АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Курск
27 сентября 2012 года Дело №А35-13938/2011
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 20.09.2012. Полный текст решения изготовлен 27.09.2012.
Арбитражный суд Курской области в составе судьи Д.В. Лымаря, при ведении протокола секретарем судебного заседания Емельяновой Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании 20.09.2012 дело по заявлению Гаражно-строительного кооператива № 55 к
Комитету по управлению имуществом Курской области
третье лицо: Администрация г. Курска
об оспаривании действий Комитета
при участии в заседании:
от заявителя: ФИО1 – по пост. доверенности от 24.11.2011 г.;
от ответчика: ФИО2 – по пост. доверенности от 10.01.2012 г.;
от третьего лица: ФИО3 – по пост. доверенности от 30.07.2012 г.;
Гаражно-строительный кооператив № 55 (далее – ГСК-55) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным действия комитета по управлению имуществом Курской области, изложенного в письме от 14.09.2011 №04.1 пр-01-20/9027, выразившегося в отказе принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта «Гаражные боксы ГСК -55 по улице Ленина (в районе дома № 74) в г. Курске» площадью 531 кв.м. и утверждении акт выбора земельного участка для размещения объекта «Гаражные боксы ГСК-55 по улице Ленина (в районе дома № 74) в г. Курске» площадью 531 кв.м.; об обязании Комитета по управлению имуществом Курской области принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта «Гаражные боксы ГСК -55 по улице Ленина (в районе дома № 74) в г. Курске» площадью 531 кв.м.; об обязании Комитета по управлению имуществом Курской области принять решение об утверждении акта выбора земельного участка для строительства объекта «Гаражные боксы ГСК -55 по улице Ленина (в районе дома № 74) в г. Курске» площадью 531 кв.м.
Представитель заявителя в заседании заявленные требования поддержал, сославшись на то, что порядок предоставления земельного участка в аренду в рассматриваемом случае установлен ст.31 ЗК РФ, а органом, уполномоченным на разрешение вопроса о предоставлении земельного участка в аренду, является Комитет по управлению имуществом Курской области. Заявитель также пояснил, что ссылки Комитета на наличие на испрашиваемом земельном участке гаражей являются необоснованными, поскольку на территории испрашиваемого земельного участка расположены временные металлические гаражи, установленные их владельцами без получения разрешений органов местного самоуправления, которые не отвечают признакам объектов капитального строительства. Одновременно заявитель пояснил, что в настоящее время достигнута договоренность ГСК-55 с владельцами незаконно установленных временных гаражей, о включении их в состав членов Кооператива.
Ответчик в письменном отзыве заявленные требования отклонил, ссылаясь на то, что на испрашиваемом земельном участке находятся существующие гаражи, в связи с чем вопрос о предоставлении данного земельного участка, по мнению ответчика, подлежит разрешению Администрацией города Курска.
Выслушав явившихся в заседание представителей лиц, участвующих в деле, и изучив материалы дела, арбитражный суд установил следующее.
Гаражно-строительный кооператив №55, место регистрации – 305000, <...>, зарегистрирован в качестве юридического лица 13.08.2010 за ОГРН <***>, ИНН <***>, и состоит на налоговом учете в ИФНС России по г.Курску.
30.09.2010 ГСК-55 обратился в Комитет по управлению имуществом Курской области с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка ориентировочной площадью 585 кв.м., расположенного по адресу: <...> (в районе дома 74), для строительства закрытых гаражных боксов сроком на 3 года.
Комиссией на основании обращения ГСК-55, в соответствии с решением Комитета по управлению имуществом Курской области №01-18/1276 от 29.05.2008, был рассмотрен вариант по выбору земельного участка в Центральном округе города Курска для строительства объекта «Гаражные боксы ГСК-55 по ул. Ленина (в районе дома №74) в г. Курске», по результатам рассмотрения которого составлен Акт выбора земельного участка для строительства объекта - гаражные боксы ГСК-55 по ул. Ленина (в районе дома №74) в г. Курске». Как следует из указанного акта, Комиссией сделан вывод о возможности использовании земельного участка ориентировочной площадью 531 кв.м. в Центральном округе города Курска для строительства объекта: «Гаражные боксы ГСК9-55 по ул. Ленина (в районе дома №74) в г. Курске».
Постановлением Администрации города Курска №1031 от 20.04.2011 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом квартале 46:29:102332 для строительства объекта: «Гаражные боксы ГСК-55 по ул. Ленина (в районе дома №74) в г. Курске».
Комитет архитектуры и градостроительства города Курска проинформировал население о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка площадью 531 кв.м., по улице Ленина (в районе дома №74) ГСК-55 для строительства объекта «Гаражные боксы» путем публикации сообщения в газете «Городские известия» №70 от 11.06.2011.
Комитет архитектуры и градостроительства города Курска письмом №1864/02.1.01-11 (в ответ на письмо №10.1 пр-01-20/10701 от 18.11.2010) направил в Комитет по управлению имуществом Курской области для согласования материалы по формированию земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, оформленные актом выбора земельного участка.
Комитет по управлению имуществом Курской области письмом №04.1пр-01-20/9027 от 14.09.2011 сообщил ГСК-55 о том, что в связи с тем, что на испрашиваемом земельном участке расположены существующие гаражи, для решения вопроса о предоставлении земельного участка в аренду в силу положений Закона Курской области от 06.10.2006 №65-ЗКО «О регулировании некоторых вопросов в сфере земельных отношений в Курской области» следует обращаться в Администрацию города Курска.
ГСК-55 не согласился с действиями Комитета по управлению имуществом Курской области по отказу принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта «Гаражные боксы ГСК -55 по улице Ленина (в районе дома № 74) в г. Курске» площадью 531 кв.м. и утверждении акта выбора земельного участка для размещения объекта «Гаражные боксы ГСК-55 по улице Ленина (в районе дома № 74) в г. Курске» площадью 531 кв.м., изложенными в письме от 14.09.2011 №04.1 пр-01-20/9027, и оспорил их в арбитражном суде. В качестве способа восстановления нарушенного права заявитель просил обязать Комитет по управлению имуществом Курской области принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта «Гаражные боксы ГСК -55 по улице Ленина (в районе дома № 74) в г. Курске» площадью 531 кв.м., а также принять решение об утверждении акта выбора земельного участка для строительства объекта «Гаражные боксы ГСК -55 по улице Ленина (в районе дома № 74) в г. Курске» площадью 531 кв.м.
Требования заявителя арбитражный суд полагает подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.29 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно ст.2 Закона Курской области «О регулировании некоторых вопросов в сфере земельных отношений в Курской области» №65-ЗКО от 06.10.2006 в соответствии с федеральным законодательством распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, за исключением земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе «Город Курск», являющемся административным центром Курской области.
Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе «Город Курск», являющемся административным центром Курской области, осуществляется Администрацией Курской области и органами местного самоуправления городского округа «Город Курск» в пределах полномочий, определенных настоящим Законом.
В соответствии со ст.31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты (ч.1 ст.31 ЗК РФ).
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 ЗК РФ исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения предоставляются бесплатно соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями в двухнедельный срок со дня получения запроса от органа местного самоуправления (ч.2 ст.31 ЗК РФ).
Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Граждане, общественные организации (объединения), религиозные организации и органы территориального общественного самоуправления имеют право участвовать в решении вопросов, затрагивающих интересы населения, религиозных организаций и связанных с изъятием, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных и муниципальных нужд и предоставлением этих земельных участков для строительства (ч.3 ст.31 ЗК РФ).
Орган местного самоуправления информирует землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законные интересы которых могут быть затронуты в результате возможного изъятия для государственных и муниципальных нужд находящихся соответственно в их пользовании и владении земельных участков, в связи с предоставлением этих земельных участков для строительства. В случае, если в целях размещения объектов необходимо выкупить земельные участки для государственных или муниципальных нужд из земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, орган местного самоуправления информирует собственников этих земельных участков об их возможном выкупе. Порядок и условия предоставления такой информации могут быть установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации (ч.4 ст.31 ЗК РФ).
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
В случаях, предусмотренных федеральным законом, допускается утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В случае предполагаемого изъятия, в том числе путем выкупа, земельного участка для государственных или муниципальных нужд к акту о выборе земельного участка также прилагаются расчеты убытков собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков (ч.5 ст.31 ЗК РФ).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (ч.6 ст.31 ЗК РФ).
Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения (ч.7 ст.31 ЗК РФ).
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
В случае осуществления собственником земельного участка, землепользователем, землевладельцем, арендатором земельного участка строительства на земельном участке или иного его улучшения после информирования о возможном изъятии, в том числе путем выкупа, земельного участка для государственных или муниципальных нужд собственник земельного участка, землепользователь, землевладелец, арендатор земельного участка несут риск отнесения на них затрат и убытков, связанных со строительством на земельном участке или с иным его улучшением. В случае осуществления собственником земельного участка, землепользователем, землевладельцем, арендатором земельного участка строительства или осуществления иных улучшений земельного участка, расположенного в границах зарезервированных земель, после информирования указанных лиц о резервировании земель собственник такого земельного участка, землепользователь, землевладелец, арендатор такого земельного участка несут риск отнесения на них затрат и убытков, связанных со строительством на таком земельном участке или с иным его улучшением.
В случае, если по истечении срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта решение о предоставлении земельного участка не было принято, лица, права которых были ограничены, вправе требовать возмещения от исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса и принявших такое решение, понесенных убытков (ч.8 ст.31 ЗК РФ).
Как следует из доказательств, представленных в материалы дела, 30.09.2010 ГСК-55 обратился в Комитет по управлению имуществом Курской области с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка ориентировочной площадью 585 кв.м., расположенного по адресу: <...> (в районе дома 74), для строительства закрытых гаражных боксов сроком на 3 года.
Комитет по управлению имуществом Курской области письмом №10.1пр-01-20/10714 от 18.11.2010 уведомил ГСК-55 о том, что вопрос о предоставлении испрашиваемых земельных участков, рассмотрен на заседании комиссии по выбору земельных участков в границах города Курска, для строительства, для целей не связанных со строительством, а также для установления охранных или санитарно-защитных зон (протокол №72 от 16.11.2010). Согласно рекомендации данной комиссии, Комитетом в установленном порядке направлен пакет документов по указанным земельным участкам в адрес Администрации г. Курска для организации работ по оформлению земельных участков и подготовки акта выбора. В связи с этим Комитет предложил ГСК-55 представить необходимую информацию в Комитет архитектуры и градостроительства г. Курска, а также материалы межевания по указанным земельным участкам. Кроме того, Комитет предложил представить санитарно-эпидемиологическое заключение в отношении испрашиваемого земельного участка.
Согласно Санитарно-эпидемиологическому заключению Управления Роспотребнадзора по Курской области №46.01.12.000.Т.000645.08.10 от 20.08.2010 требования, установленные в проектной документации – отвод земельного участка под строительство гаражных боксов по ул. Ленина (у дома №74) в городе Курске, соответствуют государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.
Администрация центрального округа г. Курска письмом №3651 от 11.11.2010 сообщила Комитету по управлению имуществом Курской области, что земельный участок по ул. Ленина расположен в территориальной зоне «Ж-4» - для жилой застройки высокой этажности (9 этажей и более). Размещение гаражей индивидуального автотранспорта соответствует разрешенному виду использования. Администрацией отмечено, что при размещении гаражных боксов следует учитывать охранные зоны и выполнение условий, поставленных согласующими организациями.
Комиссией на основании обращения ГСК-55, в соответствии с решением Комитета по управлению имуществом Курской области №01-18/1276 от 29.05.2008, был рассмотрен вариант по выбору земельного участка в Центральном округе города Курска для строительства объекта «Гаражные боксы ГСК-55 по ул. Ленина (в районе дома №74) в г. Курске», по результатам рассмотрения которого составлен Акт выбора земельного участка для строительства объекта - гаражные боксы ГСК-55 по ул. Ленина (в районе дома №74) в г. Курске». Как следует из указанного акта, Комиссией сделан вывод о возможном использовании земельном участка ориентировочной площадью 531 кв.м. в Центральном округе города Курска для строительства объекта: «Гаражные боксы ГСК9-55 по ул. Ленина (в районе дома №74) в г. Курске».
Постановлением Администрации города Курска №1031 от 20.04.2011 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом квартале 46:29:102332 для строительства объекта: «Гаражные боксы ГСК-55 по ул. Ленина (в районе дома №74) в г. Курске».
Комитет архитектуры и градостроительства города Курска проинформировал население о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка площадью 531 кв.м., по улице Ленина (в районе дома №74) ГСК-55 для строительства объекта «Гаражные боксы» путем публикации сообщения в газете «Городские известия» №70 от 11.06.2011.
Комитет архитектуры и градостроительства города Курска письмом №1864/02.1.01-11 (в ответ на письмо №10.1 пр-01-20/10701 от 18.11.2010) направил в Комитет по управлению имуществом Курской области для согласования материалы по формированию земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, оформленные актом выбора земельного участка.
Комитет архитектуры и градостроительства города Курска письмом №5109/02.1.01-11 от 30.09.2011 сообщил ГСК-55 о том, что в силу положений Закона Курской области «О регулировании некоторых вопросов в сфере земельных отношений в Курской области» №65-ЗКО от 06.10.2006 и Постановления Губернатора Курской области №447 от 17.10.2006, рассмотрение вопросов о предоставлении земельных участков площадью более 200 кв.м. относятся к компетенции Администрации Курской области.
ГСК-55 письмом от 25.07.2011 сообщил Комитету по управлению имуществом Курской области, что на земельном участке площадью 531 кв.м., расположенном по адресу: <...> (в районе дома №74) временные металлические гаражи установлены незаконно, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
01.08.2011 ГСК-55 письменно сообщил Комитету по управлению имуществом по Курской области о том, что пользователи временных металлических гаражей, расположенных на земельном участке по адресу: <...> (в районе дома №74), дали свое согласие на вступление в члены ГСК-55, в случае принятия Комитетом решения о предоставлении испрашиваемого земельного участка и предоставили копии документов, подтверждающих установку временных гаражей.-55, в случае принятия Комитетеие в члены ГСК-55, в случае принятия Комитетеом решения о предоставлении исправшиваемого земельн
Комитет по управлению имуществом Курской области письмом №04.1пр-01-20/8271 от 23.08.2011 сообщил ГСК-55 о том, что в связи с тем, что на испрашиваемом земельном участке расположены металлические и капитальные гаражи, находящиеся в пользовании и в собственности граждан, для решения вопроса о предоставлении земельного участка в аренду в силу положений Закона Курской области от 06.10.2006 №65-ЗКО «О регулировании некоторых вопросов в сфере земельных отношений в Курской области» следует обращаться в Администрацию города Курска.
Письмом от 24.08.2011 ГСК-55 просил Комитет по управлению имуществом Курской области принять во внимание, что временные металлические гаражи, установлены на земельном участке по адресу: <...> (в районе дома №74), без разрешения. ГСК-55 также дополнительно сообщил о том, что выявил владельцев незаконно установленных временных металлических гаражей, с которыми установил договоренность о включении их в члены ГСК-55, а также о постройке капитальных гаражей вместо временных. ГСК-55 также сообщил о том, что капитальные гаражи не входят в границы испрашиваемого земельного участка, что подтверждается схемой расположения земельного участка, утвержденной Постановлением Администрации города Курска от 20.04.2011.
Комитет по управлению имуществом Курской области письмом №04.1пр-01-20/9027 от 14.09.2011 повторно сообщил ГСК-55 о том, что в связи с тем, что на испрашиваемом земельном участке расположены существующие гаражи, для решения вопроса о предоставлении земельного участка в аренду в силу положений Закона Курской области от 06.10.2006 №65-ЗКО «О регулировании некоторых вопросов в сфере земельных отношений в Курской области» следует обращаться в Администрацию города Курска.
Вместе с тем, суд считает, что данные действия Комитета по управлению имуществом Курской области являются неправомерными по следующим основаниям.
В соответствии с ч.2 ст.2 Закона Курской области «О регулировании некоторых вопросов в сфере земельных отношений в Курской области» №65-ЗКО от 06.10.2006 распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе «Город Курск», являющемся административным центром Курской области, осуществляется Администрацией Курской области и органами местного самоуправления городского округа «Город Курск» в пределах полномочий, определенных настоящим Законом.
Согласно п.п.1, 2 ст.3 Закона Курской области «О регулировании некоторых вопросов в сфере земельных отношений в Курской области» №65-ЗКО от 06.10.2006 Администрация Курской области в сфере земельных отношений осуществляет следующие полномочия: устанавливает максимальные размеры земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в границах города Курска, которые могут предоставляться гражданам и юридическим лицам на основании решений органов местного самоуправления города Курска, за исключением земельных участков, размеры которых устанавливаются в соответствии со статьей 33 Земельного кодекса Российской Федерации; определяет исполнительный орган государственной власти Курской области, уполномоченный на управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Курской области, и на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными в границах города Курска.
Постановлением Губернатора Курской области №447 от 17.10.2006 Комитет по управлению имуществом Курской области определен органом исполнительной государственной власти Курской области, уполномоченным на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными в границах города Курска. Данным постановлением также установлен максимальный размер земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в границах города Курска, которые могут предоставляться гражданам и юридическим лицам на основании решений органов местного самоуправления города Курска, - до 200 кв. м.
В соответствии с п.п. «б» п.2 ч.1 ст.5 Закона Курской области «О регулировании некоторых вопросов в сфере земельных отношений в Курской области» №65-ЗКО от 06.10.2006 в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в границах города Курска, органы местного самоуправления города Курска осуществляют следующие полномочия, в том числе, предоставляют земельные участки на основании своих решений в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации вне зависимости от площади земельных участков - гражданам и юридическим лицам - под существующими жилыми домами, многоквартирными домами, дачами, существующими гаражами, существующими садовыми и ягодными насаждениями.
В соответствии с ч.1 ст.25 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Как отмечалось ранее, порядок предоставления гражданам или юридическим лицам, заинтересованным в предоставлении земельного участка для строительства, предусмотрен ст.31 ЗК РФ.
Доводы Комитета по управлению имуществом Курской области о том, что вопрос о предоставлении ГСК-55 испрашиваемого земельного участка в аренду подлежит рассмотрению Администрацией города Курска со ссылкой на наличие на данном земельном участке существующих гаражей, не принимается судом.
В соответствии с п.1.1.1 Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Курск», утвержденных Решением Курского городского Собрания №388-3-РС от 23.10.2007 (далее – Правила), временные постройки и сооружения - объекты, не являющиеся объектами капитального строительства, размещаемые на определенный срок, по истечении которого подлежащие демонтажу, если иное не предусмотрено договором аренды земельного участка.
Согласно п.8.5.2 Правил, порядок и условия предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, и порядок размещения и эксплуатации временных сооружений для оказания услуг на территории города Курска регулируются правовыми актами органов местного самоуправления города Курска, принимаемыми в целях реализации настоящих Правил.
Согласно п.8.5.4 Правил временными гаражами являются: сборно-разборные металлические гаражи; гаражи из сборных объемных железобетонных блоков без фундаментов; гаражи типа «ракушка».
В соответствии с п.3.2 Положения об Администрации Центрального округа города Курска, утвержденного Решением Курского городского Собрания №29-4-РС от 29.05.2008, в Администрация в области использования земли и охраны окружающей среды осуществляет предоставление земельных участков под размещение временных гаражей.
Как следует из письменных пояснений заявителя и подтверждается доказательствами, представленными в материалы дела, на испрашиваемом земельном участке площадью 531 кв.м., расположенном по адресу: <...> (в районе дома №74), находятся временные металлические гаражи. ГСК-55 установлены владельцы временных гаражей, которые пояснили, что гаражи установлены ими без получения разрешения органов местно самоуправления.
Данное обстоятельство также подтверждается сведениями, представленными Администрацией Центрального округа города Курска в ответ на обращение ГСК-55 от 18.08.2011, в письме №2987/01.301-27 от 22.08.2011. Администрация пояснила, что не располагает информацией о выдаче гражданам разрешений на установку временных гаражей.
Земельный комитет города Курска письмом №3088/07.2.01-16 в ответ на обращение ГСК-55 от 26.07.2011 также сообщил о том, что сведениями о земельных участках, пересекающих территорию земельного участка площадью 531 кв.м. по улице Ленина (в районе дома №74), не располагает.
В ходе рассмотрения настоящего спора по существу владельцы временных металлических гаражей, расположенных на территории земельного участка площадью 531 кв.м. по улице Ленина (в районе дома №74) – ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, представили письменные пояснения о том, что временные гаражи надлежащим образом не оформлены. Владельцы временных гаражей пояснили, что единственной возможностью получения правоустанавливающих документов на гаражи является предоставление ГСК-55 в аренду земельного участка площадью 531 кв.м. по улице Ленина (в районе дома №74).
Таким образом, доказательствами, представленными в материалы дела, подтверждается, что органами местно самоуправления разрешения на установку временных металлических гаражей вышеуказанным гражданам на территории земельного участка площадью 531 кв.м., расположенного по адресу: <...> (в районе дома 74), не выдавались.
В соответствии с п.10 ст.1 Градостроительного кодекса РФ объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Вместе с тем, временные металлические гаражи, установленные гражданами на испрашиваемом земельном участке площадью 531 кв.м., расположенном по адресу: <...> (в районе дома 74), не отвечают критериям объектов капитального строительства, и в силу положений п.1.1.1, п.8.5.4 Правил относятся к категории «временные постройки и сооружения», а именно являются временными гаражами.
Факт отсутствия объектов капитального строительства на испрашиваемом ГСК-55 земельном участке, подтверждается схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале 46:29:102332, утвержденной Постановлением Администрации города Курска №1031 от 20.04.2011.
Как следует из письменных пояснений заявителя и подтверждается доказательствами, представленными в материалы дела, на земельном участке, граничащем с земельным участком площадью 531 кв.м. по улице Ленина (в районе дома №74), расположены два капитальных гаража, однако, данные строения не входят в границы испрашиваемого земельного участка.
Так, согласно Свидетельству №46-АВ №239754 от 02.08.2004 гараж кирпичный литер В площадью 13,7 кв.м. с погребом, по адресу: <...> (около дома №86), находится в общей совместной собственности ФИО9 и ФИО10. Данный гараж расположен на земельном участке с кадастровым номером 46:29:1 02 332:0039, по адресу: <...> (около дома №86); данный земельный участок предоставлен ФИО9 и ФИО10 в аренду на основании договора №76733ф от 17.10.2005 на основании Постановления Администрации города Курска №2796 от 04.10.2005.
Согласно Свидетельству №46-АГ 188832 от 21.04.2008 гараж кирпичный со смотровой ямой литер В площадью 11,9 кв.м., по адресу: <...> б/н, находится в собственности ФИО11. Данный гараж расположен на земельном участке с кадастровым номером 46:29:1 02 332:0049, по адресу: <...> б/н; данный земельный участок принадлежит ФИО11 на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации №46-АГ 188831 от 21.04.2008.
Таким образом, доказательствами, представленными в материалы дела, подтверждается, что два капитальных гаража, принадлежащих на праве собственности ФИО11, ФИО9 и ФИО10 расположены на земельных участках, смежных с земельным участком площадью 531 кв.м., по адресу: <...> (в районе дома 74), а соответственно данные объекты капитального строительства не входят в границы испрашиваемого земельного участка.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что доводы Комитета по управлению имуществом Курской области о том, что на территории земельного участка площадью 531 кв.м., расположенном по адресу: <...> (в районе дома 74), имеются существующие гаражи, не нашел своего подтверждения в материалах дела.
Судом также не принимаются ссылки Комитета по управлению имуществом Курской области на то, что вопрос о предоставлении испрашиваемого ГСК-55 земельного участка в аренду подлежит разрешению Администрацией города Курска.
В соответствии с ч.1 ст.36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с ЗК РФ.
Таким образом, обязательным условием для приобретения права на земельный участок в порядке ст.36 ЗК РФ является наличие права собственности у заявителя права собственности на объекты недвижимости, расположенные на данном земельном участке.
Судом установлено, что на земельном участке площадью 531 кв.м., по адресу: <...> (в районе дома 74), отсутствуют объекты капитального строительства, принадлежащие на праве собственности ГСК-55 либо физическим лицам, являющимися членами ГСК-55. Временные металлические гаражи, расположенные на территории земельного участка, площадью 531 кв.м., по адресу: <...> (в районе дома 74), являются временными сооружениями и не относятся к объектам недвижимости, право собственности на которые подлежит государственной регистрации.
Как отмечалось ранее, в соответствии с п.3.2 Положения об Администрации Центрального округа города Курска, утвержденного Решением Курского городского Собрания №29-4-РС от 29.05.2008, в Администрация в области использования земли и охраны окружающей среды осуществляет предоставление земельных участков под размещение временных гаражей.
Судом установлено, что временные металлические гаражи, расположенные на земельном участке площадью 531 кв.м., расположенном по адресу: <...> (в районе дома №74), установлены их владельцами без получения разрешения органов местного самоуправления.
Кроме того, положения п.2 Постановления Губернатора Курской области №447 от 17.10.2006, устанавливают максимальный размер земельных участков, которые могут предоставляться гражданам и юридическим лицам на основании решений органов местного самоуправления города Курска, до 200 кв. м.
С учетом изложенного, и принимая во внимание, что площадь испрашиваемого ГСК-55 земельного участка, расположенного по адресу: <...> (в районе дома №74), составляет - 531 кв.м., а соответственно превышает максимальный размер площади земельного участка, установленный Постановлением Губернатора Курской области №447 от 17.10.2006, а также факт отсутствия на данном земельном участке капитальных объектов строительства, а также временных гаражей, установленных с разрешения органов местного самоуправления, суд приходит к выводу о том, что вопрос предоставления в аренду ГСК-55 испрашиваемого земельного участка не относится к компетенции Администрации города Курска.
Таким образом, принимая во внимание, что испрашиваемый ГСК-55 земельный участок площадью 531 кв.м., расположенный по адресу: <...> (в районе дома 74), является земельным участком, расположенным в границах города Курска, государственная собственность на который не разграничена, на его территории отсутствуют объекты капитального строительства, и его площадь превышает 200 кв.м., то разрешение вопроса о предоставлении земельного участка в аренду входит в компетенцию Комитета по управлению имуществом Курской области.
Судом также не принимается довод Комитета о том, что на земельном участке площадью 531 кв.м., расположенном по адресу: <...> (в районе дома 74), невозможно строительство гаражных боксов в связи с тем, что будут нарушены санитарные нормы, так как земельный участок находится на расстоянии менее 10 метров от фасада жилого дома №74 по улице Ленина города Курска.
В соответствии с Экспертным заключением ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курской области» №10-01-17/1852 от 18.08.2010 земельный участок для строительства гаражных боксов по ул. Ленина (около дома №74) в г. Курске соответствует государственным санитарным правилам и нормативам: СанПиН 2.21/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны зона и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», СН 2.2.4/42.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой постройки», СанПин 2.1.6.1030-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атосферного воздуха населенных мест.
Таким образом, Экспертным заключением ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курской области» №10-01-17/1852 от 18.08.2010 подтверждается факт отсутствия нарушений санитарно-эпидемиологических норм и правил в случае строительства гаражных боксов на земельном участке площадью 531 кв.м., расположенном по адресу: <...> (в районе дома 74).
Таким образом, предоставление земельного участка площадью 531 кв.м., расположенного по адресу: <...> (в районе дома 74), в аренду ГСК-55 относится к компетенции Комитета по управлению имуществом Курской области; при этом у Комитета отсутствовали правовые и фактические основания для отказа заявителю в принятии решения о предварительном согласовании места размещения объекта и в утверждении акта выбора земельного участка.
С учетом установленных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что требования заявителя подлежат удовлетворению путем признания действий Комитета по управлению имуществом Курской области, изложенных в письме от 14.09.2011 №04.1 пр-01-20/9027, выразившихся в отказе принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта «Гаражные боксы ГСК -55 по улице Ленина (в районе дома № 74) в г. Курске» площадью 531 кв.м. и об утверждении акта выбора земельного участка для размещения объекта «Гаражные боксы ГСК -55 по улице Ленина (в районе дома № 74) в г. Курске» площадью 531 кв.м. незаконными.
Согласно п.3 ч.5 ст.201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
С учетом изложенного, в качестве способа восстановления нарушенного права заявителя суд в порядке п.3 ч.5 ст.201 АПК РФ считает необходимым обязать Комитет по управлению имуществом Курской области устранить допущенные нарушения прав заявителя, в том числе принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта «Гаражные боксы ГСК -55 по улице Ленина (в районе дома № 74) в г. Курске» площадью 531 кв.м. и принять решение об утверждении акта выбора земельного участка для строительства объекта «Гаражные боксы ГСК -55 по улице Ленина (в районе дома № 74) в г. Курске» площадью 531 кв.м.
Принимая во внимание положения ст.ст.101, 106, 110, 112 АПК РФ, ст.ст.333.21, 333.22, 333.37 Налогового кодекса РФ, Информационного письма Высшего Арбитражного Суда РФ № 117 от 13.03.2007 г., понесенные заявителем расходы по уплате госпошлины за рассмотрение заявления в сумме 4000 руб. относятся на ответчика и подлежат взысканию с него в пользу заявителя.
Руководствуясь статьями 17, 27, 65, 110, 156, 167-170, 176, 180, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Требования Гаражно-строительного кооператива №55 к Комитету по управлению имуществом Курской области удовлетворить.
Признать незаконными действия Комитета по управлению имуществом Курской области, изложенные в письме от 14.09.2011 №04.1 пр-01-20/9027, выразившиеся в отказе принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта «Гаражные боксы ГСК -55 по улице Ленина (в районе дома № 74) в г. Курске» площадью 531 кв.м. и об утверждении акта выбора земельного участка для размещения объекта «Гаражные боксы ГСК -55 по улице Ленина (в районе дома № 74) в г. Курске» площадью 531 кв.м.
В порядке ч.5 ст.201 АПК РФ обязать Комитет по управлению имуществом Курской области устранить допущенные нарушения прав заявителя, в том числе принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта «Гаражные боксы ГСК -55 по улице Ленина (в районе дома № 74) в г. Курске» площадью 531 кв.м. и принять решение об утверждении акта выбора земельного участка для строительства объекта «Гаражные боксы ГСК -55 по улице Ленина (в районе дома № 74) в г. Курске» площадью 531 кв.м.
Взыскать с Комитета по управлению имуществом Курской области (расположен по адресу: <...>, зарегистрирован в качестве юридического лица 11.06.1997 Администрацией г. Курска, ОГРН <***>) в пользу Гаражно-строительного кооператива № 55 (расположен по адресу: <...>, зарегистрирован в качестве юридического лица за ОГРН <***>, ИНН <***>) судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 4000 рублей 00 коп.
Оспариваемые действия проверены на соответствие Земельному кодексу РФ, Гражданскому кодексу Российской Федерации.
Данное решение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия. В случае, если настоящее решение было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, оно может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу. Апелляционные и кассационные жалобы подаются через Арбитражный суд Курской области.
Судья Д.В. Лымарь