Арбитражный суд Курской области
Карла Маркса ул., дом 25, Курск, 305004, http://kursk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Курск
24 июня 2022 года | Дело№ А35-3086/2022 |
Резолютивная часть решения объявлена 23.06.2022.
Полный текст решения изготовлен 24.06.2022.
Арбитражный суд Курской области в составе судьи Белых Н.Н. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сазоновой Ю.М. рассмотрел в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению
Заместителя прокурора Курской области в защиту интересов неопределенного круга лиц, в интересах муниципального образования «Машкинский сельсовет» Конышевского района в лице главы Машкинского сельсовета Конышевского района
к Администрации Машкинского сельсовета Конышевского района,
индивидуальному предпринимателю ФИО1
о признании недействительными (ничтожным) договора №1 на оказание ритуальных услуг от 26.04.2021.
В судебном заседании приняли участие представители:
от истца – ФИО2 (приказ от 16.06.2022 №120-л);
от ответчика (Администрация Машкинского сельсовета Конышевского района) – глава ФИО3 (предъявлено служебное удостоверение);
от ИП ФИО1 – не явился, уведомлен.
Заместитель прокурора Курской области обратился в Арбитражный суд Курской области с исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц, в интересах муниципального образования «Машкинский сельсовет» Конышевского района в лице главы Машкинского сельсовета Конышевского района к Администрации Машкинского сельсовета Конышевского района, индивидуальному предпринимателю ФИО1 о признании недействительными (ничтожными) договора №1 на оказание ритуальных услуг от 26.04.2021.
В судебном заседании представитель истца поддержала заявленные исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика – Администрации Машкинского сельсовета возражал против удовлетворения исковых требований, сославшись на то, что срок действия договора истек, услуги по нему не оказывались.
Представитель ответчика – ИП ФИО1 в судебное заседание не явился, ходатайств и заявлений не направил, письменный отзыв не представил.
Дело рассмотрено в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) в отсутствие соответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, по имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, арбитражный суд
УСТАНОВИЛ:
Решением Конышевского районного суда от 24.05.2018 по делу №2а-45/2018, вступившем в законную силу 28.06.2018, были удовлетворены административные исковые требования прокурора Конышевского района Курской области об оспаривании бездействия администрации Машкинского сельсовета Конышевского района Курской области, выразившегося в непринятии мер к созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории МО «Машкинский сельсовет Конышевского района Курской области»; бездействие администрации Машкинского сельсовета Конышевского района Курской области, выразившегося в непринятии мер к созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории МО «Машкинский сельсовет Конышевского района Курской области» было признано незаконным; суд обязал администрацию Машкинского сельсовета Конышевского района Курской области создать на территории МО «Машкинский сельсовет Конышевского района Курской области» специализированную службу по вопросам похоронного дела, определить порядок ее деятельности в течение 10 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Во исполнение решения суда 26.04.2021 между Администрацией Машкинского сельсовета как заказчиком и ИП ФИО1 как исполнителем был заключен договор №1 на оказание ритуальных услуг на территории Машкинского сельсовета Конышевского района Курской области, специализированная служба по вопросам похоронного дела не создавалась.
В соответствии с пунктом 1.1 договора место оказания услуг: территория Машкинского сельсовета земельные участки с кадастровыми номерами: с.Машкино - 46:09:090402:139, с.Яцено - 46:09:090702:72, д.Богдановка - 46:09:090601:51, д.Булгаковка- 46:09:190301:125. д.Мармыжи - 46:09:190101:182, д.Заслонки - 46:09:190008:4; земельные участки с кадастровыми кварталами: д.Рожня - 46:09:090601, д.Верхопрудка-46:09:090301, д.Матвеевка - 46:09:090202, с.Яндовише - 46:09:190401.
Согласно пункту 1.2 договора услуги по договору оказываются в следующие сроки: начало оказания услуг: 26 апреля 2021; конец оказания услуг: 25 апреля 2022.
В силу пункта 2.1 договора Исполнитель оказывает ритуальные услуги в соответствии с требованиями договора и действующим законодательством Российской Федерации. Исполнитель вправе самостоятельно определять формы и методы оказания услуг по договору исходя из требований действующего законодательства Российской Федерации (пункт 2.2 договора).
Как следует из письма Администрации Машкинского сельсовета от 13.01.2022 №2 договор не расторгался, дополнительные соглашения к нему не заключались; ИП ФИО1 фактически услуги по договору не оказывались, нормативными правовыми актами органа местного самоуправления, а также заключенным договором ИП ФИО1 статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела не наделялся.
Решением собрания депутатов Машкинского сельсовета Конышевского района Курской области от 29.01.2021 №19 «Об утверждении стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированном перечню услуг по погребению» были утверждены тарифы на ритуальные услуги, предоставляемые в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» с учетом размера индексации стоимости гарантированного перечня услуг по погребению 1,049 % (приложение 1) и тарифы на ритуальные услуги, предоставляемые в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 12.01.1996 №8 ФЗ «О погребении и похоронного дела», с учетом размера индексации стоимости гарантированного перечня услуг по погребению 1,049 % оказываемые специализированными службами по вопросам похоронного дела, по погребению умерших (погибших), не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего (приложение 2), согласованное с председателем Комитета по тарифам и ценам Курской области, ОПФР по Курской области, ГУ – Курским региональным отделением Фонда социального страхования РФ.
Ссылаясь на то, что с учетом обстоятельств заключения договора и намерения сторон договор №1 на оказание ритуальных услуг на территории Машкинского сельсовета Колнышевского района Курской области от 26.04.2021 заключен в форме рамочного договора по оказанию гарантированных услуг по погребению, установленных статьями 9 и 12 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», в связи с чем является ничтожной сделкой, заместитель прокурора Курской области обратился в Арбитражный суд Курской области с исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц, в интересах муниципального образования «Машкинский сельсовет» Конышевского района в лице главы Машкинского сельсовета Конышевского района к Администрации Машкинского сельсовета Конышевского района, индивидуальному предпринимателю ФИО1 о признании недействительными (ничтожным) договора №1 на оказание ритуальных услуг от 26.04.2021.
Оценив представленные сторонами доказательства, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу части 1, 2 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо, а в случаях, предусмотренных АПК РФ, и иные лица, вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 53 АПК РФ в случаях, предусмотренных федеральным законом, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы вправе обратиться в арбитражный суд в защиту публичных интересов.
Пунктом 3 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурору предоставлено право в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации обратиться в суд с заявлением или вступить в дело на любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.
Полномочия прокурора на обращение в суд с заявлением об оспаривании ненормативных правовых актов органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также с иском о признании недействительной ничтожной сделки, совершенной органами местного самоуправления, предусмотрены статьей 52 АПК РФ. В частности, прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований, а также с иском о применении последствий недействительности ничтожной сделки, совершенной указанными лицами (часть 1 статьи 52 АПК РФ).
При этом предъявляя иск о признании недействительной сделки или применении последствий недействительности ничтожной сделки, как разъяснено в пункте 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.03.2012 № 15 «О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе», прокурор обращается в арбитражный суд в интересах публично-правового образования.
По смыслу приведенной нормы право требовать признания сделок недействительными предоставлено прокурору в целях защиты публичной собственности и иных публичных интересов (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.05.2011 №16402/10).
Согласно пункту 1 статьи 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 2 статьи 168 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, данным в пункте 74 Постановления от 23.06.2015 №25 «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой ГК РФ», ничтожной является сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц. Вне зависимости от указанных обстоятельств законом может быть установлено, что такая сделка оспорима, а не ничтожна, или к ней должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункте 2 статьи 168 ГК РФ).
Договор, условия которого противоречат существу законодательного регулирования соответствующего вида обязательства, может быть квалифицирован как ничтожный полностью или в соответствующей части, даже если в законе не содержится прямого указания на его ничтожность.
В пункте 75 Постановления №25 указано, что применительно к статьям 166 и 168 ГК РФ под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды. Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы, например, сделки о залоге или уступке требований, неразрывно связанных с личностью кредитора (пункт 1 статьи 336, статья 383 ГК РФ), сделки о страховании противоправных интересов (статья 928 ГК РФ).
В соответствии с части 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В силу пункта 22 части 1 статьи 14 Федеральный закон от 06.10.2003 №0 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее- Закона № 131-ФЗ) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесены к вопросам местного значения поселения.
Согласно пункту 18 статьи 3 Устава муниципального образования «Машкинский сельсовет» Конышевского района Курской области, утвержденного решением Собрания депутатов Машкинского сельсовета Конышевского района Курской области от 21.11.2010 №20 (с последующими изменениями), к вопросам местного значения Машкинского сельсовета относится, в том числе, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Межгосударственный стандарт ГОСТ 32609-2014, введенный в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии с 01.01.2016 и устанавливающий обязательные для применения в документах термины и определения в области похоронного дела, определяет ритуальные услуги как результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также деятельность исполнителя по погребению останков, праха умерших или погибших, проведению похорон, содержанию мест захоронений, указывая в примечании, что под ритуальными услугами следует подразумевать похоронные и мемориальные услуги (пункт 2.1.4).
Согласно части 1 статьи 17 Закона № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселения, муниципальные районы и городские округа обладают полномочиями, в частности, по созданию муниципальных предприятий и учреждений, финансированию муниципальных учреждений, формированию и размещению муниципального заказа, установлению тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Отношения, связанные с погребением умерших, регулирует Федеральный закон от 12.01.1996 № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон № 8-ФЗ), который устанавливает гарантии погребения умершего с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожелания родственников; гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего; санитарные и экологические требования к выбору и содержанию мест погребения; основы организации похоронного дела в Российской Федерации как самостоятельного вида деятельности (статья 1).
Гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с поименованным законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности, которая осуществляется органами местного самоуправления (часть 1 статьи 25 Закона №8-ФЗ).
Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления (часть 2 статьи 25 Закона № 8-ФЗ).
Согласно части 1, 2 статьи 29 Закона № 8-ФЗ органы местного самоуправления создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших. Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления.
Частью 1 статьи 9 Закона № 8-ФЗ установлен гарантированный перечень услуг по погребению, оказываемых на безвозмездной основе: оформление документов, необходимых для погребения; предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом). При этом в силу части 2 статьи 9 Закона № 8-ФЗ услуги по погребению, указанные в части 1 данной статьи, оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.
При отсутствии супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, погребение умершего на дому, на улице или в ином месте после установления органами внутренних дел его личности, погребение умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел, также осуществляется специализированной службой, предоставляющей услуги, включающие оформление документов, необходимых для погребения; облачение тела; предоставление гроба; перевозку умершего на кладбище (в крематорий); погребение (Закона № 8-ФЗ).
Специализированная служба принимает решение о погребении на общественном кладбище (часть 1 статьи 18 Закона № 8-ФЗ).
Закон № 8-ФЗ не содержит понятие специализированной службы. Согласно пункту 2.1.3 ГОСТа 32609-2014 - это хозяйствующий субъект, на который возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших или погибших, которые кроме ритуальных и мемориальных услуг оказывают дополнительные обрядовые, юридические и другие виды услуг.
Между тем, в целях выполнения Закона № 8-ФЗ издан Указ Президента Российской Федерации от 29.06.1996 № 1001 «О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших» (далее - Указ № 1001), пунктом 1 которого установлено, что специализированные службы по вопросам похоронного дела оказывают на безвозмездной основе услуги по погребению, гарантированные статьей 9 названного Закона, и не имеют оснований для отказа в предоставлении данных услуг.
Пунктом 2 Указа № 1001 предусмотрена обязанность, в том числе и органов местного самоуправления, по выделению специализированным службам по вопросам похоронного дела необходимых средств для оказания услуг, предусмотренных пунктом 1 Указа № 1001.
Таким образом, анализ приведенных законоположений приводит к заключению, что федеральный законодатель предусмотрел создание в муниципальном образовании специализированной службы именно органом местного самоуправления как гарантию безусловного исполнения требований Закона № 8-ФЗ и предоставления лицам, взявшим на себя обязанность по погребению умершего, права выбора организации, осуществляющей услуги по погребению, независимо от наличия на территории муниципального образования иных субъектов предпринимательской деятельности, оказывающих услуги в сфере похоронного дела.
Орган местного самоуправления вправе самостоятельно определить конкретную организационно-правовую форму создания специализированной службы, уполномоченную выполнять функции, предусмотренные для таковой Законом № 8-ФЗ. Вместе с тем, вывод о том, что статусом специализированной службы может наделяться любой хозяйствующий субъект, в том числе и не учрежденный органом местного самоуправления, является ошибочным. Аналогичный правовой подход сформулирован в Кассационном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 01.06.2018 N 36-КГПР18-3.
Органы местного самоуправления не наделены правом присвоения статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела коммерческим организациям или индивидуальным предпринимателям и не вправе делегировать сторонним организациям функции, которые отнесены законом к функциям, осуществляемым только организациями, создаваемыми органами местного самоуправления (оказание гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе). Аналогичный правовой подход сформулирован в Определении Верховного суда Российской Федерации от 13.10.2020 №307-ЭС20-14417.
Решением Конышевского районного суда от 24.05.2018 по делу №2а-45/2018, вступившем в законную силу 28.06.2018, были удовлетворены административные исковые требования прокурора Конышевского района Курской области об оспаривании бездействия администрации Машкинского сельсовета Конышевского района Курской области, выразившегося в непринятии мер к созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории МО «Машкинский сельсовет Конышевского района Курской области»; бездействие администрации Машкинского сельсовета Конышевского района Курской области, выразившегося в непринятии мер к созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории МО «Машкинский сельсовет Конышевского района Курской области» было признано незаконным; суд обязал администрацию Машкинского сельсовета Конышевского района Курской области создать на территории МО «Машкинский сельсовет Конышевского района Курской области» специализированную службу по вопросам похоронного дела, определить порядок ее деятельности в течение 10 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Как следует из письма Администрации Машкинского сельсовета от 13.01.2022 №2, во исполнение решения суда Администрацией Машкинского сельсовета в апреле 2019 года с ИП ФИО1 был заключен договор на оказание ритуальных услуг; специализированная служба по вопросам похоронного дела не создавалась.
26.04.2021 между Администрацией Машкинского сельсовета как заказчиком и ИП ФИО1 как исполнителем был заключен договор №1 на оказание ритуальных услуг на территории Машкинского сельсовета Колнышевского района Курской области, в соответствии с условиями которого Исполнитель оказывает ритуальные услуги в соответствии с требованиями договора и действующим законодательством Российской Федерации (пункт 2.1 договора).
Как пояснил истец, с учетом обстоятельств заключения договора и намерения сторон договор №1 на оказание ритуальных услуг на территории Машкинского сельсовета Колнышевского района Курской области от 26.04.2021 заключен в форме рамочного договора по оказанию гарантированных услуг по погребению.
С учетом действующего правового регулирования, заключение Администрацией Машкинского сельсовета договора на оказание ритуальных услуг, в отсутствие специально созданной муниципальной службы по вопросам похоронного дела, фактически означает наделение стороны такого договора статусом и полномочиями специализированной похоронной службы на территории соответствующего сельсовета. С учетом изложенного, доводы ответчика - Администрации Машкинского сельсовета о том, что ИП ФИО1 статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела не наделялся ни нормативными правовыми актами органа местного самоуправления отклоняются судом как противоречащие материалам дела.
Таким образом, в рассматриваемом случае, заключив оспариваемый договор, Администрация Машкинского сельсовета фактически возложила на индивидуального предпринимателя, являющегося самостоятельным участником рынка ритуальных услуг, оказание услуг, относящихся к исключительной компетенции специализированной похоронной службы, что противоречит законодательству о похоронном деле и организации местного самоуправления.
С учетом изложенного, договор договора №1 на оказание ритуальных услуг на территории Машкинского сельсовета Колнышевского района Курской области 26.04.2021 не соответствует требованиям Закона № 8-ФЗ и Закона № 131-ФЗ, вследствие чего является ничтожными в силу части 2 статьи 168 ГК РФ как сделка, противоречащая существу законодательного регулирования соответствующего вида обязательств.
Договоры ответчика – Администрации Машкинского сельсовета по том, что срок действия оспариваемого договора истек 25.04.2022 (пункт 1.2.2 договора) отклоняются судом. Истечение срока действия договора (прекращение действия договора) не препятствует обращению в суд с иском о признании такого договора недействительной (ничтожной) сделкой в связи с несоответствием его закону, поскольку срок действия договора не имеет значения для его оценки на предмет наличия признаков недействительной сделки. Признание сделки недействительной направлено на подтверждение того, что она не влечет юридических последствий с момента ее совершения.
В ходе рассмотрения дела второй ответчик – ИП ФИО1 аргументированных возражений относительно исковых требований не заявил, факты, изложенные истцом, не оспорил, письменный отзыв не представил.
Согласно статье 71 АПК РФ, арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами. Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы.
Оценив представленные в материалы дела доказательства с позиций их относимости, допустимости и достоверности, а также их достаточность и взаимную связь в совокупности в соответствии с положениями статей 67, 68, 71 АПК РФ, суд с учетом установленного и изложенного выше, полагает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина относится судом на ответчиков и подлежит взысканию в доход федерального бюджета, поскольку истец в соответствии с частью 1 подпункта 1.1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобожден. Вместе с тем, ответчик – Администрация Машкинского сельсовета в силу части 1 подпункта 1.1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации также освобождена от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст.ст. 17, 27, 28, 65, 102, 110, 167-170, 176, 180 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования удовлетворить.
Признать недействительным договор №1 на оказание ритуальных услуг на территории Машкинского сельсовета Конышевского района Курской области от 26.04.2021, заключенный между Администрацией Машкинского сельсовета Конышевского района Курской области и индивидуальным предпринимателем ФИО1.
Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО1 в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 3 000 руб. 00 коп
Решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в апелляционную инстанцию в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в г. Воронеже через Арбитражный суд Курской области, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу – в кассационную инстанцию в Арбитражный суд Центрального округа в г. Калуге при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья Н.Н. Белых