Арбитражный суд Курской области
Карла Маркса ул., дом 25, Курск, 305004, http://kursk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Курск
27 октября 2020 года
Дело № А35-4830/2020
Резолютивная часть решения объявлена 20.10.2020.
Полный текст решения изготовлен 27.10.2020.
Арбитражный суд Курской области в составе судьи Белых Н.Н. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сазоновой Ю.М. рассмотрел в открытом судебном заседании после объявленного 13.10.2020 перерыва дело по исковому заявлению
Заместителя прокурора Курской области в защиту публичных интересов неопределенного круга лиц, в защиту интересов муниципального района «Медвенский район» Курской области в лице главы Медвенского района Курской области
к Администрации муниципального района «Медвенский район» Курской области,
обществу с ограниченной ответственностью «Грейнрус Агро»
о признании недействительным открытого аукциона, признании недействительным договора аренды,
третьи лица - индивидуальный предприниматель ФИО1 крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО2, ФИО3.
В судебном заседании приняли участие представители:
от истца – не явился, уведомлен (до перерыва), ФИО4 по служебному удостоверении (после перерыва);
от ответчика (Администрации Медвенского района) – ФИО5 по доверенности от 13.11.2019 № 3707;
от ответчика (ООО «Грейнрус Агро») - ФИО6 по доверенности от 27.03.2020 №38;
от третьих лиц – не явились, уведомлены.
Заместитель прокурора Курской области обратился в Арбитражный суд Курской области в защиту публичных интересов неопределенного круга лиц, в защиту интересов муниципального района «Медвенский район» Курской области в лице главы Медвенского района Курской области с исковым заявлением к Администрации муниципального района «Медвенский район» Курской области, обществу с ограниченной ответственностью «Грейнрус агро» (далее – ООО «Грейнрус агро») о признании недействительным открытого аукциона на право заключения договора аренды земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 46:15:160601:17, площадью 205000 кв.м., имеющего адресные ориентиры: Курская область, Медвенский район, Чермошнянский сельсовет (лот №1) (извещение №090919/1407326/03), оформленный протоколом №1 от 07.10.2019; признании недействительным договора аренды земельного участка №90-СХ-11/2019 от 06.12.2019, заключенный между Администрацией Медвенского района Курской области и ООО «Русский ячмень»; применении последствий недействительности сделки путем обязания ООО «Грейнрус агро» возвратить Администрации Медвенского района земельный участок с кадастровым номером 46:15:160601:17, площадью 205000 кв.м., имеющего адресные ориентиры: Курская область, Медвенский район, Чермошнянский сельсовет, в течение 15 дней с момента вступления в законную силу решения по настоящему делу.
Определением от 02.07.2020 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены индивидуальный предприниматель ФИО1 крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО2 (далее – ИП ФИО1 КФХ ФИО2), ФИО3.
В судебное заседание 13.10.2020 представители лиц, участвующих в деле, не явились, 13.10.2020 посредством системы подачи документов в электронном виде от ИП ФИО1 КФХ ФИО2 поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя третьего лица, которое было удовлетворено судом.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) в судебном заседании, назначенном на 13.10.2020 на 10 час. 30 мин., был объявлен перерыв до 20.10.2020 до 10 час. 20 мин.
После объявленного перерыва была оглашена резолютивная часть определения о прекращении производства по делу №А35-4830/2020 в части применения последствий недействительности сделки в виде обязания ООО «Грейнрус Агро» возвратить Администрации Медвенского района земельный участок с кадастровым номером 46:15:160601:17, площадью 205000 кв.м., имеющий адресные ориентиры: Курская область, Медвенский район, Чермошнянский сельсовет, в течение 15 дней с момента вступления в законную силу решения по настоящему делу.
В судебном заседании представитель истца поддержала заявленные исковые требования в остальной части.
Представитель ответчика - Администрации Медвенского района возражал против удовлетворения исковых требований. В ходе рассмотрения дела представил отзыв от 22.07.2020 №2091, в котором полагал, что администрацией был соблюден порядок (публичная процедура) предоставления в аренду земельного участка, а допуск ООО «Русский Ячмень» к участию в аукционе не повлияло на результаты аукциона и не привело к нарушению чьих либо прав.
Представитель ответчика - ООО «Грейнрус Агро», возражал против удовлетворения исковых требований, 20.10.2020 через канцелярию суда представил дополнение к отзыву на исковое заявление, которое было приобщено к материалам дела. В ходе рассмотрения дела представил отзыв от 13.08.2020 №1149, в котором ссылался на отсутствие со стороны общества каких-либо нарушений действующего законодательства.
Представитель третьего лица – ИП ФИО1 КФХ ФИО2 в судебное заседание не явился, ходатайств и заявлений не направил. В ходе рассмотрения дела 28.07.2020 представил отзыв на исковое заявление, в которых полагал заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Представитель третьего лица – ФИО3 в судебное заседание не явился, ходатайств и заявлений не направил, письменное мнение не представил.
Дело рассмотрено в порядке части 5 статьи 156 АПК РФ в отсутствие представителей третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, по имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, арбитражный суд
УСТАНОВИЛ:
18.03.2019 ИП глава КФХ ФИО2 направил в адрес Администрации Медвенского района Курской области заявление о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 46:15:160601:17, площадью 205 000 кв.м., имеющего адресные ориентиры: Курская область, Медвенский район, МО «Чермошнянский сельсовет», из категории невостребованных земель из фонда перераспределения, границы которого не установлены; вид права – аренда, для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, возделывания сельскохозяйственных культур (растениеводство). К заявлению, среди прочего, прилагалась схема расположения земельного участка, а также свидетельство о внесении в ЕГРИП записи о КФХ.
Указанное заявление было зарегистрировано Администрацией Медвенского района 20.03.2019 за №109-взу.
06.06.2019 на официальном сайте torgi.gov.ru и официальном сайте администрации Медвенского района было размещено извещение о приеме заявлений граждан и КФХ о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 46:15:160601:17 площадью 205000 кв.м.
26.06.2019 Администрацией Медвенского района было получено заявление от гражданина ФИО3 о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 46:15:160601:17.
Ссылаясь на поступление заявления от иного заинтересованного лица о намерении участвовать в аукционе, Администрация Медвенского района направила в адрес ИП главы КФХ ФИО2 письмо от 05.07.2019 №2094 об отказе в предоставлении испрашиваемого участка без проведения аукциона, разъяснив право подать заявку на участие в аукционе.
Постановлением от 03.09.2019 №611-па «О проведении открытого аукциона» Администрация Медвенского района утвердила условия организации и проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером 46:15:160601:17, общей площадью 205 000 кв.м., имеющего адресные ориентиры: Курская область, Медвенский район, Чермошнянский сельсовет, с видом разрешенного использования «для сельскохозяйственного использования».
Извещение о проведении торгов в форме аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 46:15:160601:17 было опубликовано в газете «Вестник Медвенского района» от 09.09.2019 №15, на официальном сайте torgi.gov.ru (извещение №090919/1407326/03 от 09.09.2019), а также на официальном сайте Администрации Медвенского района http://medvenka46.ru.
Срок подачи заявок был установлен с 08:30 09.09.2019 по 17:30 04.10.2019; проведение аукциона было назначено на 12:00 09.10.2019.
26.09.2019 в 11:05 была зарегистрирована заявка на участие в аукционе ООО «Русский ячмень».
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в аукционе от 07.10.2019, до 17:30 04.10.2019 в адрес Администрации Медвенского района поступила одна заявка на участие в аукционе – от ООО «Русский Ячмень», которая была признана соответствующей всем требованиям и указанным в извещении о проведении аукциона условиям.
В связи с чем аукционная комиссия решила признать аукцион на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 46:15:160601:17 несостоявшимся и в течение 10 дней с момента подписания протокола направить заявителю, подавшему единственную заявку на участие в аукционе, подписанный проект договора аренды земельного участка, установив размер ежегодной арендной платы, равный начальной цене предмета аукциона.
06.12.2019 на основании протокола от 07.10.2019 между Администрацией Медвенского района (арендодатель) и ООО «Русский ячмень» (арендатор) был заключен договор аренды земельного участка №90-СХ-11/2019, по условиям которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок, обладающий следующими основными характеристиками согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости: категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером 46:15:160601:17, общей площадью 205 000 кв.м., имеющего адресные ориентиры: Курская область, Медвенский район, Чермошнянский сельсовет, с видом разрешенного использования «для сельскохозяйственного использования», на срок с 01.11.2019 по 31.10.2039.
26.03.2020 ООО «Русский ячмень» сменило наименование на ООО «Грейнрус-Агро».
Полагая, что ООО «Русский ячмень» не относилось к кругу лиц, которые могли претендовать на предоставление в аренду спорного земельного участка, и не могло участвовать в аукционе, организованном органом местного самоуправления, заместитель прокурора Курской области обратился в Арбитражный суд Курской области в защиту публичных интересов неопределенного круга лиц, в защиту интересов муниципального района «Медвенский район» Курской области в лице главы Медвенского района Курской области с исковым заявлением к Администрации муниципального района «Медвенский район» Курской области, обществу с ограниченной ответственностью «Грейнрус агро» (далее – ООО «Грейнрус агро») о признании недействительным открытого аукциона на право заключения договора аренды земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 46:15:160601:17, площадью 205000 кв.м., имеющего адресные ориентиры: Курская область, Медвенский район, Чермошнянский сельсовет (лот №1) (извещение №090919/1407326/03), оформленный протоколом №1 от 07.10.2019; признании недействительным договора аренды земельного участка №90-СХ-11/2019 от 06.12.2019, заключенный между Администрацией Медвенского района Курской области и ООО «Русский ячмень».
Оценив представленные сторонами доказательства, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу части 1, 2 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо, а в случаях, предусмотренных АПК РФ, и иные лица, вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 53 АПК РФ в случаях, предусмотренных федеральным законом, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы вправе обратиться в арбитражный суд в защиту публичных интересов.
Пунктом 3 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурору предоставлено право в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации обратиться в суд с заявлением или вступить в дело на любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.
Полномочия прокурора на обращение в суд с заявлением об оспаривании ненормативных правовых актов органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также с иском о признании недействительной ничтожной сделки, совершенной органами местного самоуправления, предусмотрены статьей 52 АПК РФ. В частности, прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований, а также с иском о применении последствий недействительности ничтожной сделки, совершенной указанными лицами (часть 1 статьи 52 АПК РФ).
При этом предъявляя иск о признании недействительной сделки или применении последствий недействительности ничтожной сделки, как разъяснено в пункте 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.03.2012 № 15 «О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе», прокурор обращается в арбитражный суд в интересах публично-правового образования.
По смыслу приведенной нормы право требовать признания сделок недействительными предоставлено прокурору в целях защиты публичной собственности и иных публичных интересов (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.05.2011 №16402/10).
В пункте 75 Постановления №25 указано, что применительно к статьям 166 и 168 ГК РФ под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды. Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы.
Согласно пункту 1 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги.
Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия (часть 2 статьи 447 ГК РФ).
При этом в силу части 5 статьи 447 ГК РФ аукцион и конкурс, в которых участвовал только один участник, признаются несостоявшимися.
По смыслу положений пункта 5 статьи 447 ГК РФ объявление публичных торгов несостоявшимися является результатом проведения таких торгов.
Поскольку правовым последствием признания торгов несостоявшимися является заключение договора с единственным участником торгов, признание торгов несостоявшимися в итоге имеет тот же результат, что и определение победителя торгов, а именно заключение договора. В связи с чем в случае нарушения порядка проведения таких торгов восстановление нарушенных прав заинтересованных лиц невозможно без аннулирования правовых последствий таких несостоявшихся торгов.
Как установлено частью 1 статьи 449 ГК РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов.
Торги могут быть признаны недействительными в случае, если были допущены нарушения правил, установленных законом.
Основанием для признания торгов недействительными может служить существенное нарушение порядка их проведения, то есть такое отклонение от установленных требований в части процедуры проведения торгов, которое повлекло или могло повлечь иные результаты торгов.
Обращаясь в суд с настоящим требованием, прокурор полагал, что ООО «Русский ячмень» не относилось к кругу лиц, определенному в статье 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), которые могли претендовать на предоставление в аренду спорного земельного участка, вследствие чего не могло участвовать в аукционе, организованном органом местного самоуправления по правилам статьи 39.18 ЗК РФ. Администрация Медвенского района, допустившая к участию в спорном аукционе ООО «Русский ячмень», тем самым намеренно расширила круг заявителей для приема заявок на участие в аукционе путем допуска к участию в аукционе не только граждан, но и юридических лиц, чем поставила неопределенный круг граждан и крестьянско-фермерских хозяйств в неравные условия конкуренции с юридическим лицом – сельскохозяйственной организацией, что могло повлиять на отказ от участия в аукционе указанных лиц;
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения") земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном ЗК РФ.
Согласно статье 11 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", для осуществления фермерским хозяйством его деятельности могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
Порядок предоставления земельных участков для осуществления фермерским хозяйством его деятельности устанавливается ЗК РФ (пункт 1 статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве").
В силу пункта 1 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Согласно пункту 2 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (подпункт 12).
Подобный порядок предоставления крестьянским (фермерским) хозяйствам земельных участков действует при условиях, предусмотренных Законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", а именно: 1) если земельные участки ранее предоставлены для ведения фермерского хозяйства на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения; 2) если земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности и выделенные в счет невостребованных земельных долей, передаются использующим эти земельные участки крестьянским (фермерским) хозяйствам; 3) если крестьянское (фермерское) хозяйство является участником программ государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства.
Возможность получения земельных участков в аренду для создания крестьянского (фермерского) хозяйства или для расширения его деятельности без торгов также установлена в подпункте 15 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ.
В силу пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.18 ЗК РФ в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий: 1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; 2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 2 статьи 39.18 ЗК РФ в извещении указываются, в том числе информация о возможности предоставления земельного участка с указанием целей этого предоставления; информация о праве граждан или крестьянских (фермерских) хозяйств, заинтересованных в предоставлении земельного участка для указанных в пункте 1 настоящей статьи целей, в течение тридцати дней соответственно со дня опубликования и размещения извещения подавать заявления о намерении участвовать в аукционе по продаже такого земельного участка или аукционе на право заключения договора аренды такого земельного участка.
В силу пункта 4 статьи 39.18 ЗК РФ граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.
В случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение:
1) об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка;
2) об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка (пункт 7 статьи 39.18 ЗК РФ).
В пояснительной записке к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статью 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" указано, что в соответствии со статьей 39.18 ЗК РФ аукцион (при наличии двух и более заявлений) будет проводиться именно между фермерами (лицами, желающими создать фермерское хозяйство или расширить его деятельность на вновь приобретенных участках). Ранее наряду с фермерами в аукционе могли участвовать и сельскохозяйственные организации.
КФХ не может на равных началах конкурировать с сельскохозяйственными товаропроизводителями применительно к тем случаям, когда победитель торгов определяется исходя из принципа внесения максимального платежа за предоставление права арендного пользования на публичный земельный участок. Общий порядок организации и проведения аукционов, закрепленный в статье 39.11 ЗК РФ, предполагает участие в открытых торгах любых заинтересованных в предоставлении земельных участков лиц, включая и агрофирмы. Проведение администрацией процедуры предоставления спорных участков применительно к процедуре, предусмотренной статьей 39.18 ЗК РФ, позволяет ограничить состав участников аукциона, исключив конкуренцию со стороны иных крупных сельскохозяйственных товаропроизводителей. Потенциальными участниками аукциона применительно к правилам статьи 39.18 ЗК РФ, могут быть только граждане и крестьянские (фермерские) хозяйства, что позволяет сохранить конкурентные начала при исключении из числа заинтересованных в предоставлении земли лиц крупных товаропроизводителей.
Таким образом, участниками аукциона, проводимого в случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 39.18 ЗК РФ, могут являться только граждане или в случае предоставления земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности - граждане и крестьянские (фермерские) хозяйства (пункт 10 статьи 39.11 ЗК РФ). Аналогичный правовой подход сформулирован в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 07.08.2019 №310-ЭС18-5601.
Как усматривается из материалов дела, 18.03.2019 ИП глава КФХ ФИО2 направил в адрес Администрации Медвенского района Курской области заявление о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 46:15:160601:17, площадью 205 000 кв.м., имеющего адресные ориентиры: Курская область, Медвенский район, МО «Чермошнянский сельсовет», из категории невостребованных земель из фонда перераспределения, границы которого не установлены; вид права – аренда, для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, возделывания сельскохозяйственных культур (растениеводство). К заявлению, среди прочего, прилагалась схема расположения земельного участка, а также свидетельство о внесении в ЕГРИП записи о КФХ (зарегистрировано в Администрации Медвенского района 20.03.2019 за №109-взу).
Поскольку в течение тридцати дней со дня опубликования извещения (06.06.2019) от гражданина ФИО3 поступило заявление о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 46:15:160601:17, постановлением от 03.09.2019 №611-па «О проведении открытого аукциона» Администрация Медвенского района утвердила условия организации и проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером 46:15:160601:17, общей площадью 205 000 кв.м., имеющего адресные ориентиры: Курская область, Медвенский район, Чермошнянский сельсовет, с видом разрешенного использования «для сельскохозяйственного использования».
Таким образом, материалами дела подтверждается, что спорный аукцион проводился Администрацией Медвенского района в порядке, предусмотренном нормами статьи 39.18 ЗК РФ.
Между тем, 26.09.2019 в 11:05 была зарегистрирована заявка на участие в аукционе от ООО «Русский ячмень», которая согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в аукционе от 07.10.2019 была признана соответствующей всем требованиям и указанным в извещении о проведении аукциона условиям. В связи с чем аукционной комиссией было принято решение о направлении заявителю, подавшему единственную заявку на участие в аукционе, подписанного проекта договора аренды земельного участка.
Однако, согласно действующему правовому регулированию спорных правоотношений, ООО «Русский Ячмень» (в настоящее время – ООО «Греунрус-Агро») не относилось к кругу лиц, определенному в статье 39.18 ЗК РФ, которые могли претендовать на предоставление в аренду спорного земельного участка, в связи с чем поданная обществом заявка на участие в аукционе должна была быть признана не соответствующей требованиям, установленным документацией об открытом аукционе.
Тогда как неправомерное признание поданной ООО «Русский ячмень» заявки соответствующей требованиям и условиям аукциона, привело к необоснованному направлению ООО «Русский ячмень» как единственному участнику аукциона проекта договора аренды.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые торги проведены с нарушением требований закона, в связи с чем подлежат признанию недействительными.
Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги, и применение последствий, предусмотренных статьей 167 ГК РФ (часть 2 статьи 449 ГК РФ).
Как усматривается из материалов дела, на основании протокола от 07.10.2019 между Администрацией Медвенского района (арендодатель) и ООО «Русский ячмень» (арендатор) был заключен договор аренды земельного участка от 06.12.2019 №90-СХ-11/2019, по условиям которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок, обладающий следующими основными характеристиками согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости: категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером 46:15:160601:17, общей площадью 205 000 кв.м., имеющего адресные ориентиры: Курская область, Медвенский район, Чермошнянский сельсовет, с видом разрешенного использования «для сельскохозяйственного использования», на срок с 01.11.2019 по 31.10.2039.
Учитывая, установленные судом основания для признания недействительным открытого аукциона, проведенного 07.10.2019 на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 46:15:160601:17, суд приходит к выводу о признании недействительным и заключенного по его результатам аренды земельного участка от 06.12.2019 №90-СХ-11/2019.
Иные доводы сторон с учетом вышеизложенного, не принимаются судом во внимание, поскольку не имеют правового значения для рассмотрения настоящего спора по существу.
Согласно статье 71 АПК РФ, арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами. Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы.
Оценив представленные в материалы дела доказательства с позиций их относимости, допустимости и достоверности, а также их достаточность и взаимную связь в совокупности в соответствии с положениями статей 67, 68, 71 АПК РФ, суд с учетом установленного и изложенного выше, полагает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина относится судом на ответчиков.
Согласно части 3 статьи 110 АПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой в соответствии с частью 1 подпункта 1.1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации истец освобожден, взыскивается с ответчиков в доход федерального бюджета. Вместе с тем, ответчик – Администрация Медвенского района Курской области в соответствии с частью 1 подпункта 1.1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины также освобождена.
Руководствуясь ст.ст. 17, 27, 28, 65, 102, 110, 167-170, 176, 180 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования удовлетворить.
Признать недействительным открытый аукцион на право заключения договора аренды земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 46:15:160601:17, площадью 205000 кв.м., имеющего адресные ориентиры: Курская область, Медвенский район, Чермошнянский сельсовет (лот №1, извещение №090919/1407326/03), оформленный протоколом №1 от 07.10.2019.
Признать недействительным договор аренды земельного участка №90-СХ-11/2019 от 06.12.2019, заключенный между Администрацией Медвенского района Курской области и обществом с ограниченной ответственностью «Русский ячмень».
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Грейнрус Агро» в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 3 000 руб. 00 коп
Решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в апелляционную инстанцию в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в г. Воронеже через Арбитражный суд Курской области, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу – в кассационную инстанцию в Арбитражный суд Центрального округа в г. Калуге при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья Н.Н. Белых