АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. К. Маркса, 25, г. Курск, 305004
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Курск Дело №А35-2036/2010
07 сентября 2010 г.
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 31 августа 2010г. Полный текст решения изготовлен 07 сентября 2010г.
Арбитражный суд Курской области в составе судьи Силаковой О.Н., при ведении протокола судебного заседания судьёй Силаковой О.Н., рассмотрел в открытом судебном заседании заявление
Общества с ограниченной ответственностью «Озеро Ольшаное» (далее – ООО «Озеро Ольшаное»)
к Администрации Октябрьского района Курской области
третьи лица: комитет лесного хозяйства Курской области
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области (далее – Управление Росреестра по Курской области)
о признании незаконными действий, выразившихся в отказе, изложенном в письме от 02.02.2010 №227, в передаче ООО «Озеро Ольшаное» в аренду земельных участков площадью 9,8 га (кадастровый номер 46:17:111201:24) и площадью 28 га (кадастровый номер 46:17:111201:26) из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся по адресу: Курская область, Октябрьский район, Черницынский сельсовет, обязании принять решение о передаче ООО «Озеро Ольшаное» в аренду данных земельных участков сроком на 49 лет и заключить с ним договоры аренды этих земельных участков.
В заседании приняли участие представители:
от ООО «Озеро Ольшаное»: ФИО1 – по доверенности от 20.03.2010; ФИО2 – по доверенности от 10.01.2008;
от Администрации Октябрьского района Курской области: ФИО3 – по доверенности от 09.03.2010;
от Комитета лесного хозяйства Курской области: ФИО4 – по доверенности от 09.04.2010; ФИО5 – по доверенности от 24.03.2010; ФИО6- по доверенности от 02.03.2010;
от Управления Росреестра по Курской области: не явился, извещен в надлежащем порядке.
Заслушав и обсудив объяснения представителей, участвующих в деле лиц, а также изучив материалы дела, арбитражный суд установил следующее.
Решением Главы администрации Октябрьского района от 17.11.1993 №387 АОЗТ им. Кирова Черницынского сельсовета Октябрьского района Курской области предоставлено 4903 га земель, в том числе, в коллективно-долевую собственность 4530 га и в бессрочное (постоянное) пользование 373 га для сельскохозяйственного производства. На основании данного решения выдан Государственный акт на право бессрочного (постоянного) пользования землей №301700169. Согласно данных государственного земельного учета (форма №22-2 «Сведения о наличии и распределении земель по категориям и угодьям») земельный участок площадью 9,8 га, расположенный на территории Черницынского сельсовета Октябрьского района Курской области, относится к землям сельскохозяйственного назначения и числится в лесных площадях покрытых лесом по бывшему СХПК имени Кирова (ранее – АОЗТ им. Кирова) Октябрьского района. Земельный участок площадью 28 га, расположенный на территории Черницынского сельсовета Октябрьского района Курской области также относится к землям сельскохозяйственного назначения и числится в лесных площадях, покрытых лесом по землям фонда перераспределения Октябрьского района.
Решением Арбитражного суда Курской области от 07.08.2002 по делу №А35-2354/02-«г» СХПК имени Кирова признано несостоятельным (банкротом), конкурсное производство в отношении кооператива завершено определением суда от 27.12.2006. В соответствии с пунктом 4 статьи 177 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» при признании сельскохозяйственной организации банкротом земельные участки могут отчуждаться или переходить к другому лицу, Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию в той мере, в какой их оборот допускается земельным законодательством.
Согласно пункту 4 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации граждане или юридические лица, обладающие земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться этими земельными участками.
Поскольку земельный участок площадью 9,8 га был предоставлен СХПК имени Кирова на праве бессрочного (постоянного) пользования, то с момента открытия арбитражным судом конкурсного производства в отношении кооператива, его права на данный земельный участок были прекращены, указанный земельный участок возращен муниципальному району «Октябрьский район».
31.10.2008 Постановлениями Главы Октябрьского района Курской области № 846 и №847 утверждены схемы расположения земельных участков площадью 9,8 га и 28 га (соответственно) на кадастровой карте Черницынского сельсовета, выделяемого из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного использования, по адресу: Курская область Октябрьский район, Черницынский сельсовет.
07.05.2009 земельные участки площадью 280000 кв.м. и 98000 кв.м. из земель сельскохозяйственного назначения, расположенные по адресу: Курская область, Октябрьский район, Черницынский сельсовет поставлены МТО №6 Управления ФАКОН по Курской области на кадастровый учет с присвоением кадастровых номеров 46:17:111201:26 и 46:17:111201:24 (соответственно).
26.08.2009 Администрация Октябрьского района Курской области опубликовала в газете «Курская правда» №186-187 сообщения о наличии свободных земельных участков площадью 28 га и 9,8 га из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности, расположенных по адресу: Курская область, Октябрьский район, Черницынский сельсовет, и намерении передать их в долгосрочную аренду за плату.
27.08.2009 ООО «Озеро Ольшаное», расположенное по адресу: Курская область, Октябрьский район, с. Черницыно, (зарегистрировано в качестве юридического лица 04.08.2004 за основным государственным регистрационным номером 1044603001761), обратилось в Администрацию Октябрьского района Курской области с заявлением №102 о предоставлении земельных участков площадью 28 га и 9,8 га из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных по адресу: Курская область, Октябрьский район, Черницынский сельсовет, в аренду на 49 лет для сельскохозяйственного использования.
29.12.2009 в письме (исх. №148)ООО «Озеро Ольшаное» просило Администрацию Октябрьского района Курской области разъяснить причину не осуществления действий по передаче Обществу в аренду земельных участков площадью 98000 кв.м. и площадью 280000 кв.м., расположенных по адресу: Курская область, Октябрьский район, Черницынский сельсовет по заявлению от 27.08.2009.
02.02.2010 Администрация Октябрьского района Курской области сообщила ООО «Озеро Ольшаное» (письмо исх. №227) о невозможности заключения договоров аренды испрашиваемых Обществом земельных участков в связи с тем, что после проведения лесоустройства не охваченных лесоустройством участков лесного фонда, ранее находившихся в пользовании сельскохозяйственных организаций, будет проведена работа по регистрации права собственности Российской Федерации на эти участки. Администрация Октябрьского района также сообщила, что в газету будет дано объявление о признании недействительной публикации в номере №186-187 (24850-24851).
Не согласившись с отказом Администрации Октябрьского района Курской области передать в аренду ООО «Озеро Ольшаное» земельные участки площадью 9,8 га (кадастровый номер 46:17:111201:24) и площадью 28 га (кадастровый номер 46:17:111201:26) из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся по адресу: Курская область, Октябрьский район, Черницынский сельсовет, Общество обратилось с заявлением в арбитражный суд. В качестве способа восстановления нарушенного права, Общество просит суд обязать Администрацию Октябрьского района принять решение о передаче ООО «Озеро Ольшаное» в аренду указанных выше земельных участков сроком на 49 лет и заключить с ним договоры аренды данных земельных участков.
В обоснование заявленного требования ООО «Озеро Ольшаное» ссылается на то, что спорные земельные участки относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения и не могут быть включёны в состав земель лесного фонда, в связи с чем, отказ Администрации Октябрьского района передать ООО «Озеро Ольшаное» данные земельные участки в аренду является незаконным и нарушает права и законные интересы Общества как участника земельных отношений. Заявитель указывает, что поручение Правительства Российской Федерации от 07.11.2007 №ДМ-П9-5540, на которое ссылается представитель Комитета лесного хозяйства, не является нормативным правовым актом и не может применяться, поскольку официально не опубликовано. Общество указывает, что присоединение земель сельскохозяйственного назначения к землям лесного фонда без осуществления установленной действующим законодательством Российской Федерации процедуры не имеет правовых оснований.
Представитель Администрации Октябрьского района Курской области в заседании суда с требованием заявителя не согласилась, полагая отказ в передаче ООО «Озеро Ольшаное» в аренду земельных участков площадью 9,8 га и площадью 28 га, расположенных по адресу: Курская область, Октябрьский район, Черницынский сельсовет, законным и обоснованным. В письменном отзыве, представленном в суд, и дополнении к нему Администрация Октябрьского района поддержала свои доводы, изложенные в письме от 02.02.2010 №227.
Представитель Комитета лесного хозяйства Курской области в судебном заседании поддержал мнение Администрации Октябрьского района Курской области, пояснил, что расположенные на территории Черницынского сельского совета земельные участки, ранее находившиеся в пользовании сельскохозяйственных организаций, ни разу лесоустройством не охватывались, в этой связи, в настоящее время регистрация права собственности Российской Федерации на данные земельные участки в соответствии с нормами действующего законодательства не представляется возможной.
В отзыве на заявление Комитет лесного хозяйства пояснил, что 23.11.2007 на заседании совместного совещания УФРС по Курской области, ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Курской области, УФАКОН по Курской области, Комитета лесного хозяйства Курской области, ТУ ФАУФИ по Курской области, Комитета по управлению имуществом Курской области о порядке и сроках государственной регистрации права собственности Российской Федерации на лесные участки в составе земель лесного фонда, ранее находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций принято решение начать процедуру оформления права Российской Федерации на лесные участки в составе земель лесного фонда, ранее находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций, в возможно короткие сроки (при этом, начать на примере нескольких районов, в частности, Фатежского района); государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на лесные участки в составе земель лесного фонда, ранее находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций, провести в срок до 1 января 2010г.
Представитель Управления Росреестра по Курской области, извещенного в надлежащем порядке о времени и месте судебного разбирательства, в заседание суда не явился. В письменном отзыве Управление сообщило, что в Едином государственном реестре прав записи о регистрации права федеральной, областной либо муниципальной собственности на спорные земельные участки отсутствуют; земельные участки кадастровый номер 46:17:111201:24 площадью 9,8га и кадастровый номер 46:17:111201:26 площадью 28 га, находящиеся по адресу: Курская область, Октябрьский район, Черницынский сельсовет могут быть предоставлены в аренду заинтересованным лицам.
В силу части 1 статьи 156, части 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд вправе рассмотреть дело в отсутствие представителя Управления Росреестра по Курской области.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзывах на него и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд полагает заявленное ООО «Ольшаное» требование подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из смысла приведенной нормы следует, что для признания ненормативных правовых актов недействительными, а действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно подпунктам 1 и 5 части 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, среди которых как самостоятельные категории выделяются земли сельскохозяйственного назначения и земли лесного фонда.
Согласно Выпискам из государственного кадастра недвижимости от 07.10.2009 земельные участки площадью 9,8га (кадастровый номер 46:17:111201:24) и площадью 28 га (кадастровый номер 46:17:111201:26) относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий, границы которых определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (часть 3 статьи 6 Кодекса).
Так, согласно статье 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, а формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.
Частью 1 статьи 67 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 настоящего Кодекса (обороны и безопасности, на которых расположены леса; населенных пунктов, на которых расположены городские леса; особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса) проводится лесоустройство.
Из материалов дела следует, что испрашиваемые ООО «Озеро Ольшаное» в аренду земельные участки не относятся к землям, указанным в части 3 статьи 23 Лесного кодекса Российской Федерации. В ходе обследования указанных участков, проведенного 19.10.2009 комиссией Комитета лесного хозяйства Курской области и Межрайонного территориального отдела №6 Управления Роснедвижимости по Курской области на основании письма Администрации Октябрьского района Курской области от 06.10.2009 №2351 установлено, что данные земельные участки представляют собой покрытые лиственным лесом земли, относящиеся к категории земель сельскохозяйственного назначения (бывшие колхозные леса), материалы по их лесоустройству отсутствуют (Акт установления местоположения лесных участков в натуре – том дела 1, лист – 68).
В соответствии с частью 2 статьи 23 Лесного кодекса Российской Федерации земли лесного фонда состоят из лесничеств и лесопарков. Кодекс не дает юридических понятий лесничеств и лесопарков, называя их основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.
При этом сам факт проведения лесоустройства в отношении земельного участка не является доказательством его принадлежности к землям лесного фонда, так как в соответствии с частью 1 статьи 67 и частью 3 статьи 23 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство проводится не только на землях лесного фонда, но также на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.
Документами, представленными в дело установлено, что спорные участки на момент их формирования входили в границы Черницынского сельсовета Октябрьского района Курской области. Из письменного отзыва Комитета лесного хозяйства Курской области усматривается, что лесоустройство земельных участков 9,8 и 28 га, расположенных по адресу: Курская область, Октябрьский район, Черницынский сельсовет, ранее находившихся в пользовании сельскохозяйственных организаций в настоящий момент не проведено.
Согласно представленной Управлением Росреестра по Курской области во исполнение определения суда информации: по состоянию на 01.01.2010 земельный участок площадью 9,8га (кадастровый номер 46:17:111201:24) числится по строке 1 в графе 10 и в графе 11 –«земли сельскохозяйственного назначения, покрытые лесом»; земельный участок площадью 28 га (кадастровый номер 46:17:111201:26) числится в указанной форме по строке 1 в графе 10 - «земли сельскохозяйственного назначения, покрытые лесом» и по строке 1.1 в графе 10 и в графе 11- «фонд перераспределения земель, покрытых лесом» (форма №22-2 «Сведения о наличии и земель по категориям и угодьям»). Вместе с тем, в силу статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации границы земель лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от земель иных категорий в соответствии с материалами лесоустройства. Данные о границах земель лесного фонда заносятся в государственный земельный кадастр.
Согласно имеющейся в деле землеустроительной документации на земельные участки площадью 9,8 га и 28 га (описания земельных участков и землеустроительные дела – том 2, листы дела 41-96), представленной ФГУ «Земельная кадастровая палата по Курской области», данные земельные участки относятся к землям сельскохозяйственного назначения. Из пояснений представителей Комитета лесного хозяйства Курской области и представленных в дело письменных доказательств однозначно следует, что испрашиваемые Обществом участки не относятся к землям лесного фонда, не внесены в Государственный реестр лесов и не находятся в собственности Российской Федерации.
При отсутствии доказательств того, что испрашиваемые земельные участки находятся в федеральной собственности, основания считать, что спорные отношения регулируются нормами Лесного кодекса Российской Федерации, отсутствуют.
Согласно абзацу 2 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
В силу пункта 2 статьи 51 Федерального закона Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 №131-ФЗ органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 4, подпунктом 3 пункта 2 статьи 7, статьи 18, пунктом 3 статьи 20, пунктом 4 статьи 32, подпунктом 14 пункта 2, пунктом 3 статьи 41, пунктами 2-3 статьи 42 Устава муниципального района «Октябрьский район» Курской области территорию Октябрьского района составляют земли поселений, прилегающие к ним земли общего пользования, рекреационные зоны, земли, необходимые для развития поселений, и другие земли в границах Октябрьского района независимо от форм собственности и целевого назначения согласно данным государственного земельного кадастра. Черницынский сельсовет входит в состав территории Октябрьского района. К вопросам местного значения Октябрьского района отнесено владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности Октябрьского района.
Администрация Октябрьского района обеспечивает исполнительно-распорядительные функции по решению вопросов местного значения Октябрьского района в соответствии со статьей 7 настоящего Устава в интересах населения Октябрьского района; управляет имуществом, находящимся в собственности Октябрьского района, в случаях и порядке, установленных Представительным Собранием. Для решения вопросов местного значения, установленных федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности Октябрьского района могут находиться: земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности Октябрьского района в соответствии с федеральными законами.
Органы местного самоуправления Октябрьского района вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти Курской области и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами. Порядок управления и распоряжения муниципальным имуществом Октябрьского района устанавливается решением Представительного Собрания в соответствии с федеральными законами.
Материалами дела подтверждено, что земельные участки площадью 9,8 га (кадастровый номер 46:17:111201:24) и площадью 28 га (кадастровый номер 46:17:111201:26) находящиеся по адресу: Курская область, Октябрьский район, Черницынский сельсовет являются муниципальной собственностью муниципального района «Октябрьский район». В этой связи, Администрация Октябрьского района правомочна управлять и распоряжаться данными земельными участками.
27.08.2009 ООО «Озеро Ольшаное» обратилось в Администрацию Октябрьского района Курской области с заявлением №102 о предоставлении земельных участков площадью 28 га и 9,8 га из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных по адресу: Курская область, Октябрьский район, Черницынский сельсовет, в аренду на 49 лет для сельскохозяйственного использования.
Отказывая в заключении договоров аренды испрашиваемых Обществом земельных участков,Администрация Октябрьского района Курской области ссылается на возможное в будущем проведение лесоустройства неохваченных лесоустройством участков лесного фонда, регистрацию права собственности Российской Федерации на данные участки и ограничение их в обороте на основании части 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации .
Между тем, Администрация Октябрьского района Курской области не учла следующие обстоятельства.
Согласно части 2 статьи 607 Гражданского кодекса Российской Федерации законом могут быть установлены особенности сдачи в аренду земельных участков и других обособленных природных объектов.
В силу пункта 2 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Пунктом 6 статьи 27 и статьей 82 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что оборот земель сельскохозяйственного назначения, в том числе, условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения коммерческим организациям, для осуществления сельскохозяйственного производства и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей устанавливаются Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
В соответствии с пунктом 2 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления.
В силу статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации. Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения.
Из материалов дела усматривается, что земельные участки площадью 280000 кв.м. и площадью 98000 кв.м. из земель сельскохозяйственного назначения, расположенные по адресу: Курская область, Октябрьский район, Черницынский сельсовет 07.05.2009 поставлены межрайонным территориальным отделом №6 Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Курской области на кадастровый учет с присвоением кадастровых номеров 46:17:111201:26 и 46:17:111201:24 (соответственно). 26.08.2009 Администрация Октябрьского района Курской области опубликовала в газете «Курская правда» №186-187 сообщения о наличии свободных земельных участков площадью 28 га и 9,8 га из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности, расположенных по адресу: Курская область, Октябрьский район, Черницынский сельсовет, и намерении передать их в долгосрочную аренду за плату. Заявление ООО «Озеро Ольшаное» №102 о предоставлении указанных выше земельных участков в аренду для сельскохозяйственного использования подано в Администрацию Октябрьского района Курской области 27.08.2009. Выписки из государственного кадастра недвижимости в отношении данных земельных участков № 4617/203/09-402 и №4617/203/09-403 выданы межрайонным территориальным отделом №6 Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Курской области 07.10.2009.
Таким образом, Администрации Октябрьского района Курской области надлежало в двухнедельный срок со дня представления кадастровых паспортов испрашиваемых ООО «Озеро Ольшаное» земельных участков принять решение о передаче этих земельных участков в аренду и направить Обществу копию такого решения с приложением кадастровых паспортов земельных участков. Вместе с тем, указанные действия Администрацией Октябрьского района совершены не были.
Согласно пункту 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения целевого использования земельных участков.
Использование земельных участков по целевому назначению – это фактическое использование земельных участков в целях, соответствующих целевому назначению, установленному при предоставлении земельного участка собственнику, землевладельцу, землепользователю, арендатору, а также соблюдение режима использования земель, в случаях установления таких ограничений и обременений правами других лиц.
В этой связи, к арендаторам земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения установлено обязательное требование – таковыми могут быть те юридические лица и предприниматели, которые фактически будут использовать земельный участок для производства сельскохозяйственной продукции.
Целевое использование также является своеобразным признаком природоресурсных отраслей и должно строго сохраняться природопользователями.
Так, в силу пункта 6 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации одним из видов целевого использования лесных участков является ведение сельского хозяйства.
Из пояснений представителей заявителя следует, что испрашиваемые ООО «Озеро Ольшаное» земельные участки необходимы ему для выпаса ангорских коз, разведением которых Общество планирует заниматься.
В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2007, утвержденным Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 №329-ст разведение прочих животных, не включенных в другие группировки (код 01.25.9) является видом экономической деятельности, включенным в группу 01 – сельское хозяйство, охота и предоставление услуг в этих областях.
Таким образом, в случае получения ООО «Озеро Ольшаное» права аренды на спорные земельные участки для разведения и выпаса ангорских коз, цель использования данных участков сохранится.
Согласно статье 71 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Исследовав имеющиеся в материалах данного дела доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о том, что действия Администрации Октябрьского района Курской области, выразившиеся в отказе, изложенном в письме от 02.02.2010 №227, в передаче ООО «Озеро Ольшаное» в аренду земельных участков площадью 9,8 га (кадастровый номер 46:17:111201:24) и площадью 28 га (кадастровый номер 46:17:111201:26) из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся по адресу: Курская область, Октябрьский район, Черницынский сельсовет являются незаконными и нарушают права Обществав сфере экономической деятельности, поскольку лишают его возможности заниматься одним из видов экономической деятельности.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, арбитражный суд принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При таких обстоятельствах, требование заявителя о признании незаконными действий Администрации Октябрьского района Курской области, выразившихся в отказе передать ООО «Озеро Ольшаное» в аренду земельные участки площадью 9,8га (кадастровый номер 46:17:111201:24) и площадью 28га (кадастровый номер 46:17:111201:26) из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся по адресу: Курская область, Октябрьский район, Черницынский сельсовет является законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Учитывая, что комиссия Администрации Октябрьского района по рассмотрению заявлений о предоставлении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной собственности (протоколы заседания от 28.09.2009 №245, №246) подтвердила факт поступления в Администрацию Октябрьского района Курской области заявления ООО «Озеро Ольшаное» о предоставлении в аренду сроком на 49 лет свободных земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения площадью 98000 кв.м. и площадью 280000 кв.м., расположенных по адресу: Курская область, Октябрьский район, Черницынский сельсовет, для сельскохозяйственного использования и предложила главе Октябрьского района рассмотреть данное заявление в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения аукциона, суд полагает требование Общества обязать Администрацию Октябрьского района принять решение о передаче ООО «Озеро Ольшаное» в аренду указанных выше земельных участков сроком на 49 лет и заключить с ним договоры аренды данных земельных участков также подлежащим удовлетворению.
В соответствии с частью 4 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при соглашении лиц, участвующих в деле, о распределении судебных расходов арбитражный суд относит на них судебные расходы в соответствии с этим соглашением.
В судебном заседании представители сторон заключили устное соглашение о возложении расходов по уплате государственной пошлины на заявителя.
В соответствии с действующим законодательством, суд самостоятельно решает вопрос о судебных расходах, к которым согласно статье 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относится и государственная пошлина, только в случае отсутствия соглашения по этому вопросу между сторонами.
Поскольку такое соглашение было достигнуто сторонами в судебном заседании, государственная пошлина подлежит отнесению на заявителя - ООО «Озеро Ольшаное», уплатившему государственную пошлину в размере 2000 руб. платежным поручением от 19.02.2010 №56.
Руководствуясь статьями 17, 29, 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
Признать незаконными действия Администрации Октябрьского района Курской области, выразившиеся в отказе, изложенном в письме от 02.02.2010 №227, в передаче ООО «Озеро Ольшаное» в аренду земельных участков площадью 9,8га (кадастровый номер 46:17:111201:24) и площадью 28га (кадастровый номер 46:17:111201:26) из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся по адресу: Курская область, Октябрьский район, Черницынский сельсовет.
Обязать Администрацию Октябрьского района принять решение о передаче ООО «Озеро Ольшаное» в аренду земельных участков площадью 9,8га (кадастровый номер 46:17:111201:24) и площадью 28га (кадастровый номер 46:17:111201:26) из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся по адресу: Курская область, Октябрьский район, Черницынский сельсовет сроком на 49 лет и направить в адрес ООО «Озеро Ольшаное» в месячный срок договоры аренды данных земельных участков.
Действия Администрации Октябрьского района Курской области проверены судом на соответствие нормам Земельного кодекса Российской Федерации, Лесного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Федерального закона от 04.12.2006 №201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Настоящее решение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в г. Воронеже в течение месяца со дня его принятия, в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в г. Брянске в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу через Арбитражный суд Курской области.
Судья О.Н. Силакова