АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
г. Курск, ул. К. Маркса, д. 25
http://www.kursk.arbitr.ru; е-mail: info@kursk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Курск
26 ноября 2014 года
Дело № А35-3877/2013
Резолютивная часть решения объявлена 24.11.2014 г.
Полный текст решения изготовлен 26.11.2014 г.
Арбитражный суд Курской области в составе судьи Горевого Д.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Машошиной Г.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «КСК-Монтаж»
к ИФНС России по г. Курску
о признании незаконным решения ИФНС
3-е лицо: ООО «Юникорн-П»
в судебном заседании приняли участие представители:
от заявителя: ФИО1 – адвокат по доверенности от 15.07.2013
от ответчика: ФИО2 – ведущий специалист – эксперт ю\о по доверенности от 30.09.2014
от 3-го лица: не явился, извещен надлежащим образом
Изучив материалы дела, заслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «КСК – Монтаж» заявило требование о признании недействительным решения ИФНС России по г. Курску от 15.02.2013 № 16-04/6302 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, принятого по результатам камеральной налоговой проверки представленной налогоплательщиком уточненной налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2011 г. (с учетом уточнений).
ИФНС России по г. Курску в отзыве на заявление требования не признала, ссылаясь на их необоснованность и законность и обоснованность принятых решений и правомерность доначисления налога на добавленную стоимость по указанным в них основаниям.
Привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица Общество с ограниченной ответственностью «Юникорн-П» представило запрошенные арбитражным судом документы и пояснения. Представитель в заседание не явился, что не препятствует рассмотрению дела.
Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, суд установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью «КСК – Монтаж» зарегистрировано в качестве юридического лица 02.03.2007 г. и состоит на налоговом учете в ИФНС России по г. Курску.
Как усматривается из материалов дела, будучи в соответствии со ст. 143 НК РФ налогоплательщиком налога на добавленную стоимость 13.08.2012 г. ООО «КСК-Монтаж» представило в ИФНС России по г. Курску уточненную налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2011 года, в соответствии с которой налогоплательщиком заявлена к возмещению сумма налога на добавленную стоимость в размере 2159553 руб.
Налоговым органом в соответствии со статьей 88 Налогового Кодекса РФ проведена камеральная налоговая проверка указанной декларации, результаты которой зафиксированы в акте камеральной налоговой проверки № 29646 от 27.11.2012 г., согласно которому по результатам проверки установлено завышение налога на добавленную стоимость, предъявленного к возмещению из бюджета за 4 квартал 2011 г. в сумме 2159553 руб., не уплата налога на добавленную стоимость в сумме 847573 руб. По результатам проверки предлагалось взыскать с ООО «КСК-Монтаж» сумму неуплаченного налога в размере 847573 руб., пени за несвоевременную уплату налога, уменьшить предъявленный к возмещению из бюджета в завышенных размерах налог на добавленную стоимость за 4 квартал 2011 г. в сумме 2159553 руб., внести необходимые изменения в бухгалтерский и налоговый учет, привлечь ООО «КСК-Монтаж» к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ. Ксерокопия акта камеральной налоговой проверки приобщены к материалам дела.
Как следует из акта камеральной налоговой проверки, по мнению налогового органа, ООО «КСК-Монтаж» неправомерно предъявило к вычету НДС по счету-фактуре № 000000124 от 25.10.2011 г. на сумму 5324753 руб. 50 коп., в том числе НДС 812250 руб. 53 коп., счету-фактуре № 00000009 от 31.12.2011 г. на общую сумму 1843359 руб. 29 коп., в том числе НДС 281190 руб. 40 коп., счету-фактуре № 00000137 от 25.11.20111 г. на сумму 1843359 руб. 29 коп., в том числе НДС 281190 руб. 40 коп. по строительно-монтажным работам, выполненным для собственного потребления по объекту: Трехуровневый гараж-стоянка по ул. Садовая;
по счетам-фактурам № 00000135 от 31.12.20111 г. на сумму 840805 руб. 88 коп., в том числе НДС 143512 руб. 76 коп., № 00000122 от 25.10.20-111 на сумму 2115938 руб. 44 коп., в том числе НДС 322770 руб. 27 коп., № 00000136 от 25.11.2011 г. на сумму 957069 руб. 86 коп., в том числе НДС 145993 руб. 71 коп. по строительно-монтажным работам, выполненным собственными силами по объекту: жилой дом 16А по ул. К. Либкнехта в г. Курске, так как операции по реализации жилых домов, жилых помещений, а также долей в них, передача доли в праве на общее имущество в многоквартирном доме при реализации квартир, не подлежат налогообложению, следовательно, суммы НДС при выполнении работ по строительству жилых домов к вычету не принимаются, указанные работы по гаражу-стоянке, по мнению налогового органа, не являются строительно-монтажными для собственного потребления вследствие того, что фактически построенный объект ООО «КСК-Монтаж» не использует и не планировало использовать для нужд организации.
Также неправомерно, по мнению налогового органа, в налоговые вычеты был включен НДС по счетам-фактурам № 3 от 31.10.2011 г. на сумму 227250 руб. 30 коп., в том числе НДС 34665 руб. 30 коп. от ООО «Азимут» по акту выполненных работ № 3 по договору № 18.08-11 от 18.08.2011, № 15 от 25.10.2011 на сумму 54257 руб. 69 коп., в том числе НДС 8276 руб. 60 коп. от ИП ФИО3 по договору подряда от 07.08.2011 № 08-07/11, № 1798 от 01.12.2011 на сумму 385000 руб., в том числе НДС 58728 руб. 81 коп. от ИП ФИО4 по договору подряда № 28-11 от 28.10.2011, № 1895 от 01.12.2011 на сумму 40000 руб., в том числе НДС 6101 руб. 69 коп., всего на сумму НДС 107772 руб. 40 коп., так как указанные счета-фактуры составлены с нарушением условий п. 5 ст. 169 НК РФ, в них отсутствуют описание выполненных работ, наименование объекта на котором осуществлялось выполнение работ. Кроме того, налогоплательщиком не представлены первичные документы, подтверждающие правомерность предъявления к вычету суммы НДС в размере 107772 руб. 40 коп, в частности, акты о приемке выполненных работ.
По мнению налогового органа, налогоплательщик также неправомерно занизил налоговую базу по налогу на добавленную стоимость на сумму 2500000 руб., полученных от ООО «Юникорн-П» по предварительному договору долевого участия в строительстве от 09.07.2010 г., как авансовый или иной платеж, полученный в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, что привело к занижению НДС на сумму 381355 руб. 93 коп.
Налогоплательщик не согласился с выводами налогового органа в акте камеральной налоговой проверки от 27.11.2012 г. № 29646 и 25.12.2012 г. представил возражения, в которых пояснил, что предприятие выполняло строительно-монтажные работы по строительству жилого дома по ул. К. Либкнехта смешанным способом, то есть одну часть работы производило собственными силами, другую привлеченными подрядчиками, в связи с чем считало, что строительно-монтажные работы выполнены собственными силами хозяйственным способом и в первоначальной декларации по НДС за 4 квартал 2011 г. включило СМР выполненные собственными силами в налоговую базу по строке «010», сумму налога, исчисленную при выполнении СМР собственными силами ошибочно указало к вычету, вследствие чего завысило итоговую сумму налога. подлежащего уплате в бюджет на сумму налога, исчисленного при выполнении СМР собственными силами. Это послужило основанием для подачи уточненной налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2011 г., в которой заявлено право на вычет НДС в сумме 612276 руб. 74 коп. (в акте допущена ошибка и указано 912276 руб. 74 коп.) по строке 160 декларации. Указанная сумма налога проходит также и по исчислению налога в бюджет по строке 060 декларации. Установленный инспекцией факт необоснованного применения налоговых вычетов в размере 612276 руб. 74 коп. по жилому дому по ул. К. Либкнехта не мог повлечь за собой занижение и неуплату налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в бюджет, поскольку указанная сумма налога проходит также и по начислению в бюджет по строке 060 декларации. Также предприятие выполняло строительно-монтажные работы по строительству трехуровневого гаража-стоянки по ул. Садовая смешанным способом, то есть одну часть работы производило собственными силами, другую привлеченными подрядчиками., в связи с чем считало, что строительно-монтажные работы выполнены собственными силами хозяйственным способом и в первоначальной декларации по НДС за 4 квартал 2011 г. включило СМР выполненные собственными силами в налоговую базу по строке «010», сумму налога, исчисленную при выполнении СМР собственными силами ошибочно указало к вычету, вследствие чего завысило итоговую сумму налога, подлежащего уплате в бюджет на сумму налога, исчисленного при выполнении СМР собственными силами. Это послужило основанием для подачи уточненной налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2011 г., в которой заявлено право на вычет НДС в сумме 1905721 руб. 62 коп. по строке 160 декларации. Указанная сумма налога проходит также и по исчислению налога в бюджет по строке 060 декларации. Установленный инспекцией факт необоснованного применения налоговых вычетов в размере 1905721 руб. 62 коп. по СМР по трехуровнему гаражу-стоянке не мог повлечь за собой занижение и неуплату налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в бюджет, поскольку указанная сумма налога проходит также и по начислению в бюджет по строке 060 декларации. Также налогоплательщик посчитал, что были представлены все необходимые документы, подтверждающие правомочность налоговых вычетов по НДС в сумме 107772 руб. 40 коп. по счетам-фактурам №№ 3 от 31.10.2011 г. от ООО «Азимут», 15 от 25.10.2011 от ИП ФИО3, 1798 от 01.12.2011 г. и 1895 от 01.12.2011 г. от ИП ФИО4, так как в представленных актах выполненных работ КС-2 № 3 от 31.10.2011 г., № 4 от 25.10.2011 г., № 1 от 01.12.2011 г. содержатся ссылки на договоры подряда в целях раскрытии их содержания. Ксерокопии актов выполненных работ и договоров были представлены налоговому органу. Налогоплательщик также не согласился с выводами налогового органа в части занижения налогооблагаемой базы в результате неисчисления НДС в размере 381355 руб. 93 коп. с полученной от ООО «Юникорн-П» суммы 2500000 руб., так как сумма, поступившая по платежному поручению № 79 от 10.10.2011 г. в размере 2500000 руб. является поступлением по договору займа от 10.10.2011 г., и в силу положений п. 1 ст. 39 НК РФ и п. 2 ст. 153 НК РФ НДС не облагается, назначение платежа было указано ошибочно, что подтверждается представленными документами: договором займа, письмом контрагента. Ксерокопия возражений приобщена к материалам дела.
18.01.2013 г. заместителем руководителя ИФНС России по г. Курску было принято решение № 1417 о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля, а также решение № 842 о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки. Ксерокопии указанных решений приобщены к материалам дела.
По результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки налоговым органом 15.02.2013 г., в частности, было принято решение № 16-04/6302 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, которым было решено привлечь ООО «КСК-Монтаж» к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 73980 руб. 10 коп. за неуплату налога на добавленную стоимость, начислить пени по состоянию на 15.02.2013 г. в сумме 11162 руб. 63 коп. за неуплату налога на добавленную стоимость, предложить ООО «КСК-Монтаж» уплатить недоимку по налогу на добавленную стоимость в сумме 739801 руб. 00 коп., уплатить штрафы, указанные в п. 1 решения, уплатить пени, указанные в п. 2 решения, внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
Также 15.02.2013 г. налоговым органом было принято решение № 510 об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, которым ООО «КСК-Монтаж» было отказано в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 2159553 руб. по изложенным выше основаниям. Ксерокопии решений приобщены к материалам дела.
Налогоплательщик не согласился с выводами налогового органа в решениях ИФНС России по г. Курску от 15.02.2013 г., доначислением налога, начислением пени и санкций в решении № 16-04/6302 и отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, предъявленной к возмещению и 12.03.2013 г. обратился в УФНС России по Курской области с апелляционной жалобой на решение ИФНС России по г. Курску от 15.02.2013 № 510, а также с апелляционной жалобой на решение ИФНС России по г. Курску от 15.02.2013 № 16-04/6302 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, ссылаясь, в частности, на то, что обоснованно применяло налоговые вычеты по НДС в сумме 612276 руб. 74 коп. по жилому дому по ул. К. Либкнехта, 3, в сумме 1905721 руб. 62 коп. по трехуровневому гаражу-стоянке по ул. Садовая, так как указанные суммы также отражались в уточненной декларации по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2011 г. и по строке «060» по начислению в бюджет, в связи с чем установленный инспекцией факт необоснованного применения налоговых вычетов по указанным строительно-монтажным работам не мог повлечь за собой занижение и неуплату налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в бюджет. Кроме того, налогопалетльщик не согласился с начислением НДС в сумме в сумме 381355 руб. 93 коп. с суммы 2500000 руб. полученной предоплаты, ссылаясь, в частности, на то, что данная сумма была получена им от ООО «Юникорн-П» по договору денежного займа от 10.10.2010 г. и не облагается НДС. Ксерокопии апелляционных жалоб приобщены к материалам дела.
Исполняющий обязанности руководителя УФНС России по Курской области решением № 123 от 08.05.2013 г. апелляционную жалобу ООО «КСК-Монтаж» оставил без удовлетворения, решение ИФНС России по г. Курску от 15.02.2013 г. № 510 об отказе в возмещении полностью суммы налога, заявленной к возмещению, без изменения.
Решением № 124 от 08.05.2013 г. исполняющий обязанности руководителя УФНС России по Курской области апелляционную жалобу ООО «КСК-Монтаж» также оставил без удовлетворения, решение ИФНС России по г. Курску от 15.02.2013 г. № 16-04/6302 – без изменения. Ксерокопии решений УФНС приобщены к материалам дела.
Не согласившись с указанными действиями налогового органа, полагая, что решения ИФНС России по г. Курску от 15.02.2013 № 16-04/6302 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и № 510 об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, которым ООО «КСК-Монтаж» были доначислены суммы налога на добавленную стоимость, начислены пени и санкции и было отказано в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 2159553 руб., не соответствуют действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, Общество обратилось в Арбитражный суд Курской области с настоящим заявлением.
В ходе рассмотрения настоящего дела заявитель уточнил заявленные требования и с учетом решений УФНС России по г. Курску просил признать недействительным решение ИФНС России по г. Курску от 15.02.2013 № 16-04/63024 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в полном объеме.
Производство по настоящему делу по ходатайству заявителя определением арбитражного суда от 16.12.2013 г. было приостановлено до вступления в законную силу судебного акта по дела № А35-3879/2013 по заявлению ООО «КСК-Монтаж» о признании незаконными решений ИФНС России по г. Курску, принятым по результатам камеральной налоговой проверки представленной налогоплательщиком уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2011 г. и возобновлено определением от 31.07.2014 г.
Судом требования заявителя рассмотрены, признаны обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 3 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее Кодекс) каждое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с п. 1 ст. 23 Кодекса налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии со статьями 44, 45 Кодекса обязанности по уплате налога или сбора возникают, изменяются и прекращаются при наличии оснований, установленных Кодексом. Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В соответствии со статьей 143 Кодекса Общество является плательщиком налога на добавленную стоимость.
Операции, признаваемые объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость, указаны в п. 1 ст. 146 Кодекса.
Статьей 166 Кодекса определен порядок исчисления налога на добавленную стоимость, сумма которого исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете – как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз.
В соответствии со ст. 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном настоящей главой.
Счета-фактуры являются основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету при выполнении требований, установленных пунктами 5,5.1 и 6 настоящей статьи.
Ошибки в счетах-фактурах и корректировочных счетах-фактурах, не препятствующие налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг), имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав, их стоимость, а также налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю, не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога.
Невыполнение требований к счету-фактуре, не предусмотренных пунктами 5 и 6 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа принять к вычету суммы налога, предъявленные продавцом.
В счете-фактуре, выставляемом при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, должны быть указаны:
1) порядковый номер и дата составления счета-фактуры;
2) наименование, адрес и идентификационные номера налогоплательщика и покупателя;
3) наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя;
4) номер платежно-расчетного документа в случае получения авансовых или иных платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг);
5) наименование поставляемых (отгруженных) товаров (описание выполненных работ, оказанных услуг) и единица измерения (при возможности ее указания);
6) количество (объем) поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (работ, услуг), исходя из принятых по нему единиц измерения (при возможности их указания);
6.1) наименование валюты;
7) цена (тариф) за единицу измерения (при возможности ее указания) по договору (контракту) без учета налога, а в случае применения государственных регулируемых цен (тарифов), включающих в себя налог, с учетом суммы налога;
8) стоимость товаров (работ, услуг), имущественных прав за все количество поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав без налога;
9) сумма акциза по подакцизным товарам;
10) налоговая ставка;
11) сумма налога, предъявляемая покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав, определяемая исходя из применяемых налоговых ставок;
12) стоимость всего количества поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав с учетом суммы налога;
13) страна происхождения товара;
14) номер таможенной декларации.
Сведения, предусмотренные подпунктами 13 и 14 настоящего пункта, указываются в отношении товаров, страной происхождения которых не является Российская Федерация. Налогоплательщик, реализующий указанные товары, несет ответственность только за соответствие указанных сведений в предъявляемых им счетах-фактурах сведениям, содержащимся в полученных им счетах-фактурах и товаросопроводительных документах.
Счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации. При выставлении счета-фактуры индивидуальным предпринимателем счет-фактура подписывается индивидуальным предпринимателем либо иным лицом, уполномоченным доверенностью от имени индивидуального предпринимателя, с указанием реквизитов свидетельства о государственной регистрации этого индивидуального предпринимателя.
В соответствии с п. 1 ст. 171 Кодекса налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.
Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации без таможенного контроля и таможенного оформления, в отношении: товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 настоящего Кодекса; товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
Согласно пункту 1 статьи 172 Кодекса налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами товаров, и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. Вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров, после принятия на учет указанных товаров и при наличии соответствующих первичных документов.
Вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.
Из приведенных норм Кодекса следует, что право налогоплательщика на налоговые вычеты обусловлено фактами уплаты им суммы налога на добавленную стоимость при приобретении товаров, принятия на учет данных товаров и наличием соответствующих первичных документов, при этом обязанность подтверждать правомерность и обоснованность налоговых вычетов первичной документацией лежит на налогоплательщике - покупателе товаров, поскольку именно он выступает субъектом, применяющим при исчислении итоговой суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, вычет сумм налога, начисленных поставщиками.
В соответствии с п. 6 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (застройщиками или техническими заказчиками) при проведении ими капитального строительства (ликвидации основных средств), сборке (разборке), монтаже (демонтаже) основных средств, суммы налога, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), приобретенным им для выполнения строительно-монтажных работ, и суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении им объектов незавершенного капитального строительства.
В случае реорганизации вычетам у правопреемника (правопреемников) подлежат суммы налога, предъявленные реорганизованной (реорганизуемой) организации по товарам (работам, услугам), приобретенным реорганизованной (реорганизуемой) организацией для выполнения строительно-монтажных работ для собственного потребления, принимаемые к вычету, но не принятые реорганизованной (реорганизуемой) организацией к вычету на момент завершения реорганизации.
Вычетам подлежат суммы налога, исчисленные налогоплательщиками в соответствии с пунктом 1 статьи 166 настоящего Кодекса при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления, связанных с имуществом, предназначенным для осуществления операций, облагаемых налогом в соответствии с настоящей главой, стоимость которого подлежит включению в расходы (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций.
Суммы налога, предъявленные налогоплательщику при проведении подрядчиками капитального строительства объектов недвижимости (основных средств), при приобретении недвижимого имущества (за исключением воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания, а также космических объектов), при приобретении иных товаров (работ, услуг) для осуществления строительно-монтажных работ, исчисленные налогоплательщиком при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления, принятые к вычету в порядке, предусмотренном настоящей главой, подлежат восстановлению в случае, если указанные объекты недвижимости (основные средства) в дальнейшем используются для осуществления операций, указанных в пункте 2 статьи 170 настоящего Кодекса, за исключением основных средств, которые полностью самортизированы или с момента ввода которых в эксплуатацию у данного налогоплательщика прошло не менее 15 лет.
В случае, указанном в абзаце четвертом настоящего пункта, налогоплательщик обязан по окончании каждого календарного года в течение десяти лет начиная с года, в котором наступил момент, указанный в пункте 4 статьи 259 настоящего Кодекса, в налоговой декларации, представляемой в налоговые органы по месту своего учета за последний налоговый период каждого календарного года из десяти, отражать восстановленную сумму налога. Расчет суммы налога, подлежащей восстановлению и уплате в бюджет, производится исходя из одной десятой суммы налога, принятой к вычету, в соответствующей доле. Указанная доля определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, не облагаемых налогом и указанных в пункте 2 статьи 170 настоящего Кодекса, в общей стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных (переданных) за календарный год. Сумма налога, подлежащая восстановлению, в стоимость данного имущества не включается, а учитывается в составе прочих расходов в соответствии со статьей 264 настоящего Кодекса.
В случае, если проведена модернизация (реконструкция) объекта недвижимости (основного средства), в том числе после истечения срока, указанного в абзаце четвертом настоящего пункта, приводящая к изменению его первоначальной стоимости, суммы налога по строительно-монтажным работам, а также по товарам (работам, услугам), приобретенным для выполнения строительно-монтажных работ при проведении модернизации (реконструкции), принятые к вычету в порядке, предусмотренном настоящей главой, подлежат восстановлению в случае, если указанные объекты недвижимости в дальнейшем используются для осуществления операций, указанных в пункте 2 статьи 170 настоящего Кодекса.
В случае, указанном в абзаце шестом настоящего пункта, налогоплательщик обязан по окончании каждого календарного года в течение 10 лет начиная с года, в котором на основании пункта 4 статьи 259 настоящего Кодекса производится начисление амортизации с измененной первоначальной стоимости объекта недвижимости, в налоговой декларации, представляемой в налоговые органы по месту своего учета за последний налоговый период каждого календарного года из 10 лет, отражать восстановленную сумму налога. Расчет суммы налога, подлежащей восстановлению и уплате в бюджет, производится исходя из одной десятой суммы налога, принятой к вычету по строительно-монтажным работам, а также по товарам (работам, услугам), приобретенным для выполнения строительно-монтажных работ при проведении модернизации (реконструкции), в соответствующей доле. Указанная доля определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, не облагаемых налогом и указанных в пункте 2 статьи 170 настоящего Кодекса, в общей стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных (переданных) за календарный год. Сумма налога, подлежащая восстановлению, в стоимость данного имущества не включается, а учитывается в составе прочих расходов в соответствии со статьей 264 настоящего Кодекса.
В случае, если до истечения срока, указанного в абзаце четвертом настоящего пункта, модернизируемый (реконструируемый) объект недвижимости исключается из состава амортизируемого имущества и не используется в деятельности налогоплательщика один год или несколько полных календарных лет, за эти годы восстановление сумм налога, принятых к вычету, не производится. Начиная с года, в котором на основании пункта 4 статьи 259 настоящего Кодекса производится начисление амортизации с измененной первоначальной стоимости объекта недвижимости, налогоплательщик обязан в налоговой декларации, представляемой в налоговые органы по месту своего учета за последний налоговый период каждого календарного года из оставшихся до окончания десятилетнего срока, указанного в абзаце пятом настоящего пункта, отражать восстановленную сумму налога. Расчет суммы налога, подлежащей восстановлению и уплате в бюджет, производится исходя из суммы налога, исчисленной как поделенная на количество лет, оставшихся до окончания десятилетнего срока, указанного в абзаце пятом настоящего пункта, разница между суммой налога, указанной в абзаце четвертом настоящего пункта, принятой к вычету, и суммой налога, полученной в результате сложения одной десятой суммы налога, указанной в абзаце пятом настоящего пункта, за годы, предшествующие полному календарному году, в котором по модернизируемому (реконструируемому) объекту недвижимости начисление амортизации не производится и объект недвижимости не используется в деятельности налогоплательщика, в соответствующей доле. Указанная доля определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, не облагаемых налогом и указанных в пункте 2 статьи 170 настоящего Кодекса, в общей стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных (переданных) за календарный год. Сумма налога, подлежащая восстановлению, в стоимость этого имущества не включается, а учитывается в составе прочих расходов в соответствии со статьей 264 настоящего Кодекса. Расчет суммы налога, подлежащей восстановлению по строительно-монтажным работам, а также по товарам (работам, услугам), приобретенным для выполнения строительно-монтажных работ при проведении модернизации (реконструкции), осуществляется в порядке, установленном абзацем седьмым настоящего пункта.
В соответствии со ст. 172 НК РФ вычеты сумм налога, указанных в абзацах первом и втором пункта 6 статьи 171 настоящего Кодекса, производятся в порядке, установленном абзацами первым и вторым пункта 1 настоящей статьи.
Вычеты сумм налога, указанных в абзаце третьем пункта 6 статьи 171 настоящего Кодекса, производятся на момент определения налоговой базы, установленный пунктом 10 статьи 167 настоящего Кодекса.
Согласно статье 173 Кодекса сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 настоящего Кодекса (в том числе налоговых вычетов, предусмотренных пунктом 3 статьи 172 настоящего Кодекса), общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса и увеличенная на суммы налога, восстановленного в соответствии с настоящей главой.
Статьей 176 Кодекса установлено, что в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями настоящей статьи.
После представления налогоплательщиком налоговой декларации налоговый орган проверяет обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, при проведении камеральной налоговой проверки в порядке, установленном статьей 88 настоящего Кодекса.
Пунктом 2 настоящей статьи Кодекса предусмотрено, что по окончании проверки в течение семи дней налоговый орган обязан принять решение о возмещении соответствующих сумм, если при проведении камеральной налоговой проверки не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах.
Согласно пункту 3 статьи 176 Кодекса в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен акт налоговой проверки в соответствии со статьей 100 настоящего Кодекса.
Акт и другие материалы камеральной налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные налогоплательщиком (его представителем) возражения должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в соответствии со статьей 101 настоящего Кодекса.
По результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения либо об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Одновременно с этим решением выносится решение о возмещении (полностью или частично) суммы налога, заявленной к возмещению, или решение об отказе в возмещении суммы налога, заявленной к возмещению.
Установленный главой 21 Кодекса порядок возмещения налога на добавленную стоимость распространяется только на добросовестных налогоплательщиков.
В соответствии с правовой позицией Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в п. п. 1, 2 постановления № 53 от 12.10.2006 г. «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиками налоговой выгоды», судебная практика разрешения налоговых споров исходит из презумпции добросовестности налогоплательщиков и иных участников правоотношений в сфере экономики. В связи с этим предполагается, что действия налогоплательщика, имеющие своим результатом получение налоговой выгоды, экономически оправданны, а сведения, содержащиеся в налоговой декларации и бухгалтерской отчетности, - достоверны.
Под налоговой выгодой понимается уменьшение размера налоговой обязанности вследствие, в частности, уменьшения налоговой базы, получения налогового вычета, налоговой льготы, применения более низкой налоговой ставки, а также получение права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета.
Представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежаще оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.
Налоговая выгода также не может быть признана обоснованной, если получена налогоплательщиком вне связи с осуществлением реальной предпринимательской или экономической деятельности.
Таким образом, инспекция должна представить сведения, бесспорно подтверждающие, что действия налогоплательщика не имели экономического обоснования, направлены исключительно на искусственное создание условий для возмещения налога из бюджета и, следовательно, являются недобросовестными.
Как указано в акте камеральной налоговой проверки и следует из материалов дела, 13.08.2012 г. ООО «КСК-Монтаж» представило в ИФНС России по г. Курску уточненную налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2011 года, в соответствии с которой налогоплательщиком заявлена к возмещению сумма налога на добавленную стоимость в размере 2159553 руб.,
налоговая база составила 1851300 руб., сумма исчисленного налога 333234 руб.;
выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления: налоговая база 13988880 руб., сумма НДС 2517998 руб.;
суммы полученной оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг): налоговая база 7900227 руб., сумма НДС 1205119 руб.
суммы налога, подлежащие восстановлению 309472 руб.,
общая сумма НДС к вычету 6525376 руб., в том числе сумма налога, предъявленная налогоплательщику при приобретении на территории РФ товаров (работ, услуг), подлежащая вычету в соответствии с п. 2 ст. 171 НК РФ, а также сумма налога, подлежащая вычету в соответствии с п. 5 ст. 171 НК РФ 4007378 руб., в том числе предъявленные подрядными организациями 20022210 руб.;
суммы налога, исчисленные при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления и уплаченные в бюджет, подлежащие вычету 2517998 руб.
Как установлено судом и видно из материалов налоговой проверки, в книге покупок и книге продаж за 4 квартал 2011 года ООО «КСК-Монтаж» отразило счета-фактуры по строительно-монтажным работам для собственного потребления:
№ 000000124 от 25.10.2011 г. на сумму 5324753 руб. 50 коп., в том числе НДС 812250 руб. 53 коп., счету-фактуре № 00000009 от 31.12.2011 г. на общую сумму 1843359 руб. 29 коп., в том числе НДС 281190 руб. 40 коп., счету-фактуре № 00000137 от 25.11.20111 г. на сумму 1843359 руб. 29 коп., в том числе НДС 281190 руб. 40 коп. по строительно-монтажным работам, выполненным для собственного потребления по объекту: Трехуровневый гараж-стоянка по ул. Садовая;
№ 00000135 от 31.12.20111 г. на сумму 840805 руб. 88 коп., в том числе НДС 143512 руб. 76 коп., № 00000122 от 25.10.20-111 на сумму 2115938 руб. 44 коп., в том числе НДС 322770 руб. 27 коп., № 00000136 от 25.11.2011 г. на сумму 957069 руб. 86 коп., в том числе НДС 145993 руб. 71 коп. по строительно-монтажным работам, выполненным собственными силами по объекту: жилой дом 16А по ул. К. Либкнехта в г. Курске.
В налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2011 года общество указало в графе 3 строки 060 раздела 3 декларации налоговую базу, исчисленную при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления, в размере 13988880 руб., а в графе 5 сумму исчисленного налога к уплате в бюджет в размере 2517119 руб.
В графе 3 по строке 160 раздела 3 декларации в составе налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость, исчисленному при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления, общество также указало сумму 2517998 руб.
Как указано в акте камеральной налоговой проверки и следует из материалов дела, в соответствии с разрешением на строительство № ru46302000-1618 от 27.01.2010 г., выданным Комитетом архитектуры и градостроительства со сроком действия до 18.07.2011 г., ООО «КСК-Монтаж» разрешается строительство 9-ти этажного жилого дома со встроенными административными помещениями по ул. К. Либкнехта, 16А в г. Курске.
В соответствии с представленным проектом предусмотрено строительство трехсекционного 9-ти этажного жилого дома на 81 квартиру со встроено-пристроенными административными помещениями. Общая площадь квартир 5592, 65 кв.м, общая площадь встроено-пристроенных помещений 727 кв.м, в том числе офисные помещения 638 кв.м.
Строительство жилого дома осуществляется на арендованном у Комитета по управлению имуществом Курской области земельном участке.
На основании договора № 1959-09ю от 26.01.2009 г. аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности и расположенного на территории г. Курска и в соответствии с решением Комитета по управлению имуществом Курской области от 19.01.2009 г. № 01-18/28 арендодатель (Комитет по управлению имуществом Курской области) предоставляет, а арендатор (ООО «КСК») принимает в аренду земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером № 46:29:1022287:56, находящийся по адресу: <...> для завершения проектирования 9-ти этажного жилого дома со встроено-пристроенными административными помещениями.
Дополнительным соглашением к договору № 1959-09ю от 26.01.2009 г. аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности расположенного на территории г. Курска и в соответствии с решением Комитета по управлению имуществом Курской области от 18.07.2011 г. в связи с переходом прав и обязанностей арендатора по указанному договору аренды арендатор в указанном договоре изменен на ООО «КСК-Монтаж».
Дополнительным соглашением к договору № 1959-09ю от 26.01.2009 г. аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности расположенного на территории г. Курска и в соответствии с решением Комитета по управлению имуществом Курской области от 27.01.2012 г. внесено изменение в части срока аренды с 18.01.2012 г. по 17.01.2013 г., размер арендной платы составил 33818 руб. 93 коп.
Источником финансирования строительства ООО «КСК-Монтаж» являются собственные средства, представленные займы, кредиты банка.
В начале 2012 года заключены предварительные договоры купли-продажи квартир.
В ходе камеральной проверки данной налоговой декларации инспекция установила, что в соответствии с Распоряжением Администрации г. Курска № 3514-ра от 26.12.2008, Комитетом архитектуры и градостроительства ООО «КСК-Монтаж» выдано разрешение на строительство № ru46302000-1475 от 27.12.2010 на основании которого обществом производилось строительство многоуровневого гаража-стоянки по ул. Садовая, 10А.
В связи с этим, между Комитетом по управлению имуществом Курской области (арендодатель) и ООО «КСК-Монтаж» (арендатор) был заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером 46:29:102310:61, находящегося по адресу: <...>.
В соответствии с проектной документацией строящееся здание представляет собой многоуровневую надземную автостоянку открытого типа для хранения легковых автомобилей на 255 м/мест, с техническими помещениями в подвале и на первом этаже, общая площадь здания 16100 кв.м.
Из представленных обществом в ходе проверки документов инспекция установила, что источником финансирования данного строительства являются собственные средства ООО «КСК-Монтаж», предоставленные займы, кредиты, денежные средства дольщиков, а строительство гаража-стоянки осуществлялось как собственными силами общества, так и с привлечением подрядчиков.
Здание многоуровневого гаража-стоянки было введено в эксплуатацию 29.12.2011 (Разрешение № ru46302000-987).
18.05.2012 за ООО «КСК-Монтаж» Управлением федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области было зарегистрировано право собственности на нежилое помещение общей площадью 12806,5 кв.м, этаж 1, 2, 3, 4, 5, 6, план кровли, по адресу: <...> (свидетельство № 46-АК052469).
Кроме того, на основании договора уступки права требования от 15.09.2011, за ООО «Ворт» зарегистрировано право собственности на нежилые помещения 1-го этажа и подвала общей площадью 3152,5 кв.м, по адресу: <...> (свидетельства: № 46-АК052470 от 18.05.2012; № 46-АМ008685 от 27.07.2012; № 46-АМ008686 от 27.07.2012).
В ходе проверки обществом были представлены предварительные договоры купли-продажи, заключенные ООО «КСК-Монтаж» (продавец) с физическими и юридическими лицами на продажу машино-мест в многоуровневом гараже-стоянке по ул. Садовая, 10А.
Как следует из материалов дела, было установлено налоговым органом в ходе проведения проверки и не оспаривается налогоплательщиком, целью строительства спорного многоуровневого гаража-стоянки является продажа машино-мест и встроенных офисных помещений на данном объекте физическим и юридическим лицам. Также и строительство жилого дома по ул. К. Либкнехта, 16А осуществлялось ООО «КСК-Монтаж» с целью последующей реализации квартир.
Кроме того, согласно бухгалтерской отчетности ООО «КСК-Монтаж», многоуровневый гараж-стоянка и указанный жилой дом не отражались на балансе общества как объекты учета основных средств, следовательно, не подлежали включению в расходы (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль.
На основании указанных обстоятельств инспекция пришла к выводу, что при строительстве данных объектов с целью последующей продажи, спорные строительно-монтажные работы не могут быть квалифицированы как выполняемые для собственного потребления.
Таким образом, по мнению инспекции, ООО «КСК-Монтаж» неправомерно в 4 квартале 2011 года включило в состав налоговых вычетов сумму налога 1905721 руб. 62 коп. по строительно-монтажным работам для собственного потребления по объекту Трехуровневый гараж-стоянка по ул. Садовая, 10 А и 912276 руб. 74 коп. по строительно-монтажным работам для собственного потребления по объекту 9-ти этажный жилой дом со встроено-пристроенными административными помещениями по ул. К. Либкнехта, 16А в г. Курске.
Кроме того, как следует из материалов дела, при анализе выписки банка о движении денежных средств по счету ООО «КСК-Монтаж» за период с 01.10.2011 по 31.12.2011 г. было установлено, что на счет ООО «КСК-Монтаж» по платежному поручению № 79 от 10.10.2012 поступили денежные средства в сумме 2500000 руб. от ООО «Юникорн-П» по предварительному договору долевого участия в строительстве от 09.07.2010 г. ссылаясь на положения ст. 162 НК РФ налоговый орган посчитал, что указанные денежные средства следует считать налоговой базой для исчисления налога на добавленную стоимость как авансовые или иные платежи, полученные в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, и увеличил сумму НДС к уплате на 381355 руб. 93 коп.
Налоговый орган посчитал по указанным основаниям, что сумма налога, подлежащая вычету на основании декларации за 4 квартал 2011 года завышена налогоплательщиком на 2925770 руб. 76 коп. и занижена на 381355 руб. 93 коп. и по указанным основаниям оспариваемым Решением обществу был доначислен к уплате в бюджет налог в размере 739801 руб. 00 коп., пени в размере 11162 руб. 63 коп. и штраф по п. 1 ст. 122 НК РФ в размере 73980 руб. 10 коп.
Суд считает правильным, основанным на материалах дела, вывод инспекции о том, что в рассматриваемом случае здание многоуровневого гаража-стоянки по ул. Садовая, 10А, а также жилой дом по ул. К. Либкнехта, 16 А были построены для дальнейшей реализации, а не для собственного потребления, что налогоплательщиком в ходе рассмотрения настоящего дела не оспаривалось. В возражениях на акт выездной налоговой проверки, апелляционных жалобах на решения налогового органа, в заявлении в арбитражный суд налогоплательщик не оспаривал по существу этот факт, ссылаясь, вместе с тем, на неправильное толкование налоговым органом норм налогового законодательства своем заявлении по налогу на добавленную стоимость.
По мнению суда, при вынесении оспариваемого решения о привлечении к налоговой ответственности, инспекцией не было учтено следующее.
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 146 НК РФ одним из объектов налогообложения налогом на добавленную стоимость является выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления, то есть, только тех работ, в результате которых организацией создаются объекты, подлежащие использованию в ее собственной деятельности. Налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется как стоимость таких работ, исчисленная исходя из всех фактических расходов на их выполнение (п. 2 ст. 159 НК РФ).
При строительстве же объектов с целью их последующей продажи, строительно-монтажные работы не могут быть квалифицированы как выполняемые для собственного потребления, в таком случае объект обложения налогом на добавленную стоимость возникает при реализации построенного объекта.
Таким образом, установив в ходе проверки, что спорное здание многоуровневого гаража-стоянки было построено обществом для дальнейшей реализации, инспекция фактически установила, что ООО «КСК-Монтаж» в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2011 года не только неправомерно отразило в составе налоговых вычетов сумму налога 2517998 руб., исчисленному при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления, но и необоснованно отразило налоговую базу, исчисленную при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления, в размере 13988880 руб., и сумму исчисленного налога к уплате в бюджет в размере 2517998 руб.
Вместе с тем, в оспариваемом решении инспекция сделала вывод только о неправомерности заявленного налогового вычета.
В обоснование данного вывода налоговый орган ссылается на то, что при проведении камеральной налоговой проверки декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой заявлено право на возмещение налога, инспекцией проверяются лишь документы, подтверждающие правомерность заявленных вычетов, а в случае обнаружения ошибок в декларации в части определения налоговой базы, налогоплательщик имеет право подать уточненную налоговую декларацию за этот же период.
Суд не может согласиться с доводами инспекции, поскольку нормы законодательства о налогах и сборах не содержат положений, ограничивающих право налогового органа в рамках камеральной налоговой проверки осуществлять проверку получения налоговой выгоды лишь проверкой обоснованности получения налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость.
Указываемое инспекцией ограничительное толкование объема полномочий налогового органа в рамках камеральной налоговой проверки по налогу на добавленную стоимость противоречит как целям и задачам налогового контроля, так и положениям статей 31, 33 НК РФ и Главы 21 НК РФ.
Таким образом, в силу вышеуказанных норм и пп. 2 п. 1 ст. 32, п. 1 ст. 82, п. 2 ст. 88 НК РФ в ходе проведения камеральной налоговой проверки налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, заявленному к возмещению из бюджета, налоговый орган обязан проверить и установить соблюдение налогоплательщиком всех вышеуказанных, установленных статьями 171, 172 НК РФ условий для представления налогового вычета, а также правильность определения налоговой базы и исчисленной суммы налога, которая подлежит уменьшению на сумму налоговых вычетов, после чего в силу прямого действия ст. 173 НК РФ и определяется сумма налога, подлежащая возмещению.
Как следует из материалов дела, в ходе камеральной проверки уточненной налоговой декларации за 4 квартал 2011 года инспекция направляла обществу требования № 16-16/38183 от 15.05.2012, № 46826 от 12.11.2012 о предоставлении документов, в том числе подтверждающих расчет налоговой базы. Документы представлены налогоплательщиком 13.06.2012 и 13.11.2012 г.
Судом установлено и не оспаривается представителем налогового органа, что инспекцией исследовались: книга продаж, счета-фактуры, а также другие документы, связанные с расчетом налога по строительно-монтажным работам для собственного потребления, которые являются общими для определения налоговой базы и суммы налогового вычета по таким работам.
Инспекция установила, что строительно-монтажные работы для собственного потребления не производились, также установила, что реализация объектов строительства в данном периоде не осуществлялась, каких либо иных налоговых правонарушений, связанных с расчетом налога или налоговых вычетов, в ходе проверки налоговым органом выявлено не было.
Таким образом, придя к выводу о неправомерности заявленного налогового вычета по строительно-монтажным работам для собственного потребления, инспекция в оспариваемом решении была обязана указать и на необоснованное завышение налоговой базы по данным работам.
Как следует из представленной налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, отражено в акте камеральной налоговой проверки № 29646 от 27.11.2012 г. и оспариваемом решении, сумма исчисленного налога по строительно-монтажным работам для собственного потребления 2517998 руб. и размер налогового вычета по указанным работам 2517998 руб. совпадают, соответственно, их неправильное отражение в налоговой декларации не привело к занижению и неуплате в бюджет налога на добавленную стоимость.
Указанное также подтверждается данными уточненной декларации по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2011 года, книгами покупок и продаж за этот период, в которых отсутствуют суммы исчисленного налога и налогового вычета по строительно-монтажным работам для собственного потребления.
Также необоснованно налоговым органом был исчислен налог на добавленную стоимость в сумме 381355 руб. 93 коп. на сумму 2500000 руб., полученных ООО «КСК-Монтаж» ОТ ООО «Юникорн-П» по платежному поручению № 79 от 10.10.2011 г. как НДС по авансовому платежу.
Как указал заявитель в своих пояснениях, указано в возражениях на акт камеральной налоговой проверки и апелляционной жалобе на решения ИФНС России по г. Курску, и следует из материалов дела, между ООО «Юникорн-П» и ООО «КСК-Монтаж» договоры долевого участия в строительстве не заключались и не были зарегистрированы в установленном порядке. При отсутствии зарегистрированного надлежащим образом договора долевого участия в строительстве у инспекции отсутствовали основания утверждать, что спорная оплата осуществлена в качестве аванса в счет будущих поставок на основании договора долевого участия в строительстве. Согласно ст. 429 ГК РФ по предварительному договору стороны обязуются заключить в будущем договор о передаче имущества, выполнении работ или оказании услуг (основной договор) на условиях, предусмотренных предварительным договором. В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 14 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.02.2011 г. № 59 «Обзор практики разрешения споров, связанных с применением Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» предметом предварительного договора является обязательство сторон по поводу заключения будущего договора, а не в отношении недвижимого имущества. При проведении мероприятий налогового контроля налоговому органу был представлен договор займа. В соответствии со ст. 431 ГК РФ при выявлении действительной воли сторон учитывается цель договора. При этом принимаются во внимание все соответствующие обстоятельства, включая предшествующие договору переговоры и переписку, практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон, обычаи делового оборота, последующее поведение сторон. Инспекция не доказала, что стороны намерены были совершить реализацию товаров, работ, услуг на сумму 2500000 руб. Также не представлены доказательства недействительности либо не заключения указанного договора займа. Отсутствуют доказательства, позволяющие прийти к выводу о наличии в действиях сторон намерения получить необоснованную налоговую выгоду.
Как следует из материалов дела, 10.10.2011 г. между ООО «Юникорн-П» (Заимодавец) и ООО «КСК-Монтаж» (Заемщик) был заключен договор займа, согласно которому займодавец передает заемщику денежные средства в сумме 2500000 руб. (п. 1.1 договора).
Срок возврата займа – до 9 октября 2012 г. (п.1.1 договора).
Платежным поручением № 79 от 10.10.2011 г. ООО «Юникорн-П» перечислило ООО «КСК-Монтаж» 2500000 руб. с указанием назначения платежа «По предварительному дог. участия в долевом строительстве б\н от 09.07.2010 без налога (НДС)». Ксерокопия платежного поручения приобщена к материалам дела.
Письмом от 12.10.2011 на имя генерального директора ООО «КСК-Монтаж» ООО «Юникорн-П» просило в платежном поручении № 79 от 10.10.2011 г. на сумму 2500000 руб. Считать верным назначение платежа следующий текст: «Оплата по договору процентного займа б\н от 10.10.2011, без налога (НДС)». Аналогичное письмо было направлено 31.05.2012 г. Ксерокопии писем приобщены к материалам дела.
В бухгалтерском учете ООО «КСК-Монтаж» (карточка счета 66.1) операция отражена как получение займа. На дату рассмотрения спора займ заемщиком погашен.
Привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица ООО «Юникорн-П» представило пояснения, в которых указало, что по данным бухгалтерского учета за ООО «КСК-Монтаж» на 01.10.2011 года имеется задолженность по договорам займа в размере 22020000 руб. (оборотно-сальдовая ведомость за 4 квартал 2011 года по счету 58.3 «Предоставленные займы»). ООО «Юникорн – П» предоставило займов ООО «КСК-Монтаж» на общую сумму 7300000 рублей, в т. ч. По договору займа от 10.10.2011 г. сумма 2500000 руб. платежным поручением № 79 от 10.10.2011 г. (Карточка счета 58.3), а также представило подтверждающие документы: Оборотно-сальдовую ведомость сч.58.3, карточку счета 58.3, копию договора денежного займа от 10.10.2011 г.
Таким образом доводы налогоплательщика обоснованны и подтверждены материалами дела.
В соответствии со ст. 146 НК РФ объектом налогообложения признаются, в частности, следующие операции:
1) реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
В целях настоящей главы передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг);
2) передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;
3) выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
4) ввоз товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.
2. В целях настоящей главы не признаются объектом налогообложения:
1) операции, указанные в пункте 3 статьи 39 настоящего Кодекса;
2) передача на безвозмездной основе жилых домов, детских садов, клубов, санаториев и других объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, а также дорог, электрических сетей, подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и других подобных объектов органам государственной власти и органам местного самоуправления (или по решению указанных органов, специализированным организациям, осуществляющим использование или эксплуатацию указанных объектов по их назначению);
3) передача имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации;
4) выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления;
4.1) выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями, а также бюджетными и автономными учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации;
4.2) оказание услуг по предоставлению права проезда транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования федерального значения (платным участкам таких автомобильных дорог), осуществляемых в соответствии с договором доверительного управления автомобильными дорогами, учредителем которого является Российская Федерация, за исключением услуг, плата за оказание которых остается в распоряжении концессионера в соответствии с концессионным соглашением;
5) передача на безвозмездной основе, оказание услуг по передаче в безвозмездное пользование объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям;
6) операции по реализации земельных участков (долей в них);
7) передача имущественных прав организации ее правопреемнику (правопреемникам);
8) передача денежных средств или недвижимого имущества на формирование или пополнение целевого капитала некоммерческой организации в порядке, установленном Федеральным законом от 30 декабря 2006 года N 275-ФЗ "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций";
8.1) передача недвижимого имущества в случае расформирования целевого капитала некоммерческой организации, отмены пожертвования или в ином случае, если возврат такого имущества, переданного на пополнение целевого капитала некоммерческой организации, предусмотрен договором пожертвования и (или) Федеральным законом от 30 декабря 2006 года N 275-ФЗ "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций". Норма настоящего подпункта применяется при передаче такого имущества некоммерческой организацией - собственником целевого капитала жертвователю, его наследникам (правопреемникам) или другой некоммерческой организации в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2006 года N 275-ФЗ "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций";
9) операции по реализации налогоплательщиками, являющимися российскими организаторами Олимпийских игр и Паралимпийских игр в соответствии со статьей 3 Федерального закона "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", товаров (работ, услуг) и имущественных прав, осуществляемые по согласованию с лицами, являющимися иностранными организаторами Олимпийских игр и Паралимпийских игр в соответствии со статьей 3 Федерального закона "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в рамках исполнения обязательств по соглашению, заключенному Международным олимпийским комитетом с Олимпийским комитетом России и городом Сочи на проведение XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи;
10) оказание услуг по передаче в безвозмездное пользование некоммерческим организациям на осуществление уставной деятельности государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования;
11) выполнение работ (оказание услуг) в рамках дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, реализуемых в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации;
12) операции по реализации (передаче) на территории Российской Федерации государственного или муниципального имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями и составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями и составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, выкупаемого в порядке, установленном Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно ст. 39 НК РФ реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.
Не признается реализацией товаров, работ или услуг:
1) осуществление операций, связанных с обращением российской или иностранной валюты (за исключением целей нумизматики);
2) передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества организации ее правопреемнику (правопреемникам) при реорганизации этой организации;
3) передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью;
4) передача имущества, если такая передача носит инвестиционный характер (в частности, вклады в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ, вклады по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности), договору инвестиционного товарищества, паевые взносы в паевые фонды кооперативов);
4.1) передача имущества и (или) имущественных прав по концессионному соглашению в соответствии с законодательством Российской Федерации;
5) передача имущества в пределах первоначального взноса участнику хозяйственного общества или товарищества (его правопреемнику или наследнику) при выходе (выбытии) из хозяйственного общества или товарищества, а также при распределении имущества ликвидируемого хозяйственного общества или товарищества между его участниками;
6) передача имущества в пределах первоначального взноса участнику договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), договора инвестиционного товарищества или его правопреемнику в случае выдела его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или раздела такого имущества;
7) передача жилых помещений физическим лицам в домах государственного или муниципального жилищного фонда при проведении приватизации;
8) изъятие имущества путем конфискации, наследование имущества, а также обращение в собственность иных лиц бесхозяйных и брошенных вещей, бесхозяйных животных, находки, клада в соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации;
8.1) передача имущества участникам хозяйственного общества или товарищества при распределении имущества и имущественных прав ликвидируемой организации, являющейся иностранным организатором XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи или маркетинговым партнером Международного олимпийского комитета в соответствии со статьей 3.1 Федерального закона от 1 декабря 2007 года N 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Настоящее положение применяется в случае, если создание и ликвидация организации, являющейся иностранным организатором XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи или маркетинговым партнером Международного олимпийского комитета в соответствии со статьей 3.1 указанного Федерального закона, осуществляются в период организации XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, установленный частью 1 статьи 2 указанного Федерального закона;
9) иные операции в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Таким образом, у налогового органа не было правовых оснований для начисления налога на добавленную стоимость по указанной сумме, так как указанная сумма получена в качестве займа и обратное налоговым органом не доказано.
Доводы налогового органа в данной части подлежат отклонению как неосновательные и основанные, в частности, на неверном толковании положений ст. 20 НК РФ. Кроме того, указанные налоговым органом обстоятельства не опровергают доводы налогоплательщика и наличие отношений договора займа между ООО «Юникорн-П» и ООО «КСК-Монтаж». Доказательств фальсификации документов и бухгалтерского учета в целях получения необоснованной налоговой выгоды указанными лицами налоговым органом не представлено.
Суд считает также необходимым отметить, что в соответствии со ст. 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
При проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено настоящей статьей или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено настоящим Кодексом.
При подаче налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой заявлено право на возмещение налога, камеральная налоговая проверка проводится с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом, на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком в соответствии с настоящим Кодексом.
Налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие в соответствии со статьей 172 настоящего Кодекса правомерность применения налоговых вычетов.
Между тем, как следует из материалов дела и указывалось выше, налог на добавленную стоимость в сумме 381355 руб. 93 коп. был начислен налоговым органом на основе анализа вписки банковского счета данного налогоплательщика, истребованного у банка в ходе камеральной налоговой проверки и налоговым органом в данном случае была проверена обоснованность не только налоговых вычетов, но и налоговая база, причем по документам, полученным не от налогоплательщика.
Как следует из материалов дела, ООО «КСК-Монтаж» 30.09.2103 г. представило в ИФНС России по г. Курску уточненную декларацию по налогу на добавленную стоимость с учетом данных камеральной налоговой проверки представленной предыдущей утонченной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2011 г. Согласно представленной уточненной декларации общая сумма НДС, исчисленная с учетом восстановленных сумм налога по стр. 120 составила 4365823 руб., общая сумма НДС, подлежащая вычету по стр. 220, составила 6525376 руб., сумма НДС, исчисленная к уменьшению по стр. 240 составила 2159553 руб. Ксерокопия декларации приобщена к материалам дела. Налоговым органом в соответствии со ст. 88 НК РФ была проведена камеральная налоговая проверка указанной налоговой декларации, по результатам которой, в частности, было принято решение № 1937 от 11.04.2014 г., которым ИФНС России по г. Курску решило возместить ООО «КСК-Монтаж» налог на добавленную стоимость в сумме 2159553 руб., а также решение № 257 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым налоговый орган решил отказать в привлечении ООО «КСК-Монтаж» к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. Ксерокопии указанных решений приобщены к материалам дела. Таким образом, налоговый орган фактически возместил налогоплательщику сумму налога на добавленную стоимость, заявленную налогоплательщиком в представленной 13.08.2012 г. уточненной налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2011 г.
Проанализировав представленные в материалы дела документы, суд приходит к выводу, что по результатам камеральной проверки у инспекции отсутствовали правовые основания для доначисления обществу налога на добавленную стоимость, пени и штрафа.
В связи с этим, требования заявителя о признании недействительным Решения инспекции № 16-04/6302 от 15.02.2013 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подлежат удовлетворению в оспариваемой заявителем части.
Согласно ч. 4. ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения суда о признании ненормативного правового акта недействительным также должно содержаться указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Расходы по уплате государственной пошлины судом относятся на налоговый орган. Ввиду того, что при обращении в арбитражный суд государственная пошлина в размере 2000 руб. была уплачена заявителем, расходы по уплате государственной пошлины подлежат взысканию с налогового органа в пользу ООО «КСК-Монтаж».
В соответствии и со ст. 176 НК РФ в заседании 24.11.2014 г. объявлена резолютивная часть решения.
Принимая во внимание вышеизложенное и руководствуясь ст.ст. 16, 17, 29, 65, 66, 71, 102, 110, 164, 167, 168, 169, 170, 176, 180, 181, 182, 197, 198, 199, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Признать недействительным, не соответствующим требованиям Налогового кодекса РФ ст.ст. 22,31,32,81,88,101,169,171,172,173,174,176 НК РФ решение ИФНС России по г. Курску от 15.02.2013 № 16-04/6302 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Взыскать с Инспекции федеральной налоговой службы по городу Курску (зарегистрирована 27.12.2004 г., ОГРН <***>, ИНН <***>, ул. Энгельса, 115, <...>) в доход Общества с ограниченной ответственностью «КСК-Монтаж» (ОГРН <***>, ИНН <***>, зарегистрировано 02.03.2007, 305000, <...>) 2000 руб. 00 коп. государственной пошлины, уплаченной в Федеральный бюджет за рассмотрение дела в арбитражном суде платежным поручением № 422 от 21.05.2013 г. и 2000 руб. 00 коп. госпошлины за применение обеспечительных мер, уплаченной в бюджет платежным поручением № 450 от 28.05.2013 г.
Данное решение вступает в законную силу по истечение месяца со дня его принятия и может быть обжаловано в Девятнадцатый Арбитражный апелляционный суд в г. Воронеже в течение месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Курской области.
Судья Д.А. Горевой