Арбитражный суд Курской области
Ул. К.Маркса, 25, г.Курск, 305004
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Курск Дело № А35-3474/2011
20 сентября 2011 г.
Резолютивная часть объявлена 15.09.2011.
Полный текст решения изготовлен 20.09.2011.
Арбитражный суд Курской области в составе судьи Морозовой М.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Воробьевой В.В., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению
Индивидуального предпринимателя ФИО1
к Федеральному бюджетному учреждению «Кадастровая палата» по Курской области
о признании недействительным решения ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Курской области от 16.12.2010 №46/11-17498 об отказе в осуществлении кадастрового учета объекта недвижимости.
о взыскании судебных расходов.
В судебном заседании приняли участие представители: от заявителя: ФИО2, по доверенности от 30.03.2011, от заинтересованного лица: ФИО3, по доверенности от 21.04.2011.
Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – ИП ФИО1) обратился в Арбитражный суд Курской области с заявлением о признании недействительным решения ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Курской области от 16.12.2010 №46/11-17498 об отказе в осуществлении кадастрового учета объекта недвижимости.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме.
Представитель Федерального бюджетного учреждения «Кадастровая палата» по Курской области заявленные требования не признал, сославшись на законность и обоснованность действий учреждения по основаниям, изложенным в отзыве и дополнениях к нему.
Выслушав доводы представителей сторон, присутствующих в судебном заседании, изучив материалы дела, арбитражный суд установил следующее.
20.08.2010 ИП ФИО1, через своего представителя, обратился в Федеральное государственное учреждение «Земельная кадастровая палата» по Курской области с заявлением о постановке на кадастровый учет земельного участка, расположенного по адресу: Курская область, Курский район, Верхнекасиновский сельсовет, деревня Николавевка.
Решением от 16.09.2010 №46/10-3354 Федеральное государственное учреждение «Земельная кадастровая палата» по Курской области приостановило осуществление кадастрового учета объекта недвижимости сроком на три месяца. Заявителю было предложено уточнить сведения о земельном участке в представленных документах.
По истечении трех месяцев в связи с непредставлением заявителем названных уточненных сведений решением от 16.12.2010 №46/11-17498 Федеральное государственное учреждение «Земельная кадастровая палата» по Курской области отказало ИП ФИО1 в осуществлении кадастрового учета объекта недвижимости на основании п. 6 ч. 2 ст. 27 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в связи с истечением срока приостановления осуществления кадастрового учета и не устранением обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении.
Посчитав решение Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» по Курской области незаконным, нарушающим права и законные интересы общества, ИП ФИО1 обратился в суд с настоящим заявлением.
Оценив представленные сторонами доказательства, суд считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Оценив представленные сторонами доказательства, суд считает действия органа кадастрового учета по вынесению оспариваемого решения соответствующими законодательству, регулирующему основания и порядок их осуществления, по следующим основаниям.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Кадастровой деятельностью является выполнение управомоченным лицом (кадастровым инженером) в отношении недвижимого имущества в соответствии с требованиями, установленными указанным Федеральным законом, работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения о таком недвижимом имуществе (далее - кадастровые работы).
В соответствии с указанным Федеральным законом осуществляется кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (далее также - объекты недвижимости).
В силу ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в п. 7, 10 - 21 ч. 2 ст. 7 названного Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер (далее - кадастровый номер). В целях присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров орган кадастрового учета осуществляет кадастровое деление территории Российской Федерации на кадастровые округа, кадастровые районы и кадастровые кварталы.
Кадастровое деление и присвоение земельным участкам кадастровых номеров проводится в соответствии с Правилами кадастрового деления территории Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2000 № 660 (далее - Правила).
Кадастровый округ включает в себя, как правило, территорию субъекта Российской Федерации.
Территория кадастрового округа делится на кадастровые районы.
Кадастровым районом является часть территории кадастрового округа, в пределах которой осуществляется государственный кадастровый учет земельных участков и ведение государственного реестра земель кадастрового района.
Кадастровый район включает в себя, как правило, территорию административно-территориальной единицы субъекта Российской Федерации.
Территория кадастрового района делится на кадастровые кварталы.
Кадастровый квартал является наименьшей единицей кадастрового деления территории кадастрового района.
Кадастровый квартал включает в себя, как правило, небольшие населенные пункты, кварталы городской или поселковой застройки и иные ограниченные природными и искусственными объектами территории.
Кадастровый номер земельного участка состоит из кадастрового номера кадастрового квартала и номера земельного участка в этом квартале.
В развитие указанных Правил издан Приказ Федеральной службы земельного кадастра России от 14.05.2001 № П/89 «О кадастровом делении территории Российской Федерации», которым утверждены схемы расположения кадастровых 1рГ округов, а также перечень наименований и номеров кадастровых округов.
Приказом Федеральной службы земельного кадастра России от 15.06.2001 № П/117 «Об утверждении документов государственного земельного кадастра» утверждены требования к кадастровому делению, согласно которым под кадастровым делением в указанном документе понимается закрепление прохождение границ кадастровых районов и кадастровых кварталов.
Приказом Комитета по земельным ресурсам и землеустройству по Курской области от 31.07.2001 № 7 «О кадастровом делении Курского кадастрового округа» на территории Курского кадастрового округа созданы 33 кадастровых района, утверждены схемы расположения, перечень наименований и номеров кадастровых районов в Курском кадастровом округе. Кадастровое деление территории 33 кадастровых районов области выполнено в соответствии с Правилами. Проведена работа по описанию границ кадастрового округа и границ кадастровых районов, а также описание границ кадастровых кварталов.
Проект кадастрового деления территории Курского кадастрового района Курского кадастрового округа утвержден Приказом Комитета по земельным ресурсам и землеустройству по Курской области от 09.11.2001 № 106/1 «Об утверждении проекта кадастрового деления территории Курского кадастрового района Курского кадастрового округа».
В качестве основы для кадастрового деления территории области были использованы материалы инвентаризации городских земель, районных центров, а также материалы проектов перераспределения земель 1992-1993 годов.
Как следует из пояснений заинтересованного лица, что не оспаривается заявителем, в связи с подготовкой внедрения технологий централизованного кадастрового учета объектов недвижимости в автоматизированную информационную систему государственного кадастра недвижимости определены координаты кварталов, которые внесены в базу данных государственного кадастра недвижимости.
С заявлением о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка расположенного: Курская область, Курский район, Верхнекасиновскии сельский совет, деревня Николаевка, 20.08.2010 обратился представитель ИП ФИО1 - ФИО2 К заявлению прилагались:межевой план, датированный 30.07.2010; Постановление Администрации Курского района Курской области от 01.07.2010 № 1516 «Об утверждении схемы расположения земельного участка для сельскохозяйственного производства, находящегося в д. Николаевка Верхнекасиновского сельсовета Курского района Курской области, на кадастровом плане».
Как следует из пояснений представителя заинтересованного лица, при проверке документов на соответствие сведениям государственного кадастра недвижимости, в том числе графического отображения, по координатам границ, предоставленных в межевом плане земельного участка и по сведениям государственного кадастра недвижимости, земельный участок формируется в кадастровых кварталах 46:11:030301 (земли населенных пунктов) и 46:11:030902 (земли сельскохозяйственного назначения). А в постановлении Администрации Курского района Курской области от 01.07.2010 № 1516 «Об утверждении схемы расположения земельного участка для сельскохозяйственного производства, находящегося в д. Николаевка Верхнекасиновского сельсовета Курского района Курской области, на кадастровом плане» указан адрес земельного участка: Курская область, Курский район, Верхнекасиновскии сельский совет, деревня Николаевка, - на землях сельскохозяйственного назначения.
Согласно проекту кадастрового деления территории Верхнекасиновского кадастрового блока (кадастровый номер блока 46:11:03) Курского кадастрового района Курской области, кадастровый квартал 46:11:030301 относится к кадастровой единицы деления территории д. Николаевка Верхнекасиновского сельсовета Курского района Курской области. Кадастровый квартал 46:11:030902 по описанию границ кадастровых кварталов относится к межселенной территории Верхнекасиновского кадастрового блока Курского района Курской области.
На основании п. 1 ч. 2 ст. 26 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» осуществление кадастрового учета приостанавливается, в том числе в случае, если имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем для осуществления такого кадастрового учета документах, и кадастровыми сведениями о данном объекте недвижимости (за исключением случаев, если при осуществлении такого кадастрового учета вносятся изменения в указанные кадастровые сведения).
В настоящем случае с учетом установленных противоречий в индивидуальных данных объекта недвижимости решением от 16.09.2010 №46/10-3354 Федеральное государственное учреждение «Земельная кадастровая палата» по Курской области приостановило осуществление кадастрового учета объекта недвижимости сроком на три месяца. Заявителю было предложено уточнить сведения о земельном участке в представленных документах.
Как следует из материалов дела, ИП ФИО1 в течение трех месяцев со дня вынесения решения от 16.09.2010 №46/10-3354 не были предприняты какие-либо действия по устранению имеющихся противоречий. Доказательств обратного заявителем не представлено.
Орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета, в частности, в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона; истек срок приостановления осуществления кадастрового учета и не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении (п. 2, 6 ч. 2 ст. 27 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»).
Как следует из содержания оспариваемого решения, орган кадастрового учета ссылается на п. 6 ч. 2 ст. 27 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» и на факт истечения срока приостановления осуществления кадастрового учета, неустранение обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении. Иных оснований для отказа в осуществлении кадастрового учета оспариваемое решение не содержит.
Поскольку материалы дела не содержат доводов и документов, подтверждающих совершение ИП ФИО1 действий во исполнение решения от 16.09.2010 №46/10-3354, в том числе представление каких-либо пояснений и документов, возражений относительно факта приостановления осуществления кадастрового учета, суд считает, что в соответствии п. 6 ч. 2 ст. 27 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» у органа кадастрового учета имелись законные основания для отказа заявителю в осуществлении кадастрового учета. При этом суд исходит также из того, что заявителем не было приведено убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, об отсутствии у органа кадастрового учета оснований для приостановления осуществления кадастрового учета.
В настоящем споре, заявителем не представлено убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, несоответствия оспариваемого решения действующему законодательству.
Оценив, представленные сторонами доказательства суд считает, что вопреки требованиям части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ заявителем в материалы дела не представлено убедительных доводов, основанных на доказательной базе, о нарушении оспариваемым решением прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, принимая во внимание основания вынесения оспариваемого решения, заявленные материально-правовые требования при указанных заявителем правовых основаниях, суд считает, что в данном случае отсутствуют основания для удовлетворения заявленных индивидуальным предпринимателем требований.
Иные доводы сторон не принимаются судом в силу вышеизложенного, в том числе, поскольку они не имеют правового значения при имеющихся основаниях отказа в осуществлении кадастрового учета спорных объектов недвижимости, указанных в оспариваемом решении. Кроме того, доводы заявителя не принимаются во внимание, поскольку они основаны на неверном толковании норм права в данной области.
Согласно ст. 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Учитывая, что требование предпринимателя суд счел не подлежащими удовлетворению, требование заявителя о взыскании с заинтересованного лица судебных издержек исходя их смысла ч. 2 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации также не подлежит удовлетворению.
Расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь ст. ст. 17, 29, 110, 156, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требований Индивидуального предпринимателя ФИО1 к Федеральному бюджетному учреждению «Кадастровая палата» по Курской области о признании недействительным решения ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Курской области от 16.12.2010 №46/11-17498 об отказе в осуществлении кадастрового учета объекта недвижимости, о взыскании судебных расходов отказать.
Оспариваемое решение проверено на соответствие Федеральному закону «О государственном кадастре недвижимости».
Решение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Воронеж, через Арбитражный суд Курской области.
Судья М.Н. Морозова