АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
г. Курск, ул. К. Маркса, д. 25
http://www.kursk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Курск
31 октября 2018 года | Дело№ А35-4710/2018 |
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 29.10.2018.
Полный текст решения изготовлен 31.10.2018.
Арбитражный суд Курской области в составе судьи Д.В. Лымаря, при ведении протокола секретарем судебного заседания Разуваевой А.И. рассмотрев в открытом судебном заседании 29.10.2018 по заявлению
Общества с ограниченной ответственностью «ЗЕРНО-ПРОДУКТ»
к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Управление ФНС России по Курской области
о признании незаконными действий Инспекции,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1 – по пост. доверенности от 23.04.2018;
от ответчика: ФИО2 – по пост. доверенности от 17.07.2018;
от третьего лица: ФИО3 – по пост. доверенности от 15.01.2018.
Общество с ограниченной ответственностью «ЗЕРНО-ПРОДУКТ» (далее – ООО «ЗЕРНО-ПРОДУКТ», Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением, с учетом уточнения, к Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Курску (далее – ИФНС России по г. Курску, Инспекция) о признании незаконными действий Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску, выразившихся:
в отказе в принятии 20.02.2018 налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2017 года, направленной ООО «ЗЕРНО-ПРОДУКТ» по телекоммуникационным каналам связи 20.02.2018;
в отказе в принятии 22.02.2018 налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2017 года (коррекция 5), направленной ООО «ЗЕРНО-ПРОДУКТ» по телекоммуникационным каналам связи 22.02.2018;
об обязании Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску совершить действия по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов ООО «ЗЕРНО-ПРОДУКТ», как налогоплательщика, путем принятия:
налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2017 года, направленной ООО «ЗЕРНО-ПРОДУКТ» по телекоммуникационным каналам связи 20.02.2018;
налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2017 года (коррекция 5), направленной ООО «ЗЕРНО-ПРОДУКТ» по телекоммуникационным каналам связи 22.02.2018.
Одновременно заявитель ходатайствовал о восстановлении процессуального срока на обращение в суд с настоящим заявлением.
В обоснование заявленных требований заявитель ссылался на неправомерные, по его мнению, действия налогового органа по отказу в принятии налоговых деклараций (с учетом корректировки 5), поскольку указанная налоговым органом причина непринятия декларации не включена в исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме налоговой декларации, предусмотренный Административным регламентом. Помимо указанного, заявитель полагал несостоятельными доводы налогового органа об отсутствии на дату проведения осмотра работников или представителей Общества по адресу регистрации юридического лица, поскольку указанные мероприятия могут быть проведены Инспекцией только в ходе проведения камеральной налоговой проверки; указанные действия налогового органа не имеют правового значения на стадии представления налоговой декларации и не могут служить основанием для отказа в ее принятии.
Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Курску в письменном отзыве заявленные требования отклонила, ссылаясь на то, что действия по отказу в приеме деклараций являются законными и обоснованными, поскольку указанные декларации не прошли форматно-логический контроль. По мнению Инспекции, указанные декларации также содержали ошибки в части достоверности адреса государственной регистрации Общества, поскольку проведенный налоговым органом осмотр адреса места регистрации ООО «ЗЕРНО-ПРОДУКТ» свидетельствует, по мнению Инспекции, об отсутствии связи с Обществом по указанному адресу. В отношении доводов заявителя в части требований об обязании Инспекции принять налоговые декларации с датой их первоначального направления, налоговый орган пояснил, что совершение указанных действий не представляется возможным в силу технических особенностей работы программного обеспечения.
Управление ФНС России по Курской области, привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в письменном мнении поддержало позицию заинтересованного лица, указав, что действия налогового органа были совершены в соответствии с требованиями налогового законодательства и Административного регламента.
Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью «ЗЕРНО-ПРОДУКТ», юридический адрес – 305001, <...>, зарегистрировано в качестве юридического лица 13.10.2016 за ОГРН <***>, ИНН <***>.
Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Курску, юридический адрес - 305007, <...>, зарегистрировано в качестве юридического лица 27.12.2004 за ОГРН <***>, ИНН <***>.
ООО «ЗЕРНО-ПРОДУКТ» по телекоммуникационным каналам связи направило в Инспекцию налоговую декларацию по НДС за 4 квартал 2017 года (первоначальная) и налоговую декларацию по НДС за 4 квартал 2017 года (корректировка 5) – 20.02.2018 и 22.02.2018 соответственно.
Указанные декларации не были приняты Инспекцией к обработке в связи с чем 21.02.2018, 26.02.2018 налогоплательщику были направлены уведомления об отказе в приеме налоговой декларации (т.1, л.д.81, 101).
В качестве оснований для отказа в принятии налоговых деклараций было указано: «по основаниям, предусмотренным пунктом 28 Административного регламента ФНС России, утвержденного Приказом Минфина России от 02.07.2012 №99н: - Декларация (расчет) содержит ошибки и не принята к обработке».
Не согласившись с указанными действиями ИФНС России по г. Курску, Общество обжаловало их в УФНС по Курской области путем подачи 23.04.2018 жалобы на действия должностных лиц налогового органа.
Однако по истечении законодательно установленного срока на рассмотрение жалобы (в течение месяца), решение по результатам рассмотрения жалобы ООО «ЗЕРНО-ПРОДУКТ» от 23.04.2018, в адрес Общества не поступило.
Реализуя свое право на судебную защиту и полагая действия ИФНС России по г. Курску по отказу в приеме деклараций от 20.02.2018 (первоначальной) и от 22.02.2018 (корректировка 5) незаконными и нарушающими права и законные интересы Общества, ООО «ЗЕРНО-ПРОДУКТ» обратилось в Арбитражный суд Курской области с настоящим заявлением, с учетом его уточнения.
Рассмотрев ходатайство налогоплательщика о восстановлении процессуального срока на обращение в суд, арбитражный суд полагает его подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч.4 ст.198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Как следует из материалов дела, 23.04.2018 ООО «ЗЕРНО-ПРОДУКТ» обратилось в УФНС по Курской области с жалобой на действия должностных лиц ИФНС России по г. Курску по отказу в приеме деклараций.
В соответствии с п.6 ст.140 НК РФ решение по жалобе (апелляционной жалобе) на решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенное в порядке, предусмотренном статьей 101 настоящего Кодекса, принимается вышестоящим налоговым органом в течение одного месяца со дня получения жалобы (апелляционной жалобы). Указанный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа для получения от нижестоящих налоговых органов документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы), или при представлении лицом, подавшим жалобу (апелляционную жалобу), дополнительных документов, но не более чем на один месяц.
Решение по жалобе, не указанной в абзаце первом настоящего пункта, принимается налоговым органом в течение 15 дней со дня ее получения. Указанный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа для получения от нижестоящих налоговых органов документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы, или при представлении лицом, подавшим жалобу, дополнительных документов, но не более чем на 15 дней.
Решение руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о продлении срока рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) вручается или направляется лицу, подавшему жалобу (апелляционную жалобу), в течение трех дней со дня его принятия.
Решение налогового органа по результатам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) вручается или направляется лицу, подавшему жалобу (апелляционную жалобу), в течение трех дней со дня его принятия.
Таким образом, решение по жалобе ООО «ЗЕРНО-ПРОДУКТ», поданной в вышестоящий налоговый орган 23.04.2018, должно было быть принято не позднее 23.05.2018.
Вместе с тем, на указанную дату решение по результатам рассмотрения жалобы ООО «ЗЕРНО-ПРОДУКТ» от 23.04.2018 в адрес заявителя не поступило.
Согласно разъяснениям, изложенным в п.71 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» в соответствии с пунктом 9 статьи 101 и пунктом 2 статьи 101.2 НК РФ в случае подачи апелляционной жалобы на решение налогового органа названное решение вступает в силу со дня его утверждения вышестоящим налоговым органом полностью или в части.
Согласно пункту 3 статьи 140 Кодекса решение по жалобе должно быть принято в течение одного месяца со дня ее получения (указанный срок может быть продлен в установленном порядке, но не более чем на 15 дней).
При применении этих норм судам необходимо учитывать, что в случае, если вышестоящим налоговым органом в упомянутый срок решение по апелляционной жалобе не принято, лицо, подавшее такую жалобу, вправе оспорить в суде не только соответствующее бездействие данного органа, но и в целях защиты своего права на определенность в вопросе об объеме налоговых обязанностей и (или) ответственности также и не вступившее в силу решение нижестоящего налогового органа.
В последнем случае при удовлетворении требования применительно к части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части судебного акта указывается на несоответствие оспоренного решения налогового органа закону или иному нормативному правовому акту.
Аналогичным подходом судам необходимо руководствоваться при рассмотрении заявления налогоплательщика о признании недействительным решения или незаконными действий (бездействия) налогового органа.
Принимая во внимание указанные разъяснения, а также дату обращения заявителя в суд (05.06.2018), арбитражный суд полагает срок, установленный ч.4 ст. 198 АПК РФ соблюденным, а заявленные уточненные требования – подлежащими рассмотрению по существу.
Арбитражный суд полагает уточненные требования заявителя подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 143 Налогового кодекса Российской Федерации в проверяемый период общество являлось плательщиком налога на добавленную стоимость.
Согласно пункту 1 статьи 80 НК РФ налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В силу пункта 3 статьи 80 НК РФ налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронной форме вместе с документами, которые в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации должны прилагаться к налоговой декларации (расчету). Налогоплательщики, плательщики страховых взносов вправе представить документы, которые в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), в электронной форме.
Пунктом 4 статьи 80 НК РФ установлено, что налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком (плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) по установленной форме (установленному формату), если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации, и обязан проставить по просьбе налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) на копии налоговой декларации (копии расчета) отметку о принятии и дату ее получения при получении налоговой декларации (расчета) на бумажном носителе либо передать налогоплательщику (плательщику сбора, плательщику страховых взносов, налоговому агенту) квитанцию о приеме в электронной форме - при получении налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
Пунктом 7 статьи 80 НК РФ установлено, что формы и порядок заполнения форм налоговых деклараций (расчетов), а также форматы и порядок представления налоговых деклараций (расчетов) и прилагаемых к ним документов в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
Приказом Министерства по налогам и сборам России от 02.04.2002 № БГ-3-32/169 «Об утверждении порядка представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи» установлено, что представление налоговой декларации в электронном виде осуществляется по инициативе налогоплательщика и при наличии у него и налогового органа совместимых технических средств и возможностей для ее приема и обработки в соответствии со стандартами, форматами и процедурами, утвержденными Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.
Форма налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, а также формат представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость в электронной форме утверждены приказом Министерства по налогам и сборам России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@ «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость в электронной форме» (зарегистрировано в Минюсте России 15.12.2014 № 35171).
В силу статьи 163 НК РФ налоговый период (в том числе для налогоплательщиков, исполняющих обязанности налоговых агентов) устанавливается как квартал.
Пунктом 5 статьи 174 НК РФ налогоплательщики (в том числе являющиеся налоговыми агентами), а также лица, указанные в пункте 5 статьи 173 настоящего Кодекса, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено настоящей главой.
Последовательность административных процедур (действий), осуществляемых Федеральной налоговой службой, территориальными налоговыми органами и их должностными лицами, а также порядок взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками при предоставлении государственной услуги по приему налоговых деклараций (расчетов) установлены Административным регламентом Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов), утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 02.07.2012 № 99н (далее - Административный регламент).
Пунктом 213 Административного регламента установлено, что при получении налоговой декларации (расчета) в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи не позднее четырех часов с момента ее получения должностное лицо, ответственное за прием налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, выполняет с использованием программного обеспечения налоговых органов следующие действия:
1) проверяет в налоговой декларации (расчете) подлинность усиленной квалифицированной электронной подписи заявителя;
2) формирует извещение о получении налоговой декларации (расчета) с усиленной квалифицированной электронной подписью, позволяющей идентифицировать соответствующий налоговый орган (владельца квалифицированного сертификата), и отправляет его заявителю;
3) проверяет наличие оснований, указанных в пунктах 28 и 194 Административного регламента.
В соответствии с пунктом 214 Административного регламента при наличии хотя бы одного из оснований, указанных в пунктах 28 и 194 Административного регламента, должностное лицо, ответственное за прием налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, в течение одного рабочего дня с момента получения налоговой декларации (расчета) выполняет с использованием программного обеспечения налоговых органов следующие действия:
1) формирует уведомление об отказе в приеме с усиленной квалифицированной электронной подписью, позволяющей идентифицировать соответствующий налоговый орган (владельца квалифицированного сертификата), и указанием причин отказа или сообщение об ошибке (в случае невозможности расшифровать налоговую декларацию, расчет);
2) отправляет уведомление об отказе в приеме (сообщение об ошибке) заявителю.
При отсутствии оснований, указанных в пунктах 28 и 194 Административного регламента, должностное лицо, ответственное за прием налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, в течение одного рабочего дня с момента получения налоговой декларации (расчета) выполняет с использованием программного обеспечения налоговых органов следующие действия:
1) регистрирует налоговую декларацию (расчет), формирует квитанцию о приеме с усиленной квалифицированной электронной подписью, позволяющей идентифицировать соответствующий налоговый орган (владельца квалифицированного сертификата);
2) отправляет квитанцию о приеме заявителю (пункт 215 Административного регламента).
Согласно пункту 28 Административного регламента основаниями для отказа в приеме налоговой декларации (расчета) являются:
1) отсутствие документов, удостоверяющих личность физического лица, или отказ физического лица предъявить должностному лицу, предоставляющему государственную услугу, такие документы в случае представления налоговой декларации (расчета) непосредственно этим лицом;
2) отсутствие документов, подтверждающих в установленном порядке полномочия физического лица - уполномоченного представителя заявителя на представление налоговой декларации (расчета) или подтверждение достоверности и полноты сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), либо отказ указанного лица предъявить должностному лицу, предоставляющему государственную услугу, такие документы;
3) представление налоговой декларации (расчета) не по установленной форме (установленному формату);
4) отсутствие в налоговой декларации (расчете), представленной на бумажном носителе, подписи руководителя (иного представителя -физического лица) организации - заявителя (физического лица - заявителя или его представителя), уполномоченного подтверждать достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), печати организации;
5) отсутствие усиленной квалифицированной электронной подписи руководителя (иного представителя - физического лица) организации-заявителя (физического лица - заявителя или его представителя) или несоответствие данных владельца квалифицированного сертификата данным руководителя (иного представителя - физического лица) организации-заявителя (физического лица - заявителя или его представителя) в налоговой декларации (расчете) в случае ее представления в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи;
6) представление налоговой декларации (расчета) в налоговый орган, в компетенцию которого не входит прием этой налоговой декларации (расчета).
Согласно пункту 194 Административного регламента должностное лицо, ответственное за предоставление государственной, услуги, при приеме налоговой декларации (расчета) проверяет наличие оснований, указанных в пункте 28 Административного регламента, и правильность заполнения налоговой декларации (расчета) в соответствии с установленным порядком. В частности, проверяется наличие в налоговой декларации (расчете) следующих реквизитов для организаций:
а) полного наименования организации (ее обособленного подразделения, при наличии его наименования);
б) ИНН, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации;
в) вида документа: первичный (корректирующий);
г) наименования налогового органа;
д) подписей лиц, уполномоченных подтверждать достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете).
При наличии хотя бы одного из оснований, указанных в пункте 28 Административного регламента, и в отсутствие в налоговой декларации (расчете) реквизитов, указанных в настоящем пункте, должностное лицо, ответственное за предоставление государственной услуги, информирует заявителя, что налоговая декларация (расчет) не принята, с указанием причины.
Таким образом, перечень оснований для отказа в приеме налоговых деклараций, исходя из положений Административного регламента, является закрытым и не подлежит расширительному толкованию.
Из материалов дела следует, что Обществом по телекоммуникационным каналам связи в Инспекцию 20.02.2018 была подана налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2017 года, 22.02.2018 была подана налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2017 года (корректировка 5).
Согласно уведомлениям налогового органа от 21.02.2018 и от 26.02.2018 декларации Общества не были приняты со ссылкой на п.28 Административного регламента по следующим причинам: «декларация (расчет) содержит ошибки и не принята к обработке».
Между тем, наличие ошибок в декларации, не поименованных в пп. «а»-«д» п.28 Административного регламента, с учетом закрытого перечня в п.28 Регламента, не может являться основанием для отказа в принятии декларации. Помимо этого, налоговый орган, направляя уведомления об отказе в приеме деклараций, не указал, какие именно ошибки содержат указанные декларации.
Содержащиеся в Административном регламенте требования об указании причины отказа в принятии декларации являются обязательными и направлены на исключение неправомерного, необоснованного отказа налоговым органом в принятии деклараций. Отсутствие указания на соответствующую причину отказа затрудняет налогоплательщику возможность исправить допущенное нарушение, а также затрудняет оценку законности действий налогового органа.
Доказательств несоответствия представленных деклараций установленной форме (установленному формату), либо отсутствие усиленной квалифицированной электронной подписи руководителя организации-заявителя или несоответствие данных владельца квалифицированного сертификата данным руководителя организации-заявителя в налоговой декларации, Инспекцией не представлено.
Налоговым органом также не подтверждено, что в представленных декларациях отсутствовали соответствующие реквизиты, указанные в пункте 194 Административного регламента.
Указанные налоговым органом в ходе судебного заседания причины (имеющаяся, по мнению налогового органа, недостоверность сведений об адресе Общества по результатам проведенных Инспекцией контрольных мероприятий по проверке адреса) не могут быть признаны отвечающими требованиям пунктов 28, 194 Административного регламента.
Оценивая доводы Инспекции о недостоверности указанных в декларации сведений об адресе Общества, суд принимает во внимание следующее.
В обоснование доводао недостоверности сведений об адресе места нахождения ООО «ЗЕРНО-ПРОДУКТ» ИФНС России по г. Курску ссылалось на протокол осмотра объекта недвижимости №4211 от 21.11.2017, составленный сотрудниками ИФНС России по г. Курску (т.1, л.д.140-142).
По результатам осмотра должностные лица Инспекции пришли к выводу об отсутствии связи с ООО «ЗЕРНО-ПРОДУКТ» по адресу, указанному в ЕГРЮЛ.
Согласно сведениям ЕГРЮЛ ООО «ЗЕРНО-ПРОДУКТ» зарегистрировано по адресу: 305001, <...>; в соответствии с гарантийным письмом от 05.10.2016 собственник квартиры 23 по указанному адресу – ФИО4 предоставил учредителю Общества ФИО5 комнату в квартире, принадлежащей ФИО4 на праве собственности в соответствии со Свидетельством о государственной регистрации права 46 АТ 012544.
В ходе проведения осмотра налоговый орган установил, что по адресу: 305001, <...>, располагается двухэтажный жилой многоквартирный дом. Информация, позволяющая установить признаки осуществления деятельности ООО «ЗЕРНО-ПРОДУКТ» по данному адресу, Инспекцией не установлена. Из пояснений налогового органа следует, что при проведении осмотра сотрудникам Инспекции не представилось возможным связаться с руководителем и единственным учредителем (участником) Общества – ФИО6 либо с иными лицами, поскольку, после неоднократных звонков, дверь квартиры № 23 никто не открыл.
В связи с указанными обстоятельствами, Инспекцией были направлены информационные письма (уведомления) в адрес ООО «ЗЕРНО-ПРОДУКТ», руководителя и учредителя Общества (письма от 27.11.2017 № 08-10/060236 и от 27.11.2017 №08-10/060237), об устранении в срок не позднее 28.12.2017 несоответствия сведений об адресе Общества, либо подтверждения соответствующих сведений.
Поскольку информация о подтверждении адреса (места нахождения) Общества не была представлена в Инспекцию в установленный срок, налоговый орган пришел к выводу, что заявителем при государственной регистрации юридического лица был указан адрес без намерения использовать его для осуществления связи с ООО «ЗЕРНО-ПРОДУКТ».
Как следует из материалов дела, данный осмотр проводился должностными лицами ИФНС России по г. Курску на основании п.4.2 ст.9 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», конкретные основания, условия и способы проведения проверочных мероприятий установлены приказом ФНС России № ММВ-7-14/72@ от 11.02.2016 (далее – «Основания…» от 11.02.2016).
Суд принимает во внимание, что, в соответствии с п.1, пп.4 п.2 Оснований от 11.02.2016, основанием для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, является получение регистрирующим органом заявления заинтересованного лица о недостоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ (далее - заявление о недостоверности сведений ЕГРЮЛ), а также иной информации о несоответствии сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, сведениям, полученным территориальными органами ФНС России после включения в ЕГРЮЛ таких сведений. Вместе с тем, налоговый орган не представил суду доказательств наличия указанных в пп.4 п.2 оснований – ни обращения заинтересованного лица (собственника помещения) с заявлением о недостоверности сведений, ни наличия документированной информации о несоответствии сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, сведениям, полученным территориальными органами ФНС России после включения в ЕГРЮЛ таких сведений. С учетом указанного, проведенный 21.11.2017 осмотр не имел законных оснований и, следовательно, был назначен и произведен с нарушением требований вышеуказанных норм.
Следует отметить, что само по себе отсутствие вывески юридического лица по месту регистрации такого лица не свидетельствует о том, что по данному адресу не осуществляется связь с юридическим лицом, что имеет значение для применения положений пункта 6 статьи 11 Закона о государственной регистрации.
Напротив, ИФНС России по г. Курску в письменном отзыве указала, что направленные по спорному адресу ООО «ЗЕРНО-ПРОДУКТ» уведомления о необходимости представления достоверных сведений об адресе Общества были получены учредителем и руководителем Общества, что свидетельствует об осуществлении связи с данным юридическим лицом по спорному адресу. Существование связи юридического лица с налоговым органом и реальность осуществления его деятельности подтверждается также сдачей юридическим лицом налоговой отчетности, факт получения которой не оспаривался налоговым органом.
Кроме того, отражение в ЕГРЮЛ недостоверных, по мнению налогового органа, сведений об адресе места регистрации Общества, равно как и действия Инспекции по внесению 29.01.2018 в ЕГРЮЛ записи в отношении ООО «ЗЕРНО-ПРОДУКТ» о недостоверности таких сведений, не являются предметом рассмотрения в настоящем деле и не оцениваются судом.
Указываемые Инспекцией обстоятельства также не свидетельствуют об отсутствии документов, подтверждающих в установленном порядке полномочия физического лица – уполномоченного представителя заявителя на представление налоговой декларации или подтверждение полноты и достоверности сведений, указанных в налоговой декларации, что предусмотрено п.п.2 п.28 Административного регламента.
Наряду с этим, арбитражный суд отмечает, что установление вышеуказанных обстоятельств на стадии принятия налоговой декларации было осуществлено налоговым органом вне какой-либо регламентированной процедуры, при отсутствии упоминания об этом в Методических рекомендациях и Административном регламенте.
Обстоятельства, негативно, с точки зрения налогового органа, характеризующие налогоплательщика, не имеют правового значения на стадии представления налоговой декларации и не могут служить основанием для отказа в ее принятии, поскольку не указаны в качестве таковых как в статье 80 НК РФ, так и не поименованы в Административном регламенте, который содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в принятии деклараций.
Вместе с тем, ни одно из перечисленных в п.28 Административного регламента обстоятельств налоговым органом не было установлено и документально не подтверждено.
Материалами дела подтверждается, что представленные Обществом налоговые декларации по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2017 года (как первоначальная, так и корректирующая) составлены по установленной форме, подписаны усиленной квалифицированной подписью руководителя, претензий в данной части у налогового органа не возникло, доводов о наличии иных оснований для отказа в приеме спорных деклараций ИФНС России по г. Курску в ходе рассмотрения настоящего спора не заявляла.
При таких обстоятельствах обязанность налогоплательщика по подаче 20.02.2018 налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2017 года и 22.02.2018 налоговой декларации за 4 квартал 2017 года (корректировка 5) следует считать надлежаще выполненной, при этом суд приходит к выводу об отсутствии у налогового органа правовых и фактических оснований для отказа в приеме налоговых деклараций ООО «ЗЕРНО-ПРОДУКТ».
В нарушение положений статьи 65 и пункта 5 статьи 200 АПК РФ Инспекция не представила суду отвечающих критериям достоверности, достаточности и допустимости доказательств, свидетельствующих о наличии достаточных правовых оснований для отказа в приеме деклараций ООО «ЗЕРНО-ПРОДУКТ» за 4 квартал 2017 года.
Доказательств несоответствия представленных деклараций установленной форме (установленному формату), либо иных доказательств наличия обстоятельств, являющихся основаниями для отказа, указанными в п.28 Административного регламента, Инспекцией не представлено.
Оспариваемые действия налогового органа по отказу в приеме деклараций по НДС, нарушают право Общества, предусмотренное пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», а именно получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги, а также право на своевременную проверку налоговым налоговой декларации и правильное отражение ее данных в учете налоговых обязательств налогоплательщика.
Неправомерный отказ в принятии деклараций нарушает указанные права заявителя, лишенного возможности своевременно получить квитанцию о приеме налоговой декларации, иметь юридически значимые в сфере налогообложения документы в своем распоряжении и использовать их при осуществлении предпринимательской деятельности; вынуждает предпринимать дополнительные меры по устранению допущенного нарушения путем обращения в вышестоящий налоговый орган и в суд.
С учетом указанного, действия Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску по отказу в принятии: налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2017 года, направленной Обществом с ограниченной ответственностью «ЗЕРНО-ПРОДУКТ» по телекоммуникационным каналам связи 20.02.2018; налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2017 года (коррекция 5), направленной Обществом с ограниченной ответственностью «ЗЕРНО-ПРОДУКТ» по телекоммуникационным каналам связи 22.02.2018, не соответствуют положениям налогового законодательства, нарушают права и законные интересы заявителя, в связи с чем подлежат признанию незаконными, а заявленные Обществом требования в указанной части подлежат удовлетворению.
В соответствии с п.3 ч.5 ст.201 АПК РФ суд считает необходимым принять меры по восстановлению нарушенного права.
В качестве способа восстановления нарушенного права заявитель просил суд обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Курску совершить действия по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов ООО «ЗЕРНО-ПРОДУКТ», как налогоплательщика, путем принятия:
налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2017 года, направленной ООО «ЗЕРНО-ПРОДУКТ» по телекоммуникационным каналам связи 20.02.2018;
налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2017 года (коррекция 5), направленной ООО «ЗЕРНО-ПРОДУКТ» по телекоммуникационным каналам связи 22.02.2018.
В свою очередь, Инспекция в дополнении от 29.10.2018 пояснила, что испрашиваемый заявителем способ восстановления права не может быть реализован в связи с наличием препятствий технического характера, а именно – невозможности принятия к обработке «задним числом» налоговых деклараций, поданных ранее 24.09.2018.
Оценивая доводы сторон в части реализации избранного заявителем способа восстановления права, арбитражный суд приходит к следующим выводам.
Из пояснений налогового органа следует, что с 24.09.2018 в связи с введением в действие нового программного обеспечения (АИС «Налог-3») налоговые декларации по налогу на добавленную стоимость, поступающие по телекоммуникационным каналам связи (далее – ТКС), могут быть обработаны исключительно в этой системе.
Судом установлено, что на основании письма ФНС России от 19.09.2018 № 12-3-03/0194@ «О промышленной эксплуатации ТП НБО», а также в рамках внедрения в промышленную эксплуатацию программного обеспечения, реализующего автоматизацию технологических процессов 103.06.02.02.0020 «Прием и обработка документов налоговой и бухгалтерской отчетности на бумажном носителе», 103.06.02.02.0010 «Прием и обработка документов, представленных в налоговые органы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи» (доведено письмом УФНС России по Курской области от 21.09.2018 № 09-30/019108@) 24.09.2018 в ИФНС России по г. Курску установлена версия ПК «СЭОД», блокирующая прием документов с КНД 1151001 (налоговые декларации по НДС).
Учитывая указанные обстоятельства, принятие ИФНС России по г. Курску повторно как ранее поданных налоговых деклараций по НДС в отношении ООО «ЗЕРНО-ПРОДУКТ», поступивших 20.02.2018 и 22.02.2018 в ПК ЭОД, не представляется возможным, так как после 24.09.2018 обработка данных документов производится в ПК АИС «Налог-3», не предусматривающей возможность регистрации и обработки ранее поданных деклараций с датами приема 20.02.2018 и 22.02.2018 («задним числом»).
Кроме того, суд принимает во внимание Методические рекомендации по организации электронного документооборота при представлении налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, утвержденные Приказом ФНС России от 31.07.2014 № ММВ-7-6/398@.
Порядок направления соответствующих документов в налоговый орган посредством электронного документооборота определен приказом ФНС России от 31.07.2014 № ММВ-7-6/398@ «Об утверждении Методических рекомендаций по организации электронного документооборота при представлении налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи».
В соответствии с пунктом 2.3 названного Приказа и пункта 216 Административного регламента датой представления налоговой декларации (расчета) заявителем в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота считается дата, зафиксированная в подтверждении даты отправки; датой получения налоговой декларации (расчета) в электронной форме по ТКС инспекцией ФНС России считается дата, указанная в квитанции о приеме.
Таким образом, при представлении декларации в электронном виде по каналам ТКС нужно различать две даты и два документа (см. Письмо Минфина России от 29.04.2011 № 03-02-08/49):
- дату представления декларации, которая указывается в подтверждении оператора ЭДО;
- дату приема декларации, указываемую в квитанции налогового органа.
Соответственно, налоговая декларация (расчет), представленная в электронном виде по каналам ТКС, считается принятой Инспекцией, если налогоплательщику поступила квитанция о приеме, подписанная усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица инспекции (Письмо ФНС России от 21.05.2013 № ЗН-4-12/9056).
Принимая во внимание отсутствие технической возможности проставления даты приема декларации «задним числом», практическая реализация избранного заявителем способа восстановления права невозможна.
Однако для реального восстановления нарушенных прав налогоплательщик вправе подать новые декларации с аналогичными данными, либо избрать иные способы восстановления нарушенного права (например, взыскание убытков, причиненных неправомерными действиями налогового органа или любые иные правомерные возможности, реализация которых не запрещена налоговым законодательством).
При этом, поскольку обязанность налогоплательщика по подаче 20.02.2018 налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2017 и 22.02.2018 налоговой декларации за 4 квартал 2017 (корректировка № 5) следует считать надлежаще выполненной, он не может быть привлечен на основании ст.119 НК РФ за неподачу в установленный срок указанных деклараций, что, в свою очередь, служит дополнительной гарантией восстановления и защиты его прав.
Суд отмечает, что выбор способа защиты права лежит на заявителе и суд не вправе вторгаться в дискрецию налогоплательщика по выбору наиболее приемлемого для него способа защиты права и избирать данный способ самостоятельно, в отсутствие волеизъявления на это налогоплательщика
Учитывая отсутствие практической возможности реализации избранного заявителем способа восстановления права, суд предложил налогоплательщику указать способ восстановления права, отвечающий реальным возможностям налогового органа, с учетом действующего на момент рассмотрения спора порядка регистрации и обработки налоговых деклараций по НДС, для чего в судебном заседании был объявлен перерыв до 29.10.2018.
Однако в судебном заседании 29.10.2018 заявитель от уточнения избранного способа восстановления нарушенного права отказался, настаивая на уточненных требованиях в последней редакции (обязать принять ранее поданные декларации), в связи с чем суд рассматривает уточненные требования в последней редакции заявителя от 15.10.2018.
Как отмечено ранее, в заявленном налогоплательщиком виде требования в части способа восстановления права не могут быть удовлетворены ввиду их неисполнимости; наряду с этим, требования заявителя не могут быть также направлены на обход установленной налоговым законодательством процедуры камеральной налоговой проверки налоговых деклараций, что представляло бы собой форму злоупотребления правом.
В связи с этим, принимая во внимание положения п.3 ч.5 ст.201 АПК РФ, в качестве допустимой формы восстановления нарушенного права суд считает необходимым обязать налоговый орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя; оставшаяся часть уточненных требований заявителя удовлетворению не подлежит.
При этом заявитель не лишен возможности в качестве реализации способа восстановления права повторно подать в установленном порядке налоговые декларации аналогичного содержания за те же налоговые периоды, либо избрать иной способ восстановления нарушенного права – например, в случае причинения убытков неправомерными действиями налогового органа обратиться за их взысканием.
Согласно пункту 23 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 № 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах» при частичном удовлетворении требования неимущественного характера, в том числе имеющего денежную оценку (например, требования о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок), расходы по уплате государственной пошлины в полном объеме взыскиваются с противоположной стороны по делу.
В силу ст.101, ч.ч.1, 3 ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом результата рассмотрения дела, понесенные заявителем судебные расходы по уплате госпошлины в сумме 6000 руб. 00 коп., подлежат взысканию с ИФНС России по г. Курску в пользу заявителя.
Руководствуясь статьями 17, 29, 110, 167-170, 176, 200-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Уточненные требования Общества с ограниченной ответственностью «ЗЕРНО-ПРОДУКТ» к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску удовлетворить частично.
Признать незаконными действия Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску, выразившиеся в отказе в принятии:
- налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2017 года, направленной Обществом с ограниченной ответственностью «ЗЕРНО-ПРОДУКТ» по телекоммуникационным каналам связи 20.02.2018;
- налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2017 года (коррекция 5), направленной Обществом с ограниченной ответственностью «ЗЕРНО-ПРОДУКТ» по телекоммуникационным каналам связи 22.02.2018.
В порядке п.3 ч.5 ст.201 АПК РФ обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Курску устранить допущенные нарушения прав заявителя.
В удовлетворении оставшейся части уточненных требований заявителя отказать.
Оспариваемые действия проверены на соответствие Налоговому кодексу Российской Федерации, Гражданскому кодексу Российской Федерации.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску (юридический адрес - 305007, <...>, дата государственной регистрации в качестве юридического лица – 27.12.2004 за ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу Общества с ограниченной ответственностью «ЗЕРНО-ПРОДУКТ» (юридический адрес – 305001, <...>, дата регистрации в качестве юридического лица – 13.10.2016 за ОГРН <***>, ИНН <***>) 6000 руб. 00 коп. в возмещение понесенных заявителем расходов на оплату госпошлины.
Данное решение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия. В случае, если настоящее решение было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, оно может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу. Апелляционные и кассационные жалобы подаются через Арбитражный суд Курской области.
Судья Д.В. Лымарь