АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
г. Курск, ул. К. Маркса, д. 25
http://www.kursk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Курск
19 августа 2016 года | Дело№ А35-2817/2016 |
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 15.08.2016.
Полный текст решения изготовлен 19.08.2016.
Арбитражный суд Курской области в составе судьи Григоржевич Е.М., при ведении протокола помощником судьи Пашиной Я.А., рассмотрев после перерыва, объявленного 09.08.2016 в порядке ст. 163 АПК РФ, в открытом судебном заседании дело по заявлению, с учетом уточнения,
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 32 им. прп. ФИО1»
к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Курской области
об отмене постановления от 10.03.2016 по делу № 05-07-014/2016.
В судебном заседании после перерыва приняли участие представители:
от заявителя – ФИО2 по доверенности от 13.07.2016 по удостоверению адвоката № 346;
от заинтересованного лица – ФИО3 по доверенности от 26.04.2016 № 8, СУ № 46 00061, ФИО4 по доверенности от 10.05.2016 № 11, СУ № 505 (имеется в материалах дела).
Изучив материалы дела арбитражный суд
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 32 им. прп. ФИО1» (далее - МБОУ «Школа № 32 им. прп. ФИО1») обратилось в арбитражный суд к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Курской области об отмене постановления от 10.03.2016 по делу № 05-07-014/2016 «О прекращении производства по делу об административном правонарушении».
07.04.2016 определением Арбитражного суда Курской области заявление было принято к производству.
Заявитель в судебном заседании представил принятые судом уточненные в соответствии со статьей 211 АПК РФ требования, поддержал их, через канцелярию суда представил дополнения с дополнительными документами, которые приобщены судом к материалам дела, ответил на вопросы суда и заинтересованного лица, просил суд признать незаконным и отменить постановление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Курской области от 10.03.2016 по делу № 05-07-014/2016 «О прекращении производства по делу об административном правонарушении».
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании требования не признал.
В судебном заседании после перерыва, объявленного 09.08.2016, представители участвующих в деле лиц поддержали ранее изложенные доводы.
Изучив материалы дела, выслушав доводы явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
МБОУ «Школа № 32 им. прп. ФИО1» - ранее общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №32. Приказом комитета образования г.Курска от 03.12.2015 №1104 переименовано в муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №32 им прп. ФИО1». В 2014 году осуществляло свою деятельность на основании Устава, утвержденного приказом комитета образования г.Курска от 30.11.2011 №1332.
МБОУ «Школа № 32 им. прп. ФИО1» осуществляет свою деятельность на основании Устава, утвержденного приказом комитета образования г.Курска от 16.12.2015 №1167.
Согласно пункту 1.1 Устава МБОУ «Школа № 32 им. прп. ФИО1» создано путем учреждения для оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий муниципального образования «Город Курск» в сфере образования. Учредителем является муниципальное образование «Город Курск». Функции и полномочия учредителя от имени муниципального образования осуществляет комитет образования города Курска.
МБОУ «Школа № 32 им. прп. ФИО1» зарегистрировано в качестве юридического лица 13.01.2003, ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождение: 30500, <...>. Директором является ФИО5.
Как следует из материалов дела, на основании соглашения между Комитетом образования и науки Курской области и Администрацией города Курска МБОУ «Школа № 32 им. прп. ФИО1» в 2014 году включено в программу «Доступная среда».
Между МБОУ «Школа № 32 им. прп. ФИО1» и ООО «Экомонтаж+» был заключен договор подряда от 04.12.2014 № 105 на проведение работ по ремонту санузла и шлюза перед медкомнатой по адресу: <...>, на общую сумму 289825,00 руб.
МБОУ «Школа № 32 им. прп. ФИО1» представлена в комитет образования города Курска заявка на получение финансирования от 19.12.2014 №125 для оплаты договора от 04.12.2014 №105, заключенного с ООО «Экомонтаж+», за ремонт санузла и шлюза перед медкомнатой в соответствии со счет-фактурой от 15.12.2014 №00012 за счет средств, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета на сумму 289825,00 руб.
На основании заявки на получение финансирования от 19.12.2014 № 125 комитетом образования г. Курска перечислены МБОУ «Школа № 32 им. прп. ФИО1» по платежному поручению от 25.12.2014 № 156 средства, источником финансового обеспечения которых являлись субсидии из федерального бюджета, в сумме 289825,00 руб., с назначением платежа: «(903-0702-0305027-612-241 л/с <***>) (903120001) (442) перечисление субсидий на иные цели», что подтверждается выпиской из отдельного лицевого счета бюджетного (автономного учреждения) № 21446У11610 за 25.12.2014.
Согласно выписке из отдельного лицевого счета бюджетного (автономного учреждения) № 21446У11610 за 26.12.2014, на основании заявки на кассовый расход от 26.12.2014 № 00000569, по платежному поручению от 26.12.2014 №307562, МБОУ «Школа № 32 им. прп. ФИО1» перечислены средства, источником финансового обеспечения которых являлись субсидии из федерального бюджета ООО «Экомонтаж +» в сумме 289825,00 руб. с назначением платежа: «(000-0000-0000000-000-225 л/с 21446У11610) (903120001) оплата ремонта санузла и шлюза перед медкомнатой согласно договору № 105 от 04.12.2014 г. счет-фактура № 00012 от 15.12.2014 г.».
Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Курской области на основании приказа от 22.01.2016 №9-р «О назначении выездной проверки» в отношении МБОУ «Школа № 32 им. прп. ФИО1» проведена плановая выездная проверка использования в 2014 субсидии из федерального бюджета, предоставленной бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию государственной программы «Доступная среда» в части проведения мероприятий по формированию в субъектах Российской Федерации сети базовых общеобразовательных организаций, в которых созданы условия для инклюзивного образования детей-инвалидов, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 297 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы.
В ходе указанной проверки административным органом в МБОУ «Школа № 32 им. прп. ФИО1» выявлены факты нецелевого использования бюджетных средств, выразившиеся в направлении средств субсидии из федерального бюджета, в том числе на оплату работ по установке окон в санузле, по установке радиаторных решеток в санузле, выполненных в рамках договора подряда от 04.12.2014 № 105, заключенного с ООО «Экомонтаж +», в сумме 52684,00 руб.
17.02.2016 в адрес школы было направлено уведомление о необходимости явки 26.02.2016 на составление протокола, которое получено директором 17.02.2016 (т.1 л.д.100).
26.02.2016 заместитель начальника отдела финансового контроля в социальной сфере и сфере государственных закупок Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Курской области ФИО6 в отношении МБОУ «Школа № 32 им. прп. ФИО1» в присутствии директора составлен протокол №05-07-014/2016 об административном правонарушении по ст. 15.14 КоАП РФ.
Определением о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении от 26.02.2016 рассмотрение дела назначено на 10.03.2016.
Законный представитель юридического лица - МБОУ «Школа № 32 им. прп. ФИО1» директор ФИО5, извещенная о месте и времени рассмотрения дела № 05-07-014/2016 надлежащим образом (подтверждается ее подписью на определении о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении от 26.02.2016), на рассмотрение дела явилась, ходатайство об отложении рассмотрения дела не заявляла.
10.03.2016 в присутствии директора по делу № 05-07-014/2016 Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Курской области в отношении муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 32 им. прп. ФИО1» вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении в связи с малозначительностью совершенного правонарушения и объявлении МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 32 им. прп. ФИО1» устного замечания.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 32 им. прп. ФИО1» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Требования заявителя арбитражный суд полагает не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Как следует из материалов дела, протокол об административном правонарушении от 26.02.2016 №05-07-014/2016 составлен должностным лицом компетентного административного органа в пределах предоставленных полномочий, в присутствии законного представителя юридического лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении – директора МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 32 им. прп. ФИО1» ФИО5 с соблюдением срока, установленного статьей 4.5. КоАП РФ.
В соответствии с п.3 ч.2 ст. 23.7 КоАП РФ рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе статьей 15.14 КоАП РФ, от имени федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, вправе руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере, их заместители.
В соответствии с Положением о территориальных органах федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11.07.2005 № 89н Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Курской области является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере и функции по валютному контролю на территории субъекта Российской Федерации.
Как следует из доказательств, представленных в материалы дела, постановление по делу об административном правонарушении от 10.03.2016 № 05-07-014/2016 было принято уполномоченным должностным лицом – заместителем руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Курской области ФИО7
С учетом указанного, полномочия административного органа на проведение проверки, должностного лица на составление протокола об административном правонарушении и на принятие оспариваемого постановления проверены судом, подтверждены материалами дела и не оспариваются заявителем.
Согласно ст. 15.14 КоАП РФ нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.
Объектом правонарушения, предусмотренного 15.14 КоАП РФ, являются общественные отношения в сфере бюджетного финансирования.
Объективную сторону правонарушения составляет направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично условиям их получения.
Субъектами указанного правонарушения могут быть как должностные лица организаций - получателей бюджетных средств, так и сами организации - получатели бюджетных средств.
Субъективная сторона данного правонарушения характеризуется исключительно умыслом.
Статьей 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям в том числе, на иные цели.
Порядок определения объема и условия предоставления таких субсидий из федерального бюджета устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что государственными программами Российской Федерации (государственными программами субъекта Российской Федерации) может быть предусмотрено предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации (местным бюджетам) на реализацию государственных программ субъекта Российской Федерации (муниципальных программ), направленных на достижение целей, соответствующих государственным программам Российской Федерации (государственным программам субъекта Российской Федерации). Условия предоставления и методика расчета указанных межбюджетных субсидий устанавливаются соответствующей программой.
В соответствии с п. 2 Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 02.08.2010 № 588 (далее - Порядок № 588), государственной программой является документ стратегического планирования, содержащий комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам, и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
Согласно п.п. 3, 4 Порядка № 588, государственная программа включает в себя федеральные целевые программы и подпрограммы, содержащие, в том числе ведомственные целевые программы и основные мероприятия органов государственной власти. Подпрограммы направлены на достижение целей и решение задач в рамках государственной программы.
Пункт 7 Порядка № 588 предусматривает, что государственные программы разрабатываются для достижения приоритетов и целей социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, определенных в стратегии социально-экономического развития Российской Федерации, отраслевых документах стратегического планирования Российской Федерации, стратегии пространственного развития Российской Федерации и основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на соответствующий период, исходя из положений федеральных законов, решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
При формировании государственных программ учитываются цели, задачи и мероприятия приоритетных национальных проектов, реализуемых в соответствующих сферах.
При формировании целей, задач и основных мероприятий, а также характеризующих их целевых показателей (индикаторов) учитываются объемы соответствующих источников финансирования, включая бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, внебюджетные источники, а также иные инструменты государственной политики, влияющие на достижение результатов государственной программы.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 297 утверждена государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы (далее — Государственная программа).
Одной из основных целей Государственной программы является: формирование к 2016 году условий беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.
Одной из основных целей государственной политики при реализации данной программы является создание условий для предоставления детям-инвалидам с учетом особенностей их психофизического развития и рекомендаций психолого-медико-педагогических комиссий равного доступа к качественному образованию в общеобразовательных и других образовательных организациях. Необходимым условием реализации указанной цели является создание в общеобразовательной организации универсальной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов.
В рамках Государственной программы принята подпрограмма 1 «Обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения» (далее — Подпрограмма 1).
Перечень основных мероприятий Подпрограммы 1 и направлений реализации данных мероприятий приведен в приложении № 3 к Государственной программе.
В Приложении №3 к Государственной программе определен перечень основных мероприятий, в том числе в рамках принятой подпрограммы 1 «Обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения», а именно: в п. 16 указанного перечня предусмотрено основное мероприятие 1.16 «Создание в общеобразовательных организациях условий для инклюзивного образования детей-инвалидов, в том числе создание универсальной безбарьерной среды для беспрепятственного доступа и оснащение общеобразовательных организаций специальным, в том числе учебным, реабилитационным, компьютерным оборудованием и автотранспортом».
Инклюзивное образование предполагает обучение детей с ограниченными возможностями здоровья не в специализированном, а в обычном учебном заведении.
Возможность получения образования всеми детьми, независимо от ограничений возможностей их здоровья, законодательно закреплено в Федеральном законе «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-Ф3. Согласно указанному закону, инклюзивное образование - это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Основным направлением реализации мероприятия Подпрограммы 1 является: создание в общеобразовательных организациях, реализующих программы общего образования, необходимых условий для обучения детей-инвалидов (устройство пандусов, расширение дверных проемов, замена напольных покрытий» демонтаж дверных порогов, установка перил вдоль стен внутри здания. устройство разметки, оборудование санитарно-гигиенических помещений, переоборудование и приспособление раздевалок, спортивных залов, столовых, классных комнат, кабинетов педагогов-психологов, учителей-логопедов, комнат психологической разгрузки, медицинских кабинетов, создание информационных уголков с учетом особых потребностей детей-инвалидов, установка подъемных устройств, приобретение специального, в том числе учебного, реабилитационного, компьютерного оборудования и автотранспорта, и др.) (основное мероприятие 1.16 Приложения № 3 к государственной программе).
Согласно указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации», бюджетная классификация является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, используемой для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Целевые статьи расходов федерального бюджета обеспечивают привязку бюджетных ассигнований федерального бюджета к государственным программам Российской Федерации, их подпрограммам и (или) непрограммным направлениям деятельности (функциям) федеральных государственных органов, наиболее значимых учреждений науки, образования, культуры и здравоохранения, указанных в ведомственной структуре расходов федерального бюджета, и (или) к расходным обязательствам, подлежащим исполнению за счет средств федерального бюджета.
Таким образом, направления расходования средств субсидии и целевой характер этих средств указаны в государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 297 и отражены в целевой статье классификации расходов бюджетов - ЦС0305027.
В целях реализации мероприятий государственной программы постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 № 1225 утверждены «Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на проведение мероприятий по формированию в субъектах Российской Федерации сети базовых образовательных организаций, в которых созданы условия для инклюзивного образования детей-инвалидов» (далее — Правила от 26.11.2012 № 1225).
Правила от 26.11.2012 № 1225 устанавливают порядок и условия предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на проведение мероприятий по формированию в субъектах Российской Федерации сети базовых образовательных организаций, в которых созданы условия для инклюзивного образования детей-инвалидов.
Как следует из материалов дела, согласно п. 1.4. Соглашения от 18.11.2014 № 876, заключенного между Комитетом образования и науки Курской области и муниципальным образованием «Город Курск» Курской области, объем субсидии, предусмотренной МБОУ «Школа № 32 им. прп. ФИО1» на реализацию мероприятий по формированию сети базовых образовательных организаций, реализующих образовательные программы общего образования, обеспечивающих совместное обучение детей инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, составляет в общей сумме 1582900,00 руб., в том числе: 1401306,00 руб. - объем субсидии, предоставляемой из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на реализацию мероприятий.
В 2014 году уведомлениями Комитета образования города Курска до МБОУ «Школа № 32 им. прп. ФИО1» доведены объемы бюджетных средств, источником финансового обеспечения которых являлись субсидии, предоставленные из федерального бюджета, областного бюджета и средства местного бюджета на софинансирование расходов на проведение мероприятий по формированию базовых общеобразовательных организаций, в которых созданы условия для инклюзивного обучения детей-инвалидов в рамках реализации государственной программы «Доступная среда» на 2011-2015 годы», с указанием кодов бюджетной классификации выделяемых средств, типа средств, источника финансирования, объема средств на общую сумму 2055510,08 руб., в том числе уведомлением №8666 объем субсидии, предоставляемой из федерального бюджета, в сумме 1401306,00 руб.
Приказом комитета финансов города Курска от 17.02.2014 № 14 утвержден Порядок санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств бюджета города Курска и обязательств бюджетных и автономных учреждений, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, полученные в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации» (далее — Порядок санкционирования), устанавливающий порядок предоставления главными распорядителями бюджетных средств документов для оплаты денежных обязательств получателей средств бюджета города Курска и муниципальных бюджетных и автономных учреждений, подлежащих исполнению за счет средств бюджета города Курска, в комитет финансов города Курска и санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств бюджета города Курска и обязательств бюджетных и автономных учреждений, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, полученные в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (субсидия на иные цели).
В соответствии с Порядком санкционирования МБОУ «Школа № 32 им. прп. ФИО1» представлены в комитет образования города Курска заявки на получение финансирования для оплаты договоров, заключенных с ООО «Экомонтаж +», за выполненные подрядные работы в соответствии с актами о приемке выполненных работ, справками о стоимости выполненных работ и затрат, выставленными счетами-фактурами, в том числе: за счет средств, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета в сумме 1401306,00 руб.
Проверкой установлено, что МБОУ «Школа № 32 им. прп. ФИО1» допущено нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств, полученных в виде субсидий, источником финансового обеспечения которых являлись субсидии из федерального бюджета на проведение мероприятий по формированию в субъектах Российской Федерации сети образовательных организаций, в которых созданы условия для инклюзивного образования детей-инвалидов, в сумме 52684,00 руб. на оплату выполненных работ по установке окон и радиаторных решеток в санузле для МГН, то есть на цели, не предусмотренные Перечнем основных мероприятий Государственной программы (основное мероприятие 1.16).
МБОУ «Школа № 32 им. прп. ФИО1» представлена в комитет образования города Курска заявка на получение финансирования от 19.12.2014 №125 для оплаты договора от 04.12.2014 №105, заключенного с ООО «Экомонтаж+» за ремонт санузла и шлюза перед медкомнатой в соответствии со счет-фактурой от 15.12.2014 №00012 за счет средств, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета, на сумму 289 825,00 руб.
На основании заявки на получение финансирования от 19.12.2014 № 125 комитетом образования г. Курска перечислены МБОУ «Школа № 32 им. прп. ФИО1» по платежному поручению от 25.12.2014 № 156 средства, источником финансового обеспечения которых являлись субсидии из федерального бюджета, в сумме 289825,00 руб., с назначением платежа: «(903-0702-0305027-612-241 л/с <***>) (903120001) (442) перечисление субсидий на иные цели», что подтверждается выпиской из отдельного лицевого счета бюджетного (автономного учреждения) № 21446У11610 за 25.12.2014.
Согласно выписке из отдельного лицевого счеса бюджетного (автономного учреждения) № 21446У11610 за 26.12.2014, на основании заявки на кассовый расход от 26.12.2014 № 00000569, по платежному поручению от 26.12.2014 №307562, МБОУ «Школа № 32 им. прп. ФИО1» перечислены средства, источником финансового обеспечения которых являлись субсидии из федерального бюджета ООО «Экомонтаж +» в сумме 289825,00 руб. с назначением платежа: «(000-0000-0000000-000-225 л/с 21446У11610) (903120001) оплата ремонта санузла и шлюза перед медкомнатой согласно договору подряда № 105 от 04.12.2014 г. счет-фактура № 00012 от 15.12.2014 г.».
В соответствии с вышеуказанным договором подряда, Подрядчик обязался выполнить ремонт санузла и шлюза перед медкомнатой по адресу: <...>, в соответствии с согласованной сметной документацией, а Заказчик обязался принять надлежащий результат выполненной работы и оплатить его. Общая сумма договора составила 289825,00 руб.
Согласно акту о приемке выполненных работ от 15.12.2014 № 1 ООО «Экомонтаж +» выполнило работы в полном объеме на общую сумму 289825,00 руб., в том числе установка окон в санузле, радиаторных решеток в санузле не предусмотренные Перечнем, т.е. не обеспечивающие создание условий для инклюзивного образования детей - инвалидов, а именно:
- по установке двух окон в санузле, а именно:
разборка деревянных заполнений проемов: оконных с подоконными досками в количестве 0,0705 (позиция 50 - ед. изм. на 100 м2);
установка в жилых и общественных зданиях оконных блоков из ПВХ профилей: поворотных (откидных, поворотно-откидных) с площадью проема более 2 м2 двухстворчатых (санузел 2 шт.) в количестве 0,0705 (позиция 51 - ед. изм. на 100 м2 проемов);
блок оконный пластиковый двухстворчатый, с глухой и поворотно-откидной створкой, двухкамерным стеклопакетом (32мм), площадью более 3,5 м2 (санузел 2 шт.) в количестве 7,05 (позиция 52 - ед. изм. м2);
установка подоконных досок из ПВХ: в каменных стенах толщиной до 0,51 м в количестве 0,032 (позиция 53 - ед. изм. на 100 п. м.);
доски подоконные ПВХ: шириной 500 мм. в количестве 3,2 (позиция 54 - ед. изм. - м.);
установка водоотлива в количестве 0,03 (позиция 55 - ед. изм. на 100 п.м.);
водоотлив оконный шириной планки 250 мм. из оцинкованной стали с полимерным покрытием в количестве 3 (позиция 56 - ед. изм. - п.м.);
облицовка оконных откосов пластиком в количестве 0,031 (позиция 57 — ед. изм. на 100 м2 облицовки);
- по установке радиаторных решеток в санузле, а именно:
установка решеток жалюзийных площадью в свету: до 0,5 м2 (решетка на радиаторы) в количестве 2 (позиция 64 — ед. изм. 1 решетка);
решетка радиаторная ПВХ, размером 0,6*0,09 м. в количестве 2 (позиция 65 - ед. изм. м2).
Согласно локальным сметным расчетам от 29.01.2016, представленным ООО «Экомонтаж +» в ходе проведения проверки, общая стоимость работ по установка окон в санузле, радиаторных решеток в санузле, составила 52684,00 руб., из них:
стоимость работ по установка окон в санузле - 50264,00 руб.;
стоимость работ по установке радиаторных решеток в санузле - 2420,00 руб.
Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Закон № 181-ФЗ) определена государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.
В целях реализации требований Закона № 181-ФЗ приказом Министерства регионального развития РФ от 27.12.2011 № 605 утвержден Свод Правил «СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (СП 59.13330.2012) (далее - Свод правил СП 59.13330.2012 «СНиП-35-01-2001»), в котором отражены основные требования к зданиям и сооружениям с учетом потребностей маломобильных групп населения.
Свод правил СП 59.13330.2012 «СНиП-35-01-2001» предназначен для разработки проектных решений общественных, жилых и производственных зданий, которые должны обеспечивать для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения (далее - маломобильных групп населения - МГН) равные условия жизнедеятельности с другими категориями населения, основанные на принципах «универсального проекта» (дизайна) (пункт 1.1.).
Согласно п. 1.2. Свода правил СП 59.13330.2012 «СНиП-35-01-2001» требования данного документа необходимо учитывать при проектировании новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий и сооружений. Они распространяются на функционально-планировочные элементы зданий и сооружений, их участки или отдельные помещения, доступные для МГН: входные узлы, коммуникации, пути эвакуации, помещения (зоны) проживания, обслуживания и места приложения труда, а также на их информационное и инженерное обустройство.
В соответствии с п. 1.5. Свода правил СП 59.13330.2012 «СНиП-35-01-2001» проектные решения, предназначенные для МГН, должны обеспечивать повышенное качество среды обитания при соблюдении: досягаемости ими кратчайшим путем мест целевого посещения и беспрепятственности перемещения внутри зданий и сооружений и на их территории; безопасности путей движения (в том числе эвакуационных и путей спасения), а также мест проживания, обслуживания и приложения труда МГН; эвакуации людей из здания или в безопасную зону до возможного нанесения вреда их жизни и здоровью вследствие воздействия опасных факторов; своевременного получения МГН полноценной и качественной информации, позволяющей ориентироваться в пространстве, использовать оборудование (в том числе для самообслуживания), получать услуги, участвовать в трудовом и обучающем процессе и т.д.
Свод правил СП 59.13330.2012 «СНиП-35-01-2001» предусматривает, в том числе, требования к помещениям и элементам. При этом, требования к функционально-планировочным элементам зданий, сооружений и помещений, таким как окна (витражи) Сводом правил СП 59.13330.2012 «СНиП-35-01-2001» не определены.
Кроме того, Сводом правил СП 59.13330.2012 «СНиП-35-01-2001 не предусмотрены требования к радиаторам, не определена необходимость установки радиаторных решеток.
Установка окон, радиаторных решеток не направлена на обеспечение доступности зданий, сооружений, помещений для МГН, а также на создание условий для инклюзивного образования детей-инвалидов.
В соответствии с положениями, определенными Сводом правил СП 59.13330.2012 «СНиП-35-01-2001», работы по установке окон и радиаторных решеток в санузле являются, в данном случае, общими ремонтными нуждами МБОУ «Школа № 32 им. прп. ФИО1», и не являются выполнением одним из условий беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.
Таким образом, в корреспонденции с вышеуказанным, работы, выполненные в рамках договора подряда от 04.12.2014 № 105, не могут быть отнесены к основному мероприятию 1.16 государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 297 и не являются выполнением одним из условий беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.
Учитывая цели Государственной программы, а также перечень основных мероприятий Государственной программы, арбитражный суд приходит к выводу, что субсидии, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета на проведение мероприятий по формированию в субъектах Российской Федерации сети базовых общеобразовательных организаций, в которых созданы условия для инклюзивного образования детей-инвалидов, не могли быть направлены на оплату ремонтных работ в соответствии с нуждами школы, вне их связи с целями и мероприятиями Программы.
В этой связи, арбитражным судом не принимаются доводы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 32 им. прп. ФИО1» о том, что ремонтные работы были проведены в соответствии с постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 297 «Об утверждении государственной программы Российской федерации «Доступная среда на 2011-2015 годы», поскольку указанные работы не соответствуют целям государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» и не могут быть отнесены к основному мероприятию 1.16 государственной программы, не являются выполнением одним из условий беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.
Таким образом, вышеизложенные обстоятельства, установленные административным органом исходя из представленных в суд доказательств, свидетельствуют о наличии состава административного правонарушения, предусмотренного ст.15.14 КоАП РФ.
На основании части 1 статьи 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Учитывая, что обязанность по соблюдению соответствующих требований действующего законодательства Российской Федерации возложена на МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 32 им. прп. ФИО1», суд признает доказанной вину последнего в совершении выявленного правонарушения.
С учетом изложенного, совершение МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 32 им. прп. ФИО1» административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ, подтверждается доказательствами, представленными в материалы дела, материалами административного дела, в том числе – протоколом об административном правонарушении от 26.02.2016 №05-07-014/2016, постановлением о прекращении производства по делу об административном правонарушении №05-07-014/2016 от 10.03.2016.
Административный орган при назначении административного наказания в виде объявления устного замечания учел все обстоятельства дела, признав совершенное административное правонарушение малозначительным.
Применяя положения статьи 2.9 КоАП РФ, исходя из обстоятельств данного дела, из характера допущенных нарушений, в данном случае для достижения целей пресечения и профилактики административных правонарушений в рассматриваемой сфере правоотношений административный орган посчитал возможным не применять меру наказания, а ограничиться устным замечанием.
Полномочия органа, должностного лица, уполномоченных решить дело об административном правонарушении, по освобождению от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения закреплены в статье 2.9 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится постановление об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
Нарушений процедуры привлечения к административной ответственности судом не установлено.
Таким образом, с учетом установленных обстоятельств совершения правонарушения, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены оспариваемого постановления.
На основании изложенного требование заявителя удовлетворению не подлежит.
Иные доводы заявителя судом не принимаются во внимание в силу вышеизложенного.
Заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается (ч.4 ст.208 АПК РФ).
Руководствуясь статьями 167-170, 207-211 АПК РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требований МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 32 им. прп. ФИО1» о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Курской области от 10.03.2016 по делу № 05-07-014/2016 отказать.
Данное решение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия через Арбитражный суд Курской области.
Судья Е.М. Григоржевич