_____________________________________________________________________
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
Ул. К. Маркса, 25 г. Курск 305004
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Курск Дело № А35 – 3771\08-С8
2 сентября 2008 г.
Резолютивная часть решения объявлена 27.08.2008 г.
Полный текст решения изготовлен 2.09.2008 г.
Судья Арбитражного суда Курской области ГОРЕВОЙ Д.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Местной религиозной организации Свидетелей Иеговы (Курск) - г. Курск
к ИФНС России по г. Курску - г. Курск
о признании недействительным решения ИФНС
при участии в заседании:
от заявителя: ФИО1 – председатель комитета
ФИО2 – представитель по доверенности
от ответчика: ФИО3 – специалист 1 разряда ю\о по доверенности
у с т а н о в и л : Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы «Курск» заявила требование о признании недействительным решения ИФНС России по г. Курску № 16-11/32 от 21.03.э2008 г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, принятого по результатам рассмотрения акта выездной налоговой проверки № 16-11/27 от 14.02.2008 г.
Налоговый орган в отзыве на заявление требования не признал, ссылаясь на законность и обоснованность принятого решения и начисления санкций за налоговые правонарушения.
Заслушав мнение представителей сторон и изучив материалы дела арбитражный суд установил следующее.
На основании решения и.о. заместителя начальника ИФНС России по г. Курску № 16-11/614 от 15.10.2007 г. работниками ИФНС была проведена выездная налоговая проверка Местной религиозной организации Свидетели Иеговы «Курск» по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения за период с 1.01.2004 г. по 31.12.2006 г., земельного налога, транспортного налога за период с 1.01.2004 г. по 31.12.2006 г., налога на рекламу за период с 1.01.2004 г. по 31.12.2004 г., единого социального налога за период с 1.01.2004 г. по 31.12.2006 г., страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период с 1.01.205 г. по 31.12.206 г., налога на доходы физических лиц за период с 1.01.2004 г. по 30.09.2007 г., взносов на обязательное пенсионное страхование за период с 29.07.2004 г. по 31.12.2004 г. Проверка проводилась с 15.10.2007 г. по 14.12.2007 г. В ходе проверки было установлено непредставление 300 документов по требованию о предоставлении документов от 16.10.2007 г., неправомерное применение упрощенной системы налогообложения, не представление в ИФНС России по г. Курску расчетов по авансовым платежам по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 1 квартал, полугодие, 9 месяцев 2004 г., непредставление в ИФНС России по г. Курску декларации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2004 г., 2005 г. По результатам проверки был составлен акт выездной налоговой проверки № 16-11/27 от 14.0.2008 г.
Налогоплательщик не согласился с выводами налогового органа и представил 27.02.2008 г. возражения на акт выездной налоговой проверки, в которых, в частности, сослался на то, что налоговым органом не указаны сведения, подтверждающие ведение в 2004 г. Организацией хозяйственной деятельности, которая подлежала бы надлежащему оформлению путем составления журналов-ордеров, не учтены объяснения, представленные организацией в отношении учета добровольных пожертвований, необоснован вывод налогового органа о применении Организацией в 2005 – 2006 г.г. упрощенной системы налогообложения, так как действующее законодательство не запрещает применение упрощенной системы налогообложения и при отсутствии налогооблагаемых доходов.
21.03.2008 г. заместитель начальника ИФНС на основании материалов выездной налоговой проверки и возражений налогоплательщика принял решение № 16-11/32 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым решил привлечь Местную религиозную организацию Свидетелей Иеговы (Курск) к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной п. 2 ст. 120 НК РФ за грубое нарушение организацией правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения в течение более одного налогового периода в сумме 15000 руб., в виде штрафа в соответствии с п. 1 ст. 126 НК РФ за непредставление в установленный срок в налоговые органы документов в сумме 7600 руб. в размере 50 руб. за каждый не представленный документ за непредставление 152 документов, а также предложить Местной религиозной организации Свидетелей Иеговы (Курск) уплатить указанные штрафы, представить в ИФНС России по г. Курску расчеты авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 1 квартал, полугодие, 9 месяцев 2004 г., декларации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2004 г., 2005 г., бухгалтерский баланс за 2004 г., отчет о прибылях и убытках за 2004 г., отчет о целевом использовании полученных средств за 2004 г., внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
Не согласившись с указанным решением Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы «Курск» обратилась в арбитражный суд с требованием о признании недействительным данного решения, считая, что указанное решение не соответствует требованиям действующее законодательства и нарушает охраняемые законом ее права и интересы, так как организация правомерно с 2005 г. перешла на упрощенную систему налогообложения согласно уведомления налогового органа и ею были соблюдены все условия, необходимые для перевода организации на упрощенную систему налогообложения, а также считая, что налоговый орган неправомерно привлек ее к ответственности за нарушение налогового законодательства, так как у религиозной организации нет оснований для предоставления бухгалтерской отчетности при отсутствии объектов налогообложения.
Требования заявителя подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы посредством вручения этому лицу (его представителю) требования о предоставлении документов.
Как следует из материалов дела, работники ИФНС России по г. Курску, которым согласно решения ИФНС России по г. Курску о проведении выездной налоговой проверки № 16-11/614 от 15.10.2007 г. было поручено проведение проверки, 16.10.2007 г. вручили председателю Комитета МРО Свидетелей Иеговы (Курск) требование о предоставлении следующих документов в течение 10 дней со дня вручения настоящего требования: приказы по учетной политике предприятия, лицензии на право осуществления лицензионных видов деятельности, главные книги, книги учета доходов и расходов, журналы-ордера, ведомости учета и приложение к ним всех первичных бухгалтерских документов, распечатки бухгалтерских счетов в соответствии с учетной политикой предприятия, хозяйственные договора, контракты на поставку и реализацию продукции, выполнение работ, оказание услуг, акты приемки выполненных работ, услуг, документы, служащие основанием для бухгалтерских записей по расчетам движения веселей, как собственных так и третьих лиц, договора, связанные с переменой лиц в обязательствах, соглашения на проведение взаимозачетов с юридическими лицами и физическими лицами, а также по расчетам с бюджетом, банковские и кассовые документы, документы, подтверждающие отнесение затрат на себестоимость продукции (работ, услуг) – ведомость учета основных средств, малоценного инвентаря, журналы кассира – операциониста, ведомости начисления амортизации, акты на списание основных средств, малоценного инвентаря, ведомости начисления амортизации, акты на списание основных средств и малоценного инвентаря, авансовые отчеты, договора на оказание маркетинговых, посреднических и других видов услуг, документы, подтверждающие представительские расходы и другие относимые на себестоимость, карточки учета основных средств и технические паспорта на автотранспортные средства, учетные регистры ценных бумаг, прочие бухгалтерские документы, подтверждающие правильность списания на затраты расходов, произведенных предприятием, бухгалтерские и иные документы, подтверждающие право пользования льготами пот налогу на прибыль и другим налогам книги покупок, книги продаж, счета-фактуры, приказы, связанные с различными выплатами работникам денежных средств, приказы, связанные с приемом и увольнением работников предприятия, транспортные товаросопроводительные документы, ведомости по начислению заработной платы, лицевые счета по заработной плате, налоговые карточки, трудовые книжки работников, журнал учета трудовых книжек, документы, подтверждающие ввоз товаров при бартерных операциях, договора с работниками на приобретение квартир, на представление заемных средств и другие, иная информация, служащая источником для исчисления налогов и сборов, предусмотренных налоговым законодательством, своды по заработной плате, ведомости по начислению заработной платы, документы на предоставление установленных законодательством льгот и вычетов, договора трудовые и гражданско-правового характера, штатное расписание, ведомости на выдачу заработной платы, отчетность по единому социальному налогу, налогу на доходы физических лиц, страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, акты проверок, проведенные государственными социальными внебюджетными фондами, и решения, вынесенные по ним за период с 1.01.2004 г. по 30.09.2007 г. Ксерокопии решения о проведения проверки и требования приобщены к материалам дела.
Как указано в оспариваемом решении и следует из акта выездной налоговой проверки, в нарушение ст. 93 НК РФ Местная религиозная организация не представила по требованию ИФНС России по г. Курску от 16.10.2007 г. (с учетом принятых возражений) 148 документов: главную книгу за 2004 г., книгу учета доходов и расходов за 2006 г., журналы-ордера по счетам бухгалтерского учета № № 01, 08,10,50,51,60,68,69,71,76,86,91 за 12 месяцев 2004 г.; приказы по учетной политике за 2004 г., 2005 г., 2006 г.
Кроме того, по мнению налогового органа, в нарушение п. 4 ст. 15 Закона «О бухгалтерском учете» в течение 90 дней по окончании 2004 г. не были представлены бухгалтерский баланс за 2004 г., отчет о прибылях и убытках за 2004 г., отчет о целевом использовании полученных средств за 2004 г.
За указанной нарушение налоговый орган привлек Местную религиозную организацию Свидетелей Иеговы (Курск) к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 НК РФ в виде штрафа в размере 50 руб. за каждый не представленный документ, всего в сумме 7600 руб. 00 коп.
Налогоплательщик не согласился с выводами налогового органа в данной части, считая, что неправомерно привлечен к указанной ответственности, так как он не отказывался представить указанные документы, их нет у него в наличии, так как Организация не ведет предпринимательской деятельности, направленной на извлечение прибыли, а значит и не ведет учета хозяйственных операций в указанной налоговым органом форме.
В соответствии со ст. 126 НК РФ непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ.
Таким образом, налоговое законодательство предусматривает ряд условий, при выполнении которых возможно привлечение налогоплательщика к указанной ответственности: наличие документа, запрашиваемого налоговым органом у налогоплательщика, отказ налогоплательщика или уклонение от представления документа, должен быть запрошен конкретный документ, а не вообще документ бухгалтерского учета.
Как следует из материалов дела, налоговым органом в начале выездной налоговой проверки требованием от 16.10.2007 г. был запрошен общий список документов без учета специфики деятельности данной организации по всему перечню документов бухгалтерского учета. В частности, в данном требовании не указаны конкретные журналы-ордера, за отсутствие которых затем налогоплательщик привлечен к ответственности: №№ 01,08,10,50,51,60,68,69,71,76,86,91. Не указан период, за который должны быть представлены указанные журналы-ордера, так как согласно решения о проведении проверки по различным налогам соответственно установлены и различные периоды проверки.
Налоговым органом также не доказано, что Местная религиозная организация вела указанные журналы-ордера в установленном Федеральным законом «О бухгалтерском учете» порядке и уклонилась от их представления.
Между тем, как отражено в акте выездной налоговой проверки, оспариваемом решении и следует из материалов дела, в ходе выездной налоговой проверки установлено, что Организация не вела указанные журналы - ордера в проверяемом периоде, а также главную книгу, книгу учета доходов и расходов и приказы по учетной политике.
Кроме того, арбитражный суд считает необходимым отметить следующее.
Действительно, в соответствии со ст. 1 Федерального закона «О бухгалтерском учете» объектами бухгалтерского учета являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона «О бухгалтерском учете» настоящий Федеральный закон распространятся на все организации, находящиеся на территории Российской Федерации, а также на филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона «О бухгалтерском учете» бухгалтерская отчетность организаций, за исключением бюджетных организаций, включает в себя бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках.
Согласно ст. 90 Федерального закона «О бухгалтерском учете» организации, за исключением бюджетных, обязаны представлять квартальную бухгалтерскую отчетность в течение 30 дней по окончании квартала, а годовую – в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 23 НК РФ (в редакции, действовавшей в 2005 г.), налогоплательщики обязаны, в частности, представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете».
Между тем, в ходе рассмотрения дела налоговым органом не доказана обязанность данной организации вести бухгалтерский учет в установленном вышеуказанным Федеральным законом порядке и обязанность предоставлять налоговую отчетность в налоговый орган.
В соответствии со ст. 80 НК РФ ( в редакции, действовавшей в 2005 г.) налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Согласно письма Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 16.05.2003 г. № ВГ-6-02/563@ «О предоставлении бухгалтерской отчетности религиозными организациями» религиозные организации, не имеющие объектов обложения налогами, предусмотренных налоговым законодательством, не представляют в налоговые органы по месту учета бухгалтерскую отчетность.
Как отметил Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в постановлении Президиума от 8.04.2008 г. № 15333/07, по смыслу статей 88,93 Кодекса, требование о представлении необходимых для налоговой проверки документов должно содержать достаточно определенные данные о документах, которые истребуются налоговым органом, а сами истребуемые документы должны иметь отношение к предмету налоговой проверки. Если такое требование не исполнено налогоплательщиком по причине истребования документов, которые не относятся к предмету налоговой проверки, или по причине неопределенности истребуемых документов, оснований для применения ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 Кодекса, не имеется.
В силу названной нормы такая ответственность подлежит применению за непредставление каждого истребуемого документа. Следовательно, налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности, если число не представленных им документов с достоверностью не определено налоговым органом. Установление размера штрафа исходя из предположительного наличия у налогоплательщика хотя бы одного из числа запрошенных вдов документов недопустимо.
В соответствии со ст. 108 НК РФ никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом.
При таких условиях требования заявителя в данной части обоснованны, подтверждены материалами дел и подлежат удовлетворению.
Как указано в акте выездной налоговой проверки, оспариваемом решении, по мнению налогового органа, в нарушение ст. 6 Федерального закона «О бухгалтерском учете», положения по бухгалтерскому учету ПБУ 1/98 «Учетная политика организации», утв. Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 9.12.1998 г., в проверяемом периоде Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы (Курск) учетную политику не прорабатывало и не утверждало, формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности для проведения выездной налоговой проверки не представило.
Также не представлены месячные финансовые отчеты собраний согласно показаниям свидетеля ФИО4
По мнению налогового органа, положения ст.ст. 582 ГК РФ, 250, 251 НК РФ позволяют сделать вывод о том, что денежные средства, полученные юридическим лицом в качестве пожертвования не подлежат налогообложению, но в то же время в случае использования денежных средств не по целевому назначению, такие денежные средства признаются внереализационными доходами налогоплательщика и подлежат налогообложению в общеустановленном порядке.
Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы (Курск) при проведении выездной налоговой проверки не представила квитанций о размере пожертвований, составляемых при вскрытии ящиков для сбора пожертвований, о которых указывалось в показаниях свидетелей ФИО4 и ФИО5
В нарушение вышеуказанных положений ГК РФ и НК РФ, Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы (Курск) должна была вести обособленный учет всех операций по использованию пожертвованного имущества. Представленные в ходе выездной налоговой проверки документы не позволяют установить размер денежных средств, поступивших в Организацию, следовательно, по мнению налогового органа, не представляется возможным произвести проверку целевого использования денежных средств, поступивших в качестве пожертвований.
Таким образом, по мнению налогового органа, непредставление Местной религиозной организацией Свидетелей Иеговы (Курск) документов, свидетельствующих о действительных размерах пожертвований за 2004 – 2006 г.г., отсутствие главной книги за 2004 г., отсутствие авансовых отчетов в соответствии с п. 3 ст. 120 НК РФ признается грубым нарушением правил учета доходов и расходов и влечет штраф в размере 15000 руб. Соответственно, оспариваемым решением организация была привлечена к ответственности, предусмотренной п.2 ст. 120 НК РФ в виде штраф в размере 15 000 руб. 00 коп.
Между тем, налоговым органом не было учтено следующее.
В соответствии со ст. 120 НК РФ грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей.
Те же деяния, если они совершены в течение более одного налогового периода, влекут взыскание штрафа в размере пятнадцати тысяч рублей.
Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения для целей настоящей статьи понимается отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.
Как следует из материалов дела, в оспариваемом решении № 16-11/32 от 21.03.2008 г. налоговый орган в качестве обстоятельств, свидетельствующих о фактах правонарушений, предусмотренных пунктом 2 статьи 120 НК РФ, указал, что Организация не представила документов, свидетельствующих о действительных размерах пожертвований в 2004 г. – 2006 г., у Организации отсутствуют авансовые отчеты, отсутствует главная книга за 2004 г.
Между тем статья 120 Налогового кодекса Российской Федерации упомянутые действия (бездействие) налогоплательщика не расценивает как грубые нарушения правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, влекущие ответственность в соответствии с упомянутой статьей.
Аналогичная позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.02.2002 г. № 5803/01.
Кроме того, налоговым органом в ходе выездной налоговой проверки не доказана как обязанность данной Организации вести бухгалтерский учет в указанной налоговым органом форме, так и поступление средств (пожертвований) в не учтенной Организацией форме.
В соответствии со ст. 50 ГК РФ юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации), либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).
Согласно ст. 117 ГК РФ общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей.
Общественные и религиозные организации являются некоммерческими организациями. Они вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.
Как следует из Устава Местной религиозной организации Свидетелей Иеговы (Курск), утв. Управленческим центром Свидетелей Иеговы в России, настоящая религиозная организация является добровольным объединением физических лиц, созданным совершеннолетними гражданами Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» и иными требованиями действующего законодательства. Организация обладает правоспособностью юридического лица с момента государственной регистрации, имеет обособленное имущество, самостоятельный1 баланс (смету), может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права.
Организация создана с целью совместного исповедания и распространения веры, удовлетворения духовных потребностей, осуществления совместного и личного богослужения, основанного на Священном Писании (Библии), ознакомления людей со Священным Писанием, библейскими учениями, принципами и нормами, обучения религии и религиозного воспитания Свидетелей Иеговы и людей, проявляющих интерес, поддержки деятельности религиозной конфессии Свидетелей Иеговы г. Курска и Курской области.
Высшим органом управления Организации является Совет, постоянно действующим органом управления – Комитет, возглавляемый Председателем.
Комитет состоит не менее чем из 3 человек¸ назначенных Центром и распоряжении денежными средствами и имуществом Организации входит в компетенцию Комитета.
Денежные средств и имущество организации формируются за счет добровольных пожертвований, даров. Принятия наследства, а также иными способами, не противоречащими законодательству Российской Федерации.
Организация не собирает членских взносов и иных обязательных сборов в свою пользу.
В соответствии со ст. 582 ГК РФ пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях.
Пожертвования могут делаться гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, благотворительным, научным и учебным учреждениям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, а также государству и другим субъектам гражданского права, указанным в статье 124 настоящего Кодекса.
На принятие пожертвования не требуется чьего-либо разрешения или согласия.
Пожертвование имущества гражданину должно быть, а юридическим лицам может быть обусловлено жертвователем использованием этого имущества по определенному назначению.
Юридическое лицо, принимающее пожертвование, для использования которого установлено определенное назначение, должно вести обособленный учет всех операций по использованию пожертвованного имущества.
Таким образом, действующее гражданское законодательство предусматривает ведение обособленного учета операций по использованию пожертвованного имущества при условии, если пожертвование передано юридическому лицу для использования по определенному назначению и это назначение указано при пожертвовании.
В соответствии с п.п. 14 ст. 25 НК РФ (в редакции, действовавшей в проверяемом периоде) к внереализационным доходам относятся, в частности, доходы в виде использованных не по целевому назначению имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, которые получены в рамках благотворительной деятельности (в том числе в виде благотворительной помощи, пожертвований), целевых поступлений, целевого финансирования, за исключением бюджетных средств
В то же время согласно п. 2 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы также не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления из бюджета бюджетополучателям и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики-получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.
Между тем, в ходе выездной налоговой проверки налоговый орган не доказал вообще получения Организацией имущества в форме пожертвования с определенным назначением, за исключением учтенных Организацией, а также иных доходов, кроме пожертвований. Отсюда неправомерны и требования налогового органа о ведении учета и расходования поступивших пожертвований, как неправомерно и требование об индивидуализации пожертвований, которое противоречит положениям ст. 582 ГК РФ.
В ходе проведения выездной налоговой проверки налоговым органом в рамках проверки было опрошено семь свидетелей: ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11. Протоколы допросов приобщены к материалам дела. Из указанных свидетелей только ФИО5 и ФИО8 показали, что являются членами МРО Свидетели Иеговы. Остальные лица, допрошенные в качестве свидетелей, показали, что членам МРО Свидетелей Иеговы (Курск) не являются.
Налоговый орган построил свои доводы на показаниях свидетелей ФИО5 и ФИО8, которые показали, что собрания МРО Свидетелей Иеговы (Курск) проводились двадцать пять дней в месяц, денежные средства получались от Организации в оплату арендной платы, определенной должности в Организации не занимает (ФИО5), сбор пожертвований осуществлялся добровольно, в любой из трех ящиков на вещное дело, в фонд залов царств, на нужды собрания (ФИО4).
Между тем, налоговым органом не было учтено, что в соответствии с Уставом Местной религиозной организации Свидетелей Иеговы (Курск), членами Организации являются ее учредители и иные лица, принятые впоследствии решением Комитета.
Прием в члены Организации осуществляется решением Комитета на основании добровольного волеизъявления человека.
Доказательств того, что ФИО5 и ФИО4 являются именно членами Местной религиозной организации Свидетелей Иеговы (Курск) налоговым органом не представлены, решения и протоколы Комитета по этому поводу не представлены, хотя Устав Организации был представлен налоговому органу в том числе с письмом Организации от 5.12.2007 г., ксерокопия которого вместе с Уставом представлены налоговым органом с материалами выездной налоговой проверки.
Как следует из представленных председателем Комитета Местной религиозной организации Свидетелей Иеговы (Курск) помимо Организации в г. Курске существуют религиозные группы Свидетелей Иеговы – собрания «Курск Западное», «Курск Сеймское», «Курск Центральное», которые в структуру Местной религиозной организации Свидетелей Иеговы (Курск) не входят и ведут самостоятельную деятельность, самостоятельно проводят собрания и собирают пожертвования. Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы (Курск) собраний не проводит и пожертвования не собирает. При выемке пожертвований из ящиков добровольных пожертвований оформляются указанные религиозные группы составляют квитанции и в конце месяца часть денежных средств отправляется в Религиозную организацию «Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России», а часть – в Местную религиозную организацию Свидетелей Иеговы (Курск) для обеспечения возможности покрытия арендной платы. Оставшиеся денежные средства остаются на хранении у одного из участников религиозной группы. Распоряжение денежными средствами религиозной группы происходит по общему решению ее участников с учетом внутренних (канонических) установлений Свидетелей Иеговы. Данные доводы заявителя налоговым органом в ходе выездной налоговой проверки опровергнуты не были.
Как следует из Устава религиозной организации «Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России», Центр состоит (п.3.2) из входящих в его структуру религиозных объединений Свидетелей Иеговы – религиозных групп, местных религиозных организаций (общин, обществ и др.), религиозных организаций, создаваемых Центром.
Таким образом, местные религиозные группы не входят в структуру Местной религиозной организации Свидетелей Иеговы (Курск), а являются самостоятельными религиозными объединениями, входящими в состав религиозной организации «Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России» наравне с Местной религиозной организацией Свидетелей Иеговы (Курск).
В ходе выездной налоговой проверки налоговому органу были также представлены доказательства финансирования деятельности Местной религиозной организации Свидетелей Иеговы (Курск) из средств Религиозной организации «Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России» в указанном периоде. Ксерокопии платежных поручений представлены Управленческим центром и филиалом АК СБ РФ Курское отделение № 8596 (Центрально-Черноземный Банк), в котором открыт счет Местной религиозной организации Свидетелей Иеговы (Курск) и приобщены к материалам выездной налоговой проверки, которые приобщены к материалам дела.
Помимо этого, как указано в акте выездной налоговой проверки, оспариваемом решении и следует из материалов дела с 1.01.2005 г. по 31.12.2006 г. Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы (Курск) применяла упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения – доходы.
В соответствии со ст. 346.11 НК РФ упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с общей системой налогообложения, предусмотренной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно, порядке, предусмотренном настоящей главой. Применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, налога с продаж, налога на имущество организаций и единого социального налога уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
В соответствии со ст. 346.13 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, подают в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения, в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) заявление. При этом организации в заявлении о переходе на упрощенную систему налогообложения сообщают о размере доходов за девять месяцев текущего года.
Как следует из материалов дела, местная религиозная организация Свидетелей Иеговы (Курск) обратилась 29.11.2004 г. в ИФНС России по г. Курску в установленные законом сроки с соответствующим заявлением и получило уведомление от 27.12.2004 г. о возможности применения упрощенной системы налогообложения с 1.01.2005 г., подписанное заместителем руководителя ИФНС. Ксерокопия уведомления приобщена к материалам дела.
По мнению налогового органа, изложенному в оспариваемом решении и акте выездной налоговой проверки, Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы неправомерно применяла в 2005 г. – 2006 г. упрощенную систему налогообложения, так как в указанном период доходов от реализации, определяемых в соответствии со с.ст. 248,249 НК РФ не получало, так как в соответствии с п. 2 ст. 346.12 НК РФ организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения. Доходы, определяемые в соответствии со ст. 248 НК РФ, не превысили 15 млн. рублей.
Между тем, налоговым органом не было учтено следующее.
Действительно, в соответствии со ст. 346.12 НК РФ (в редакции, действовавшей в проверяемом периоде), организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доход от реализации, определяемый в соответствии со статьей 249 настоящего Кодекса не превысил 11 млн. рублей (без учета налога на добавленную стоимость.
Вместе с тем, ст. 346.13 НК РФ ( в редакции, действовавшей в 2005 г.) вновь созданные организации и вновь зарегистрированные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, вправе подать заявление о переводе на упрощенную систему налогообложения одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах. В этом случае организации и индивидуальные предприниматели вправе применять упрощенную систему налогообложения с момента создания организации или с момент регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Согласно ст. 346.13 НК РФ налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, не вправе до окончания налогового периода перейти на общий режим налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Если по итогам (отчетного) налогового периода доход налогоплательщика превысит 15 млн. руб. или остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, превысит 100 млн. руб., такой налогоплательщик считается перешедшим на общий режим налогообложения с того квартала, в котором было допущено это превышение. Таким образом, налоговое законодательство предусматривает два вышеуказанных условия для утраты налогоплательщиком права на применение упрощенной системы налогообложения.
Таким образом, довод налогового органа о том, что если организация не получает доходов в соответствующем периоде, то она не вправе применять упрощенную систему налогообложения, не соответствует требованиям налогового законодательства и подлежит отклонению. Законодатель установил предельную величину дохода (в 2005 г. – 11 млн. руб.), превышение которой не позволяет налогоплательщик перейти на упрощенную систему налогообложения. Нулевой размер дохода не может служить препятствием для применения упрощенной системы налогообложения. Такая же позиция отражена, в частности, письме Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Москве от 5.02.2004 г. № 21-09/07173.
В Определении от 18.01.2005 г. 8-О по жалобе Ивановского областного объединения профсоюзов на нарушение конституционных прав и свобод положением подпункта 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации указал, что оспариваемое положение подпункта 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации, по его смыслу в системе норм, определяющих понятийный аппарат налоговых правоотношений, не препятствует переходу некоммерческих организаций на упрощенную систему налогообложения и, следовательно, не нарушает конституционно-правовой принцип равенства в сфере налогообложения и конституционное право на свободу предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
Следует также отметить, что утвержденная приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.12.2005 г. № 167н форма книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, и порядка ее заполнения (п.2.5) предусматривает, что в графе 4 налогоплательщик отображает доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 со статьей 250 Кодекса. В данной графе налогоплательщиком, в частности, не учитываются доходы, предусмотренные статьей 251 Кодекса. Для религиозных организаций в соответствии со ст. 251 НК РФ такими доходами будут пожертвования. Таким образом, при ведении книги учета при применении упрощенной системы налогообложения в 2005 – 2006 г.г. Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы и не должна была по сути отражать полученные пожертвования.
При таких условиях требования заявителя в данной части обоснованны, подтверждены материалами дела и подлежат удовлетворению.
Как следует из оспариваемого решения, по мнению налогового органа, в нарушение п. 2 ст. 24 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы (Курск) не представила расчеты авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 1 квартал, полугодие, 9 месяцев 2004 г. в установленные законом сроки, а также не представила декларацию по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2004 г.. По итогам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки налоговый орган по этому вопросу решил предложить Местной религиозной организации Свидетелей Иеговы (Курск) представить в ИФНС по г. Курску расчеты авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 1 квартал, полугодие и 9 месяцев 2004 г., а также декларацию по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2004 г. Заявитель в данной части возражений и доводов не представил. Вместе с тем, требование заявлено о признании недействительным решения ИФНС России по г. Курску № 16-11/32 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 21.03.2008 г. полностью.
В соответствии со ст. 24 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страхователи ежемесячно производят исчисление суммы авансовых платежей по страховым взносам, исходя из базы для начисления страховых взносов, исчисленной с начала расчетного периода, и тарифа страхового взноса, предусмотренного статьей 22 настоящего Федерального закона».
Данные об исчисленных Ии уплаченных суммах авансовых платежей страхователь отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.
По окончании расчетного периода страхователь представляет страховщику расчет с отметкой налогового органа или с иными документами, подтверждающими факт представления расчета в налоговый орган.
Страхователи представляют декларацию по страховым взносам в налоговый орган не позднее 30 марта года, следующего за истекшим расчетным периодом, по форме, утверждаемой Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.
Вместе с тем, в соответствии со ст. 6 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются, в частности, организации, производящие выплаты физическим лицам.
Как следует из акта выездной налоговой проверки, оспариваемого решения и подтве6рждено материалами дела, с 1.01.2004 г. по 30.09.2007 г. в местной религиозной организации Свидетелей Иеговы (Курск) заработная плата не начислялась и не выплачивалась.
В соответствии со ст. 80 НК РФ (в редакции, действовавшей в 2004 г. и в 2005 г.) налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В соответствии со ст.1 НК РФ законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.
Согласно ст. 3 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какипе налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.
В соответствии со ст. 4 НК РФ Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов и в сфере таможенного дела, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительные органы местного самоуправления в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.
Действующее налоговое законодательство не предусматривало обязанности представлять авансовые расчеты и декларации при отсутствии в отчетных и налоговом периоде в целом, налоговой базы и выплат, производимых физическим лицам в течение всего налогового периода. Приказы Министерства финансов РФ не могут изменять и дополнять законодательство о налогах и сборах.
При таких условиях решение налогового органа в данной части также подлежит признанию недействительным.
В соответствии со ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст. 22 НК РФ права налогоплательщика обеспечиваются соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов.
В соответствии со ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
При таких условиях требования заявителя подлежат удовлетворению в полном объеме.
В судебном заседании 27.08.2007 г. в соответствии со ст. 176 АПК РФ объявлена резолютивная часть решения.
Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст.ст. 17,27,29,64,65,71,102,110,123,124,132,156,167-171,176,177,180,181,182,318,319 АПК РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
Требования Местной религиозной организации Свидетелей Иеговы (Курск) удовлетворить.
Признать не законным, как не соответствующим требованиям ст.ст. 21,22,87,93,101,108,111,120,126,249,250,251,346.12,346.13 НК РФ решение ИФНС России по г. Курску № 16-11/32 от 21.03.2008 г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Взыскать с ИФНС России по г. Курску ОГРН <***>, 30500 ул. М. Горького, 37А, г. Курск, в доход Местной религиозной организации Свидетелей Иеговы (Курск) ОГРН <***> в сумме 2000 руб. 00 коп., уплаченной в Федеральный бюджет по квитанции от 23.06.2008 г. председателем Комитета ФИО1
Данное решение вступает в законную силу по истечение месяца со дня его принятия и может быть обжаловано в девятнадцатый Арбитражный апелляционный суд в г. Воронеже в течение месяца со дня его принятия, в Федеральный Арбитражный суд Центрального округа в г. Брянске в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу через арбитражный суд Курской области.
Судья Д.А. Горевой