АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
г. Курск, ул. К. Маркса, д. 25
http://www.kursk.arbitr.ru; е-mail: info@kursk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Курск
22 сентября 2014 года | Дело№ А35-3993/2014 |
Резолютивная часть решения объявлена 15 сентября 2014 года.
Полный текст решения изготовлен 22 сентября 2014 года.
Арбитражный суд Курской области в составе судьи Курятиной А. А. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сидоровой А. А. рассмотрел в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению
индивидуального предпринимателя ФИО1,
индивидуального предпринимателя ФИО2
к федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Курской области,
третьи лица - Администрация Курской области, комитет по управлению имуществом Курской области, Администрация города Курска, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области,
о признании кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости и обязании филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Курской области внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости.
В судебном заседании приняли участие представители:
от ФИО2 - ФИО3 по доверенности от 13.05.2014,
от ФИО1- ФИО3 по доверенности от 22.08.2013,
от ответчика - ФИО4 по доверенности от 08.08.2012 № 46/2012-13,
от Администрации Курской области - ФИО5 по доверенности от 19.11.2013 01-16/27,
от иных третьих лиц - не явились, уведомлены надлежащим образом.
Индивидуальные предприниматели ФИО1 (ОГРН <***>) (далее - ИП ФИО1), ФИО2 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>) (далее - ИП ФИО2) обратились в арбитражный суд с исковым заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (ОГРН <***>, ИНН <***>) в лице филиала по Курской области о признании кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 46:29:101050:56, категории земель населенных пунктов, для эксплуатации нежилого здания складского назначения, площадью 9216 кв.м, по адресу: <...>, установленной по состоянию на 01.01.2011, равной его рыночной стоимости в размере 6 147 072 руб. 00 коп.; обязании федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Курской области внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 46:29:101050:56, категории земель населенных пунктов, для эксплуатации нежилого здания складского назначения, площадью 9216 кв.м, по адресу: <...>, равной его рыночной стоимости, установленной по состоянию на 01.01.2011 в размере 6 147 072 руб. 00 коп. в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу.
Ответчик - федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Курской области - возражал против удовлетворения исковых требований, считая учреждение ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку права и интересы истца действиями учреждения не нарушены. Кроме того, ответчик указывает, что земельный участок с кадастровым номером 46:29:101050:56 предоставлен истцам на праве аренды. Для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, может применяться кадастровая стоимость земельного участка. Таким образом, стоимость аренды государственной или муниципальной земли относится к категории регулируемых цен, а потому арендная плата за пользование таким объектом должна определяться с учетом определяемой действующим законодательством ставки арендной платы на условиях, предусмотренных договором аренды. Ответчик считает, что заключив договор аренды земельного участка, истцы согласились с ценой договора, а установление кадастровой стоимости арендатором есть ни что иное, как попытка изменить в одностороннем порядке условия договора. По мнению ответчика, правом требования установления в суде рыночной стоимости объекта в размере его кадастровой стоимости обладает только собственник, то есть лицо, которому принадлежит право распоряжения земельным участком с кадастровым номером 46:29:101050:56. Кроме того, истцами в суд не представлено доказательств того, что арендная плата существенно превышает размер арендной платы, взимаемой с других арендаторов в аналогичных условиях.
Ответчик также сообщил, что в государственном кадастре недвижимости содержатся следующие сведения о земельном участке с кадастровым номером 46:29:101050:56: статус - учтенный, дата постановки - 16.10.2008, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использовании - для эксплуатации нежилого здания складского назначения, площадь - 9216 кв.м, удельный показатель кадастровой стоимости - 1 931 руб. 05 коп./кв. м, кадастровая стоимость - 17 796 556 руб. 80 коп.
Третье лицо - Администрация Курской области - в ходе судебного разбирательства возражало против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на положительное заключение отчета от 27.12.2011 № ГК6/10.11-01 об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Курской области, на основании которого постановлением Администрации Курской области от 17.01.2012 № 15-па утверждены результаты кадастровой оценки земель.
Третьи лица - комитет по управлению имуществом Курской области, Администрация города Курска, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области - в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены надлежащим образом, письменное мнение на иск не представили.
Неявка третьих лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не препятствует рассмотрению спора в их отсутствие.
Изучив материалы дела и выслушав доводы представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд
УСТАНОВИЛ:
ИП ФИО1 и ИП ФИО2 на праве общей совместной собственности принадлежат нежилое трехэтажное здание литера Б площадью 4872 кв.м и нежилое двухэтажное здание литера В площадью 87 кв.м, расположенные по адресу <...>.
Решением комитета по управлению имуществом Курской области от 12.09.2008 № 01-18/2146 ИП ФИО1 и ИП ФИО2 для эксплуатации нежилого здания складского назначения предоставлен в аренду сроком на 15 лет земельный участок площадью 9216 кв.м из категории земель населенных пунктов, расположенный по адресу: <...>.
12.11.2008 между комитетом по управлению имуществом Курской области (арендодатель), ИП ФИО1 и ИП ФИО2 (арендаторы) заключен договор № 1685-08ф аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности и расположенного на территории Курской области, сроком с 12.09.2008 до 12.09.2023.
Размер арендной платы за участок, согласно пункту 3.1 договора, составляет 6 864 782 руб. 10 коп.
По акту приема-передачи от 12.11.2008 указанный в договоре земельный участок передан арендаторам.
Договор аренды зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области 16.12.2008 за № 46-46-01/116/2008-642.
Из материалов дела следует, что размер арендной платы рассчитан исходя из кадастровой стоимости земельного участка в сумме 17 796 556 руб. 80 коп., удельный показатель кадастровой стоимости равен 1 931 руб. 05 коп./кв. м.
Указанная кадастровая стоимость земельного участка внесена в государственный кадастр недвижимости в соответствии с результатами кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Администрации Курской области от 17.01.2012 №15-па «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Курской области», на основании отчета от 27.12.2011 № ГК6/10.11-01 об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Курской области.
Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Курской области утверждены постановлением Администрации Курской области от 17.01.2012 № 15-па по состоянию на 01.01.2011.
В целях определения достоверности утвержденной кадастровой стоимости спорного земельного участка ИП ФИО1 и ИП ФИО2 был получен отчет индивидуального предпринимателя ФИО6 № 65/13 от 22.06.2013 об определении рыночной стоимости земельного участка из земель населенных пунктов для эксплуатации нежилого здания складского назначения, общей площадью 9216 кв.м с кадастровым номером 46:29:101050:56, расположенного по адресу: <...>, принадлежащего на праве долгосрочной аренды ИП ФИО1, ФИО2, по состоянию на 01.01.2011, которая составила 6 147 072 руб. 00 коп.
Ссылаясь на несоответствие внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, чем, по мнению истцов, нарушаются их права как арендаторов земельного участка, ИП ФИО1 и ИП ФИО2 обратились в арбитражный суд с настоящими исковыми требованиями.
По вопросу соответствия отчета № 65/13 от 22.06.2013 законодательству об оценочной деятельности судом по ходатайству истца была назначена экспертиза. В случае несоответствия полученного истцами отчета законодательству об оценочной деятельности перед экспертом поставлен вопрос об определении рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2011.
По результатам проведенной в рамках настоящего дела экспертизы отчета специалистом-оценщиком индивидуальным предпринимателем ФИО7 в суд представлено экспертное заключение № 3-Э/07/14 от 03.07.2014.
Так, экспертом сделан вывод о соответствии отчета № 65/13 от 22.06.2013 требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности, а также указано, что заключение о рыночной стоимости объекта оценки, сделанное оценщиком, является обоснованным с учетом допущений и ограничений, указанных в отчете № 65/13.
Оценив фактические обстоятельства, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, принимая во внимание доводы лиц, участвующих в деле, суд полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным кодексом, федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В силу пункта 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
Согласно Федеральному стандарту оценки «Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО № 4)», утвержденному приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 22.10.2010 № 508, под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316 (далее - Правила).
В соответствии с данными Правилами государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Пунктами 1 и 10 Правил предусмотрено, что организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Согласно пункту 2.2 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 № 39 (далее - Методические указания), при расчете кадастровой стоимости земельного участка в составе вида разрешенного использования учитываются факторы стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов и информация о рынке земельных участков.
Пунктом 1.3 Методических указаний установлено, что кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется по состоянию на 01 января года путем проведения работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов в границах субъекта Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Курской области по состоянию на 01.01.2011 были утверждены постановлением Правительства Курской области от 17.01.2012 № 15-па.
Утвержденные результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Курской области были внесены в государственный кадастр недвижимости 02.02.2012. Удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 46:29:101050:56 составил 1 931 руб. 05 коп./кв. м, кадастровая стоимость земельного участка составила - 17 796 556 руб. 80 коп.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 № 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации может быть назначена экспертиза.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации действует в редакции Закона № 167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона Российской Федерации от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в редакции Федерального закона от 22.07.2010 № 167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», действовавшей на момент обращения истцов с настоящим заявлением в арбитражный суд, физические и юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, вправе оспорить результаты определения кадастровой стоимости в суде.
Из представленного истцами в материалы дела отчета № 65/13 от 22.06.2013, выполненного индивидуальным предпринимателем ФИО6, следует, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 46:29:101050:56, площадью 9216 кв.м, расположенного по адресу: <...>, по состоянию на 01.01.2011 составляет 6 147 072 руб. 00 коп.
Согласно заключению эксперта № 3-Э/07/14 от 03.07.2014, полученному в результате проведения судебной экспертизы в ходе рассмотрения настоящего дела, отчет № 65/13 от 22.06.2013соответствует законодательству Российской Федерации об оценочной деятельности.
Экспертное заключение ответчиком и третьими лицами не оспорено, доказательств несоответствия данного заключения требованиям действующего законодательства об оценочной деятельности не представлено.
В силу статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, которое подлежит оценке судом в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в совокупности с другими доказательствами по делу.
При этом арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
С учетом положений статей 71 и 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд признает отчет № 65/13 от 22.06.2013с учетом заключения эксперта № 3-Э/07/14 от 03.07.2014 надлежащим доказательством рыночной стоимости спорного земельного участка.
В силу вышеизложенного исковые требования ИП ФИО1 и ИП ФИО2 подлежат удовлетворению, а доводы Администрации Курской области не принимаются судом во внимание.
Поскольку полномочия по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества в соответствии с пунктом 2 Приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии №П/93 от 11.03.2010 «О наделении федеральных государственных учреждений «Земельная кадастровая палата» («Кадастровая палата») по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета», пунктом 1 Приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 13.09.2011 №473 «О реорганизации федеральных бюджетных учреждений «Кадастровая палата» по субъектам Российской Федерации» осуществляет федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Курской области, доводы ответчика о том, что учреждение является ненадлежащим ответчиком по делу, признаны судом несостоятельными.
Довод ответчика относительно того, что исключительно собственник земельного участка вправе оспорить результаты определения кадастровой стоимости в суде, является несостоятельным по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в редакции Федерального закона от 22.07.2010 № 167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» физические и юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, вправе оспорить результаты определения кадастровой стоимости в суде.
Таким образом, вышеуказазанные нормативные акты и сложившаяся практика не ограничивает круг лиц, имеющих возможность оспорить результаты определения кадастровой стоимости в суде.
В силу требований Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» орган кадастрового учета обязан вносить изменения сведений в государственный кадастр недвижимости, в том числе и о кадастровой стоимости земельного участка, при наличии соответствующего решения суда.
С учетом фактических обстоятельств дела с согласия истцов судебные расходы относятся судом на ИП ФИО1 и ИП ФИО2, поскольку иск заявлен истцами в их экономических интересах.
Руководствуясь статьями 17, 27, 28, 102, 110, 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Исковые требования индивидуальных предпринимателей ФИО1 и ФИО2 удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 46:29:101050:56, категории земель населенных пунктов, для эксплуатации нежилого здания складского назначения, площадью 9216 кв.м, по адресу: <...>, по состоянию на 01.01.2011, равной его рыночной стоимости в размере 6 147 072 рублей.
Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Курской области внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 46:29:101050:56, категории земель населенных пунктов, для эксплуатации нежилого здания складского назначения, площадью 9216 кв.м, по адресу: <...>, установленной по состоянию на 01.01.2011, равной его рыночной стоимости в размере 6 147 072 рублей, в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в апелляционную инстанцию в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в г. Воронеже через Арбитражный суд Курской области, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу – в кассационную инстанцию в Арбитражный суд Центрального округа в г. Калуге через Арбитражный суд Курской области при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья А. А. Курятина