ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А35-2458/14 от 04.08.2014 АС Курской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

г. Курск, ул. К. Маркса, д. 25

http://www.kursk.arbitr.ru; е-mail: info@kursk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Курск

августа 2014 года

Дело № А35-2458/2014

Резолютивная часть решения объявлена 04.08.2014.

Полный текст решения изготовлен 11.08.2014.

Арбитражный суд Курской области в составе судьи Суходольской Н.Е., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Цуцковой К.С., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению

индивидуального предпринимателя Гайдукова Романа Михайловича

к комитету архитектуры и градостроительства города Курска,

Администрации города Курска

о признании незаконными действий и бездействия.

В судебном заседании приняли участие представители:

от заявителя: Рябцев В.Г. - доверенность от 04.04.2013;

от комитета архитектуры и градостроительства города Курска: Аникеева И.Г. - доверенность от 25.02.2014;

от Администрации города Курска: Васильева Н.В. – доверенность от 02.07.2014 №850/01-03.

Индивидуальный предприниматель Гайдуков Роман Михайлович (далее – ИП Гайдуков) обратился в арбитражный суд с требованиями признать незаконными действия комитета архитектуры и градостроительства города Курска (далее также – Комитет) и бездействие Администрации города Курска (далее также – Администрация) по присвоению почтового адреса, и выдаче документа о присвоении почтового адреса вновь построенному объекту недвижимости, расположенному на земельном участке с кадастровым номером 46:29:103090:3210 в районе дома №3а по проспекту Кулакова в городе Курске;

обязать комитет архитектуры и градостроительства города Курска и Администрацию города Курска совершить предусмотренные законом действия по присвоению почтового адреса, и выдаче документа о присвоении почтового адреса вновь построенному объекту недвижимости расположенному на земельном участке с кадастровым номером 46:29:103090:3210 в районе дома №3а по проспекту Кулакова в городе Курске в десятидневный срок с момента принятия решения суда по существу спора.

В обоснование заявленного требования заявитель ссылался на нарушение оспариваемым бездействием норм Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Решения Курского городского Собрания от 23.10.2007 №388-3-РС «О правилах землепользования и застройки муниципального образования «Город Курск», Постановления Администрации города Курска от 24.11.2010 №3907 «Об утверждении Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Присвоение почтового адреса земельным участкам, зданиям, частям зданий и сооружениям, за исключением индивидуальных жилых домов».

Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, и изучив материалы дела, арбитражный суд установил следующее.

Гайдуков Роман Михайлович, 13.01.1977 года рождения, место рождения Курская область, Октябрьский район, п. Прямицыно, зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 23.12.2004, ОГРН 304463235800589, ИНН 463201876508.

Постановлением Администрации города Курска от 18.06.2012 №2132 ИП Гайдукову  предоставлен в аренду земельный участок, расположенный по адресу: город Курске, пр. Кулакова (в районе дома № 3а), площадью 196 кв.м, кадастровый номер 46:29:10300:3210 для строительства объекта «магазин розничной торговли хозяйственными товарами по проспекту Кулакова (в районе дома №3а) в г. Курске» и заключен договор аренды от 05.07.2012 № 137103ф сроком действия с 18.06.2012  до 18.06.2015, который зарегистрирован в установленном законом порядке.

Постановлением Администрации города Курска от 06.09.2012 № 3229 утвержден градостроительный план земельного участка.

На основании указанных документов Комитетом было выдано ИП Гайдукову разрешение на строительство магазина розничной торговли хозяйственными товарами от 26.11.2012 № ru 46302000-2060.

 В соответствии с полученным разрешением предприниматель приступил к строительству магазина и окончил его.

 В целях получения разрешения на ввод построенного объекта в эксплуатацию, ИП Гайдуков обратился в Администрацию города Курска с заявлением, в котором просил присвоить почтовый адрес вновь построенному объекту недвижимости: магазину розничной торговли хозяйственными товарами по проспекту Кулакова (в районе дома №3а) в г. Курске, возведенному на земельном участке кадастровый номер 46:29:103090:3210 (поступило в Администрацию города Курска 09.01.2014).

Письмом от 21.03.2014 № 1576/03.1.01-11 Комитет архитектуры и градостроительства города Курска сообщил заявителю о том, что Комитетом был подготовлен проект постановления Администрации города Курска по вопросу присвоения единого адреса магазину розничной торговли хозяйственными товарами и земельному участку, вместе с тем, ссылаясь на юридическое заключение Администрации  от 17.03.2014 № 755, сообщил заявителю о невозможности рассмотрения его заявления до рассмотрения Промышленным районным судом города Курска гражданского дела  о сносе ИП Гайдуковым самовольного объекта, расположенного по проспекту Кулакова (в районе дома №3а) в г. Курске.

ИП Гайдуков полагает, что указанное письмо свидетельствует о совершении Комитетом незаконных действий по отказу в присвоении почтового адреса объекту недвижимости, а также о незаконном бездействии Администрации города Курска по данному вопросу, чем  нарушены  права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.

Арбитражный суд полагает требование заявителя подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный акт (решение или действие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту, и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 198 АПК РФ такое заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов.

Заявитель обратился в арбитражный суд с данным заявлением с соблюдением установленного законом процессуального срока.

В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ)  установлено, что вопросы местного значения – это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления.

Согласно Закону Курской области от 21.10.2004 № 48-ЗКО «О муниципальных образованиях Курской области» муниципальное образование «Город Курск» наделено статусом городского округа.

В силу статьи 16 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, присвоение адресов объектам адресации, изменение, аннулирование адресов, присвоение наименований элементам улично-дорожной сети (за исключением автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения), наименований элементам планировочной структуры в границах городского округа, изменение, аннулирование таких наименований, размещение информации в государственном адресном реестре (пункт 27 части 1).

На основании статьи 7 Закона № 131-ФЗ по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.

Решением Курского городского Собрания от 23.10.2007 №388-3-РС утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Курск» (далее – Правила), которыми регламентирован, в том числе, порядок установления и регистрации адресов (пункт 8.7.1).

Согласно разделу 8.7 Правил регистрация адресов и их изменений осуществляется в целях обеспечения учета юридически правильных адресов всех имеющихся, вновь построенных, реконструируемых и снесенных жилых и нежилых зданий, строений и сооружений; обеспечения однозначного соответствия адреса и объекта недвижимости (пункт 8.7.3); объектами адресации, подлежащими включению в адресный реестр города Курска, являются объекты недвижимости (пункт 8.7.4); субъектами оформления и регистрации адресов являются юридические и физические лица – собственники и владельцы объектов адресации (пункт 8.7.6).

Разделом 8.10 Правил определен порядок установления и регистрации адресов, в соответствии с которым адрес присваивается правовыми актами управомоченных органов в установленном порядке (пункт 8.10.1); установление и последующая регистрация адреса производятся на основании заявлений юридических и физических лиц, собственников и владельцев объектов адресации (пункт 8.10.3).

 Арбитражный суд полагает несостоятельными доводы Комитета и Администрации города Курска об отсутствии правовых оснований для присвоения почтового адреса по заявлению ИП Гайдукова.

         В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.

 Постановлением Администрации города Курска от 24.11.2010 №3907  утвержден Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Присвоение почтового адреса земельным участкам, зданиям, частям зданий и сооружениям, за исключением индивидуальных жилых домов» (далее – Административный регламент).

Согласно пункту 2.1 Административного регламента предоставление муниципальной услуги осуществляется комитетом архитектуры и градостроительства Администрации города Курска.

Пунктом 2.7 Административного регламента установлен перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги:

- заявление на выполнение работ по оформлению адресных документов.

В заявлении указываются следующие сведения:

а) для граждан - фамилия, имя, отчество, паспортные данные;

б) для юридических лиц - наименование (с указанием организационно-правовой формы), место регистрации и место нахождения юридического лица;

в) цель и использование земельного участка;

г) местоположение земельного участка.

К заявлению прилагаются следующие документы:

- копия кадастрового плана (чертежа границ) земельного участка, предоставленного (предоставляемого) заинтересованному лицу в собственность, пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование или аренду (при наличии), решение (определение) суда;

- если адрес присваивается отдельному строению, не принадлежащему собственнику земельного участка, заявитель дополнительно предоставляет топографическую съемку территории (масштаб 1:2000, 1:500), на которой расположен объект адресации, с границами земельного участка и близлежащими зданиями и сооружениями;

- если здание или сооружение вновь построенное, то основанием для присвоения почтового адреса является разрешение на строительство;

- технический или кадастровый паспорт объекта недвижимости;

- доверенность (если обращение осуществляется через доверенное лицо).

Как усматривается из документов, представленных в материалы дела, ИП Гайдуков обратился с заявлением о присвоении почтового адреса объектам недвижимости в орган местного самоуправления - Администрацию города Курска  – 09.01.2014.

В данном заявлении были указаны фамилия, имя, отчество и паспортные данные заявителя, местоположение и цель использования земельного участка.

К заявлению были приложены соответствующие документы – копия паспорта, копия договора аренды от 05.07.2012, копия разрешения на строительство (в связи с тем, что объект является вновь построенным),  свидетельство о государственной регистрации права.

Таким образом, ИП Гайдуковым соблюден порядок обращения за получением муниципальной услуги по присвоению почтового адреса вновь построенному объекту недвижимости.

В соответствии с пунктом 2.4 Административного регламента результатом предоставления муниципальной услуги является выдача заявителю постановления Администрации города Курска «О присвоении почтового адреса» или мотивированный отказ в выдаче постановления.

 В силу пункта 2.5 Административного регламента срок исполнения муниципальной услуги по подготовке, утверждению и выдаче постановления Администрации города Курска «О присвоении почтового адреса» составляет 1 месяц со дня регистрации заявления.

Согласно пункту 2.8 Административного регламента основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги являются:

- отсутствие в заявлении обязательной к указанию информации, предусмотренной пунктом 2.7 настоящего Регламента;

- отсутствие документов, прилагаемых к заявлению на выполнение работ по оформлению адресных документов, предусмотренных пунктом 2.7 настоящего Регламента.

Мотивированный отказ в предоставлении услуги направляется заявителю в срок не позднее 15 дней со дня приема заявления.

Комитетом направлено заявителю письмо от 21.03.2014 № 1576/03.1.01-11, из содержания которого не усматривается, что заявителю выдано постановление Администрации города Курска «О присвоении почтового адреса» или мотивированный отказ в выдаче постановления.

В письме от 21.03.2014 № 1576/03.1.01-11 отсутствуют ссылки на предусмотренные пунктом 2.8 Административного регламента основания для отказа в предоставлении данной муниципальной услуги, а, напротив,  содержится указание на иное основание (рассмотрение судом исковых заявлений), не предусмотренное вышеуказанным пунктом, что противоречит статье 12 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Кроме того, указанное письмо направлено заявителю по истечении срока (месяц или 15 дней), установленного  Административным регламентом.

Тем самым, Комитетом нарушены требования пунктов 2.4, 2.5, 2.8 Административного регламента.

Арбитражный суд полагает, что наделение Законом № 131-ФЗ органа местного самоуправления поселения правом на присвоение адреса корреспондируется с соответствующей обязанностью по присвоению адресов объектам недвижимости, расположенным в указанном поселении. Такая обязанность носит публичный характер, и исполнение данной обязанности не зависит от усмотрения уполномоченного органа.

При таких обстоятельствах оспариваемые действия Комитета и бездействие Администрации нарушают требования Закона № 131-ФЗ.

Арбитражный суд полагает возможным согласиться с доводами заявителя о нарушении оспариваемыми действиями (бездействием) его прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности,  поскольку отсутствие почтового адреса препятствует надлежащему оформлению вновь построенного объекта недвижимости и дальнейшему его использованию.

Частью 5 статьи 200 АПК РФ установлено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Комитетом и Администрацией не представлено суду доказательств  законности совершения оспариваемых действий (бездействия).

Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения или действия незаконным являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Принимая во внимание, что оспариваемые действия Комитета и бездействие Администрациине соответствуют действующему законодательству и нарушают права заявителя в сфере предпринимательской деятельности, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных  требований.

Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться, в том числе, указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

Суд полагает необходимым обязать комитет архитектуры и градостроительства города Курска и Администрацию города Курска совершить предусмотренные законом действия по присвоению почтового адреса вновь построенному объекту недвижимости расположенному на земельном участке с кадастровым номером 46:29:103090:3210 в районе дома №3а по проспекту Кулакова в городе Курске, на основании заявления ИП Гайдуков от  09.01.2014.

Расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 рублей, уплаченной заявителем при подаче заявления в арбитражный суд, относятся на заинтересованное лицо.

Руководствуясь статьями 17, 29, 65, 110, 167-170, 176, 180, 181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

Заявленное индивидуальным предпринимателем Гайдуковым Романом Михайловичем требование удовлетворить.

Признать незаконными действия Комитета архитектуры и градостроительства города Курска по отказу в присвоении почтового адреса объекту недвижимости, изложенные в письме от 21. 3.2014 №1576/03.1.01-11.

Признать незаконным бездействие Администрации города Курска по присвоению почтового адреса по заявлению индивидуального предпринимателя Гайдукова Романа Михайловича, поступившему в Администрацию города Курска 09.01.2014.

Обязать Администрацию города Курска и Комитет архитектуры и градостроительства города Курска в соответствии с действующим законодательством совершить действия, направленные на присвоение почтового адреса объекту недвижимости на основании заявления индивидуального предпринимателя Гайдукова Романа Михайловича, поступившего в Администрацию города Курска 09.01.2014, в десятидневный срок со дня принятия решения.

Оспариваемые действия проверены на соответствие нормам Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Решения Курского городского Собрания от 23.10.2007 №388-3-РС «О правилах землепользования и застройки муниципального образования «Город Курск», Постановления Администрации города Курска от 24.11.2010 №3907 «Об утверждении Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Присвоение почтового адреса земельным участкам, зданиям, частям зданий и сооружениям, за исключением индивидуальных жилых домов».

Взыскать с Комитета архитектуры и градостроительства города Курска в пользу индивидуального предпринимателя Гайдукова Романа Михайловича расходы по уплате государственной пошлины в сумме 200 рублей.

Взыскать с Администрации города Курска в доход федерального бюджета государственной пошлины в сумме 200 рублей.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Курской области.

Судья                                                                                          Н.Е. Суходольская