АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
г. Курск, ул. К. Маркса, д. 25
http://www.kursk.arbitr.ru; е-mail: info@kursk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Курск
06 октября 2015 года | Дело№ А35-1388/2015 |
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 29.09.2015.
Решение в полном объеме изготовлено 06.10.2015.
Арбитражный суд Курской области в составе судьи Д.В. Лымаря, при ведении протокола секретарем судебного заседания Емельяновой Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании 22.09.2015 с перерывом до 29.09.2015 дело по заявлению
Сельскохозяйственного потребительского кооператива «Земледелец»
к Администрации города Курска
третье лицо: Комитет архитектуры и градостроительства города Курска
о признании незаконным решения об отказе, обязании принять решение,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1 – по доверенности от 27.03.2015; ФИО2 – по пост. доверенности от 27.03.2015;
от ответчика: ФИО3 – по пост. доверенности от 21.09.2015;
от третьего лица: не явился, извещен надлежащим образом;
Сельскохозяйственный потребительский кооператив «Земледелец» (далее – СХПК «Земледелец», Кооператив) обратился в арбитражный суд с заявлением, с учетом уточнения, о признании незаконным решения Администрации города Курска (далее – Администрация) об отказе Сельскохозяйственному потребительскому кооперативу «Земледелец» в изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 46:29:102099:563, расположенного по адресу: г. Курск, в районе свинокомплекса рядом с д. Гремячка, оформленного письмом № 38/03-03 от 19.02.2015, и об обязании Администрации города Курска принять решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 46:29:102099:563, расположенного по адресу: г. Курск, в районе свинокомплекса рядом с д. Гремячка, с ранее установленного вида разрешенного использования – «для размещения объектов растениеводства» на новый вид разрешенного использования – «для размещения полей, пастбищ, лугов, питомников, садово-огородных участков, дач и дачных участков».
В обоснование заявленных требований заявитель ссылался на то, что испрашиваемый вид разрешенного использования земельного участка не противоречит земельному законодательству, в том числе Правилам землепользования и застройки муниципального образования «Город Курск», утвержденным Решением Курского городского Собрания от 23.10.2007 № 388-3-РС (далее – ПЗЗ, Правила). Также заявитель пояснил, что в качестве предмета деятельности СХПК «Земледелец» Устав Кооператива предусматривает, в том числе, растениеводство в сочетании с животноводством, производство, переработка и сбыт сельскохозяйственной продукции, что соответствует целевому использованию земельного участка. Кроме того, заявитель указал, что принцип целевого использования садово-огородного, дачного земельного участка не исключает возможность возведения жилого строения, но и не является обязательным условием целевого использования такого земельного участка. Заявитель также отметил, что установленный законодательством правовой режим предоставления земель для размещения дачных участков не является равнозначным правовому режиму предоставления земель для строительства, в силу чего не предусматривает процедуры торгов при их предоставлении.
Ответчик в письменном отзыве заявленные требования отклонил, ссылаясь на законность и обоснованность оспариваемого решения об отказе в изменении вида разрешенного использования, а также на то, что испрашиваемое изменение вида разрешенного использования приведет к существенному изменению целевого использования земельного участка, предполагающему предоставление его для строительства, тогда как ранее он выделялся для целей, не связанных со строительством.
Комитет архитектуры и градостроительства города Курска (далее – Комитет), привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в письменном мнении поддержал позицию заинтересованного лица, полагая решение Администрации об отказе в изменении вида разрешенного использования земельного участка законным и обоснованным. Представитель Комитета в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. 156 и 200 АПК РФ в отсутствие надлежащим образом уведомленного о месте и времени судебного заседания представителя третьего лица.
Выслушав явившихся в заседание представителей лиц, участвующих в деле, и изучив материалы дела, арбитражный суд установил следующее.
Сельскохозяйственный потребительский кооператив «Земледелец», расположен по адресу: 305004, <...> зарегистрирован в качестве юридического лица 09.10.2008, ОГРН <***>, ИНН <***>.
Как следует из материалов дела, Постановлением Администрации города Курска от 18.11.2014 №4486 «О предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: г.Курск, в районе свинокомплекса рядом с д.Гремячка СХПК «Земледелец» предоставлен из земель населенных пунктов земельный участок площадью 53 0000 кв.м с кадастровым номером 46:29:102099:563, расположенный по адресу: г.Курск, в районе свинокомплекса рядом с д.Гремячка, СХПК «Земледелец» в аренду сроком на 3 года для размещения объектов растениеводства (л.д. 30-31).
На основании указанного постановления между Земельным комитетом города Курска и СХПК «Земледелец» заключен договор №148652ю аренды земельного участка в городе Курске от 19.11.2014 (л.д. 20-25).
Письмами от 18.11.2014 и 15.01.2015 СХПК «Земледелец» обращался в уполномоченный орган с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка площадью 53 0000 кв.м с кадастровым номером 46:29:102099:563, расположенный по адресу: г.Курск, в районе свинокомплекса рядом с д.Гремячка с «для размещения объектов растениеводства» на «для размещения полей, пастбищ, лугов, питомников, садовоогородных участков, дач и дачных участков».
Письмом от 19.02.2015 №38/03-03 (л.д. 35) Администрация города Курска со ссылкой на отсутствие законодательно установленной возможности изменения вида разрешенного использования земельного участка, предоставленного для целей не связанных со строительством, отказала СХПК «Земледелец» в изменении вида разрешенного использования земельного участка.
Посчитав отказ Администрации нарушающим права и законные интересы СХПК «Земледелец», заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Требования заявителя арбитражный суд полагает подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный акт (решение или действие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и, нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основаниями для принятия арбитражным судом решения о признании акта государственного органа и органа местного самоуправления недействительным (решения или действия - незаконным) являются одновременно как несоответствие акта закону или иному правовому акту (незаконность акта), так и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения или действия незаконным являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению для признания решения Администрации, оформленного письмом № 38/03-03 от 19.02.2015, соответственно незаконным и недействительным необходимо установление одновременно наличия двух факторов: несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Полномочия органов исполнительной государственной власти Курской области по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в собственности Курской области, определены Законом Курской области от 06.10.2006 № 65-ЗКО «О регулировании некоторых вопросов в сфере земельных отношений в Курской области».
Пунктом 2 статьи 3 Закона Курской области от 06.10.2006 № 65-ЗКО «О регулировании некоторых вопросов в сфере земельных отношений в Курской области» (далее – Закон), предусмотрено, что Администрация Курской области в сфере земельных отношений определяет исполнительный орган государственной власти Курской области, уполномоченный на управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Курской области, и на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными в границах города Курска (далее - уполномоченный орган). К числу полномочий указанного органа пункт 1 части 1 статьи 4 Закон относит предоставление земельных участков, находящихся в собственности Курской области.
Таким образом, оспариваемое решение принято компетентным органом в пределах предоставленных полномочий.
В силу статьи 39.1 Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;
3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;
4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Согласно п.2 ст.7 ЗК РФ земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно- правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Статьей 85 ЗК РФ определено, что порядок использования земель населенных пунктов осуществляется в соответствии с зонированием их территорий. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно- делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
На территории города Курска градостроительный регламент установлен Правилами землепользования и застройки муниципального образования «Город Курск», утвержденными Решением Курского городского Собрания от 23.10.2007 № 388-3-РС.
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельный участок. Зонирование территории для строительства регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки (ч.ч. 2, 3 ст. 85 ЗК РФ).
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
В соответствии с п.9 ст.1 ГрК РФ под градостроительным регламентом понимается устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Согласно ч.ч.1, 2 ст.37 ГрК РФ виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные и устанавливаются применительно к каждой территориальной зоне.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Таким образом, разрешенное использование земельного участка, основанное на зонировании территории, заключается в определении конкретных видов деятельности, которые могут вестись землепользователем на предоставленном ему участке.
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности регламентировался ст. 30 ЗК РФ, (здесь и далее - в редакции, применимой к спорным правоотношениям). Согласно нормам, закрепленным в данной статье предоставление земельного участка для -строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществлялось с проведением торгов (конкурсов, аукционов), тогда как предоставление земельных участков для целей не связанных со строительством регламентировалось ст.34 ЗК РФ, которая не предусматривала процедуру торгов.
Принимая решение об отказе в изменении разрешенного вида использования земельного участка, Администрация города Курска ссылалась на отсутствие законодательно установленной возможности изменения вида разрешенного использования земельного участка, предоставленного для целей, не связанных со строительством.
Вместе с тем, Администрацией не учтено следующее.
Как отмечалось ранее, пункт 3 ст.85 ЗК РФ допускает использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны.
Согласно ч.4 ст.37 ГрК РФ основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Градостроительные регламенты устанавливаются в правилах землепользования и застройки и содержат перечень видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства соответствующей территориальной зоны (пункты 8, 9 статьи 1, статья 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам.
В пункте 2 той же статьи Кодекса предусмотрено, что границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент.
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе, земле как природному объекту.
В силу частей 2 и 6 статьи 30, статьи 32 ГрК РФ правила землепользования и застройки, утвержденные представительным органом местного самоуправления, включают в себя порядок их применения и внесения изменений в указанные правила, карту градостроительного зонирования, градостроительные регламенты, в которых указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Таким образом, при наличии утвержденных в установленном порядке правил землепользования и застройки правообладатель земельного участка может выбрать вид разрешенного использования в соответствии с вышеуказанными положениями Земельного кодекса Российской Федерации и Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Статьей 34 ЗК РФ установлены общие положения, регулирующие порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.
Согласно п. 2 ст. 81 ЗК РФ порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается настоящим Кодексом, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.
Поскольку спорные правоотношения связаны с изменением вида разрешенного использования земельного участка, предоставленного сельскохозяйственному производственному кооперативу с целью ведения коллективного садоводства и реализации сельскохозяйственной продукции (согласно предмету деятельности, утвержденному Уставом), суд учитывает, что нормы Земельного кодекса РФ подлежат применению во взаимосвязи с положениями Федерального закона Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».
Статья 1 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (далее – Закон № 66-ФЗ) закрепляет основные понятия, используемые для целей данного Федерального закона. Исходя из определения понятий, данных в указанной статье, основной целью использования садово-огородных, дачных земельных участков является отдых и выращивание сельскохозяйственных культур, в то время как строительство не является целью предоставления земельных участков данной категории.
Одновременно в земельном законодательстве и в законодательстве о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан сохранен принцип целевого использования садово-огородного, дачного земельного участка, при этом возможность возведения жилого строения как с правом регистрации проживания в нем, так и без такого права, не исключается, но и не является обязательным условием целевого использования такого земельного участка.
Суд также принимает во внимание, что порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности регламентировался ст.30 ЗК РФ (в редакции на дату оспариваемого отказа).
Согласно ст.30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в собственности субъектов Российской Федерации земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они вправе распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
Органы местного самоуправления вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
В соответствии с ч.2 ст.30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьей 38 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 настоящей статьи.
В соответствии с ч.4 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) проведение работ по формированию земельного участка:
выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости»), работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке (далее - кадастровые работы), осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка;
определение разрешенного использования земельного участка;
определение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение (технологическое присоединение) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - плата за подключение (технологическое присоединение));
принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);
публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);
проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка;
подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
На основании ч.5 ст.30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Согласно ч.1 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Частью 9 ст. 51 ГрК РФ предусмотрено, что в целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы следующие документы:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка;
3) схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.
В соответствии с ч.1 ст. 55 ГрК РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.
Для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственную корпорацию по космической деятельности «Роскосмос», выдавшие разрешение на строительство, непосредственно или через многофункциональный центр с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Согласно ч.3 ст. 55 ГрК РФ для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимы, в том числе, следующие документы:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории;
3) разрешение на строительство;
4) акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора);
5) документ, подтверждающий соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и подписанный лицом, осуществляющим строительство;
6) документ, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора, а также лицом, осуществляющим строительный контроль, в случае осуществления строительного контроля на основании договора), за исключением случаев осуществления строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства;
Вместе с тем, порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается Земельным кодексом РФ, Федеральным законом от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».
Поскольку изменяемый вид разрешенного использования предусматривает использование земельного участка, в том числе, для размещения дачного массива, при оценке допустимости изменения вида разрешенного использования суд исходит из того, что нормы Земельного кодекса подлежат применению во взаимосвязи с положениями Федерального закона № 66-ФЗ.
Согласно статье 13 Федерального закона № 66-ФЗ обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан. Эти органы ведут отдельно регистрацию и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков; очередность предоставления садовых, огородных или дачных земельных участков определяется на основании регистрации соответствующих заявлений. Граждане, имеющие в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством субъектов Российской Федерации преимущественное право на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, включаются в отдельный список. Списки граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, и изменения в указанных списках утверждаются органом местного самоуправления и доводятся до сведения заинтересованных граждан. Орган местного самоуправления на основании утвержденного списка граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, определяет потребности в садовых, огородных или дачных земельных участках. Расчет производится, исходя из установленных норм предоставления земельных участков с учетом необходимости размещения имущества общего пользования.
Выбор и предоставление земельных участков для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений урегулированы статьей 14 Федерального закона № 66-ФЗ, пунктом 2 которой предусмотрено, что орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности предоставить земельные участки.
На основании выбранного варианта размещения земельных участков и их размеров орган местного самоуправления с учетом пожеланий граждан и с их согласия формирует персональный состав членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (пункт 3 статьи 14 Федерального закона № 66-ФЗ).
Пунктом 4 той же статьи предусмотрено, что после государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством.
В соответствии со ст.81 ЗК РФ для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности гражданам, изъявившим соответствующее желание, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается настоящим Кодексом, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.
Гражданам, изъявившим желание вести личное подсобное хозяйство, земельные участки предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, федеральным законом о личном подсобном хозяйстве.
Условия предоставления гражданам земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для сенокошения и выпаса скота устанавливаются настоящим Кодексом, Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», другими федеральными законами, а также законами субъектов Российской Федерации.
На основании приведенных норм права суд приходит к выводу о том, что предоставление земельных участков для дачного строительства производится в особом льготном порядке, регламентированном Федеральным законом № 66-ФЗ, без проведения торгов на основании заявлений граждан, обратившихся в орган местного самоуправления по месту их жительства о предоставлении им земельного участка в указанных целях.
Таким образом, установленный законодательством правовой режим предоставления земель для размещения дачных участков не является равнозначным правовому режиму предоставления земель для строительства в значении, используемом в ст.31 ЗК РФ, при этом возможность возведения на дачном земельном участке жилых строений не является строительством в правовом значении, придаваемом ему ст.31 ЗК РФ, в силу чего не предусматривает процедуры торгов при предоставлении земельных участков для размещения дач.
Исходя из системного толкования норм гражданского и градостроительного законодательства, при возведении объектов на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства, законодательством не предусмотрена необходимость получения застройщиком разрешения на строительство (п.1 ч.17 ст.51 ГрК РФ), а, следовательно, и разрешения на ввод в эксплуатацию объекта по окончании строительных работ.
В силу положений ст. 1 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», строительство не является целью предоставления земельных участков для ведения садоводства, огородничества или дачного строительства, следовательно, предоставление таких земельных участков осуществляется без проведения торгов, в порядке, предусмотренном ст.81 ЗК РФ.
Таким образом, вывод Администрации о недопустимости изменения вида разрешенного использования на испрашиваемый со ссылкой на необходимость проведения торгов при предоставлении земельного участка для размещения дач с учетом возможного возведения на них строений, является ошибочным.
Кроме того, право собственности на объекты, возведенные на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства, регистрируется в упрощенном порядке на основании декларации, подтверждающей создание таких объектов и содержащей их техническое описание, без представления в регистрирующий орган разрешений на строительство и последующий ввод в эксплуатацию (ст.25.3 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).
Таким образом, отсутствие обязанности строительства на садово-огородном, дачном земельном участке, а также отсутствие необходимости получения разрешительной документации при создании дачного дома, обусловлено разными правовыми режимами земельных участков, предоставленных для строительства, и земельных участков, предоставленных для ведения садово-огородного, дачного хозяйства.
Кроме того, возведение объектов капитального строительства на земельных участках, предоставленных для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, является обязательным условием их целевого использования, неисполнение которого сопряжено с установленными действующим земельным законодательством санкциями - изъятием земельного участка.
Вместе с тем, каких-либо неблагоприятных правовых последствий, связанных с невозведением строений на садово-огородном, дачном земельном участке, нормами действующего законодательства не предусмотрено.
Целью предоставления земельных участков садоводческим организациям является ведение садоводства, огородничества или дачного строительства, следовательно, предоставление таких земельных участков осуществляется без проведения торгов в порядке, предусмотренном ст. 81 ЗК РФ.
Данная правовая позиция отражена также в Определении Верховного Суда РФ от 06.03.2015 № 309-ЭС14-5958.
Согласно п.2 ст.81 ЗК РФ, действовавшей до 01.03.2015, порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается настоящим Кодексом, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.
Таким образом, земельное законодательство, действовавшее до 01.03.2015, а также нормы, закрепленные в Федеральном законе от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», не устанавливали процедуру предоставления земельных участков с видом разрешенного использования, испрашиваемым заявителем, путем проведения торгов на право заключения договора аренды таких земельных участков, в силу чего препятствия для изменения ответчиком в установленном законом порядке вида разрешенного использования на испрашиваемый отсутствовали.
Кроме того, суд также принимает во внимание следующее.
Из материалов дела следует и подтверждается письменным мнением Комитета архитектуры и градостроительства города Курска (л.д. 68-69), что испрашиваемый вид разрешенного использования земельного участка содержится в перечне основных видов разрешенного использования, установленных Правилами землепользования и застройки муниципального образования «Город Курск», утвержденными Решением Курского городского Собрания от 23.10.2007 № 388-3-РС, для спорного земельного участка с кадастровым номером 46:29:102099:563, расположенного по адресу: г. Курск, в районе свинокомплекса рядом с д. Гремячка, в составе территориальной зоны СХ-1 (п.7 главы 11 ПЗЗ, подпункты 2, 6 и 9.3: для размещения питомников и оранжерей садово-паркового хозяйства; для размещения садово-огородных участков; для размещения полей, пастбищ, лугов; для размещения дач и дачных участков, бань).
Пунктом 9 ст.35 ГрК РФ установлено, что в состав зон сельскохозяйственного использования могут включаться зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, личного подсобного хозяйства, развития объектов сельскохозяйственного назначения.
Согласно пп. 4.1.4 ПЗЗ, изменение видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на территории муниципального образования «Город Курск» физическими и юридическими лицами осуществляется в соответствии с перечнем видов разрешенного использования на территории соответствующей территориальной зоны, установленным настоящими Правилами.
При этом пп. 4.1.5 ПЗЗ установлено, что основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства их правообладателями, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно, без дополнительных разрешений и согласования.
Виды разрешенного использования, испрашиваемые заявителем, входят в перечень видов разрешенного использования, закрепленный в параграфе 7 главы 11 ПЗЗ для зоны сельскохозяйственного использования.
Как установлено п.3 ст.85 ЗК РФ, градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков, независимо от форм собственности и иных прав.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования
При таких обстоятельствах изменение первоначального вида разрешенного использования спорного земельного участка «для размещения объектов растениеводства» на «для размещения полей, пастбищ, лугов, питомников, садово-огородных участков, дач и дачных участков» не повлечет нарушения ст.34 ЗК РФ и п.2.2 Положения о порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории муниципального образования «Город Курск», утвержденного решением Курского городского собрания от 12.02.2009г. №91-4-РС, со ссылкой на которые заявителю отказано в изменении вида разрешенного использования спорного земельного участка.
Иных оснований для отказа в изменении вида разрешенного использования спорного земельного участка в обжалуемом решении Администрации города Курска, оформленном письмом от 19.02.2015г. №38/03-03, не содержится; не установлены такие основания также и судом в ходе рассмотрения спора.
Убедительных доводов, основанных на доказательной базе, в подтверждение отнесения спорного земельного участка к другой зоне, кроме как СХ-1, заинтересованным лицом не представлено, представитель заинтересованного лица по существу данное обстоятельство не оспаривал.
Согласно статье 11.9.2 Правил, к основным видам использования земельных участков в зоне СХ-1 относятся виды разрешенного использования, которые в своей совокупности формируют испрашиваемый заявителем вид разрешенного использования земельного участка - «для размещения полей, пастбищ, лугов, питомников, садово-огородных участков, дач и дачных участков».
Согласно ст.1 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» садовый земельный участок - земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений);
огородный земельный участок - земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля (с правом или без права возведения некапитального жилого строения и хозяйственных строений и сооружений в зависимости от разрешенного использования земельного участка, определенного при зонировании территории).
При этом такого понятия как «садово-огородный участок» указанный закон не содержит, равно как и сборник классификаторов, используемых Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии в автоматизированных системах ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастра недвижимости при классификации видов использования земель (код классификатора – 14). В позиции 141.4 сборника классификаторов указано «для ведения гражданами садоводства и огородничества».
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам ст. 71 АПК РФ с учетом положений частей 1, 2 статьи 65, части 2 статьи 66 АПК РФ, суд полагает, что в ходе рассмотрения настоящего дела установлены основания для признания решения Администрации города Курска № 38/03-03 от 19.02.2015 незаконным, а именно – оспариваемый акт федерального органа власти не соответствует закону или иным нормативным правовым актам и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, так как оспариваемое решение устанавливает заявителю необоснованное ограничение использования предоставленного на праве аренды земельного участка, используемого им в гражданско-правовом обороте.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов должны содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
С учетом изложенного, в качестве способа восстановления нарушенного права заявителя, суд, в порядке пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ, считает необходимым обязать Администрацию города Курска принять решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 46:29:102099:563, расположенного по адресу: г. Курск, в районе свинокомплекса рядом с д. Гремячка, с ранее установленного вида разрешенного использования – «для размещения объектов растениеводства» на новый вид разрешенного использования – «для размещения полей, пастбищ, лугов, питомников, садово-огородных участков, дач и дачных участков».
Принимая во внимание положения ст.ст.101, 106, 110, 112 АПК РФ, ст.ст.333.21, 333.22, 333.37 Налогового кодекса РФ, расходы по уплате госпошлины за рассмотрение заявления в сумме 3000 руб., понесенные заявителем, подлежат взысканию с ответчика в пользу заявителя. Вместе с тем, с учетом заключенного в порядке ч.4 ст.110 АПК РФ сторонами соглашения о порядке распределения судебных расходов от 29.09.2015, указанные расходы заявитель принял на себя, в силу чего они не подлежат взысканию с ответчика.
Однако, излишне уплаченная заявителем госпошлина, в сумме 3000 руб. подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 17, 27, 65, 110, 156, 163, 167-170, 176, 180, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Уточненные требования Сельскохозяйственного потребительского кооператива «Земледелец» к Администрации города Курска удовлетворить.
Признать незаконным оформленное письмом № 38/03-03 от 19.02.2015 решение Администрации города Курска об отказе Сельскохозяйственному потребительскому кооперативу «Земледелец» в изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 46:29:102099:563, расположенного по адресу: г. Курск, в районе свинокомплекса рядом с д. Гремячка.
В порядке п.3 ч.5 ст.201 АПК РФ обязать Администрацию города Курска устранить допущенное нарушение прав заявителя, в том числе – принять решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 46:29:102099:563, расположенного по адресу: г. Курск, в районе свинокомплекса рядом с д. Гремячка, с ранее установленного вида разрешенного использования – «для размещения объектов растениеводства» на новый вид разрешенного использования – «для размещения полей, пастбищ, лугов, питомников, садово-огородных участков, дач и дачных участков».
Выдать Сельскохозяйственному потребительскому кооперативу «Земледелец» справку на возврат из федерального бюджета 3000 руб. 00 коп. госпошлины, излишне уплаченной по платежному поручению № 1 от 27.02.2015.
Оспариваемое решение проверено на соответствие положениям Земельного кодекса Российской Федерации, Градостроительного кодекса Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, «Правилам землепользования и застройки муниципального образования «Город Курск», утвержденным решением Курского городского Собрания от 23.10.2007 №388-3-РС.
Данное решение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия. В случае, если настоящее решение было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, оно может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу. Апелляционные и кассационные жалобы подаются через Арбитражный суд Курской области.
Судья Д.В. Лымарь