ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А35-4070/16 от 29.03.2017 АС Курской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

г. Курск, ул. К. Маркса, д. 25

http://www.kursk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Курск

04 апреля 2017 года

Дело№ А35-4070/2016

                             Резолютивная часть решения объявлена 29.03.2017 г.

                                 Полный текст решения изготовлен  04.04.2017 г.

    Арбитражный суд Курской области в составе судьи Горевого Д.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Чесноковой О.Е.,

      рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «АВАНГАРД-АГРО-Курск» 

к межрайонной ИФНС России № 5 по Курской области          

о признании недействительным решения ИФНС 

в заседании приняли участие представители:

от заявителя: ФИО1 – представитель по доверенности  от 07.10.2016

ФИО2 – представитель по доверенности от 07.10.2016

от ответчика: ФИО3    – главный  специалист-эксперт правового отдела УФНС по доверенности № 31 от 28.12.2016

   Изучив материалы дела, заслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд

                                                             УСТАНОВИЛ:

     Общество с ограниченной ответственностью «АВАНГАРД-АГРО-Курск» заявило требования  о признании недействительным  решения межрайонной ИФНС России № 5 по Курской области от 09.02.2016 № 11-22/3  о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, принятого по результатам выездной налоговой проверки, в части доначисления налога на прибыль организаций в сумме 21862202 руб., начисления пени в сумме 6801841 руб. 80 коп. за неуплату налога на прибыль организаций, привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности в соответствии со ст. 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 873589 руб. 08 коп. за неуплату налога на прибыль организаций. 

      Налоговый орган в отзыве на заявление требования не признал, ссылаясь на законность и обоснованность принятого решения, так как  налогоплательщиком, по мнению налогового органа, необоснованно была применена ставка 0 % по налогу на прибыль как сельскохозяйственного товаропроизводителя.

       Заслушав мнение представителей сторон и изучив материалы дела арбитражный суд уста­новил следующее.

       Как следует из материалов дела, работниками межрайонной ИФНС России № 5 по Курской области на основании  решения  руководителя  межрайонной ИФНС России № 5 по Курской области № 10-23/2  от 31.03.2015 г. в период с 31.03.2015 г. по 13.11.2015 г.  была проведена выездная налоговая проверка Общества с ограниченной ответственностью  «АВАНГАРД-АГРО-Курск»   по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах: по налогу на прибыль организаций,  налогу на имущество организаций, земельному налогу, транспортному налогу за период с 01.01.2012 г. по 31.12.2014 г., налогу на доходы физических лиц, единому налогу на вмененный доход, водному налогу за период с 01.10.2012 г. по 31.12.2014 г., налогу на добавленную стоимость за период с 01.10.2012 г. по 31.12.2014 г. 08 г. по 31.12.2009 г., единому сельскохозяйственному налогу за период с 01.01.2008 г. по 31.12.2008 г. 

       Решением от  24.04.2015 г. № 10-23/2/12 проверка была приостановлена с 24.04.2015 г.

       Решением от 29.06.2015 г. № 10-23/2/26 выездная налоговая проверка была возобновлена с 30.06.2015 г.

      Решением от  17.07.2015 г. № 10-23/2/18 выездная налоговая проверка была приостановлена с 17.07.2015 г.

      Решением  от 21.09.2015 г. № 10-23/2/31 выездная налоговая проверка была возобновлена с 22.09.2015 г.

      Решением от 02.10.2015 г. № 10-23/2/24 выездная налоговая проверка была приостановлена с 02.10.2015 г.

      Решением от 09.11.2015 г. № 10-23/2/36 выездная налоговая проверка была возобновлена с 10.11.2015 г.  

       В ходе выездной налоговой проверки была установлена не полная уплата налога на прибыль организаций в  федеральный бюджет в сумме 804625 руб. за 2012 г. , в сумме 1381596 руб. за 2013 г.;

налога на прибыль организаций в  бюджет субъекта федерации в сумме  7241620 руб. за 2012 г. , в сумме 12434361 руб. за 2013 г.;

 Неполная уплата налога на  добавленную стоимость в сумме 1177145 руб. 00 коп., в том числе за  2 квартал 2014 г. в сумме 18122  руб., за 3 квартал 2014 г. в сумме 112772 руб., за 4 квартал 2014 г. – 1046251 руб.;

Неполная уплата земельного налога в сумме 29942 руб. за 2014 г.;

Неполная уплата транспортного налога  в сумме 17291 руб., в том числе за 2012 г. в сумме 299  руб., за 2013 г.  в сумме  101   руб., за 2014 г. в сумме 16891 руб.  Всего не уплачено налогов  на сумму 23086580  руб.

      По результатам проверки было предложено также начислить пени и привлечь ООО «АВАНГАРД-АГРО-Курск»  к налоговой ответственности в соответствии с п. 1 ст. 122 НК РФ, внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета и составлен акт выездной налоговой проверки № 10-22/29  от 30.12.2015 г.

По мнению налогового органа, ООО «АВАНГАРД-АГРО-Курск», являясь сельскохозяйственным товаропроизводителем и будучи плательщиком налога на прибыль с учетом льготы  - от сельскохозяйственной деятельности – по ставке 0 %, от прочей деятельности – по ставке 20 %, в проверяемом периоде необоснованно занизило доходы и расходы от реализации прочих видов деятельности  (от реализации сахара, полученного из давальческого сырья), тем самым завысив доходы и расходы от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции. Указанное нарушение произошло в результате того, что налогоплательщик исчислил прибыль, полученную от реализации сахара, переработанного на давальческой основе, по ставке 0 процентов. Доходы, полученные от реализации сахара, не являются доходами, полученными от  реализации продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства, так как сахар, являющийся продукцией промышленной переработки сахарной свеклы собственного производства, не включен, как того требуют положения п. 4 ст. 346.2 НК РФ, в перечень, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 25.07.2006 г. № 458. Также сахар не назван в качестве продукта сельскохозяйственной переработки в Постановлении Правительства Российской Федерации от 11.06.ю2008 г. № 446 «Об утверждении перечня сельскохозяйственной  продукции, производство, первичную и последующую (промышленную) переработку которой осуществляют сельскохозяйственные товаропроизводители». Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности продукции и услуг ОК 004-93, утвержденном Госстандартом России от 06.08.1993 г. № 17, сахар, патока и жом не являются продукцией первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства.

     Налогоплательщик не согласился с выводами налогового органа и представил  возражения на акт выездной  налоговой проверки № 10-22/29 от 30.12.2015 г., в которых не согласился с доначислением налога на прибыль, начислением санкций и пеней, считая, что правомерно применял в проверяемом периоде ставку 0%  в отношении  доходов от реализации сахара, считая, что законодатель предусмотрел, что для установления статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя необходимо учитывать только доходы от реализации продукции первичной переработки сырья, но для применения ставки 0 % по налогу на прибыль учитываются доходы  налогоплательщика (сельскохозяйственного товаропроизводителя) как от реализации продукции первичной, так и промышленной переработки собственного сырья. Таким образом, доходы от реализации сахара, переработанного из сахарной свеклы собственного производства, облагаются налогом на прибыль в размере 0%, так как в законе нет специального требования о необходимости учета доходов для ставки 0 % только от реализации продукции первичной переработки. Кроме того, в тексте п. 2.1 Федерального закона РФ № 110-ФЗ, пп.1.3 п. 1 ст. 284 НК РФ  отсутствуют специальные указания о том, каким способом должна быть переработана сельскохозяйственная продукция сельскохозяйственным  товаропроизводителем – на собственных производственных мощностях либо с привлечением сторонних организаций. Лишение сельскохозяйственных товаропроизводителей, привлекающих на отдельных этапах производства сторонние организации (договор подряда, переработки и т.д.) права на налоговую льготу по налогу на прибыль влечет, по мнению налогоплательщика, неоправданное ограничение сельхозтоваропроизводителей, работающих в кооперации с иными лицами. Ксерокопия возражений приобщена к материалам дела.

     Рассмотрев материалы выездной налоговой проверки, акт выездной налоговой проверки, представленные налогоплательщиком возражения,  руководитель межрайонной  ИФНС России № 5 по Курской области 09.02.2015 г. принял решение № 11-22/3  о привлечении  к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым было решено привлечь ООО «АВАНГАРД-АГРО-Курск»  к налоговой ответственности, в соответствии с п. 1 ст. 122 НК РФ:

 в виде штрафа в сумме 47085 руб. 80 коп. за неполную уплату налога на добавленную стоимость в сумме 1177145 руб.;

в виде штрафа в сумме 31285 руб. за неисчисление и неуплату налога на прибыль организаций в Федеральный бюджет за 2012 г. в сумме 804625 руб., штрафа в сумме 55263 руб. 84 коп. за неисчисление и неуплату налога на прибыль организаций в Федеральный бюджет за 2013 г. в сумме 1381596 руб., штрафа в сумме 289664 руб. 80 коп. за неисчисление и неуплату налога на прибыль организаций в бюджет субъекта РФ в сумме 7241620 руб. за 2013 г., штрафа в сумме 497374 руб. 44 коп. за неисчисление и неуплату налога на прибыль организаций в бюджет субъекта РФ в сумме 12434361 руб. 00 коп.;

в виде штрафа в сумме 691 руб. 64 коп. за неполную уплату транспортного налога в сумме 17291 руб.;

в виде штрафа в сумме 1197 руб. 68 коп. за неуплату земельного налога в сумме 29942 руб.;

начислить пени по состоянию на 09.02.2016 г.:

в сумме 133556 руб. 88 коп. за неуплату налога на добавленную стоимость;

в сумме 679871 руб. 39 коп. за неуплату налога на прибыль организаций в Федеральный бюджет;

в сумме 6121970 руб. 41 коп. за неуплату налога на прибыль организаций в бюджет субъекта РФ;

в сумме 1341 руб. 93 коп. за неуплату транспортного налога;

в сумме 3676 руб. 78 коп. за неуплату земельного налога; (п.3.1 решения),

предложить налогоплательщику   уплатить указанные в п. 3.1 настоящего решения недоимку, пени и штрафы; внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета. Ксерокопия решения приобщена к материалам дела.

     Налогоплательщик не согласился с указанным решением налогового органа и  обратился в УФНС России по Курской области с апелляционной жалобой на решение межрайонной ИФНС России № 5 по Курской области от 09.02.2015 г. № 11-22/3, ссылаясь, в частности, на правомерность применения организацией в проверяемом периоде налоговой ставки 0%  по налогу на прибыль организаций в отношении  доходов от реализации сахара, считая, что в тексте законов, устанавливающих право на налоговую льготу, нет условия, что доход должен быть получен от реализации продуктов первичной переработки сельскохозяйственной продукции, единственное условия – продукт переработки должен быть произведен из сельскохозяйственной продукции собственного производства. Так как сахарная свекла (сельскохозяйственная продукция) выращена ООО «АВАНГАРД-АГРО-Курск», переработана в сахар, который реализован третьим лицам, имеются установленные законом основания для применения налоговой льготы в виде ставки 0% по налогу на прибыль. Постановление Правительства РФ № 446 от 11.06.2008 г. «Об утверждении перечня сельскохозяйственной продукции, производство, первичную и последующую (промышленную) переработку которой осуществляют сельскохозяйственные товаропроизводители» не имеет отношения к налоговой льготе, так как оно принято в соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства».   В тексте п. 2.1 Федерального закона РФ № 110-ФЗ, пп.1.3 п. 1 ст. 284 НК РФ  отсутствуют специальные указания о том, каким способом должна быть переработана сельскохозяйственная продукция сельскохозяйственным  товаропроизводителем – на собственных производственных мощностях либо с привлечением сторонних организаций. Лишение сельскохозяйственных товаропроизводителей, привлекающих на отдельных этапах производства сторонние организации (договор подряда, переработки и т.д.) права на налоговую льготу по налогу на прибыль влечет, по мнению налогоплательщика, неоправданное ограничение сельхозтоваропроизводителей, работающих в кооперации с иными лицами. ООО «АВАНГАРД-АГРО-Курск» является реально работающим предприятием, располагающим достаточным количеством персонала, мощностей, земельных ресурсов для выращивания сахарной свеклы. Однако в распоряжении  налогоплательщика отсутствует необходимое оборудование для переработки сахарной свеклы в сахар, в связи с чем на данном этапе производства продукции в 2012 году было привлечено ЗАО «Сахарный комбинат «Колпнянский» с целью переработки сахарной свеклы на возмездной основе. Все необходимые условия для применения ставки 0% по налогу на прибыль, установленные в ст. 2.1 Федерального закона № 110-ФЗ и пп.1.1 п. 1 ст. 284 НК РФ, налогоплательщиком реализуется продукт переработки выращенной им сельскохозяйственной продукции (сахарной свеклы). Таким образом, ООО «АВАНГАРД-АГРО-Курск» как сельскохозяйственный товаропроизводитель обоснованно и законно в 2012-2013 г.г. применил ставку 0% при расчете налога на прибыль при реализации сахара, переработанного по договору с третьим лицом из сахарной свеклы собственного производства. Ксерокопия апелляционной жалобы приобщена к материалам дела.     

       Решением от 18.04.2016 г. № 91 заместитель  руководителя УФНС России по Курской области  жалобу ООО «АВАНГАРД-АГРО-Курск»  оставил без удовлетворения, а решение межрайонной ИФНС России № 5 по Курской области от 09.02.2016 г. № 11-22/3  без изменения. Ксерокопия решения приобщена к материалам дела.

        Не согласившись с выводами налогового органа и указанным решением, ООО «АВАНГАРД-АГРО-Курск»  обратилось в арбитражный суд с данным требованием, ссылаясь, в частности, на то, что для применения налоговой льготы по налогу на прибыль в виде ставки 0% законодатель на устанавливает, что доходы (расходы) должны быть связаны с реализацией продукции первичной переработки сельскохозяйственной продукции, доходы (расходы) налогоплательщика, связанные с реализацией сахара, в полной мере отвечают условиям применения налоговой льготы, установленным в ст.2.1 Федерального закона № 110-ФЗ и пп.1.1 п. 1 ст. 284 НК РФ, налогоплательщик как сельскохозяйственный товаропроизводитель, реализующий сахар,  ведет деятельность, связанную с реализацией произведенной и переработанной собственной сельскохозяйственной продукции, что дает безусловное право на применение налоговой льготы по налогу на прибыль организаций в виде налоговой ставки 0%. Законодатель предусмотрел необходимость учета дохода от реализации продуктов первичной переработки исключительно для определения является ли организация сельскохозяйственным товаропроизводителем или  нет. Лишение сельскохозяйственных товаропроизводителей, привлекающих на отдельных этапах производства сторонние организации (договор подряда, переработки и т.д.) права на налоговую льготу по налогу на прибыль влечет, по мнению налогоплательщика, неоправданное ограничение сельхозтоваропроизводителей, работающих в кооперации с иными лицами. ООО «АВАНГАРД-АГРО-Курск» является реально работающим предприятием, располагающим достаточным количеством персонала, мощностей, земельных ресурсов для выращивания сахарной свеклы. Однако в распоряжении  налогоплательщика отсутствует необходимое оборудование для переработки сахарной свеклы в сахар, в связи с чем на данном этапе производства продукции в 2012 году было привлечено ЗАО «Сахарный комбинат «Колпнянский» с целью переработки сахарной свеклы на возмездной основе. Все необходимые условия для применения ставки 0% по налогу на прибыль, установленные в ст. 2.1 Федерального закона № 110-ФЗ и пп.1.1 п. 1 ст. 284 НК РФ, налогоплательщиком реализуется продукт переработки выращенной им сельскохозяйственной продукции (сахарной свеклы). Таким образом, ООО «АВАНГАРД-АГРО-Курск» как сельскохозяйственный товаропроизводитель обоснованно и законно в 2012-2013 г.г. применил ставку 0% при расчете налога на прибыль при реализации сахара, переработанного по договору с третьим лицом из сахарной свеклы собственного производства.    

        Данное требование налогоплательщика подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

       В соответствии со ст. 284 НК РФ для сельскохозяйственных товаропроизводителей, отвечающих критериям, предусмотренным пунктом 2 статьи 346.2 настоящего Кодекса, и рыбохозяйственных организаций, отвечающих критериям, предусмотренным подпунктом 1 или 1.1. пункта 2.1 ст. 346.2 настоящего Кодекса, налоговая ставка по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной данными налогоплательщиками собственной сельскохозяйственной продукции, устанавливается в размере 0 процентов.

         В соответствии со ст. 346.1 НК РФ (в редакции, действовавшей в проверяемом периоде) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) устанавливается настоящим Кодексом и применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (п.1).

       Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями в соответствии с настоящей главой, вправе добровольно перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога в порядке, предусмотренном настоящей главой (п.2).

       Организации, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, освобождаются от обязанности по уплате налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций, единого социального налога. Организации, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 настоящего Кодекса).

       Организации, перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

       Иные налоги и сборы уплачиваются организациями, перешедшими на уплату единого сельскохозяйственного налога, в соответствии с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской  Федерации о налогах и сборах. (п.3).

       В соответствии с п. 1 ст. 346.2 НК РФ (в редакции, действовавшей в проверяемом периоде), налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями и перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога в порядке, установленном настоящей главой.

      Согласно п. 2 ст. 346.2 НК РФ, в целях настоящей главы сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются      организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие эту продукцию, при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций и индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, а также от оказания сельскохозяйственным товаропроизводителям услуг, указанных в подпункте 2 настоящего пункта, составляет не менее 70 процентов.

        В целях настоящей главы к сельскохозяйственной продукции относятся продукция растениеводства сельского и лесного хозяйства и продукция животноводства (в том числе полученная в результате выращивания и доращивания рыб и других водных биологических ресурсов), конкретные виды которых определяются Правительством  Российской Федерации в соответствии с Общероссийским классификатором продукции. (п.3).

    Как указано в акте выездной налоговой проверки и оспариваемом решении, ООО «АВАНГАРД-АГРО-Курск»  в проверяемом периоде занималось выращиванием зерновых, технических и прочих сельскохозяйственных культур. В ходе проверки установлено, что удельный вес дохода от реализации сельскохозяйственно продукции в общем объеме дохода ООО «АВАНГАРД-АГРО-Курск» составил: в 2012 г. – 98Б3%  - доход от реализации сельскохозяйственной продукции – 1003617310 руб., общий доход – 1020940628 руб.;

В 2013 г. – 98,8% - доход от реализации сельскохозяйственной продукции – 1545228828 руб., общий доход – 1035890425 руб.;

В 2014 г. – 98,5% - доход от реализации сельскохозяйственной продукции – 1545228828 руб., общий доход – 1568827874 руб.

    Таким образом, ООО «АВАНГАРД-АГРО-Курск» в 2012 г., в 2013 г., в 2014 г. являлось сельскохозяйственным товаропроизводителем и уплачивало налог на прибыль организаций с учетом льготы: от сельскохозяйственной деятельности по ставке 0%, от прочей деятельности – по ставке 20%.

    Как указано в акте выездной налоговой проверки, оспариваемом решении и следует из материалов дела, ООО «АВАНГАРД-АГРО-Курск» заключило договор № 2 от 20.07.2012 г. с ЗАО «Сахарный комбинат «Колпнянский» на приемку и переработку давальческой свеклы урожая 2012 г., согласно которому ООО «АВАНГАРД-АГРО-Курск» передает сахарную свеклу в зачетном весе в количестве 97000 т переработчику (ЗАО «Сахарный комбинат «Колпнянский» для переработки сырья в сахар-песок. Согласно п.6.1 указанного договора оплата работ переработчика производится свеклосдатчиком путем передачи переработчику части сырья в количестве 35% от общего количества переданного сырья в зачетном весе, а также всего количества мелассы свекловичной, полученной в результате переработки всего количества переданного сырья в зачетном весе.

   Согласно дополнительного соглашения № 1 от 03.09.2012 г. к договору № 2 на приемку и переработку давальческой свеклы урожая 2012 г. от 20.07.2012 г. свеклосдатчик передает сахарную свеклу урожая 2012 г. в количестве 109525т переработчику, который перерабатывает сырье в сахарный песок.

   Кроме того, с ЗАО «Сахарный комбинат «Колпнянский» заключен еще один договор на приемку и переработку давальческой свеклы урожая 2012 г. от 20.08.2012 г. № 2/1 на переработку на тех же условиях еще 6815 т сахарной свеклы.

  ЗАО «Сахарный комбинат «Колпнянский» выставило в 2012 г. в адрес ООО «АВАНГАРД-АГРО-Курск» акты выполненных работ на оказанные услуги: № 1/11 от 03.01.2012 г. переработка сахарной свеклы на сумму 27364153 руб. 44 коп. в том числе НДС 4174192 руб. 90 коп., № 5434/35 от 31.12.2012 г. переработка сахарной свеклы на сумму 4429900 руб., в том числе НДС 675747 руб. 90 коп., № 5434/39 от 31.12.2012 г. переработка сахарной свеклы на сумму 60634951 руб., в том числе НДС 9249399 руб. 31 коп.;

Накладные: № 901/5 от 01.03.2012 на сумму 366800 руб., в том числе НДС 55952 руб. 54 коп., № 1098/34 от 22.03.2012 на сумму 104800 руб., в том числе НДС 15986 руб. 44 коп., №1153/2 от 18.04.2012 на сумму 120520 руб., в том числе НДС 18384 руб. 41 коп.,  № 1457/3 от 09.07.2012  на сумму 556815 руб. 50 коп., в том числе НДС 84937 руб. 96 коп., № 1659 от 21.08.2012 на сумму 7300 руб., в том числе НДС 1113 руб. 56 коп., №2743 от 19.09.2012 на сумму 7300 руб., в том числе НДС 1113 руб. 56 коп., № 4790 от 28.11.2012 на сумму 7300 руб., в том числе НДС 1113 руб. 56 коп., № 4791 от 28.11.2012 на сумму 5475 руб., в том числе НДС 835 руб. 17 коп., №5429 от 29.12.2012 на сумму 9000 руб., в том числе НДС 1372 руб. 88 коп. Выставленные ЗАО «Сахарный комбинат «Колпнянский» затраты по оплате услуг и тары за  минусом НДС отнесены на затраты Дебет счетов 20 «Основное производство, 44 «Расходы на продажу», что подтверждается                               

Карточкой счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» по контрагенту ЗАО «Сахарный комбинат «Колпнянский». Согласно данным бухгалтерского учета ООО «АВАНГАРД-АГРО-Курск» счета 90.1 «Реализация товаров (работ, услуг)» реализация сахара составила 95444942 руб. 91 коп. без НДС , расходы, уменьшающие доходы от реализации, отраженные на счете 90.2 «Расходы» по сахару составили 55213720 руб. 46 коп. Согласно представленного для проверки  налогового регистра за 2012 год доходы и расходы от реализации сахара отнесены к сельскохозяйственной деятельности и прибыль от реализации сахара в сумме 40231223 руб.  учтена при расчете налога на прибыль организаций от сельскохозяйственной деятельности.

   В 2013 г. ООО «АВАНГАРД-АГРО-Курск» заключило договор № 19/08/2013-ААК от 19.08.2013 г. с ЗАО «Сахарный комбинат «Колпнянский» поставки сахарной свеклы урожая 2013 г.,  согласно которому ООО «АВАНГАРД-АГРО-Курск» обязуется передать ЗАО «Сахарный комбинат «Колпнянский»  сахарную свеклу 2013 г. в количестве 150000 т в зачетном весе.  Согласно п.5.1, 5.2 договора цена сырья за тонну зачетного веса составила 1700 руб. с НДС. Дополнительным соглашением № 1 от 26.08.2013 г. цена за тонну зачетного веса изменена на 1900 руб. с НДС.

   Кроме того, с ЗАО «Сахарный комбинат «Колпнянский» заключен  договор № 21/02/2013-ААК от 21.02.2103 г., согласно которому ООО «АВАНГАРД-АГРО-Курск» обязуется передать ЗАО «Сахарный комбинат «Колпнянский» сахар-песок, изготовленный из сахарной свеклы 2012 г.  в количестве 4545,454 т. Товар на момент подписания сторонами договора и до его передачи покупателю находится на складе покупателя (п.2.1 договора).  Передача товара от поставщика покупателю производится на складе по товарной накладной путем изменения покупателем в соответствующем журнале записи о собственнике товара на основании распорядительного письма  поставщика о передаче товара покупателю (п.2.2 договора). Цена товара составляет 22000 руб. с НДС за 1 т. Стоимость товара – 99999990 руб. с НДС.

    Также ООО «АВАНГАРД-АГРО-Курск» с ЗАО «Сахарный комбинат «Колпнянский» заключен  договор № 28/02/2013-ААК от 28.02.2103 г., согласно которому ООО «АВАНГАРД-АГРО-Курск» обязуется передать ЗАО «Сахарный комбинат «Колпнянский» сахар-песок, изготовленный из сахарной свеклы 2012 г.  в количестве 4090,909 т. Товар на момент подписания сторонами договора и до его передачи покупателю находится на складе покупателя (п.2.1 договора).  Передача товара от поставщика покупателю производится на складе по товарной накладной путем изменения покупателем в соответствующем журнале записи о собственнике товара на основании распорядительного письма  поставщика о передаче товара покупателю (п.2.2 договора). Цена товара составляет 22000 руб. с НДС за 1 т. Стоимость товара – 89999998 руб. с НДС.

    ЗАО «Сахарный комбинат «Колпнянский» выставило в 2013 г. в адрес ООО «АВАНГАРД-АГРО-Курск» акты выполненных работ на оказанные услуги: № 45/4 от 11.01.2013 г. переработка сахарной свеклы на сумму 10555877 руб.00 коп. в том числе НДС 1610218 руб. 53 коп., № 349 от 16.04.2013 г. погрузка сахара на сумму 32077 руб. 50 коп., в том числе НДС 4893 руб. 18 коп., № 413 от 25.04.2013 г. погрузка сахара на сумму 57330 руб., в том числе НДС 8745 руб. 25 коп., акт 474В от 16.05.2013 погрузка сахара на сумму 17035 руб. 25 коп., в том числе НДС 2598 руб. 59 коп.;

Накладные: № 474Г от 16.05.2013 на сумму 30700 руб.80 коп., в том числе НДС 4683 руб. 17 коп., № 414 от 25.04.2013 на сумму 161130 руб., в том числе НДС 24579 руб. 15 коп., №164 от 28.01.2013 на сумму 4950 руб., в том числе НДС 755 руб. 08 коп.,  № 886 от 28.08.2013  на сумму 12750 руб. 00 коп., в том числе НДС 1944 руб. 92 коп., № 1596 от 06.09.2013  на сумму 25500 руб., в том числе НДС 3889 руб. 83 коп., № 1769 от 13.09.2013 на сумму 2125 руб., в том числе НДС 324 руб. 15 коп., № 2178 от 30.09.2013 на сумму 8500 руб., в том числе НДС 1296 руб. 61 коп. Выставленные ЗАО «Сахарный комбинат «Колпнянский» затраты по оплате услуг и тары за  минусом НДС отнесены на затраты Дебет счетов 20 «Основное производство, 44 «Расходы на продажу», что подтверждается  карточкой счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» по контрагенту ЗАО «Сахарный комбинат «Колпнянский». Согласно данным бухгалтерского учета ООО «АВАНГАРД-АГРО-Курск» счета 90.1 «Реализация товаров (работ, услуг)» реализация сахарной свеклы составила 207132002 руб. 73 коп. без НДС, сахара – 198135417 руб. 00 коп., без НДС расходы, уменьшающие доходы от реализации, отраженные на счете 90.2 «Расходы» по сахарной свекле 100979298 руб. 97 коп., по сахару – 129055633  руб. 58 коп. Согласно представленного для проверки  налогового регистра за 2013 год доходы и расходы от реализации сахара отнесены к сельскохозяйственной деятельности и прибыль от реализации сахара в сумме 69079783 руб.  учтена при расчете налога на прибыль организаций от сельскохозяйственной деятельности.

   Как указано в оспариваемом решении, с учетом выездной налоговой проверки установлено, что удельный вес дохода от реализации сельскохозяйственной продукции в общем объеме дохода ООО «АВАНГАРД-АГРО-Курск» составил в 2012 г. 89 % - доход от реализации сельскохозяйственной продукции 908172367 руб., общий доход 1020940628 руб.;

В 2013 г. – 79,7% - доход от реализации сельскохозяйственной продукции 825623071 руб., общий доход 1035890425 руб.;

В 2014 г. – 98,5% - доход от реализации сельскохозяйственной продукции 1545228828 руб., общий доход 1568827874 руб. Таким образом, ООО «АВАНГАРД-АГРО-Курск» является сельскохозяйственным товаропроизводителем в соответствии с п. 2 ст. 346.2 НК РФ.

    Как указал налогоплательщик в представленных в ходе рассмотрения настоящего дела пояснениях, в 2012 г. ООО «АВАНГАРД-АГРО-Курск» выращено сахарной свеклы с целью переработки 43852, 81 т. Данный объем сахарной свеклы был передан переработчику. Себестоимость выращенной для переработки сахарной свеклы 49267316 руб. 90 коп.

  Из общего количества сахарной свеклы, переданной переработчику, 35 % свеклы (15348т) являлось оплатой за услуги по переработке (гарцевый сбор). Данный объем свеклы передавался переработчику в собственность и, соответственно, не перерабатывался для налогоплательщика в сахар-песок., себестоимость ее составила 17243556 руб. 98 коп. без НДС.

     Переработчиком для налогоплательщика переработано 28504,33 т, себестоимость переработанной свеклы составила 32023759 руб. 92 коп. без НДС.

    Стоимость услуг по переработке обозначена в акте № 1/11 от 03.01.2012 г. и составила 23189960 руб. 54 коп. без НДС.

  Согласно анализа счета 43 за январь-август 2012 г. общее количество полученного сахара – 4285,281т и общая сумма расходов, связанных с производством сахара – 55213720 руб. 46 коп. без НДС.

    Согласно оборотно-сальдовой ведомости по счету 90 (Продажи, «Сахар (давальческая схема)» за 2012 г., итоговая сумма реализации сахара за период составила 104989437 руб. 20 коп. с НДС (95444942 руб. 91 коп.) Такая же сумма отражена в карточке счета 90.01.1 («Сахар (давальческая схема)» Ставки НДС 10 %») за 2012 г.          

     В 2013 г. ООО «АВАНГАРД-АГРО-Курск» вырастило сахарной свеклы с целью переработки 116918,07 т себестоимостью 100453629 руб. без НДС. Данный объем сахарной свеклы был передан переработчику. Из общего количества сахарной свеклы, переданной переработчику, 35 % свеклы (41297,34 т) являлось оплатой за услуги по переработке по накладной ТОРГ-12. Себестоимость переданной за переработку сахарной свеклы составила 35481838 руб. 45 коп. без НДС. Переработчиком для налогоплательщика переработано 75620,73 т. Себестоимость переработанной свеклы составила 64971790 руб. 55 коп. без НДС. Стоимость услуг по переработке обозначена в актах об оказанных услугах, подписанных с переработчиком и составила 64085362 руб. 70 коп. без НДС. Получен от переработчика сахар-песок в количестве 9894,63 т. В материалы дела представлен анализ счета 43 (готовая продукция, номенклатура «Сахар песок») за декабрь 2012 г. – декабрь 2013 г., где указано общее количество полученного сахара 9894,625 т, сумма расходов, связанных с производством сахара – 129057153 руб. 25 коп. Оборот по счету указан 129367800 руб. 01 коп., так как на конец периода имелся остаток на складе на сумму 310646 руб. 76 коп.         

            Размер полученных доходов сформирован, исходя из стоимости сахара-песка, указанной в накладных ТОРГ-12 при реализации его покупателям – ЗАО «Сахарный комбинат «Колпнянский» и ЗАО «Цитадель». Также сахар передавался участникам долевой собственности (пайщикам) в счет арендной платы за землю сельскохозяйственного назначения. В материалы дела представлена оборотно-сальдовая ведомость по счету 90 (Продажи «Сахар (давальческая схема)» за 2013 г., где итоговая сумма реализации сахара за период составила 217948958 руб. с НДС. Также представлена карточка счета 90.01.1 («Сахар (давальческая схема)» за 2013 г., где также итоговая сумма реализации сахара указана 217948958 руб. с НДС.

   Согласно учетной политике налогоплательщика, в связи с сезонным характером работ в налоговом учете материальные и косвенные расходы,  связанные с производством сельскохозяйственной продукции (собираемые на счете 20.01), не признаются расходами текущего отчетного (налогового) периода, а принимаются для целей налогообложения по мере реализации продукции в стоимости которой они учтены. Соответственно, расходы, связанные с производством сахара, включая его себестоимость, сформированную из себестоимости переработанной свеклы и услуг по переработке сахарной свеклы в сахарный песок, принимаются для целей налогообложения по мере реализации сахарного песка третьим лицам.

   Таким образом, из материалов дела следует, что налогоплательщик, в частности, занимался выращиванием сахарной свеклы, передавал выращенную сахарную свеклу на переработку ЗАО «Сахарный комбинат «Колпнянский» и полученный сахар, за минусом гарцевого сбора,  реализовывал третьим лицам.             

   Наличие права налогоплательщика ООО «АВАНГАРД-АГРО-Курск» именоваться  сельскохозяйственным товаропроизводителем в соответствии с п. 2 ст. 346.2 НК РФ и пользоваться соответствующими льготами подтверждено материалами дела и не оспаривалось налоговым органом.

      Законодатель не ограничивает право налогоплательщика на применение налоговой ставки 0%  не только при реализации непосредственно  сельскохозяйственной продукции и продукции ее первичной переработки.

     Как указано в письме Министерства финансов Российской Федерации от 08.05.2015 г. № 03-03-06/1/26784 в Кодексе отсутствуют положения, которые ограничивают налогоплательщиков в возможности применения системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей или п. 1.3 статьи 284 Кодекса, в случае, если такие налогоплательщики (сельскохозяйственные товаропроизводители) привлекают иные организации для выполнения определенных работ на отдельных этапах производства сельскохозяйственной продукции. В то же время если в результате контрольных мероприятий налоговым органом будет доказано, что все производство сельскохозяйственной продукции полностью было осуществлено привлеченной сторонней организацией и налогоплательщик не осуществлял сельскохозяйственное производство в кооперации с иными лицами, то доход от реализации этой сельскохозяйственной продукции подлежит обложению налогом на прибыль в общеустановленном порядке.

    Согласно постановления Седьмого Арбитражного апелляционного суда от 09.08.2012 по делу №А03-3356/2012, из статьи 2.1 Федерального закона от 06.08.2011 № 110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие акты законодательства РФ о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства РФ о налогах и сборах» следует, что право на применение данного специального налогового режима связывается прежде всего с видом осуществляемой налогоплательщиком деятельности, а не с тем, к какой категории относятся доходы, полученные от этой деятельности, для целей налогового учета.

   НК РФ не исключает возможности применения льготной системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей в случае, если выполнение работ на отдельных этапах производства сельскохозяйственной продукции осуществляется налогоплательщиком с привлечением иных организаций путем заключения с ними договоров подряда, возмездного оказания услуг либо договоров о совместной деятельности.

      Противоположный подход, согласно которому доход от реализации сельскохозяйственной продукции, произведенной организацией с участием иных лиц в рамках совместной деятельности, исключается из расчета установленной статьей 2.1 Федерального закона от 06.08.2011 № 110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие акты законодательства РФ о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства РФ о налогах и сборах» доли дохода, дающей право на применение ставки 0% к прибыли, влечет неоправданное ограничение организаций, занимающихся производством сельскохозяйственной продукции в кооперации с иными лицами, в праве на применение указанного специального налогового режима. Подобная дифференциация в зависимости от способа деятельности по производству сельскохозяйственной продукции носит произвольный характер и не основана на положениях НК РФ.

   Правоприменительные выводы по данному вопросу изложены в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.12.2010 № 9534/10 по делу №А57-24991/2009.

   Кроме того, как следует из материалов дела, переработке подвергалась выращенная ООО «АВАНГАРД-АГРО-Курск» сельскохозяйственная продукция – сахарная свекла, включенная в Общероссийский классификатор продукции ОК 005-93 как продукция растениеводства и лесного хозяйства, код – 97 2300.      

   Как указал Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в постановлении Президиума от 28.12.2010 г. № 9534/10, из пункта 2 статьи 346.2 Кодекса, определяющего, что плательщиками единого сельскохозяйственного налога являются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, следует, что право на применение данного специального налогового режима связывается прежде всего с видом осуществляемой налогоплательщиком деятельности, а не с тем, к какой категории относятся доходы, полученные от этой деятельности, для целей налогового учета.

В соответствии со ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

Согласно ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие

Представленные налоговым органом доказательства не опровергают в полной мере доводы налогоплательщика и не доказывают необоснованность его действий по применению налоговой ставки 0% при данных условиях.

   При таких условиях требования заявителя обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объеме.

         Расходы по госпошлине подлежат отнесению на налоговый орган.

         В связи с тем, что применение обеспечительных мер не подлежит оплате  государственной пошлиной, в данной части расходы по госпошлине подлежат возврату.  

        В судебном заседании  29.03.2017 г. в соответствии со ст. 176 АПК РФ объявлена резолютивная часть решения.

        Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст.ст. 102,110,123,124,132,156,167-171,176,177,180,181,182,197-201  АПК РФ, арбитражный суд

                                                        Р Е Ш И Л :

     Признать недействительным, не соответствующим требованиям ст.ст. 22,23,31,32,75,89,100,101,122,284,346.2 НК РФ решение межрайонной ИФНС России № 5 по Курской области от 09.02.2016 № 11-22/3  о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, принятого по результатам выездной налоговой проверки, в части доначисления налога на прибыль организаций в сумме 21862202 руб., начисления пени в сумме 6801841 руб. 80 коп. за неуплату налога на прибыль организаций, привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности в соответствии со ст. 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 873589 руб. 08 коп. за неуплату налога на прибыль организаций (п.3.1 решения).

     Взыскать с межрайонной ИФНС России  № 5 по Курской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) в доход Общества с ограниченной ответственностью «АВАНГАРД-АГРО-КУРСК» (ОГРН <***>,  ИНН <***>) 3000 руб. 00 коп. государственной пошлины, уплаченной в федеральный бюджет платежным поручением № 6230 от 27.04.2016 г. за рассмотрение заявления Арбитражным судом Курской области.

   Выдать Обществу с ограниченной ответственностью «АВАНГАРД-АГРО-КУРСК» (ОГРН <***>,  ИНН <***>) справку на возврат государственной пошлины в сумме 3000 руб. 00 коп., уплаченной в федеральный бюджет платежным поручением № 6231 от 27.04.2016 г.  за применение обеспечительных мер.

     Данное решение вступает в законную силу по истечение месяца со дня его принятия и может быть обжаловано в Девятнадцатый Арбитражный апелляционный суд в г. Воронеже в течение месяца со дня его принятия,  через Арбитражный суд Курской области.      

  Судья                                                                                                 Д.А. Горевой