ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А35-4330 от 12.07.2012 АС Курской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Курск                                                               Дело № А35-4330/2012

19 июля 2012 г.

Резолютивная часть объявлена 12.07.2012.

Полный текст решения изготовлен 19.07.2012.

Арбитражный суд Курской области в составе судьи Арцыбашевой Т.Ю., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Клевцовой А.А., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению

Общества с ограниченной ответственностью «Региональная энергосбытовая компания»

к Комитету по тарифам и ценам Курской области

о признании недействительным и отмене постановления Комитета по тарифам и ценам Курской области от 26.12.2011 № 167 «О сбытовой надбавке гарантирующего поставщика ООО «Региональная энергосбытовая компания» на территории Курской области на 2012 год»,

обязании Комитета по тарифам и ценам Курской области: произвести расчет плановых экономически обоснованных затрат, включаемых в сбытовую надбавку гарантирующего поставщика ООО «Региональная энергосбытовая компания» на 2012 год, без применения коэффициента 0,955; включить в НВВ гарантирующего поставщика ООО «Региональная энергосбытовая компания» исключенные экономически обоснованные затраты в сумме 5934, 0 тыс.  руб. в связи с применение необоснованного понижающего коэффициента; включить в НВВ гарантирующего поставщика ООО «Региональная энергосбытовая компания» понесенные экономически обоснованные затраты в сумме 5000000 рублей на оплату единовременного вступительного членского взноса в НП «Совет рынка».

 В судебном заседании  приняли участие представители:

от заявителя: ФИО1, по доверенности от 25.07.2011, ФИО2., по доверенности от 14.05.2012;

от заинтересованного лица: ФИО3, по доверенности                от 15.09.2011.

Общество с ограниченной ответственностью «Региональная энергосбытовая компания» (далее ООО «РЭК», Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением  (с учетом уточнения в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о признании незаконным и отмене постановления комитета по тарифам и ценам  Курской области (далее Комитет) от 26.12.2011 № 167 «О сбытовой надбавке гарантирующего поставщика ООО «Региональная энергосбытовая компания» на территории Курской области на 2012 год» и обязании Комитета по тарифам и ценам Курской области произвести расчет плановых экономически обоснованных затрат, включаемых в сбытовую надбавку гарантирующего поставщика ООО «Региональная энергосбытовая компания» на 2012 год, без применения коэффициента 0,955; обязании Комитета по тарифам и ценам Курской области включить в НВВ гарантирующего поставщика ООО «Региональная энергосбытовая компания» исключенные экономически обоснованные затраты в сумме 5934,0 тыс. руб. в связи с применением необоснованного понижающего коэффициента; обязании Комитета по тарифам и ценам Курской области включить в НВВ гарантирующего поставщика ООО «Региональная энергосбытовая компания» понесенные экономически обоснованные затраты в сумме 5000000 руб. на оплату единовременного вступительного членского взноса в НП «Совет рынка».

В судебном заседании, назначенном на 04.07.2012, в порядке ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, объявлялись перерывы до 11.07.2012 и до 12.07.2012.

После окончания перерыва представители заявителя поддержали требования.

Представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Выслушав доводы представителей сторон, присутствующих в судебном заседании, изучив материалы дела, арбитражный суд

УСТАНОВИЛ:

Комитет по тарифам и ценам Курской области, является уполномоченным органом Курской области в сфере государственного регулирования тарифов и осуществляет регулирование деятельности гарантирующих поставщиков, по вопросам, отнесенным к компетенции Комитета.

Согласно части 3 статьи 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» на розничных рынках государственному регулированию подлежат сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков.

В соответствии с Положением о комитете по тарифам и ценам Курской области, утвержденным постановлением Губернатора Курской области от 21.06.2005 N 458 "Вопросы комитета по тарифам и ценам Курской области", комитет в целях реализации возложенных на него задач: - устанавливает сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков электрической энергии; -регулирует деятельность гарантирующих поставщиков в соответствии с действующим законодательством, в том числе участвует в установленном основными положениями функционирования розничных рынков порядке в назначении или замене гарантирующих поставщиков и определении или изменении границ зон их деятельности.

ООО «Региональная энергосбытовая компания» представлены 28 апреля 2011 года (входящий № 08 ПР-2053) в комитет по тарифам и ценам Курской области расчетные материалы для рассмотрения и утверждения сбытовой надбавки.

Согласно установленному Регламенту рассмотрения дел, Комитетом приказом от 11.05.2011 № 187 было открыто дело об установлении тарифов и назначен уполномоченный по делу.

20.12.2011 состоялось заседание Правления комитета, оформленное протоколом от 26.12.2011 № 167, где коллегиальным органом комитета - Правлением было принято постановление комитета по тарифам и ценам Курской области от 26.12.2011 № 167 «О сбытовой надбавке гарантирующего поставщика ООО «Региональная энергосбытовая компания» на территории Курской области на 2012 год», согласно которому было принято решение: установить и ввести в действие сбытовую надбавку гарантирующего поставщика ООО «Региональная энергосбытовая компания» на 2012 год с календарной разбивкой для всех тарифных потребителей с 1 января 2012 года по 31 декабря 2012 года 0,08329 руб./кВт.ч; с 1 июля 2012 года по 31 декабря 2012 года 0,09183 руб./кВт.ч. Срок действия сбытовой надбавки установлен с 1 января 2012 года до 31 декабря 2012 года.

Таким образом, согласно постановлению комитета по тарифам и ценам Курской области от 26.12.2011 № 167 «О сбытовой надбавке гарантирующего поставщика ООО «Региональная энергосбытовая компания» на территории Курской области на 2012 год», ООО «РЭК» была установлена сбытовая надбавка гарантирующего поставщика на основании представленных в орган документов на 2012 год.

По мнению заявителя, оспариваемое постановление вынесено с нарушением норм Федерального закона «Об электроэнергетике», Постановления Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации», Приказа ФСТ России от 24.11.2006 № 302-э/5 «Методические указания по расчету сбытовой надбавки гарантирующих поставщиков электрической энергии» и нарушает права и интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, что, в свою очередь, и послужило основанием для обращения в арбитражный суд.

Оценив представленные сторонами доказательства, суд считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из смысла указанной нормы следует, что ненормативный акт может быть признан незаконным при наличии одновременно двух условий: если оно не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 № 530 (далее Правила), присвоение статуса гарантирующего поставщика и определение зон его деятельности входит в компетенцию органа исполнительной власти в области регулирования тарифов - комитета по тарифам и ценам Курской области.

Комитет по тарифам и ценам Курской области при принятии обжалуемого постановления от 26.12.2011 № 167 «О сбытовой надбавке гарантирующего поставщика ООО «Региональная энергосбытовая компания» на территории Курской области на 2012 год» действовал в рамках предоставленных ему полномочий, с соблюдением норм действующего законодательства, регламентирующего порядок установления сбытовой надбавки гарантирующих поставщиков электрической энергии, а именно.

При принятии оспариваемого акта Комитета последним обосновано были использованы следующие материалы.

Расчетные материалы, представленные для рассмотрения, выполненные по формам в соответствии с Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 года № 109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации», и Методическими указаниями по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков электрической энергии, утвержденными Приказом ФСТ России от 24.11.2006 года № 302-э/5.

Однако в расчетных таблицах данные о размере необходимой валовой выручки, включенной в расчет сбытовой надбавки на 2011 год заполнены не корректно, так как ООО «Региональная энергосбытовая компания» указало выручку с учетом регулируемого и нерегулируемого вида деятельности, кроме того, неверно указан объем продаж электрической энергии, на который производился расчет сбытовой надбавки.

Экспертной группой комитета   по тарифам и ценам Курской области
произведен   анализ   представленных   расчетов.

Анализ финансово - хозяйственной деятельности предприятия за 2010 год и 9 месяцев 2011 года показал, что технико-экономические показатели за рассматриваемые периоды соответствует данным статистической и бухгалтерской отчетности.

Показатели финансового состояния за 2010 год и 9 месяцев 2011 года имеют следующие значения: оборачиваемость кредиторской задолженности на конец 2010 года - 23 дня, на конец 9 месяцев 2011 года - 59 дней, при контрольном значении не более 40 дней; доля просроченной кредиторской задолженности в общей величине кредиторской задолженности на конец 2010 года - 0 %        и на конец 9 месяцев 2011 года - 0 %, при контрольном значении не более 15 %; текущий коэффициент ликвидности на конец 2010 года - 2,4, на  конец 9 месяцев 2011 года - 1,34, при контрольном значении не менее 0,8; коэффициент финансовой независимости на конец 2010 года - 0,3 на конец 9 месяцев 2011 года - 0,17, при контрольном значении не менее 0,15.

Согласно ф. 2. бухгалтерского баланса в целом по ООО «Региональная энергосбытовая компания» прибыль от продаж за 2010 год составила 55219 тыс. руб., при этом рентабельность продаж составила 7,7 %, за 9 месяцев 2011 года прибыль от продаж составила в сумме 11583 тыс. руб., рентабельность продаж - 2,2 %.

Из справки   о   финансовых   результатах   ООО   «Региональная энергосбытовая    компания»    за    2010    год    и    9    месяцев    2011     года, представленной предприятием следует, что прибыль от продаж ООО «Региональная энергосбытовая компания» по регулируемому виду   деятельности   за 2010 год составила 29890 тыс. руб., при этом рентабельность продаж составила - 5,8 %, за 9 месяцев 2011 года - 12319 тыс. руб., при этом рентабельность продаж составила 3,6 %.

Правительством Российской Федерации в 2011 году принято решение о переносе сроков установления тарифов (цен) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий с 1 января на 1 июля очередного календарного года.

При этом органам исполнительной власти субъектов Российской
Федерации в области государственного регулирования тарифов на период с
1 января 2012 года по 1 июля 2012 года поручено установить единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии, сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков и цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) поставляемую покупателям на розничных рынках на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, за исключением электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, на уровне, не превышающем уровень, на котором установлены указанные тарифы (цены) и сбытовые надбавки соответственно на 2011  год.

Вместе с тем в соответствии с Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2012 год и плановый период   2013 - 2014 годов, разработанным Минэкономразвития России и одобренным Правительством Российской Федерации в сентябре 2011 года, в условиях переходного периода при переносе сроков установления тарифов (цен) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий с 1 января на 1 июля очередного календарного года темп роста, указанных тарифов (цен) с 1 июля 2012        года не должен превышать 111 %.

Исходя из вышеизложенного экспертной группой комитета по тарифам и ценам Курской области при рассмотрении прямых затрат и прибыли, включаемых в сбытовую надбавку на 2012 год, произведены корректировки расходов.

В соответствии с пунктами 21,22 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109,  в протоколе заседания Правления комитета по тарифам и ценам Курской области от 26.12.2011 № 167 указаны основные показатели деятельности регулируемой организации на расчетный период регулирования (объем необходимой валовой выручки и основные статьи расходов по регулируемым видам деятельности в соответствии с Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации) и основания, по которым отказано во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных организацией, осуществляющей регулируемую деятельность (протокол в материалах дела).

ООО «РЭК» было получено экспертное заключение Комитета по расчету сбытовой надбавки гарантирующего поставщика на 2012 год 12.12.2011 года, заседание Правления комитета по рассмотрению данного вопроса было назначено на 26.12.2011 г.

Как усматривается из материалов дела, ООО «РЭК» в качестве обоснования заявленных требований ссылается на то, что расчет сбытовой надбавки и экспертное заключение комитета от 08.12.2011 выполнены с нарушением действующего законодательства в области регулирования  электроэнергетики.

При рассмотрении расчетных материалов по расчету сбытовой надбавки и составлении экспертного заключения экспертная группа комитета действовала в строгом соответствии с действующими нормативно - правовыми актами в области тарифного регулирования в электроэнергетике, а именно Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации» (далее – Основы ценообразования), Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08. 2006 № 530, Методическими указаниями по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков электрической энергии, утвержденными приказом ФСТ России от 24.11.2006 № 302-э/5.

В соответствии с пунктом 36 Основ ценообразования при определении расходов организаций, включаемых в тариф на электрическую энергию, регулирующие органы используют: 1)    регулируемые государством тарифы (цены); 2)       цены, установленные на основании договоров, заключенных в
результате проведения конкурсов, торгов, аукционов и иных закупочных
процедур, обеспечивающих целевое и эффективное расходование
денежных средств; 3)   официально опубликованные прогнозные рыночные цены и тарифы, установленные на расчетный период регулирования, в том числе фьючерсные биржевые цены на топливо и сырье.

При отсутствии указанных данных применяются индексы в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации.

Кроме того, в соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования при установлении регулируемых тарифов (цен) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.

В случае если по итогам расчетного периода, на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности и иных материалов выявлены необоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность за счет поступлений от регулируемой деятельности, регулирующие органы обязаны принять решение об исключении этих расходов из суммы расходов, учитываемых при установлении тарифов на следующий расчетный период регулирования.

Кроме того, суд указывает заявителю, что в соответствии с пунктом 1 статьи 35 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (в первоначальной редакции, действующей до 09.11.2007 г.) был определен порядок получения юридическим лицом статуса субъекта оптового рынка - участника обращения электрической энергии на оптовом рынке, который представлял собой совершение юридическим лицом всех установленных процедур, необходимых для начала работы на оптовом рынке, в том числе: проведение мероприятий технического характера, необходимых для получения статуса субъекта оптового рынка; проведение иных мероприятий, предусмотренных основными положениями функционирования оптового рынка и правилами оптового рынка; вступление в члены администратора торговой системы оптового, рынка  и  (или)  подписание  договора  о  присоединении  к торговой системе оптового рынка.

При этом указанной нормой предусматривалось, что при выполнении  юридическим лицом всех условий получения статуса субъекта оптового рынка, предусмотренных основными положениями функционирования оптового рынка и правилами оптового рынка, администратор торговой системы оптового рынка не вправе отказать данному лицу во вступлении в его члены и (или) в заключении договора о присоединении к торговой системе оптового рынка.

Согласно Свидетельству о внесении в Реестр субъектов оптового
рынка от 18.10.2007, выданному ООО «РЭК» некоммерческим
партнерством Администратором торговой системы оптового рынка
электроэнергии единой энергетической системы (далее - НП АТС),
в соответствии с решением Правления НП «АТС» о присвоении статуса
субъекта оптового рынка (протокол № 78 от 18.10.2007)
подтверждается факт получения ООО «РЭК» статуса субъекта
оптового рынка - участника обращения электрической энергии на
оптовом рынке.

Порядок получения юридическим лицом статуса субъекта оптового рынка, участника обращения электрической энергии на оптовом рынке был изменен Федеральным законом от 04.11.2007 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по реформированию Единой энергетической системы России».

Согласно новой редакции пункта 1 статьи 35 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» порядок получения юридическим лицом статуса субъекта оптового рынка, участника обращения электрической энергии на оптовом рынке представляет собой совершение им всех установленных процедур, необходимых для начала работы на оптовом рынке, в том числе: проведение мероприятий технического характера, необходимых для получения статуса субъекта оптового рынка; проведение иных мероприятий, предусмотренных правилами оптового рынка; вступление в члены совета рынка и подписание договора о присоединении к торговой системе оптового рынка.

Федеральный закон от 04.11.2007 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по реформированию Единой энергетической системы России» согласно статьи 5 вступил в силу со дня официального опубликования, за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки (опубликован в «Собрании законодательства Российской Федерации» - 05.11.2007, в «Парламентской газете» - 09.11.2007), то есть, после факта получения ООО «РЭК» свидетельства от 18.10.2007, подтверждающего его статус как субъекта оптового рынка - участника обращения электрической энергии на оптовом рынке.

Федеральным законом № 35 - ФЗ не определено внесение платы и размер платы необходимый для вступления в совет рынка.

В     Сводном     прогнозном     балансе     производства     и     поставокэлектрической  энергии  и  мощности  в  рамках Единой  энергетической системы России по Курской области на 2008 год, утвержденном приказом ФСТ России от 30.11.2007 № 402 -э/5, ООО «РЭК» выделено отдельной строкой, как участник оптового рынка.

В соответствии с пунктом 20 Порядка формирования Сводного  прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации, утвержденного Приказом ФСТ России от 10.06.2009 № 125-э/1, НП «Совет рынка по организации эффективной системы оптовой и розничной торговли электрической энергией и мощностью» (далее - Совет рынка) направляет в Федеральную службу по тарифам не позднее 1 июля перечень субъектов оптового рынка, выполнивших требования Правил оптового рынка и получивших право участия в торговле электрической энергией и мощностью на оптовом рынке с указанием их полных наименований, присвоенных им номеров в Реестре субъектов оптового рынка, реквизитов договора о присоединении к торговой системе оптового рынка, перечня зарегистрированных ГТП с указанием их типа и идентификационных кодов и с привязкой к наименованиям обслуживаемых участником оптового рынка потребителей розничного рынка.

Итоговый вышеназванный перечень субъектов оптового рынка представляется Советом рынка в Федеральную службу по тарифам не позднее 1 октября.

Таким образом, ООО «РЭК» получило статус субъекта оптового рынка, а значит, выполнило все необходимые требования, указанные в статье 35 Федерального закона № 35 - ФЗ, до внесения изменений о необходимости вступления в совет рынка.

Следовательно, оплата вступительного взноса в НП «Совет рынка» в размере 5000 тыс. руб. производилась ООО «РЭК» добровольно.

В соответствии с Федеральным законом № 35-ФЗ Комитет устанавливает тарифы на электрическую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению, на очередной финансовый год в рамках предельных уровней, устанавливаемых Правительством Российской Федерации на очередной финансовый год.

При расчете предельных уровней тарифов на электрическую энергию на 2009-2010 годы ФСТ России в составе затрат гарантирующих поставщиков не предусматривались расходы на оплату вступительных взносов в НП «Совет рынка».

В тоже время, ООО «РЭК» не были оспорены в установленном порядке действия НП «Совет рынка» по истребованию вступительных взносов в размере 5000000  руб.

ООО «РЭК» добровольно приняло решение уплатить  взнос, при этом последним не предоставлено никаких доказательств: - по выставлению требований от НП «Совет рынка» к ООО «РЭК» по уплате вступительного взноса в размере 5 000 000 руб.; - подтверждения действий ООО «РЭК» по обжалованию требований НП «Совет рынка», нарушающих пункт 3 Предписания ФАС России от 25.03.2009 г. по делу № 1 10/108-08;  - документального подтверждения действий ООО «РЭК» по оплате  вступительного взноса в размере 5 000 000 руб. в НП «Совет рынка».

Таким образом, требования ООО «РЭК» о включении в состав НВВ на 2011 год расходов по вступлению в НП «Совет рынка», возникших в 2009 году, являются необоснованными, нарушающими законодательство Российской Федерации о недопустимости превышения предельных индексов (параметров), утверждаемых ФСТ России (Правительством Российской Федерации) в электроэнергетике.

Кроме того, данному обстоятельству дана надлежащая оценка в решении Арбитражного суда Курской области по делу № 35-955/2011 от 20.05.2011, вступившем в законную силу.

Также, в качестве одного из требований заявитель просит обязать комитет включить в ННВ гарантирующего поставщика ООО «РЭК» исключенные экономически обоснованные затраты в сумме 5934,0 тыс. руб. в связи с применением необоснованного понижающего коэффициента.

         Как усматривается из материалов дела, заявителем представлен расчет недополученного ННВ ГП ООО «РЭК» за 2011-2012 гг. в связи с применением понижающего коэффициента.

Общество считает своими убытками величину 5934 тыс. руб., которую просит обязать комитет включить в ННВ в следующие расчетные периоды регулирования.

Величина 5934 тыс. руб. сложилась как сумма 5174,4 тыс. руб.  – убыток, понесенный гарантирующим поставщиком в 2011 году из-за снижения НВВ и 759,7 тыс. руб. в 2012 г. (разница между общими затратами 000 «РЭК» на 2012 год и затратами отнесенными на регулируемый вид деятельности при применении коэффициента 0,955).

В соответствии с пунктом 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации», организации, осуществляющие регулируемую деятельность, обязаны вести раздельный учет по видам деятельности.

В соответствии с пунктом 11 и 12 Методических указаний по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков электрической энергии, утвержденных Приказом ФСТ России от 24 ноября 2006 года № 302-э/5, расчет расходов, связанных с осуществлением регулируемой деятельности производится по следующим составляющим: материалы, используемые для хозяйственных нужд, покупная энергия всех видов, топливо и горюче­смазочные      материалы      для      обеспечения      работы      транспорта, амортизационные   отчисления,   расходы   на   оплату   труда   персонала, отчисления на соц. нужды и т.д.

Внереализационные расходы рассчитываются в соответствии с законодательством Российской Федерации и включают в себя: расходы по обслуживанию кредитов, выплату процентов по кредитам, резерв по сомнительным долгам и т.д.

Распределение указанных в пунктах 11 и 12 Методических указаний расходов между видами деятельности, осуществляемыми гарантирующим поставщиком, осуществляются в соответствии с учетной политикой, принятой в организации (п. 12 Методических указаний).

ООО «Региональная энергосбытовая компания» в настоящее время наряду с регулируемым видом деятельности осуществляет и нерегулируемый вид деятельности, то есть, осуществляет куплю - продажу электрической энергии вне зоны своей деятельности и выступает для данных потребителей независимой энергосбытовой компанией.

В соответствии с Учетной политикой, утвержденной Приказом ООО «РЭК» от 31.12.2010 года № 176 «Об утверждении «Положения об учетной политике ООО «РЭК» для целей бухгалтерского учета на 2011 год», затраты по видам деятельности распределяются пропорционально доле заключенных договоров, для реализации электроэнергии в зоне деятельности гарантирующего поставщика и вне зоны деятельности гарантирующего поставщика.

Таким образом, в соответствии с количеством договоров, заключенных по регулируемому виду деятельности - 1001 шт., и количеством договоров, планируемых к заключению в 2012 году по нерегулируемому виду деятельности - 47 шт., плановый коэффициент отнесения затрат на регулируемый вид деятельности составит - 0,955 (т.е. в общей совокупной деятельности количество заключенных договоров по регулируемой деятельности составляет 95,5 %, а по нерегулируемой деятельности - 4,5%).

Затраты и прибыль в целом по предприятию на 2012 год без разделения по видам деятельности составили 16882,05 тыс. руб.

Затраты и прибыль, относимые на регулируемый вид деятельности на 2012 год (п. 10 протокола заседания Правления комитета от 26.12.2011 № 167) составили 16122,4 тыс. руб. (16882,05 тыс. руб. х 0.955).

16882,05 тыс. руб.- 16122,4 тыс. руб. = 759,7 тыс. руб.

Таким образом, убытками по итогам 2012 года величина 759,7 тыс. руб. не является - это расходы, относимые согласно законодательству на нерегулируемый вид деятельности, обоснованно исключенные из состава затрат, относимых к возмещению за счет сбытовой надбавки, устанавливаемой исходя из затрат по регулируемому виду деятельности (п. 5 Методических указаний по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков электрической энергии, утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам от 24 ноября 2006 г. № 302-э/5).

При установлении сбытовой надбавки на 2012 год комитет применил аналогичный подход при разделении затрат ООО «РЭК» на регулируемый и нерегулируемый вид деятельности: согласно пунктам 5, 11 и 12 Методических указаний по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков электрической энергии, утвержденных Приказом ФСТ России от 24.11.2006 № 302-э/5, в соответствии с учетной политикой, принятой в организации, различия коэффициентов распределения затрат связаны с различием положений Учетной политики ООО «РЭК» в 2011 и 2012 годах.

Согласно пункту 6 Методических указаний по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков электрической энергии, утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам от 24 ноября 2006 г. № 302-э/5, определено, что в случае, если гарантирующий поставщик (далее – ГП) в течение расчетного периода регулирования понес экономически обоснованные расходы, не учтенные при установлении размера сбытовой надбавки на расчетный период регулирования, в том числе расходы, связанные с объективным и незапланированным принятием на обслуживание новых потребителей в силу публичности договорных отношений с ними и (или) с ростом цен на продукцию, потребляемую в течение расчетного периода регулирования, эти расходы учитываются регулирующим органом при установлении размера сбытовой надбавки на последующий расчетный период регулирования (включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств).

Таким образом, при установлении размера сбытовой надбавки на последующий расчетный период регулирования могут включаться только экономически обоснованные расходы, понесенные ГП, не учтенные при установлении размера сбытовой надбавки на расчетный период регулирования.

Сумма 759,7 тыс. руб. в 2012 году под действие нормы пункта 6 Методических указаний по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков электрической энергии, утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам от 24 ноября 2006 г. № 302-э/5, не подпадает, поскольку это величина, обоснованно исключенная из состава сбытовой надбавки в соответствующем году, согласно пункту 5 Методических указаний по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков электрической энергии, утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам от 24.11.2006 № 302-э/5, который гласит, что в случае, если ГП, кроме регулируемой деятельности, осуществляет иные виды деятельности, расходы на их осуществление и полученные доходы от этой деятельности не учитываются при расчете размера сбытовой надбавки, с учетом пунктов 11 и 12 указанного акта.

Убыток (по мнению заявителя), понесенный гарантирующим поставщиком в 2011 из-за снижения НВВ, явился предметом рассмотрения дела № А35-955/2011, в рамках рассмотрения которого, была дана правовая оценка постановлению Комитета по тарифам и ценам Курской области от 21.12.2010 № 170 «О сбытовой надбавке гарантирующего поставщика ООО «Региональная энергосбытовая компания» на 2011 год».

Законность и обоснованность постановления Комитета по тарифам и ценам Курской области от 21.12.2010 № 170 «О сбытовой надбавке гарантирующего поставщика ООО «Региональная энергосбытовая компания» на 2011 год», а также правильность расчета сбытовой надбавки ООО «РЭК» на 2011 год, в том числе законность и обоснованность применения коэффициента 0,705 при утверждении комитетом сбытовой надбавки для ООО «РЭК» на 2011 год, подтверждается решением Арбитражного суда Курской области по делу № А35-955/2011 от 20.05.2011, постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2011, постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 21.12.2011, в связи с чем, данное обстоятельство не является предметом рассмотрения в настоящем деле, оно уже установлено.

При таких обстоятельствах суд считает, что вынесенное заинтересованным лицом постановление является законным и обоснованным. Доказательств обратного заявителем в материалы дела не представлено.

Оценив, представленные сторонами доказательства суд считает, что вопреки требованиям части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ заявителем в материалы дела не представлено убедительных доводов, основанных на доказательной базе, о нарушении оспариваемым постановлением прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Иные доводы судом не принимаются в силу выше изложенного.

При указанных заявителем правовых основаниях, суд считает, что в данном случае отсутствуют основания для удовлетворения заявленных ООО «РЭК» требований.

Расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя. 

Руководствуясь ст. ст. 17, 29, 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований Общества с ограниченной ответственностью «Региональная энергосбытовая компания» к Комитету по тарифам и ценам Курской области о признании недействительным и отмене постановления Комитета по тарифам и ценам Курской области от 26.12.2011 № 167 «О сбытовой надбавке гарантирующего поставщика ООО «Региональная энергосбытовая компания» на территории Курской области на 2012 год», обязании Комитета по тарифам и ценам Курской области: произвести расчет плановых экономически обоснованных затрат, включаемых в сбытовую надбавку гарантирующего поставщика - ООО «Региональная энергосбытовая компания» на 2012 год, без применения коэффициента 0,955; включить в НВВ гарантирующего поставщика ООО «Региональная энергосбытовая компания» исключенные экономически обоснованные затраты в сумме 5934, 0 тыс. руб. в связи с применение необоснованного понижающего коэффициента; включить в НВВ гарантирующего поставщика - ООО ««Региональная энергосбытовая компания» понесенные экономически обоснованные затраты в сумме 5000000 рублей на оплату единовременного вступительного членского взноса в НП «Совет рынка»,  отказать полностью.

Оспариваемое решение  проверено на соответствие Федеральному закону  от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике».

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Курской области в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья                                                                                  Т.Ю. Арцыбашева