АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
г. Курск, ул. К. Маркса, д. 25
http://www.kursk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Курск
16 февраля 2021 года
Дело № А35-182/2021
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 15.02.2021. Полный текст решения изготовлен 16.02.2021.
Арбитражный суд Курской области в составе судьи Дрючиной Л.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Исмаиловой К.П., рассмотрел в открытом в порядке части 4 статьи 137 АПК РФ судебном заседании дело по заявлению
Прокурора Горшеченского района Курской области
к индивидуальному предпринимателю ФИО1
о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО2, предъявлено служебное удостоверение ТО №234486;
от лица, привлекаемого к административной ответственности: не явился, извещен надлежащим образом.
Прокурор Горшеченского района Курской области обратился в арбитражный суд к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (далее – ИП ФИО1) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Представитель заявителя поддержала заявленные требования, представила в предварительном судебном заседании перечень хозяйствующих субъектов, имеющих лицензии на заготовку, хранение, переработку и реализацию черных металлов, цветных металлов на территории Курской области; документ приобщен к материалам дела.
Представитель лица, привлекаемого к административной ответственности, в предварительное судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, документов по делу не представил.
Лица, участвующие в деле, возражений против перехода в судебное заседание не представили, в связи с чем, суд завершил предварительное судебное заседание и открыл в порядке части 4 статьи 137 АПК РФ судебное разбирательство.
Представитель заявителя поддержала заявленные требования, устно сообщила реквизиты для оплаты административного штрафа.
Представитель лица, привлекаемого к административной ответственности, в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, письменного отзыва на заявление не представил.
Дело рассмотрено в порядке ст.ст. 121, 123, 156, 205 АПК РФ в отсутствие надлежащим образом извещенного о дате и времени судебного заседания представителя лица, привлекаемого к административной ответственности.
Изучив материалы дела, арбитражный суд установил следующее.
ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения – деревня Шеенка Горшеченского района Курской области, место жительство – 306800, Курская область, Горшеченский район, рабочий <...>, зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 06.08.2004 за ОГРНИП <***>, ИНН <***>.
14.12.2020 Прокуратурой Горшеченского района Курской области во исполнение задания прокуратуры Курской области проведена проверка исполнения законодательства ИП ФИО1 в сфере обращения отходов производства и потребления, в ходе которой выявлены нарушения указанного законодательства.
Основанием для поведения проверки послужило решение прокуратуры области от 14.12.2020 № 88 о проведении проверки, которое вручено ИП ФИО1 лично 14.12.2021.
В ходе прокурорской проверки в отношении ИП ФИО1 выявлены нарушения пп. 34 п.1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», ст. 2, 3, 4 Постановления Правительства РФ от 12.12.2012 № 1287 «О лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов» (вместе с «Положением о лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов»), ст. 5 Постановления Правительства РФ от 11.05.2001 № 370 «Об утверждении Правил обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения».
По результатам проверки помощником прокурора Горшеченского района Курской области Колесовой И.С. в присутствии ИП ФИО1 составлен акт проверки от 14.12.2020, в котором зафиксированы выявленные нарушения с приложением фототаблицы.
22.12.2020 Прокурором Горшеченского района Курской области в присутствии Предпринимателя вынесено постановление о возбуждении в отношении ИП ФИО1 дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
14.01.2021 Прокурор Горшеченского района Курской области обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении ИП ФИО1 к административной ответственности в соответствии с частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Арбитражный суд считает заявление прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 28.4 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1, 5.6, 5.7, 5.21, 5.23 - 5.25, 5.39, 5.45, 5.46, 5.48, 5.52, 5.58 - 5.63.1, 6.19, 6.20, 7.24, частью 1 статьи 7.31, статьями 7.35, 8.32.2, 12.35, 13.14, 13.19.1, 13.27, 13.28, частями 1 - 4.1, 6 и 7 статьи 14.13 (за исключением случая, если данные правонарушения совершены арбитражными управляющими), частями 1 и 2 статьи 14.25, статьями 14.35, 14.56, частью 1 статьи 15.10, частью 4 статьи 15.27, статьей 15.33.1, частью 3 статьи 19.4, статьей 19.6.1, статьей 19.8.1 (в части административных правонарушений, совершенных должностными лицами федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов), статьями 19.9, 19.28, 19.29, 19.32, 20.26, 20.28, 20.29 настоящего Кодекса, возбуждаются прокурором.
При осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор также вправе возбудить дело о любом другом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации.
О возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 настоящего Кодекса. Указанное постановление выносится в сроки, установленные статьей 28.5 настоящего Кодекса.
Как следует из доказательств, представленных в материалы дела, постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 22.12.2020 вынесено уполномоченным лицом и отвечает требованиям, установленным ст.ст. 28.2, 28.5 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 6.33, 7.24, частями 2 и 3 статьи 9.4, статьями 9.5, 9.5.1, 13.33, 14.1, 14.10, 14.11, 14.14, частями 1 и 2 статьи 14.16, статьей 14.17, частью 2 статьи 14.17.1, статьями 14.18, 14.23, 14.27, 14.36, 14.37, частью 2 статьи 14.38, статьями 14.43 - 14.50, частью 1 статьи 15.10, частями 2 и 2.1 статьи 17.14, частями 6 и 15 статьи 19.5, статьей 19.33 настоящего Кодекса, совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями.
В соответствии с частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ административная ответственность устанавливается за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна) и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, заключается в осуществлении предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если его наличие прямо предусмотрено действующим законодательством.
Субъектами данного правонарушения являются граждане, юридические и должностные лица. Субъективная сторона выражается как в форме умысла, так и неосторожности.
В силу абзаца 3 пункта 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) право осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), возникает с момента получения разрешения (лицензии).
Статьей 3 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ (далее - Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ) определено понятие лицензируемого вида деятельности – это вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.
К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в части 1 настоящей статьи ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
Согласно пп. 34 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» заготовка, хранение, переработка и реализация лома черных металлов и цветных металлов подлежат лицензированию.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями требований, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Постановлением Правительства РФ от 12.12.2012 № 1287 утверждено Положение о лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов (далее – Положение), которым определяется порядок лицензирования деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, за исключением реализации лома черных и цветных металлов, образовавшегося у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в процессе собственного производства.
Пунктом 2 Положения определено, что лицензирование деятельности осуществляют уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 9 статьи 22 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Согласно статье 3 Положения лицензируемая деятельность включает в себя следующие виды работ:
а) заготовка, хранение, переработка и реализация лома черных металлов;
б) заготовка, хранение, переработка и реализация лома цветных металлов;
в) заготовка, хранение и реализация лома цветных металлов.
В пункте 4 Положения определены следующие основные понятия:
«заготовка» - приобретение лома черных и (или) цветных металлов у юридических и физических лиц на возмездной или безвозмездной основе, его сортировка и отбор;
«хранение» - содержание заготовленного лома черных и (или) цветных металлов в целях последующей переработки и (или) реализации;
«переработка» - процессы измельчения, резки, разделки, прессования и брикетирования лома черных и (или) цветных металлов;
«реализация» - отчуждение заготовленного лома черных и (или) цветных металлов на возмездной или безвозмездной основе.
Постановлением Правительства РФ от 11.05.2001 № 370 утверждены Правила обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения (далее – Правила), которыми определяется порядок обращения (приема, учета, хранения, транспортировки) и отчуждения лома и отходов цветных металлов на территории Российской Федерации.
Пунктом 5 Правил обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения установлено, что на объектах по приему лома и отходов цветных металлов, кроме информации, указанной в пункте 4 настоящих Правил, должна находиться и предъявляться по требованию контролирующих органов следующая документация: лицензия, полученная в соответствии с Положением о лицензировании деятельности по заготовке, переработке и реализации лома цветных металлов, или ее копия, заверенная лицензирующим органом, выдавшим лицензию; документы на имеющиеся оборудование и приборы, а также документы о проведении их поверок и испытаний; инструкции о порядке проведения радиационного контроля лома и отходов цветных металлов и проверки их на взрывобезопасность; инструкция о порядке действий при обнаружении радиоактивных лома и отходов цветных металлов; инструкция о порядке действий при обнаружении взрывоопасных предметов.
В ходе прокурорской проверки, в присутствии ИП ФИО1 установлено, что по адресу: ул. Октябрьская, д. 9 «С», п. Горшечное, Горшеченский район, Курская область, в магазине «Автозапчасти» Предприниматель осуществляет предпринимательскую деятельность по приему и хранению бывших в употреблении свинцовых аккумуляторов всех видов, то есть деятельность по заготовке и хранению лома цветных металлов без специального разрешения (лицензии).
В материалы дела представлен фотоотчет, на котором зафиксирована растяжка с надписью «Принимаем старые аккумуляторы» на магазине «Автозапчасти», расположенного по адресу: ул. Октябрьская, д. 9 «С», п. Горшечное, Горшеченский район, Курская область. Представлен также фототаблица с фиксацией трех аккумуляторных батарей, находящихся в помещении магазина «Автозапчасти».
ИП ФИО1 представила письменные объяснения от 22.12.2020, в которых пояснила, что с 01.01.2020 осуществляет деятельность по приему и хранению свинцовых аккумуляторных батарей. Аккумуляторы принимает от различных граждан по цене 40 руб. за 1 килограмм. С этого же времени по устной договоренности с ООО «Полюс+» осуществляет им продажу лома аккумуляторных батарей за цену 45-50 рублей за 1 килограмм, цена менялась в зависимости от месяца. Каких-либо документов о покупке лома аккумуляторных батарей сотрудники ООО «Полюс+» со слов Предпринимателя ей не выдавали. В среднем Предприниматель принимала по 2 аккумулятора в месяц. Предприниматель также пояснила, что лицензия на осуществление данного вида деятельности у нее отсутствует, за ее получением в соответствующие органы Предприниматель не обращалась. На момент проверки у Предпринимателя имелись три аккумулятора.
В судебном заседании прокурор представила Перечень хозяйствующих субъектов, имеющих лицензии на заготовку, хранение, переработку и реализацию черных металлов, цветных металлов на территории Курской области, размещенный на официальном сайте Администрации Курской области, в котором отсутствуют сведения о выдаче такого рода лицензии ИП ФИО1
С учетом установленных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что действия Предпринимателя составляют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В ходе проведения проверки ИП ФИО1 с выявленными нарушениями согласилась, в содеянном раскаялась, о чем свидетельствуют объяснения от 22.12.2020 ИП ФИО1 (л.д. 27-28).
Факт совершения ИП ФИО1 административного правонарушения, зафиксированного в акте проверки от 14.12.2020, постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 22.12.2020, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, и ее вина в совершении указанного правонарушения подтверждаются материалами дела.
Судом не установлено процессуальных нарушений при проведении прокурорской проверки, а также при составлении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ИП ФИО1
Обстоятельств, исключающих привлечение лица к административной ответственности, судом не установлено.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что действия ИП ФИО1 составляют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, выразившуюся в осуществлении индивидуальным предпринимателем деятельности по приему и хранению бывших в употреблении свинцовых аккумуляторов всех видов, то есть деятельности по заготовке и хранению лома цветных металлов без специального разрешения (лицензии).
Обстоятельств возможности применения в настоящем деле положений статьи 2.9 КоАП РФ о малозначительности административного правонарушения и освобождении ИП ФИО1 от административной ответственности не установлено, поскольку осуществление предпринимательской деятельности по приему и хранению бывших в употреблении свинцовых аккумуляторов всех видов подлежит обязательному лицензированию и не может быть квалифицировано как малозначительное.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается.
С учетом указанной нормы права и фактических обстоятельств дела, в данном случае не подлежат применению положения статьи 4.1.1 КоАП РФ о замене административного штрафа на предупреждение, поскольку вменяемое ИП ФИО1 административное правонарушение создало потенциальную угрозу причинения вреда здоровью людей, поскольку деятельность связана с обращением свинца – токсичного металла.
Вместе с тем, при определении размера административного штрафа суд считает возможным учесть, что ИП ФИО1 вину в совершении административного правонарушения признала, в содеянном раскаивается, ранее к административной ответственности не привлекалась, что в силу статьи 4.2 КоАП РФ может быть признано обстоятельствами смягчающими административную ответственность.
С учетом изложенного, суд полагает возможным назначить ИП ФИО1 административное наказание в виде минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией части 2 статьи 14.1 КоАП РФ – 4000 руб.
Решение о привлечении к административной ответственности принято в пределах трехмесячного срока давности.
Заявления о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются.
Руководствуясь ст.ст. 2.1, 4.1, 4.2, 14.1, 23.1, 28.2, 28.3, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, ст.ст. 17, 27, 29, 156, 167-170, 176, 205-206 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Привлечь индивидуального предпринимателя ФИО1 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения – деревня Шеенка Горшеченского района Курской области, место жительство – 306800, Курская область, Горшеченский район, рабочий <...>, зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 06.08.2004 за ОГРНИП <***>, ИНН <***>) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначив административное наказание в виде административного штрафа в размере 4000 рублей.
Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия.
Обязать индивидуального предпринимателя ФИО1 не позднее шестидесяти дней со дня вступления настоящего решения в законную силу представить в арбитражный суд документ, подтверждающий уплату штрафа в добровольном порядке по следующим реквизитам:
Получатель платежа: УФК по Курской области (Прокуратура Курской области)
ИНН: <***>
КПП: 463201001
БИК: 043807001
Банк: Отделение Курск, г. Курск
Расчетный счет: <***>
ОКТМО 38701000
КБК 415 11 6011 410 19000 140
При отсутствии документов, свидетельствующих об уплате административного штрафа в добровольном порядке, по истечении установленного срока направить копию судебного акта для взыскания административного штрафа судебному приставу-исполнителю.
Решение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Курской области в течение десяти дней со дня его принятия.
Судья Л.В. Дрючина