АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
г. Курск, ул. К. Маркса, д. 25
http://www.kursk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Курск
28 октября 2019 года
Дело № А35-4778/2019
Резолютивная часть решения объявлена 22 октября 2019 года.
Арбитражный суд Курской области в составе судьи Хмелевского Сергея Ильича, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Поляковой Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению
Земельного комитета города Курска
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области
третьи лица: Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Курской области, муниципальное образование «Город Курск» в лице Администрации города Курска
о снятии с кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами 46:29:101044:2 и 46:29:101052:20,
В судебном заседании приняли участие:
от истца: ФИО1 по доверенности №1887/07.1.01-16 от 12.04.2019,
от ответчика: ФИО2 по доверенности №172-ск от 11.06.2019,
от третьих лиц:
ФГБУ «ФКП Росреестра»: ФИО3 по доверенности №46/2018-02 от 02.10.2018,
МО «Город Курск»: не явился, уведомлен надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Земельный комитет города Курска обратился в Арбитражный суд Курской области с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области с требованием обязать управление снять с кадастрового учета земельные участки с кадастровыми номерами 46:29:101044:2, 46:29:101052:20, 46:29:101052:21, 46:29:103213:59, 46:29:102219:39, 46:29:102219:30, 46:29:102194:89, 46:29:102194:90.
Определением от 29.05.2019 по делу №А35-3793/2019 суд выделил в отдельное производство исковые требования земельного комитета города Курска к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области о снятии с кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами 46:29:101044:2 и 46:29:101052:20, с присвоением делу № А35-4778/2019.
14.10.2019 от филиала ФГБУ ФКП «Росреестра» по Курской области поступили сведения из ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером 46:29:101052:20 и сооружения с кадастровым номером 46:29:000000:3751.
Представитель истца в судебном заседании 22.10.2019 исковые требования поддержал, пояснив, что в настоящее время присоединить спорные земельные участки к земельным участкам под тротуарами не представляется возможным, поскольку они имеют иной вид разрешенного использования.
Представитель ответчика исковые требования оспорил, пояснив, что Управление Росреестра по Курской области в силу норм Закона о регистрации, а также в связи с тем, что указанные требования не могут быть удовлетворены путем совершения действия другими органами, является формальным ответчиком по требованиям о снятии, постановке на кадастровый учет, аннулировании, исключении сведений о недвижимом имуществе из единого государственного реестра недвижимости и т.п. На 28.05.2019 Земельный комитет города Курска не обращался в орган регистрации прав с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами 46:29:101044:2 и 46:29:101052:20, акты или действия Управления истцом не оспариваются. Следовательно, в ситуации, когда со стороны Управления отсутствует факт совершения действий (бездействия) по осуществлению государственного кадастрового учета и такие действия (бездействие) не являются предметом рассмотрения суда, возложение на ответчика, в отношении которого не доказан факт нарушения прав заявителя, обязанности по снятию с кадастрового учета земельных участков противоречит нормам процессуального законодательства и приводит к нарушению баланса прав и законных интересов сторон.
Представитель филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Курской области не возражал против удовлетворения исковых требований. Представил письменные пояснения о том, что по сведениям Единого государственного реестра недвижимости на земельном участке с кадастровым номером 46:29:101052:20 расположен объект капитального строительства с кадастровым номером 46:29:000000:3751, и на земельном участке с кадастровым номером 46:29:101044:2 частично расположен объект капитального строительства с кадастровым номером 46:29:000000:2845. Также по сведениям ЕГРН отсутствует наложение земельного участка с кадастровым номером 46:29:101044:2 с земельным участком с кадастровым номером 46:29:000000:4063.
Администрация города Курска своего представителя в судебное заседание не направила, ходатайств не заявила. О времени и месте слушания дела уведомлена надлежащим образом.
Дело рассмотрено в соответствии с частью 2, 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие третьего лица, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, по имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела, выслушав доводы сторон, арбитражный суд установил следующее.
Согласно Закону Курской области от 05.03.2015 №8-ЗКО Администрации города Курска, сроком на 5 лет перераспределены полномочия по предоставлению:
а) земельными участками для сельскохозяйственного использования, ведения дачного хозяйства, садоводства, огородничества;
б) земельными участками для размещения, эксплуатации, обслуживания, строительства индивидуальных жилых домов;
в) земельных участками для эксплуатации многоквартирных домов, гаражей;
г) земельных участками, площадь которых не превышает 200 кв. м;
д) лесными участками.
Решением Курского городского Собрания от 29.05.2008 №44-4-РС установлено, что земельный комитет города Курска является отраслевым органом Администрации города Курска, осуществляющим полномочия по управлению и распоряжению земельными ресурсами и лесными участками на территории города Курска.
Земельный участок с кадастровым номером 46:29:101044:2, расположенный по адресу г. Курск, около улицы Дубровинского, площадью 10 кв.м. с видом разрешённого использования «для эксплуатации временного торгового киоска с остановкой городского транспорта», поставлен на государственный кадастровый учет в 2002 году и является ранее учтенным.
Земельный участок с кадастровым номером 46:29:101052:20, расположенный по адресу г. Курска, между улицами 2-я Рабочая и ул. Республиканская, площадью 17 кв.м. с видом разрешённого использования «для эксплуатации киоска по продаже пива», поставлен на государственный кадастровый учет в 2002 году и является ранее учтенным.
Согласно выпискам из ЕГРН зарегистрированные права, ограничения прав и обременения объекта недвижимости на данные земельные участки отсутствуют.
Таким образом, как указал истец, в силу вышеуказанного законодательства полномочия по управлению и распоряжению земельными участками с кадастровыми номерами 46:29:101044:2 и 46:29:101052:20 относятся к земельному комитету города Курска.
Как пояснил истец, в настоящее время, в целях развития территорий, а так же пополнения муниципального бюджета по указанным адресам, возможно сформировать иные земельные участки большей площадью, для чего необходимо снять с кадастрового учета земельные участки с кадастровыми номерами 46:29:101044:2 и 46:29:101052:20.
Земельный комитет г. Курска письмом от 31.08.2018 №4226/07.1.01-16 обратился в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Курской области с заявлением о снятии с кадастрового учета указанных выше земельных участков.
Письмом от 03.10.2018 №10-9337/2018 филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Курской области сообщило комитету о том, что согласно сведений ЕГРН у земельных участков с кадастровыми номерами 46:29:101044:2 и 46:29:101052:20 установлена связь с объектами капитального строительства (далее - ОКС), а также имеются сведения о правообладателях на данные ОКС. Следовательно, данные земельные участки соответствуют пп.2 п.181 Порядка ведения ЕГРН, который не предусматривает снятие с кадастрового учета земельных участков. Также филиал сообщил, что в данной ситуации, снять указанные земельные участки с кадастрового учета возможно только на основании вступившего в законную силу судебного акта.
Таким образом, как указал истец, в настоящее время у земельного комитета города Курска существует препятствие к распоряжению землями на территории города Курска.
Ссылаясь на не возможность снятия во внесудебном порядке спорных земельных участков с государственного кадастрового учета, земельный комитет города Курска обратился в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Как усматривается из представленных материалов дела, требования истца не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 2 АПК РФ задачами судопроизводства в арбитражных судах являются, в том числе, защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц в указанной сфере.
В соответствии с частью 2 статьи 3.3. Федерального закона от 25.10.2001 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных указанным пунктом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Обращаясь в суд с настоящим иском, истец ссылается на то обстоятельство, что Земельный комитет города Курска осуществляет полномочия по распоряжению земельными участками на территории города Курска, в том числе земельными участками с кадастровыми номерами 46:29:101044:2 и 46:29:101052:20.
В силу части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Согласно подпункту 4 пункта 2 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
На основании статьи 70 ЗК РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
С 01.01.2017 вступил в силу Федеральный закон от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон 218-ФЗ), за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки. С указанной даты положения действовавших законов в части ведения кадастра и госрегистрации прав утрачивают силу.
В соответствии с данным законом кадастровый учет недвижимости и госрегистрация прав объединены в единую систему учета и регистрации. Таким образом, с 01.01.2017 ведение Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) осуществляется в соответствии с Законом 218-ФЗ.
До 01.01.2017 ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о государственном кадастре). Кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или сведений об объекте недвижимости.
Из пояснений филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» в Курской области следует, что вЕГРН содержатся следующие сведения о земельных участках с кадастровыми номерами:
1. 46:29:101044:2:
-сведения об объекте недвижимости имеют статус - «актуальные, ранее учтенные»;
-дата внесения сведений - 08.07.2002;
-местоположение - Курская область, г. Курск;
-категория земель - земли населенных пунктов;
- разрешенное использование - для эксплуатации временного торгового киоска с остановкой городского транспорта;
- границы - установлены; -площадь - 10 кв.м. (уточненная);
сведения о земельном участке с кадастровым номером 46:29:101044:2 были внесены в кадастр недвижимости ЕГРН на основании Акта приема-передачи инвентаризационной описи по ранее учтенным земельным участкам №234 от 15.03.2002 в границах кадастрового квартала 46:29:101044;
2. 46:29:101052:20:
-сведения об объекте недвижимости имеют статус - «актуальные, ранее учтенные»;
-дата внесения сведений - 13.08.2002;
-дата по документу - 15.03.2002;
-местоположение - Курская область, г. Курск;
-категория земель - земли населенных пунктов;
-разрешенное использование - для эксплуатации киоска по продаже пива;
-границы - установлены;
-площадь - 17 кв.м. (уточненная);
сведения о земельном участке с кадастровым номером 46:29:101052:20 были внесены в кадастр недвижимости ЕГРН на основании Акта приема-передачи инвентаризационной описи по ранее учтенным земельным участкам №226 от 12.03.2002 в границах кадастрового квартала 46:29:101052.
Таким образом, спорные земельные участки поставлены на кадастровый учет в 2002, имеют статус «актуальные, ранее учтенные», границы установлены.
В соответствии с частью 1 статьи 25 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» №221-ФЗ от 24.07.2007 (действовавшего до 01.01.2017) внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет земельного участка носили временный характер. К таким сведениям применялись правила, установленные части 4 статьи 24 названного Федерального закона.
Частью 4 статьи 24 Закона о государственном кадастре было определено, что внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Если по истечении одного года со дня постановки на учет этого объекта недвижимости или, если этим объектом недвижимости является земельный участок, двух лет со дня постановки его на учет, не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3 названной статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости. При этом орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем исключения таких сведений из государственного кадастра недвижимости, направляет в установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений порядке документы, представленные в соответствии со статьей 22 Закона о государственном кадастре вместе с заявлением о кадастровом учете этого объекта недвижимости, по указанному в данном заявлении почтовому адресу.
Для сведений, не имеющих временного характера, частью 2 статьи 25 Закона о государственном кадастре было предусмотрено, что орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 названного Закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости. Например, при разделе земельного участка, после регистрации прав на все образуемые участки, исходный земельный участок снимается с учета без заявления в течение трех рабочих дней с даты государственной регистрации прав на все образованные участки.
Если по истечении пяти лет со дня постановки на учет образованного объекта недвижимости не осуществлена государственная регистрация права на него, такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости. Пять лет - законодательно установленный срок действия временного статуса для образуемых земельных участков.
Аннулирование и исключение из государственного кадастра недвижимости сведений о земельных участках, числящихся в государственном кадастре недвижимости со статусом, отличным от статуса «временный», действующим до 01.01.2017 законодательством не предусмотрено.
Иных случаев снятия земельных участков с кадастрового учета законом не предусматривалось, при этом сведения о земельном участке могли быть исключены из государственного кадастра недвижимости на основании вступившего в законную силу решения суда.
Земельным участкам, государственный кадастровый учет которых осуществлялся до вступления в силу Закона о государственном кадастре (до 01.03.2008), статус «временный» не присваивался.
При этом согласно части 1 статьи 45 Закона о государственном кадастре (утратила силу с 01.01.2017) государственный кадастровый учет, осуществленный в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу этого Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 этого Федерального закона особенностей, признается юридически действительным.
Приведенные выше ранее действующие нормы права устанавливали исчерпывающий перечень случаев, предусматривающих возможность снятия земельного участка (как объекта недвижимого имущества) с государственного кадастрового учета, если внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке не носят временный характер. Иные случаи снятия с кадастрового учета или аннулирования сведений о земельном участке в государственном кадастре недвижимости действующим до 01.01.2017 законодательством предусмотрены не были.
Как указывалось выше, 01.01.2017 вступил в силу Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон о регистрации недвижимости), который согласно его статье 1 регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно этому Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных этим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (пункт 1).
Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с указанным Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с этим Федеральным законом сведений (пункт 2).
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признается внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках и иных объектах недвижимости, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (пункт 7).
При этом пунктом 4 статьи 69 Закона о регистрации недвижимости технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Закона о государственном кадастре, признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества.
Вместе с тем, в силу пункта 3 статьи 70 Закона о регистрации недвижимости орган регистрации прав в соответствии с установленными правилами ведения Единого государственного реестра недвижимости также снимает с государственного кадастрового учета земельный участок, учтенный в установленном законодательством Российской Федерации порядке до 01.03.2008, в случае, если сведения о правообладателях таких участков отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости.
Порядок действий органа кадастрового учета в отношении земельных участков, государственный кадастровый учет которых осуществлен в установленном порядке до 01.03.2008, при отсутствии в кадастре недвижимости информации о правах на такие земельные участки или в реестре прав на недвижимость записей о правах (ограничениях прав) на такие земельные участки установлен пунктом 181 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 №943.
В частности, в соответствии с подпунктом 3 пункта 181 названного Порядка при отсутствии в государственном кадастре недвижимости сведений о земельных участках, из которых образован земельный участок, государственный кадастровый учет которого осуществлен до 01.03.2008, отсутствии в государственном кадастре недвижимости и (или) ЕГРП сведений о правах (ограничениях прав) на такой земельный участок, отсутствии сведений о наличии на земельном участке объектов недвижимости, в орган государственной власти, орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, в том числе до разграничения права собственности на землю, направляется в порядке межведомственного информационного взаимодействия запрос о наличии правоустанавливающих документов в отношении такого земельного участка и оснований для разграничения права собственности на такой земельный участок. В случае поступления в орган регистрации прав уведомления об отсутствии оснований для разграничения права собственности на такой земельный участок и (или) правоустанавливающих документов, выданных иным лицам, либо непоступления в орган регистрации прав указанного уведомления в течение 3 месяцев со дня направления запроса записи о земельном участке присваивается статус «архивная».
Таким образом, вышеназванными нормами предусмотрен специальный порядок снятия с кадастровогоучета земельных участков, государственный кадастровыйучет которых осуществлен в установленном порядке до 01.03.2008, во внесудебном порядке, предполагающий отсутствие правового интереса землепользователей в оформлении прав на землю, обращение в органы кадастровогоучета, а также соблюдение установленной законом процедуры.
Из имеющихся в материалах дела документов усматривается, что в ЕГРП отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на спорные земельные участки.
Вместе с тем, по сведениям кадастра недвижимости ЕГРН на земельном участке с кадастровым номером 46:29:101044:2 частично расположен объект капитального строительства с кадастровым номером 46:29:000000:2845 (вид объекта недвижимости - сооружение; сведения об объекте недвижимости имеют статус - «актуальные»; назначение - тротуар (северная полоса); дата постановки на учет - 07.12.2012; местоположение - <...>; площадь – 3325 кв.м.; год завершения строительства - 2011 г.); на земельном участке с кадастровым номером 46:29:101052:20 расположен объект капитального строительства с кадастровым номером 46:29:000000:3751 (вид объекта недвижимости - сооружение; сведения об объекте недвижимости имеют статус - «актуальные»; назначение - тротуар; дата постановки на учет - 19.03.2014; местоположение - <...>; площадь – 6372 кв.м.; год завершения строительства - 1964 г.).
Правообладателем вышеуказанных объектов недвижимости «тротуар», является город Курск.
Таким образом, к данным земельным участкам не могут быть применены положения пункта 3 статьи 70 Закона о регистрации недвижимости.
Как следует из пояснений истца, целью снятия спорных земельных участков с государственного учета является образование более крупных земельных участков под ОКС – «Тротуар». В настоящее время присоединить спорные земельные участки к земельным участкам, расположенным под тротуарами не представляется возможным, поскольку они имеют иной вид разрешенного использования. Также истец указал, что ранее спорные земельные участки формировались и ставились на кадастровый учет для предоставления в аренду для размещения нестационарных торговых объектов. В настоящее время законодательством предусмотрен иной порядок размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с утверждаемой схемой, без заключения договоров аренды земельных участков.
Представитель филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Курской области, пояснил, что снятие земельных участков с кадастрового учета во внесудебном порядке невозможно. Вместе с тем, действующее законодательство не запрещает преобразование спорных участков в виде объединения, а также изменение вида разрешенного использования.
Пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Градостроительное зонирование территории регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс, ГрК РФ), в пункте 7 статьи 1 ГрК РФ содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Согласно статье 30 Градостроительного кодекса границы территориальных зон устанавливаются на карте градостроительного зонирования, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства указываются в градостроительном регламенте. Карта градостроительного зонирования и градостроительные регламенты входят в состав правил землепользования и застройки. Правила землепользования и застройки, наряду с прочим, включают в себя положения об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами.
Порядок установления территориальных зон, их виды и состав регулируются нормами статей 34, 35 Градостроительного кодекса.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Разрешенное использование может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними (часть 1 статьи 37 Градостроительного кодекса).
Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (часть 4 статьи 37 Градостроительного кодекса, пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса). Разрешение на условно разрешенный вид использования предоставляется в установленном статьей 39 Градостроительного кодекса порядке (часть 6 статьи 37 Градостроительного кодекса).
В рамках утвержденных в установленном порядке правилами землепользования и застройки основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства изменение одного вида использования на другой осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. В случае расположения земельного участка на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, изменение одного вида разрешенного использования на другой вид такого использования осуществляется на основании решения, принимаемого в соответствии с федеральными законами (части 3, 5 статьи 37 Градостроительного кодекса).
Сведения о категории земель, к которой отнесен земельный участок, и о его разрешенном использовании в числе других сведений об объекте недвижимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости (кадастр недвижимости) в качестве дополнительных сведений (часть 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года N 540 (далее - классификатор видов разрешенного использования земельных участков).
При этом, согласно части 11 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года №171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон №171-ФЗ), разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.
До 1 января 2020 года орган местного самоуправления поселения, орган местного самоуправления городского округа обязаны внести изменения в правила землепользования и застройки в части приведения установленных градостроительным регламентом видов разрешенного использования земельных участков в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков, предусмотренными классификатором видов разрешенного использования земельных участков. При этом проведение публичных слушаний по проекту изменений, вносимых в правила землепользования и застройки, не требуется (часть 12 статьи 34 Закона N 171-ФЗ).
Кроме того, согласно части 13 статьи 34 Закона N 171-ФЗ, по заявлению правообладателя земельного участка об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков уполномоченные на установление или изменение видов разрешенного использования земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня поступления такого заявления обязаны принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков. Данное решение является основанием для внесения изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости о разрешенном использовании земельного участка.
В нарушение положений ст. 65 АПК РФ истец не представил доказательств невозможности изменения вида разрешенного использования спорных земельных участков в административном порядке, либо отказа в его изменения.
Согласно статье 71 АПК РФ, арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами. Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы.
Оценив представленные в материалы дела доказательства с позиций их относимости, допустимости и достоверности, а также их достаточность и взаимную связь в совокупности в соответствии с положениями статей 67, 68, 71 АПК РФ, учитывая, что истец не лишен возможности удовлетворить преследуемый им законный интерес в распоряжении ранее учтенными земельными участками во внесудебном порядке путем обращения в уполномоченный орган для изменения вида разрешенного использования спорных земельных участков и их дальнейшего преобразования, суд не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований и снятия земельных участков с кадастрового учета на основании судебного акта.
В соответствии со статей 110 АПК РФ расходы по оплате госпошлины относятся на истца, но не подлежат взысканию, поскольку Земельный комитет города Курска освобожден от ее уплаты.
На основании статей 16, 110, 112, 156, 167-170, 176 и 180 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявленных исковых требований отказать.
Данное решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Курской области в течение месяца после его принятия в апелляционную инстанцию в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в г.Воронеже.
Судья С.И. Хмелевской