________________________________________________________
город Курск
28 августа 2012 года Дело А35-2424/2012
Резолютивная часть решения объявлена 28.08.2012г.
Решение в полном объеме изготовлено 28.08.2012г.
Арбитражный суд Курской области в составе судьи Кузнецовой Т.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Чесноковой О.Е., после перерыва, рассмотрев в открытом судебном заседании заявление
Общества с ограниченной ответственностью «Старт»
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Курской области
о признании недействительными ненормативных актов налогового органа в части,
третье лицо: федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Курской области в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Курской области
В судебном заседании приняли участие представители:
от заявителя - ФИО1 по доверенности от 21.02.2012 г.,
от налогового органа - ФИО2 по доверенности от 09.04.2012 г., ФИО3 по доверенности от 28.05.2012 г.,
от третьего лица - не явилось, извещено надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Старт» (далее ООО «Старт», общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением о признании недействительными решения Межрайонной ИФНС России №2 по Курской области №13-09/31 от 7 декабря 2011 года «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» и требования об уплате налога, сбора, пени №103 от 7 февраля 2012 года.
В ходе подготовки дела к судебному разбирательству представитель ООО «Старт» уточнил заявленные требования, просит суд признать недействительным решение Межрайонной ИФНС России №2 по Курской области №13-09/31 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 7 декабря 2011 года и требование №103 от 7 февраля 2012 года об уплате налога, сбора, пени в части:
- привлечения ООО «Старт» к налоговой ответственности, предусмотренной:
п. 1 ст. 122 НК РФ в размере 239517,20 руб. за неуплату единого налога на вмененный доход за 2009-2010 гг. в размере 2395172 руб.
п. ст. 119 НК РФ в размере 59879,20 руб. за непредставление в установленный срок налоговых деклараций по ЕНВД за 2009-2010 гг.,
- начисления пени по состоянию на 07.12.2011г. по единому налогу на вмененный доход за 2009-2010 гг. в сумме 394278 руб.,
- предложения об уплате единого налога на вмененный доход за 2009-2010 гг. в сумме 2395172 руб.,
- а также предложений об уплате сумм штрафов по ЕНВД, доначисления сумм ЕНВД, и внесения необходимых исправлений в документы бухгалтерского и налогового учета в части сумм ЕНВД.
Представитель общества в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представитель налогового органа требования ООО «Старт» не признал, сославшись на их необоснованность и законность принятого решения и требования.
До перерыва от третьего лица - федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Курской области в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Курской области поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Неявка лица, участвующего в деле, надлежаще извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не препятствует рассмотрению дела в его отсутствие.
Заслушав мнение представителей лиц, участвующих в деле, и рассмотрев материалы дела, суд установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью «Старт», расположенное по адресу: 307750 <...>, зарегистрировано в качестве юридического лица 28.07.1999г. Администрацией города Льгова (свидетельство о государственной регистрации юридического лица №21Г), внесено в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером <***>, состоит на налоговом учете в МИФНС России №2 по Курской области (ИНН <***>).
Как следует из материалов дела, на основании решения №13-07/164 от 16 марта 2011 года Межрайонной ИФНС России №2 по Курской области была проведена выездная налоговая проверка ООО «Старт» по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и сборов, в том числе единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности за период с 01.01.2008г. по 31.12.2010г., по результатам которой составлен акт выездной налоговой проверки №13-08/25 от 28 октября 2011 года.
На основании решения №13-20/71 от 28 апреля 2011 года проведение выездной налоговой проверки было приостановлено в связи с необходимостью истребования документов (информации) в соответствии с п. ст. 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации у УПФР по г. Льгову и Льговскому району Курской области и у ООО «Компания «Тензор». Решением №13-21/74 от 15 августа 2011 года проведение выездной налоговой проверки было возобновлено.
Проверкой было установлено, что в течение всего проверяемого периода ООО «Старт» применяло упрощенную систему налогообложения на основании уведомления Межрайонной ИФНС России №2 по Курской области о возможности применения упрощенной системы налогообложения №139 от 28 ноября 2006 года.
Межрайонной инспекцией было установлено, что согласно Единому государственному реестру прав на недвижимое имущество и сделок с ним земельный участок, расположенный по адресу: <...>, общей площадью 21990 кв.м., а также объекты недвижимости, расположенные на данном земельном участке, зарегистрированы на праве собственности за ООО «Старт».
15 июня 2007 года Администрацией города Льгова Курской области обществу выдано разрешение №3 на право организации розничного рынка.
В ходе проверки налоговым органом было установлено, что ООО «Старт» в 2009-2010 гг. предоставляло индивидуальным предпринимателям в аренду земельные участки, на которых индивидуальные предприниматели самостоятельно оборудовали сборно-разборные палатки, а также контейнеры.
В связи с чем, налоговый орган в ходе проверки пришел к выводу о том, что деятельность ООО «Старт» по предоставлению в аренду земельных участков для организации торговых мест на рынке в 2009,2010 гг. должна быть переведена на систему налогообложения в виде уплаты единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности (далее ЕНВД).
По результатам проверки межрайонной инспекцией был начислен обществу ЕНВД в сумме 2395172 рубля.
Поскольку налоговый орган пришел к выводу о том, что ООО «Старт» в части предоставления индивидуальным предпринимателям в аренду земельных участков для организации торговых мест должно применять специальный налоговый режим в виде уплаты ЕНВД, то межрайонной инспекцией налогоплательщику вменяется в вину непредставление в установленный срок налоговых деклараций по ЕНВД за 1,2,3,4 кварталы 2009 г. и 1,2,3,4 кварталы 2010 г.
Рассмотрев материалы выездной налоговой проверки, с учетом возражений налогоплательщика, 7 декабря 2011 года было принято решение №13-09/31 «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения», в соответствии с которым ООО «Старт» было привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату ЕНВД в виде штрафа в сумме 239517 руб. 20 коп., и предусмотренной ст. 119 Налогового кодекса Российской Федерации за непредставление в установленный срок налоговых деклараций по ЕНВД за 2009-2010 гг. в виде штрафа в сумме 59879 руб. 20 коп.
Сумма налоговых санкций была уменьшена инспекцией на основании статей 112 и 114 Налогового кодекса Российской Федерации в два раза.
На основании указанного решения обществу было предложено уплатить ЕНВД в сумме 2395172 рубля, а также начисленные в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени в размере 394278 рублей.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Курской области №44 от 30 января 2012 года решение МИФНС России №2 по Курской области №13-09/31 от 7 декабря 2011 года было оставлено без изменения, а апелляционная жалоба ООО «Старт» без удовлетворения.
На основании вышеуказанного решения Межрайонной ИФНС России №2 по Курской области в адрес налогоплательщика было выставлено требование №103 от 7 февраля 2012 года об уплате налога, сбора, пени, в соответствии с которым ООО «Старт» предложено уплатить ЕНВД в сумме 2395172 руб., пени за просрочку его уплаты в сумме 394278 руб., а также налоговые санкции в общей сумме 299396,40 руб.
Не согласившись с решением и требованием МИФНС России №2 по Курской области в части доначисления ЕНВД, соответствующих пени и штрафа, считая, что они нарушают его права и законные интересы, и противоречат нормам действующего налогового законодательства, общество обратилось в Арбитражный суд Курской области с настоящим заявлением.
Судом требования общества рассмотрены, признаны обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 23 Кодекса налогоплательщики обязаны вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, исчислять и уплачивать в установленные сроки законно установленные налоги, представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, а также представлять налоговым органам и их должностным лицам документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.
Согласно статье 52 Кодекса налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
Неисполнение указанных обязанностей квалифицируется статьей 106 Кодекса как налоговое правонарушение, являющееся основанием для привлечения лиц, допустивших их, к налоговой ответственности, установленной соответствующими статьями Кодекса, в частности, статьей 122 Кодекса установлена ответственность за неуплату или неполную уплату сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий в виде взыскания штрафа в размере 20 процентов от неуплаченных сумм налога.
Несвоевременная уплата налогов является основанием для начисления пеней, установленных статьей 75 Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 346.26 Кодекса система налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности устанавливается настоящим Кодексом, вводится в действие законами субъектов РФ и применяется наряду с общей системой налогообложения, предусмотренной законодательством о налогах и сборах.
Система налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности была введена на территории Курской области законом Курской области «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» № 54-ЗКО от 26.11.2002 года.
На территории города Льгова Курской области система налогообложения в виде уплаты ЕНВД с 1 января 2009 года действует на основании Льговского городского Совета депутатов Курской области №68 от 09.10.2008 «О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности».
В силу статьи 346.28 Кодекса налогоплательщиками ЕНВД являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории субъекта Российской Федерации, в котором введен единый налог, предпринимательскую деятельность, облагаемую единым налогом.
Статьей 346.29 Кодекса объектом налогообложения для применения единого налога признается вмененный доход налогоплательщика. Налоговой базой для исчисления суммы единого налога признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величина физического показателя, характеризующего данный вид деятельности.
В силу пункта 4 статьи 346.29 Кодекса базовая доходность корректируется (умножается) на коэффициенты К1 и К2.
Налоговым периодом по единому налогу в силу статьи 346.30 Кодекса признается квартал.
Как следует из материалов дела, на основании постановления Главы Администрации города Льгова Курской области №889 от 12 ноября 2004 года обществу в аренду был предоставлен земельный участок из земель поселений, находящийся по адресу: <...>, для эксплуатации и обслуживания производственной базы и границах, указанных в плане участка, прилагаемом к настоящему постановлению, общей площадью 21990 кв.м., на срок до 1 года.
В соответствии с договором купли-продажи земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, №15 от 16 декабря 2005 года, заключенным между ООО «Старт» и Администрацией города Льгова Курской области, общество приобрело в собственность земельный участок, расположенный по адресу <...>, площадью 21990 кв.м.
Право собственности на данный земельный участок было оформлено обществом 26 января 2006 года, свидетельство о государственно регистрации права серия 46-АВ №384842 приобщено к материалам дела.
Земельный участок, расположенный по адресу <...>, поставлен на кадастровый учет с присвоением ему кадастрового номера 46:32:010101:0153.
Также на данном земельном участке расположены принадлежащие ООО «Старт» объекты недвижимости (2 здания склада, столярная мастерская с пристройкой, здание конторы с верандой, гараж), что подтверждается приобщенными к материалам дела копиями свидетельств о государственной регистрации права, выданными Управлением Федеральной регистрационной службы по Курской области.
15 июня 2007 года на основании Постановления главы города Льгова Курской области №487 ООО «Старт» было выдано разрешение на право организации розничного рынка по адресу <...>. Указанное разрешение №3 от 15 июня 2007 года выдано обществу на срок 5 лет до 14 июня 2012 года.
В соответствии с Постановлением главы города Льгова Курской области №1572 от 24 декабря 2010 года разрешение №3 на право организации розничного рынка по адресу <...>, было аннулировано.
По мнению налогового органа, отраженному в оспариваемом решении, ООО «Старт» в проверяемом периоде предоставляло индивидуальным предпринимателям в аренду земельные участки для организации торговых мест, на которых предприниматели самостоятельно оборудовали сборно-разборные конструкции и контейнеры.
В обоснованием данного обстоятельства МИФНС России №2 по Курской области были представленным в материалы настоящего дела договоры о предоставлении торговых мест, заключенные «Старт» с физическими лицами, в соответствии с которыми общество предоставляло в аренду физическим лицам торговые места для осуществления торгово-предпринимательской деятельности. В договорах о предоставлении торговых мест указывался номер предоставляемого физическому лицу торгового места. Также условиями договора устанавливалась ежемесячная плата за торговое место. Допрошенные налоговым органом в ходе проверки в качестве свидетелей физические лица пояснили, что являются индивидуальными предпринимателями и на основании заключенных с ООО «Старт» договоров по субботам и воскресениям осуществляли предпринимательскую деятельность на территории рынка «Новый», расположенного по ул. Гагарина, д.51, г. Льгова Курской области. Также свидетели пояснили, что сами оборудовали свои торговые места, общество не обеспечивало их торговым оборудованием и инвентарем; оплата за предоставление торгового места (земельного участка) производится наличными денежными средствами в кассу ООО «Старт».
Также межрайонной инспекцией в ходе проверки был проведен осмотр территории рынка «Новый» общества, расположенный по адресу <...>, в ходе которого было установлено, что на территории рынка находятся склады, гаражи, столярная мастерская, принадлежащие ООО «Старт»; на территории рынка имеется огороженная металлическим забором штрафстоянка, на которой находятся автотранспортные средства (аварийные). Осмотром установлено, что территория рынка «Новый» представляет собой открытую асфальтированную площадку, на которой обозначена разметка участков 2м.х3м., участки пронумерованы. На некоторых из них установлены металлические каркасы, принадлежащие индивидуальным предпринимателям, торгующим на данных участках. Протокол осмотра территорий, помещения, документов, предметов №69 от 20.04.2011г. приобщен к материалам дела.
На основании вышеизложенного, налоговый орган пришел к выводу о том, что в 2009-2010 гг. ООО «Старт» фактически осуществляло деятельность по передаче в пользование за плату индивидуальным предпринимателям земельных участков для осуществления нестационарной торговли, на которых индивидуальные предприниматели самостоятельно размещали сборно-разборные палатки и осуществляли торговлю.
С учетом изложенного, межрайонная инспекция сделала вывод о том, что указанная деятельность общества должна быть переведена на систему налогообложения в виде уплаты ЕНВД, в связи с чем, доначислила обществу ЕНВД в сумме 2395172 рубля.
В ходе рассмотрения настоящего дела представитель межрайонной инспекции сослался на то обстоятельство, что ООО «Старт» в проверяемом периоде являлось управляющей компанией розничного рынка, расположенного по адресу <...>. Как пояснил суду представитель МИФНС России №2 по Курской области в Реестре розничных рынков Курской области розничный рынок ООО «Старт», расположенный по адресу <...> значился под номером 24 (до даты аннулирования разрешения на право организации розничного рынка на основании Постановления Главы города Льгова от 24.12.2010 №1572). Также согласно Реестру розничных рынков Курской области количество торговых мест на рынке ООО «Старт», расположенного по адресу <...>, составляет 571 торговое место.
В результате расчет начисленной суммы ЕНВД был осуществлен налоговым органом исходя из физического показателя «количество переданных во временное владение и (или) в пользование земельных участков» и базовой доходности 5000 руб.
При этом количество таких участков за 1 квартал 2009 года было определено как 360 земельных участков, за 2 квартал 2009 года - 371 земельный участок, за 3 квартал 2009 года – 383 земельных участка, за 4 квартал 2009 года – 608 земельных участков, за 1 квартал 2010 года - 291 земельный участок, за 2 квартал 2010 года – 476 земельных участка, за 3 квартал 2010 года – 479 земельных участка, за 4 квартал 2010 года – 560 земельных участка.
В письменном отзыве и в дополнениях к нему, а также в ходе судебного заседания представитель налогового органа пояснил, что ООО «Старт» в проверяемом периоде осуществляло деятельность по сдаче в аренду объектов недвижимого имущества - частей земельного участка, принадлежащего ему на праве собственности, для размещения торговых мест (сборно-разборных палаток, контейнеров), являющихся собственностью арендаторов, т.е. осуществляло деятельность, облагаемую ЕНВД.
Суд, рассмотрев все представленные сторонами документы и заслушав доводы представителей общества и налогового органа, находит ошибочным вывод МИФНС России №2 по Курской области о том, что ООО «Старт» в проверяемом периоде осуществляло деятельность, облагаемую ЕНВЛД,
В соответствии с пп. 14 п. 2 ст. 346.26 Кодекса на уплату ЕНВД может быть переведена предпринимательская деятельность по оказанию услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование земельных участков для размещения объектов стационарной и нестационарной торговой сети, а также объектов организации общественного питания.
В соответствии с пп.14 п.2 Решения Льговского Городского Совета Депутатов №68 от 09.10.2008 «О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности» система налогообложения в виде ЕНВД применяется с 01.01.2009 г. в отношении оказания услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование земельных участков для размещения объектов стационарной и нестационарной торговой сети, а также объектов организации общественного питания.
Согласно статье 346.27 Кодекса торговое место - это место, используемое для совершения сделок розничной купли-продажи. К торговым местам относятся здания, строения, сооружения (их часть) и (или) земельные участки, используемые для совершения сделок розничной купли-продажи, а также объекты организации розничной торговли и общественного питания, не имеющие торговых залов и залов обслуживания посетителей (палатки, ларьки, киоски, боксы, контейнеры и другие объекты, в том числе расположенные в зданиях, строениях и сооружениях), прилавки, столы, лотки (в том числе расположенные на земельных участках), земельные участки, используемые для размещения объектов организации розничной торговли (общественного питания), не имеющих торговых залов (залов обслуживания посетителей), прилавков, столов, лотков и других объектов.
Согласно пункту 4 статьи 346.28 Кодекса на розничных рынках, образованных в соответствии с Федеральным законом №271-ФЗ от 30.12.2006 «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации», налогоплательщиками единого налога в отношении предпринимательской деятельности, предусмотренной пп. 13 и пп. 14 п. 2 ст. 346.26 Кодекса, являются управляющие рынком компании.
Отношения, связанные с организацией розничных рынков, организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, а также права и обязанности лиц, осуществляющих указанную деятельность, регулируются Федеральным законом №271-ФЗ от 30.12.2006 «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» (далее Федеральный закон №271-ФЗ от 30.12.2006), другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (статья 2 Федерального закона №271-ФЗ от 30.12.2006).
Статьей 3 названного Федерального закона установлено, что розничный рынок представляет собой имущественный комплекс, предназначенный для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на основе свободно определяемых непосредственно при заключении договоров розничной купли-продажи и договоров бытового подряда цен и имеющий в своем составе торговые места (пункт 2).
При этом торговым местом признается место на рынке (в том числе павильон, киоск, палатка, лоток), специально оборудованное и отведенное управляющей рынком компанией, используемое для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) и отвечающее требованиям, установленным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится рынок, и управляющей рынком компанией (пункт 8 статьи 3 Кодекса).
Статьями 12, 13, 14, 15 и 19 Федерального закона №271-ФЗ от 30.12.2006 обязанность по оборудованию рынка торговыми местами и содержанию рынка, а также по передаче торговых мест в пользование юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам возложена на управляющую рынком компанию - юридическое лицо, которому принадлежит рынок, состоящее на учете в налоговом органе по месту нахождения рынка и имеющее разрешение на право организации рынка, полученное в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 7 статьи 3 Федерального закона №271-ФЗ от 30.12.2006).
Управляющая рынком компания ведет реестр договоров о предоставлении торговых мест (п. 15 ст. 3 Федерального закона №271-ФЗ от 30.12.2006). В целях исчисления единого налога за налоговый период управляющая рынком компания должна на основании реестра договоров о предоставлении торговых мест определять количество переданных во временное владение или в пользование торговых мест, а также площадь торговых мест. При этом торговые места должны соответствовать определениям, данным в главе 26.3 Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2006 №271-ФЗ рынок организуется в соответствии с планом, предусматривающим организацию рынков на территории субъекта Российской Федерации и утвержденным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с архитектурными, градостроительными и строительными нормами и правилами, с проектами планировки и благоустройства территории субъекта Российской Федерации и территории муниципального образования и с учетом потребностей субъекта Российской Федерации в рынках того или иного типа.
Рынок может быть организован юридическим лицом, которое зарегистрировано в установленном законодательством Российской Федерации порядке и которому принадлежат объект или объекты недвижимости, расположенные на территории, в пределах которой предполагается организация рынка, на основании разрешения, выданного в установленном Правительством Российской Федерации порядке органом местного самоуправления, определенным законом субъекта Российской Федерации (пункт 3 статьи 4 Федерального закона №271-ФЗ от 30.12.2006).
Правила выдачи разрешений на право организации розничного рынка утверждены постановлением Правительства Российской Федерации №148 от 10.03.2007.
Из изложенных правовых норм следует, что в отношении вида деятельности - оказание услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование земельных участков для организации торговых мест в стационарной торговой сети, а также для размещения объектов нестационарной торговой сети (с 01.01.2009 - для размещения объектов стационарной и нестационарной торговой сети), в случае, если указанный вид деятельности соответствующим законом субъекта Российской Федерации признан подпадающим под систему налогообложения в виде ЕНВД, подлежит применению названная система налогообложения.
При этом согласно положениям Федерального закона №271-ФЗ от 30.12.2006, осуществлять данный вид деятельности может только управляющая рынком компания, под которой названным Законом понимается юридическое лицо, владеющее соответствующим имущественным комплексом - рынком, состоящее на учете в налоговом органе по месту нахождения рынка и имеющее разрешение на право организации рынка, полученное в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Как следует из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении общества, основными видами деятельности ООО «Старт» являются: разработка и снос зданий, расчистка строительных участков; производство общестроительных работ по возведению зданий; ремонт прочих бытовых электрических изделий; деятельность ресторанов и кафе; представление прочих непрофессиональных услуг.
Из материалов дела следует, что ООО «Старт» 15 июня 2007 года получило право на организацию розничного рынка по адресу <...>.
ООО «Старт» в течение 2009-2010 гг. заключало с физическими лицами договора о представлении торгового места на розничных рынках Курской области, в соответствии с которыми общество передает физическим лицам в аренду торговые места на рынке ООО «Старт» <...>, для осуществления торгово-предпринимательской деятельности.
Судом в ходе рассмотрения настоящего дела установлено, что ООО «Старт» были заключены следующие договора о предоставлении торгового места на розничных рынках Курской области: №1 от 30.07.2007 с ФИО4, №3 от 30.07.2007 с ФИО5, №4 от 30.07.2007 с ФИО6, №6 от 30.07.2007 с ФИО7, №8 от 30.07.2007 с ФИО8, №9 от 30.07.2007 с ФИО9, №17 от 30.07.2007 с ФИО10, №19 от 30.07.2007 с ФИО11, №28 от 30.07.2007 с ФИО12, №29 от 30.07.2007 с ФИО13, №33 от 30.07.2007 с ФИО14, №34 от 30.07.2007 с ФИО15, №39 от 30.07.2007 с ФИО16, №42 от 30.07.2007 с ФИО17, №43 от 30.07.2007 с ФИО18, №47 от 30.07.2007 с ФИО19, №48 от 30.07.2007 с ФИО20, №51 от 30.07.2007 с ФИО21, №53 от 30.07.2007 с ФИО22, №57 от 30.07.2007 с ФИО23, №64 от 30.07.2007 с ФИО24, №65 от 30.07.2007 с ФИО25, №71 от 30.07.2007 с ФИО26, №74 от 30.07.2007 с ФИО27, №78 от 30.07.2007 с ФИО28, №80 от 30.07.2007 с ФИО29, №82 от 30.07.2007 с ФИО30, №84 от 30.07.2007 с ФИО31, №925 от 30.07.2007 с ФИО32, №95 от 30.07.2007 с ФИО33, №102 от 30.07.2007 с ФИО34, №103 от 30.07.2007 с ФИО35, №107 от 30.07.2007 с ФИО36, №108 от 30.07.2007 с ФИО37 №111 от 30.07.2007 с ФИО38, №116 от 30.07.2007 с ФИО39, №123 от 30.07.2007 с ФИО40, №125 от 30.07.2007 с ФИО41, №126 от 30.07.2007 с ФИО42, №127 от 30.07.2007 с ФИО43, №128 от 30.07.2007 с ФИО44, №137 от 30.07.2007 с ФИО45, №141 от 30.07.2007 с ФИО46, №145 от 30.07.2007 с ФИО47, №148 от 30.07.2007 с ФИО48, №149 от 30.07.2007 с ФИО49, №151 от 30.07.2007 с ФИО50, №152 от 30.07.2007 с ФИО50, №154 от 30.07.2007 с ФИО51, №155 от 30.07.2007 с ФИО52, №156 от 30.07.2007 с ФИО53, №158 от 30.07.2007 с ФИО54, №167 от 01.01.2009 с ФИО55, №171 от 01.01.2009 с ФИО56, №168 от 30.07.2007 с ФИО57, №174 от 30.07.2007 с ФИО58, №176 от 30.07.2007 с ФИО59, №190 от 30.07.2007 с ФИО60, №200 от 30.07.2007 с ФИО61, №203 от 30.07.2007 с ФИО62, №203 от 30.07.2007 с ФИО62, №205 от 30.07.2007 с ФИО63, №212 от 30.07.2007 с ФИО64, №44 от 01.01.2009г. с ФИО65, № 65 от 01.01.2009 с ФИО66, №93 от 01.01.2009 с ФИО67, № 96 от 01.01.2009 с ФИО68, № 115 от 01.01.2009г. с ФИО69, №120 от 01.01.2009 с ФИО70, №148 от 01.01.2009 с ФИО48, №161 от 01.01.2009 с ФИО71, №185 от 01.01.2009 с ФИО72, №236 от 01.01.2009 с ФИО73, №241 от 30.07.2009 с ФИО74, № 242 от 30.07.2009 с ФИО75, №243 от 30.07.2009 с ФИО76, №63 от 30.07.2010 с ФИО77
Сторонами также заключались дополнительные соглашения, в которых уточнялось, что общество передает физическим лицам торговые места в аренду для осуществления по субботам и воскресениям торговой деятельности, также, в договорах устанавливался размер арендной платы. При этом к договорам, датированным 2007 годом и действующим 1 год, дополнительные соглашения заключены 01.01.2009 и 01.01.2010. Вместе с тем, во всех дополнительных соглашениях указано, что они являются неотъемлемыми частями трудовых договоров. Копии договоров и дополнительных соглашений к ним приобщены к материалам дела.
Из материалов дела следует, что Арбитражным судом Курской области было рассмотрено дело №А35-7812/2012 по заявлению ООО «Старт» о взыскании с ИП ФИО42 неосновательного обогащения, полученного, по мнению общества, в связи с фактическим использованием предпринимателем земельного участка на рынке ООО «Старт» по адресу <...>. Суд по делу №А35-7812/2012 пришел к выводу о том, что договор, подписанный сторонами 30.07.2007, является незаключенным и не исполненным, так как объект аренды, являющийся существенным условием договора, сторонами не определен, акт приема-передачи сторонами не подписывался, иные доказательства пользования ответчиком спорным земельным участком в материалах дела отсутствуют. Также суд указал, что срок действия договора установлен с 30.07.2007 по 30.12.2007, доказательства пролонгации не представлены, при таких условиях дополнительные соглашения от 01.01.2008, 01.01.2009, 01.01.2010, являющиеся неотъемлемой частью трудового договора №126 от 30.07.2007, не являются относимыми и допустимыми доказательствами пользования ответчиком земельным участком в заявленный истцом период.
Арбитражным судом также было рассмотрено аналогичное дело (А35-7813/2012) по заявлению ООО «Старт» о взыскании с ИП ФИО35, неосновательного обогащения, в ходе рассмотрения которого суд также пришел к выводу о незаключении между сторонами договора аренды №103 от 30.07.2007.
Как следует из материалов дела, ООО Старт» в проверяемом периоде заключало с предпринимателями договоры о предоставлении торгового места, в которых указывалась нумерация предоставляемых в пользование за плату торговых мест для организации торговли товарами, площадь торговых мест, срок, на который предоставлялись торговые места, размер платы за использование торговых мест, исчисляемый в зависимости от размера площади предоставляемого торгового места.
Вместе с тем, договоров аренды или субаренды земельных участков общество с предпринимателями не заключало.
В соответствии со статьей 607 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательным условием договора аренды является условие об объекте, подлежащем передаче в аренду.
Поскольку договоры о предоставлении торгового места, заключенные между ООО «Старт» и предпринимателями, не содержат условий о предоставлении в аренду земельных участков с указанием месторасположения земельных участков и их идентифицирующих признаков, то у налогового органа отсутствовали правовые основания для вывода о том, что между сторонами заключены были именно договоры аренды земельных участков, и для квалификации имевших место правоотношений как деятельности по передаче в пользование за плату индивидуальным предпринимателям земельных участков для осуществления нестационарной торговли.
Допрошенные межрайонной инспекцией в ходе проверки в качестве свидетелей физические лица, арендовавшие у ООО «Старт» торговые места, поясняли налоговому органу, что они зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей, осуществляли в период 2009,2010 гг. торговую деятельность на территории рынка «Новый» на основании договоров аренды торгового места. Свидетели пояснили, что торговое место представляет собой асфальтированную площадку с выделенным земельным участком размером 2м.х3м. с обозначенным номером, на которых предпринимателями самостоятельно устанавливались сборно-разборные конструкции (палатки), контейнеры, торговым оборудованием и инвентарем ООО «Старт» их не обеспечивало. Индивидуальные предприниматели поясняли работникам МИФНС России №2 по Курской области, что торговлю они осуществляли по субботам и воскресениям, арендную уплату вносили в кассу общества. Копии протоколов допроса свидетелей приобщены к материалам дела.
Из протокола осмотра территорий, помещений, документов, предметов №69 от 20 апреля 2011 года, составленного МИФНС России №2 по Курской области в ходе выездной налоговой проверки, следует, что на территории рынка «Новый» установлен металлический контейнер, оборудованный под «Блинную», принадлежащий ИП ФИО62 Также, на территории рынка находится сооружение, принадлежащее ООО «Старт», не введенное в эксплуатацию и не оформленное документально, данное сооружение сдается в аренду ИП ФИО78 на основании договора аренды №165 от 03.122099г., ИП ФИО79 на основании договора аренды №247 от 01.08.2010г. Также на территории рынка находятся гараж, склады, принадлежащие ООО «Старт». Далее расположены металлические контейнеры в количестве 6 штук, принадлежащих ИП ФИО73, далее расположено здание столярной мастерской, принадлежащее обществу, в котором на момент открытия рынка планировалось открыть павильон для продажи для продажи продуктов питания, однако на данный момент здание не используется. Далее расположены металлические контейнеры с номера 1 по номер 20, которые ООО «Старт» арендует у 2-х предпринимателей, данные контейнеры общество предоставляет в субаренду лицам торгующим на рынке по устной договоренности. Далее на территории рынка на основании договора №168 от 30.07.2007г. расположен металлический киоск, принадлежащий ИП ФИО57 Территория рынка «Новый» представляет собой открытую асфальтированную площадку на которой обозначена разметка участков 2м.х3м., участки пронумерованы; на некоторых участках установлены металлические каркасы, которые принадлежат индивидуальным предпринимателям, торгующим на данных участках. Копия протокола осмотра приобщены к материалам дела (том 4 лист дела 26-28).
Суд считает необходимым отметить, что налоговый орган в оспариваемом решении ведет речь о предоставлении ООО «Старт» индивидуальным предпринимателям в аренду земельных участков для организации торговых мест на рынке, а в ходе судебного разбирательства ссылается на осуществление обществом деятельности по передаче в аренду индивидуальным предпринимателям частей земельного участка, принадлежащего ему на праве собственности, для размещения торговых мест (сборно-разборных палаток, контейнеров).
Как следует из приобщенного к материалам дела кадастрового паспорта на земельный участок с кадастровым номером 46:32:010101:0153, по состоянию на 21.09.2004 г. и по состоянию на 28.04.2012 г. земельный участок, расположенный по улице Гагарина, д.51, в г. Льгове Курской области, имеет площадь 21990 кв.м., его правообладателем является ООО «Старт». Из плана (чертежа, схемы) данного земельного участка следует, что на отдельные земельные участки он не разделен, индивидуализированные части земельного участка ее выделены, границы земельного участка не изменялись.
Как следует из материалов дела, торговые места, переданные обществом индивидуальным предпринимателям в аренду, не были оборудованы торговым инвентарем.
В соответствии с п. 8 ст. 3 Федерального закона №271-ФЗ от 30.12.2007 торговое место - место на рынке (в том числе павильон, киоск, палатка, лоток), специально оборудованное и отведенное управляющей рынком компанией, используемое для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) и отвечающее требованиям, установленным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится рынок, и управляющей рынком компанией.
Согласно Постановлению Правительства Курской области от 28.06.2007 №114 (в редакции постановления от 22.02.2008) «Об основных требованиях к торговому месту на розничных рынках в Курской области» торговое место должно иметь номер согласно схеме размещения, оформленную вывеску с указанием информации о продавце (для юридического лица - полное и (в случае если имеется) сокращенное наименования, в том числе фирменное наименование, место его нахождения; для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя, отчество, номер свидетельства о государственной регистрации и наименование зарегистрировавшего его органа; иная информация в соответствии с действующим законодательством). Оснащенность торгового места оборудованием и инвентарем осуществляется управляющей розничным рынком компанией либо по соглашению сторон лицом, заключившим договор о предоставлении торгового места. Размещение на торговом месте оборудования должно обеспечивать потребителю свободный доступ к местам торговли, соблюдение требований пожарной безопасности и возможность экстренной эвакуации людей и материальных ценностей в случае аварийной или чрезвычайной ситуации. Торговое место должно быть оснащено оборудованием и инвентарем в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил торговли, санитарных норм и правил, обеспечивающими сохранение качества и безопасности товаров при их хранении и реализации, надлежащие условия торговли, а также возможность правильного выбора товаров покупателями. Торговое место, на котором реализуются продовольственные товары, должно соответствовать требованиям, предъявляемым к качеству и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов. Торговое место для осуществления продажи пищевых продуктов должно быть обеспечено холодильным оборудованием в достаточном количестве для раздельного хранения сырой и готовой продукции. При продаже готовых горячих изделий (пирожки, беляши, чебуреки и другие изделия) на торговом месте должны быть изотермические или подогреваемые емкости; при продаже замороженных продуктов - низкотемпературное холодильное оборудование. Все холодильное оборудование должно оснащаться термометрами для контроля температурного режима хранения пищевых продуктов. Использование ртутных термометров для контроля температурного режима не допускается. Живая рыба реализуется из аквариумов или термоизолирующей автоцистерны, оборудованных устройством для аэрации воды. Торговое место по продаже яиц должно оснащаться овоскопом для проверки их качества по просьбе покупателя. При продаже нефасованных пищевых продуктов торговое место должно быть обеспечено щипцами, лопатками, совками, черпаками, маркированными разделочными досками, ножами, вилками, упаковочным материалом (пакеты, бумага). Торговое место, за исключением лотков, где осуществляется продажа продовольственных товаров, должно быть оснащено умывальником, мылом, полотенцем, бочками для сбора отходов с плотно прикрывающимися крышками. Для хранения личных вещей должен быть установлен шкаф или выделено специальное место. При реализации непродовольственных товаров торговое место должно быть оснащено оборудованием для демонстрации, примерки и проверки качества товаров (вешала, кронштейны, демонстрационные стенды, примерочные кабины, зеркала, специальное оборудование для подключения к электросети и иное оборудование); при реализации весовых непродовольственных товаров - весоизмерительным оборудованием.
Пункт 1 части 1 статьи 14 Федеральный закон №271-ФЗ от 30.12.2006 предусматривает, что в целях организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынке управляющей рынком компанией разрабатывается и утверждается схема размещения торговых мест, а также обеспечивается их предоставление.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федеральный закон №271-ФЗ от 30.12.2007 торговые места размещаются на основе схемы, которая разрабатывается и утверждается управляющей рынком компанией по согласованию с органами, уполномоченными на осуществление контроля за обеспечением пожарной безопасности. В пункте 9 названной статьи установлено, что организация и предоставление не предусмотренных схемой размещения торговых мест не допускаются.
Из положений части 1 статьи 15 Федеральный закон №271-ФЗ от 30.12.2006, пункта 3 вышеуказанных Требований к торговым местам на розничных рынках в Курской области, следует, что подлежащее предоставлению по договору торговое место на розничном рынке должно быть определено на схеме размещения торговых мест с указанием номера такого места на схеме.
Однако налоговым органом не было представлено суду схемы размещения торговых мест на рынке, согласно которой можно было бы определить места расположения торговых мест, предоставленных обществом индивидуальным предпринимателям.
Вместе с тем, представитель общества заявил об отсутствии у него схемы размещения торговых мест.
Показаниями свидетелей и протоколом осмотра территории №69 подтверждается, что оборудованных торговых мест на рынке ООО «Старт» не имелось. Доказательств обратного налоговым органом суду не представлено.
В протоколе осмотра территории №69 отсутствует указание на общее количество участков 2м.х3м., не описано количество занятых и количество свободных участков, отсутствует и полная нумерация торговых мест, а также отсутствует информация об общей площади асфальтированной площадки, на которой расположены участки.
Таким образом, судом было установлено, что оборудованные торговые места на земельном участке по адресу <...>, как и индивидуализированные земельные участки отсутствуют.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. При этом в силу пункта 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, возлагается на орган, который принял данное решение.
В нарушение требований вышеуказанных статей АПК РФ налоговым органом не было представлено суду документов, подтверждающих факт передачи ООО «Старт» индивидуальным предпринимателям торговых мест для осуществления ими предпринимательской деятельности в рамках розничного рынка.
Доказательств передачи земельного участка (его частей) с кадастровым номером 46:32:010101:0153 в аренду кому бы то ни было налоговым органом суду также не представлено.
Методика составления расчета количества земельных участков за проверяемый период представляется суду необоснованной и вызывающей большие сомнения в правильности ее применения.
Так, из расчета количества участков за 1 квартал 2009 года следует, что количество земельных участков в отношении отдельных предпринимателей было определено лишь на основании их показаний как свидетелей без ссылки на номер и дату договоров о предоставлении торгового места на розничных рынках Курской области (ФИО80, ФИО81, ФИО81, ФИО81, ФИО81, ФИО81, ФИО81, ФИО82, Карась, ФИО83, ФИО83, ФИО83, ФИО83, ФИО83, ФИО84, ФИО85, ФИО85, ФИО86, ФИО54, ФИО87, ФИО88, ФИО88, ФИО89, ФИО90). Аналогичным образом межрайонной инспекцией был произведен расчет количества земельных участков за 2,3,4, кварталы 2009, 1,2,3,4 кварталы 2010 гг.
В данном случае суд считает необходимым отметить, что при доначислении налогоплательщику налога налоговый орган должен исходить из реально имеющейся у него обязанности по уплате налога в бюджет при совершении определенной хозяйственной операции, а не пользоваться приблизительными и предположительными данными.
Только лишь факт уплаты индивидуальными предпринимателями обществу арендной платы не может служить основанием для доначисления обществу налогов без учета иных обстоятельств и документов.
Более того, при определении количества арендуемых предпринимателями участков межрайонная инспекция исходила из суммы участков за каждый месяц квартала, например, ФИО91, ФИО92 арендовала у ООО «Старт» в 2009 году, по мнению инспекции, 2 торговых места, однако общее количество участков составляет 6 земельных участков у каждого из предпринимателей (2 участка х 3 календарных месяца 1 квартал 2009 г.).
То обстоятельство, что налогоплательщиком указанный расчет не оспорен, не означает согласие общества с ним.
Признан судом обоснованным довод заявителя о том, что управляющей компанией розничного рынка является организация не только получившая разрешение на создание розничного рынка, но и действительно создавшая оборудованные торговые места и (или) земельные участки и сдавшая эти торговые места в аренду.
Торговым местом является место на рынке (в том числе павильон, киоск, палатка, лоток), специально оборудованное и отведенное управляющей рынком компанией, используемое для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) и отвечающее требованиям, установленным управляющей рынком компанией и органом государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится рынок (пункт 8 статьи 3 Федерального закона №271-ФЗ от 30.12.2007). Статьей 11 Федерального закона №271-ФЗ от 30.12.2007 установлено, что планировка, перепланировка и застройка рынка, реконструкция и модернизация зданий, строений, сооружений и находящихся в них помещений осуществляются управляющей рынком компанией при соблюдении архитектурных, градостроительных и строительных норм и правил, основных требований, которые установлены органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Согласно статье 13 Федерального закона №271-ФЗ от 30.12.2007 содержание рынка осуществляется управляющей рынком компанией. Рынок, в том числе помещения административно-хозяйственного назначения и места общего пользования, должен содержаться в надлежащем санитарном и техническом состоянии. На рынке также должны обеспечиваться своевременные уборка и мероприятия по его благоустройству и пр. В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 14 названного закона в целях организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынке управляющей компанией разрабатывается и утверждается схема размещения торговых мест, организуется охрана рынка и участие в поддержании общественного порядка на рынке, а также возлагается обеспечение иных требований, установленных ст. 14 названного Закона. Таким образом, схема размещения торгового места разрабатывается и утверждается управляющей компанией. В силу п. 2 ст. 15 названного закона торговые места предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и гражданам (в том числе гражданам, ведущим крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства или занимающимся садоводством, огородничеством, животноводством) по договорам о предоставлении торговых мест на срок, не превышающий срока действия разрешения. Из изложенного следует, что предметом договора о предоставлении торговых мест может быть торговое место, отвечающее соответствующим для него требованиям, и договор должен быть заключен на срок, не превышающий срок действия разрешения.
При таких обстоятельствах, суд считает возможным согласиться с доводами заявителя о том, что управляющая компания розничного рынка как плательщик ЕНВД может появиться не ранее чем создан рынок (имущественный комплекс с торговыми местами), заключены договоры аренды торговых мест или договоры аренды индивидуализированных земельных участков, и не ранее фактической передачи в аренду торговых мест или передачи земельных участков.
Таким образом, вменяя налогоплательщику деятельность по передаче во временное пользование предпринимателям земельных участков (частей земельных участков) для размещения объектов нестационарной торговой сети, налоговый орган в нарушение требований ст. 65 и 200 АПК РФ не доказал наличия «передаваемых» предпринимателям отдельных земельных участков.
В соответствии со статьей 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Суд, оценив доводы представителей лиц и представленные ими документы в соответствии со статьей 71 АПК РФ, приходит к выводу о том, что у МИФНС России №2 по Курской области отсутствовали правовые и фактические основания для вывода о том, что ООО «Старт» предоставляло физическим лицам по договорам аренды либо субаренды земельные участки (части земельных участков) для организации торговли, а соответственного – для вывода о том, что общество в проверяемом периоде осуществляло деятельность по передаче во временное владение и (или) в пользование земельных участков для размещения объектов торговой сети, в силу положений п.п.14 п.2 ст.346.26 Кодекса подпадающую под специальный режим налогообложения в виде уплаты ЕНВД,
С учетом вышеизложенного, доначисление ООО «Старт» ЕНВД за 2009-2010 гг. в сумме 2395172 рублей признается судом незаконным и необоснованным.
В силу статьи 75 Кодекса в случае уплаты причитающихся сумм налогов (сборов) в более поздние по сравнению с установленным законодательством о налогах и сборах сроки налогоплательщик должен уплатить пени. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, и уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Так как условием начисления пеней является несвоевременная уплата налога, с учетом вывода суда о необоснованности доначисления 2395172 рублей ЕНВД, у налогового органа не имелось оснований для начисления обществу пени за несвоевременную уплату налога в сумме 394278 руб.
В соответствии со статьей 106 Кодекса налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность.
Виновным в совершении налогового правонарушения, в силу пункта 1 статьи 110 Кодекса, признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности.
Пункт 1 статьи 122 Кодекса предусматривает ответственность за неуплату или неполную уплату налога, допущенную в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия).
Непредставление налоговой декларации в сроки, установленные законодательством о налогах и сборах, является основанием для привлечения налогоплательщика к ответственности, установленной статьей 119 Кодекса.
В соответствии с пунктом 2 статьи 119 Кодекса непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы, и не менее 100 рублей.
Пунктом 2 статьи 119 Кодекса установлено, что непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации влечет взыскание штрафа в размере 30 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня.
Пунктом 6 статьи 108 Кодекса обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения.
Так как материалами дела доказана неправомерность доначисления обществу 2395172 рублей ЕНВД за 2009-2010 гг., то в его действиях отсутствует событие налогового правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 122 Кодекса - неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий.
Следовательно, налоговым органом был необоснованно начислен ООО «Старт» штраф за неуплату ЕНВД в сумме 239517,20 руб.
Также, исходя из отсутствия у общества обязанности исчислять и уплачивать ЕНВД, ООО «Старт» неправомерно было привлечено к ответственности по статье 119 Кодекса за непредставление налоговых деклараций по ЕНВД за 1-4 кварталы 2009 года, 1-4 кварталы 2010 года в виде штрафа в общей сумме 59879,20 руб.
Поскольку судом при рассмотрении настоящего дела было установлено, что доначисление ЕНВД за 2009-2010 гг. в сумме 2395172 рубля произведено налоговым органом неправомерно, то основания для внесения изменений в документы бухгалтерского и налогового учета.
В соответствии с пунктом 2 статьи 70 Кодекса требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение 10 рабочих дней с даты вступления в силу решения
Как следует из материалов дела, требование об уплате налога №103 по состоянию на 7 февраля 2012 года выставлено на основании решения МИФНС России №2 по Курской области №13-09/31 от 07.12.2011г. о привлечении ООО «Старт» к налоговой ответственности. Соглансо данному требованию налоговый орган предлагал обществу в срок до 28 февраля 2012 года уплатить недоимку по ЕНВД в сумме 2395172 рубля, пени за просрочку его уплаты в сумме 394278 руб., а также штраф в сумме 299296,40 руб.
Поскольку судом доначисление ЕНВД в сумме 2395172 рубля признано необоснованным, то оснований для его уплаты налогоплательщиком суд не усматривает, в связи с чем, требование №103 в части предложения обществу уплатить вышеуказанные суммы налога, пени и штрафа, выставлено неправомерно и является в данной части незаконным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 АПК РФ правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, иных органов, должностных лиц пользуются граждане, организации и иные лица, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решений и действий (бездействия) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания решений и действий (бездействия) государственных органов незаконными необходимо, чтобы они не соответствовали закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушали права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (статья 200 АПК РФ).
Исследовав в судебном заседании согласно требованиям статьи 162 АПК РФ и оценив в совокупности и взаимосвязи с учетом положений статьи 71 АПК РФ все доказательства, представленные в материалы дела, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение МИФНС России №2 по Курской области №13-09/31 от 7 декабря 2011 года и требование об уплате налога №103 в оспариваемой заявителем части не соответствуют нормам действующего налогового законодательства и нарушают права и законные интересы ООО «Старт».
В связи с вышеизложенным, требования заявителя подлежат удовлетворению с отнесением расходов по уплате государственной пошлины, понесенных акционерным обществом в сумме 4000 рублей, на налоговый орган.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 16, 17, 29, 65, 102, 110, 167, 168, 169, 170, 171, 176, 177, 180, 181, 182, 197, 198, 199, 200, 201, 318, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Курской области
Р Е Ш И Л:
Признать недействительным, как не соответствующее требованиям Налогового кодекса Российской Федерации решение Межрайонной ИФНС России №2 по Курской области №13-09/31 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 7 декабря 2011 года в части:
- привлечения ООО «Старт» к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 239517,20 руб. за неуплату единого налога на вмененный доход за 2009-2010 гг.;
- привлечения ООО «Старт» к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 119 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 59879,20 руб. за непредставление в установленный срок налоговых деклараций по ЕНВД за 2009-2010 гг.,
- начисления пени по состоянию на 07.12.2011г. по единому налогу на вмененный доход за 2009-2010 гг. в сумме 394278 руб.,
- предложения об уплате единого налога на вмененный доход за 2009-2010 гг. в сумме 2395172 руб.,
- предложений об уплате сумм штрафов по ЕНВД, доначисления сумм ЕНВД, и внесения необходимых исправлений в документы бухгалтерского и налогового учета в части сумм ЕНВД.
Признать недействительным, как не соответствующее требованиям Налогового кодекса Российской Федерации требование Межрайонной ИФНС России №2 по Курской области №103 от 07.02.2012 г. об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 07.02.2012 г. в части обязать уплатить: единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности в сумме 2395172 руб. (срок уплаты - 07.12.2011); пени по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности в сумме 394278 руб. (срок уплаты - 07.12.2011); штрафы по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности в сумме 299396,4 руб. (срок уплаты - 07.12.2011).
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Курской области, расположенной по адресу: <...>, в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Старт», зарегистрированного за ОГРН <***>, расположенного по адресу: <...>, расходы по уплате государственной пошлины в сумме 4000 руб. 00 коп.
Настоящее решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжалованов Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в городе Воронеже в течение месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Курской области.
Судья Т.В.Кузнецова