ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А35-1900/08 от 28.05.2008 АС Курской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. К.Маркса, 25 г. Курск 305004

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Курск                                                                                    

04 июня 2008 г.                                                                                     Дело № А35 – 1900/08-С26

Резолютивная часть решения объявлена 28.05.2008 г. Полный текст решения изготовлен 04.06.2008 г.

Арбитражный суд в составе  председательствующего судьи Лымаря Д.В., рассмотрев в открытом в порядке ч.4 ст.137 Арбитражного процессуального кодекса РФ судебном заседании 28.05.2008 г., при ведении протокола судебного заседания судьей, дело по заявлению Первого заместителя военного прокурора Московского военного округа, поданное в интересах Министерства обороны РФ (далее – первый заместитель военного прокурора МВО; Минобороны России)  к

Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы  № 5 по Курской области, г. Курск (далее – МИФНС РФ № 5 по Курской области)

третье лицо: Войсковая часть 67956, Курский район Курской области (далее – в/ч 67956)

об оспаривании решения налогового органа о регистрации,

при участии в заседании:

от заявителя: ФИО1 – по пост. доверенности от 11.04.2008 г.;

от ответчика:  ФИО2 – по пост. доверенности от 22.02.2008 г.;

от третьего лица: ФИО3 – по пост. доверенности от 12.05.2008 г.;

установил: Первый заместитель военного прокурора МВО обратился в арбитражный суд с заявлением, в котором, обращаясь в интересах Минобороны России, просил признать недействительным решение МИМНС РФ № 5 по Курской области № 410 от 19.12.2002 г. о государственной регистрации в/ч 67956 в качестве юридического лица, а также обязать МИФНС РФ № 5 по Курской области внести в Единый государственный реестр юридических лиц запись о недействительности ранее сделанной записи за № 1024600619823 от 19.12.2002 г. о регистрации в/ч 67956 в качестве юридического лица.

В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на несоответствие в/ч 67956 признакам юридического лица, отсутствие оснований для ее  регистрации и несоответствие оспариваемого решения о регистрации закону.

Ответчик в письменном отзыве, не оспаривая ошибочность принятия оспариваемого решения № 410 от 19.12.2002 г., сообщил о внесении решением № 14 от 31.03.2008 г. в ЕГРЮЛ сведений об ошибочном внесении записи за № 1024600619823 от 19.12.2002 г., которой ранее в ЕГРЮЛ были внесены сведения о войсковой части 67956 как о юридическом лице, и ходатайствовал о прекращении производства по делу в связи с отсутствием предмета спора.

Представитель заявителя в заседании в соответствии с полномочиями, изложенными в доверенности, письменно уточнил требования, отказавшись от заявленных требований в части обязания ответчика внести запись в ЕГРЮЛ о недействительности ранее внесенной записи о регистрации в/ч 67956 (п.2 резолютивной части заявления), в оставшейся части заявленные требования поддержал, ссылаясь на то, что, несмотря на внесение в ЕГРЮЛ записи об ошибочности регистрации войсковой части 67956 в качестве юридического лица, оспариваемое в настоящем деле решение налогового органа № 410 от 19.12.2002 г. не отменено.Уточнение заявленных требований принято судом.

Представитель войсковой части 67956, привлеченной к участию в деле в качестве третьего лица, в заседании поддержал позицию заявителя.

Выслушав мнение представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд установил следующее.

19.12.2002 г. Войсковая часть 67956 обратилась в МИФНС России № 5 по Курской области с сообщением сведений о юридическом лице, зарегистрированном до вступления в силу Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц» по форме № Р17001, утвержденной постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 г. № 439, для внесения в государственный реестр сведений о юридическом лице, зарегистрированном до 01.07.2002 г.

19.12.2002 г. Межрайонная инспекция МНС России № 5 по Курской области приняла решение № 410 о государственной регистрации юридического лица – Войсковой части 67956,
зарегистрированного до 01.07.2002 г., на основании которого в ЕГРЮЛ была внесена запись от 19.12.2002 г. за № 1024600619823 о регистрации в/ч 67956 в качестве юридического лица, в/ч 67956 выдано Свидетельство от 19.12.2002 г. о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о Войсковой части 67956 за основным государственным регистрационным номером 1024600619823. Правопреемником МИМНС РФ № 5 по Курской области является МИФНС № 5 по Курской области, что подтверждается материалами дела и не оспаривается ответчиком.

Принимая во внимание, что заявителю – первому заместителю военного прокурора МВО, обратившемуся в арбитражный суд в интересах Минобороны России, о принятии оспариваемого решения МИФНС № 5 по Курской области № 410 от 19.12.2002 г. стало известно из материалов прокурорской проверки, проведенной 56 военной прокуратурой, поступивших в военную прокуратуру МВО 14.02.2008 г., а в арбитражный суд заявитель обратился в пределах 3-месячного срока с указанного момента, арбитражный суд полагает причины пропуска срока обжалования оспариваемого Решения уважительными и считает возможным восстановить срок обжалования и рассмотреть заявление по существу.

Арбитражный суд полагает уточненные требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

На основании статьи 198 Арбитражного процессуального ко­декса Российской Федерации прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт , решение или действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц  в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незакон­но возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.

Согласно статье 51 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом законом о государственной регистрации юридических лиц. Данные о государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления. Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации.

Пунктом 1 статьи 52 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что юридическое лицо действует на основании устава, утвержденного его учредителем. В случаях, предусмотренных законом юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида.

В соответствии с Федеральным законом №61-ФЗ от 31.05.1996 г. «Об обороне», Положением о Министерстве обороны РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 11.11.1998 г. №1357 (действовавшим на момент принятия оспариваемого Решения о регистрации № 410 от 19.12.2002 г.), действующим Положением о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденном Указом Президента РФ № 1082 от 16.08.2004 г., вопросы создания, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений Министерства обороны РФ относятся к компетенции Министерства обороны РФ.

Положением о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации № 1357 от 11.11.1998 г. (действовало на момент принятия оспариваемого Решения), Положением о Министерстве обороны РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 16.08.2004 г. № 1082, Положением о военном округе Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 27.07.1998 г. № 901, Министр обороны подготавливает в установленном порядке предложения по созданию, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений, входящих в состав Вооруженных сил Российской Федерации, определяет порядок утверждения уставов этих учреждений. Указанными нормативными актами признание войсковых частей юридическими лицами не предусмотрено.

В судебном заседании установлено, что на основании Директивы Генерального штаба Вооруженных Сил СССР № ОРГ 6/45142 от 16.01.1965 г. на базе управления и подразделений 43 радиотехнического полка ПВО была сформирована 41 радиотехническая бригада ПВО (войсковая часть 03013). В связи с этим, на основании Директивы Генерального штаба ВПВО № ОМУ/1/550655 от 17.03.1965 г.,  группа обслуживания опытного образца радиолокационной станции «ПАМИР», содержащаяся по штату № 50/10, была переформирована в 281 радиотехнический батальон ПВО (в/ч 67956).

В соответствии с требованиями ст. 12 Федерального закона от 08.08.2001 г.  № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» при государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляется определенный перечень документов, а именно: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации, решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации, учредительные документы юридического лица и др. В случае непредставления какого-либо из этих документов либо несоответствия его действующему законодательству согласно ст. 23 того же Федерального закона регистрирующий орган выносит решение об отказе в государственной регистрации.

Как видно из материалов дела, перерегистрация в/ч 67956 произведена на основании сообщения по форме № Р17001, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 г. № 439, представленного в налоговый орган командиром воинской части. В данном сообщении  заявителем указана организационно-правовая форма регистрирующегося юридического лица – учреждение, однако сведения об учредителе данного юридического лица не указаны.

Помимо изложенного из п.7 Правил ведения ЕГРЮЛ и предоставления содержащихся в нем сведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 г. № 438, следует, что внесение записи в государственный реестр подтверждается документом, форма которого устанавливается Правительством Российской Федерации.

При этом,  согласно п. 5 данных Правил,  основанием для внесения соответствующей записи в государственный реестр является решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом либо иным органом в соответствии с федеральными законами о специальном порядке регистрации отдельных видов юридических лиц по документам, представленным при государственной регистрации юридического лица.

Решение о придании войсковой части 67956 статуса юридического лица Министерство обороны не принимало, что подтверждается материалами дела. Какого-либо общего положения о войсковых частях как юридических лицах также не существует.

В соответствии с п. 12 ст. 1 Федерального закона №61-ФЗ от 31.05.1996 г. «Об обороне» имущество Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

В материалах дела отсутствуют, и войсковой частью 67956 не представлены доказательства наличия у нее в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленного имущества, которым она могла бы распоряжаться и отвечать по своим обязательствам, что подтверждало бы наличие обязательного признака юридического лица.

Финансирование войсковой части осуществляется из федерального бюджета, в связи с чем войсковая часть не может по своему усмотрению распоряжаться данными средствами и отвечать ими по своим обязательствам.

10.01.1996 г. войсковая часть 67956 была поставлена на учет в Государственной налоговой инспекции Курского района. 21.07.1999 г. Государственной налоговой инспекцией Курского района было выдано свидетельство о постановке на учет в налоговом органе юридического лица в/ч 67956, однако факт постановки войсковой части 67956  на учет в налоговом органе не является доказательством наличия у нее статуса юридического лица.

Принимая во внимание, что решение о придании войсковой части № 67956 статуса юридического лица Министром обороны Российской Федерации не принималось, учредительные документы в/ч 67956 не утверждались и в регистрирующий орган не направлялись, войсковая часть не обладает признаками юридического лица, оценивая в совокупности имеющиеся в деле доказательства и доводы сторон, суд приходит к выводу, что войсковая часть 67956 не отвечает требованиям статей 48, 52 Гражданского кодекса Российской Федерации и не является юридическим лицом, в связи с чем правовых оснований для включения ее в Единый государственный реестр юридических лиц у налогового органа не имелось.

При таких обстоятельствах, Решение Межрайонной ИМНС России № 5 по Курской области о государственной регистрации войсковой части 67956 от 19.12.2002 г. № 410, послужившее, в силу п. 1 ст. 11 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», основанием внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице войсковой части 67956 противоречит требованиям главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона № 129-ФЗ от 08.08.2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». При этом регистрация войсковых частей в качестве самостоятельных юридических лиц позволяет войсковым частям от своего имени самостоятельно совершать все виды сделок, нести гражданско-правовую, административную, налоговую ответственность, что предусматривает возможность отчуждения либо обращения взыскания на федеральное имущество, закрепленное, за войсковыми частями, и на денежные средства, выделяемые в порядке целевого финансирования, осуществлять реорганизацию или ликвидационные процедуры. С учетом указанного, регистрация войсковых частей в качестве юридических лиц нарушает права и охраняемые законом интересы Министерства обороны РФ (имущественные права и интересы, право на осуществление государственного контроля за соблюдением установленного законодательством порядка образования и реорганизации Министерства обороны России и воинских образований, наделенных статусом юридического лица).

С учетом разъяснений, содержащихся в п.18 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ № 99 от 22.12.2005 г. «Об отдельных вопросах практики применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации», отмена оспариваемого ненормативного правового акта или истечение срока его действия не препятствует рассмотрению по существу заявления о признании акта недействительным, если им были нарушены законные права и интересы заявителя. На момент рассмотрения спора, несмотря на внесение записи в ЕГРЮЛ об ошибочности записи № 1024600619823 от 19.12.2002 г. о регистрации в/ч 67956 как юридического лица, оспариваемое решение МИМНС РФ № 5 по Курской области, послужившее основанием для внесения указанной записи, в установленном порядке не отменено и не признано утратившим силу. Принимая во внимание, что оспариваемое решение МИМНС РФ № 410 от 19.12.2002 г. на момент его принятия нарушало права и охраняемые законом интересы Министерства обороны РФ, уточненные требования заявителя подлежат удовлетворению путем признания оспариваемого решения недействительным.

С учетом разъяснений, содержащихся в п.2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ № 117 от 13.03.2007 г., положений ст.ст.333.21, 333.22 Налогового кодекса РФ, ст.ст.101, 110, 112 Арбитражного процессуального кодекса РФ, государственная пошлина подлежит отнесению на ответчика; принимая во внимание,  что ответчик является учреждением, финансируемым из федерального бюджета, в смете которого на текущий год не предусмотрены расходы на оплату госпошлины, арбитражный суд полагает возможным уменьшить размер подлежащей отнесению на ответчика госпошлины до 100 руб. 00 коп.

Руководствуясь статьями 17, 29, 52, 110, 167-170, 176, 200-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Уточненные требования Первого заместителя военного прокурора Московского военного округа, заявленные в интересах Министерства обороны РФ, к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы  № 5 по Курской области удовлетворить.

Признать недействительным решение Межрайонной Инспекции МНС России № 5 по Курской области от  19.12.2002 г. № 410 о государственной регистрации  юридического лица – Войсковой части 67956, зарегистрированного до 01.07.2002 г., в связи с внесением сведений в единый государственный реестр юридических лиц.

Оспариваемое решение проверено на соответствие Гражданскому кодексу Российской Федерации и Федеральному закону  от  08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

В порядке п.3 ч.4 ст.201 Арбитражного процессуального кодекса РФ обязать Межрайонную Инспекцию Федеральной налоговой службы  № 5 по Курской области устранить допущенные нарушения прав заявителя путем отмены Решения Межрайонной Инспекции МНС России № 5 по Курской области от  19.12.2002 г. № 410.

Взыскать с Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы  № 5 по <...>, ОГРН <***>, в доход федерального бюджета 100 руб. 00 коп. госпошлины.

Исполнительный лист выдать после вступления решения суда в законную силу.

Данное решение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в г. Воронеже в течение месяца со дня его принятия, в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в г.Брянске в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, через Арбитражный суд Курской области. 

Судья                                                                                                                 Д.В. Лымарь

Копия верна 

Судья                                       Д.В. Лымарь