АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
г. Курск, ул. К. Маркса, д. 25
http://www.kursk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Курск
26 ноября 2019 года
Дело № А35-4160/2019
Резолютивная часть решения объявлена 20 ноября 2019 года.
Полный текст решения изготовлен 26 ноября 2019 года.
Арбитражный суд Курской области в составе судьи Е.Ф. Вербиной, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи И.Ю. Ефремовой, рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению
Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Курске Курской области (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Курск,
к обществу с ограниченной ответственностью «БОРОДИНО» (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Курск,
о взыскании штрафа за непредставление страхователем в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за апрель 2018 года в размере 500 руб.
В открытом судебном заседании приняли участие представители:
от заявителя: ФИО1 по доверенности № 17 от 09.08.2019,
от заинтересованного лица: не явился, извещен надлежащим образом.
Выслушав доводы представителя заявителя и изучив материалы дела, арбитражный суд
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Курске Курской области (далее – заявитель, УПФР в г. Курске) обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью «БОРОДИНО» (далее – заинтересованное лицо, общество, ООО «БОРОДИНО») штрафа за непредставление страхователем в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за апрель 2018 года в размере 500 руб.
В судебное заседание заинтересованное лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, не явилось, через канцелярию суда представило дополнение по делу.
В судебном заседании представитель заявителя поддержала заявленные требования в полном объеме, сообщила, что заинтересованное лицо ранее не привлекалось к ответственности за аналогичные правонарушения, в результате совершенного правонарушения ущерба бюджету пенсионного фонда не причинено.
Дело рассмотрено в соответствии с частью 3 статьи 156, частью 2 статьи 215 АПК РФ в отсутствие заинтересованного лица, извещенного о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Из материалов дела следует, что ООО «БОРОДИНО» зарегистрировано в качестве юридического лица 02.11.2004, внесено в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером <***>, ИНН <***>, и с 04.11.2004 состоит на учете в УПФР в г. Курске в качестве страхователя.
13.08.2018 ООО «БОРОДИНО» нарочным представило в УПФР в г. Курске сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за апрель 2018 года (исходная форма) на 1 застрахованное лицо.
Одновременно с представлением отчетности от ООО «БОРОДИНО» поступило заявление № 3 от 13.08.2018, в котором общество пояснило, что директор - единственный учредитель общества - не является работником общества, предприятие не оплачивает его услуги, так как трудовой договор не заключался, никаких выплат он от организации не получал, в связи с чем пенсионные страховые взносы не начислялись и не уплачивались. В связи с указанным, руководствуясь письмом ПФР № ЛЧ-08-19/10581 от 27.07.2016, ООО «БОРОДИНО» «нулевой» СЗВ-М на директора-учредителя без зарплаты в территориальное отделение Пенсионного фонда не направляло. Кроме того, ООО «БОРОДИНО» просило учесть смягчающие обстоятельства: деятельность не ведется более 20 лет, нарушение со стороны организации допущено впервые, никакого злого умысла по задержке со сдачей формы СЭВ-М со стороны предприятия не было, бюджет от несвоевременной сдачи формы СЭВ-М не пострадал.
16.08.2018 УПФР в г. Курске проведена проверка достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, а также порядка предоставления указанных сведений в форме электронного документа ООО «БОРОДИНО» за апрель 2018 года, в ходе которой выявлено нарушение ООО «БОРОДИНО» пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», что отражено в акте о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования № 056S18180004897 от 16.08.2018.
По результатам проверки предложено привлечь ООО «БОРОДИНО» к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».
Акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования № 056S18180004897 от 16.08.2018 направлен заинтересованному лицу по почте 21.08.2018.
Рассмотрение акта о выявлении правонарушения состоялось в отсутствие лица, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченного представителя), извещенного надлежащим образом. При рассмотрении акта и вынесении решения УПФР в г. Курске учтены письменные возражения страхователя от 13.08.2018 № 3.
По результатам рассмотрения акта № 056S18180004897 от 16.08.2018 УПФР в г. Курске вынесено решение № 056S19180005061 от 27.09.2018 о привлечении страхователя – ООО «БОРОДИНО» к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, предусмотренного статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»), и назначении финансовой санкции (штрафа) в размере 500 руб.
Решение о привлечении страхователя к ответственности направлено в адрес страхователя посредством почтовой связи 03.10.2018.
11.10.2018 на решение № 056S19180005061 от 27.09.2018 страхователем в Отделение ПФР по Курской области были поданы возражения.
Сведений об отмене решения суду не представлено.
06.11.2018 в адрес ООО «БОРОДИНО» посредством почтовой связи направлено требование № 056S01180009183 от 31.10.2018 об уплате в добровольном порядке в срок до 03.12.2018 финансовой санкции в размере 500 руб., что подтверждается списком внутренних почтовых отправлений, содержащим оттиск штемпеля отделения почтовой связи.
В связи с неисполнением страхователем в установленный срок указанного требования и неуплатой в добровольном порядке начисленной суммы финансовой санкции, УПФР в г. Курске обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание с ООО «БОРОДИНО» финансовой санкции (штрафа) в размере 500 руб. за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за апрель 2018 года.
Определением Арбитражного суда Курской области от 16.04.2019 по делу № А35-3357/2019 в принятии заявления о выдаче судебного приказа было отказано.
Ссылаясь на отказ в принятии заявления о выдаче судебного приказа, а также на неисполнение в добровольном порядке требования № 056S01180009183 от 31.10.2018, УПФР в г. Курске обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с ООО «БОРОДИНО» финансовой санкции (штрафа) в размере 500 руб. за непредставление страхователем в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за апрель 2018 года.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд находит заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 213 АПК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
Заявление о взыскании подается в арбитражный суд, если не исполнено требование заявителя об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ) законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 424-ФЗ «О накопительной пенсии» и Федерального закона от 01 апреля 1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ), иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации.
Правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе, в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются с 01.01.2017 законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Из перечисленных норм права следует, что к отношениям, связанным со взысканием штрафов, предусмотренных Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ за непредставление индивидуальных сведений в системе обязательного пенсионного страхования, в отсутствие иного специального правового регулирования (часть 6 статьи 13 АПК РФ) подлежат применению сроки, установленные законодательством о налогах и сборах.
Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах, сборах, страховых взносах (пункт 1 статьи 1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Налоговый кодекс РФ)).
На основании пункта 3 статьи 46 Налогового кодекса РФ заявление о взыскании штрафа может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования о его уплате. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Ранее, до 31.12.2016, аналогичная норма содержалась в статье 19 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», которая применялась при взыскании указанных штрафов в силу статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ.
В рассматриваемом случае, с учетом установленного срока исполнения требования № 056S01180009183 от 31.10.2018 (до 03.12.2018), суд приходит к выводу о соблюдении заявителем шестимесячного срока для обращения в суд (заявление подано 14.05.2019).
В соответствии с частью 6 статьи 215 АПК РФ при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
В силу части 4 статьи 215 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
Индивидуальный (персонифицированный) учет - это организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 1 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ).
Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, лицах, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лицах, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», а также сведений о детях.
Согласно статье 5 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации.
В силу положений статьи 13 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы ПФР осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. При этом Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы вправе проводить проверки правильности начисления и уплаты страховых взносов страхователем в Пенсионный фонд РФ, проверки документов, связанных с назначением (перерасчетом) и выплатой обязательного страхового обеспечения, представлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц; требовать и получать у плательщиков страховых взносов необходимые документы, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе указанных проверок, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну, определяемую в установленном законодательством РФ порядке.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ ответчик является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
Как установлено судом из материалов дела, ООО «БОРОДИНО» состоит на учете в УПФР в г. Курске в качестве страхователя с 04.11.20094 (регистрационный номер 056030051378).
Согласно пунктам 1, 2 статьи 8 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ сведения о застрахованных лицах представляются страхователями.
Страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения (за исключением сведений, предусмотренных пунктом 2.3 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ) о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы. Документы, содержащие указанные сведения, могут быть представлены в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг. Документы в электронной форме, содержащие указанные сведения, должны быть подписаны электронной подписью в соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 №63-ФЗ «Об электронной подписи». Вид электронной подписи и порядок ее проверки устанавливаются Пенсионным фондом Российской Федерации.
Сведения для индивидуального (персонифицированного) учета, представляемые в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ в органы Пенсионного фонда Российской Федерации, представляются в соответствии с порядком и инструкциями, устанавливаемыми Пенсионным фондом Российской Федерации. Формы и форматы сведений для индивидуального (персонифицированного) учета, порядок заполнения страхователями форм указанных сведений определяются Пенсионным фондом Российской Федерации.
Контроль за достоверностью сведений, представляемых страхователями в Пенсионный фонд Российской Федерации, осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации.
Постановлением Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 07.12.2016 № 1077п в целях обеспечения представления страхователями о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) сведений в форме электронного документа в соответствии с пунктом 2 статьи 8 и пунктами 2.2 и 4 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ утвержден формат сведений для ведения индивидуального (персонифицированного) учета (форма СЗВ-М) согласно приложению к указанному постановлению.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Застрахованными признаются лица, работающие по трудовому договору, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества, или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг (пункт 1 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ).
В письме Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 07.07.2016 № 21-3/10/В-4587 сообщалось, что если физические лица (в том числе руководитель организации в случае, когда он является ее единственным учредителем) состоят с данной организацией в трудовых отношениях, то такие лица в целях Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» относятся к работающим лицам. Работодатель, зарегистрированный в Пенсионном фонде Российской Федерации в качестве страхователя по обязательному пенсионному страхованию, обязан представлять отчетность по индивидуальному (персонифицированному) учету, в том числе по форме СЗВ-М, в соответствии с нормами действующего законодательства в отношении застрахованных лиц, работающих в организации по трудовому или гражданско-правовому договору, в том числе в отношении руководителей организации, являющихся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества.
Письмом от 16.03.2018 № 17-4/10/В-1846 Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации сообщило, что работодатель, зарегистрированный в Пенсионном фонде Российской Федерации в качестве страхователя по обязательному пенсионному страхованию, обязан представлять отчетность по индивидуальному (персонифицированному) учету по формам СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ в отношении застрахованных лиц, состоящих с данной организацией в трудовых отношениях, в том числе руководителей организаций, являющихся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества.
Исходя из указанных положений, страхователь – ООО «БОРОДИНО» должно было представить сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за апрель 2018 года не позднее 15.05.2018.
Как следует из представленных в материалы дела доказательств и не оспаривается заинтересованным лицом, сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за апрель 2018 года на 1 застрахованное лицо были представлены ООО «БОРОДИНО» нарочным 15.08.2018, то есть, позже срока, установленного Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ.
УПФР в г. Курске в результате проведенной проверки выявлено нарушение ООО «БОРОДИНО» законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, которое выразилось в представлении сведений о застрахованных лицах за отчетный период – апрель 2018 года позже срока, установленного пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ.
При этом, доводы заинтересованного лица о нарушении УПФР в г. Курске порядка привлечения ООО «БОРОДИНО» к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в ходе рассмотрения дела своего подтверждения не нашли.
Как установлено судом, рассмотрение акта № 056S18180004897 от 16.08.2018 состоялось 27.09.2018 в отсутствие представителя страхователя. Сведения о представителе, при участии которого проходило рассмотрение акта, в указанном решении не заполнены, что опровергает доводы заинтересованного лица об указании в акте недостоверных сведений об участии его представителя при вынесении решения о привлечении его к ответственности.
При рассмотрении акта № 056S18180004897 от 16.08.2018 и вынесении решения № 056S19180005061 от 27.09.2018 о привлечении ООО «БОРОДИНО» к ответственности УПФР в г. Курске были оценены доводы ООО «БОРОДИНО», указанные им в заявлении № 3 от 13.08.2018, которое было представлено заинтересованным лицом в УПФР в г. Курске вместе с отчетностью по форме СЗВ-М за апрель, май, июнь 2018 года и содержало просьбу учесть смягчающие обстоятельства, что подтверждается пояснениями специалиста-эксперта отдела персонифицированного учета и взаимодействия со страхователями УПФР в г. Курске ФИО2
С учетом изложенного, доводы заинтересованного лица о том, что им возражения на акт № 056S18180004897 от 16.08.2018 не подавались, судом отклоняются, как не имеющие правового значения для рассмотрения настоящего спора.
Факт направления в адрес ООО «БОРОДИНО» акта о выявлении правонарушения, решения о привлечении к ответственности, а также требования об уплате штрафа подтверждается представленными в материалы дела списками внутренних почтовых отправлений, а также отчетами об отслеживании.
Доводы заинтересованного лица о неисполнении УПФР в г. Курске указаний, содержащихся в письме ПФР от 29.03.2018 № ЛЧ-098-24/5721, и непроведении работы по уведомлению страхователей, у которых отсутствуют наемные работники, и руководитель организации является единственным участником (учредителем), членом организации, собственником ее имущества, о необходимости представления сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М, а также доводы о том, что УПФР в г. Курске должно было направить в адрес ООО «БОРОДИНО» письменное уведомление о необходимости представления сведений, судом отклоняются по следующим основаниям.
В сопроводительном письме от 29.03.2018 № ЛЧ-08-24/5721 о направлении для сведения и использования в работе письма Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 16.03.2018 № № 17-4/10/В-1846 ПФР сообщил, что отделениям ПФР необходимо провести работу по уведомлению страхователей, у которых отсутствуют наемные работники, и руководитель организации является единственным участником (учредителем), членом организации, собственником ее имущества, о необходимости предоставления сведений о застрахованных лицах по формам СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ.
При этом указанное письмо ПФР не содержит указания на необходимость письменного индивидуального уведомления каждого страхователя.
Письмо Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 16.03.2018 № 17-4/10/В-1846 опубликовано в средствах массовой информации («Нормативные акты для бухгалтера», 2018, № 9, «Налоговое планирование», 2018, № 2), размещено в телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте ПФР в разделе «Отделение по Курской области. Новости».
Кроме того, ОПФР по Курской области в адрес председателя комитета информации и печати Курской области письмом от 15.04.2018 № 22-01/3860 направлен для использования в работе по информированию населения пресс-релиз на тему «Представление отчетности по персонифицированному учету в отношении руководителей – единственных учредителей», содержащий разъяснения по вопросу представления формы отчетности СЗВ-М.
Также УПФР в г. Курске в адрес главных редакторов газет «Городские известия», «Сельская новь», «Друг для друга», «Курская правда», «Курск», «Курские известия», «Наш взгляд», «Аргументы и факты. Курск», «Житье-бытье-Курск», «Регион-46» для размещения на страницах указанных газет (на правах социальной рекламы) направлен пресс-релиз «Представление отчетности по персонифицированному учету в отношении руководителей – единственных учредителей».
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что ОПФР по Курской области и УПФР в г. Курске были предприняты исчерпывающие и достаточные меры по уведомлению страхователей, у которых отсутствуют наемные работники, и руководитель организации является единственным участником (учредителем), членом организации, собственником ее имущества, о необходимости предоставления сведений о застрахованных лицах по формам СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ.
При этом отсутствие в штате ООО «БОРОДИНО» бухгалтера, юриста и иных сотрудников не снимает с руководителя организации обязанности по исполнению требований, установленных действующим законодательством.
Иные обстоятельства, на которые ссылается заинтересованное лицо в обоснование заявленных возражений (общество более 20 лет не ведет финансово-хозяйственную деятельность, более 20 лет отсутствуют работники, не начислялась заработная плата, не заключались ни трудовые, ни гражданско-правовые договоры; с директором - единственным учредителем общества трудовой договор не заключался, никаких выплат он от организации не получал, соответственно и пенсионные страховые взносы не начислялись и не уплачивались) не могут быть расценены судом как обстоятельства, исключающие возможность привлечения ООО «БОРОДИНО» к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, и подлежат учету как обстоятельства, смягчающие ответственность.
В соответствии с абзацем 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Для привлечения страхователя к ответственности на основании статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ необходимо доказать, что страхователь, имея обязанность по представлению органам Пенсионного фонда сведений индивидуального (персонифицированного) учета, не исполнил данную обязанность либо исполнил ее ненадлежащим образом, представив в фонд сведения с нарушением установленного срока либо неполные (недостоверные) сведения, не позволяющие вести индивидуальный (персонифицированный) учет.
Формальный состав правонарушения, установленного абзацем 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ предусматривает наступление негативных для страхователя последствий как за непредставление страхователем в установленный срок, так и за представление в установленные сроки неполных и (или) недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно абзацу 17 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящей статьей, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Факт наличия оснований для взыскания с ответчика финансовых санкций (штрафа) за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, судом установлен, подтвержден материалами дела.
Из материалов дела усматривается, что порядок привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах и принудительного взыскания финансовых санкций УПФР в г. Курске соблюден.
При изложенных обстоятельствах, оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о наличии в действиях ответчика состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена абзацем 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ, в связи с чем требования УПФР в г. Курске о привлечении ООО «БОРОДИНО» к ответственности являются правомерными.
В пункте 4 статьи 112 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются им при наложении санкций за налоговые правонарушения в порядке, установленном статьей 114 Кодекса.
Установление смягчающих ответственность обстоятельств при применении ответственности является обязанностью, а не правом органа, рассматривающего соответствующее дело, в силу прямого указания закона.
Такая же обязанность лежит на суде, рассматривающем заявление о взыскании, независимо от того, ссылается или нет лицо, привлекаемое к ответственности, на наличие смягчающих обстоятельств.
Как установлено судом, при принятии решения № 056S19180005061 от 27.09.2018 о привлечении страхователя – ООО «БОРОДИНО» к ответственности орган Пенсионного фонда Российской Федерации не рассматривал вопрос о возможности снижения штрафа, поскольку при вынесении решения по результатам проверки должностные лица органа контроля не имеют полномочий по установлению смягчающих вину обстоятельств.
Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ не предусмотрен порядок применения смягчающих ответственность обстоятельств.
Однако, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной в Постановлении от 24.06.2009 № 11-П, в силу статей 17 (часть 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, исходящее из принципа справедливости конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности предполагает в качестве общего правила ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания. Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
Указанные принципы привлечения к ответственности в равной мере относятся к физическим и юридическим лицам.
Исходя из указанных принципов, полномочие суда на снижение штрафных санкций вытекает из конституционных прерогатив правосудия.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 № 13-П, санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного толкования и применения. Также согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 12.05.1998 № 14-П и от 15.07.1999 № 11-П, санкции штрафного характера, исходя из общих принципов права, должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 19.01.2016 № 2-П указано, что в соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, выраженными в Постановлении от 25.02.2014 № 4-П, и учитывая особую роль суда как независимого, беспристрастного арбитра и наиболее компетентного в сфере определения правовой справедливости органа государственной власти, суд (безотносительно к законодательному регулированию пределов его полномочий при судебном обжаловании решений о применении мер ответственности), рассмотрев соответствующее заявление привлекаемого к ответственности лица, не лишен возможности снизить размер ранее назначенного ему штрафа.
Соответствие вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям должно сохраняться и при определении размера санкции за нарушение положений Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», поскольку при наложении на страхователя штрафных санкций необходимо обеспечить индивидуализацию мер ответственности в зависимости от степени вины и тяжести совершенного правонарушения.
Санкции штрафного характера, исходя из общих принципов права, должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности.
Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
В соответствии с пунктом 3 статьи 114 Налогового кодекса РФ при наличии хотя бы одного смягчающего обстоятельства, предусмотренного статьей 112 Кодекса, размер взыскиваемого штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей главы 16 Кодекса за совершение налогового правонарушения.
В силу пункта 1 статьи 112 Налогового кодекса РФ к обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, являются: совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств; совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости; тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения; иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.
В рассматриваемом случае суд считает возможным учесть в качестве обстоятельств, смягчающих ответственность страхователя, совершение нарушения впервые, отсутствие негативных последствий правонарушения для бюджета, явную несоразмерность финансовой санкции размеру вреда, причиненного правонарушением.
Кроме того, как установлено судом и подтверждено представителем заявителя до совершения правонарушения, ставшего основанием для принятия УПФР в г. Курске решения о привлечении ООО «БОРОДИНО» к ответственности за совершение правонарушения, ответственность за которое предусмотрена абзацем 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ, заинтересованное лицо к ответственности за совершение аналогичного противоправного деяния не привлекалось.
Принимая во внимание изложенные выше смягчающие ответственность обстоятельства, характер правонарушения, обстоятельства совершенного деяния и степень вины ответчика, а также учитывая действие принципа соразмерности, выражающего требования справедливости и предполагающего дифференциацию ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания, суд приходит к выводу о том, что примененная к заинтересованному лицу санкция в размере 500 руб. несоразмерна тяжести и характеру совершенного им правонарушения, в связи с чем считает возможным уменьшить размер взыскиваемого штрафа в 2 раза, то есть до 250 руб.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и во взаимосвязи по правилам статьи 71 АПК РФ, суд пришел к выводу о частичном удовлетворении заявленных требований и взыскании с ответчика финансовых санкций в размере 250 руб. за непредставление в установленный срок страхователем сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за апрель 2018 год.
Согласно части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
В соответствии с пп. 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса РФ УПФР в Курской области освобождено от уплаты государственной пошлины.
Согласно части 3 статьи 110 АПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины.
В суд от заинтересованного лица поступило ходатайство об освобождении его от уплаты государственной пошлины в связи с отсутствием у общества достаточных денежных средств.
Основания и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (статья 102 АПК РФ, глава 25.3 Налогового кодекса РФ).
Для предоставления льготы по уплате государственной пошлины необходимо наличие оснований, предусмотренных статьей 333.37 Налогового кодекса РФ.
Вместе с тем, ООО «БОРОДИНО» не представлено доказательств наличия у него предусмотренных указанной нормой прав для освобождения от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах.
Пунктом 1 статьи 333.37 Налогового кодекса РФ не предусмотрено такого основания для освобождения от уплаты государственной пошлины как отсутствие у лица достаточных денежных средств.
В связи с указанным, ходатайство ООО «БОРОДИНО» об освобождении от уплаты государственной пошлины удовлетворению не подлежит.
Таким образом, с учетом результатов рассмотрения дела расходы по оплате государственной пошлины подлежат отнесению на ООО «БОРОДИНО» в сумме 1000 руб. и взыскиваются судом в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 27, 29, 110, 112, 167-171, 176, 180, 181, 212-216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Требования Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Курске Курской области удовлетворить частично.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «БОРОДИНО» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес (место нахождения): 305004, <...>, дата регистрации в качестве юридического лица – 02.11.2004) в доход соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации финансовые санкции в размере 250 руб. за непредставление в установленный срок страхователем сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за апрель 2018 года.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «БОРОДИНО» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес (место нахождения): 305004, <...>, дата регистрации в качестве юридического лица – 02.11.2004) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Курской области, в Арбитражный суд Центрального округа, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья Е.Ф. Вербина