ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А35-2414/20 от 22.03.2022 АС Курской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

г. Курск, ул. К. Маркса, д. 25

http://www.kursk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Курск

28 марта 2022 года

Дело№ А35-2414/2020

Резолютивная часть решения объявлена 22.03.2022.

Полный текст решения изготовлен 28.03.2022.

Арбитражный суд Курской области в составе судьи Захаровой В. А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лубковой В. В.,   рассмотрел в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению

Комитета по управлению  имуществом города Курчатова

к  индивидуальному предпринимателю  ФИО1

о взыскании неосновательного обогащения в размере 169 294 руб. 32 коп.,

третье лицо – Курчатовская городская Дума.

В открытом судебном заседании приняли участие представители:

от истца: ФИО2 – по доверенности от 30.12.2020 № 1879,

от ответчика: ФИО3 – по доверенности от 27.04.2020

от третьего лица: не явился, извещен;

Комитет по управлению имуществом г. Курчатова (далее – истец)   обратился   в арбитражный суд с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (далее – ИП ФИО1, ответчик) о взыскании неосновательного обогащения за период с 30.03.2017 по 24.06.2019 в размере 189 294 руб. 32 коп.

Ответчик в ходе рассмотрения спора требования истца не признал по основаниям, изложенным в отзыве на иск и дополнениях к нему.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена Курчатовская городская Дума.

В ходе рассмотрения спора истец, в связи с произведенным ответчиком 04.10.2021 платежом в сумме 20 000 руб. по квитанции №1-3-137-692-377, в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил заявленные требования, уменьшив сумму взыскиваемого неосновательного обогащения до 169 294 руб. 32 коп.

Уточненные требования приняты судом к рассмотрению.

Представитель истца в судебном заседании до перерыва поддержал заявленные исковые требования с уточнений в полном объеме.

Представитель ответчика поддержал ранее заявленные возражения на исковые требования с учетом дополнений.

Третье лицо в судебное заседание не явилось, ранее представило в письменном виде возражения на исковые требования, поддержал позицию истца.

Изучив материалы дела, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, суд

УСТАНОВИЛ:

Комитет по управлению имуществом города Курчатова зарегистрирован в качестве юридического лица  28.10.2002 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 5 по Курской области, ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес - 307251, Курская обл., ФИО4 г., Коммунистический Пр-кт 33.

ИП  ФИО1 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 19.10.2004 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы  № 5 по Курской области, ОГРНИП  <***>, ИНН <***>,  адрес - <...>.

Ответчик является собственником объекта незавершенного строительства с кадастровым номером 46:31:010605:4415 площадью 142,5 кв. м., расположенный по адресу: <...> о чем в Единый государственный реестр недвижимости 10.04.2015 внесена соответствующая запись регистрации №46-46/013-46/0138006/2015-397/1.

Указанный объект незавершенного строительства находится на земельном участке с кадастровым номером 46:31:010605:4468 площадью 307 кв. м., категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для размещения супермаркетов, торговых комплексов, торговых домов, магазинов (выписка из ЕГРН в отношении земельного участка имеется в деле).

Истец указывает, что ИП ФИО1 в спорный период с 30.03.2017 по 24.06.2019 использовал земельный участок в отсутствие правоустанавливающих документов на землю, в связи с чем истцом в адрес ответчика 21.11.2019 было направлено претензионное письмо №2353 от 18.11.2019 с требованием о внесении платы за пользование земельным участком.

Указанная претензия оставлена ответчиком без удовлетворения.

Ссылаясь на использование ответчиком в спорный период земельного участка в отсутствие правоустанавливающих документов, не внося соответствующей платы за такое использование, комитет по управлению имуществом г. Курчатова обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Часть 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  предоставляет заинтересованному лицу право обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в том числе вследствие неосновательного обогащения.

Согласно статье 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).

При этом правила, предусмотренные главой 60 ГК РФ, применяются независимо от того, являлось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли (часть 2 статьи 1102 ГК РФ).

Исходя из разъяснений, данных в пункте 8 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.01.2000 N 49 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением норм о неосновательном обогащении", установлено, что в предмет доказывания истца по таким делам должны входить следующие обстоятельства: 1) факт получения ответчиком имущества, принадлежащего истцу; 2) факт пользования ответчиком этим имуществом; 3) размер доходов, полученных в результате использования имущества, то есть факт наличия имущественной выгоды на стороне ответчика; 4) период пользования суммой неосновательного обогащения.

Как следует из материалов дела, ответчик является собственником объекта незавершенного строительства с кадастровым номером 46:31:010605:4415 площадью 142,5 кв. м. по адресу: <...> находящегося на земельном участке с кадастровым номером 46:31:010605:4468 площадью 307 кв. м., категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для размещения супермаркетов, торговых комплексов, торговых домов, магазинов (выписки из ЕГРН в отношении земельного участка имеется в деле).

Судом установлено и сторонами не оспаривается, что между истцом и ответчиком в спорный период отсутствовал какой-либо гражданско-правовой договор, регулирующий условия использования земельного участка, доказательства внесения платы ответчиком за землю в спорный период также  отсутствуют.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1105 ГК РФ лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило.

Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (платность использования земли).

В соответствии со статьей 65 ЗК РФ формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

В силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Согласно пункту 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 №54 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога» плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имуществом и сделок с ним указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок.

Обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из вышеназванных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок. Между тем, в настоящем случае ответчик соответствующими правами в отношении земельного участка не обладает.

В силу положений статьи 3.3. Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения.

В соответствии с пунктом 1.1 положения о комитете по управлению имуществом г.Курчатова (далее - положение о комитете), комитет по управлению имуществом г. Курчатова является структурным подразделением исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления - администрации города Курчатова Курской области с правами юридического лица, осуществляющего полномочия по управлению и распоряжению имуществом муниципальной собственности города Курчатова, в том числе земельными участками.

Согласно пункту 3.3.4 положения о комитете, в полномочия комитета по управлению имуществом г. Курчатова входит принятие решений в соответствии с возложенными на него функциями по управлению и распоряжению земельными ресурсами города Курчатова в пределах своей компетенции.

В силу осуществления правомочий собственника земельного участка комитет является надлежащим истцом по настоящему делу.

Факт пользования земельным участком ответчик не отрицал.

Учитывая, что ответчик  использовал земельный участок в спорный период без  правоустанавливающих  документов, в связи с чем, на стороне предпринимателя образовалось  неосновательное обогащение в  виде невнесенной платы за фактическое  пользование земельным участком.  

Размер неосновательного обогащения за спорный период определен истцом в общем размере 189 294 руб. 32 коп., в том числе, за период с 30.03.2017 по 31.10.2017 в соответствии с постановлением администрации Курской области от 18.12.2008 №403 «Об установлении значений коэффициентов вида разрешенного (функционального) использования земельных участков и значений коэффициентов дифференциации по видам деятельности арендаторов внутри одного вида функционального использования земельного участка, применяемых для определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Курской области или государственная собственность на которые не разграничена»,  исходя из кадастровой стоимости в размере 926 790,02 руб. с применением коэффициента вида разрешенного использования земельного участка (Кви) – 2%, коэффициента дифференциации по виду деятельности арендатора внутри одного вида функционального использования земельного участка (Ка) – 1,0, поскольку решением Курского областного суда от 02.11.2016, оставленным без изменения определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 30.03.2017, судом  признано недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Приложение «Значение коэффициентов вида разрешенного (функционального) использования земельных участков (Кви) и значения коэффициентов дифференциации по видам деятельности арендаторов внутри одного вида функционального использования (Ка) для расчета арендной платы за земельные участки» к Положению о порядке определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Курчатова, предоставленных в аренду без проведения торгов, и об установлении значений коэффициентов вида разрешенного (функционального) использования земельных участков и значений коэффициентов дифференциации по видам деятельности арендаторов внутри одного вида функционального использования земельного участка, применяемых для определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Курчатова, или земельных участков, расположенных в границах города Курчатова, государственная собственность на которые не разграничена», утвержденному решением Курчатовской городской Думы от 28.05.2008 N 25 (в ред. от 09.03.2016 года); за период с 01.11.2017 по 31.12.2018 в соответствии с решением Курчатовской городской Думы от 31.10.2017 N 40 «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности города Курчатова, предоставленные в аренду без торгов, и об установлении значений коэффициентов вида разрешенного (функционального) использования земельных участков и значений коэффициентов дифференциации по видам деятельности арендаторов внутри одного вида функционального использования земельного участка, применяемых для определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Курчатова, или земельных участков, расположенных в границах города Курчатова, государственная собственность на которые не разграничена», исходя из кадастровой стоимости в размере 926 790,02 руб. с применением коэффициента вида разрешенного использования земельного участка (Кви) – 0,1450, коэффициента дифференциации по виду деятельности арендатора внутри одного вида функционального использования земельного участка (Ка) – 1; за период с 01.01.2019 по 24.06.2019 – в соответствии с указанным решением Курчатовской городской Думы, исходя из кадастровой стоимости в размере 309 000 руб., определенной решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, на основании заявления ФИО1, поданного в комиссию 09.10.2019,  с применением коэффициента вида разрешенного использования земельного участка (Кви) – 0,1450, коэффициента дифференциации по виду деятельности арендатора внутри одного вида функционального использования земельного участка (Ка) – 1.

Возражая против удовлетворения иска, ответчик сослался на то, что решение Курчатовской городской Думы №40 от  31.10.2017 N 40 противоречит положениям федерального законодательства, принято с превышением полномочий в нарушение Конституции Российской Федерации, ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 10 ст. 3 ФЗ №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», п. 7 ст. 26.3 ФЗ от 06.10.1999 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 №582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", в связи с нечем, не подлежит применению при рассмотрении настоящего иска в силу ст. 13 АПК РФ.

Кроме того, ответчик считает, что кадастровая стоимость земельного участка в размере 309 000 руб. подлежит применению с 01.01.2016, в то время как истец применяет ее с 01.01.2019.

Часть 4 статьи 22 Земельного кодекса указывает на то, что размер арендной платы определяется договором аренды.

По смыслу пункта 4 статьи 447 ГК РФ размер арендной платы по договору аренды государственного или муниципального имущества не является регулируемым, если размер арендной платы определяется по результатам проведения торгов.

В соответствии с п.16 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 №73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды» в силу абзаца второго пункта 1 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях плата по договору аренды может устанавливаться или регулироваться уполномоченным на то органом.

Согласно п. 3 ст. 39.7 ЗК РФ, вступившей в законную силу с 1 марта 2015 г., если иное не установлено данным кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно ранее действовавшему Закону Курской области от 28.12.2007   № 137-ЗКО (статья 2) «О порядке определения размера арендной платы, а также порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Курской области или государственная собственность на которые не разграничена», при определении ставки арендной платы значения всех коэффициентов для земельных участков, находящихся в государственной собственности Курской области, а также государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в границах города Курска, устанавливаются Администрацией Курской области; для земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в иной местности, устанавливаются органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не установлено действующим законодательством.

В силу п. 1 ст. 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации принципы определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, должны утверждаться Правительством Российской Федерации.

Во исполнение требований Земельного кодекса Российской Федерации Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2009
№ 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации».

Таким образом, постановление Правительства № 582 в части установления основных принципов определения арендной платы является общеобязательным при использовании всех земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случаях, когда в соответствии с законом размер платы подлежит установлению соответствующими компетентными органами.

Данный подход отражен в ответе на вопрос 7 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2015).

Как установлено судом, решением Курского областного суда от 02.11.2016 по делу № 3а-28/29-2016 признано недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Приложение «Значение коэффициентов вида разрешенного (функционального) использования земельных участков (Кви) и значения коэффициентов дифференциации по видам деятельности арендаторов внутри одного вида функционального использования (Ка) для расчета арендной платы за земельные участки» к Положению о порядке определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Курчатова, предоставленных в аренду без проведения торгов, и об установлении значений коэффициентов вида разрешенного (функционального) использования земельных участков и значений коэффициентов дифференциации по видам деятельности арендаторов внутри одного вида функционального использования земельного участка, применяемых для определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Курчатова, или земельных участков, расположенных в границах города Курчатова, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного решением Курчатовской городской Думы от 28.05.2008 №25 (в ред. от 09.03.2016).

Определением Верховного Суда Российской Федерации от 30.03.2017 по делу №39-АПГ17-1 решение Курского областного суда от 02.11.2016 оставлено без изменения.

Областным судом установлено, что значения коэффициентов Кви и Ка, приведенные в Приложении и применяемые для расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории города Курчатова, установлены с нарушением принципа экономической обоснованности определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предусмотренного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582.

Областным судом также установлено, что значение коэффициента разрешенного (функционального) использования земельных участков под магазинами, рынками объектами, мелкорозничной торговли - павильонами, киосками, лотками Кви для земельных участков, расположенных в границах города Курчатова, государственная собственность на которые не разграничена, составляет 19,69%, а для тех же самых земель, но находящихся в государственной собственности Курской области, в соответствии с приложением № 3 к Постановлению Администрации Курской области от 18.12.2008 № 403 «Об установлении значений коэффициентов вида разрешенного (функционального) использования земельных участков и значений коэффициентов дифференциации по видам деятельности арендаторов внутри одного вида функционального использования земельного участка, применяемых для определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Курской области или государственная собственность на которые не разграничена», коэффициент Кви составляет 2% - то есть различается в 9,8 раза.

С учетом изложенного областной суд пришел к выводу, что нормативно-правовой акт противоречит основным принципам определения арендной платы земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в связи с чем признал его  недействующим в оспариваемой части.

31.10.2017 Курчатовской городской Думой принято решение № 40 «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности города Курчатова, предоставленные в аренду без торгов, и об установлении значений коэффициентов вида разрешенного (функционального) использования земельных участков и значений коэффициентов дифференциации по видам деятельности арендаторов внутри одного вида функционального использования земельного участка, применяемых для определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Курчатова, или земельных участков, расположенных в границах города Курчатова, государственная собственность на которые не разграничена».

Указанное решение принято в соответствии со ст. ст.  39.7, 10.1 Земельного кодекса Российской Федерации ипостановления Администрации Курской области от 27.03.2017 N 249-па "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Курской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов.

В соответствии с указанным решением №40, размер арендной платы рассчитывается по следующей формуле: А = КС x Кви x Ка, где: А - годовой размер арендной платы, руб./кв. м; КС - кадастровая стоимость земельного участка; Кви - коэффициент вида разрешенного (функционального) использования земельных участков; Ка - коэффициент дифференциации по видам деятельности арендаторов внутри одного вида функционального использования земельного участка.

Значение коэффициент вида разрешенного (функционального) использования земельных участков (Кви) для объектов торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы)) составляет 0,1450, коэффициент дифференциации по видам деятельности арендаторов внутри одного вида функционального использования земельного участка (Ка) - 1.

Арендная плата, в соответствии с вышеуказанным постановлением Правительства Российской Федерации №582, определяется исходя, в том числе из принципа экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке; принципа запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, принадлежащие соответствующему публично-правовому образованию и отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должны различаться.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Определении от 11 мая 2004 г. N 209-О, при отсутствии единых правил орган местного самоуправления обязан осуществлять дифференциацию ставок земельного налога, который имеет сходную с арендной платой правовую природу в силу положений статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, то есть основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе на уровень доходности земельного участка по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории. С учетом схожести правового регулирования, данная позиция применяется и к вопросам установления базовых ставок арендной платы за землю, находящуюся в муниципальной, государственной собственности или в отношении которой государственная собственность не разграничена.

Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным государственным или муниципальным органом должно быть доказано путем представления соответствующих расчетов (показывающих доходность земельных участков), а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков.

В ходе рассмотрения спора по ходатайству истца была назначена судебная экспертиза, проведение которой было поручено индивидуальному предпринимателю ФИО5, по итогам которой экспертом в заключении №21/21 от 31.08.2021 сделаны, в том числе, следующие выводы:

В Отчете 250/31-2017/87 от 8 сентября 2017 года не приведен анализ и оценка омических,   природных   и   иных   ценообразующих   факторов,   влияющих   на доходность земельных участков для торговли (код 4.2-4.4.) и объектов придорожного сервиса (код.4.9.1.), находящихся в государственной и муниципальной собственности и расположенных на территории МО «Город ФИО4» Курской области. Отчет не содержит достаточно достоверных экономических, природных и иных ценообразующих факторов, влияюших на доходность земельных участков для торговли (код 4.2-4.4.) и объектов придорожного сервиса (код.4.9.1.), так как показатели социально-экономического положения Курской области, малоинформативны в качестве ценообразующих факторов доходности земельных участков расположенных на территории МО «Город ФИО4». В отчете не раскрыты, какие-либо экономические показатели МО «Города Курчатова». По большому счету, произведение так называемых коэффициентов Кви и Ка для одного населенного пункта при определении стоимости арендной платы при определении стоимости арендной платы, поставленной в прямую зависимость от кадастровой стоимости земельных участков вообще должно быть сопоставимо ставке налога на землю, а в случае отличия в сторону  повышения, должно  иметь  четкое  описанное  в  отчете экономического обоснования арендной платы, основанное на проверяемых расчетах. Отчет не содержит экономическое обоснование дифференциации коэффициентов, используемых при расчете арендной платы (Кви и Ка), на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков, так как в основу экономического обоснования дифференциации коэффициентов использовался гипотетический вариант использования вложений денежных средств инвестора, но использование данного обоснования предполагает большую вариативность, при этом не учитываются риски, которые при вложениях в депозит, в бизнес и в недвижимость, различны. При анализе отчета не усматривается каких-либо научных методик и подходов не раскрыто, а также отсутствуют ссылки, позволяющие это сделать. Информация, использованная в Отчете при составлении экономического обоснования коэффициентов Кви и Ка для земельных участков для торговли (код 4.2-4.4.) и объектов придорожного сервиса (код.4.9.1.) не является достаточной и достоверной, ссылки позволяющие проверить информацию отсутствуют. Отчет содержит много допущений и ложных выводов, в отчете имеются ошибки, существенно повлиявшие на размер коэффициентов, подлежащих применению при определении размера арендной платы в отношении спорного земельного участка.

К аналогичным выводам относительно содержания данного отчета при его анализе пришел специалист ИП ФИО6 в заключении N163/05-21 от 31.05.2021.

Таким образом, значения коэффициентов Кви и Ка, приведенные в приложении и применяемые для расчета арендной платы за спорный земельный участок, установлены с нарушением принципа экономической обоснованности определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предусмотренного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582.

В силу части 2 статьи 13 АПК РФ арбитражный суд, установив при рассмотрении дела несоответствие нормативного правового акта иному имеющему большую юридическую силу нормативному правовому акту, в том числе издание его с превышением полномочий, принимает судебный акт в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.

В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 06.12.2017 N 37-П было отмечено, что положения абзаца тринадцатого статьи 12 ГК РФ и части 2 статьи 13 АПК РФ направлены на правильное применение законов и иных нормативных правовых актов при рассмотрении арбитражными судами дел, при этом именно реализация полномочий арбитражным судом отказать в применении нормативного правового акта, противоречащего нормативному правовому акту большей юридической силы, в конкретном деле имеет особое значение.

Принимая во внимание изложенное, суд полагает, что в настоящем случае при определении размера арендной платы, подлежащей внесению за спорный земельный участок, не подлежат применению коэффициенты Кви и Ка, установленные Курчатовской городской Думой в решении от 31.10.2017 № 40.

Как указано ранее, требования о взыскании неосновательного обогащения  заявлены за период с 30.03.2017 по 24.06.2019.

Согласно выписке из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах,  спорный земельный участок с кадастровым номером 46:31:010605:4468 относится к категории земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для размещения супермаркетов, торговых комплексов, магазинов.

При определении размера арендной платы суд считает подлежащими применению  нормативные акты: постановление Администрации Курской области от 18.12.2008 № 403 «Об установлении значений коэффициентов вида разрешенного (функционального) использования земельных участков и значений коэффициентов дифференциации по видам деятельности арендаторов внутри одного вида функционального использования земельного участка, применяемых для определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Курской области или государственная собственность на которые не разграничена», которое утратило силу 27.08.2018, в связи с принятием постановления Администрации Курской области от 27.08.2018 N 691-па "Об установлении значений коэффициентов вида разрешенного (функционального) использования земельных участков и значений коэффициентов дифференциации по видам деятельности арендаторов внутри одного вида функционального использования земельного участка, применяемых для определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Курской области или государственная собственность на которые не разграничена" .

Так, Приложением № 3 к постановлению Администрации Курской области от 18.12.2008 № 403 установлены значения коэффициентов видов разрешенного (функционального) использования земельных участков, находящихся в государственной собственности Курской области, расположенных в границах муниципальных образований, кроме города Курска, в частности, для земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства предусмотрен коэффициент - 0,6 %; для земельных участков для садоводства, огородничества, дачного хозяйства, сенокошения или выпаса сельскохозяйственных животных – 1 %, для прочих земельных участков - 2 % . К спорным правоотношениям подлежит применению коэффициент, установленный Приложением № 3 к постановлению Администрации Курской области от 18.12.2008 № 403, в размере 2 %.

Приложением к постановлению Администрации Курской области от 27.08.2018 N 691-па установлены значения коэффициентов видов разрешенного (функционального) использования земельных участков, находящихся в государственной собственности Курской области или государственная собственность на которые не разграничена,  расположенных в границах города Курска (Кви), в том числе, для объектов торговли (магазины) – 0,0613, Ка – 1.

В апреле 2017 года Закон Курской области от 28.12.2007 №137-ЗКО «О порядке определения размера арендной платы, а также порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Курской области или государственная собственность на которые не разграничена» утратил силу в связи с принятием Закона Курской области от 03.04.2017 №9-ЗКО, которым к полномочиям Администрации Курской области в сфере земельных отношений отнесено, в том числе, установление порядка определения размера арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Курской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленных в аренду без проведения торгов.

Постановлением Администрации Курской области от 27.03.2017 №249-па утвержден порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Курской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов,  который разработан в соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации и устанавливает правила определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Курской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории Курской области, предоставленные в аренду без торгов, согласно которому арендная плата рассчитывается по формуле:

А = КС*Кви*Ка, где: А - годовой размер арендной платы, руб./кв. м; КС - кадастровая стоимость земельного участка; Кви - коэффициент вида разрешенного (функционального) использования земельных участков; Ка - коэффициент дифференциации по видам деятельности арендаторов внутри одного вида функционального использования земельного участка.

Таким образом, суд приходит к выводу, что размер платы за пользование спорным земельным участком за период с 30.03.2017 по 27.08.2018 подлежит исчислению в соответствии с постановлением администрации Курской области от 18.12.2008 №403,  исходя из кадастровой стоимости в размере 926 790,02 руб. с применением коэффициента вида разрешенного использования земельного участка (Кви) – 2%, коэффициента дифференциации по виду деятельности арендатора внутри одного вида функционального использования земельного участка (Ка) – 1,0; за период с 28.08.2018 по 31.12.2018  в соответствии с постановлением Администрации Курской области от 27.08.2018 N 691-па, исходя из кадастровой стоимости в размере 926 790,02 руб. с применением коэффициента вида разрешенного использования земельного участка (Кви) – 0,0613, коэффициента дифференциации по виду деятельности арендатора внутри одного вида функционального использования земельного участка (Ка) – 1; за период с 01.01.2019 по 24.06.2019 – в соответствии с указанным постановлением администрации Курской области, исходя из кадастровой стоимости в размере 309 000 руб., определенной решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, на основании заявления ФИО1, поданного в комиссию 09.10.2019,  с применением коэффициента вида разрешенного использования земельного участка (Кви) – 0,0613, коэффициента дифференциации по виду деятельности арендатора внутри одного вида функционального использования земельного участка (Ка) – 1. Общий размер неосновательного обогащения составил 54 897 руб. 56 коп.

Вместе с тем, учитывая произведенную ответчиком оплату в ходе рассмотрения спора в размере 20 000 руб., с ответчика подлежит взысканию 34 897 руб. 56 коп. 

Доводы ответчика о незаконности постановления Администрации Курской области от 27.08.2018 N 691-па, что следует из решения Курского областного суда от 24.06.2021 по делу №3а-22/2021 по административному иску ООО «Соловьиная роща», не принимаются судом во внимание, в связи со следующим.

Согласно разъяснениям, изложенным в абзаце 7 пункта 38 Постановления N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" указанные в мотивировочной части вступившего в законную силу решения суда обстоятельства, свидетельствующие о законности или незаконности оспоренного акта (например, дата, с которой оспоренный акт вступил в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу, отсутствие у органа государственной власти компетенции по принятию оспоренного акта), имеют преюдициальное значение для неопределенного круга лиц при рассмотрении других дел, в том числе касающихся периода, предшествующего дню признания оспоренного акта недействующим (части 2, 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Между тем, в мотивировочной части решения Курского областного суда от 24.06.2021 сделаны выводы об отсутствии экономического обоснования только коэффициента вида разрешенного (функционального) использования земельного участка «Размещение гостиниц, а также иных зданий, используемых с целью извлечения предпринимательской выгоды из предоставления жилого помещения для временного проживания в них». Постановление Администрации Курской области от 27.08.2018 N 691-па признано недействующим со дня вступления решения в законную силу в части установления значения коэффициента с указанным видом разрешенного использования.

Возражения ответчика о необходимости применения новой кадастровой стоимости земельного участка в размере 309 000 руб. с 01.01.2016, также судом отклоняются по следующим основаниям.

Судом установлено, что сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 46:29:101048:149 были внесены в государственный кадастр недвижимости в 2016 году в соответствии с действующими результатами государственной кадастровой оценки, утвержденными постановлением Администрации Курской области от 02.12.2016 № 904-па «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Курской области».

09.10.2019 ИП ФИО1  обратился в Управление Росреестра по Курской области с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости спорного земельного участка и, как указано выше, решением Комиссии от 19.10.2019 №385 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 46:31:010605:4468 определена в размере его рыночной стоимости, равной 309 000 руб., установленной в отчете №248/19-11-01.

Согласно части 5 статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 31.07.2020 №269) кадастровая стоимость объекта недвижимости применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня начала применения кадастровой стоимости, изменяемой вследствие: исправления технической ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости, послужившего основанием для такого изменения; внесения изменений в акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, изменяющий кадастровую стоимость объекта недвижимости в сторону уменьшения; установления кадастровой стоимости в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Указанные положения статьи 24.20 Закона 135-ФЗ в вышеизложенной редакции вступили в силу с 11.08.2020 (дата вступления в силу Федерального закона от 31.07.2020 №269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

В редакции статьи 24.20 Закона № 135-ФЗ, действовавшей до 11.08.2020, было указано, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Согласно части 1 статьи 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Федеральный закон от 31.07.2020 №269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» не содержит норм о придании изменениям, внесенным в статью 24.20 Закона № 135-ФЗ, обратной силы.

Следовательно, положения части 4 статьи 24.20 Закона № 135-ФЗ, устанавливающие отличные от ранее действовавших сроки применения кадастровой стоимости, измененной по результатам рассмотрения споров, могут применяться лишь к отношениям по уплате арендных платежей за земельные участки, возникающим после вступления в силу указанной нормы, то есть после 11.08.2020.

Таким образом, учитывая дату обращения ответчика в Комиссию по рассмотрению споров о кадастровой стоимости – 09.10.2019, установленная решением Комиссии кадастровая стоимость спорного земельного участка в размере его рыночной стоимости, -  309 000 руб., подлежала применению с 01.01.2019.

Данный вывод соответствует разъяснению, содержащемуся в абзаце 2 пункта 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" (далее - постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28), а также правовой позиции, сформулированной в постановлениях Арбитражного суда Центрального округа от 12.12.2019 по делу N А64-1063/2019 и от 02.06.2020 по делу N А64-2965/2019.

Иные доводы сторон не принимаются судом во внимание с учетом вышеизложенного.

Согласно ст. 71 АПК РФ, арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами. Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы.

Оценив представленные в дело доказательства в совокупности и взаимной связи, суд признает требования истца подлежащими частичному удовлетворению – в сумме 34 897 руб. 56 коп.

На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, а также расходы на проведение судебной экспертизы возлагается судом на стороны в размере, пропорциональном размеру удовлетворенных требований.  

Руководствуясь статьями 16, 17, 102, 110, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

                                                           РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить частично.

Взыскать с индивидуального предпринимателя  ФИО1  в пользу Комитета по управлению имуществом города Курчатова неосновательное обогащение в сумме 34 897 руб. 56 коп.

В остальной части иска отказать.

Взыскать с индивидуального предпринимателя  ФИО1 в доход федерального бюджета госпошлину в сумме 1253 руб.

Взыскать с Комитета по управлению имуществом города Курчатова  в пользу  индивидуального предпринимателя ФИО1  15 876 руб. в счет возмещения расходов на проведение судебной экспертизы.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Курской области в течение месяца со дня его принятия  в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в г. Воронеже, в Арбитражный суд Центрального округа в г. Калуге в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу  при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья                                                                                                       В. А. Захарова