ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А35-4507/16 от 26.08.2016 АС Курской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

.

г. Курск, ул. К. Маркса, д. 25

http://www.kursk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Решение

г. Курск

26 августа 2016 года

Дело№ А35-4507/2016

Резолютивная часть решения объявлена 24.08.2016.

Полный текст решения изготовлен 26.08.2016.

Арбитражный суд Курской области в составе судьи Курятиной А.А. при ведении протокола судебного заседания  секретарем судебного заседания Барышевой Е.А. рассмотрел в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению

администрации Прилепского сельсовета Конышевского района Курской области

к федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Курской области,

третье лицо - Управление Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Курской области,

о снятии с кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами 46:09:120013:1, 46:09:120301:291, 46:09:170001:8, 46:09:170002:1, 46:09:170003:1, 46:09:170003:3.

В судебном заседании приняли участие представители:

от истца - ФИО1 по доверенности от 20.06.2016,

от ответчика –ФИО2 по доверенности от 24.02.2016 № 04-17/18-2016,

от третьего лица - не явился, извещен надлежащим образом.

Администрация Прилепского сельсовета Конышевского района Курской области обратилась в Арбитражный суд Курской области с исковыми требованиями к федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Курской области об обязании произвести снятие с кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами 46:09:120013:1, 46:09:120301:291, 46:09:170001:8, 46:09:170002:1, 46:09:170003:1, 46:09:170003:3.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Курской области.

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Курской области (далее – ответчик) не возражало относительно заявленных требований, представило сведения о  спорных земельных участках, содержащихся в государственном кадастре недвижимости.

В отзыве ответчик пояснил, что в соответствии со статьей 25 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 настоящего Закона  особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объекта недвижимости, или по истечении 5-ти лет с даты государственного кадастрового учета, если на земельные участки со временным статусом не осуществлена регистрация права. Иные основания для снятия земельного участка с кадастрового учета во внесудебном порядке в Законе отсутствуют.

Управление Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Курской области (далее – Управление Росреестра по Курской области) письменного мнения не представило.

Изучив материалы дела и выслушав мнение представителей сторон, суд установил следующее.

 В  соответствии с Федеральным законом Российской Федерации №171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23.06.2014, с 01.03.2015  разграничены полномочия в области распоряжения земельными участками, в связи с чем администрация Прилепского сельсовета Конышевского района управляет и распоряжается муниципальными землями в пределах муниципального образования «Прилепский сельсовет» Конышевского района Курской области.

Земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог,  признаются объектом налогообложения (часть 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ)).

В целях межведомственного взаимодействия по созданию информационной базы для исчисления имущественных налогов на территории Курской области создана рабочая группа на основании Постановления Администрации Курской области №42-па от 05.02.2013 «О создании межведомственной рабочей группы по повышению роли имущественных налогов в формировании областного и местных налогов»; утвержден план мероприятий по повышению роли имущественных налогов на 2015-1016 годы.

В рамках выполнения вышеуказанного плана мероприятий истцом проведена работа по выявлению земельных участков правообладателей.

Так, в ходе проверки истцом выявлено 16 земельных участков фонда перераспределения, для сельскохозяйственного производства, осуществления крестьянскими (фермерскими) хозяйствами их деятельности, расширения такой деятельности, создания и расширения личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения;  земельные участки с кадастровыми номерами 46:09:120013:1, 46:09:120301:291, 46:09:170001:8, 46:09:170002:1, 46:09:170003:1, 46:09:170003:3 являются дублирующими.

Соответствующая информация направлена в адрес ответчика (исх. № 29 от 28.01.2016).

В связи с тем, что вышеуказанные земельные участки числятся в ГКН со статусом «ранее учтенные», ответчик сообщил истцу о возможности исключения сведений о них только на основании вступившего в законную силу судебного акта.

Данные обстоятельств послужили поводом для обращения в суд с настоящим иском.

Требования истца обоснованы и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

  В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

            На основании статьи 70 Земельного кодекса Российской Федерации  ( далее – ЗК РФ) государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Законом о кадастре).

            В соответствии с частью 1 статьи 25 Закона о кадастре  внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет земельного участка носят временный характер. К таким сведениям применяются правила, установленные части 4 статьи 24 названного Закона.

             Частью 4 статьи 24 Закона о кадастре  предусмотрено, что внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Если по истечении одного года со дня постановки на учет этого объекта недвижимости или, если этим объектом недвижимости является земельный участок, двух лет со дня постановки его на учет, не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3 названной статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.

  Для сведений, не имеющих временного характера, частью 2 статьи 25 Закона о кадастре  предусмотрено, что орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 названного Закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.

  Из имеющихся в материалах дела кадастровых выписок  и пояснений ответчика  следует, что спорные земельные участки имеет статус «ранее учтенный», границы земельных участков  не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства и являются декларируемыми, сведения о правообладателях отсутствуют.

 В ЕГРП также отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на вышеуказанные земельные участки (соответствующие уведомления представлены в материалы дела) .       

 Системный анализ положений статей 24, 25 Закона о  кадастре  позволяет сделать вывод о том, что законом предусмотрены особенности по снятию с кадастрового учета ранее учтенных земельных участков, однако отсутствует правовое регулирование допустимости снятия с кадастрового учета земельных участков по обстоятельствам, установленным в рамках рассматриваемого спора.

Согласно части 6 статьи АПК РФ, в случаях, если спорные отношения прямо не урегулированы федеральным законом и другими нормативными правовыми актами или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, арбитражные суды применяют нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм рассматривают дела исходя из общих начал и смысла федеральных законов и иных нормативных правовых актов (аналогия права).

В целях обеспечения гарантии на судебную защиту отсутствие соответствующих норм, определяющих порядок и основания снятия с кадастрового учета земельных участков, имеющих статус «ранее учтенный», не может лишать права обращения в суд заинтересованного лица в случае, если защита его прав не может быть осуществлена специальными исками, в том числе о правах на недвижимость либо при оспаривании действий (бездействий) органов кадастрового учета.

 В письме Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.04.2010 № Д23-1342 разъяснено, что ранее учтенные земельные участки могут быть сняты с кадастрового учета по основаниям, предусмотренным частями 3, 3.1 статьи 24 Закона о кадастре, а также на основании вступившего в законную силу судебного акта о снятии земельного участка с государственного кадастрового учета.

  В случае отсутствия спора относительно принадлежности земельных участков, не исключается возможность разрешения данного спора в сфере земельных правоотношений в соответствии со статьей 64 ЗК РФ.

  Отсутствие установленного законом порядка снятия с кадастрового учета ранее учтенных земельных участков при отсутствии спора о правах на недвижимость не должно служить препятствием участникам гражданского оборота права на судебную защиту, гарантированного статьей 46 Конституции Российской Федерации.

Данная позиция изложена в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 02.10.2015 № 306-КГ15-11928, от 08.02.2016 № 310-ЭС15-19011.

Поскольку земельный налог в силу статьи 15 НК РФ относится к местным налогам, администрация Прилепского сельсовета Конышевского района Курской области, как орган  местного самоуправления, в силу  пункта 2 статьи 11 ЗК РФ осуществляющая  управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, является заинтересованным лицом по настоящему делу.

Избранный истцом  способ защиты нарушенного права  не противоречит положениям АПК РФ и согласуется со статей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.

При указанных обстоятельствах, оценив в совокупности все представленные в дело доказательства и пояснения сторон, суд приходит к выводу об обоснованности требований истца.

Государственная пошлина относится ни истца, который  в силу п.п. 1 п.1 статьи 333.37 НК РФ освобожден от ее уплаты.

Руководствуясь статьями 17, 27, 28, 102, 110, 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

                                            Р Е Ш И Л :

Исковые требования администрации Прилепского сельсовета Конышевского района Курской области удовлетворить.

Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Курской области  произвести снятие  с кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами 46:09:120013:1, 46:09:120301:291, 46:09:170001:8, 46:09:170002:1, 46:09:170003:1, 46:09:170003:3 в течение десяти дней со дня вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Курской области в течение месяца после его принятия в апелляционную инстанцию в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу – в кассационную инстанцию в Арбитражный суд Центрального округа при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья                                                                                                                 А.А.   Курятина