ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А35-2403/17 от 19.06.2017 АС Курской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

г. Курск, ул. К. Маркса, д. 25

http://www.kursk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Курск

28 июня 2017 года

Дело № А35-2403/2017

Резолютивная часть решения изготовлена «19» июня 2017 года.

Мотивированное решение изготовлено «28» июня 2017 года.

Арбитражный суд Курской области в составе судьи О.А. Матвеевой, рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по исковому заявлению

областного казённого учреждения «Комитет строительства и эксплуатации автомобильных дорог Курской области» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к акционерному обществу «Проект «Свежий хлеб» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о возмещении вреда в сумме 3 450 руб. 00 коп.

Областное казённое учреждение «Комитет строительства и эксплуатации автомобильных дорог Курской области» (далее – ОКУ «Комитет автодорог Курской области», истец), зарегистрированное в качестве юридического лица 16.12.2002, ОГРН<***>, ИНН <***>, адрес (место нахождения):305004, <...>, обратилось в Арбитражный суд Курской области с иском к акционерному обществу «Проект «Свежий хлеб» (далее – АО «Проект «Свежий хлеб», ответчик), зарегистрированному в качестве юридического лица 13.10.2005, ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес (место нахождения):305040, <...> лет Октября, 169, о взыскании 3 450 руб. 00 коп. в счет возмещения вреда, причиненного автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, зачисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Определением Арбитражного суда Курской области от 19.04.2017 дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Ответчику предложено представить отзыв на заявленные требования.

Лица, участвующие в деле, о принятии заявления, возбуждении производства по делу и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

12.05.2017 от ответчика поступил отзыв на иск, в соответствии с которым АО «Проект «Свежий хлеб» просило в удовлетворении требований отказать, ссылаясь на отсутствие вины.

Суд не нашел оснований для перехода к рассмотрению дела по общим правилам искового производства в порядке части 5 статьи 227 АПК РФ.

19.06.2017 судом принята резолютивная часть решения в порядке части 1 статьи 229 АПК РФ.

22.06.2017 от истца поступило ходатайство об изготовлении мотивированного решения по делу.

В соответствии с частью 2 статьи 229 АПК РФ по заявлению лица, участвующего в деле, по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, арбитражный суд составляет мотивированное решение.

Мотивированное решение арбитражного суда изготавливается в течение пяти дней со дня поступления от лица, участвующего в деле, соответствующего заявления.

Изучив материалы дела, арбитражный суд установил следующее.

На основании положений статьи 11 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – ФЗ от 08.11.2007 N 257-ФЗ), Постановления Правительства РФ от 15.04.2011 N 272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом» (далее - Постановление Правительства «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом»), Приказа Минтранса РФ от 27.04.2011 N 125 «Об утверждении Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств» (далее - Приказа Минтранса РФ от 27.04.2011 N 125), а так же Устава, ОКУ «Комитет автодорог Курской области» наделено полномочиями по взвешиванию транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Курской области (далее - автомобильные дороги Курской области), и составлению актов по результатам взвешивания транспортных средств.

Согласно положениямПриказа Минтранса РФ от 27.04.2011 N 125 полномочия распределены следующим образом:

«...2. При весовом и габаритном контроле:

2.2. на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения:

2.2.2. Госавтоинспекцией:

2.2.2.1. в отношении всех групп перевозчиков в рамках предоставленных полномочий по государственному контролю (надзору) за соблюдением нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения осуществляется с использованием специальных и технических средств для выявления и фиксации нарушений правил дорожного движения:

2.2.2.1.1. остановка транспортных средств и проверка наличия у водителя документов, предусмотренных Правилами дорожного движения Российской Федерации, в целях осуществления весового и габаритного контроля...».

«...2.2.2.1.2. взвешивание транспортных средств и измерение их габаритов.

Взвешивание транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов, обеспечивается владельцами автомобильных дорог;

2.2.2.1.3. сравнение весовых и габаритных параметров транспортного средства с весовыми и габаритными параметрами, установленными на территории Российской Федерации или указанными в специальном разрешении, а также установленного в специальном разрешении маршрута движения с фактическим маршрутом следования транспортного средства;

2.2.2.1.4. проверка выполнения особых условий движения, указанных в специальном разрешении, а также срока действия специального разрешения;

2.2.2.1.5. в случае выявления нарушений применяются меры, предусмотренные Федеральным законом от 30 декабря 2001 № 195-ФЗ «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

Так, 30.04.2014 на пункте весового контроля /ПВК-1/, установленного на автомобильной дороге регионального значения Курск-Льгов-Рыльск-граница с Украиной на участке, которым владеет учреждение на праве оперативного управления, выявлено превышение осевых нагрузок транспортного средства МАЗ 5440А8 360 031 государственный регистрационный номер <***>, прицеп прочие 964810 государственный регистрационный номер АР3284 46, принадлежащие АО «Проект «Свежий хлеб» и ЗАО «Железногорский хлебозавод» на праве собственности.

На основании Соглашения о взаимодействии при проведении весового и габаритного контроля автотранспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных и негабаритных грузов по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Курской области от 10.04.2014, инспектором ДПС ФИО1 была произведена остановка вышеуказанного транспортного средства с целью осуществления весового контроля сотрудниками отдела безопасности дорожного движения.

В ходе взвешивания применялись весы автомобильные ВА-20П № 13-37062, которые прошли сертификацию в Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии, и имеют соответствующий паспорт «ВА-П», а также проходят регулярную поверку Курским ЦСМ. Взвешивание проводилось в соответствии с Руководством по эксплуатации весов автомобильных электронных портативных ВА-П.

Сотрудником ОКУ «Комитет автодорог Курской области» был составлен Акт контрольного взвешивания № 4 о превышении транспортным средством установленных ограничений по массе и (или) нагрузке на ось от 30.04.2014.

В Акте зафиксировано, что полная масса (тонн) составляет: нормативная - 36,00, допустимая - 36,72, фактическая - 32,48. Точечный маршрут движения транспортного средства рассчитывается со слов водителя с помощью интернет-сайтов Google карты или Яндекс карты.

В соответствии с Постановлением Правительства «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом», осевые нагрузки установлены для автомобильных дорог федерального значения -11,5 тс, для автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения - 10 тс.

Согласно данным Акта правонарушение выразилось в перевозке груза с превышением допустимых нагрузок на третью (допустимая - 7,52 т, фактическая - 8,75 т), четвертую (допустимая - 7,52 т, фактическая - 8,55 т) оси.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 16.11.2009 N 934 «О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации» утверждены Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов (далее - Правила).

По пункту 6 Правил размер платы в счет возмещения вреда рассчитывается применительно к каждому участку автомобильной дороги, по которому проходит маршрут транспортного средства, по указанной в Правилах формуле.

В Расчетном листе разового сбора № 4 от 30.04.2014 просчитана сумма размера вреда по всем осям, что составляет 3 450 руб. 00 коп.

Ущерб, причиненный транспортным средством МАЗ 5440А8 360 031 государственный регистрационный номер м244ср 46, прицеп прочие 964810 государственный регистрационный номер АР3284 46, принадлежащие АО «Проект «Свежий хлеб» и ЗАО «Железногорский хлебозавод» на праве собственности, автомобильной дороге общего пользования регионального значения Курской области не возмещен.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.

Исковые требования ОКУ «Комитет автодорог Курской области» подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 31 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ движение по автомобильным дорогам крупногабаритного транспортного средства либо транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, относящихся согласно Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) к грузам повышенной опасности, за исключением движения самоходных транспортных средств с вооружением, военной техники, транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющих перевозки вооружения, военной техники и военного имущества, допускается при наличии специальных разрешений, выдаваемых в соответствии с положениями настоящей статьи.

Согласно пункту 3 части 6, части 8 статьи 31 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ выдача специального разрешения и определения размера причиняемого вреда при перевозке опасных, тяжеловесных и крупногабаритных грузов, осуществляется органом исполнительной власти субъекта в случае, если маршрут, часть маршрута проходят по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения, при условии, что маршрут проходит в границах такого субъекта. Порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Во исполнение данной нормы Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 № 934 утверждены Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов (далее - Правила возмещения вреда).

В соответствии с пунктом 2 Правил возмещения вреда вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами (далее - вред), подлежит возмещению владельцами транспортных средств.

Внесение платы в счет возмещения вреда осуществляется при оформлении специального разрешения на движение транспортных средств.

В силу пункта 5 Правил возмещения вреда размер платы в счет возмещения вреда определяется в порядке, предусмотренном методикой расчета размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, согласно приложению и рассчитывается в зависимости от:

а) превышения установленных правилами перевозки грузов автомобильным транспортом, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, запрещающими дорожными знаками 3.11 "Ограничение массы" и (или) 3.12 "Ограничение массы, приходящейся на ось транспортного средства" или решением о временном ограничении движения транспортных средств, принимаемом в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 30 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", значений:

допустимой массы транспортного средства;

допустимых осевых нагрузок транспортного средства;

б) размера вреда, определенного соответственно для автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения, частных автомобильных дорог;

в) протяженности участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут транспортного средства;

г) базового компенсационного индекса текущего года.

В отношении участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда организуется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 3 Правил, пункт 2 части 9 статьи 31 Федерального закона № 257-ФЗ).

Согласно пунктам 1.1., 1.6., 2.1. Устава ОКУ «Комитет автодорог Курской области» последнее создано в соответствии с распоряжением Администрации Курской области от 05.03.2011 № 89-ра для осуществления управления в области дорожного хозяйства Курской области. Учреждение для достижения целей своей деятельности вправе приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в арбитражном и третейском судах, судах общей юрисдикции в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Предметом деятельности учреждения является осуществление полномочий исполнительных органов государственной власти Курской области в сфере использования автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения и искусственных сооружений на них на территории Курской области и осуществления на них дорожной деятельности.

В силу пункта 2.3.40 дополнений в Устав ОКУ «Комитет автодорог Курской области» учреждение осуществляет взвешивание транспортных средств, составляет акты по результатам взвешивания транспортных средств.

Таким образом, истец как исполнительный орган государственной власти Курской области наделен полномочиями на обращение с соответствующим иском в арбитражный суд.

Факт причинения вреда автомобильной дороге регионального значения подтверждается актом № 4 от 30.04.2014, который в установленном законом порядке ответчиком не оспорен (иного в материалы дела не представлено).

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что ответчик, осуществив провоз тяжеловесного груза без соответствующего разрешения, обязан возместить ущерб, причиненный автомобильной дороге регионального значения, рассчитанный как плата за проезд тяжеловесного груза.

В силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Согласно статье 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

В силу пункта 2 Правил возмещения вреда вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами (далее - вред), подлежит возмещению владельцами транспортных средств.

Размер платы в счет возмещения вреда определяется в зависимости от размера вреда, определенного соответственно для автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения, частных автомобильных дорог (пункт 5 Правил возмещения вреда).

Формула расчета платы приведена в пункте 6 Правил возмещения вреда.

Согласно данным Акта правонарушение выразилось в перевозке груза с превышением допустимых нагрузок на третью (допустимая - 7,52 т, фактическая - 8,75 т), четвертую (допустимая - 7,52 т, фактическая - 8,55 т) оси.

Расчетном листе разового сбора № 4 от 30.04.2014 просчитана сумма размера вреда по всем осям, что составляет 3 450 руб. 00 коп.

Произведенный расчет ответчиком не оспорен и признан верным.

Доказательств добровольного возмещения ответчиком вреда, причиненного вреда автомобильной дороге общего пользования регионального значения Курской области, не представлено.

В отзыве на иск ответчик указал на отсутствие вины в превышении допустимой нагрузки на третью и четвертую оси нет. Мука - это сыпучий подвижный пылевой груз, который перевозился в цистерне. Во время движения автомобиля пылевой груз зафиксировать и обеспечить равномерное распределение невозможно, т.к. он свободно перемещается, распределяется по цистерне в зависимости от режима езды (набор скорости, торможение и т.д.), а также рельефа дороги (спуск, подъем) и соответственно, водитель транспортного средства не может осуществлять контроль нагрузки по осям транспортного средства.

Согласно части 2 статьи 1064 ГК РФ лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.

Таким образом, закон исходит из презумпции вины лица, причинившего вред.

Это означает, что лицо, причинившее вред, освобождается от его возмещения только в случае, если докажет обратное. Следовательно, бремя доказывания отсутствия своей вины лежит на лице, причинившем вред.

Однако ответчиком не представлено доказательств отсутствия условий деликтной ответственности. Доводы ответчика суд находит несостоятельными на основании вышеизложенного.

В соответствии со статьей 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Исходя из изложенного, заявленные ОКУ «Комитет автодорог Курской области» требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

Расходы по уплате государственной пошлины в силу положений статьи 110 АПК РФ относятся судом на ответчика.

Руководствуясь статьями 15, 307, 1064, 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 11 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», статьями 17, 27, 28, 102, 110, 167-171, 226-229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Исковые требования областного казённого учреждения «Комитет строительства и эксплуатации автомобильных дорог Курской области» удовлетворить.

Взыскать с акционерного общества «Проект «Свежий хлеб» в пользу областного казённого учреждения «Комитет строительства и эксплуатации автомобильных дорог Курской области» 3 450 руб. 00 коп. в счет возмещения вреда, причиненного автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, зачисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации, а также расходы по оплате государственной пошлины в сумме 2 000 руб. 00 коп.

Мотивированное решение составляется по заявлению лица, участвующего в деле, которое может быть подано в течение пяти дней со дня размещения решения, принятого в порядке упрощенного производства, на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Курской области в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения арбитражного суда - со дня принятия решения в полном объеме.

Судья О.А. Матвеева