ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А35-2527/2021 от 05.04.2022 АС Курской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

г. Курск, ул. К. Маркса, д. 25

http://www.kursk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Курск

12 апреля 2022 года

Дело№ А35-2527/2021

Резолютивная часть решения объявлена 05.04.2022. Полный текст решения изготовлен 12.04.2022.

Арбитражный суд Курской области в составе судьи Дрючиной Л.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Хроменко К.П., рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению (с учетом уточнения)

общества с ограниченной ответственностью «КБ Рунда»

к Комитету природных ресурсов Курской области

об отмене постановления № 02/08/21-15 о назначении административного наказания от 23.03.2021 о признании виновным юридического лица ООО «КБ Рунда» в совершении административного правонарушения по части 1 статьи 7.3 КоАП РФ и назначении административного штрафа в размере 800 000 руб.

При участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО1 по доверенности от 05.02.2022, предъявлен паспорт и копия диплома, ФИО2 - директор «КБ Рунда» предъявлен паспорт;

от административного органа: ФИО3 по доверенности от 10.01.2022, представлен паспорт и диплом.

Общество с ограниченной ответственностью «КБ Рунда» (далее – ООО «КБ Рунда», Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением (с учетом уточнения) к Комитету природных ресурсов Курской области (далее – Комитет) об отмене постановления № 02/08/21-15 о назначении административного наказания от 23.03.2021 о признании виновным юридического лица ООО «КБ Рунда» в совершении административного правонарушения по части 1 статьи 7.3 КоАП РФ и назначении административного штрафа в размере 800 000 руб.

Представители заявителя поддержали заявленные требования, представили через канцелярию суда дополнительные документы по делу, в судебном заседании представили  письменные прения, которые приобщены судом к материалам дела.

Представитель административного органа возражала против удовлетворения заявленных требований, представила в судебном заседании копию технологической карты производства, копию диплома, которые приобщены судом к материалам дела.

Выслушав представителей заявителя и административного органа, изучив материалы дела, арбитражный суд установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью «КБ Рунда», адрес: 305018, <...> зарегистрировано в качестве юридического лица 31.03.2011 за ОГРН <***>, ИНН 4632151107.Основной вид деятельности – 28.93 производство машин и оборудования для производства пищевых продуктов, напитков и табачных изделий.

Приказом Комитета природных ресурсов Курской области от 11.01.2021 № 01-08/1 «Об утверждении планового (рейдового) задания», в соответствии с которым утверждено плановое (рейдовое) задание на проведение планового (рейдового) осмотра территории г. Курска в период с 11.01.2021 по 15.01.2021.

В рамках проведения рейдового мероприятия, утвержденного приказом председателя комитета природных ресурсов Курской области от 11.01.2021 № 01-08/1 начальником отдела государственного экологического надзора, старшим государственным инспектором в области охраны окружающей среды Курской области ФИО4 11.01.2021 в период с 13 час. 30 мин. до 17 час. 00 мин. проведено обследование объектов, осуществляющих хозяйственную деятельность в районе домов №№  2, 5,7,9, 11 по улице Энергетиков в городе Курске.

В ходе рейдового мероприятия были установлены следующие хозяйствующие объекты, осуществляющие деятельность по указанному выше адресу: ООО НПО «Брайндмейстер» ИНН <***>; ООО «Курсктрикотажпром» ИНН <***>; ООО «Союзтехстайл»; ООО «СпецМаш»; ООО «Агропромсервис»; ООО «Проминжиниринггрупп»; ООО «Союзтекстиль-СТ»; ООО «Экотекс» ИНН <***>.

С помощью беспилотного летательного устройства «квадрокоптер» 11.01.2021 произведен осмотр территорий указанных объектов. На территориях земельных участков имеются нежилые строения, на крышах которых расположены трубы. На момент проведения рейдового мероприятия указанные организации вели хозяйственную деятельность, однако в воздухе отсутствовали неприятные запахи не свойственные атмосферному воздуху, дым из труб не имелся. Также в ходе рейдового мероприятия 11.01.2021 были обнаружены два места изготовления и дальнейшей реализации изделий из камня - памятники и подобная продукция. На момент рейдового мероприятия вывеска с указанием лиц, осуществляющих деятельность, отсутствовала. Также осмотреть территорию вышеуказанных объектов на предмет соблюдения требований действующего природоохранного законодательства не представилось возможным из-за отсутствия доступа на данные объекты, о чем был составлен акт обследования территории (акватории) с выездом на место от 11.01.2021 № 1/08/2021 с приложением фото-таблицы. Фотосъемка и видеосъемка проводились с помощью телефона модель: APPLE 6 S, квадрокоптер модель: dji Mavic PRO (т. 1 л.д. 96-114).

Начальником отдела государственного экологического надзора ФИО4 было подготовлено мотивированное представление, согласно которому должностное лицо просит заместителя председателя комитета природных ресурсов Курской области ФИО5 рассмотреть вопрос о возбуждении дела и проведении административного расследования, так как в действиях не установленных лиц усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 КоАП РФ – несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений и иных объектов (т. 1 л.д. 115-116).

11.01.2021 начальником отдела государственного экологического надзора, старшим государственным инспектором в области охраны окружающей среды Курской области ФИО4, по результатам рассмотрения акта обследования территории с выездом на место № 1/08/2021 от 11.01.2021, вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении неустановленного лица по статье 8.1 КоАП РФ и проведении административного расследования №  02/08/21 (т. 1 л.д. 117-118).

15.01.2021 начальником отдела государственного экологического надзора, старшим государственным инспектором в области охраны окружающей среды Курской области ФИО4 вынесено определение об истребовании сведений № 02/08/21, согласно которому Администрации г. Курска необходимо в 3-х дневный срок со дня получения настоящего определения представить следующие сведения:

1. Информацию о собственнике (собственниках) земельных участков со следующими кадастровыми номерами: 46:29:103138:602, 46:29:103138:469, 46:29:103138:467, 46:29:103138:442, 46:29:103138:468, 46:29:103138:4, 46:29:103138:394, 46:29:103138:397, 46:29:103138:401, 46:29:103138:400, 46:29:103138:466, 46:29:103138:465, 46:29:103138:399, 46:29:103138:398, 46:29:103138:411, 46:29:103138:410, 46:29:103138:603, 46:29:103138:7, 46:29:103138:461, 46:29:103138:460, 46:29:103138:484 (с указанием ИНН, телефонов руководителей);

2. Информацию об организациях (индивидуальных предпринимателях, гражданах), осуществляющих деятельность на земельных участках со следующими кадастровыми номерами: 46:29:103138:602, 46:29:103138:469, 46:29:103138:467, 46:29:103138:442, 46:29:103138:468, 46:29:103138:4, 46:29:103138:394, 46:29:103138:397, 46:29:103138:401, 46:29:103138:400, 46:29:103138:466, 46:29:103138:465, 46:29:103138:399, 46:29:103138:398, 46:29:103138:411, 46:29:103138:410, 46:29:103138:603, 46:29:103138:7, 46:29:103138:461, 46:29:103138:460, 46:29:103138:484 с приложением подтверждающих документов. Определение об истребовании сведений № 02/08/21 от 15.01.2021 было направлено в адрес Администрации г. Курска, посредством электронной почты 15.01.2021 (т. 1 л.д. 119-120).

20.01.2021 заместителем главы Администрации г. Курска – председателем комитета по управлению муниципальным имуществом г. Курска ФИО6 дан ответ на определение об истребовании сведений № 02/08/21 от 15.01.2021 о том, что за информацией об организациях, осуществляющих деятельность на территории города Курска, необходимо обращаться в ИФНС по г. Курску, а за предоставлением сведений из обозначенного реестра в Управление Росреестра по Курской области (т. 1 л.д. 121-122).

15.01.2021 начальником отдела государственного экологического надзора, старшим государственным инспектором в области охраны окружающей среды Курской области ФИО4 вынесено определение об истребовании сведений № 02/08/21, согласно которому Администрации Сеймского округа г. Курска необходимо в 3-х дневный срок со дня получения настоящего определения представить следующие сведения:

1. Информацию о собственнике (собственниках) земельных участков со следующими кадастровыми номерами: 46:29:103138:602, 46:29:103138:469, 46:29:103138:467, 46:29:103138:442, 46:29:103138:468, 46:29:103138:4, 46:29:103138:394, 46:29:103138:397, 46:29:103138:401, 46:29:103138:400, 46:29:103138:466, 46:29:103138:465, 46:29:103138:399, 46:29:103138:398, 46:29:103138:411, 46:29:103138:410, 46:29:103138:603, 46:29:103138:7, 46:29:103138:461, 46:29:103138:460, 46:29:103138:484 (с указанием ИНН, телефонов руководителей);

2. Информацию об организациях (индивидуальных предпринимателях, гражданах), осуществляющих деятельность на земельных участках со следующими кадастровыми номерами: 46:29:103138:602, 46:29:103138:469, 46:29:103138:467, 46:29:103138:442, 46:29:103138:468, 46:29:103138:4, 46:29:103138:394, 46:29:103138:397, 46:29:103138:401, 46:29:103138:400, 46:29:103138:466, 46:29:103138:465, 46:29:103138:399, 46:29:103138:398, 46:29:103138:411, 46:29:103138:410, 46:29:103138:603, 46:29:103138:7, 46:29:103138:461, 46:29:103138:460, 46:29:103138:484 с приложением подтверждающих документов.

Определение об истребовании сведений № 02/08/21 от 15.01.2021 было направлено в адрес Администрации Сеймского округа г. Курска, посредством электронной почты 15.01.2021 (т.1 л.д. 132-143).

18.01.2021 начальником отдела государственного экологического надзора, старшим государственным инспектором в области охраны окружающей среды Курской области ФИО4 было вынесено определение об истребовании сведений № 02/08/21, согласно которому Комитету по управлению имуществом Курской области необходимо в 3-х дневный срок со дня получения настоящего определения представить следующие сведения:

1. Информацию о собственнике (собственниках) земельных участков со следующими кадастровыми номерами: 46:29:103138:602, 46:29:103138:469, 46:29:103138:467, 46:29:103138:442, 46:29:103138:468, 46:29:103138:4, 46:29:103138:394, 46:29:103138:397, 46:29:103138:401, 46:29:103138:400, 46:29:103138:466, 46:29:103138:465, 46:29:103138:399, 46:29:103138:398, 46:29:103138:411, 46:29:103138:410, 46:29:103138:603, 46:29:103138:7, 46:29:103138:461, 46:29:103138:460, 46:29:103138:484 (с указанием ИНН, телефонов руководителей);

2. Информацию об организациях (индивидуальных предпринимателях, гражданах), осуществляющих деятельность на земельных участках со следующими кадастровыми номерами: 46:29:103138:602, 46:29:103138:469, 46:29:103138:467, 46:29:103138:442, 46:29:103138:468, 46:29:103138:4, 46:29:103138:394, 46:29:103138:397, 46:29:103138:401, 46:29:103138:400, 46:29:103138:466, 46:29:103138:465, 46:29:103138:399, 46:29:103138:398, 46:29:103138:411, 46:29:103138:410, 46:29:103138:603, 46:29:103138:7, 46:29:103138:461, 46:29:103138:460, 46:29:103138:484 с приложением подтверждающих документов.

Определение об истребовании сведений № 02/08/21 от 18.01.2021 было направлено в адрес Комитета по управлению имуществом Курской области, посредством электронной почты 18.01.2021 (т.1 л.д. 136-137).

25.01.2021 начальником отдела государственного экологического надзора, старшим государственным инспектором в области охраны окружающей среды Курской области ФИО4 вынесено определение об истребовании сведений № 02/08/21, согласно которому ИФНС России по г. Курску необходимо в 3-х дневный срок со дня получения настоящего определения представить следующие сведения:

1. Информацию о собственнике (собственниках) земельных участков со следующими кадастровыми номерами: 46:29:103138:602, 46:29:103138:469, 46:29:103138:467, 46:29:103138:442, 46:29:103138:468, 46:29:103138:4, 46:29:103138:394, 46:29:103138:397, 46:29:103138:401, 46:29:103138:400, 46:29:103138:466, 46:29:103138:465, 46:29:103138:399, 46:29:103138:398, 46:29:103138:411, 46:29:103138:410, 46:29:103138:603, 46:29:103138:7, 46:29:103138:461, 46:29:103138:460, 46:29:103138:484 (с указанием ИНН, телефонов руководителей);

2. Информацию об организациях (индивидуальных предпринимателях, гражданах), осуществляющих деятельность на земельных участках со следующими кадастровыми номерами: 46:29:103138:602, 46:29:103138:469, 46:29:103138:467, 46:29:103138:442, 46:29:103138:468, 46:29:103138:4, 46:29:103138:394, 46:29:103138:397, 46:29:103138:401, 46:29:103138:400, 46:29:103138:466, 46:29:103138:465, 46:29:103138:399, 46:29:103138:398, 46:29:103138:411, 46:29:103138:410, 46:29:103138:603, 46:29:103138:7, 46:29:103138:461, 46:29:103138:460, 46:29:103138:484 с приложением подтверждающих документов.

3. Информацию об организациях и индивидуальных предпринимателях (список), зарегистрированных по адресу: <...> д. №№ 2,5,7,9,11 с указанием ИНН, ОГРН, контактные телефоны, имеющиеся в распоряжении налогового органа;

4. Информацию об организациях и индивидуальных предпринимателях (список), осуществляющих деятельность по адресу: <...> д. №№ 2,5,7,9,11 с указанием ИНН, ОГРН, контактные телефоны, имеющиеся в распоряжении налогового органа;

5. Информацию о проведенных контрольно-надзорных мероприятиях в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателях (период 2018, 2019, 2020), зарегистрированных и осуществляющих деятельность по адресу: <...> д. №№ 2,5,7,9,11 с указанием ИНН, ОГРН, состава и события административного правонарушения. Копия определения была направлена в ИФНС по г. Курску по юридическому адресу (т.1 л.д. 123-124).

29.01.2021 исполняющим обязанности заместителя начальника, советником государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса ФИО7  был дан ответ с приложением на 5 листах на определение об истребовании сведений          № 02/08/21 от 25.01.2021 о том, что налоговые органы не являются первоисточником данной информации и не могут в полной мере отвечать за степень ее актуальности и достоверности; при возникновении вопросов, касающихся представленных сведений о земельных участках нужно обращаться непосредственно в органы, осуществляющие государственную регистрацию, постановка на учет юридических лиц не предусматривает возможности указания в качестве юридического лица адреса земельного участка (т. 1 л.д. 125-126).

В рамках проведения административного расследования из Филиала ФГБУ «Росреестра по Курской области» получена информация о том, что согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о переходе прав на объект недвижимости от 18.01.2021 № КУВИ-002/2021-11483 за ООО «КБ Рунда» зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером 46:29:103138:467, дата государственной регистрации права 06.06.2017 (т. 1 л.д. 142).

29.01.2021 начальником отдела государственного экологического надзора, старшим государственным инспектором в области охраны окружающей среды Курской области ФИО4 было направлено уведомление от 29.01.2021 № 02/08/21-467 о дате, месте и времени проведения осмотра территории, который состоится 05.02.2021 в 16 час. 30 мин. в адрес ООО «КБ Рунда», посредством электронной почты, почты России, о чем свидетельствует отчет с почтовым идентификатором 80081057985607, копию уведомления получил представитель ООО «КБ Рунда» ФИО2 05.02.2021, о чем свидетельствует собственноручная подпись (т. 2 л.д. 38-41).

Начальником отдела государственного экологического надзора, старшим государственным инспектором в области охраны окружающей среды Курской области ФИО4 направлено уведомление от 04.02.2021 № 02/08/21 о дате, месте и времени проведения осмотра территории, который состоится 05.02.2021 в период с 11 час. 00 мин. до 16 час. 30 мин. в адрес Комитета промышленности, торговли и предпринимательства Курской области, МУП «Курскводоканал», посредством электронной почты 04.02.2021 (т. 4 л.д. 10-12).

Как следует из пояснений представителей Комитета, принимая во внимание, что по почте уведомление о проведении осмотра не было получено ООО «КБ Рунда» на дату проведения осмотра – 05.02.2021, Комитет пришел к выводу о том, что отсутствует надлежащее извещение лица о дате и времени проведения осмотра, в связи с чем 05.02.2021 акт осмотра территории ООО «КБ Рунда» сотрудниками Комитета не составлялся;  в материалы дела акт осмотра от указанной даты не представлен.

В письменных пояснениях Комитета от 18.06.2021 указано, что при выезде осмотр произведен не был, акт осмотра отсутствует.

09.02.2021 старший государственный инспектор в области охраны окружающей среды Курской области ФИО4 ходатайствовал о продлении срока проведения административного расследования № 02/08/21 по ст. 8.1 КоАП РФ по факту несоблюдения экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов предприятиями, осуществляющими производственную и хозяйственную деятельность по адресу: <...> в районе домов № 2,5,7,9,11, на срок не превышающий 30 дней, с целью оценки материалов в части определения дальнейших действий процессуального характера (т. 1 л.д. 139).

09.02.2021 заместителем председателя комитета природных ресурсов Курской области ФИО5 вынесено определение о продлении срока проведения административного расследования по делу об административном правонарушении             № 02/08/21 в отношении неустановленного лица, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ на 30 дней, сроком до 11.03.2021 (т. 1 л.д. 140-141).

В адрес ООО «КБ Рунда» направлено уведомление № 02/08/21-467 от 11.02.2021 о дате, месте и времени осмотра территории по адресу: <...>, земельный участок с кадастровым номером 46:29:103138:467. Уведомление получил генеральный директор ООО «КБ Рунда» ФИО2 11.02.2021, о чем свидетельствует его собственноручная подпись, также уведомление было направлено посредством электронной почты в адрес ФИО2 (т. 1 л.д. 145, 146).

Согласно протоколу № 02/08/21-467 об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 15.02.2021 (л.д. 148-151) в присутствии генерального директора ООО «КБ Рунда» ФИО2 (на основании приказа № 17/03/20 от 17.03.2020 начальником отдела государственного экологического надзора комитета природных ресурсов Курской области ФИО4 было установлено, что земельный участок с кадастровым номером 46:29:103138:467, расположенный по адресу: <...>, по периметру огорожен забором, имеются въездные и выездные ворота. При входе на территорию данного земельного участка с правой стороны расположен металлопрокат (квадратная труба, круглая труба, швеллер, двутавр лист, оцинкованный и черный металлы). Территория данного земельного участка имеет асфальтовое покрытие, при входе справа расположен контейнер для утилизации отходов. На территорию данного земельного участка имеется производственное здание, включающее в себя: 1-этаж- производственная площадка, раздевалки для сотрудников ООО «КБ Рунда», санузел; 2-й этаж - административное помещение, санузел. Также при осмотре данного земельного участка с задней его части (со стороны забора предприятия ООО «Экотекс») имеется скважина. Генеральный директор ООО «КБ Рунда» ФИО2 устно пояснил, что на данную скважину имеется паспорт, глубина прокола составляет 16 метров. При осмотре велась фотосъемка с помощью телефона Самсунг А6. К протоколу приложены фотоснимки. Копию протокола получил генеральный директор ФИО2 – 15.02.2021, о чем свидетельствует собственноручная подпись, замечания отсутствовали (т. 1 л.д. 148-160).

15.02.2021 начальником отдела государственного экологического надзора комитета природных ресурсов Курской области ФИО4 было вынесено определение            № 02/08/21-467 об истребовании сведений у ООО «КБ Рунда» в трехдневный срок со дня получения настоящего определения, а именно были запрошены сведения: о наличии лицензий на осуществление недропользования, в том числе на добычу полезных ископаемых, подземных вод; информацию о системе водоотведения на земельном участке с кадастровым номером 46:29:103138:467, а также о заключенных договорах на водоотведение; сведения о заключенных договорах на удаление сточных вод, с приложением копий таких документов. Копию определения получил Генеральный директор ООО «КБ Рунда» ФИО2 15.02.2021, о чем свидетельствует собственноручная подпись (т. 1 л.д. 161-164).

В письме № 36А от 18.02.2021 (т. 1, л.д. 165-168) ООО «КБ Рунда» указало, что относительно сведений о наличии лицензий на осуществление недропользования ООО «КБ Рунда» 20.09.2020 заключило Договор на выполнение услуг по подготовке, согласованию и предоставлению в контролирующие органы документов для получения лицензии на право пользования недрами  (добыча технической воды).

В письме исх. № 37А от 18.02.2021 ООО «КБ Рунда» указывает, что копии договоров на водоотведение и удаление сточных вод, на земельном участке с кадастровым номером 46:29:103138:467, расположенном по адресу: <...> , а также копии документов о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами  I-IV классов опасности, могут быть представлены в срок не позднее 01.03.2021 (т. 1 л.д. 169).

ООО «КБ Рунда» посредством почты России представил программу производственного экологического контроля на 24 листах, выписку из ЕГРН на 9 листах.

В ходе административного расследования, административный орган пришел к выводу о том, что хозяйствующим субъектом ООО «КБ Рунда» нарушена статья 11 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», что образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ.

В адрес ООО «КБ Рунда» направлено уведомление № 02/08/21-15 от 19.03.2021 о дате, месте и времени составления протокола об административном правонарушении, которое состоится 22.03.2021 в 16 час. 20 мин., посредством электронном почты – 19.03.2021 (т. 1 л.д. 205-208).

19.03.2021 от ООО «КБ Рунда» поступило ходатайство о переносе составления протокола об административном правонарушении на другой день, по причине принятия участия представителя Общества в судебном заседании.

Определением № 20/08/21-15 от 19.03.2021 комитет природных ресурсов Курской области отказал ООО «КБ Рунда» в удовлетворении ходатайства, в связи с тем, что генеральным директором ООО «КБ Рунда» ФИО2 не приложены подтверждающие документы об участии его представителя в судебном заседании (судебная повестка, судебное извещение, вызовы), также не указан судебный орган, в котором его представитель будет принимать участие. Копия определения была направлена посредством электронной почты (т. 1 л.д. 210-212).

22.03.2021 начальником отдела государственного экологического надзора, старшим государственным инспектором в области охраны окружающей среды Курской области ФИО4 в отношении ООО «КБ Рунда» в присутствии законного представителя – генерального директора ФИО2 составлен протокол № 02/08/21-15 об административном правонарушении по признакам наличия в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ (т. 1, л.д. 36-42). Копия протокола вручена представителю Общества ФИО2- 22.03.2021.

Согласно письменным объяснениям ФИО2 по протоколу                 № 02/08/21-15 от 22.03.2021 (т. 1, л.д. 54-55), им за счет собственных сил, на земельном участке, принадлежащем ему на праве пользования, была пробурена скважина на глубину 16 метров с целью использования для собственных нужд (мытье рук, туалет) и без извлечения прибыли (скважина в песок). Потребление воды не превышает более 2 кубометров в день. Для технологических нужд приобретается вода (питьевая) и смазочно-охлаждающая жидкость. В совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ Общество вину не признало.

Начальником отдела государственного экологического надзора комитета природных ресурсов Курской области, старшим государственным инспектором в области охраны окружающей среды Курской области ФИО4 в присутствии генерального директора ООО «КБ Рунда» ФИО2 вынесено постановление о назначении административного наказания № 02/08/21-15 от 23.03.2021, согласно которому  ООО «КБ Рунда» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 800 000 руб. Копию постановления № 02/08/21-15 от 23.03.2021 получил ФИО2 23.03.2021, о чем свидетельствует собственноручная подпись.

Как следует из текста данного постановления Обществу вменяется нарушение требований Федерального закона от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», а именно пользование недрами без лицензии на пользование недрами.

Начальником отдела государственного экологического надзора комитета природных ресурсов Курской области, старшим государственным инспектором в области охраны окружающей среды Курской области ФИО4 вынесено представление № 02/08/21-15 от 23.03.2021 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, согласно которому ООО «КБ Рунда» необходимо принять меры по устранению вышеуказанных причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 23.03.2021 № 02/08/21-15 по ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ, рассмотреть настоящее представление в течение месяца со дня получения и сообщить о принятых мерах. Копию представления получил генеральный директор Общества ФИО2 23.03.2021.

Не согласившись с постановлением о назначении административного наказания № 02/08/21-15 от 23.03.2021 ООО «КБ Рунда» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением (с учетом его уточнения от 03.08.2021).

Требования заявителя подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с положениями части 3 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  (далее - КоАП РФ) постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

Согласно части 2 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным законом. В случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен судом по ходатайству заявителя.

В соответствии с частью 3 статьи 113 АПК РФ в сроки, исчисляемые днями, не включаются нерабочие дни.

С настоящим заявлением об отмене постановления от 23.03.2021 № 02/08/21-15 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ, Общество обратилось 31.03.2021, т.е. в срок, установленной частью 2 статьи 208 АПК РФ.

Частью 4 статьи 210 АПК РФ предусмотрено, что по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

На основании части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

В соответствии с частью 1 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 КоАП РФ, в пределах компетенции соответствующего органа.

Органы, осуществляющие государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 7.3 КоАП РФ (часть 1 статьи 23.22 КоАП РФ).

Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, в пределах своих полномочий вправе, в том числе, старшие государственные инспекторы субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды (пункт 7 части 2 статьи 23.22 КоАП РФ).

В соответствии со статьей 37 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (в редакции, применимой к спорным правоотношениям) государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (федеральный государственный надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный надзор) согласно их компетенции в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Губернатора Курской области от 07.10.2020 № 299-пг  утверждено Положение о комитете природных ресурсов Курской области (далее – Положение, в редакции, применимой к спорным правоотношениям), согласно которому Комитет природных ресурсов Курской области является отраслевым органом исполнительной власти Курской области, осуществляющим реализацию государственной политики Курской области в закрепленной сфере деятельности, а также переданных Российской Федерацией полномочий.

Пунктом 2.4 указанного Положения предусмотрено, что основными задачами комитета является, в том числе, осуществление регионального государственного экологического надзора согласно компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3.4.16 Положения Комитет организует и осуществляет региональный государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения в порядке, установленном Администрацией Курской области.

Положение, утвержденное постановлением Губернатора Курской области от  07.10.2020 № 299-пг, определяет Комитет природных ресурсов Курской области как орган, уполномоченный на привлечение юридических лиц к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.3 КоАП РФ.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемое постановление принято уполномоченным лицом в пределах компетенции.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом (статья 24.1 КоАП РФ).

В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат:

1) наличие события административного правонарушения;

2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;

3) виновность лица в совершении административного правонарушения;

4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;

5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;

6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;

7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Исходя из буквального толкования указанной нормы права наличие события административного правонарушения, за которое предусмотрена административная ответственность, входит в предмет доказывания и является обстоятельством, подлежащим выяснению в рамках административного производства.

В соответствии с ч.ч. 1 -  ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.

В соответствии с ч. 1 ст. 27.8 КоАП РФ осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю используемых для осуществления предпринимательской деятельности помещении, территорий и находящихся там вещей и документов производится должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса.

Осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов осуществляется в присутствии представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя или его представителя, а также в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи (ч. 2 ст. 27.8 КоАП РФ).

В случае необходимости применяются фото- и киносъемка, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств (ч.  Ст. 27.8 КоАП РФ).

Как следует из текста оспариваемого постановления, в его основу положены обстоятельства, установленные административным органом в ходе осмотра, отраженные в протоколе № 02/08/21-467 от 15.02.2021 об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов.

В протоколе осмотра от 15.02.2021 указано, что протокол составлен начальником отдела государственного экологического надзора ФИО4 в присутствии законного представителя ООО «КБ Рунда» генерального директора ФИО2

При этом в ходе осмотра территории и составлении соответствующего протокола от 15.02.2021 понятые не приглашались, видеозапись не проводилась.

В ходе рассмотрения дела в суде представителя Комитета пояснил, что понятых для составления протокола осмотра найти не удалось, а видеозапись не была осуществлена в связи с плохими погодными условиями. Вместе с тем, данные обстоятельства не могут служить обстоятельствами, исключающими императивные требования к проведению и составлению протокола осмотра территории.

Принимая во внимание, что осмотр территории был осуществлен в рамках административного расследования, соответственно к данному осмотру подлежат применению требования статьи 27.8 КоАП РФ, в то время как понятые для проведения осмотра не приглашались, а видеозапись осмотра не осуществлялась, суд приходит к выводу, что данное доказательство (протокол осмотра от 05.02.2021) получено с нарушением  установленных требований и не может быть положено в основу доказательственной базы.

В материалы дела также представлено представление Прокуратуры Курской области от 11.08.2021 № 7-11-2021 об устранении нарушений федерального законодательства комитета природных ресурсов Курской области. В данном представлении сделан вывод о нарушении части 2 статьи 27.8 КоАП РФ при проведении осмотра территории ООО «КБ Рунда». Проверка показала, что в качестве доказательства по делу использован составленный в отсутствие понятых и без применения видеозаписи протокол осмотра территории земельного участка с кадастровым номером 46:29:103138, тогда как в силу части 3 статьи 26.2 КоАП РФ такие нарушения влекут недопустимость дальнейшего использования полученных при осмотре сведений.

Доводы заявителя относительно нарушений, допущенных 05.02.2021 при осмотре территории ООО «КБ Рунда» подлежат отклонению, поскольку как установлено в ходе рассмотрения дела протокол осмотра в эту дату не составлялся; по прибытии на территорию ООО «КБ Рунда» должностным лицом Комитета принято решение не проводить осмотра, в связи с чем проведение осмотра было перенесено на 15.02.2021.

При оценке выводов административного органа о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ, суд считает необходимым руководствоваться следующим.

В соответствии с частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ пользование недрами без лицензии на пользование недрами, за исключением случаев, предусмотренных статьей 7.5 и частью 1 статьи 15.44 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.

Объектом вменяемого административного правонарушения являются охраняемые государством правоотношения в сфере охраны собственности.

Объективную сторону данного правонарушения составляет пользование недрами без соответствующей лицензии.

Субъектом правонарушения являются граждане, должностные и юридические лица.

Субъективная сторона данного правонарушения характеризуется наличием вины, которая заключается в том, что лицом не были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства при наличии такой возможности.

Закон Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее – Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1) регулирует отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр, разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, специфических минеральных ресурсов (рапы лиманов и озер, торфа, сапропеля и других), подземных вод, включая попутные воды (воды, извлеченные из недр вместе с нефтью, газом и газовым конденсатом (далее - углеводородное сырье), и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд.

В соответствии со статьей 9 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если иное не установлено федеральными законами.

Права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр, при предоставлении права пользования участком недр на условиях соглашения о разделе продукции - с даты вступления такого соглашения в силу.

Статья 11 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 определяет, что предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

Предоставление участка (участков) недр в пользование на условиях соглашения о разделе продукции оформляется лицензией на пользование недрами. Лицензия удостоверяет право пользования указанным участком (участками) недр на условиях соглашения, определяющего все необходимые условия пользования недрами в соответствии с Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции» и законодательством Российской Федерации о недрах.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.

Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, размещения в пластах горных пород попутных вод, вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья, вод, образующихся у пользователей недр, осуществляющих разведку и добычу, а также первичную переработку калийных и магниевых солей, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

Допускается предоставление лицензий на несколько видов пользования недрами.

В соответствии с ч. 3 ст. 9 Водного кодекса Российской Федерации физические лица, юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.

Статьей 19 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 установлено, что собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков имеют право осуществлять в границах данных земельных участков без применения взрывных работ использование для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых, имеющихся в границах земельного участка и не числящихся на государственном балансе, подземных вод, объем извлечения которых должен составлять не более 100 кубических метров в сутки, из водоносных горизонтов, не являющихся источниками централизованного водоснабжения и расположенных над водоносными горизонтами, являющимися источниками централизованного водоснабжения, а также строительство подземных сооружений на глубину до пяти метров в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Под использованием для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод в целях настоящей статьи понимается их использование собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков для личных, бытовых и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд.

Общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды, имеющиеся в границах земельного участка и используемые собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков для личных, бытовых и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, не могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому.

Под использованием для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод в целях данной статьи понимается их использование собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков для личных, бытовых и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд.

Таким образом, действующее законодательство предусматривает возможность добычи подземных вод без оформления лицензии на пользование недрами в объеме не более 100 кубических метров в сутки, из водоносных горизонтов, не являющихся источниками централизованного водоснабжения и расположенных над водоносными горизонтами, являющимися источниками централизованного водоснабжения, для бытовых нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Буквальное толкование статьи 19 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 подразумевает исключительное, льготное право правообладателей земельных участков осуществлять забор подземных вод только для своих собственных (личных) нужд не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

В рассматриваемом случае в качестве объективной стороны правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ, Обществу вменяется добыча подземных вод без лицензии на пользовании недрами, в связи с чем, обязанностью административного органа в данном случае является установление и доказывание конкретных фактов использования Обществом скважины, целей такого использования, нарушения требований законодательства о возможности добычи подземных вод без лицензии в границах водоносного горизонта, не являющегося источником централизованного водоснабжения и расположенного над водоносными горизонтами, превышения объемов извлечения подземных вод.

Как следует из текста оспариваемого постановления, Комитет пришел к выводу о том, что Обществом осуществляется добыча подземных вод без наличия на то соответствующей лицензии в связи с установлением факта наличия на земельном участке с кадастровым номером 46:29:103138:467 скважины. В ходе осмотра директор Общества ФИО2 пояснил, что данная скважина установлена на глубину 16 метров, имеется паспорт. В объяснениях от 22.03.2021 директор пояснил, что целью использования скважины является использование для собственных нужд (мытье рук, туалет), без извлечения прибыли.

Принимая во внимание, что данная скважина расположена на земельном участке, принадлежащем на праве собственности ООО «КБ Рунда», при условии, что на данном земельном участке осуществляется непосредственно производственная деятельность Общества, Комитет пришел к выводу о том, что Общество осуществляет пользование недрами в целях предпринимательской деятельности без наличия на то соответствующей лицензии.

Вместе с тем, в ходе судебного заседания представитель Комитета пояснила, что в ходе административного расследования Комитетом не устанавливался объем извлечения подземных вод (факт превышения объема добычи подземных вод 100 кубических метров не устанавливался административным органом), не устанавливалось, из каких водоносных горизонтов осуществляется добыча воды, глубина скважины также Комитетом не устанавливалась. Доказательств фактического использования воды ООО «КБ Рунда» в производственной деятельности административным органом также не представлено.

Как пояснил представитель Комитета, административный орган исходил из объяснений, которые были даны законным представителем ООО «КБ Рунда».

Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что Комитетом в ходе административного расследования и при вынесении оспариваемого постановления не были получены неопровержимые доказательства, свидетельствующие об использовании Обществом подземных вод непосредственно в производственном процессе, а соответственно в предпринимательской деятельности, равно как и не установлено наличие либо отсутствие оснований, предусмотренных статьей 19 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1, определяющих возможность использования подземных вод без наличия на то соответствующей лицензии.

Доказательств того, что при добыче Обществом воды допущено не соответствие условиям, предусмотренным статьей 19 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 (в том числе, проведение взрывных работ, добыча более 100 куб.м. в сутки и др.) административным органом не представлено.

27.04.2021 комитетом природных ресурсов Курской области сделан запрос в МУП «Водоканал г. Курска» для предоставления информации по земельному участку с кадастровым номером 46:29:103138:467, который находится в собственности ООО «КБ Рунда», расположенном по адресу: <...>, с целью получения сведений: 1) с какого водозабора подается вода данному предприятию; 2) на какой водоносный горизонт оборудованы скважины данного водозабора.

27.04.2021 МУП «Водоканал» в ответе на запрос сообщил, что ООО «КБ Рунда» к центральным сетям водоснабжения не подключено, договорные отношения между МУП «Курскводоканал» и ООО «КБ Рунда» отсутствуют.

Как следует из доказательств, представленных в материалы дела, ООО «КБ Рунда», являясь субъектом предпринимательской деятельности, осуществляет коммерческую деятельность по основному виду деятельности - (согласно выписке из ЕГРЮЛ) производство машин и оборудования для производства пищевых продуктов, напитков и табачных изделий.

Как следует из письменных пояснений ООО «КБ Рунда» (т. 2 л.д. 109-110), организация занимается изготовлением и поставкой оборудования для забоя животных (крупного рогатого скота и т.д.). В процессе изготовления оборудования и изделий для пищевой промышленности ООО «КБ Рунда» использует различные виды оборудования, оснастку, вспомогательные инструменты. Оборудование - токарные станки, фрезерные станки, сверлильные станки, ленточные пилы, сварочные аппараты, листогибочный пресс, установку воздушно-плазменной резки, пресс гидравлический. Оснастка - специальные приспособления для изготовления сборочных деталей, выполнения сварки. Вспомогательный инструмент - болгарка, молоток, шуруповерт, различные ключи, пневмоинструмент. При обработке металлов на токарных, фрезерных, сверлильных и ленточных станках используется смазочно-охлаждающая жидкость (СОЖ), которая закупается у поставщиков. Общество пояснило, что также используется компрессорная установка для обеспечения работы пневмоинструмента и сдува стружки с деталей. Их пояснений Общества следует, что использование воды и ее попадание на изделия не допускается во избежание образования коррозии. По технологии изготовления, изделия после обработки и сборки подвергаются обработке горячим цинком, согласно технологическому процессу покрытия, коррозия на деталях не допустима.

В ходе рассмотрения дела по существу административным органом был заявлен довод, который не был отражен в оспариваемом постановлении (дополнение к отзыву от 04.02.2022) о том, что согласно программы экологического контроля, инвентаризации источников загрязняющих веществ и иных документов, свидетельствующих о производственном цикле, административный орган пришел к выводу о том, что ООО «КБ Рунда» в производственной деятельности используется оборудование, которое согласно технологическим картам, предусматривает необходимость использования смазочно-охлаждающей жидкости (СОЖ). Как пояснил Комитет, СОЖ эмульсол широко применяется при обработке металлов, выполняет роль смазочного вещества, охлаждает инструмент, смывает пыль, стружку и другие загрязнения. Эмульсол представляет собой концентрированный состав на основе минеральных масел и поверхностно активных веществ, эмульсол растворяют в воде для получения смазочно-охлаждающех эмульсий, жидкостей, которые используются в производстве.

Проанализировав технологическую карту производства для оборудования, используемого в технологических процессах, утвержденную ООО «КБ Рунда» от 11.01.2021, Комитет пришел к выводу о том, что СОЖ используется предприятием при эксплуатации 13 единиц оборудования, что, по мнению Комитета, свидетельствует о том, что Общество использует воду для разбавления приобретаемого и необходимого в производстве эмульсола (СОЖ).

В ходе судебных заседаний представитель заявителя пояснил, что технологический процесс производства оборудования не является беспрерывным. Виды оборудования, которые отражены в технологической карте, и для работы которых в том числе необходима СОЖ, не используются все одновременно и постоянно. Например, имеется оборудование необходимость в использовании которого  возникает крайне редко, например не более одного раза в месяц.

Относительно доводов Комитета о том, что ООО «КБ Рунда» использует воду для разбавления СОЖ, необходимого в свою очередь для обслуживания оборудования, используемого в производственном процессе, суд отмечает следующее.

В ходе административного расследования, равно как и на дату принятия оспариваемого постановления административным органом не получено документальных доказательств в подтверждение указанного факта; кроме того оспариваемое постановление не содержит выводов относительно данного обстоятельства.

В ходе судебного заседания Комитетом также не представлено документальных доказательств, позволяющих сделать вывод о том, что Обществом используется вода из скважины для разбавления СОЖ, необходимого для обслуживания оборудования. При этом доводы Комитета основаны на анализе технологических карт и технических характеристиках СОЖ без учета фактических обстоятельств осуществления Обществом производственного цикла. Более того данные обстоятельства не устанавливались и не проверялись административным органом в ходе административного расследования.

Доказательств того, что на дату принятия оспариваемого постановления Комитетом  был установлен и задокументирован факт разведения СОЖ на территории ООО «КБ Рунда» с применением воды из скважины, суду не представлено.

В ходе судебного заседания представитель заявителя пояснил, что  ООО «КБ Рунда» на протяжении длительного времени приобретает СОЖ уже в разведенном виде у одного и того же поставщика – ООО «Техновед». Разведение концентрата СОЖ требует точного соблюдения пропорций, которое не может быть обеспечено сотрудниками Общества, в связи с чем, СОЖ приобретается уже в разведенном виде.

В материалы дела представлено письмо ООО «Техновелд» от 14.02.2022 № 5 в котором ООО «Техновелд» сообщает, что поставляет в адрес ООО «КБ Рунда» смазывающую охлаждающую жидкость в канистрах по 20 л. готовую для использования в производственных целях. Покупка данного товара осуществляется с периодичностью один раз в квартал. В материалах дела также имеется акт сверки взаимных расчетов за 1 полугодие 2021, универсально-передаточные документы ООО «Техновелд» (т. 4, л.д. 166-174). 

Доводы Комитета относительного того, что приобретение СОЖ у ООО «Техновелд» один раз в квартал не может обеспечить производственную потребность ООО «КБ Рунда» носят предположительный характер и не является документально подтвержденным.

Оценивая доводы Комитета относительно использования воды из скважины в предпринимательской деятельности, суд считает необходимым исходить из следующего.

Как следует из письменных пояснений заявителя, фактически вода из скважины используется исключительно для мытья рук и использования туалетной комнаты сотрудниками.

Суд соглашается с доводом заявителя о том, что использование воды для бытовых нужд, указанных заявителем (мытье рук, туалетная комната), не может быть расценено как использование воды в производственной деятельности, а соответственно в предпринимательской деятельности.

Кроме того, суд также учитывает, согласно паспорту электронасоса (т. 2 л.д.42-48), установленного на скважину Общества без применения специальных бурильных установок, фактически для выкачки воды используется устройство: Электронасосы бытовые, центробежные погружные БЦП -0,5 (М) -63.

Согласно разделу 1 «Общие указания» электронасосы бытовые центробежные, погружные типа БПП 0,5 (М) предназначены для подачи воды в бытовых условиях. Максимальное число включений в час не более 20. Максимальная подача воды насоса типа БЦП-0,5-63 (М) составляет 1,8 куб.м/ч.

Как следует из пояснения заявителя, при непрерывной работе насоса в течение 8 часового рабочего дня общий объем составит 14,4 куб.м., из расчета 1,8 Х 8.

Согласно пояснениям заявителя среднесписочная численность сотрудников ООО «КБ Рунда» составляет 21 человек, при норме расхода воды на одного человека 250 л. (СНиП 2.04.04-85) теоретически расход воды может составить: 250*21=5,25 куб.м. в день.

Принимая во внимание, что административным органом объем потребляемой воды в сутки административным органом не устанавливался, учитывая технические характеристики электронасоса, обеспечивающего подачу воды из скважины, суд приходит  выводу о том, что доказательств превышения лимита, установленного статей 19 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1, суду не представлено.

При этом представитель заявителя пояснил, что вода для технических целей (питьевая вода) закупается Обществом, вода из скважины используется исключительно для мытья рук и пользования туалетной комнатой.

Доводы Комитета относительного того, что Обществом по запросу административного органа были представлены пояснения (письмо № 36А от 18.02.2021), в которых сообщялось о том, что ООО «КБ Рунда» 20.09.2020 заключило договор на выполнение услуг по подготовке, согласованию и предоставлению в контролирующие органы документов для получения лицензии на право пользования недрами  (добыча технической воды), не могут служить безусловным и единственным доказательством того, что Обществом нарушена статья 19 Закона РФ от 21.02.1992            № 2395-1.

В ходе судебного заседания представитель заявителя пояснил, что после детального изучения нормативный базы Общество пришло к выводу о том, что необходимость в получении лицензии отсутствует.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что действующее законодательство предусматривает возможность добычи подземных вод без оформления лицензии на пользование недрами в объеме не более 100 кубических метров в сутки, из водоносных горизонтов, не являющихся источниками централизованного водоснабжения и расположенных над водоносными горизонтами, являющихся источниками централизованного водоснабжения, для бытовых нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Административным органом в ходе административного расследования не были установлены объем воды, добываемой ООО «КБ Рунда», вид водоносного горизонта, не получено документальных доказательств, позволяющих сделать однозначный вывод о том, что вода используется Обществом непосредственно в предпринимательской деятельности, т.е. в производственном процессе. Доводы Комитета о том, что вода необходима Обществу для разбавления СОЖ, носят предположительный характер и не имеют документального подтверждения.

При этом суд отмечает, что использование воды из скважины, расположенной на земельном участке, принадлежащем на праве собственности ООО «КБ Рунда» исключительно для бытовых нужд, а именно для мытья рук и использования туалетной комнаты сотрудниками Общества, не может быть расценено как использование воды в предпринимательской деятельности.

С учетом изложенного, суд полагает, что Обществом соблюдены требования статьи 19 Закона РФ от 21.02.1992            № 2395-1.

Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ предусмотрено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В силу положений статьи 65, части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются вышеуказанные обстоятельства.

Оценивая в совокупности, представленные в материалы дела доказательства, административным органом в ходе административного расследования не осуществлялось специальных замеров, исследований, экспертиз, которые могли бы зафиксировать глубину скважины, располагающейся на земельном участке, не установлен вид водоносного горизонта, не установлен объем потребляемой воды, документальных доказательств использования воды непосредственно в производственном процессе не представлено, суд приходит к выводу о недоказанности административным органом наличия в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ.

Недоказанность состава правонарушения свидетельствует о незаконности оспариваемого постановления.

При этом суд отмечает, что в силу части 4 статьи 1.5 КоАП РФ все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Согласно части 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

С учетом изложенного требования заявителя пролежат удовлетворению.

В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 210-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Требования общества с ограниченной ответственностью «КБ Рунда» удовлетворить.

Признать незаконным и отменить постановление о назначении административного наказания № 02/08/21-15 от 23.03.2021 в отношении ООО «КБ Рунда» за административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ.

Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия.

Решение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Курской области в течение десяти дней со дня его принятия.

Судья                                                                                                                   Л.В. Дрючина