ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А35-4329/07 от 12.11.2007 АС Курской области

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

К. Маркса ул., д.25,  г. Курск, 305004

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город Курск                                                                                   дело № А35– 4329/07-С26

10 декабря 2007 г.                                                                                                        

Резолютивная часть решения объявлена 12.11.2007 г. Полный текст решения изготовлен 10.12.2007 г.

Арбитражный      суд      Курской      области     в     составе  судьи Лымаря Д.В., при ведении протокола судебного заседания судьёй, рассмотрев в открытом судебном заседании 06.11.2007 г. с перерывом до 12.11.2007 г. заявление Государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Курский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования», г. Курск  (далее – ГОУ ДПО «Курский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования») к

Администрации Курской области

Третье лицо: Комитет образования и науки Курской области

О признании недействительным ненормативного акта

и приложенные документы,

при участии в заседании:

от заявителя: ФИО1 – ректор; ФИО2 – по пост. доверенности от 20.06.2007 г.;

ФИО3 – председатель ликвидационной комиссии;

от ответчика: ФИО4 – по пост. доверенности от 09.07.2007 г.;

от третьего лица: ФИО3 – по пост. доверенности от 18.09.2007 г.; ФИО5 – по пост. доверенности от 20.06.2007 г.;

установил: заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением, в котором просит суд признать недействительным  Постановление Администрации Курской области №155 от 23.07.2007г. «Об областных государственных образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования» в части пункта 1 о ликвидации Государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Курский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования».

В судебном заседании установлено, что приказом Комитета образования и науки №1-939 от 25 июля 2007 г. «Об областных государственных образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования» ГОУ ДПО «Курский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» ликвидировано, для проведения мероприятий, связанных с ликвидацией учреждения, создана ликвидационная комиссия, председателем ликвидационной комиссии назначен ФИО3 (свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц серия 46 №001134727 от 19.09.2007г.).

Таким образом, на момент рассмотрения дела ФИО3 – председатель ликвидационной комиссии, в силу ст. 62 Гражданского кодекса Российской Федерации, является полномочным представителем ГОУ ДПО «Курский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования», что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц.

Вместе с тем, принимая во внимание, что предметом спора является постановление в части ликвидации ГОУ ДПО «Курский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования», полномочия председателя ликвидационной комиссии вытекают из действий, совершенных на основании оспариваемого постановления, в связи с чем имеется спор о полномочиях представителей ГОУ ДПО «Курский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования», в целях недопущения лишения лица, обратившегося с заявлением в суд, права на судебную защиту, суд счел возможным допустить к участию в деле представителей заявителя на момент обращения с заявлением в суд (ректора ГОУ ДПО «Курский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» ФИО1 и представителя по доверенности ФИО2) и представителя, обладающего полномочиями на момент рассмотрения спора (председателя ликвидационной комиссии ГОУ ДПО «Курский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» ФИО3). 

В судебном заседании 12.11.2007 г. представители заявителя (ФИО1, ФИО2) уточнили основания заявленных требований, требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель заявителя (ФИО3) требования не поддержал, полагая оспариваемое постановление законным.

Представитель ответчика в заседании оспорил доводы заявителя по основаниям, изложенным в отзыве.

Представители третьего лица в заседании поддержали позицию ответчика.

Ранее ответчик заявлял ходатайство о прекращении производства по делу, полагая спор не подлежащим рассмотрению в арбитражном суде, а потому – подлежащим прекращению.

Представители заявителя в представленных ранее письменных возражениях на ходатайство ответчика о прекращении производства по делу пояснили, что принятие решения о ликвидации затрагивает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной хозяйственной деятельности, а потому подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

Ходатайство ответчика о прекращении производства по делу отклонено судом, поскольку ликвидация ГОУ ДПО «Курский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» влечет невозможность осуществления образовательным учреждением хозяйственной и экономической деятельности, в связи с чем оспариваемое постановление затрагивает права и интересы заявителя. В силу п.2 ст.29, п.2 ст.33 Арбитражного процессуального кодекса РФ дело подведомственно арбитражному суду.

Принимая во внимание изложенное, с учетом наличия спора о полномочиях представителей заявителя, суд считает возможным рассмотреть заявление ГОУ ДПО «Курский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» по существу.

Рассмотрев представленные материалы дела, выслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, суд установил следующее.

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Курский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» создано в целях повышения уровня профессиональных знаний слушателей, совершенствования их деловых качеств, подготовки к выполнению новых трудовых функций (п. 2.1.Устава).

Учредителем ГОУ ДПО «Курский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» является Комитет образования и науки Курской области.

На основании приказа Комитета образования и науки Курской области №1-207 от 19.02.2007 г. «О проведении инспекционной проверки деятельности государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Курский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования», в период с 01 марта 2007 г. по 07 марта 2007 г. была проведена инспекционная проверка ГОУ ДПО «Курский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования».

По результатам проверки составлен акт от 16 марта 2007 г., в котором отражен ряд замечаний и нарушений и, в частности, сделан вывод о том, что деятельность ГОУ ДПО «Курский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» не отвечает требованиям законодательства РФ и нормативно-правовым актам в области образования в части регламентации деятельности учреждений данного типа и вида (в части несоответствия положениям законодательства Устава, отсутствия лицензии, аттестации, отсутствия государственной аккредитации).

На основании приказа Комитета образования и науки Курской области от 02 мая 2007 г. №1-586 ГОУ ДПО «Курский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» выдана лицензия серия А №227264 на осуществление образовательной деятельности по образовательным программам.

Постановлением Администрации Курской области №155 от 23.07.2007г. «Об областных государственных образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования» (пункт 1) принято решение о ликвидации Государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Курский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования».

В соответствии с п. 2 указанного постановления в ведении Комитета образования и науки Курской области создано областное государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Курский институт непрерывного образования специалистов отрасли образования» (далее – ОГОУ ДПО «Курский институт непрерывного образования специалистов отрасли образования»).

Приказом Комитета образования и науки Курской области №1-939 от 25 июля 2007 г. «Об областных государственных образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования» принято решение о ликвидации ГОУ ДПО «Курский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования», для проведения мероприятий, связанных с ликвидацией учреждения, создана ликвидационная комиссия.

На основании свидетельства серия 46 №001134727 от 19.09.2007г. в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора.

Не согласившись с постановлением Администрации Курской области №155 от 23.07.2007г., Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Курский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» обратилось в арбитражный суд с требованиями о признании недействительным указанного постановления.

Арбитражный суд не находит правовых оснований к удовлетворению требований  заявителя по следующим основаниям.

Из совокупности положений п. 2 ст. 8 Закона Курской области «О порядке управления и распоряжения государственной собственностью Курской области» №56-ЗКО от 02.12.2002 г., ст. 44 Закона Курской области «Устав Курской области» №67-ЗКО от 02.10.2001 г. в их системной взаимосвязи следует, что Губернатор Курской области реализует свои полномочия по управлению и распоряжению областной собственностью через специально уполномоченные органы исполнительной государственной власти области, передает на основании правовых актов свои отдельные государственно-властные полномочия одному из первых заместителей Губернатора Курской области, заместителям Губернатора Курской области, другим должностным лицам органов исполнительной государственной власти области; а также делегирует свои полномочия одному из органов исполнительной власти Курской области.

Администрация Курской области является высшим постоянно действующим органом исполнительной власти области и возглавляется высшим должностным лицом области - Губернатором Курской области; в состав Администрации Курской области входят Аппарат Губернатора Курской области, Правительство Курской области (ст. 48 Устава Курской области).

Согласно ст. 33 Закона Курской области №13-ЗКО от 17.02.2000 г. «Об образовании в Курской области» к исключительной компетенции Правительства Курской области относится, в частности, создание (за исключением создания высших учебных заведений), реорганизация, ликвидация и финансовое обеспечение государственных образовательных учреждений областного подчинения (в ред. Закона Курской области от 14.08.2006 г. №49-ЗКО).

Как следует из материалов дела, оспариваемое постановление Администрации Курской области №155 от 23.07.2007г. подписано исполняющим обязанности Губернатора Курской области ФИО6, что соответствует нормам действующего законодательства.

В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 7 Закона Курской области «О порядке управления и распоряжения государственной собственностью Курской области» №56-ЗКО от 02.12.2002 г. Администрация Курской области разрабатывает и принимает нормативные правовые акты по вопросам управления и распоряжения областной собственностью в пределах установленной компетенции, организует и контролирует их исполнение; осуществляет иные полномочия в сфере управления областной собственностью в соответствии с законодательством Российской Федерации и области; реализует свои полномочия по управлению и распоряжению областной собственностью через специально уполномоченные органы исполнительной государственной власти области.

В силу положений ст. 9 Закона Курской области «О порядке управления и распоряжения государственной собственностью Курской области» №56-ЗКО от 02.12.2002 г. Комитет по управлению имуществом Курской области является специально уполномоченным органом исполнительной государственной власти области, осуществляющим от имени Курской области в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и области, правомочия собственника в отношении имущества и земельных участков, находящихся в областной собственности; правовое положение и функции комитета по управлению имуществом Курской области определяются Положением, утверждаемым Губернатором Курской области в соответствии с законодательством Российской Федерации и области.

В соответствии с п.п. 3.1., 3.27., 3.29. Постановления Губернатора Курской области от 25 июня 2007 г. №286 «Об утверждении Положения о Комитете по управлению имуществом Курской области» комитет осуществляет в пределах своей компетенции полномочия собственника в отношении имущества областных государственных унитарных предприятий, областных государственных учреждений, выступает от имени Курской области учредителем областных государственных унитарных предприятий, подведомственных ему учреждений; принимает решения о реорганизации и ликвидации областных государственных унитарных предприятий и подведомственных ему учреждений в соответствии с действующим законодательством.

На основании изложенного, доводы заявителя о не соответствии оспариваемого постановления требованиям ст.4 Федерального закона «Об образовании», ст.ст. 45, 48 Устава Курской области, ст.ст. 7,8 Закона Курской области «О порядке управления и распоряжения государственной собственностью Курской области» №56-ЗКО от 02.12.2002 г., не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела и отклоняются судом как неосновательные.

В силу положений абзаца 1 п. 2 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.

Согласно п. 4 ст. 34 Закона РФ «Об образовании» №3266-1 от 10 июля 1992 г. ликвидация образовательного учреждения может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации в установленном Правительством Российской Федерации порядке для федеральных государственных образовательных учреждений, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации - для государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации.

В соответствии со ст. 23 Закона Курской области «О порядке управления и распоряжения государственной собственностью Курской области» №56-ЗКО от 02.12.2002 г. учреждение может быть реорганизовано или ликвидировано в случае достижения целей его деятельности, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и области; решение о реорганизации и ликвидации учреждения принимается Губернатором Курской области на основании представления соответствующего отраслевого органа исполнительной государственной власти в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации; решение о ликвидации учреждения исполняется отраслевым органом исполнительной государственной власти области в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Из содержания вышеуказанных норм следует, что перечень оснований для ликвидации юридического лица не является исчерпывающим, в связи с чем доводы заявителя о том, что учреждение может быть ликвидировано только в случае достижения целей деятельности учреждения либо по истечении срока, на который создано юридическое лицо, не основаны на законе. 

Кроме того, судом принимается во внимание то обстоятельство, что инспекционной проверкой деятельности государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Курский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования», проведенной в соответствии с приказом Комитета образования и науки Курской области №1-207 от 19.02.2007 г. выявлен ряд нарушений и сделан вывод о том, что деятельность ГОУ ДПО «Курский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» не отвечает требованиям законодательства РФ и нормативно-правовым актам в области образования в части регламентации деятельности учреждений данного типа и вида (в части несоответствия положениям законодательства Устава, отсутствия лицензии, аттестации, отсутствия государственной аккредитации); а также то, что ГОУ ДПО «Курский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» и после получения лицензии и внесения изменений в Устав осуществляло свою деятельность без получения государственной аккредитации, что дополнительно подтверждает наличие у учредителя ГОУ ДПО «Курский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» оснований для его ликвидации.  

Заявитель также ссылается на то, что оспариваемое постановление не соответствует ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку созданное в соответствии с постановлением Администрации Курской области №155 от 23.07.2007г. учреждение – ОГОУ ДПО «Курский институт непрерывного образования специалистов отрасли образования», фактически является правопреемником ликвидированного ГОУ ДПО «Курский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования», в то время как ликвидация предусматривает полное прекращение прав и обязанностей юридического лица.

Согласно ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Между тем, в нарушение ч. 1 ст. 65 АПК РФ, заявителем не представлено доказательств, подтверждающих, что ОГОУ ДПО «Курский институт непрерывного образования специалистов отрасли образования» является правопреемником ГОУ ДПО «Курский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования», доводы заявителя в указанной части не нашли подтверждения.

Ссылки заявителя на невозможность ликвидацииГОУ ДПО «Курский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования», ввиду того, что оно является исполнителем Областной целевой программы «Развитие образования Курской области на 2007-2010 годы», также не могут быть приняты во внимание судом, поскольку оспариваемым постановлением и приказом Комитета образования и науки Курской области №1-939 от 25 июля 2007 г. «Об областных государственных образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования» предусмотрено создание нового образовательного учреждения, которое осуществляет аналогичные функции.

Оценив имеющиеся в материалах дела документы, выслушав мнение представителей лиц, участвующих в деле, суд пришел к выводу о том, что доводы заявителя не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела и опровергаются имеющимися в материалах дела доказательствами.

При таких условиях арбитражный суд не находит оснований для удовлетворения требований Государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Курский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» о признании недействительным оспариваемого постановления. Расходы по оплате государственной пошлины относятся на заявителя. государственная пошлина уплачена заявителем при обращении в арбитражный суд.

Руководствуясь ст. ст. 16, 17, 27, 29, 104, 110, 167-170, 176, 177, 180-181, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении требований Государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Курский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» к Администрации Курской области отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Курской области в апелляционном порядке в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Воронеж, в течение месяца со дня его принятия; в кассационном порядке – в Федеральный арбитражный суд Центрального округа, г. Брянск, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу.

   Судья                                                                                                                   Д.В. Лымарь