АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
г. Курск, ул. К. Маркса, д. 25
http://www.kursk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Курск
01 августа 2019 года | Дело№ А35-1486/2019 |
Резолютивная часть решения объявлена 24.07.2019.
Полный текст решения изготовлен 01.08.2019.
Арбитражный суд Курской области в составе председательствующего судьи Суходольской Н.Е., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Севрюковой Т.В., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению
Муниципального унитарного предприятия «Водоканал города Курска»
к Комитету по тарифам и ценам Курской области
о признании недействительным постановления от 13.12.2018 № 239.
В судебном заседании приняли участие представители:
от заявителя: ФИО1 по доверенности от 27.03.2019 №11-07/2603; ФИО2 по доверенности от 18.04.2019 311-07/3347;
от заинтересованного лица: ФИО3 по доверенности от 12.10.2018 №27-Д; ФИО4 по доверенности от 23.07.2019 №14-Д.
Муниципальное унитарное предприятие «Водоканал города Курска» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным постановления Комитета по тарифам и ценам Курской области от 13.12.2018 № 239 «Об утверждении производственной программы муниципального унитарного предприятия «Водоканал города Курска» в сферах холодного водоснабжения и водоотведения на 2019-2023 годы».
Заявитель просит также обязать Комитет по тарифам и ценам Курской области принять новую производственную программу муниципального унитарного предприятия «Водоканал города Курска» в сферах холодного водоснабжения и водоотведения на 2019-2013 годы, учитывая в полном объеме все расходы МУП «Курскводоканал» на 2019 год, включая:
расходы на аренду земельных участков в размере 2333 тыс. руб. по водоотведению и 2534 тыс. руб. по водоотведению,
расходы на аренду имущества в размере 16874 тыс. руб. по водоотведению,
общехозяйственные расходы по водоснабжению в размере 4057 тыс. руб. и по водоотведению в размере 11199,0 тыс. руб.,
административные расходы по водоснабжению в размере 49092 тыс. руб. и по водоотведению в размере 42387 тыс. руб.,
расходы на оплату процентов в размере 8421 тыс. руб.,
расходы по сомнительным долгам: 5760 тыс. руб. по водоснабжению, 4816 тыс. руб. по водоотведению,
расходы по оплате налога за негативное воздействие в размере 432 тыс. руб.
Представители заявителя в судебном заседании поддержали заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.
Представители заинтересованного лица возражали против удовлетворения заявленных требований, по основаниям, указанным в письменном отзыве на заявление.
Изучив материалы дела, заслушав мнение представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил следующее.
Муниципальное унитарное предприятие «Водоканал города Курска» (далее также – МУП «Курскводоканал», Предприятие) зарегистрировано по адресу: 305000, <...>, зарегистрировано в качестве юридического лица 01.04.1992, ОГРН <***>, ИНН <***>.
Комитет по тарифам и ценам Курской области (далее также – Комитет) зарегистрирован по адресу: 305029, <...>, зарегистрирован в качестве юридического лица 23.06.2005, ОГРН <***>, ИНН <***>.
Как следует из материалов дела, МУП «Курскводоканал» в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения», Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 641 «Об инвестиционных и производственных программах организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения», приказом ФСТ России от 27.12.2013 № 1746-э «Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения»,обратилось в Комитет по тарифам и ценам Курской области с заявлением от 27.04.2018 № 02-17/3405 об установлении тарифов на питьевую воду, водоотведение, очистку сточных вод на 2019-2023 годы.
К заявлению были приложены проект производственной программы на 2019-2023 годы с содержащимся в нем расчетом финансовых потребностей на реализацию производственной программы с обоснованием этих потребностей и с расшифровкой затрат, включенных в нее, по видам деятельности,а также другие документы, в том числе копии правоустанавливающих документов, учетной политики, бухгалтерской и статистической отчетности за 2017 год, соответствующие расчеты (т. 2, л. д. 25-26) .
По результатам рассмотрения предоставленных МУП «Курскводоканал» материалов Комитетом по тарифам и ценам принято постановление от 13.12.2018 № 239 «Об утверждении производственной программы муниципального унитарного предприятия «Водоканал города Курска» в сферах холодного водоснабжения и водоотведения на 2019 - 2023 годы».
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, МУП «Курскводоканал» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением о признании его недействительным.
Заявитель полагает, что в нарушение пункта 18 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом ФСТ России от 27.12.2013 № 1746-э Комитет не утвердил производственные расходы МУП «Курскводоканал» в объеме, необходимом для покрытия расходов Предприятия на осуществление производственной деятельности и выполнения функций по водоснабжению и водоотведению, а именно:
1. Расходы на аренду всех видов имущества необоснованно исключены в полном объеме из производственной программы, несмотря на подтверждение данными бухгалтерского учета за прошедший период регулирования;
2. Общехозяйственные расходы полностью исключеныиз производственной программы; при этом в представленном Комитетом Экспертном заключении об утверждении производственной программы отсутствует расчет и подтверждение обоснованности исключения данных;
3. Административные расходы не учтены Комитетом в предложенном Предприятием размере, в том числе:
необоснованно исключены в полном объеме из расчета тарифов подтвержденные данными бухгалтерского учета фактические расходы Предприятия за прошедший период регулирования, не учитывался в расчетах административных расходов прогноз индекса потребительских цен;
при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, не был учтен размер фонда оплаты труда в последнем расчетном периоде регулирования и прогнозный индекс потребительских цен.
При этом в представленном Комитетом Экспертном заключении об утверждении производственной программы отсутствует постатейный расчет и подтверждение обоснованности исключения расходов Предприятия при формировании административных расходов, включаемых в расчет тарифов.
4. В представленном Комитетом Экспертном заключении об утверждении производственной программы отсутствует расчет и подтверждение обоснованности исключения расходов Предприятия по уплаченным процентам по кредитам.
5. В представленном Комитетом Экспертном заключении об утверждении производственной программы отсутствует расчет и подтверждение обоснованности исключения расходов по сомнительным долгам Предприятия.
6. В представленном Комитетом Экспертном заключении об утверждении производственной программы отсутствует расчет в подтверждение обоснованности исключения расходов по налогам.
Заявитель полагает, что при принятии оспариваемого постановления Комитетом нарушены пункты 16, 17 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом ФСТ России от 27.12.2013 № 1746-э, пункт 13 Регламента установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденного приказом ФСТ России от 16.07.2014 № 1154-э, пункты 20, 26 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406.Кроме того, оспариваемое постановление, по мнению заявителя, не соответствует требованиям «Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения", Федеральному закону от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении», и нарушает права и законные интересы МУП «Курскводоканал» в сфере экономической деятельности, поскольку может привести к убыткам Предприятия.
Согласно части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Оспариваемое постановление вынесено 13.12.2018, в арбитражный суд заявитель обратился с заявлением 27.02.2019, то есть в пределах срока, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При обращении в арбитражный суд с данным заявлением, заявитель представил определение Курского областного суда от 28.01.2019 об отказе в принятии административного искового заявления МУП «Водоканал города Курска» к Комитету по тарифам и ценам Курской области об обязании утвердить в полном объеме расходы МУП «Курскводоканал» в производственной программе Предприятия в сферах холодного водоснабжения и водоотведения на 2019-2023 годы, в связи с не подведомственностью данного спора суду общей юрисдикции.
Требования заявителя арбитражный суд полагает не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из положений статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц требуется одновременно наличие двух условий: несоответствие их закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Полномочия Комитета по тарифам и ценам Курской области по государственному регулированию в сфере водоснабжения и водоотведения определены Положением, утвержденным Постановлением Администрации Курской области от 21.04.2016 N 230-па "Об утверждении Положения о комитете по тарифам и ценам Курской области" (пункт 9), согласно которому Комитет осуществляет следующие полномочия:
установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения в случаях, определенных статьей 31 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (подпункт 9.1);
утверждение производственных программи контроль за выполнением производственных программ, в том числе за достижением в результате реализации мероприятий производственных программ плановых значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности (подпункт 9.2);
выбор методов регулирования тарифов организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение (подпункт 9.3).
Правоотношения в сфере государственного регулирования тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения регламентированы Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения», Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными приказом ФСТ России от 27.12.2013 N 1746-э.
Согласно статье 5 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Федеральный закон № 416-ФЗ) к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения относится:
установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения;
утверждение производственных программ и контроль за выполнением производственных программ, в том числе за достижением в результате реализации мероприятий производственных программ плановых значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности.
Пунктом 21 статьи 2 Федерального закона № 416-ФЗ определено, что производственная программа организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение (далее - производственная программа) - программа текущей (операционной) деятельности такой организации по осуществлению горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, регулируемых видов деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения.
Методы и способы регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, период действия тарифов регламентированы статьей 32 Федерального закона № 416-ФЗ.
Порядок формирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения с применением методов регулирования тарифов, предусмотренных статьей 32 Федерального закона № 416-ФЗ, устанавливается основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Выбор метода регулирования тарифов осуществляется органом регулирования тарифов на основании критериев, установленных основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, и с учетом предложений организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
Согласно пункту 5 статьи 32 Федерального закона № 416-ФЗ при расчете тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения учитываются расходы организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимые для реализации инвестиционной и производственной программ, а также плановые значения показателей надежности, качества, энергетической эффективности.
На основании статьи 41 Федерального закона № 416-ФЗ производственные программы разрабатываются, утверждаются и корректируются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (Постановление Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 641).
При разработке производственной программы учитываются:
1) результаты технического обследования централизованных систем
горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения;
2) плановые значения показателей надежности, качества,
энергетической эффективности;
3) решения органов местного самоуправления о прекращении горячего
водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего
водоснабжения) и о переводе абонентов, подключенных (технологически
присоединенных) к таким системам, на иные системы горячего
водоснабжения.
Производственная программа должна содержать:
1) перечень плановых мероприятий по ремонту объектов
централизованной системы водоснабжения и (или) водоотведения,
мероприятий, направленных на улучшение качества питьевой воды, качества
горячей воды и (или) качества очистки сточных вод, мероприятий по
энергосбережению и повышению энергетической эффективности, в том числе
снижению потерь воды при транспортировке;
2) планируемый объем подачи воды (объем принимаемых сточных вод);
3) объем финансовых потребностей, необходимых для реализации
производственной программы;
4) график реализации мероприятий производственной программы;
5) плановые значения показателей надежности, качества, энергетической эффективности;
6) иные сведения, предусмотренные порядком разработки, утверждения и корректировки производственных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, требованиями к составу производственных программ, которые утверждены Правительством Российской Федерации.
Производственные программы утверждаются органами регулирования тарифов.
Производственная программа разрабатывается организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, на срок действия регулируемых тарифов.
В силу пунктов 15 и 16 Правил разработки, утверждения и корректировки производственных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 641:
уполномоченный орган утверждает производственную программу в срок не позднее 20 декабря года, предшествующего году начала реализации производственной программы;
решение об утверждении производственной программы подлежит официальному опубликованию в порядке, предусмотренном для опубликования актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктом 1 Постановления Губернатора Курской области от 16.04.2009 № 111 "О порядке опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов органов исполнительной власти Курской области" установлено, что:
правовые акты органов исполнительной власти Курской области подлежат размещению (опубликованию) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) в сроки, установленные Указом Президента Российской Федерации от 02.04.2014 № 198;
нормативные правовые акты органов исполнительной власти области
подлежат обязательному официальному опубликованию в газетах "Курская
правда" и (или) "Курск" и (или) на официальном сайте Администрации
Курской области (http://adm.rkursk.ruили http://flvbybcnhfwbz.rehcrfzj,kfcnm.ha) в течение десяти дней после дня их подписания.
Источник публикации постановления Комитета по тарифам и ценам Курской области от 13.12.2018 № 239 "Об утверждении производственной программы муниципального унитарного предприятия "Водоканал города Курска" в сферах холодного водоснабжения и водоотведения на 2019 - 2023 годы":
официальный сайт Администрации Курской области http://adm.rkursk.ru, 19.12.2018,
газета «Курск», № 51, 19.12.2018 (опубликован без приложения),
официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 20.12.2018.
Процедура принятия нормативных и ненормативных актов Комитета в сфере водоснабжения и водоотведения регламентирована:
разделом IV «Порядок открытия и рассмотрения дел об установлении тарифов» Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения";
Регламентом установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденным Приказом ФСТ России от 16.07.2014 N1154-3.
На основании пункта 4 Положения о комитете по тарифам и ценам Курской области, утвержденного постановлением Администрации Курской области от 04.08.2011 № 366-па, Комитет по вопросам, отнесенным к его компетенции, принимает постановления, которые обязательны для исполнения на территории Курской области.
Пунктом 6 Типового положения об органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.02.2011 № 97, пунктом 4.1. раздела IV «Организация деятельности комитета» Положения о комитете по тарифам и ценам Курской области, утвержденного постановлением Администрации Курской области от 04.08.2011 № 366-па, установлено следующее:
для определения основных направлений деятельности Комитета и принятия решений об утверждении цен (тарифов) и их предельных уровней образуется коллегиальный орган (Правление комитета) общей численностью не более 9 человек;
председатель Комитета является председателем коллегиального органа и утверждает персональный состав коллегиального органа, а также порядок его деятельности своими распоряжениями.
Распоряжением председателя комитета по тарифам и ценам Курской области от 19.09.2016 № 1 «О внесении изменений в распоряжение председателя комитета по тарифам и ценам Курской области от 13.03.2012 № 1 «О Правлении комитета по тарифам и ценам Курской области» утвержден персональный состав Правления, действующий на 2018 год.
Распоряжением председателя комитета по тарифам и ценам Курской области от 10.09.2015 № 1 «О порядке деятельности Правления комитета по тарифам и ценам Курской области» утвержден Порядок деятельности Правления Комитета (далее -Порядок деятельности Правления), действующий на декабрь 2018 года.
В соответствии с пунктом 7 Порядка деятельности Правления Председательствующим на заседаниях Правления является председатель Комитета, а в его отсутствие - заместитель председателя комитета.
Пунктами 16-18 Порядка деятельности Правления определено следующее:
Постановление об установлении тарифов подписывается председателем Комитета либо его заместителем (председательствующим на соответствующем заседании Правления).
Протокол к постановлению должен быть подписан председательствующим и членами Правления.
Регистрация постановлений комитета ведется в журналах согласно номенклатуре дел Комитета, с присвоением регистрационного номера.
Постановления Комитета подлежат опубликованию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановления Комитета об утверждении тарифов, о признании утратившими силу постановлений об утверждении тарифов, являющиеся нормативными правовыми актами, иные акты публикуется в порядке, установленном постановлением Губернатора Курской области от 16.04.2009 №111 «О порядке опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов органов исполнительной власти Курской области».
Оспариваемое постановление подписано заместителем председателя Комитета ФИО5 В материалы дела представлено постановление Губернатора Курской области от 12.12.2006 № 569, которым ФИО5 назначена на должность заместителя председателя Комитета.
Таким образом, процедура принятия оспариваемого постановления соблюдена, постановление принято в установленной форме и виде акта, подписано уполномоченным на то должностным лицом Комитета, соблюден установленный порядок опубликования и вступления в силу постановления.
Как следует из материалов дела, МУП «Курскводоканал» были представлены в комитет по тарифам и ценам Курской области производственная программа в сферах холодного водоснабжения и водоотведения с предварительным расчетом одноставочных тарифов на питьевую воду, водоотведение и водоотведение (очистку сточных вод) на 2019-2023 годы письмом от 27.04.2018 №02-17/3405.
Расчетные материалы по установлению одноставочных тарифов на питьевую воду, водоотведение и водоотведение (очистку сточных вод) МУП «Курскводоканал» зарегистрированы в Комитете за №07.1-1943 от 27.04.2018.
Приказом Комитета от 07.05.2018 №67 было открыто дело об установлении тарифов, определении метода регулирования тарифов и назначении уполномоченного, уведомлением от 07.05.2018 №07.1-05-11/950 копия указанного приказа была направлена заявителю.
Извещением от 23.11.2018 №07.1-05-11/3069 заявитель был приглашен на заседание Правления Комитета.
Согласно пункту 16 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и
водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от
13.05.2013 №406 «О государственном регулировании тарифов в сфере
водоснабжения и водоотведения» (далее-Правила) предложение об установлении тарифов состоит из заявления регулируемой организации об установлении тарифов, в том числе по отдельным регулируемым видам деятельности, и необходимых обосновывающих материалов.
В соответствии с пунктом 17 Правил к заявлению об установлении тарифов прилагаются следующие обосновывающие материалы:
а) копии правоустанавливающих документов (копии гражданско-
правовых договоров, концессионных соглашений, при реорганизации
юридического лица - передаточных актов), подтверждающих право
собственности, иное законное основание для владения, пользования и
распоряжения в отношении объектов недвижимости (зданий, строений,
сооружений, земельных участков), используемых для осуществления
регулируемой деятельности;
б) копии решений об утверждении учетной политики с приложениями
(включая утвержденный план счетов, содержащий перечень счетов и
субсчетов синтетического и аналитического бухгалтерского учета);
в) копия документа о назначении (выборе) лица, имеющего право
действовать от имени организации без доверенности;
г) копии бухгалтерской и статистической отчетности за предшествующий
период регулирования и на последнюю отчетную дату;
д) копия утвержденной в установленном порядке производственной
программы либо проект производственной программы с содержащимся в нем
расчетом финансовых потребностей на реализацию производственной
программы с обоснованием этих потребностей и с расшифровкой затрат, включенных в нее, по видам деятельности;
е) расчет расходов на осуществление регулируемых видов деятельности и
необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности с приложением
экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых
индексов, норм и нормативов расчета, а также метода регулирования тарифов)
и предлагаемых значений долгосрочных параметров регулирования,
рассчитанных в соответствии с методическими указаниями, или значений
долгосрочных параметров регулирования тарифов, установленных в
концессионном соглашении, заключенном в отношении централизованных
систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или)
водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в
государственной или муниципальной собственности;
ж) расчет размера тарифов;
з) расчет объема оказываемых услуг отдельно по регулируемым видам
деятельности, предусмотренным Федеральным законом "О водоснабжении и
водоотведении", с обоснованием объемов собственного потребления воды и
потерь при транспортировке воды по водопроводным (канализационным)
сетям;
и) копия утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы (при наличии);
к) расчет определяемых в соответствии с Основами ценообразования дополнительно полученных доходов, и (или) недополученных доходов, и (или) экономически обоснованных расходов, не учтенных при установлении тарифов для регулируемой организации в предыдущем периоде регулирования (при наличии);
л) копии документов, подтверждающих проведение заявителем закупки товаров (работ, услуг) в установленном законодательством Российской Федерации порядке (положение о закупках, извещение о проведении закупок, документация о закупке, протоколы проведения закупок, составляемые в ходе проведения закупок);
м) перечень договоров о реализации товаров (работ, услуг), являющихся результатом осуществления регулируемой деятельности (в том числе договоров холодного водоснабжения, водоотведения, единых договоров холодного водоснабжения и водоотведения, договоров горячего водоснабжения, договоров по транспортировке горячей воды, холодной воды, договоров по транспортировке сточных вод, договоров о подключении (технологическом присоединении), в котором должны быть отражены сведения о лице, с которым заключен договор, предмете договора, дате заключения договора, сроке действия договора, объеме товаров (работ, услуг), реализуемых по договору. Органом регулирования тарифов могут быть запрошены копии договоров из указанного перечня, срок представления которых определяется таким органом, но не может быть менее 10 рабочих дней со дня поступления запроса в регулируемую организацию;
н) материалы, обосновывающие возникновение экономии средств, достигнутой регулируемой организацией в результате снижения расходов предыдущего долгосрочного периода регулирования и подтверждающие отсутствие снижения надежности и качества водоснабжения (водоотведения) и нарушения требований, установленных в инвестиционной и (или) производственной программах (при их наличии);
о) копии договоров (с приложениями) о поставке материалов, сырья, топлива и других энергоресурсов, выполнении работ сторонними организациями, в том числе ремонтных работ подрядными организациями, об аренде имущества (оборудования, земельных участков) на очередной период регулирования.
Таким образом, проект производственной программы МУП «Курскводоканал» является частью материалов, прилагаемых к заявлению об установлении тарифов.
Согласно законодательно установленному порядку производственная программа содержит показатели текущей (операционной) деятельности регулируемой организации в сфере водоснабжения и водоотведения, разрабатывается и утверждается на срок действия регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
Постановление Комитета об установлении тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (нормативно-правовой акт комитета) утверждается на основе показателей утвержденной производственной программы.
Соответственно постановления Комитета об утверждении производственной программы в сфере водоснабжения и водоотведения и утверждении тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения -взаимосвязаны.
В рамках исполнения функции государственного регулирования в сфере водоснабжения и водоотведения в отношении МУП «Курскводоканал» Комитетом приняты следующие акты:
постановление Комитета от 13.12.2018 № 239 "Об утверждении производственной программы муниципального унитарного предприятия "Водоканал города Курска" в сферах холодного водоснабжения и водоотведения на 2019 - 2023 годы";
постановление Комитета от 13.12.2018 № 240 "Об установлении долгосрочных параметров регулирования тарифов и тарифов на питьевую воду, водоотведение и водоотведение (очистку сточных вод) для муниципального унитарного предприятия "Водоканал города Курска" на 2019 - 2023 годы".
Расчет одноставочных тарифов на питьевую воду, водоотведение и водоотведение (очистку сточных вод) для заявителя на 2019-2023 годы произведен методом индексации на основании прогнозируемых затрат и рекомендуемых индексов-дефляторов согласно Прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024, разработанному Минэкономразвития России (далее - Прогноз). Расчет произведен в соответствии с Федеральным законом № 416-ФЗ, Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 №406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения»; Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 641 «Об инвестиционных и производственных программах организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения»; приказом ФСТ России от 27.12.2013 № 1746-э «Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения».
МУП «Курскводоканал» работает на общей системе налогообложения.
МУП «Курскводоканал» является гарантирующей организацией в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на территории города Курска согласно постановлению Администрации города Курска от 10.12.2013 №4366 «Об определении гарантирующих организаций».
Как следует из представленных документов, Комитетом были рассмотрены расчетные материалы МУП «Курскводоканал», произведен экономический анализ и сделаны следующие выводы в отношении статей затрат, величина которых оспаривается заявителем.
1. По вопросу исключения расходов на арендную плату.
МУП «Курскводоканал» на 2019 год предложены расходы на аренду земельных участков по сфере холодного водоснабжения - в сумме 2 333,0 тыс. руб. и по сфере водоотведения - в сумме 2 534,0 тыс. руб. исходя из ожидаемого значения на 2018 год с ростом на 2019 год 104,0% согласно Прогнозу.
Кроме того, по сфере водоотведения МУП «Курскводоканал» на
2019 год предложены расходы на аренду иловых прудов у ООО «Курскхимволокно» и аренду сооружений канализации ОАО «Курский завод КПД им. А.Ф.Дериглазова» в общей сумме 16 874,0 тыс. руб. исходя из установленной соответствующими договорами арендной платы.
Согласно подпункту «е» пункта 38 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 №406 (далее-Основы ценообразования), расходы на арендную плату, лизинговые платежи, концессионную плату включаются в необходимую валовую выручку регулируемой организации с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 44 Основ ценообразования.
В соответствии с пунктом 44 Основ ценообразования, расходы на арендную плату и лизинговые платежи в отношении централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем, определяются органом регулирования тарифов в размере, не превышающем экономически обоснованный размер такой платы.
Экономически обоснованный размер арендной платы или лизингового платежа определяется исходя из принципа возмещения арендодателю (лизингодателю) амортизации, налогов на имущество, в том числе на землю, и других обязательных платежей собственника передаваемого в аренду (лизинг) имущества, связанных с владением указанным имуществом.
МУП «Курскводоканал» не представлено экономическое обоснование размера арендной платы за землю, размера арендной платы иловых прудов у ООО «Курскхимволокно» и размера арендной платы за сооружения канализации ОАО «Курский завод КПД им. А.Ф.Дериглазова» в соответствии с требованиями, установленными пунктом 44 Основ ценообразования. Кроме того, срок действия представленного в материалах дела контракта от 19.02.2018 №0544300000918000002_300975 на аренду сооружений канализации ОАО «Курский завод КПД им. А.Ф.Дериглазова» истек 31.07.2018.
Заявитель в судебном заседании подтвердил, что в расчетных материалах на 2019 год не был представлен договор аренды сооружений канализации с ОАО «Курский завод КПД им. А.Ф.Дериглазова».
Перечень обосновывающих материалов, которые регулируемая организация представляет в орган регулирования, определены пунктом 17 Правил, в том числе следующими подпунктами:
а) предусмотрено предоставление копий правоустанавливающих документов (копии гражданско-правовых договоров, концессионных соглашений, при реорганизации юридического лица - передаточных актов), подтверждающих право собственности, иное законное основание для владения, пользования и распоряжения в отношении объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений, земельных участков), используемых для осуществления регулируемой деятельности;
д) к проекту производственной программы с содержащимся в нем расчетом финансовых потребностей на реализацию производственной программы прилагается обоснование этих потребностей и с расшифровкой затрат, включенных в нее, по видам деятельности;
е) расчет расходов на осуществление регулируемых видов деятельности
и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности с
приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых индексов, норм и нормативов расчета, а также метода регулирования тарифов);
о) предусмотрено предоставление копий договоров (с приложениями) об аренде имущества (оборудования, земельных участков) на очередной период регулирования.
Таким образом, Комитетом обоснованно исключены расходы на арендную плату из составанеобходимую валовую выручку на 2019-2023 годы в связи с отсутствием в материалах дела по установлению тарифов заключенного договора аренды с ОАО «Курский завод КПД им. А.Ф.Дериглазова», определяющего величину арендной платы на период регулирования, и экономического обоснования сумм арендной платы в соответствии с требованиями пункта 44 Основ ценообразования.
Указанная позиция Комитета подтверждается разъяснениями ФАС России, данными в письме от 13.11.2015 № СП/63933/15, согласно которым «для установления цен (тарифов) факт осуществления регулируемой деятельности и наличие в собственности или на ином законном основании объектов соответствующей инфраструктуры является обязательным для регулируемой организации.».
2. По вопросу исключения общехозяйственных расходов.
Итоговые предложения МУП «Курскводоканал» по статье затрат «общехозяйственные расходы» были представлены письмом от 10.12.2018 №02-17/10470.
Общехозяйственные расходы по сфере холодного водоснабжения на 2019 год предложены МУП «Курскводоканал» в сумме 4 057,0 тыс. руб. исходя из ожидаемого показателя за 2018 год с ростом на 2019 год 104,0% согласно Прогнозу с предоставлением перечня предлагаемых расходов без экономического их обоснования:
Наименование | Факт 2017 г. | Ожид. 2018 г. | План 2019 г. |
Центр стандартизации и метрологии | 162 | 168 | 175 |
Подписка на газеты и журналы | 56 | 58 | 60 |
Техника безопасности | 72 | 75 | 78 |
Лицензии | 145 | 151 | 157 |
Производственная санитария | 31 | 32 | 33 |
Прочие расходы | 3293 | 3417 | 3554 |
Всего | 3759 | 3901 | 4057 |
Общехозяйственные расходы по сфере водоотведения на 2019 год
предложены МУП «Курскводоканал» в сумме 11119,0 тыс. руб. также исходя
из ожидаемого показателя за 2018 год с ростом на 2019 год 104,0% согласно
Прогнозу с предоставлением следующей информации:
Наименование | Факт 2017 г. | Ожид. 2018 г. | План 2019 года |
Центр стандартизации и метрологии | 175 | 182 | 189 |
Подписка на газеты и журналы | 68 | 71 | 74 |
Техника безопасности | 147 | 153 | 159 |
Лицензии | 2 | 2 | 2 |
Производственная санитария | 39 | 41 | 43 |
Грузоперевозки | 3259 | 3389 | 3525 |
Прочие расходы | 6674 | 6930 | 7207 |
Всего | 10364 | 10768 | 11119 |
Согласно подпунктам «д» и «е» пункта 17 Правил:
д) к проекту производственной программы с содержащимся в нем расчетом финансовых потребностей на реализацию производственной программы прилагается обоснование этих потребностей и с расшифровкой затрат, включенных в нее, по видам деятельности;
е) расчет расходов на осуществление регулируемых видов деятельности
и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности с
приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых индексов, норм и нормативов расчета, а также метода регулирования тарифов).
Комитетом общехозяйственные расходы исключены в связи с отсутствием расчета и пояснений по статьям затрат, включенных в состав общехозяйственных расходов, а также отсутствием бухгалтерских документов, подтверждающих фактические понесенные общехозяйственные расходы в 2017 году, и обоснование необходимости их планирования на 2019 год.
Заявителем в возражениях по данным затратам указано, что по его мнению общехозяйственные затраты за 2017 год подлежат включению в полном объеме на 2019 год в соответствии с бухгалтерской отчетностью за 2017 год и согласно пункту 6 статьи 32 Федерального закона № 416-ФЗ, как расходы, понесенные организацией в результате исполнения производственной программы в истекшем периоде регулирования.
Арбитражный суд не соглашается с данными выводами МУП «Курскводоканал» ввиду следующего.
В разделе I «Общие положения» Основ ценообразования определены значения понятий, применяемых в данном акте:
"недополученные доходы" - доходы регулируемой организации, не полученные в предыдущие периоды регулирования в связи со снижением (по причинам, не зависящим от регулируемой организации) объема поданной воды и (или) принятых сточных вод по сравнению с объемом поданной воды и (или) принятых сточных вод, применяемым для расчета при установлении тарифов (абзац одиннадцатый части 2 раздела I);
"экономически обоснованные расходы, не учтенные при установлении регулируемых тарифов в предыдущие периоды регулирования" - расходы, связанные с незапланированным ростом цен на продукцию, потребляемую регулируемой организацией на осуществление производственной деятельности в течение предыдущего периода регулирования, изменением законодательства, а также расходы, не учтенные органом регулирования тарифов в предыдущий период регулирования тарифов, но признанные экономически обоснованными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов либо судом (абзац двадцать первый части 2 раздела I).
Согласно подпункту «к» п. 17 Правил регулирования к заявлению об установлении тарифов прилагается расчет определяемых в соответствии с Основами ценообразования дополнительно полученных доходов, и (или) недополученных доходов, и (или) экономически обоснованных расходов, не учтенных при установлении тарифов для регулируемой организации в предыдущем периоде регулирования (при наличии).
Пункт 15 Основ ценообразования предусматривает положения о том, что «в случае если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования тарифов при установлении тарифов на ее товары (работы, услуги), или имеет недополученные доходы прошлых периодов регулирования, то такие расходы (недополученные доходы), а также расходы, связанные с обслуживанием заемных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств, учитываются в соответствии с методическими указаниями органом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объеме не позднее чем на 3-й годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью».
Применение пункта 15 Основ ценообразования осуществляется в совокупной взаимосвязи с абзацем одиннадцатым и двадцать первым части 2 раздела I Основ ценообразования и подпунктом «к» п. 17 Правил.
Таким образом, "экономически обоснованные расходы, не учтенные при установлении регулируемых тарифов в предыдущие периоды регулирования":
- расходы, связанные с незапланированным ростом цен на продукцию, потребляемую регулируемой организацией на осуществление производственной деятельности в течение предыдущего периода регулирования, изменением законодательства,
- а также расходы, не учтенные органом регулирования тарифов в предыдущий период регулирования тарифов, но признанные экономически обоснованными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов либо судом.
В данном случае указанные расходы должны быть подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью (пункт 15 Основ ценообразования), заявлены в установленном порядке (подпункт «к» пункта 17 Правил) в орган государственного регулирования тарифов.
Указанные действия заявителем не осуществлялись.
Кроме того, заявитель не обращался в Федеральную антимонопольную службу России в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2007 № 208 "О порядке рассмотрения разногласий, возникающих между органами, осуществляющими регулирование тарифов и надбавок на услуги организаций коммунального комплекса, и организациями коммунального комплекса".
Согласно пункту 1 Правил до 04.05.2018 определялся порядок и сроки рассмотрения разногласий, возникающих между органами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения и организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в отношении установленных величин тарифов, установление которых предусмотрено Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении".
В связи с изложенным, общехозяйственные расходы обоснованно исключены Комитетом.
3. По вопросу исключения части административных расходов.
Административные расходы в целом по Предприятию определены Комитетом на 2019 год в сумме 71 829,3 тыс. руб. и распределены по видам деятельности в соответствии с учетной политикой предприятия, а именно: услуги холодного водоснабжения - 49%, услуги водоотведения - 51%.
Корректировка административных расходов произведена комитетом в части сокращения расходов на оплату труда административно-управленческого персонала с отчислениями на социальные нужды, что было отражено в экспертном заключении.
В соответствии с пунктом 17 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом ФСТ России от 27.12.2013 № 1746-э, при определении расходов на оплату труда в порядке приоритетности используются следующие сведения:
параметры отраслевого тарифного соглашения;
параметры трехстороннего соглашения, заключенного представителями работников, работодателей и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или местного самоуправления (региональное отраслевое соглашение);
размер фонда оплаты труда в последнем расчетном периоде регулирования и фондов оплаты труда в других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные регулируемые виды деятельности в сопоставимых условиях, плановое значение индекса потребительских цен;
условия коллективного договора;
прогнозный индекс потребительских цен.
В соответствии с Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы, система оплаты и стимулирования труда, доплаты и надбавки компенсационного характера устанавливаются непосредственно в организациях согласно соглашениям, коллективным договорам, локальным нормативным актам.
Предприятием не представлено обоснование расчета фонда оплаты труда административно-управленческого персонала на 2019 год, а именно, не представлен расчет среднего тарифного коэффициента с учетом тарификации работ и присвоение профессиональной квалификации работникам, расчет выплат, связанных с режимом работы и условиями труда, а также дополнительного премирования. Кроме того, в материалах дела отсутствуют положение по оплате труда и коллективный договор, содержащие используемые предприятием параметры расчета фонда оплаты труда
В расчете расходов на оплату труда АУП согласно приложению 2.2 к
Методическим указаниям по расчету регулируемых тарифов в сфере
водоснабжения и водоотведения,накотороессылается МУП «Курскводоканал», отражены только итоговые показатели (расчете и обоснований показателей не имеется).
В связи с вышеизложенным, Комитетом был произведен расчет фонда
оплаты труда административно-управленческого персонала на 2019 год
исходя из заявленной Предприятием численности 175 единиц и
среднемесячной заработной платы работников сферы водоснабжения и
водоотведения за 2018 год согласно данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Курской области в размере 22004,90 руб.
Прочие расходы, входящие в состав административных расходов, были определены Комитетом исходя из подтвержденных фактических показателей 2017 года с индексами роста на 2018 год 103,6 % и на 2019 год 104,3% согласно Прогнозу.
Факт 2017 г. | План 2019 г. | |
услуги связи | 812,9 | 878,4 |
командировочные расходы | 372,7 | 402,7 |
аудиторские услуги | 40,0 | 43,2 |
охрана | 4 733,1 | 5 114,3 |
информационные услуги (консультант +) | 442,0 | 477,6 |
обучение персонала | 327,9 | 354,3 |
амортизация непроизводственных активов | 4 416,0 | 4 416,0 |
оплата труда АУП (175 ед.) | 56 728,0 | 46 210,3 |
отчисления на соц. нужды АУП | 17 255,0 | 13 932,4 |
Итого | 85 127,6 | 71 829,3 |
4. По вопросу исключения расходов на уплату процентов по займам и кредитам.
Расходы на уплату процентов по займам и кредитам на 2019 год предложены МУП «Курскводоканал» в сумме 8 421,0 тыс. руб. на основании фактических значений 2017 года.
В соответствии с пунктом 39 Основ ценообразования, в составе производственных расходов учитываются, в том числе, расходы на уплату процентов по займам и кредитам.
В соответствии с пунктом 88 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом ФСТ России от 27.12.2013 № 1746-э, величина текущих расходов регулируемой организации определяется в соответствии с главой VI.I Методических указаний с учетом того, что неподконтрольные расходы включают в себя помимо расходов, указанных в пункте 49 настоящих Методических указаний, также расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и проценты по ним, с учетом положений, предусмотренных пунктом 20 настоящих Методических указаний.
Согласно пункту 22 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом ФСТ России от 27.12.2013 № 1746-э (пункт 22 в редакции приказа ФСТ России от 24.11.2014 №2054-э) расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, учитываются в размере, рассчитанном исходя из ставки процента, равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату привлечения таких средств (заключения договора займа, кредитного договора), увеличенной в 1,5 раза, но не менее 4 процентных пунктов.
МУП «Курскводоканал» не представлены копии кредитных договоров в подтверждение заявленных расходов.
Согласно п/п «д» и «е» п. 17 Правил определено следующее:
д) к проекту производственной программы с содержащимся в нем
расчетом финансовых потребностей на реализацию производственной
программы прилагается обоснование этих потребностей и с
расшифровкой затрат, включенных в нее, по видам деятельности;
е) расчет расходов на осуществление регулируемых видов деятельности
и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности с
приложением экономического обоснования исходных данных (с
указанием применяемых индексов, норм и нормативов расчета, а также
метода регулирования тарифов).
Таким образом, обоснование финансовых потребностей с расшифровкой затрат, включенных в них, по видам деятельности, а также расчет расходов с приложением экономического обоснования исходных данных - определен для заявителя законом.
Кроме того, согласно пояснениям МУП «Курскводоканал» заемные средства привлекались Предприятием для расчетов за потребленную электроэнергию.
При этом расходы на электроэнергию при установлении тарифов для МУП «Курскводоканал» на 2016-2018 годы предусматривались Комитетом в полном объеме.
В связи с вышеизложенным, с учетом требований пункта 22 Методических
указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и
водоотведения, утвержденных приказом ФСТ России от 27.12.2013
№ 1746-э (в действующей редакции) расходы, связанные с обслуживанием
заемных средств, полученным для осуществления расчетов за электроэнергию, обоснованно исключены Комитетом из состава необходимой валовой выручки на 2019-2023 годы.
5. По вопросу исключения расходов по сомнительным долгам.
В соответствии с пунктом 42 Основ ценообразования, сбытовые расходы гарантирующих организаций определяются в соответствии с методическими указаниями и включают в себя, в том числе, расходы по сомнительным долгам (дебиторской задолженности) в размере не более 2 процентов необходимой валовой выручки, относимой в соответствии с методическими указаниями на население (абонентов, предоставляющих коммунальные услуги в сфере водоснабжения и водоотведения населению) за предыдущий период регулирования.
Согласно разделу 3.5 учетной политики МУП «Курскводоканал» на 2018 год, по сомнительной задолженности со сроком возникновения свыше 90 календарных дней резерв создается на полную сумму задолженности, по сомнительной задолженности со сроком возникновения от 45 до 90 календарных дней в сумму резерва включается 50% суммы, выявленной на основании инвентаризации задолженности по каждому должнику.
МУП «Курскводоканал» не произвел расчет расходов по сомнительным долгам на 2019 год в соответствии с положениями учетной политики, а предложил для включения в тарифы расходы в предельном (максимальном) размере 2% от суммы необходимой валовой выручки от населения.
МУП «Курскводоканал» расходы по сомнительным долгам на 2019 год определены в предельном (максимальном) размере 2% от суммы необходимой валовой выручки от населения, без учета положений учетной политики и данных инвентаризации задолженности.
Указанный расчет отражен в пояснительной записке к производственной программе Предприятия на 2019 год, направленной письмом МУП «Курскводоканал» от 10.12.2018 №02-17/10470.
Ранее расчет по сомнительным долгам на 2019 год был представлен заявителем письмом от 05.07.2018 №02-17/5548.
Кроме того, не представлены документы, подтверждающие наличие задолженности (вступившие в законную силу судебные акты, исполнительные листы).
Согласно подпунктам «д» и «е» п. 17 Правил:
д) к проекту производственной программы с содержащимся в нем
расчетом финансовых потребностей на реализацию производственной
программы прилагается обоснование этих потребностей и с
расшифровкой затрат, включенных в нее, по видам деятельности;
е) расчет расходов на осуществление регулируемых видов деятельности
и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности с
приложением экономического обоснования исходных данных.
В связи с отсутствием исходных данных, экономического обоснования исходных данных, отсутствием обоснования этих потребностей и расшифровки затрат, включенных в нее, по видам деятельности, расходы по сомнительным долгам правомерно исключены Комитетом из состава необходимой валовой выручки на 2019-2023 годы.
6. По вопросу исключения части расходов, связанных с уплатой налогов.
Согласно пункту 30 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом ФСТ России от 27.12.2013 №1746-э при определении размера расходов, связанных с уплатой налогов и сборов, учитываются:
налог на прибыль;
налог на имущество организаций;
земельный налог;
водный налог и плата за пользование водным объектом;
транспортный налог;
прочие налоги и сборы, за исключением налогов и сборов с фонда оплаты труда, учитываемых в составе производственных, ремонтных и административных расходов;
плата за негативное воздействие на окружающую среду, размещение отходов и другие виды негативного воздействия на окружающую среду, размер которой определяется исходя из того, что указанные выбросы (сбросы) и размещение осуществляются в пределах установленных нормативов и (или) лимитов, в том числе в соответствии с планами снижения сбросов.
МУП «Курскводоканал» предложил плату за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 432,0 тыс. руб. исходя из фактического значения 2017 года (значение Предприятием не указано) и ожидаемого значения на 2018 год (415,0 тыс. руб.) с ростом на 2019 год 104,0% согласно Прогнозу, то есть без учета положений вышеуказанных Методических указаний о включении платы за негативное воздействие на окружающую среду в пределах установленных нормативов и (или) лимитов выбросов (сбросов) загрязняющих веществ.
В Правилах исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 № 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду» (далее – Правила № 255) определены следующие положения:
Пунктом 2 Правил № 255 установлено, что плата исчисляется и взимается за следующие виды негативного воздействия на окружающую среду:
а) выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух
стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ);
б) сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы
загрязняющих веществ);
в) хранение, захоронение отходов производства и потребления (далее -
размещение отходов).
Пунктом 8 Правил № 255 установлено, что плата исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы для исчисления платы (далее - платежная база) по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.07.2015 № 1316-р (далее - Перечень загрязняющих веществ), по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки платы, установленные Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2016 № 913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2018 N 758 "О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов IV класса опасности (малоопасные) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее соответственно - Постановление N 913, Постановление № 758, ставки платы), с применением коэффициентов, установленных законодательством в области охраны окружающей среды, а также дополнительных коэффициентов, установленных Постановлением N 913 и Постановлением N 1148, и суммирования полученных величин (по каждому стационарному источнику загрязнения окружающей среды (далее - стационарный источник) и (или) объекту размещения отходов, по виду загрязнения и в целом по объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, а также их совокупности).
Пунктом 9 Правил № 255 предусмотрено, что платежной базой является объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов.
Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля:
а) для каждого стационарного источника, фактически
использовавшегося в отчетный период, в отношении каждого загрязняющего
вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ;
б) в отношении каждого класса опасности отходов.
Пунктом 10 Правил № 255 установлено, что при определении платежной базы учитываются:
а) объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов
загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов,
нормативов допустимых сбросов либо технологических нормативов;
б) объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов
загрязняющих веществ в пределах временно разрешенных выбросов,
временно разрешенных сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов
(далее - лимиты на выбросы и сбросы);
в) объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов
загрязняющих веществ, превышающие нормативы, указанные в подпункте
"а" настоящего пункта, выбросы и сбросы (включая аварийные), указанные в
подпункте "б" настоящего пункта;
г) лимиты на размещение отходов производства и потребления и их
превышение.
По приведенным выше Правилам № 255 исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду заявителем представлено не было.
К заявлению МУП «Курскводоканал» об установлении тарифов на питьевую воду, водоотведение, очистку сточных вод на 2019-2023 годы (письмо от 27.04.2018 №02-17/3405) была приложена Декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 год на сумму платы в размере 1 793 783, 97 руб.
МУП «Курскводоканал» предложило плату за негативное воздействие на окружающую среду на 2019 год в сумме 432,0 тыс. руб., при этом никаких пояснений и обоснований указанной величины исходными данными представлено не было.
В связи с вышеизложенным, плата за негативное воздействие на окружающую среду исключена Комитетом из состава необходимой валовой выручки на 2019-2023 годы.
Расходы на уплату налога на имущество организаций, земельного налога, транспортного налога на 2019 год рассчитаны МУП «Курскводоканал» исходя из фактического значения 2017 года и ожидаемого значения на 2018 год с ростом на 2019 год 104,0% согласно Прогнозу.
Статьей 52 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что сумма налога исчисляется исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
Согласно статье 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма транспортного налога исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.
В силу статьи 382 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога на имущество организаций исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы.
Согласно статье 396 Налогового кодекса Российской Федерации сумма земельного налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
Таким образом, расчет налогов с учетом индекса потребительских цен действующим законодательством не предусмотрен.
В связи с тем, что МУП «Курскводоканал» произвело расчет расходов на уплату налогов без учета положений налогового законодательства (без учета налоговой базы и ставок по каждому виду налогов), Комитетом данные расходы запланированы на основании фактических значений за 2017 год, подтвержденных налоговыми декларациями.
Перечень обосновывающих материалов, необходимых для установления тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения, определен пунктом 17 Правил.
Согласно пункту 18 Правил, для открытия дела об установлении тарифов перечень документов и материалов, указанных в пункте 17 Правил, является исчерпывающим. По инициативе регулируемой организации помимо указанных в пункте 17 Правил документов и материалов могут быть представлены иные документы и материалы, которые, по ее мнению, имеют существенное значение для установления тарифов, в том числе экспертное заключение независимых экспертов.
Предприятием в числе других документов был представлен в Комитет отчет о результатах контрольного мероприятия «Проверка результатов финансово-хозяйственной деятельности муниципального унитарного предприятия «Водоканал города Курска», подготовленный Контрольно-счетной палатой города Курска, согласно которому недополученные доходы Предприятия за 2017 год составили 110 214,9 тыс. руб., убыток за 2017 год -110 117,0 тыс. руб.
Вместе с тем, как указано Комитетом, Контрольно-счетной палатой города Курска не была оценена экономическая обоснованность фактических расходов, понесенных МУП «Курскводоканал», в соответствии с требованиями действующего законодательства в области ценообразования (в том числе необходимость привлечения заемных средств для текущих расчетов), не проанализированы причины снижения объемов реализации услуг и образования дебиторской задолженности (которая составляет от плановой необходимой валовой выручки за 2016 год - 50% и за 2017 год - 47%), влияющие на размер доходов ресурсоснабжающей организации.
Заявитель указывает, что в нарушение требований пункта 20 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 №406 Предприятие не получило в установленные сроки от Комитета запрос о предоставлении дополнительной информации.
Вместе с тем, довод заявителя о том, что исходя из указанных норм, запрос дополнительных документов является обязанностью органа регулирования, несостоятелен в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 20 Правил - в случае если в ходе анализа представленных регулируемыми организациями предложений об установлении тарифов возникнет необходимость уточнения предложения об установлении тарифов, орган регулирования тарифов запрашивает дополнительные сведения, в том числе подтверждающие фактически понесенные регулируемой организацией расходы в предыдущем периоде регулирования.
Таким образом, запрашивание дополнительных сведений является правом, а не обязанностью органа регулирования тарифов; при этом запрашивание дополнительных сведений осуществляется в случае необходимостиуточнения предложения об установлении тарифов.
Как пояснил представитель Комитета в судебном заседании, в ходе проведения экспертизы представленных материалов у Комитета не возникало необходимости уточнения предложений МУП «Курскводоканал».
Суд полагает возможным принять во внимание следующие доводы Комитета.
Согласно статье 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ "О естественных монополиях" водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры относится к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Как указал Верховный Суд Российской Федерации в Определении N305-3017-12788, исходя из положений статей 3, 4, 5, 6 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» основополагающим признаком субъекта естественной монополии следует считать осуществление данным субъектом деятельности в условиях естественной монополии в сферах, установленных данным Законом.
В соответствии с нормами Федерального закона от 17.08.1995 №47-ФЗ (часть 3. статьи 5, статья 6) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов осуществляют государственное регулирование в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в том числе с применением следующего метода регулирования деятельности субъектов естественных монополий: ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня.
Государственное регулирование цен (тарифов) на товары (работы, услуги) субъектов естественных монополий в сфере водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры осуществляется в соответствии с федеральными законами.
Частью 2 статьи 3 Федерального закона № 416-ФЗ установлено, что общими принципами государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения являются не только установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих холодное водоснабжение, необходимых для осуществления водоснабжения, но и достижение и соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих холодное водоснабжение, и их абонентов.
Вместе с тем, как указано в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2016 № 38-АПГ16-6, согласно частям 1, 2 статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации. Предельные индексы устанавливаются на основании индексов изменения вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации.
Таким образом, регулирование субъектов естественных монополий: представляет собой меры государственного воздействия (управление, установление ограничений, четкая регламентация правил поведения) на условия осуществления предпринимательской деятельности; направлено на достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечивающего доступность реализуемого ими товара для потребителей и эффективное функционирование субъектов естественных монополий.
Главной целью государственного регулирования экономики является экономическая и социальная стабильность. Государство может оказывать влияние на ценообразование как административными (директивными), так и экономическими способами.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов осуществляют государственное регулирование в сфере водоснабжения и водоотведения экономическими способами.
Согласно пункту 24 Основ ценообразования необходимая валовая выручка регулируемых организаций определяется, исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования, и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - показатели надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения).
В соответствии с абзацем двенадцатым пункта 2 Основ ценообразования: «необходимая валовая выручка» - экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимый в течение очередного периода регулирования регулируемой организации для осуществления регулируемого вида деятельности и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.
Представление экономического обоснования своих расходов для регулируемой организации определено пунктами 16 и 17 Правил.
Представление обосновывающих материалов и их содержание исключительно является реализацией регулируемой организацией ее субъективного материального права на предоставление информации в подтверждение заявленных расходов.
Довод о том, что «орган регулирования обязан истребовать, запрашивать подтверждение самостоятельно не подтвержденных организацией затрат» противоречит общим принципам государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения; достижение и соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов; установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимых для осуществления водоснабжения и (или) водоотведения.
Кроме того, в ходе проведения экспертизы представленных материалов, у Комитета не возникло необходимости уточнения предложений МУП «Курскводоканал», так как применяемые Предприятием методы при определении отдельных статей затрат не соответствуют требованиям действующего законодательства.
Комитет осуществил проведение экономического анализа представленных предложений МУП «Курскводоканал» с учетом приложенных Предприятием обоснований, по итогам составил экспертное заключение в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения".
Согласно пункту 6 Порядка деятельности Правления комитета по тарифам и ценам Курской области, утвержденного Распоряжением председателя Комитета от 10.09.2015 № 1, действующего на декабрь 2018 года, должностное лицо, ответственное за подготовку заседания Правления комитета по тарифам и ценам Курской области уполномочено представить экспертное заключение членам Правления и приглашенным лицам, в случаях и в сроки, предусмотренные действующим законодательством.
Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 (пункт 25), а также Регламентом установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденным Приказом ФСТ России от 16.07.2014 N 1154-э (пункт 15) предусмотрено следующее: орган регулирования тарифов проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в своем экспертном заключении; указанное экспертное заключение, а также заключения, представленные регулируемыми организациями, потребителями и (или) иными заинтересованными организациями по их инициативе (в случае их наличия), приобщаются к делу об установлении тарифов.
Обязанность представления экспертного заключения регулируемой организации и срок представления указанными нормативными актами не определен.
Однако согласно пункту 21 Правил представители регулируемой организации, в отношении которой устанавливаются тарифы, уполномоченные руководителем такой организации, вправе на основании письменного ходатайства знакомиться со всеми материалами дела об установлении тарифов и снимать копии с документов в течение всего периода со дня его открытия до момента установления тарифов, а также в течение года с даты принятия решения об установлении тарифов.
Аналогичная норма закреплена в пункте 14 Регламента установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденного Приказом ФСТ России от 16.07.2014 N 1154-э.
Комитет направляет копию экспертного заключения регулируемой организации не позднее дня, предшествующего дате заседания Правления.
В связи с этим, регулируемая организация имеет доступ ко всей информации, имеющейся в материалах тарифного дела.
Материалами дела подтверждается, и не отрицается заявителем, что Комитетом заблаговременно (до даты заседания Правления) направлено экспертное заключение в адрес Предприятия.
В связи с чем, Предприятие имело возможность представить на заседание Правления соответствующие возражения, пояснения, недостающие документы, подтверждающие величину заявленных затрат.
Вместе с тем, Предприятием не были представлены какие-либо дополнительные документы в адрес Комитета после обращения с заявлением от 27.04.2018 № 02-17/3405.
Таким образом, суд соглашается с доводами Комитета о том, что заявителем не были своевременно приняты необходимые и достаточные меры для документального обоснования своей позиции, в целях принятия Комитетом производственной программы МУП «Водоканал города Курска» в сферах холодного водоснабжения и водоотведения на 2019-2013 годы в редакции, соответствующей требованиям Предприятия.
Иные доводы сторон судом не принимаются во внимание как основанные на неверном понимании положений действующего законодательства в рассматриваемой сфере.
В соответствии с частью 1 статьи 65, частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Арбитражный суд, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полагает, что комитетом по тарифам и ценам Курской области приведены аргументированные доводы, основанные на номах действующего законодательства, и представлены надлежащие документальные доказательства законности оспариваемого правового акта.
При изложенных обстоятельствах оспариваемое постановление соответствует требованиям действующего законодательства.
Законный ненормативный правовой акт не может нарушать права и законные интересы заявителя.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
С учетом изложенного, требование заявителя не подлежит удовлетворению.
На основании части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Руководствуясь статьями 17, 29, 65, 110, 167-170, 176, 180, 181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных муниципальным унитарным предприятием «Водоканал города Курска» требований о признании недействительным постановления Комитета по тарифам и ценам Курской области от 13.12.2018 № 239 «Об утверждении производственной программы муниципального унитарного предприятия «Водоканал города Курска» в сферах холодного водоснабжения и водоотведения на 2019-2013 годы» отказать.
Оспариваемый акт проверен на соответствие нормам Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Постановления Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения», Постановления Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 641 «Об инвестиционных и производственных программах организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения», Приказа Федеральной службы по тарифам России от 27.12.2013 № 1746-э «Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения».
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Курской области.
Судья Н. Е. Суходольская