ст. 176 НК РФ в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым  объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1-3 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями настоящей статьи.

     После представления налогоплательщиком налоговой декларации налоговый орган проверяем обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, при проведении камеральной налоговой проверки в порядке, установленном статьей 88 настоящего Кодекса

    Как следует из материалов дела, индивидуальный предприниматель ФИО1, будучи плательщиком налога на добавленную  стоимость в соответствии со ст. 143 НК РФ, представила в ИФНС России  по г.  Курску  18.07.2013 г.  налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за 2 квартал   2014 г. с суммой налога к возмещению 267784    руб.  Согласно представленной декларации, общая сумма НДС, исчисленная с учетом восстановленных сумм налога  за указанный период составила 353482   руб., сумма НДС, предъявленная к вычету, составила  621266  руб. Таким образом, по данной декларации была исчислена сумма НДС к возмещению  267784   руб.

     Как указано в акте камеральной налоговой  проверки, согласно выписке банка Курского филиала ОАО «Россельхозбанк» по расчетному счету ИП ФИО1 на ее расчетный счет во 2 квартале 2014 поступило 5690210 руб., из них 1019785 руб. субсидии на поддержку  растениеводства, в том числе из федерального бюджета 627186 руб., из областного бюджета 392599 руб. Списано со счета 5700734 руб. 10 коп.

    В соответствии с положениями пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ у ИП ФИО1 в связи с получением  во 2  квартале 2014 г.  субсидии за счет средств федерального бюджета возникла обязанность по восстановлению сумм налога на добавленную стоимость, принятых к вычету  по товарам, работам и услугам.

    Согласно выписке банка ФИО4 ОАО «Россельхозбанк» по лицевому счету ИП ФИО1 субсидия в сумме 627186 руб. поступила на счет ИП ФИО1 за счет средств федерального бюджета 16.04.2014 г. (т.1). 

     Согласно представленной в ходе рассмотрения настоящего дела ФИО1 справке,, подтверждаемой материалами дела, оплачено с расчетного счета КФХ во 2 квартале 2014 года  товара (работ, услуг) на сумму 5700734 руб., поступило счетов-фактур с учетом НДС на сумму 4072745 руб. 33 коп., в том числе НДС 612266 руб. 34 коп., без НДС поступило счетов-фактур на сумму 1627988 руб. 77 коп.   

    По мнению налогового органа, во исполнение положений пп.6 п. 3 ст. 170 НК РФ налогоплательщик во 2 квартале 2014 г. должен был восстановить сумма налога на добавленную стоимость в размере 95672 руб., исходя из налоговой ставки 18 % от суммы субсидии 627186 руб. 00 коп., полученной из федерального бюджета.

     Как следует из акта камеральной налоговой проверки и оспариваемого решения, по мнению налогового органа, согласно постановления Правительства РФ от 27.12.2012 г. № 1431 «Об утверждении правил предоставления и распределения субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оказание несвязной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства» установлены правила предоставления субсидии, согласно которых субсидии предоставляются на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией региональных и (или) муниципальных программ, предусматривающих поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей в области растениеводства, осуществляемую в форме предоставления средств из бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов) сельскохозяйственным товаропроизводителям за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, на возмещение части затрат на проведение комплекса агротехнологических работ, повышение уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, повышение плодородия и качестве почв в расчете на 1 гектар посевной площади сельскохозяйственных культур. Размер субсидии, поступившей из федерального бюджета на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом налога зависит от уровня интенсивности использования посевных площадей сельскохозяйственными  товаропроизводителями. ИП ФИО1 осуществляет деятельность в области растениеводства и применяет общий режим налогообложения, согласно книги покупок товары приобретены с НДС и сумма НДС включена в налоговые вычеты. Из постановления Правительства РФ от 27.12.2012 г. № 1431 следует, что суммы полученных субсидий должны быть направлены на возмещение части затрат на проведение комплекса агротехнологических работ, повышение уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, повышение плодородия и качества почв, а источником выплаты является федеральный бюджет. Принятый к вычету НДС должен быть восстановлен согласно п. 3 ст. 170 НК РФ. Восстанавливается налог, ранее принятый к вычету при приобретении товаров (работ, услуг), связанных с осуществлением деятельности налогоплательщика. Размер восстановленной суммы определяется соответственно полученной суммы субсидии из федерального бюджета. Расчет размера субсидии производится из расчета фактической посевной площади за предыдущий год. Таким образом, по мнению налогового органа, если товары (работы, услуги), основные средства, нематериальные активы, имущественные права были приобретены налогоплательщиком до получения бюджетных средств, он имеет право принять входной НДС к вычету при соблюдении всех необходимых условий. При получении бюджетных средств на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), НДС, ранее принятый к вычету, должен быть восстановлен. Исходя из изложенного, налоговый орган отказал в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 95672 руб.

     Между тем, налоговым органом не было учтено следующее.

    Согласно Правил предоставления и распределения субсидий из Федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства», утвержденным  постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 № 1431 «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из Федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства» субсидии предоставляются на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией региональных и (или) муниципальных программ, предусматривающих поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей в области растениеводства, осуществляемую в форме предоставления средств из бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов) сельскохозяйственным товаропроизводителям, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, на возмещение части затрат на проведение комплекса агротехнологических работ, повышение уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, повышение плодородия и качества почв в расчете на 1 гектар посевной площади сельскохозяйственных культур.

    Поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей в области растениеводства, источником финансового обеспечения которой являются субсидии, осуществляется по ставкам на 1 гектар посевной площади сельскохозяйственных культур, определяемым органом, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган), в пределах размера субсидии, предусмотренной субъекту Российской Федерации.

   Таким образом, согласно указанного документа, данные субсидии являются не целевыми, а направлены на поддержку сельхозтоваропроизводителей и исчисляются из размера посевных площадей сельскохозяйственных культур, используемых сельхозтоваропроизводителем. 

    Согласно Правил предоставления из областного бюджета субсидий на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, утвержденных постановления Администрации  Курской области от 11.03.2013 № 125-па «Об утверждении Правил предоставления из областного бюджета субсидий на оказание несвязной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства» предоставление субсидий из областного бюджета осуществляется комитетом агропромышленного комплекса Курской области за счет средств федерального бюджета, предусмотренных по целевой статье "Оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства" соответствующего раздела, подраздела бюджетной классификации расходов бюджета и средств областного бюджета, предусмотренных в рамках областной целевой программы "Развитие отраслей сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности в Курской области на 2013 - 2020 годы", утвержденной постановлением Администрации Курской области от 11.03.2013 N 119-па, на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил.

    Объем субсидий устанавливается исходя из утвержденного Министерством сельского хозяйства Российской Федерации уровня софинансирования расходов на соответствующий финансовый год.

    В случае если объем предусмотренных на соответствующий финансовый год бюджетных ассигнований за счет средств федерального бюджета не обеспечен на условиях софинансирования в полном объеме бюджетными ассигнованиями за счет средств областного бюджета, предоставление субсидий осуществляется в доле обеспеченности софинансированием за счет средств областного бюджета.

     Субсидии предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям, отвечающим условиям, установленным статьей 3 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства", за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство (далее - сельскохозяйственные товаропроизводители), на возмещение части затрат на проведение комплекса агротехнологических работ, повышение уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, повышение плодородия и качества почв по ставкам в расчете на 1 гектар посевной площади сельскохозяйственных культур.

     Согласно Правил предоставления из областного бюджета субсидий на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, утвержденных постановления Администрации  Курской области от 11.03.2013 № 125-па «Об утверждении Правил предоставления из областного бюджета субсидий на оказание несвязной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства» предоставление субсидий из областного бюджета осуществляется комитетом агропромышленного комплекса Курской области за счет средств федерального бюджета, предусмотренных по целевой статье "Оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства" соответствующего раздела, подраздела бюджетной классификации расходов бюджета и средств областного бюджета, предусмотренных в рамках областной целевой программы "Развитие отраслей сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности в Курской области на 2013 - 2020 годы", утвержденной постановлением Администрации Курской области от 11.03.2013 N 119-па, на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил.

    Согласно ст. 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии  юридическим лицам предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

    В соответствии со ст. 132 Бюджетного кодекса РФ под субсидиями бюджетов субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные  трансферты,  предоставляемые бюджетам субъектов российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

    Как следует из выписки ОАО «Россельхозбанк» субсидии  в сумме 627186 руб. и в сумме 392599 руб. поступили на счет ИП ФИО1 с одного расчетного счета, от одного плательщика - УФК по Курской области (Комитет АПК Курской области). Согласно платежного поручения № 110 от 16.04.2013 г.  назначение платежа в сумме 627186 руб. – субсидии на оказание несвязной поддержки в области растениеводства согласно постановления Правительства от 27.12.2012 № 1431, постановления Администрации Курской области от 11.03.2013 № 125-па.

     Согласно п.п.6 п. 3 ст. 170 НК РФ суммы налога  принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам в порядке, предусмотренном настоящей главой, подлежат восстановлению налогоплательщиком, в частности   в случае получения налогоплательщиком в соответствии с законодательством Российской Федерации субсидий из федерального бюджета на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом налога, а также на возмещение затрат по уплате налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

     Таким образом, если налогоплательщик понес затраты, связанные с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом налога на добавленную стоимость и сумма субсидий соответствует этим затратам, то налог на добавленную стоимость подлежит восстановлению.   

    Как следует из материалов дела, налогоплательщиком в представленной налоговому органу налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 2 квартал 2014 г. заявлена к вычету сумма налога на добавленную стоимость в размере 621266  руб., предъявленная налогоплательщику при приобретении на территории РФ товаров (работ, услуг). При проведении камеральной налоговой проверки по требованию налогового органа налогоплательщиком были представлены копии книги покупок, книги продаж, счетов-фактур, договоров с контрагентами, журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, подтверждающие обоснованность указанных вычетов по НДС. 

     Вместе с тем, указанная сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая, по мнению налогового органа, восстановлению была определена, согласно акта выездной налоговой проверки и оспариваемого решения, расчетным путем, то есть просто выделением из суммы 621266 руб. налога в размере 18 %, без ссылок на конкретные счета-фактуры, по которым налогоплательщиком были приобретены товары (работы, услуги), облагаемые налогом на добавленную стоимость.

    Оспариваемое решение налогового орган не содержит отсылок к конкретным счетам-фактурам, по которым, по его мнению, подлежат восстановлению ранее принятые  суммы налога на добавленную стоимость. Более того, это не позволяет даже определить, по каким условиям должны соблюдаться положения пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ: подлежат ли восстановлению ранее принятые к вычету суммы налога или же указанные вычеты не подлежат применению. И во всяком случае должны быть указаны конкретные счета-фактуры в силу положений ст. 169 НК РФ которые являются основанием для предъявления сумм налога на добавленную стоимость к вычету. Без анализа счетов-фактур, представленных налогоплательщиком в подтверждение правомерности вычета по налогу на добавленную стоимость требование об отказе в вычете является неправомерным.

      Налоговый орган не представил доказательств направления налогоплательщиком полученной субсидии на компенсацию сумм налога на добавленную стоимость.

     Суд считает необходимым отметить, что, согласно Правил предоставления и распределения субсидий из Федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства», утвержденным  постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 № 1431 «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из Федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства», как указывалось выше данная субсидия выделяется не на компенсацию конкретных затрат, а на оказание несвязной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей в области растениеводства. Порядок выделения субсидии также не предусматривает возмещения конкретных затрат субъектов предпринимательской деятельности.

     Между тем, как следует из материалов дела, указанная субсидия была получена налогоплательщиком за счет средств федерального бюджета 16.04.2014 г.  Налоговым органом проверялась налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость, предъявленная налогоплательщиком  за  2 квартал 2014 г. Таким образом, исходя из указанных условий, речь идет об одном налоговом периоде, а если право на налоговый вычет и право восстановить сумму налога в связи с получением субсидии из федерального бюджета возникло в одном и том же налоговом периоде, налоговый вычет применению не подлежит. То есть, в данном случае налоговый орган имел право отказать в применении  налогового вычета за 2 квартал 2014 г. на конкретную сумму по конкретным счетам-фактурам. Согласно же оспариваемого решения налоговый орган отнес сумму 95672 руб. к суммам налога, подлежащим восстановлению (раздел 3 строка 090 декларации).

    Налоговый орган не представил доказательств направления указанной субсидии на приобретение товаров с налогом на добавленную стоимость, возмещение налога на добавленную стоимость данного налогоплательщика и содержания в ее составе налога на добавленную стоимость. Оспариваемое решение не содержит анализа и исследования указанных доводов налогоплательщика, имеется только ссылка на подтверждение факта перечисления ИП ФИО1 субсидии из федерального бюджета в размере 627186 руб. на оказание несвязной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства.  

     Между тем, в соответствии со ст. 100 НК РФ в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа, проводящими указанную проверку, должен быть составлен акт налоговой проверки по установленной форме в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки.

    В акте налоговой проверки указываются, в частности, документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки, или запись об отсутствии таковых;

    В соответствии со ст. 101 НК РФ в  ходе рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа:

1) устанавливает, совершало ли лицо, в отношении которого был составлен акт налоговой проверки (участник (участники) консолидированной группы налогоплательщиков), нарушение законодательства о налогах и сборах;

2) устанавливает, образуют ли выявленные нарушения состав налогового правонарушения;

3) устанавливает, имеются ли основания для привлечения лица к ответственности за совершение налогового правонарушения.

    В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом налогового правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей настоящего Кодекса, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности.

     Как указал Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в Постановлении Пленума № 53 от 12.10.2006 г. «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» судебная практика разрешения налоговых споров исходит из презумпции добросовестности налогоплательщиков и иных участников правоотношений в сфере экономики. В связи с этим предполагается, что действия налогоплательщика, имеющие своим результатом получение налоговой выгоды, экономически оправданы, а сведения, содержащиеся в налоговой декларации и бухгалтерской отчетности – достоверны.

    Под налоговой выгодой для целей настоящего постановления понимается уменьшение размера налоговой обязанности вследствие, в частности, уменьшения налоговой базы, получения налогового вычета, налоговой льготы, применение более низкой налоговой ставки, а также получение права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета.

    Представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.

    В соответствии с частью первой статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия налоговым органом оспариваемого акта, возлагается на этот орган.

     В связи с этим при рассмотрении в арбитражном суде налогового спора налоговым органом могут быть представлены в суд доказательства необоснованного возникновения у налогоплательщика налоговой выгоды. Эти доказательства, как и доказательства, представленные налогоплательщиком, подлежат исследованию в судебном заседании согласно требованиям статьи 162 АПК РФ и оценке арбитражным судом в совокупности и взаимосвязи с учетом положений статьи 71 АПК РФ.

    Налоговая выгода может быть признана необоснованной, в частности, в случаях, если  для целей налогообложения учтены операции не в соответствии с их действительным смыслом или учтены операции, не обусловленные разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера).

     Между тем, в ходе рассмотрения настоящего дела, налоговым органом такие доказательства не представлены. Доводы налогового органа строятся на предположениях и субъективных толкованиях налогового и бюджетного законодательства без представления достаточных доказательств и оснований.

    В соответствии с  частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального Кодекса РФ правом  на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия)  государственных органов, иных органов, должностных лиц  пользуются  граждане, организации и иные лица, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт,  решений и действий (бездействия) не соответствуют закону или иному нормативному правовому  акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной  экономической деятельности.

    Согласно ст.ст. 65, 200 АПК РФ каждое лицо, участвующие в деле обязано доказывать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

    Согласно статье 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному акту и нарушает права и законные интересы заявителя, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным. Признание судом решения недействительным влечет признание его не действующим с момента принятия и свидетельствует о незаконности решения с момента его вынесения.

    Налоговый орган не доказал, что оспариваемое решение соответствует норма Налогового кодекса Российской Федерации и что они не нарушают права и  законные  интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Материалами дела подтверждается исполнение налогоплательщиком всех условий, при которых ему может быть предоставлено право на применение налогового вычета по налогу на добавленную стоимость. В ходе судебного разбирательства от налогового органа не поступило ходатайств, в т.ч. о представлении или истребовании доказательств в обоснование законности оспариваемых решений. В связи с чем, суд считает, что у налогового органа отсутствовали основания для отказа индивидуальному предпринимателю ФИО1 в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 95672  руб.

     Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих признать законным  оспариваемое решение, Инспекцией в суд  не представлено.

     При таких обстоятельствах  требования заявителя о признании недействительным решения  ИФНС России по г.  Курску от 24.12.2013 г. № 16-03/312  об отказе в возмещении частично суммы  налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению в оспариваемой заявителем части, подлежат удовлетворению.

     Расходы по госпошлине относятся на налоговый орган.

    В судебном заседании  03.08.2015 г. в соответствии со ст. 176 АПК РФ объявлена резолютивная часть решения.

    Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст.ст. 17,27,29,64,65,71,102,110,123,124,132,156,167-171,176,177,180,181,182,318,319  АПК РФ, арбитражный суд   

                                       Р Е Ш И Л :

     Признать незаконным,  не соответствующим требованиям части первой и второй Налогового кодекса Российской Федерации  ст.ст. 22,31,32,108,122,169,171,172,173,174,176 НК РФ решение  ИФНС России по г. Курску от 16.12.2014 № 16-03/380    об отказе в возмещении частично  суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению в части отказа в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 95672 руб. 00 коп.

     Взыскать с ИФНС России по г. Курску (зарегистрирована 27.12.2004 г.,  ОГРН <***>, ИНН <***>, ул. Энгельса, 115, <...>),  в доход индивидуального предпринимателя ФИО1 (ДД.ММ.ГГГГ г. рождения, урож с. Шортадинское, Шортадинского района Целиноградской области, зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 11.07.2002 г., ОГРН <***>, ИНН <***>, ул. Гоголя, 36, кв. 77-78,  <...>) 300 руб. 00 коп. государственной пошлины, уплаченной в Федеральный бюджет за рассмотрение иска в арбитражном суде  по квитанции от 26.02.2015 г. 

     Данное решение вступает в законную силу по истечение месяца со дня его принятия и может быть обжаловано в Девятнадцатый Арбитражный апелляционный суд в г. Воронеже в течение месяца со дня его принятия,  через Арбитражный суд Курской области.

Судья                                                                                            Д.А.  Горевой