АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
г. Курск, ул. К. Маркса, д. 25
http://www.kursk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Курск
12 апреля 2022 года | Дело№ А35-2125/2022 |
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 08.04.2022. Полный текст решения изготовлен 12.04.2022.
Арбитражный суд Курской области в составе судьи Дрючиной Л.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Хроменко К.П., рассмотрел в открытом в порядке ч. 4 ст. 137 АПК РФ судебном заседании дело по заявлению
Центрального банка Российской Федерации в лице Отделения по Курской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу
к акционерному обществу «Страховое общество газовой промышленности» (Курский филиал АО «СОГАЗ»)
о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: ФИО1.
При участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО2 по доверенности от 12.04.2021, представлен диплом и свидетельство о заключении брака;
от лица, привлекаемого к административной ответственности: не явился, извещен надлежащим образом;
от третьего лица: не явился, извещен по правилам ст. 123 АПК РФ.
Центральный банк Российской Федерации в лице Отделения по Курской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу (далее – заявитель, Банк) обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении акционерного общества «Страховое общество газовой промышленности» (Курский филиал АО «СОГАЗ») (далее – Общество, АО «Страховое общество газовой промышленности» (Курский филиал АО «СОГАЗ»), Страховщик) к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Определением суда от 17.03.2022 заявление было принято судом, возбуждено производство по делу № А35-2125/2022, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, был привлечен ФИО1.
Лица, участвующие в деле, возражений против перехода в судебное заседание не представили, в связи с чем, суд завершил предварительное судебное заседание и открыл в порядке ч.4 ст.137 АПК РФ судебное разбирательство.
В обоснование заявленного требования представитель заявителя ссылалась на наличие в действиях Общества состава вменяемого правонарушения с учетом представленных доказательств.
Представитель лица, привлекаемого к административной ответственности, в письменном отзыве, не оспаривая факта совершения вменяемого правонарушения, ссылался на урегулирование разногласий с потерпевшим и ходатайствовал перед судом о признании допущенного административного правонарушения малозначительным.
ФИО1, привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, письменного мнения и дополнительных документов в материалы дела не представил.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
С учетом положений ст. ст. 121-123, 156, 205 АПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие надлежащим образом извещенных представителей лица, привлекаемого к административной ответственности, и третьего лица.
Изучив материалы дела, арбитражный суд установил следующее.
Акционерное общество «Страховое общество газовой промышленности», расположено по адресу: 107078, <...>, (Курский филиал Курский филиал АО «СОГАЗ» расположен по адресу: 305000, <...>) зарегистрировано в качестве юридического лица 22.03.1995 за ОГРН <***>, ИНН: <***>, на основании ОС № 1208-03 от 05.08.2015, выданной Центральным банком Российской Федерации, осуществляет деятельность по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
В отдел Управления Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг в Южном федеральном округе (далее - Управление) поступило обращение ФИО1 (далее – ФИО1) (вх. № ОЭ-19091 от 26.01.2022) на незаконные действия страховой организации АО «СОГАЗ».
По результатам рассмотрения указанной жалобы через личный кабинет участника информационного обмена с Банком России АО «СОГАЗ» было направлено уведомление от 22.02.2022 № Т138-6-4/871 о вызове законного представителя юридического лица - АО «СОГАЗ» на 04.03.2022 в 11 часов 00 минут в Отделение Курск по адресу: 305004, <...>, для составления протокола об административном правонарушении.
По адресу регистрации АО «СОГАЗ» было направлено уведомление телеграфом о времени и месте составления протокола об административном правонарушении. Указанное уведомление получено 02.03.2022, что подтверждается отчетом о вручении.
ФИО1, было направлено уведомление от 22.02.2022 ЖГ138-6-4/890 о времени и месте составления протокола об административном правонарушении. Уведомление получено потерпевшим 04.03.2022, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении (поступило в Отделение «Курск» 10.03.2022).
В связи с тем, что на момент составления протокола отсутствовали сведения о надлежащем уведомлении ФИО1, составление протокола об административном правонарушении было перенесено на 11.03.2022.
По адресу регистрации АО «СОГАЗ» было направлено уведомление телеграфом о времени и месте составления протокола об административном правонарушении. Указанное уведомление получено 04.03.2022, что подтверждается отчетом о вручении.
ФИО1 было направлено уведомление телеграфом о времени и месте составления протокола об административном правонарушении. Уведомление получено потерпевшим не было получено в связи с тем, что: «квартира закрыта, адресат по извещению за телеграммой не является».
Протокол составлен в присутствии защитника АО «СОГАЗ» ФИО3 (доверенность № Ф64-2/2022 от 01.03.2022) и в отсутствии потерпевшего ФИО1
11.03.2022 Центральный банк Российской Федерации в лице Отделения по Курской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении АО «Страховое общество газовой промышленности» (Курский филиал АО «СОГАЗ») к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Арбитражный суд считает требование административного органа подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В силу части 5 статьи 205 АПК РФ по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении и составления протокола об административном правонарушении, возлагается на орган, вынесший соответствующее постановление, составивший протокол.
В соответствии с ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
Частью 3 статьи 28.3 КоАП РФ предусмотрено, что протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2, 3 и 4 статьи 14.1, статьей 19.20, частью 1 статьи 20.8 настоящего Кодекса, вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), в пределах компетенции соответствующего органа.
Пунктом 81 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ предусмотрено, что протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных, в частности, частями 1 - 3 статьи 14.1 КоАП РФ, вправе составлять должностные лица Банка России.
Согласно пункту 18.4 статьи 4 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее – Закон № 86-ФЗ) Банк России осуществляет защиту прав и законных интересов акционеров и инвесторов на финансовых рынках, страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым законодательством, а также застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, вкладчиков и участников негосударственного пенсионного фонда по негосударственному пенсионному обеспечению.
В соответствии со статьей 76.1 Закона № 86-ФЗ Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков за некредитными финансовыми организациями и (или) сфере их деятельности в соответствии с федеральными законами.
Некредитными финансовыми организациями в соответствии с Законом № 86-ФЗ признаются лица, осуществляющие, в том числе, деятельность субъектов страхового дела.
В соответствии со статьей 76.5 Закона № 86-ФЗ, Банк России проводит проверки деятельности некредитных финансовых организаций, направляет некредитным финансовым организациям обязательные для исполнения предписания, а также применяет к некредитным финансовым организациям предусмотренные федеральными законами иные меры.
Согласно части 1 статьи 30 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (далее - Закон № 4015-1) надзор за деятельностью субъектов страхового дела (далее - страховой надзор) осуществляется в целях соблюдения ими страхового законодательства, предупреждения и пресечения нарушений участниками отношений, регулируемых данным Законом, страхового законодательства, обеспечения защиты прав и законных интересов страхователей, иных заинтересованных лиц и государства, эффективного развития страхового дела, а также в целях предупреждения неустойчивого финансового положения страховой организации.
Страховой надзор осуществляется Банком России (часть 3 статьи 30 Закон № 4015-1).
В соответствии с Положением о территориальных учреждениях Банка России, утвержденным Банком России 11.04.2016 № 538-П, в рамках предоставленных полномочий территориальное учреждение контролирует соблюдение некредитными финансовыми организациями (их филиалами) законодательства Российской Федерации, нормативных и иных актов Банка России, осуществляет надзор за их деятельностью, применяет к некредитным финансовым организациям меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации (подпункт 10.1.1 Положения)
Как следует из доказательств, представленных в материалы дела, протокол об административном правонарушении № ТУ-38-ЮЛ-22-1694/1020-1 от 11.03.2022 составлен уполномоченным на основании приказа Отделения по Курской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу от 08.09.2021 № ОДТ138-307 «О наделении должностных лиц Отделения по Курской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях» должностным лицом – ведущим юрисконсультом юридического отдела Отделения по Курской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу ФИО4
В соответствии с ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 6.33, 7.24, частями 2 и 3 статьи 9.4, статьями 9.5, 9.5.1, 13.33, 14.1, 14.10, 14.11, 14.14, частями 1 и 2 статьи 14.16, статьей 14.17, частью 2 статьи 14.17.1, статьями 14.17.3, 14.18, 14.23, 14.27, 14.36, 14.37, частью 2 статьи 14.38, статьями 14.43 - 14.50, частью 1 статьи 15.10, частями 2 и 2.1 статьи 17.14, частями 6 и 15 статьи 19.5, статьей 19.33 настоящего Кодекса, совершенных юридическими лицами и их должностными лицами или иными работниками, а также индивидуальными предпринимателями.
В соответствии с частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, складывающиеся при осуществлении предпринимательской деятельности конкретного вида, требующего согласно действующему законодательству наличия специального разрешения (лицензии), а объективная сторона состоит в нарушении при такой деятельности предусмотренных специальным разрешением (лицензией) условий.
Объективная сторона данного правонарушения характеризуется осуществлением предпринимательской деятельности с нарушением требований лицензии.
Субъектом правонарушения является организация, осуществляющая деятельность с нарушением требований лицензии.
Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон № 99-ФЗ) лицензируемый вид деятельности - это вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.
Согласно п. 11 ч. 2 ст. 1 Закон № 99-ФЗ положения данного закона не применяются к отношениям, связанным с осуществлением лицензирования страховой деятельности.
Лицензирование страховой деятельности в силу ч. 3 ст. 1 Закона № 99-ФЗ осуществляется в порядке, установленном федеральными законами, регулирующими отношения в этой сфере деятельности.
Общие требования о лицензировании, предъявляемые к субъектам страхового дела, установлены Законом РФ от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (далее – Законом № 4015-1).
В соответствии с ч. 2 ст. 4.1 Закона № 4015-1 деятельность субъектов страхового дела подлежит лицензированию.
В соответствии с ч. 1 ст. 30 Закона № 4015-1 надзор за деятельностью субъектов страхового дела (далее - страховой надзор) осуществляется в целях соблюдения ими страхового законодательства, предупреждения и пресечения нарушений участниками отношений, регулируемых данным Законом, страхового законодательства, обеспечения защиты прав и законных интересов страхователей, иных заинтересованных лиц и государства, эффективного развития страхового дела.
Частью 3 статьи 30 Закона № 4015-1 установлено, что страховой надзор осуществляется Банком России.
Согласно п. 1 ч. 5 ст. 30 Закона № 4015-1 субъекты страхового дела обязаны соблюдать требования страхового законодательства.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Закон № 40-ФЗ), владельцы транспортных средств обязаны на условиях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом и в соответствии с ним, страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств.
В соответствии со статьей 938 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), в качестве страховщиков договоры страхования могут заключать юридические лица, имеющие разрешения (лицензии) на осуществление страхования соответствующего вида. Требования, которым должны отвечать страховые организации, порядок лицензирования их деятельности и осуществления надзора за этой деятельностью определяются законами о страховании.
Статьей 1 Закона № 4015-1 определено, что составной частью страхового законодательства, помимо Закона № 4015-1, являются федеральные законы и иные нормативные акты, регулирующие отношения между лицами, осуществляющими виды деятельности в сфере страхового дела, или с их участием, отношения по осуществлению надзора за деятельностью субъектов страхового дела, а также иные отношения, связанные с организацией страхового дела.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», (далее - Федеральный закон № 40-ФЗ), законодательство Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), других федеральных законов и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Центральным Банком Российской Федерации от 19.09.2014 № 431-П на основании статьи 5 и пункта 11 статьи 15 Федерального закона от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» утверждено Положение о правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее – Положение № 431-П), которое устанавливает правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (приложение 1 к настоящему Положению), форму заявления о заключении договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (приложение 2 к настоящему Положению), форму страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (приложение 3 к настоящему Положению), форму документа, содержащего сведения о страховании (приложение 4 к настоящему Положению), форму извещения о дорожно-транспортном происшествии (приложение 5 к настоящему Положению) и форму заявления о страховом возмещении или прямом возмещении убытков (приложение 6 к настоящему Положению).
В соответствии с пунктом 1.14 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных Банком России 19.09.2014 № 431-П (далее - Правила), Страхователь вправе досрочно прекратить действие договора обязательного страхования в следующих случаях:
- отзыв лицензии страховщика в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
- замена собственника транспортного средства;
- иные случаи, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1.16 Правил предусмотрено, что в случае досрочного прекращения действия договора обязательного страхования по одному из оснований, предусмотренных абзацем третьим пункта 1.13, абзацем четвертым пункта 1.14 и абзацем вторым пункта 1.15 настоящих Правил, часть страховой премии по договору обязательного страхования страхователю не возвращается. В остальных случаях страховщик возвращает страхователю часть страховой премии в размере ее доли, предназначенной для осуществления страхового возмещения и приходящейся на неистекший срок действия договора обязательного страхования или неистекший срок сезонного и иного временного использования транспортного средства (период использования транспортного средства).
(в ред. Указаний Банка России от 06.04.2017 N 4347-У, от 08.10.2019 N 5283-У)
Исчисление неистекшего срока действия договора (периода использования транспортного средства) начинается со дня, следующего за датой досрочного прекращения действия договора обязательного страхования.
В случаях досрочного прекращения действия договора обязательного страхования, предусмотренных пунктом 1.14 настоящих Правил, датой досрочного прекращения действия договора обязательного страхования считается дата получения страховщиком письменного заявления страхователя о досрочном прекращении действия договора обязательного страхования и документального подтверждения факта, послужившего основанием для досрочного прекращения договора.
Часть страховой премии возвращается страхователю (его законным представителям, наследникам) в течение 14 календарных дней с даты, следующей за датой получения страховщиком сведений о случаях, предусмотренных абзацами вторым, четвертым, пятым, шестым пункта 1.13 настоящих Правил, или заявления страхователя о досрочном прекращении договора обязательного страхования по одному из оснований, предусмотренных пунктом 1.14 настоящих Правил, или в течение 14 календарных дней с даты, следующей за датой получения страхователем письменного уведомления страховщика о досрочном прекращении действия договора обязательного страхования по основанию, предусмотренному абзацем третьим пункта 1.15 настоящих Правил.
Как следует из материалов административного дела, в отдел Управления Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг в Южном федеральном округе поступило обращение ФИО1 (вх. № ОЭ-19091 от 26.01.2022) на незаконные действия страховой организации АО «СОГАЗ».
Для проверки сведений, изложенных в жалобах, управлением Службы в адрес АО «СОГАЗ» был направлен запрос № С59-6-4-1/2222 от 31.01.2022 о предоставлении документов и объяснений по обращению ФИО1
Согласно документам и информации, представленным АО «СОГАЗ» (исх. № СГ-16213 от 09.02.2022, вх. № 3-11315 от 09.02.2022, вх. № 3-13080 от 15.02.2022, вх. № 3-13129 от 15.02.2022), 26.07.2021 между ФИО1 и Страховщиком заключен договор ОСАГО серии XXX № 0184910181 (дополнительное соглашение ААВ №3023585986 от 09.08.2021).
29.12.2021 в Курский филиал АО «СОГАЗ» по почте поступило от ФИО1 заявление (вх. №Вф64-3084 от 29.12.2021; РПО 30504766008177) о расторжении договора ОСАГО ААВ № 3023585986 в связи с продажей транспортного средства, в отношении которого осуществлялось страхование, с приложением копий документов, подтверждающих переход права собственности на автомобиль, а именно: договора аренды от 18.10,2021 № 28/10/А транспортного средства с правом выкупа, дополнительного соглашения к договору аренды транспортного средства с правом выкупа от 15.12.2021, ПТС и СТС, из которых усматривается факт перехода права собственности на транспортное средство к другому лицу - АО «КПАТП-1» с 22.12.2021.
30.12.2021 специалистом Курского филиала АО «СОГАЗ» в адрес ФИО1 было направлено письмо (исх. № СГф/64 от 30.12.2021) об отсутствии основания для досрочного прекращения действия договора ОСАГО ААВ № 3023585986.
Впоследствии Страховщик сообщил, что указанное письмо было направлено в адрес ФИО1 ошибочно, поскольку при проверке документов, приложенных к заявлению о расторжении договора ОСАГО от 27.12.2021, специалистами Страховщика не было учтено дополнительное соглашение к договору аренды транспортного средства с правом выкупа, подтверждающее переход права собственности на транспортное средство к другому лицу.
26.01.2022 в Курский филиал АО «СОГАЗ» поступила от ФИО1 претензия с требованием расторгнуть договор ОСАГО ААВ № 3023585986 в связи с продажей транспортного средства и вернуть часть неиспользованной страховой премии, а также выплатить неустойку в связи с несоблюдением срока возврата части страховой премии по договору.
Специалистами Страховщика была повторно проведена проверка документов, представленных ФИО1 с заявлением от 27.12.2021.
По результатам рассмотрения заявления от 27.12.2021 о расторжении договора ОСАГО ААВ № 3023585986 и представленных документов, Страховщик принял решение о расторжении договора и о выплате неизрасходованной части страховой премии в размере 5693,97 рублей. Выплата неизрасходованной части страховой премии произведена платежным поручением № 64245 от 30.01.2022.
Учитывая, что заявление о досрочном прекращении договора ОСАГО серии ААВ № 3023585986 по причине смены собственника транспортного средства было получено Страховщиком 29.12.2021, ему надлежало возвратить ФИО1 часть страховой премии за неистекший срок действия договора страхования не позднее 12.01.2022 (включительно).
Однако возврат части страховой премии по договору ОСАГО серии ААВ № 3023585986 был осуществлен только 30.01.2022, что является нарушением пункта 1.16 Правил и нарушает лицензионные требования, установленные статьей 30 Закона № 4015-1.
Как отмечалось ранее, согласно пункту 1.16 Правил Страховщик возвращает страхователю часть страховой премии в размере ее доли, предназначенной для осуществления страхового возмещения и приходящейся на неистекший срок действия договора обязательного страхования или неистекший срок сезонного и иного временного использования транспортного средства (период использования транспортного средства).
Часть страховой премии возвращается страхователю (его законным представителям, наследникам) в течение 14 календарных дней с даты, следующей за датой получения страховщиком уведомления страхователя о досрочном прекращении договора обязательного страхования по одному из оснований, предусмотренных пунктом 1.14 Правил.
Административным органом установлено, что заявление о досрочном прекращении договора ОСАГО серии ААВ № 3023585986 по причине смены собственника транспортного средства было получено Страховщиком 29.12.2021, в связи с чем ему надлежало возвратить ФИО1 часть страховой премии за неистекший срок действия договора страхования не позднее 12.01.2022 (включительно), в то время как возврат части страховой премии по договору ОСАГО серии ААВ № 3023585986 был осуществлен только 30.01.2022; доказательств обратного ни административному органу, ни суду не представлено.
С учетом установленных обстоятельств, суд соглашается с выводом административного органа о том, что нарушение пункта 1.16 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных Положением Центрального Банка Российской Федерации от 19.09.2014 № 431-П, и нарушение лицензионных требований, установленных статьей 30 Закона № 4015-1, свидетельствует о несоблюдении Страховщик норм действующего законодательства, являющихся обязательными при осуществлении лицензионного вида деятельности, и образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
В данном случае дата правонарушения определяется датой, следующей за датой, установленной для исполнения соответствующей обязанности (12.01.2022), и соответственно, датой совершения правонарушения является 13.01.2022.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена вина.
Судом не установлено процессуальных нарушений при составлении протокола об административном правонарушении в отношении АО «Страховое общество газовой промышленности».
Обстоятельств, исключающих привлечение лица к административной ответственности, судом не установлено.
Доказательств того, что АО «Страховое общество газовой промышленности» были приняты все зависящие от него меры по соблюдению установленных правил и норм, несоблюдение которых влечет административную ответственность, в материалы дела не представлено и судом не установлено.
Доказательств невозможности соблюдения АО «Страховое общество газовой промышленности» требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые общество не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.
Вина лица, привлекаемого к административной ответственности, в совершении указанного правонарушения подтверждается материалами дела и выражается в осознанном допущении нарушения условий (требований) осуществления лицензируемой деятельности.
Ни при составлении протокола об административном правонарушении, ни в ходе судебного разбирательства факт совершения АО «Страховое общество газовой промышленности» административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, и его вина в совершении указанного правонарушения, лицом, привлекаемым к административной ответственности, надлежащим образом не оспорены.
В ходе рассмотрения дела АО «Страховое общество газовой промышленности» ходатайствовало о признании правонарушения малозначительным.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
В пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» указано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
При применении статьи 2.9 КоАП РФ суд учитывает, что законодатель предоставил правоприменителю право оценки факторов, характеризующих понятие малозначительности.
Оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
Одной из главных целей деятельности арбитражного управляющего в рамках действующей процедуры банкротства должника является формирование конкурсной массы и проведение расчетов с кредиторами; достижение данной цели являются гарантией соблюдения прав и законных интересов, как кредиторов должника, так и самого должника.
Вместе с тем, изложенные в письменном отзыве доводы АО «Страховое общество газовой промышленности» о том, что Общество уведомило письмом от 30.12.2021 ФИО1 о необходимости представления Страховщику оригинала договора страхования, который не был представлен ФИО1, а также о том, что помимо произведенного 30.01.2022 ФИО1 возврата страховой премии, 08.02.2022 ему за просрочку возврата была также выплачена неустойка, не свидетельствуют о соблюдении страховщиком сроков, предусмотренных законодательством в области страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, а также о возможности признания в рассматриваемом случае административного правонарушения малозначительным.
Обстоятельства дела не свидетельствуют об исключительности ситуации, позволяющей признать правонарушение малозначительным и применить статью 2.9. КоАП РФ, как это сформулировано в пункте 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях».
С учетом установленных пунктами 1.14, 1.16 Правил сроков возвращения части страховой премии, допущенное АО «Страховое общество газовой промышленности» нарушение данных сроков 18 дней является значительным. При этом каких-либо исключительных обстоятельств, позволяющих признать правонарушение малозначительным, судом в рассматриваемом случае не установлено.
Принимая во внимание изложенное, суд не усматривает правовых оснований для удовлетворения ходатайства лица, привлекаемого к административной ответственности, о применении в рассматриваемом случае положений КоАП РФ о малозначительности.
Событие административного правонарушения подтверждается материалами дела: заявлением ФИО1, письмами АО «Страховое общество газовой промышленности», протоколом об административном правонарушении № ТУ-38-ЮЛ-22-1694/1020-1 от 11.03.2022 и иными материалами дела.
Факт выплаты страховой премии и неустойки в последующем, по истечении сроков, установленных пунктом 1.16 Правил, не исключает факт наличия в действиях Общества состава вменяемого правонарушения, а также вины Общества.
Согласно части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Согласно сведениям, размещенным в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» - Картотека арбитражных дел (http://kad.arbitr.ru/), решениями Арбитражного суда г. Москвы от 15.06.2021 по делу № А40-104392/2021, от 24.06.2021 по делу № А40-116394/2021, от 08.07.2021 по делу № А40-127536/2021 АО «СОГАЗ» неоднократно привлекалось к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ. Указанные решения вступили в законную силу.
При таких обстоятельствах, совершенное АО «Страховое общество газовой промышленности» административное правонарушение не является впервые совершенным, ввиду чего к Обществу в настоящем деле не может быть применено административное наказание в виде предупреждения.
Ссылки Общества на том, что Курский филиал АО СОГАЗ» ранее к административной ответственности не привлекался подлежат отклонению, поскольку субъектом административной ответственности выступает не филиал, который не наделен статусом юридического лица, а непосредственно юридическое лицо – в рассматриваемом случае акционерное общество «Страховое общество газовой промышленности».
С учетом изложенного, принимая во внимание, что фактически страховая премия в установленном размере возвращена страхователю, суд считает возможным назначить административное наказание в пределах санкции, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 30000 руб.
Суд полагает, что штраф в размере 30000 руб. соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечит достижение целей административного наказания, предусмотренных статьей 3.1 КоАП РФ.
Решение о привлечении к административной ответственности принято в пределах трехмесячного срока исковой давности, подлежащего исчислению с даты совершения правонарушения - 13.01.2022.
Руководствуясь статьями 2.1., 4.1., 4.2., 14.1, 23.1., 28.2, 28.3, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьями 17, 27, 29, 167-170, 176, 180, 202-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
привлечь акционерное общество «Страховое общество газовой промышленности» (расположено по адресу: 107078, <...>, зарегистрировано в качестве юридического лица 22.03.1995 за ОГРН <***>, ИНН: <***>) к административной ответственности на основании части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначив административное наказание в виде административного штрафа в размере 30000 руб.
Обязать акционерное общество «Страховое общество газовой промышленности» не позднее шестидесяти дней со дня вступления настоящего решения в законную силу представить в арбитражный суд документ, подтверждающий уплату штрафа в добровольном порядке по следующим реквизитам:
Получатель (администратор доходов) - Межрегиональное операционное УФК (Банк России)
Банк получателя - Операционный департамент Банка России// Межрегиональное операционное УФК г. Москва БИК ТОФК-024501901
ИНН получателя (Банка России) - 7702235133
Номер казначейского счета - 03100643000000019500
Номер ЕКС - 40102810045370000002
КПП (получателя) - 770201001
ОКТМО - 45379000
КБК - 99911601141010001140
ИП - 2007736035485770801001 (единый идентификатор плательщика);
Назначение платежа: «Прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в федеральный бюджет».
Уникальный идентификатор начисления (счета) 0355268503800110322016940.
При отсутствии документов, свидетельствующих об уплате административного штрафа в добровольном порядке, по истечении установленного срока направить копию судебного акта для взыскания административного штрафа судебному приставу-исполнителю.
Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия и может быть обжаловано через Арбитражный суд Курской области в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в г. Воронеже.
Судья Л.В. Дрючина