ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А35-1555/09 от 13.04.2009 АС Курской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

К.Маркса ул., д. 25, г. Курск, 305004

Именем Российской Федерации 

Р Е Ш Е Н И Е 

  г. Курск Дело № А35–1555/09-С26

20 апреля 2009 г.

  Резолютивная часть решения объявлена 13.04.2009г. Полный текст решения изготовлен 20.04.2009г.

Арбитражный суд Курской области в составе судьи Лымаря Д.В., при ведении протокола судебного заседания судьёй Лымарем Д.В., рассмотрел в открытом судебном заседании 13.04.2009 г. дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Ростелеком» в лице Территориального Управления №7 Центрального Филиала Общества с ограниченной ответственностью «Ростелеком» к

Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Курску

Об оспаривании решения налогового органа

при участии:

от заявителя: ФИО1 - по пост. доверенности от 22.09.2008 г.;

от ответчика: ФИО2 – по пост. доверенности от 20.01.2009г.

Общество с ограниченной ответственностью «Ростелеком» в лице Территориального Управления №7 Центрального Филиала Общества с ограниченной ответственностью «Ростелеком» (далее – ТУ№7 ЦФ ОАО «Ростелеком») обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Курску (далее – ИФНС России по г. Курску) об отказе в осуществлении зачета (возврата), выраженного в письме №1516/176632 от 16.12.2008г., и об обязании ИФНС России по г. Курску зачесть ошибочно перечисленные ОАО «Ростелеком» в лице ТУ№7 ЦФ ОАО «Ростелеком» 500 руб. 00 коп. с кода бюджетной классификации (далее – КБК) 18210803010011000110 – государственная пошлина за рассмотрение иска в суде общей юрисдикции на КБК 18210801000011000110 – государственная пошлина за рассмотрение иска в арбитражном суде, а также взыскать с ИФНС России по г. Курску 2000 руб. расходов по уплате заявителем государственной пошлины.

Заявитель в ходе рассмотрения дела требования поддержал, ссылаясь на то, что ИФНС России по г. Курску является администратором поступлений в федеральный бюджет государственной пошлины, а также на обязанность налогового органа по заявлению налогоплательщика произвести зачет (возврат) денежных средств, ошибочно зачисленных по неверному КБК.

Ответчик заявленные требования не признал, сославшись на то, что в соответствии с п.6 ст.333.40 НК РФ плательщик государственной пошлины имеет право на зачет излишне уплаченной суммы государственной пошлины в счет суммы государственной пошлины, подлежащей уплате за совершение аналогичного действия.

Заслушав мнение представителей лиц, участвующих в деле, и изучив материалы дела, арбитражный суд установил:

В соответствии с Решением Арбитражного суда Курской области от 13.12.2007г. по делу №А35-6039/07-С16 с Открытого акционерного общества «Центр обеспечения выполнения полномочий в области гражданской обороны, защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций Курской области» в пользу ОАО «Ростелеком» взыскано 11836 руб. 22 коп. и 50 руб. 00 коп. в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины, а также выдана справка №78 от 29.01.2008г. на возврат из бюджета государственной пошлины в сумме 450 руб. 00 коп., уплаченной платежным поручением №4646 от 16.10.2007г.

10.09.2008г. ОАО «Ростелеком» в лице ТУ№7 ЦФ ОАО «Ростелеком» обратилось в ИФНС России по г. Курску с заявлением №ТУ7/16/2705 о возврате на расчетный счет Общества государственной пошлины в размере 450 руб. 00 коп.

06.10.2008г. ИФНС России по г. Курску (письмо №11-31/141854) сообщило ОАО «Ростелеком» в лице ТУ№7 ЦФ ОАО «Ростелеком» о невозможности осуществить возврат госпошлины в размере 450 руб. 00 коп., в связи с тем, что в платежном поручении №4646 от 16.10.2007г. плательщиком является ТУ-7 ЦФ ОАО «Ростелеком», а в соответствии с Решением Арбитражного суда Курской области от 13.12.2007г. по делу №А35-6039/07-С16 и справкой №78 от 29.01.2008г. на возврат из бюджета государственной пошлины в сумме 450 руб. 00 коп., государственная пошлина подлежит возврату Курскому филиалу ОАО «Центральная телекоммуникационная компания». Кроме того, налоговый орган указал на то, что при перечислении государственной пошлины за рассмотрение заявления в арбитражном суде налогоплательщиком допущена ошибка в КБК; указанный в платежном поручении №4646 от 16.10.2007г. КБК 18210803010011000110 предусматривал уплату государственной пошлины за рассмотрение иска в суде общей юрисдикции.

18.11.2008г. ОАО «Ростелеком» в лице ТУ-7 ЦФ ОАО «Ростелеком» обратилось в ИФНС России по г. Курску с заявлением №ТУ7/2/3277 о зачете ошибочно перечисленных ОАО «Ростелеком» в лице ТУ-7 ЦФ ОАО «Ростелеком» 500 руб. 00 коп. с КБК 18210803010011000110 – государственная пошлина за рассмотрение иска в суде общей юрисдикции на КБК 18210801000011000110 – государственная пошлина за рассмотрение иска в арбитражном суде.

16.12.2008г. ИФНС России по г. Курску принято решение №1516/17632 об отказе в осуществлении зачета (возврата), которым заявителю в зачете отказано и разъяснено, что он имеет право на зачет указанной суммы в счет оплаты государственной пошлины за совершение аналогичного действия.

ОАО «Ростелеком» в лице ТУ-7 ЦФ ОАО «Ростелеком» не согласилось с указанным решением и оспорило его в арбитражном суде.

Арбитражный суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч.1 ст.16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Неисполнение судебных актов, а также невыполнение требований арбитражных судов влечет за собой ответственность, установленную АПК РФ и другими федеральными законами (ч.2 ст. 16 АПК РФ).

В соответствии с п.3 ст.333.40 НК РФ заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины подается плательщиком государственной пошлины в орган (должностному лицу), уполномоченный совершать юридически значимые действия, за которые уплачена (взыскана) государственная пошлина.

Решение о возврате плательщику излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины принимает орган (должностное лицо), осуществляющий действия, за которые уплачена (взыскана) государственная пошлина.

Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах, а также мировыми судьями, подается плательщиком государственной пошлины в налоговый орган по месту нахождения суда, в котором рассматривалось дело.

К заявлению о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, прилагаются решения, определения и справки судов об обстоятельствах, являющихся основанием для полного или частичного возврата излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины, а также подлинные платежные документы в случае, если государственная пошлина подлежит возврату в полном размере, а в случае, если она подлежит возврату частично, - копии указанных платежных документов.

В силу п.6 ст.333.40 НК РФ, подлежащего применению в случае зачета, а также возврата уплаченной в бюджет государственной пошлины, зачет производится по заявлению плательщика, предъявленному в уполномоченный орган (должностному лицу), в который (к которому) он обращался за совершением юридически значимого действия. Заявление о зачете суммы излишне уплаченной (взысканной) государственной пошлины может быть подано в течение трех лет со дня принятия соответствующего решения суда о возврате государственной пошлины из бюджета или со дня уплаты этой суммы в бюджет.

В полномочия налогового органа, в который поступило заявление о возврате государственной пошлины с приложением судебного акта о возврате государственной пошлины, не входит переоценка правильности применения судом оснований для полного или частичного возврата государственной пошлины. Судебный акт, на основании которого выдана справка на возврат госпошлины, вступил в законную силу и подлежит исполнению.

В соответствии с ч.7 ст.333.40 НК РФ возврат или зачет излишне уплаченных (взысканных) сумм государственной пошлины производится в порядке, установленном главой 12 НК РФ.

Согласно положений ст.78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

Зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам.

В соответствии с ч.4 ст.78 НК РФ зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа.

Решение о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

В соответствии с п.10 ст.13 НК РФ, ст.50 Бюджетного Кодекса Российской Федерации (БК РФ) государственная пошлина относится к федеральным налогам и сборам. Таким образом, государственная пошлина за рассмотрение иска в арбитражном суде, как и государственная пошлина за рассмотрение иска в суде общей юрисдикции, уплачивается в федеральный бюджет.

Федеральная налоговая служба Российской Федерации является администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации, в том числе администратором поступлений государственной пошлины.

В соответствии со ст.6 БК РФ администратор доходов бюджета - орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, бюджетное учреждение, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.

В соответствии со ст.333.42 НК РФ налоговые органы осуществляют проверку правильности исчисления и уплаты государственной пошлины в государственных нотариальных конторах, органах записи актов гражданского состояния и других органах, организациях, осуществляющих в отношении плательщиков действия, за осуществление которых в соответствии с настоящей главой взимается государственная пошлина.

На основании изложенного, в полномочия налогового органа как администратора поступлений в федеральный бюджет входит рассмотрение заявления налогоплательщика об осуществление зачета (возврата) излишне уплаченной государственной пошлины и соответственно принятие решения о зачете (возврате) либо об отказе в зачете (возврате) излишне уплаченной государственной пошлины.

Поскольку в силу ч.7 ст.333.40 НК РФ возврат или зачет излишне уплаченных (взысканных) сумм государственной пошлины производится в порядке, установленном главой 12 НК РФ, и учитывая, что государственная пошлина за рассмотрение иска в арбитражном суде, как и государственная пошлина за рассмотрение иска в суде общей юрисдикции, уплачивается в один бюджет – федеральный бюджет, налоговый орган, являясь администратором поступлений в федеральный бюджет, уполномочен в соответствии со ст.78 НК РФ по заявлению налогоплательщика на осуществление зачета излишне уплаченной государственной пошлины за рассмотрение иска в суде общей юрисдикции в счет уплаты государственной за рассмотрение иска в арбитражном суде. При этом в силу положений ч.7 ст.333.40 НК РФ их в системной взаимосвязи с положениями ст.78 НК РФ, предусмотренная ч.6 ст.333.40 НК РФ возможность зачета суммы излишне уплаченной госпошлины в счет суммы госпошлины, подлежащей уплате за совершение аналогичного действия, является правом, а не обязанностью налогоплательщика; при этом выбор способа зачета зависит от налогоплательщика и не может ставиться в зависимость от волеизъявления налогового органа. Иное толкование указанных норм означало бы невозможность реализации налогоплательщиком своего предусмотренного п.5 ст.21 НК РФ права на зачет в случае, если он не намерен в дальнейшем совершать аналогичные действия, подлежащие оплате госпошлиной.

Материалами дела подтверждается и налоговым органом не оспаривается факт того, что государственная пошлина в размере 500 руб. 00 коп., перечисленная в бюджет по платежному поручению № 4646 от 16.10.2007 г. по КБК 18210803010011000110, является излишне уплаченной. Налоговым органом не представлено доказательств обращения заявителя с заявлением в суд общей юрисдикции, государственная пошлина за рассмотрение которого оплачена платежным поручением № 4646 от 16.10.2007 г.

С учетом указанного, оспариваемое решение налогового органа не соответствует ст.ст.21, 78, 333.40, 333.42 НК РФ.

При таких условиях требования заявителя подлежат удовлетворению.

Принимая во внимание положения ст.ст.101, 106, 110, 112 АПК РФ, ст.ст.333.21, 333.22, 333.37 Налогового кодекса РФ, Информационного письма Высшего Арбитражного Суда РФ № 117 от 13.03.2007 г., понесенные заявителем судебные расходы по уплате госпошлины за рассмотрение заявления в сумме 2000 руб. 00 коп. относятся на ответчика и подлежат взысканию с него в пользу заявителя.

Руководствуясь ст.ст.17, 29, 52, 110, 167-170, 176 АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Требования Общества с ограниченной ответственностью «Ростелеком» в лице Территориального Управления № 7 Центрального Филиала Общества с ограниченной ответственностью «Ростелеком» к Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Курску удовлетворить.

Признать недействительным решение Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Курску №1516/176632 от 16.12.2008г. «Об отказе в осуществлении зачета (возврата)».

Оспариваемое решение проверено на соответствие Налоговому Кодексу Российской Федерации, Гражданскому Кодексу Российской Федерации.

В порядке п.3 ч.5 ст.201 АПК РФ обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по г.Курску устранить допущенные нарушения прав заявителя, совершив в месячный срок после вступления решения суда в законную силу предусмотренные ст.78 НК РФ действия по зачету 500 руб. 00 коп. госпошлины, уплаченной платежным поручением №4646 от 16.10.2007г. по КБК 18210803010011000110 (государственная пошлина за рассмотрение иска в суде общей юрисдикции), в счет уплаты государственной пошлины по КБК 18210801000011000110 (государственная пошлина за рассмотрение иска в арбитражном суде).

Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы России по <...>, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>, в пользу Открытого акционерного общества «Ростелеком» в лице Территориального управления №7 Центрального филиала Открытого акционерного общества «Ростелеком», ИНН <***>, КПП 463202001, <...> Октября, д. 118 «А», 2000 руб. в возмещение понесенных заявителем судебных расходов.

Данное решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия и может быть обжаловано в девятнадцатый Арбитражный апелляционный суд в г. Воронеже в течение месяца со дня его принятия, в Федеральный Арбитражный суд Центрального округа в г. Брянске в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу через Арбитражный суд Курской области.

Судья Д.В. Лымарь