ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А35-1978/2021 от 18.05.2021 АС Курской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

г. Курск, ул. К. Маркса, д. 25

http://www.kursk.arbitr.ru; е-mail: info@kursk.arbitr.ru


Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Курск

19 мая 2021 года                                                       Дело № А35-1978/2021

Резолютивная часть решения объявлена 18.05.2021.

Полный текст решения изготовлен 19.05.2021.

Арбитражный суд Курской области в составе судьи Морозовой М.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кравченко С.О., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению

Главного управления МЧС России по Курской области

к ООО «Курскспецавтоматика»

о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ

В судебном заседании приняли участие представители: от заявителя – ФИО1 – доверенность от 12.02.2021, представлен диплом; ФИО2 – доверенность от 14.05.2021, представлен диплом, паспорт;  от лица, привлекаемого к административной ответственности, – ФИО3 – доверенность от 12.04.2021, представлен диплом, паспорт.

Главное управление МЧС России по Курской области обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Курскспецавтоматика» (далее - лицо, привлекаемое к административной ответственности, ООО «Курскспецавтоматика») к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения (далее - КоАП РФ).

Суд, с учетом мнения сторон, поступивших в материалы дела доказательств, в отсутствии возражений, в порядке ч. 4 ст. 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), завершил предварительное судебное заседание, открыл открытое судебное заседание в суде первой инстанции.

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме, согласно доводам, имеющимся в материалах дела; просит привлечь ООО к административной ответственности, назначив административное наказание в виде административного штрафа.

Представитель лица, привлекаемого к административной ответственности, в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, согласно доводам отзыва, имеющегося в материалах дела; просит производство по делу прекратить, в случае, если суд посчитает невозможным указанное, заменить административное наказание в виде административного штрафа на предупреждение; а если суд посчитает невозможным указанное, назначить наказание в виде административного штрафа в размере минимального размера административного штрафа; пояснил, что ранее ООО к административной ответственности по указанной статье не привлекалось.

Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Курскспецавтоматика», зарегистрированное по адресу: 305000, <...> ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 07.04.2004, ИНН: <***>.

В соответствии с Распоряжением органа государственного контроля (надзора) от 27 января 2021 года № 7 о проведении плановой, выездной проверки юридического лица общества с ограниченной ответственностью «Курскспецавтоматика» выданным начальником Главного управления МЧС России по Курской области генерал-майором внутренней службы ФИО4, с 08 февраля 2021 года по 09 марта 2021 года проведено плановое мероприятие по надзору за соблюдением лицензионных требований обществом с ограниченной ответственностью «Курскспецавтоматика», осуществляющее деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений на основании лицензии МЧС России от 11.07.2014 № 46-Б/00020.

В результате планового мероприятия по надзору установлено, что 09 марта 2021 года в 14 ч. 00 мин. по адресам: <...> юридическое лицо общество с ограниченной ответственностью «Курскспецавтоматика», осуществляет деятельность с грубыми нарушениями лицензионных требований и условий, установленных подпунктами в) и г) пункта 4 «Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2020 года № 1128 (далее - Положение о лицензировании), а именно:

1. Монтажником охранно-пожарной сигнализации ООО «Курскспецавтоматика» ФИО5. не пройдено не реже 1 раза в 5 лет обучение по дополнительным профессиональным программам программам повышения квалификации либо по основным программам профессионального обучения - программам повышения квалификации рабочих и служащих в области лицензируемой деятельности     применительно     к     выполняемым     работам (оказываемым услугам), указанным в лицензии МЧС России предоставленной ООО «Курскспецавтоматика» (отсутствует повышение квалификации по следующим работам и услугам: Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ) (ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Федеральный закон № 99-ФЗ); пп. «г» п. 4 Положения о лицензировании;

2. Инженером охранно-пожарной сигнализации ООО «Курскспецавтоматика» ФИО6 не пройдено не реже 1 раза в 5 лет обучение по дополнительным профессиональным программам - программам повышения квалификации либо по основным программам профессионального обучения - программам повышения квалификации рабочих и служащих в области лицензируемой деятельности применительно к выполняемым работам (оказываемым услугам), указанным в лицензии МЧС России предоставленной ООО «Курскспецавтоматика» (отсутствует повышение квалификации по следующим работам и услугам: Выполнение работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций) (ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 99-ФЗ; пп. «г» п. 4 Положения о лицензировании;

3. Инженером ООО «Курскспецавтоматика» ФИО7 не пройдено не реже 1 раза в 5 лет обучение по дополнительным профессиональным программам - программам повышения квалификации либо по основным программам профессионального обучения - программам повышения квалификации рабочих и служащих в области лицензируемой деятельности применительно к выполняемым работам (оказываемым услугам), указанным в лицензии МЧС России предоставленной ООО «Курскспецавтоматика» (отсутствует повышение квалификации по следующим работам и услугам: Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ; Монтаж, техническое обслуживание и ремонт автоматических систем (элементов автоматических систем) противодымной вентиляции, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ; Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ) (ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 99-ФЗ; пп. «г» п. 4 Положения о лицензировании;

4. Монтажник охранно-пожарной сигнализации ООО «Курскспецавтоматика» ФИО5. не имеет высшего или среднего профессионального образования в области лицензируемой деятельности, либо профессионального обучения в области лицензируемой деятельности (ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 99-ФЗ; пп. «в» п. 4 Положения о лицензировании);

5. Техником охранно-пожарной сигнализации ООО «Курскспецавтоматика» ФИО8 не пройдено не реже 1 раза в 5 лет обучение по дополнительным профессиональным программам - программам повышения квалификации либо по основным программам профессионального обучения - программам повышения квалификации рабочих и служащих в области лицензируемой деятельности применительно к выполняемым работам (оказываемым услугам), указанным в лицензии МЧС России предоставленной ООО «Курскспецавтоматика» (отсутствует повышение квалификации по следующим работам и услугам: Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожаротушения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ; Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ; Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ; Монтаж, техническое обслуживание и ремонт автоматических систем (элементов автоматических систем) противодымной вентиляции, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ; Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ) (ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 99-ФЗ пп. «г» п. 4 Положения о лицензировании);

6. Инженер охранно-пожарной сигнализации ООО «Курскспецавтоматика» ФИО6 не имеет высшего или среднего профессионального образования в области лицензируемой деятельности, либо профессионального обучения в области лицензируемой деятельности (ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 99-ФЗ; пп. «в» п. 4 Положения о лицензировании).

Указанные обстоятельства отражены в акте проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица № 7 от 09.03.2021г., копия которого получена директором ООО «Курскспецавтоматика» ФИО9 лично под роспись 09.03.2021.

15.03.2021г. государственным инспектором Курской области по пожарному надзору ФИО10 составлен протокол № 7 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.

Данные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО «Курскспецавтоматика» к административной ответственности в соответствии с частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Заявленное Главным управлением МЧС России по Курской области требование подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

В соответствии с часть 3 статьи 28.3 КоАП РФ помимо случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2, 3 и 4 статьи 14.1, статьей 19.20 настоящего Кодекса, вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), в пределах компетенции соответствующего органа.

Согласно Перечню федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование конкретных видов деятельности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.11.2011 № 957 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности», МЧС России осуществляет лицензирование деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

В соответствии с пунктом 3 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11.07.2004 № 868, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, осуществляет свою деятельность непосредственно и через входящие в его систему территориальные органы.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21.11.2011 № 957 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности» МЧС России наделено полномочиями по осуществлению лицензирования следующих видов деятельности:

Деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений;

Деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры.

В соответствии с приказом МЧС России от 27.03.2020 № 217 «Об утверждении Положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (Зарегистрирован в Минюсте России 20.07.2020 № 59030) в полномочия Главного управления МЧС России по Курской области входит осуществление контроля за соблюдением лицензиатами лицензионных требований в области пожарной безопасности.

Как установлено арбитражным судом, целью проверки явилось исполнение ежегодного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Курской области (размещен на сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации (http://plan.genproc.gov.ru), а также официальном сайте Главного управления МЧС России по Курской области (http://46.mchs.gov.ru)).

Должностные лица ГУ МЧС России по Курской области, входящего в структуру МЧС России - органа, лицензирующего деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.

Приказом МЧС России от 05.04.2012 № 176 «Об утверждении Перечня должностных лиц органов федерального государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях» установлено, что протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 11.16, частями 2, 3 и 4 статьи 14.1, частью 1 статьи 14.34, статьями 14.43 - 14.46, 14.46.2, 17.7, 17.9, частью 1 статьи 19.4, статьей 19.4.1, частью 1, частями 12 - 15 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7, 19.7.5-1, 19.13 (в части заведомо ложного вызова пожарной охраны), статьями 19.20, 19.26, 19.33, 20.4, частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вправе составлять следующие должностные лица органов федерального государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы: главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору и его заместители, государственные инспекторы Российской Федерации по пожарному надзору, главные государственные инспекторы субъектов Российской Федерации по пожарному надзору и их заместители, государственные инспекторы субъектов Российской Федерации по пожарному надзору, главные государственные инспекторы объектовых, специальных и воинских подразделений федеральной противопожарной службы по пожарному надзору и их заместители, государственные инспекторы объектовых, специальных и воинских подразделений федеральной противопожарной службы по пожарному надзору, главные государственные инспекторы городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору и их заместители, государственные инспекторы городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору.

В рассматриваемом случае государственный инспектор Курской области по пожарному надзору ФИО10 уполномочен на составление протокола об административном правонарушении по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.

Указанный факт не оспаривается лицом, привлекаемым к административной ответственности.

Частью 1 статьи 26.1 КоАП РФ установлено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: 1) наличие события административного правонарушения; 2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; 3) виновность лица в совершении административного правонарушения; 4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; 5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; 6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; 7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Данные обстоятельства подлежат доказыванию путем представления административным органом соответствующих доказательств.

Статьей 26.2 КоАП РФ установлено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Вышеуказанное устанавливается протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Основаниями для привлечения к административной ответственности являются наличие в действиях (бездействии) лица предусмотренного КоАП РФ состава административного правонарушения и отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу.

Под составом административного правонарушения подразумевается совокупность субъективных и объективных признаков - как элементов состава, в число которых входит наделенный административно-процессуальной правоспособностью субъект правонарушения, а также субъективная сторона правонарушения, которая определяется виновным поведением субъекта правонарушения.

В соответствии с частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Объектом данного правонарушения выступают общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности.

Объективная сторона правонарушения состоит в осуществлении лицензируемой деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Субъектом данного правонарушения является лицо, осуществляющее подлежащую лицензированию предпринимательскую деятельность с нарушением лицензионных условий и требований, то есть обязательным признаком субъекта вменяемого правонарушения является наличие у него лицензии на определенный вид деятельности.

Субъективная сторона заключается в том, что лицензиат, получив лицензию на осуществление деятельности и приняв на себя обязательства по соблюдению требований и условий такой деятельности, не проявил ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима при соблюдении требований при осуществлении указанной деятельности.

В силу пункта 3 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Статьей 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон № 99-ФЗ) установлено, что лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа (п. 2 ст. 3); лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности (п. 3 ст. 3).

Согласно ч. 2 ст. 2 Закона № 99-ФЗ соответствие лицензиата лицензионным требованиям и их соблюдение является необходимым условием при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

В соответствии с п. 1 ст. 2 Закона № 99-ФЗ лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности.

Согласно пункту 15 части 1 статьи 12 Закона № 99-ФЗ деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений отнесена к видам деятельности, на осуществление которых требуется лицензия.

Частью 1 статьи 8 Закона № 99-ФЗ определено, что лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2020 № 1128 утверждено Положение о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (далее - Положение о лицензировании).

В соответствии с пунктом 4 Положения о лицензировании, лицензионными требованиями при осуществлении лицензируемой деятельности являются, в том числе: а) наличие у соискателя лицензии или лицензиата зданий (сооружений, помещений) по месту осуществления лицензируемого вида деятельности, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, для размещения работников, оборудования, инструментов и технических средств; б) наличие у соискателя лицензии или лицензиата оборудования, инструментов, технических средств, в том числе средств измерения, согласно перечню, предусмотренному частью четвертой статьи 24 Федерального закона "О пожарной безопасности", прошедших поверку в соответствии с Федеральным законом "Об обеспечении единства измерений", и технической документации на них, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, предусматривающем право владения и пользования, и необходимых для осуществления лицензируемой деятельности; в) наличие в штате у соискателя лицензии или лицензиата работников (при выполнении 1 или 2 видов работ (услуг) - не менее 2 человек, при выполнении 3 или 4 видов работ (услуг) - не менее 3 человек, при выполнении 5 и более видов работ (услуг) - не менее 5 человек), заключивших с соискателем лицензии или лицензиатом трудовые договоры, имеющих: высшее или среднее профессиональное образование в области лицензируемой деятельности, либо прошедших профессиональное обучение в области лицензируемой деятельности; минимальный стаж работы (не менее чем у 50 процентов работников) в области лицензируемой деятельности, составляющий 3 года; г) прохождение лицами, указанными в подпункте "в" настоящего пункта, не реже 1 раза в 5 лет обучения в области лицензируемой деятельности применительно к выполняемым работам (оказываемым услугам) по дополнительным профессиональным программам - программам повышения квалификации либо по основным программам профессионального обучения - программам повышения квалификации рабочих и служащих; д) выполнение лицензиатом требований к работам (услугам), составляющим лицензируемую деятельность, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 № 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", под осуществлением предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением или лицензией, понимается занятие определенным видом предпринимательской деятельности на основании специального разрешения (лицензии) лицом, не выполняющим лицензионные требования и условия, установленные положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, выполнение которых лицензиатом обязательно при ее осуществлении.

Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, определяются Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

К нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

Арбитражным судом установлено, что выполняемые Обществом работы (оказываемые услуги) установлены в лицензии МЧС России от 11.07.2014 № 46-Б/00020, где ООО «Курскспецавтоматика» разрешено осуществлять следующие виды работ/услуг (т.д. 1 л.д. 91):

- Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожаротушения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;

- Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;

- Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;

- Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем  (элементов  систем) дымоудаления и противодымной вентиляции, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;

- Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов/включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;

- Выполнение работ по огнезашите материалов, изделий и конструкций.

Как следует из материалов настоящего дела, в результате планового мероприятия по надзору установлено, что 09 марта 2021 года в 14 ч. 00 мин. по адресам: <...> юридическое лицо общество с ограниченной ответственностью «Курскспецавтоматика», осуществляет деятельность с грубыми нарушениями лицензионных требований и условий, установленных подпунктами в) и г) пункта 4 Положения о лицензировании, а именно:

1. Монтажником охранно-пожарной сигнализации ООО «Курскспецавтоматика» ФИО5. не пройдено не реже 1 раза в 5 лет обучение по дополнительным профессиональным программам программам повышения квалификации либо по основным программам профессионального обучения - программам повышения квалификации рабочих и служащих в области лицензируемой деятельности     применительно     к     выполняемым     работам (оказываемым услугам), указанным в лицензии МЧС России предоставленной ООО «Курскспецавтоматика» (отсутствует повышение квалификации по следующим работам и услугам: Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ) (ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 99-ФЗ; пп. «г» п. 4 Положения о лицензировании;

2. Инженером охранно-пожарной сигнализации ООО «Курскспецавтоматика» ФИО6 не пройдено не реже 1 раза в 5 лет обучение по дополнительным профессиональным программам - программам повышения квалификации либо по основным программам профессионального обучения - программам повышения квалификации рабочих и служащих в области лицензируемой деятельности применительно к выполняемым работам (оказываемым услугам), указанным в лицензии МЧС России предоставленной ООО «Курскспецавтоматика» (отсутствует повышение квалификации по следующим работам и услугам: Выполнение работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций) (ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 99-ФЗ; пп. «г» п. 4 Положения о лицензировании;

3. Инженером ООО «Курскспецавтоматика» ФИО7 не пройдено не реже 1 раза в 5 лет обучение по дополнительным профессиональным программам - программам повышения квалификации либо по основным программам профессионального обучения - программам повышения квалификации рабочих и служащих в области лицензируемой деятельности применительно к выполняемым работам (оказываемым услугам), указанным в лицензии МЧС России предоставленной ООО «Курскспецавтоматика» (отсутствует повышение квалификации по следующим работам и услугам: Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ; Монтаж, техническое обслуживание и ремонт автоматических систем (элементов автоматических систем) противодымной вентиляции, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ; Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ) (ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 99-ФЗ; пп. «г» п. 4 Положения о лицензировании;

4. Монтажник охранно-пожарной сигнализации ООО «Курскспецавтоматика» ФИО5 не имеет высшего или среднего профессионального образования в области лицензируемой деятельности, либо профессионального обучения в области лицензируемой деятельности (ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 99-ФЗ; пп. «в» п. 4 Положения о лицензировании);

5. Техником охранно-пожарной сигнализации ООО «Курскспецавтоматика» ФИО8 не пройдено не реже 1 раза в 5 лет обучение по дополнительным профессиональным программам - программам повышения квалификации либо по основным программам профессионального обучения - программам повышения квалификации рабочих и служащих в области лицензируемой деятельности применительно к выполняемым работам (оказываемым услугам), указанным в лицензии МЧС России предоставленной ООО «Курскспецавтоматика» (отсутствует повышение квалификации по следующим работам и услугам: Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожаротушения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ; Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ; Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ; Монтаж, техническое обслуживание и ремонт автоматических систем (элементов автоматических систем) противодымной вентиляции, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ; Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ) (ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 99-ФЗ пп. «г» п. 4 Положения о лицензировании);

6. Инженер охранно-пожарной сигнализации ООО «Курскспецавтоматика» ФИО6 не имеет высшего или среднего профессионального образования в области лицензируемой деятельности, либо профессионального обучения в области лицензируемой деятельности (ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 99-ФЗ; пп. «в» п. 4 Положения о лицензировании).

Указанные обстоятельства отражены в акте проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица № 7 от 09.03.2021г., копия которого получена директором ООО «Курскспецавтоматика» ФИО9 лично под роспись 09.03.2021.

15.03.2021г. государственным инспектором Курской области по пожарному надзору ФИО10 составлен протокол № 7 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.

Данные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО «Курскспецавтоматика» к административной ответственности в соответствии с частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Согласно ч. 3 ст. 76 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к освоению дополнительных профессиональных программ, допускаются лица, имеющие (получающие) среднее профессиональное и (или) высшее образование. Повышение квалификации необходимо для совершенствования компетенции, необходимой для осуществления профессиональной деятельности.

Следовательно, для повышения квалификации применительно к выполняемым работам (оказываемым услугам) ООО «Курскспецавтоматика» достаточно обратиться в образовательную организацию, имеющую лицензии на образовательную деятельность.

В соответствии с частью 4 статьи 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.

В силу ч.ч. 14, 15 ст. 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» освоение дополнительных профессиональных образовательных программ завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме, определяемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, а лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке.

Как установлено арбитражным судом, в качестве доказательства выполнения вышеуказанной нормы законодательства (пп. «г» п. 4 Положения о лицензировании), Обществом представлены следующие удостоверения о повышении квалификации, а именно:

1. ФИО5 - удостоверения о повышении квалификации Курского областного отделения общероссийской общественной организации «Всероссийское добровольное пожарное общество» (далее - КОО ВДПО) о повышении квалификации № 09/04 от 2021 года, № 15/06 от 2021 года по программам: «Проектирование, монтаж, наладка, ремонт и техническое обслуживание оборудования и систем противопожарной защиты», «Огнезащита строительных материалов, конструкций, кабельных изделий, проходок» (направлено ООО «Курскспецавтоматика» в рамках проведения плановой проверки с сопроводительным письмом в адрес Главного управления МЧС России по Курской области, зарегистрированным 17.02.2021 под № В-127-377).

В соответствии с тематическими планами данных программ повышения квалификации, утвержденных председателем совета КОО ВДПО 10.01.2018, данные программы обучения удовлетворяют не всем видам работ и услуг, указанным в лицензии № 46-Б/00020 от 11.07.2014, а именно, не включает: - монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.

ФИО5 состоит в штате ООО «Курскспецавтоматика» в соответствии со сведениями из трудовой книжки AT-VII № 0672969 (направлено ООО «Курскспецавтоматика» в рамках проведения плановой проверки с сопроводительным письмом в адрес Главного управления МЧС России по Курской области, зарегистрированным 17.02.2021 под № В-127-377).

Согласно предоставленной Обществом информации, на ФИО5. возложена обязанность по исполнению функции по должности монтажника охранно-пожарной сигнализации (монтажник ОПС), однако, имеющееся повышение квалификации у ФИО5, как указывалось ранее, согласно предоставленной ответчиком информации, явно не соответствует выполняемым видам работ и услуг, указанных в лицензии № 46-Б/00020 от 11.07.2014 (не охватывает 3-й вид работ).

2. ФИО6 - удостоверения КОО ВДПО о повышении квалификации № 10/04 от 2021 года, № 14/03 от 2021 года по программам: «Проектирование, монтаж, наладка, ремонт и техническое обслуживание оборудования и систем противопожарной защиты», «Испытание, обслуживание систем внутреннего противопожарного водоснабжении. Внутренний и внешний противопожарный водопровод» (направлено ООО «Курскспецавтоматика» в рамках проведения плановой проверки с сопроводительным письмом в адрес Главного управления МЧС России по Курской области, зарегистрированным 17.02.2021 под № В-127-377).

В соответствии с тематическими планами данных программ повышения квалификации, утвержденных председателем совета КОО ВДПО 10.01.2018, данные программы обучения удовлетворяют не всем видам работ и услуг, указанным в лицензии № 46-Б/00020 от 11.07.2014, а именно, не включает: - выполнение работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций.

ФИО6 состоит в штате ООО «Курскспецавтоматика» в соответствии со сведениями из трудовой книжки ТК № 2813346 (направлено ООО «Курскспецавтоматика» в рамках проведения плановой проверки с сопроводительным письмом в адрес Главного управления МЧС России по Курской области, зарегистрированным 17.02.2021 под № В-127-377).

Согласно представленной Обществом информации, на ФИО6 возложена обязанность по исполнению функции по должности инженера охранно-пожарной сигнализации (инженер ОПС), однако, имеющееся повышение квалификации у ФИО6, как указывалось ранее, согласно предоставленной ответчиком информации, явно не соответствует выполняемым видам работ и услуг, указанных в лицензии № 46-Б/00020 от 11.07.2014 (не охватывает 6-й вид работ).

3. ФИО7 - удостоверение КОО ВДПО о повышении квалификации № 17/06 от 2021 года по программе: «Огнезащита строительных материалов, конструкций, кабельных изделий, проходок», удостоверение Негосударственного образовательного частного учреждения дополнительного профессионального образования «Межрегиональный учебный центр» (НОЧУ ДПО «МУЦ») о повышении квалификации ПК № 0281222 от 2017 года по программе: «Монтаж, техническое обслуживание и ремонт средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений» (направлено ООО «Курскспецавтоматика» в рамках проведения плановой проверки с сопроводительным письмом в адрес Главного управления МЧС России по Курской области, зарегистрированным 17.02.2021 под № В-127-377).

В соответствии с тематическим планом данной программы повышения квалификации, утвержденной председателем совета КОО ВДПО 10.01.2018 и со сведениями о курсах обучения, указанными в удостоверении о повышении квалификации ПК № 0281222 от 2017 года НОЧУ ДПО «МУЦ», данные программы обучения удовлетворяют не всем видам работ и услуг, указанным в лицензии № 46-Б/00020 от 11.07.2014, а именно, не включает: - монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ; - монтаж, техническое обслуживание и ремонт автоматических систем (элементов автоматических систем) противодымной вентиляции, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ; -  монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.

ФИО7 состоит в штате ООО «Курскспецавтоматика» в соответствии со сведениями из трудовой книжки ТК № 6465499 (направлено ООО «Курскспецавтоматика» в рамках проведения плановой проверки с сопроводительным письмом в адрес Главного управления МЧС России по Курской области, зарегистрированным 17.02.2021 под № В-127-377).

Согласно предоставленной Обществом информации, на ФИО7 возложена обязанность по исполнению функции по должности инженера, однако, имеющееся повышение квалификации у ФИО7, как указывалось ранее, согласно предоставленной ответчиком информации, явно не соответствует выполняемым видам работ и услуг, указанных в лицензии № 46-Б/00020 от 11.07.2014 (не охватывает 2-й, 4-й, 5-й виды работ).

4. ФИО8 - удостоверение КОО ВДПО о повышении квалификации № 043/06 от 2019 года по программе: «Огнезащита строительных материалов, конструкций, кабельных изделий, проходок»           (направлено ООО «Курскспецавтоматика» в рамках проведения плановой проверки с сопроводительным письмом в адрес Главного управления МЧС России по Курской области, зарегистрированным 17.02.2021 под № В-127-377).

В соответствии с тематическим планом данной программы повышения квалификации, утвержденной председателем совета КОО ВДПО 10.01.2018, данная программа обучения удовлетворяет не всем видам работ и услуг, указанным в лицензии № 46-Б/00020 от 11.07.2014, а именно, не включает: -  монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожаротушения и их элементов,  включая диспетчеризацию  и  проведение  пусконаладочных работ; - монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ; - монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ; - монтаж, техническое обслуживание и ремонт автоматических систем (элементов автоматических систем) противодымной вентиляции, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ; - монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.

ФИО8 состоит в штате ООО «Курскспецавтоматика» в соответствии со сведениями из трудовой книжки АТ-И № 9161766 (направлено ООО «Курскспецавтоматика» в рамках проведения плановой проверки с сопроводительным письмом в адрес Главного управления МЧС России по Курской области, зарегистрированным 17.02.2021 под № В-127-377).

Согласно предоставленной Обществом информации, на ФИО8 возложена обязанность по исполнению функции по должности техника охранно-пожарной сигнализации, однако, имеющееся повышение квалификации у ФИО8, как указывалось ранее, согласно предоставленной Обществом информации, явно не соответствует выполняемым видам работ и услуг, указанных в лицензии № 46-Б/00020 от 11.07.2014 (не охватывает 1-й, 2-й, 3-й, 4-й, 5-й виды работ).

Иных доказательств соответствия Положению о лицензировании деятельности № 1128 пройденного обучения по дополнительным профессиональным программам - программам повышения квалификации либо по основным программам профессионального обучения - программам повышения квалификации рабочих и служащих в области лицензируемой деятельности применительно ко всем выполняемым работам (оказываемым услугам), указанным в лицензии в рамках проведения плановой проверки не представлено.

В соответствии с представленными в рамках проведения плановой проверки ООО «Курскспецавтоматика» сведениями о прохождении обучения лицами,     находящимся     в     штате     лицензиата,     пройденное     обучение по дополнительным профессиональным программам - программам повышения квалификации либо по основным программам профессионального обучения - программам повышения квалификации рабочих и служащих в области лицензируемой деятельности не соответствует в полной мере указанным в лицензии МЧС России № 46-Б/00020 от 11.07.2014 видам оказываемых услуг и работ.

Таким образом, представленные ООО «Курскспецавтоматика» удостоверения о повышении квалификации (сведения о пройденном обучении) не в полной мере отвечают пп. «г» п. 4 Положения о лицензировании деятельности.

В качестве доказательства выполнения указанной выше нормы законодательства - пп. «в» п. 4 Положения о лицензировании деятельности, ООО «Курскспецавтоматика» представлены следующие документы, а именно:

1.   ФИО5 - диплом ГОУ Профессиональное училище № 167 г. Москвы (Д № 083884, выдан 21.06.2003) о среднем (полном) общем образовании и начальном профессиональном образовании, квалификация -электромонтер линейно-кабельных сооружений телефонной связи и радиофикации (проводного вещания) 3 (третьего) разряда кабельщик-спайщик 3 (третьего) разряда (направлено ООО «Курскспецавтоматика» в рамках проведения плановой проверки с сопроводительным письмом в адрес Главного управления МЧС России по Курской области, зарегистрированным 17.02.2021 под № В-127-377).

Данное образование не соответствует требованию о наличии образования в области лицензируемой деятельности, а именно: в области деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. Данное обстоятельство является нарушением подпункта «в» пункта 4 Положения о лицензировании деятельности.                                   

2.    ФИО6 - 1) диплом Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Юго-Западный государственный университет» (далее - ФГБОУ ВО «ЮЗГУ») № 5155736 от 11.06.2010, квалификация - информатик-экономист по специальности «Прикладная информатика (в экономике)»; 2) диплом Государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Железногорский горно-металлургический колледж» (далее - ОБПОУ «ЖГМК») СБ 5069840 от 21.06.2006, квалификация - техник по специальности «Программное   обеспечение   вычислительной   техники   и   автоматизированных систем»; 3) свидетельство о профессиональной подготовке ФГУ НИЦ «Охрана» МВД России № 587 от 24.04.2009 по программе «Интегрированные системы охраны (ИСО «Орион», «Кодос»)» (направлено ООО «Курскспецавтоматика» в рамках проведения плановой проверки с сопроводительным письмом в адрес Главного управления МЧС России по Курской области, зарегистрированным 17.02.2021 под №В-127-377).

Данное образование не соответствует требованию о наличии образования в области лицензируемой деятельности, а именно: в области деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. Указанное обстоятельство является нарушением пп. «в» п. 4 Положения о лицензировании деятельности.

В соответствии с предоставленными в рамках проведения плановой проверки ООО «Курскспецавтоматика» сведениями о наличии высшего или среднего профессионального образования в области лицензируемой деятельности, либо прошедших профессиональное обучение в области лицензируемой деятельности лицами, находящимся в штате лицензиата, по результатам плановой проверки административным органом сделан вывод о несоответствии имеющегося у работников ответчика образования и обучения лицензионным требованиям, установленным пп. «в» п. 4 Положения о лицензировании деятельности.

На основании вышеизложенного, отсутствие обучения по дополнительным профессиональным программам - программам повышения квалификации либо по основным программам профессионального обучения - программам повышения квалификации рабочих и служащих в области лицензируемой деятельности может прямо свидетельствовать о ненадлежащем качестве выполнения работ ООО «Курскспецавтоматика» в области пожарной безопасности, что создает непосредственную угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

Арбитражный суд считает необходимым указать, что знание норм действующего законодательства в области пожарной безопасности является обязательным при осуществлении лицензируемого вида деятельности. Указанный факт не нашел опровержения в материалах настоящего дела.

Так Постановление Правительства Российской Федерации от 28 июля 2020 года № 1128 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений», 03.08.2020 опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.

При получении лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений в 2014 году (лицензия от 11.07.2014 № 46-Б/00020) директор ООО «Курскспецавтоматика» подав подписанное заявление о предоставлении лицензии (для юридического лица) в лицензирующий орган (по форме, установленной приложением № 1 к приказу МЧС России от 28.05.2012 № 292) согласился с условиями и требованиями лицензирования, а также нормативными правовыми актами, регулирующими осуществление данного вида деятельности, подтвердил, что ознакомлен с последними, обязуется их соблюдать, следовательно, и отслеживать изменения в законодательстве и соответствовать регулирующим нормам.

Доводы Общества, касающиеся наличия разногласий в толковании норм пп.пп. «в», «г» п. 4 Положения о лицензировании в настоящем конкретном случае не могут быть признаны арбитражным судом в качестве обоснованных, указанные нормы Положения о лицензировании не являлись предметом рассмотрения на соответствие конституционности, законность указанных положений оспорена не была.  

Вина Общества в настоящем конкретном случае состоит в том, что у последнего имелась возможность для соблюдения и своевременной подготовки к дате вступления в силу новых и измененных требований законодательства Российской Федерации в области лицензируемого вида деятельности, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

С учетом изложенного, арбитражный суд полагает доказанным наличие в действиях Общества события и состава вменяемого административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ (нарушение норм, предусмотренных подпунктами в) и г) пункта 4 Положения о лицензировании, ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 99-ФЗ) представленные в материалы дела доказательства, с учетом положений статьи 26.2 КоАП РФ, соответствуют критериям относимости, допустимости, достоверности и достаточности для подтверждения факта нарушения.

Нарушений административным органом при производстве по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Курскспецавтоматика» процессуальных требований, установленных КоАП РФ, которые могут являться основанием для отказа в привлечении к административной ответственности в соответствии с пунктом 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», судом не установлено.

Срок привлечения к ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек.

Факт допущенных ООО «Курскспецавтоматика» нарушений зафиксирован в протоколе об административном правонарушении. В указанном документе описаны обстоятельства выявленных нарушений, содержатся ссылки на нормативные правовые акты, положения которых нарушены временным управляющим; факты нарушений подтверждаются документами, приобщенными к материалам дела.

При таких обстоятельствах, требование Управления о привлечении ООО «Курскспецавтоматика» к административной ответственности подлежит удовлетворению.

Согласно положениям статьи 2.9 КоАП РФ, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

При применении статьи 2.9 КоАП РФ суд учитывает, что законодатель предоставил правоприменителю право оценки факторов, характеризующих понятие малозначительности.

Оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.

С учетом характера и степени общественной опасности данного правонарушения, суд не находит оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ о малозначительности правонарушения.

В соответствии с ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются, в том числе, раскаяние лица, совершившего административное правонарушение; добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение; оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении; предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения.

В соответствии с пунктом 21 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Согласно пункту 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Применение положений статьи 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью суда.

Вменяемые Обществу нарушения допущены в сфере обеспечения пожарной безопасности, в связи с чем, данные нарушения не могут быть расценены как малозначительные.

Таким образом, каких-либо исключительных обстоятельств, позволяющих применить к совершенному правонарушению положения статьи 2.9 КоАП РФ, судом не установлено.

Санкция ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ предусматривает административное наказание в виде предупреждения или наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Вышеуказанные обстоятельства в их совокупности, а именно, количество выявленных нарушений в рамках одной проведенной проверки, - 6 эпизодов, квалифицируемых по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, косвенная угроза причинения вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия, а также угроза чрезвычайных ситуаций техногенного характера, по мнению арбитражного суда, не позволяют применить в настоящем конкретном случае санкцию в виде предупреждения.

Кроме того, арбитражным судом установлено, что ФИО8, являющийся сотрудником Общества, фигурировал также в рамках иных дел об административных правонарушениях в отношении иных лиц - ООО «Регионпож-сервис» (дело № А35-1333/2021).

Следовательно, минимальной санкцией в виде административного штрафа по указанной статье для ООО «Курскспецавтоматика»является административное наказание в виде административного штрафа в размер 30 000 рублей.

В соответствии со ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.

При этом суд учитывает, что административный штраф не должен превращаться из меры воздействия, направленной на предупреждение административных правонарушений, в инструмент подавления экономической самостоятельности, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, не должен приводить к прекращению предпринимательской деятельности лица (к банкротству).

В судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации (Постановления от 30.07.2001 № 13-П, от 21.11.2002 № 15-П, Определения от 07.06.2001 № 139-0, от 07.02.2002 № 16-0) отражено, что применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.

В настоящем конкретном случае цель административного наказания, с учетом имеющихся в материалах настоящего дела документальных доказательств, с учетом нахождения Общества в реестре МСП, - Общество является «Микропредприятием», будет достигнута при применении к ООО «Курскспецавтоматика» административного наказания в виде штрафа в минимальном размере.

Арбитражный суд полагает, что административный штраф в размере 30 000 руб. соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечит достижение целей административного наказания, предусмотренных статьей 3.1 КоАП РФ.

Арбитражным судом установлено наличие события административного правонарушения и совершение его лицом, выяснено, что имелись основания для возбуждения дела об административном правонарушении, имеются полномочия, законом предусмотрена ответственность за совершение данного правонарушения, имеются основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого проведена проверка, соблюден установленный порядок привлечения к административной ответственности, не истекли сроки давности привлечения к административной ответственности, выяснены иные обстоятельства, имеющие значение для дела, имеется вина лица в совершенном правонарушении, в связи с чем, требования Управления о привлечении ООО «Курскспецавтоматика» к административной ответственности подлежат удовлетворению.

Рассмотрев ходатайство Общества в части прекращения производства по делу, арбитражный суд считает последнее не подлежащим удовлетворению, поскольку прекращение производства по делу об административном правонарушении в настоящем случае не входит в компетенцию арбитражного суда согласно норм действующего Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

С учетом совокупности выше изложенного, арбитражный суд полагает возможным назначить ООО «Курскспецавтоматика» административное наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ.

Иные доводы сторон судом не принимаются в силу вышеизложенного, поскольку основаны на неверном толковании норм действующего законодательства Российской Федерации в данной сфере.

В соответствии с нормами  ст. 31.5 КоАП РФ действующим законодательством предусмотрен порядок обращения с заявлением об отсрочке, рассрочке исполнения постановления о назначении административного наказания, с учетом соблюдения установленных законодательством требований и условий.

Заявления о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются.

Руководствуясь статьями 17, 29, 65, 167-170, 176, 180, 202-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Привлечь ООО «Курскспецавтоматика», зарегистрированное по адресу: 305000, <...> ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 07.04.2004, ИНН: <***>, к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначив административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000,00  рублей.

Обязать ООО «Курскспецавтоматика» не позднее шестидесяти дней со дня вступления настоящего решения в законную силу представить в арбитражный суд документ, подтверждающий уплату штрафа в добровольном порядке по следующим реквизитам:

Получатель платежа - УФК по Курской области (Главное управление МЧС России по Курской области л/с <***>,

ИНН <***>,

код ОКТМО - 38701000,

Банк получателя - Отделение Курск Банка России (УФК ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ г. Курск),

номер р/счета получателя платежа - 40102810545370000038,

БИК - 013807906,

КПП - 463201001,

КБК - 17711601141010001140,

Номер казначейства - 03100643000000014400.

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного  штрафа в добровольном порядке, по истечении установленного срока направить копию решения для взыскания с ООО «Курскспецавтоматика» административного штрафа в сумме 30 000,00 рублей судебному приставу-исполнителю.

Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия и может быть обжаловано через Арбитражный суд Курской области в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд г. Воронеже.

Судья                                                                                            М.Н. Морозова