АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
г. Курск, ул. К. Маркса, д. 25
http://www.kursk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Курск
22 октября 2015 года | Дело№ А35-4851/2015 |
Резолютивная часть решения объявлена 15.10.2015.
Полный текст решения изготовлен 22.10.2015.
Арбитражный суд Курской области в составе судьи Лымаря Д.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Емельяновой Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании 14.10.2015 с перерывом до 15.10.2015 дело по заявлению
индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1
к первому ответчику: Председателю Комитета агропромышленного комплекса Курской области ФИО2
второму ответчику: Комитету агропромышленного комплекса Курской области
третьему ответчику: Администрации Курской области
четвертому ответчику: Конкурсной комиссии по отбору претендентов на получение из областного бюджета субсидий в виде грантов на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств, субсидий в виде единовременной помощи для бытового обустройства начинающим фермерам и субсидий в виде грантов на развитие семейных животноводческих ферм
о признании незаконным отказа и об обязании совершить действия, направленные на восстановление нарушенного права,
при участии в заседании:
от заявителя: ФИО1 – глава КФХ; ФИО3 – по доверенности от 21.09.2015;
от 1 ответчика (ФИО2): не явился, извещен надлежащим образом;
от 2 ответчика (Комитет): не явился, извещен надлежащим образом;
от 3 ответчика (Администрация Курской области): не явился, извещен надлежащим образом;
от 4 ответчика (Комиссия): не явился, извещен надлежащим образом;
Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – ИП ФИО1, Предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением к Председателю Комитета агропромышленного комплекса Курской области ФИО2 о признании отказа в предоставлении субсидий неправомерным и обязании восстановить допущенные нарушения права заявителя на получение из областного бюджета субсидий в виде грантов на создание и развитие крестьянско-фермерских хозяйств, субсидий в виде единовременной помощи для бытового обустройства начинающим фермерам в сумме 1 400 000 рублей, путем перечисления указанной суммы на счет заявителя в соответствии с заявкой от 20.11.2014.
В ходе рассмотрения спора с учетом ходатайств заявителя, к участию в деле в качестве соответчиков по указанным выше требованиям были привлечены Комитет Агропромышленного комплекса Курской области (далее – Комитет АПК Курской области), Администрация Курской области и Конкурсная комиссия по отбору претендентов на получение из областного бюджета субсидий в виде грантов на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств, субсидий в виде единовременной помощи для бытового обустройства начинающим фермерам и субсидий в виде грантов на развитие семейных животноводческих ферм (далее – Конкурсная комиссия).
В судебном заседании 15.10.2015 заявитель дополнил требования, заявив в качестве дополнительного способа восстановления нарушенного права требование к Комитету АПК Курской области в лице Конкурсной комиссии рассмотреть по существу заявку индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 на предоставление субсидии от 20.11.2014.
Принимая во внимание, что рассмотрение по существу требования об обязании ответчиков восстановить допущенные нарушения права на получение из областного бюджета субсидии в сумме 1 400 000 рублей путем перечисления вышеуказанной суммы на расчетный счет заявителя повлечет необходимость истребования дополнительных доказательств, оценки значительного круга новых фактических обстоятельств, поскольку касается оценки не только оспариваемого отказа в допуске к участию в конкурсе, но и оценки заявок участников конкурса, определением суда от 15.10.2015, с учетом согласия заявителя, на основании ч.3 ст.130 АПК РФ указанная часть требований была выделена в отдельное производство под номером А35-9453/2015.
С учетом выделения указанной части требований в отдельное производство, а также дополнения заявителем требований в части способа восстановления нарушенного права, в рамках настоящего дела к рассмотрению остались требования к поименованным выше ответчикам о признании отказа в предоставлении субсидии неправомерным и об обязании Комитета АПК Курской области в лице Конкурсной комиссии рассмотреть по существу заявку на предоставление субсидии от 20.11.2014.
В обоснование заявленных требований заявитель ссылался на незаконность отказа в предоставлении субсидии из областного бюджета в виде грантов на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств, выраженного в письме председателя Комитета АПК Курской области от 01.12.2014 №09.01-06/3861. Заявитель также указал, что, несмотря на регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя на момент подачи заявки о предоставлении субсидии, фактически предпринимательская деятельности им не велась: расчетные счета отсутствовали, налоговые декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) представлялась с нулевыми показателями, регистрация КФХ в предшествующие периоды осуществлялась заявителем для участия в программе получения субсидий, однако из-за неоднократных отказов по формальным основаниям заявитель был лишен возможности участвовать в программе получения субсидий и начать осуществлять деятельность КФХ.
Первый и второй ответчики в письменном отзыве заявленные требования отклонили, сославшись на то, что заявка Предпринимателя не соответствовала п.2.1 Условий подачи гражданами Российской Федерации заявок в конкурсную комиссию субъекта Российской Федерации для признания их участниками региональной программы поддержки начинающих фермеров, утвержденных Приказом Минсельхоза России от 22.03.2012 № 197 «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2012 г. № 166» (далее – Условия подачи заявок), а именно, в течение последних трех лет ИП ФИО4 КФХ ФИО1, по мнению Комитета, осуществлялась предпринимательская деятельность. Также Комитет АПК Курской области пояснил, что обращался за разъяснениями по данному вопросу в Минсельхоз России, который разъяснил, что заявка Предпринимателя не подлежит рассмотрению ввиду несоответствия ее п.2.1 Условий подачи заявок.
Администрация Курской области и Конкурсная комиссия по отбору претендентов на получение из областного бюджета субсидий в виде грантов на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств, субсидий в виде единовременной помощи для бытового обустройства начинающим фермерам и субсидий в виде грантов на развитие семейных животноводческих ферм письменных отзывов и документированной информации в материалы дела не представили.
Представители надлежаще извещенных ответчиков в судебное заседание не явились, в связи с чем, с учетом положений ст.ст.156, 163, ч.5 ст.200 АПК РФ, дело рассмотрено в их отсутствие.
Выслушав явившихся в заседание представителей лиц, участвующих в деле, и изучив материалы дела, арбитражный суд установил следующее.
ФИО1, дата рождения – 23.05.1956, место рождения – г.Льгов, Курской области, зарегистрирован 07.04.2014 в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства за ОГРНИП <***>, ИНН <***>, зарегистрирован по месту жительства: 305029, <...>, место фактического проживания: Курская область, Пристенский район, Котовский сельсовет, <...>.
20.11.2014 года ИП глава КФХ ФИО1 подал в Комитет АПК Курской области заявку на участие в конкурсе по отбору претендентов на получение субсидии в виде гранта и единовременной помощи на поддержку начинающим фермерам с приложением необходимых документов.
В ходе проверки Комитет АПК Курской области пришел к выводу, что заявитель не соответствует одному из условий, указанных в пункте 2.1 Правил, поскольку, по мнению Комитета, ИП ФИО4 КФХ ФИО1 осуществлял предпринимательскую деятельность в течение последних трех лет в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица.
01.12.2014 заявителю было направлено уведомление № 09.01-06/3861 об отказе по включению заявки в перечень заявок, подлежащих рассмотрению на заседании конкурсной Комиссии по отбору претендентов на получение из областного бюджета субсидий в виде грантов на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств, субсидий в виде единовременной помощи для бытового устройства начинающим фермерам и субсидий в виде грантов на развитие семейных животноводческих ферм в связи с несоответствием пункту 2.1 Условий подачи гражданами Российской Федерации заявок в конкурсную комиссию субъекта Российской Федерации для признания их участниками региональной программы поддержки начинающих фермеров, утвержденных приказом Минсельхоза России от 22.03.2012 г. № 197 «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 28.02.2012 г. № 166». Уведомление было подписано председателем Комитета АПК Курской области ФИО2
В обоснование указанного отказа Комитет АПК Курской области сослался на установление фактов регистрации ИП ФИО4 КФХ ФИО1 в качестве хозяйствующего субъекта с 04.10.2006 по 03.04.2012, с 18.05.2012 по 28.03.2014.
Не согласившись с действиями Комитета по отказу в предоставлении субсидии ИП ФИО4 КФХ ФИО1 обратился, с учетом выделения части требований в отдельное производство, в арбитражный суд с настоящими уточненными требованиями.
Как усматривается из материалов дела, оспариваемое уведомление об отказе включения заявки датировано 01.12.2014. Первоначально заявитель обратился с жалобой на отказ в Ленинский районный суд г. Курска 13.01.2015 (т.1, л.д.25), то есть в пределах 3-месячного срока для обжалования оспариваемых действий. Определением Ленинского районного суда г. Курска от 26.03.2015, оставленным без изменения определением Курского областного суда (т.1, л.д.26-28, 13-14), производство по жалобе было прекращено ввиду неподведомственности спора суду общей юрисдикции. В арбитражный суд заявитель обратился 01.06.2015. С учетом указанного, арбитражный суд не считает установленный ч.3 ст.198 АПК РФ 3-месячный срок обжалования действий пропущенным без уважительных причин, в связи с чем уточненные требования заявителя подлежат рассмотрению по существу.
Уточненные требования заявителя в части, оставшейся после выделения части требований в отдельное производство, арбитражный суд полагает подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п.1.4 Положения о комитете агропромышленного комплекса Курской области, утвержденного Постановлением Губернатора Курской области от 22.09.2010 № 369-пг, Комитет является отраслевым органом исполнительной власти области, уполномоченным на взаимодействие с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации по вопросам осуществления мероприятий, предусмотренных Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы и федеральной целевой программой «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года», с правом подписания соответствующих соглашений (договоров).
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.02.2012 г. № 166 «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку начинающих фермеров», приказом Минсельхоза России от 22.03.2012 № 197 «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2012 г. № 166», постановлением Администрации Курской области от 11.04.2013 г. № 199-па «О реализации ведомственной целевой программы «Поддержка начинающих фермеров и развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств Курской области на 2013-2015 годы», утверждены Правила предоставления из областного бюджета субсидий в виде грантов и (или) субсидий в виде единовременной помощи на поддержку начинающим фермерам (далее - Правила), устанавливающие порядок и условия предоставления данных видов субсидий.
В соответствии с пунктом 1.2 Правил, предоставление грантов и (или) единовременной помощи из областного бюджета осуществляется Комитетом агропромышленного комплекса Курской области за счет средств областного бюджета и средств областного бюджета, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных в областном бюджете по соответствующему разделу, подразделу бюджетной классификации расходов бюджета на цели, указанные в пункте 1.1 настоящих Правил.
Согласно пункту 1.5 Правил размер гранта, предоставляемого конкретному начинающему фермеру, определяется конкурсной комиссией по отбору претендентов на получение из областного бюджета субсидий в виде грантов на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств, субсидий в виде единовременной помощи для бытового обустройства начинающим фермерам и субсидий в виде грантов на развитие семейных животноводческих ферм (далее - Комиссия) с учетом уровня софинансирования расходов за счет средств областного бюджета и средств областного бюджета, источником финансового обеспечения которых являются средства федерального бюджета, собственных средств начинающего фермера и его плана расходов в целях, указанных в пункте 1.3 настоящих Правил, и не может быть выше максимального размера гранта, указанного в пункте 1.4 настоящих Правил.
На основании п. 2.1 Правил для участия в конкурсе по отбору начинающих фермеров допускаются граждане Российской Федерации (далее - заявители) при соблюдении условий, установленных приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 22.03.2012 № 197 «О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2012 г. № 166».
Согласно п.2 Условий, утвержденных приложением № 2 к приказу Минсельхоза России № 197 от 22.03.2012, в конкурсную комиссию, созданную субъектом Российской Федерации для отбора начинающих фермеров, может подать заявку гражданин Российской Федерации, являющийся главой крестьянского (фермерского) хозяйства, созданного в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - Заявитель), с приложением документов, подтверждающих соблюдение следующих условий:
2.1. заявитель не осуществлял предпринимательскую деятельность в течение последних трех лет в качестве индивидуального предпринимателя и (или) не являлся учредителем (участником) коммерческой организации за исключением крестьянского (фермерского) хозяйства, главой которого он является.
Заявитель может подать заявку на участие в конкурсе по отбору начинающих фермеров, если период предпринимательской деятельности в совокупности составлял не более 6 месяцев в течение последних трех лет;
2.2. заявитель ранее не являлся получателем:
а) гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства (далее - Грант);
б) гранта на развитие семейных животноводческих ферм;
в) выплаты на содействие самозанятости безработных граждан, полученной до регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства (далее - хозяйство), главой которого является заявитель;
г) средств финансовой поддержки субсидии или грантов на организацию начального этапа предпринимательской деятельности, полученных до регистрации хозяйства, главой которого является заявитель;
д) единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам (далее - Помощь).
В случае, если указанные в пунктах «в» и «г» единовременные выплаты заявитель получает для создания и развития хозяйства, указанного в пункте 2.3 настоящих Условий, и не допускает финансирования за счет указанных выплат одних и тех же затрат, то заявитель может подать заявку на участие в конкурсе по отбору начинающих фермеров;
2.3. заявитель является главой хозяйства, деятельность которого на дату подачи заявки не превышает 24 месяцев со дня его регистрации и зарегистрированного на территории того же субъекта Российской Федерации, где подается заявка в конкурсную комиссию;
2.4. заявитель имеет среднее специальное или высшее сельскохозяйственное образование, или получил дополнительное профессиональное образование по сельскохозяйственной специальности, или имеет трудовой стаж в сельском хозяйстве не менее трех лет, или осуществляет ведение или совместное ведение личного подсобного хозяйства в течение не менее трех лет;
2.5. хозяйство, главой которого является заявитель, подпадает под критерии микропредприятия, установленные Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»;
2.6. заявитель имеет план по созданию и развитию хозяйства по направлению деятельности (отрасли), определенной региональной программой, увеличению объема реализуемой сельскохозяйственной продукции (далее - бизнес-план);
2.7. заявитель представляет план расходов (далее - План) с указанием наименований приобретаемого имущества, выполняемых работ, оказываемых услуг (далее - Приобретения), их количества, цены, источников финансирования (средств Гранта, Помощи, собственных и заемных средств);
2.8. глава хозяйства обязуется оплачивать за счет собственных средств не менее 10% стоимости каждого наименования Приобретений, указанных в Плане;
2.9. глава хозяйства обязуется использовать Грант и Помощь в течение 18 месяцев со дня поступления средств на его счет и использовать имущество, закупаемое за счет Гранта, исключительно на развитие хозяйства;
2.10. хозяйство планирует создание не менее одного постоянного рабочего места на каждые 500 тыс. рублей Гранта;
2.11. заявитель заключил договоры (предварительные договоры) о реализации сельскохозяйственной продукции на сумму более 30 тысяч рублей;
2.12. заявитель обязуется осуществлять деятельность хозяйства в течение не менее пяти лет после получения Гранта;
2.13. заявитель соглашается на передачу и обработку его персональных данных в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2.14. заявитель постоянно проживает или обязуется переехать на постоянное место жительства в муниципальное образование по месту нахождения и регистрации хозяйства, главой которого он является и данное хозяйство является единственным местом трудоустройства заявителя;
2.15. в крестьянском (фермерском) хозяйстве отсутствует просроченная задолженность по страховым взносам, пеням, штрафам.
Перечень документов, подтверждающих соответствие заявителя условиям, указанным в пункте 2 настоящих Условий, устанавливается субъектом Российской Федерации (п.3 Условий подачи заявок).
В соответствии с п. 3.4.1 Правил, утвержденных постановлением Администрации Курской области от 11.04.2013 № 199-па, для участия в конкурсе заявитель подает заявку по форме в соответствии с Приложением №1 к Правилам с приложением документов:
а) копий свидетельств о государственной регистрации индивидуального предпринимателя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства и о постановке на учет в налоговом органе или копии свидетельств о государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства в качестве юридического лица и постановке юридического лица на учет в налоговом органе;
б) выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, выданная не ранее чем за 30 календарных дней до даты подачи заявки;
в) копии паспорта;
г) копий: дипломов об образовании, подтверждающих наличие у него среднего профессионального или высшего образования сельскохозяйственной специальности, свидетельства об окончании курсов дополнительного профессионального образования по сельскохозяйственной специальности, трудовой книжки или выписки из похозяйственной книги, подтверждающей вхождение в состав членов личного подсобного хозяйства в течение не менее трех лет;
д) бизнес-плана (в состав бизнес-плана включается план расходов) (далее - План);
е) копий договоров (предварительных договоров) о реализации сельскохозяйственной продукции на сумму не менее 30 тысяч рублей;
ж) выписки из банковского счета или справки, выданной кредитной организацией не ранее чем за 30 календарных дней до даты подачи заявки, подтверждающих наличие на счете заявителя денежных средств в объеме не менее 10 процентов от расходов, предусмотренных Планом;
з) справки о наличии техники и оборудования, земли, поголовья скота и птицы в крестьянском (фермерском) хозяйстве, составленной заявителем по форме согласно приложению № 3 к настоящим Правилам;
и) копий документов, подтверждающих его право собственности или право пользования на движимое и недвижимое имущество, участвующее в реализации Плана, либо имущество члена его крестьянского (фермерского) хозяйства (при наличии);
к) письма финансово-кредитной организации о предварительной готовности, в случае получения заявителем гранта, предоставить ему кредит с указанием суммы кредита, срока возврата и процентной ставки (представляется в случае, если в соответствии с представленным заявителем Планом предусматривается привлечение заемных средств);
л) справки о численности работников крестьянского (фермерского) хозяйства, составленной заявителем;
м) справки о размере выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС со дня регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства, составленной заявителем;
н) отчетов по форме № 1-КФХ (информация о производственной деятельности) и форме № 2-КФХ (информация о наличии ресурсов), утвержденным приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, за последний отчетный год (в случае, если заявитель зарегистрирован в году, предшествующем году подачи заявки на участие в конкурсе по отбору начинающих фермеров);
о) формы федерального статистического наблюдения № 2-фермер «Сведения о сборе урожая сельскохозяйственных культур» с отметкой территориального органа государственной статистики по Курской области (при наличии);
п) формы федерального статистического наблюдения № 3-фермер «Сведения о производстве продукции животноводства и поголовье скота» с отметкой территориального органа государственной статистики по Курской области (при наличии).
В случае, если документы, указанные в подпунктах «а», «б» и «и» (в части документов, подтверждающих право собственности на недвижимое имущество, право на которое зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним) настоящего подпункта, заявитель не предоставляет самостоятельно, то данные документы запрашиваются Комитетом в рамках межведомственного взаимодействия.
Уполномоченный работник Комитета рассматривает в течение 7 дней поступившие документы на предмет соответствия заявителя условиям, указанным в пункте 2.1 Правил. По результатам рассмотрения включает заявку в перечень заявок, подлежащих рассмотрению на заседании Комиссии, и направляет письменное уведомление заявителю о включении его в перечень заявок или уведомление об отказе во включении заявки в перечень заявок с указанием причины.
На основании пункта 3.4.10 Правил, основаниями для отказа во включении заявки в перечень заявок, подлежащих рассмотрению на заседании Комиссии, являются:
несоответствие заявителя условиям, указанным в пункте 2.1 настоящих Правил;
несоответствие заявки содержанию и форме, установленной приложением № 1 к настоящим Правилам;
непредставление в полном объеме или несоответствие документов, указанных в подпункте 3.4.1 пункта 3.4 настоящих Правил, за исключением документов, указанных в подпунктах «а», «б» и «и» (в части документов, подтверждающих право собственности на недвижимое имущество, право на которое зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним) настоящего подпункта, которые запрашиваются Комитетом в рамках межведомственного взаимодействия.
Как следует из материалов дела, заявителем при подаче заявки на получение субсидии были представлены следующие документы:
1. Заявка от 20.11.2014
2. Копия свидетельства о государственной регистрации КФХ серия 46 №001741818
3. Копия свидетельства о постановке на учет физического лица в налоговом органе серия 46 №000628136.
4. Копия паспорта ФИО1
5. Копия диплома Г-1 №889073
6. Бизнес-план.
7. Копия договора купли-продажи товара от 15.11.2014.
8. Выписка из лицевого счета ФИО1, выданная Сбербанком России о наличии денежных средств на счете.
9. Справка о численности работников КФХ от 20.11.2014.
10. Справка о размере выручки от 20.11.2014.
11. Копия свидетельства о государственной регистрации права серия 46 АД №171905.
12. Копия свидетельства о государственной регистрации права серия 46 АД №028838.
13. Копия налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) за 2013 год с «нулевыми» показателями.
Из материалов дела следует, что Комитет АПК Курской области, получив заявку ИП главы КФХ ФИО1 на получение субсидии от 20.11.2014, произвел действия по проверке соответствия заявителя критериям участия в программе получения субсидий, установленным п.2 Условий, утвержденных приказом Минсельхоза России № 197 от 22.03.2012, в ходе которых из выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (т.1, л.д.80-87) получил информацию о том, что ФИО1, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя – главы КФХ 07.04.2014, ранее также регистрировался в качестве индивидуального предпринимателя в периоды с 21.04.2005 по 04.10.2006; с 04.10.2006 по 03.04.2012; с 18.05.2012 по 28.03.2014.
С учетом указанной информации, Комитет АПК Курской области уведомил ИП главу КФХ ФИО1 письмом № 09.01-06/3861 от 01.12.2014 об отказе во включении его заявки в перечень заявок, подлежащих рассмотрению на заседании Комиссии, в связи с несоответствием заявителя пункту 2.1 Условий, утвержденных приказом Минсельхоза России от 22.03.2012 № 197. Иных оснований для отказа, в том числе со ссылкой на непредставление в полном объеме предусмотренных документов, указанное письмо не содержит.
В связи с этим заявка ФИО1 от 20.11.2014 Конкурсной комиссией не рассматривалась, заявитель был лишен возможности принять участие в конкурсе на право получения субсидии.
Согласно пояснениям Комитета АПК Курской области, изложенные в оспариваемом отказе Комитета АПК Курской области выводы сводятся к тому, что заявитель в течение последних трех лет осуществлял предпринимательскую деятельность, в связи с чем он не соответствует требованиям, установленным Правилами.
Следует отметить, что заявитель, не оспаривая факта своей предыдущей регистрации в качестве индивидуального предпринимателя – главы крестьянского (фермерского) хозяйства в предшествующие периоды (с 21.04.2005 по 04.10.2006; с 04.10.2006 по 03.04.2012; с 18.05.2012 по 28.03.2014), вместе с тем, ссылается на отсутствие осуществления им предпринимательской деятельности или деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства в законодательно предусмотренный (3 года) период времени; регистрация КФХ в предшествующие периоды, согласно пояснениям заявителя, осуществлялась им для участия в программах получения субсидий, однако из-за неоднократных отказов по формальным основаниям заявитель был лишен возможности участвовать в программе получения субсидий и фактически начать осуществлять деятельность КФХ. В связи с этим предпринимательская деятельность, деятельность КФХ ФИО1, согласно пояснениям заявителя, несмотря на факт регистрации, фактически не осуществлялась.
Оценив представленные в материалы дела документальные доказательства по правилам ст. 71 АПК РФ, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п.2 Условий, утвержденных приказом Минсельхоза России № 197 от 22.03.2012, правом на получение субсидии обладают только лица, имеющие статус главы крестьянского (фермерского) хозяйства, поэтому регистрация заявителя в качестве главы КФХ для участия в программе получения субсидии являлась обязательной.
Согласно условиям программы, правом на получение субсидий обладают только начинающие фермеры, критерии определения которых для целей программы установлены п.2.1-2.15 Условий, утвержденных приказом Минсельхоза России № 197 от 22.03.2012. В частности, для определения понятия «начинающий фермер» указанный нормативный правовой акт вводит критерий продолжительности осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства (деятельность КФХ на дату подачи заявки не должна превышать 24 месяцев со дня регистрации, п.2.3 Условий) и критерий отсутствия осуществления претендентом в течение последних трех лет предпринимательской деятельности в качестве индивидуального предпринимателя и (или) отсутствия участия претендента в коммерческой организации, за исключением крестьянского (фермерского) хозяйства, главой которого он является (п.2.1 Условий).
Таким образом, и в первом, и во втором случае при установлении данных критериев используется не термин «регистрация», а термин «деятельность», то есть определяющим критерием является не факт регистрации лица в качестве индивидуального предпринимателя или главы КФХ сам по себе, а осуществление лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя или главы КФХ в установленные Условиями периоды.
Статья 2 ГК РФ определяет предпринимательскую деятельность как самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
В силу ч.1 ст.23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
К предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила настоящего Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения (ч.3 ст.23 ГК РФ).
Гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с нарушением требований пункта 1 настоящей статьи, не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем. Суд может применить к таким сделкам правила настоящего Кодекса об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (ч.4 ст.23 ГК РФ).
Граждане вправе заниматься производственной или иной хозяйственной деятельностью в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства, заключенного в соответствии с законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве. ФИО4 крестьянского (фермерского) хозяйства может быть гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя (ч.5 ст.23 ГК РФ).
Часть 1 ст.1 Федерального закона № 74-ФЗ от 11.06.2003 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (далее – Закон о КФХ, в редакции, действовавшей на дату совершения оспариваемых действий по отказу), определяет крестьянское (фермерское) хозяйство (далее также - фермерское хозяйство) как объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.
В соответствии с ч.2 ст.1 Закона о КФХ фермерское хозяйство может быть создано одним гражданином.
Фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. К предпринимательской деятельности фермерского хозяйства, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила гражданского законодательства, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правовых отношений (ч.3 ст.1 Закона о КФХ).
Согласно ст.5 Закона о КФХ, фермерское хозяйство считается созданным со дня его государственной регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Как и в ранее приведенных положениях Условий, утвержденных приказом Минсельхоза России № 197 от 22.03.2012, в нормах Гражданского кодекса РФ и Закона о КФХ, определяющих статус предпринимательской деятельности и крестьянского (фермерского) хозяйства, законодатель оперирует понятием «деятельность», не используя при определении понятия такой деятельности регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя или крестьянского (фермерского) хозяйства как определяющий критерий наличия или отсутствия деятельности.
При этом из положений ст.ст.8-10, 22.1, 22.3 Федерального закона № 129-ФЗ от 08.08.2001 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» следует, что регистрация лица в качестве индивидуального предпринимателя, равно как и регистрация прекращения деятельности индивидуального предпринимателя носят заявительный характер, а из положений ч.4 ст.23 ГК РФ следует, что факт регистрации не является определяющим при применении правил ГК РФ об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, в случае, если лицо фактически осуществляло предпринимательскую деятельность без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
Из совокупности указанных норм следует, что понятия «предпринимательская деятельность гражданина» и «регистрация в качестве индивидуального предпринимателя», равно как и «деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства» и «регистрация крестьянского (фермерского) хозяйства», используемые в действующем законодательстве, не являются равнозначными, в силу чего наличие факта регистрации лица в качестве индивидуального предпринимателя или главы крестьянского (фермерского) хозяйства не может являться безусловным и неоспоримым доказательством того, что лицо предпринимательскую деятельность или деятельность КФХ осуществляло.
Вместе с тем, определяющим критерием для участия лица в программе на получение спорной субсидии, в соответствии с п.2 Условий, утвержденных приказом Минсельхоза России № 197 от 22.03.2012, является именно не факт регистрации лица в качестве индивидуального предпринимателя или главы крестьянского (фермерского) хозяйства, а факт осуществления лицом деятельности КФХ и (или) предпринимательской деятельности в течение определенных Условиями периодов.
В целях проверки доводов заявителя относительно неосуществления ФИО1 предпринимательской деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, деятельности КФХ ФИО1, судом был направлен запрос в налоговый орган, касающийся подтверждения факта регистрации заявителя в качестве индивидуального предпринимателя, главы КФХ, а также подаваемой заявителем налоговой и бухгалтерской отчетности, операций по счетам заявителя в банках.
В ответ на запросы суда от 31.07.2015 и от 01.09.2015 о предоставлении документально подтвержденных сведений в отношении ИП ФИО4 КФХ ФИО1, Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Курску сообщила, что ФИО1 действительно был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в периоды с 21.04.2005 по 04.10.2006; с 04.10.2006 по 03.04.2012; с 18.05.2012 по 28.03.2014, а также с 07.04.2014. На момент рассмотрения Комиссией заявки о предоставлении субсидии и на момент рассмотрения настоящего спора в суде, заявление о прекращении деятельности от ИП ФИО4 КФХ ФИО1 в налоговый орган не поступало.
Вместе с тем, ИНФНС России по г. Курску по запросу суда также было подтверждено, что ИП ФИО1 представлялись налоговые декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) за 2011-2014 годы с суммой налога, подлежащей уплате в бюджет «0» рублей, расчетные счета в банках у ИП ФИО4 КФХ ФИО1 отсутствуют.
Из представленных в материалы дела доказательств (выписки из похозяйственной книги № 325 от 29.12.2012 (т.2, л.д.22-25), справки Администрации Котовского сельсовета № 309 от 16.06.2015 (т.1, л.д.94), следует, что ФИО1 в личном подсобном хозяйстве, расположенном в с. Пселец Пристенского района Курской области, имеет приусадебный участок размером 0,5 га и пчелосемьи – 25 шт. (в 2012 году количество пчелосемей составляло 35).
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 07.07.2003 № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» (далее – Закон №112-ФЗ) личное подсобное хозяйство - форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. Пунктом 4 статьи 2 указанного Закона предусмотрено, что реализация гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственной продукции, произведенной и переработанной при ведении личного подсобного хозяйства, не является предпринимательской деятельностью. Нахождение указанных объектов (приусадебного участка площадью 0,5 га, пчелосемей) не свидетельствует о ведении ФИО1 предпринимательской деятельности и не противоречит Федеральному закону № 112-ФЗ.
Учитывая изложенное, суд отклоняет возможные ссылки ответчиков на ведение ИП ФИО4 КФХ ФИО1 предпринимательской деятельности.
В материалах дела также представлена выписка из лицевого счета по вкладу «Пенсионный плюс» Сбербанка России и справка о состоянии данного вклада за период с 28.10.2013 по 31.08.2015 (т.2 л.д. 26-31), которые также подтверждают, что на момент обращения заявителя с заявкой на участие в конкурсе по предоставлению субсидий (20.11.2014) иных расчетных счетов у заявителя не имелось, а остаток по данному вкладу составлял 31 руб. 87 коп. Следует отметить, что указанный вклад открыт заявителю для получения пенсионных выплат и не может свидетельствовать о получении доходов от ведения предпринимательской деятельности.
Денежные средства по иным расчетным счетам Сбербанка России открыты заявителю в рамках предоставления кредитного займа в размере 300 000 рублей на основании кредитного договора №063205/0497 от 15.11.2006 для ведения личного подсобного хозяйства, в том числе для покупки овец, малогабаритной техники и пчелосемей.
Таким образом, доводы заявителя о том, что фактически предпринимательскую деятельность он не вел и не ведет, и доходов от нее не получал и не получает, подтверждаются материалами дела. Доказательств иного ответчиками не представлено.
Указанные обстоятельства подтверждают доводы заявителя о том, что фактически предпринимательская деятельность, деятельность КФХ в указанные периоды не осуществлялась.
С учетом положений ч.1 ст.65, ч.5 ст.200 АПК РФ, возлагающих обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на совершение оспариваемых действий, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия совершения оспариваемых действий, на ответчиков, принимая во внимание указанные выше обстоятельства, суд приходит к выводу, что Комитетом, совершившим оспариваемые действия по отказу заявителю во включении заявки в перечень заявок, подлежащих рассмотрению Комиссией, не представлено убедительных доводов и доказательств, отвечающих критериям достаточности, достоверности и допустимости, подтверждающих факт ведения заявителем предпринимательской деятельности в течение трех лет до момента подачи заявки от 20.11.2014 на предоставление субсидии.
Наличие регистрации заявителя в качестве индивидуального предпринимателя в указанные периоды само по себе не подтверждает фактическое осуществление заявителем предпринимательской деятельности и получение доходов. С учетом изложенного нельзя признать состоятельными доводы Комитета и председателя Комитета АПК Курской области ФИО2 об установлении факта ведения предпринимательской деятельности ИП ФИО4 КФХ ФИО1 лишь на основании регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
Заявитель неоднократно пояснял, что регистрация в качестве индивидуального предпринимателя была необходима ему, по сути, для соответствия требованиям, установленным Условиями, утвержденными приказом Минсельхоза России № 197 от 22.03.2012 для получения субсидии; при этом на момент подачи заявки (20.11.2014) он соответствовал критериям, предусмотренным п.2 Условий, утвержденных приказом Минсельхоза России № 197 от 22.03.2012, в том числе – деятельность КФХ, зарегистрированного 07.04.2014, не превышала 24 месяцев со дня его регистрации.
Суд также принимает во внимание следующее.
Согласно п.3.4.9 Правил уполномоченный работник Комитета в течение 7 рабочих дней с даты окончания подачи заявок и документов:
а) рассматривает поступившие документы на предмет соответствия заявителя условиям пункта 2.1 настоящих Правил и наличия документов, указанных в подпункте 3.4.1 пункта 3.4 настоящих Правил;
б) запрашивает в Комитете потребительского рынка, развития малого предпринимательства и лицензирования Курской области сведения:
о неосуществлении заявителем предпринимательской деятельности в течение последних трех лет в качестве индивидуального предпринимателя и (или) не являлся ли он учредителем (участником) коммерческой организации, за исключением крестьянского (фермерского) хозяйства, главой которого он является, а также период осуществления предпринимательской деятельности, который в совокупности должен составлять не более 6 месяцев в течение последних трех лет;
о неполучении заявителем средств финансовой поддержки в виде субсидий и грантов, полученных в рамках Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»;
в) запрашивает в УФНС России по Курской области:
копии свидетельств о государственной регистрации индивидуального предпринимателя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства и о постановке на учет в налоговом органе или свидетельств о государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства в качестве юридического лица и постановке юридического лица на учет в налоговом органе;
копии выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, выданную не ранее чем за 30 календарных дней до даты подачи заявки;
сведения об отсутствии просроченной задолженности по страховым взносам, пеням, штрафам (в случае, если заявитель зарегистрирован в году, предшествующем году подачи заявки на участие в конкурсе по отбору начинающих фермеров);
г) запрашивает в Комитете по труду и занятости населения Курской области сведения о неполучении заявителем средств финансовой поддержки в виде выплат на содействие самозанятости безработных граждан в рамках Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»;
д) по результатам рассмотрения уполномоченный работник Комитета включает заявку в перечень заявок, подлежащих рассмотрению на заседании Комиссии, и направляет письменное уведомление заявителю о включении его в перечень заявок или направляет уведомление об отказе во включении заявки в перечень заявок с указанием причины.
Принимая во внимание указанные нормы, ответчиками не представлено доказательств направления Комитетом АПК Курской области запросов в Комитет потребительского рынка, развития малого предпринимательства и лицензирования Курской области о предоставлении сведений о неосуществлении или осуществлении заявителем предпринимательской деятельности в течение последних трех лет в качестве индивидуального предпринимателя и сведений, не являлся ли он учредителем (участником) коммерческой организации, за исключением крестьянского (фермерского) хозяйства, главой которого он является.
Ссылка Комитета АПК Курской области на направление письма в Минсельхоз России с просьбой о разъяснении пункта 2.1 Условий подачи заявок не может свидетельствовать о соблюдении вышеуказанных требований в установленном законом порядке; письмо Минсельхоз России не является нормативным правовым актом, обязательным к исполнению, при этом, в силу п.3.4.5, 3.4.9 Правил, утвержденных постановлением Администрации Курской области № 199-па от 11.04.2013, разрешение указанного вопроса относится исключительно к компетенции уполномоченного работника Комитета АПК Курской области, а не к компетенции Минсельхоза России или иных органов.
При этом суд принимает во внимание, что, оценивая заявку ИП КФХ ФИО1 на предмет ее соответствия критериям Условий, утвержденных приказом Минсельхоза России № 197 от 22.03.2012, Комитет АПК Курской области располагал полученными от заявителя сведениями и возражениями относительно того, что он фактически не осуществлял предпринимательской, фермерской деятельности в периоды предшествовавшей регистрации КФХ (о чем свидетельствует ссылка на представление «нулевых» деклараций в запросе Комитета АПК Курской области в Минсельхоз России), однако Комитет АПК Курской области не произвел необходимых действий по проверке указанных доводов и обстоятельств, ограничившись формальной констатацией факта предыдущей регистрации заявителя в качестве главы КФХ.
Оценивая доводы ответчиков, изложенные в уведомлении об отказе по включению заявки в перечень заявок в их совокупности, суд приходит к выводу, что правовых и фактических оснований отнесения заявителя к категории КФХ, которые не могут принимать участие в конкурсе на получение субсидии по данному делу, у Комиссии не имелось.
Исходя из представленных документов и пояснений сторон, суд также приходит к выводу, что ИП ФИО4 КФХ ФИО1 на момент подачи им заявки 20.11.2014 отвечал критериям, установленным п.2.1 Правил предоставления из областного бюджета субсидий в виде грантов и (или) субсидий в виде единовременной помощи на поддержку начинающим фермерам, в силу чего его заявка подлежала рассмотрению Конкурсной комиссией по существу, однако решением Комитета АПК Курской области, оформленным подписанным председателем Комитета ФИО2 уведомлением от 01.12.2014, заявка необоснованно не была допущена к участию в конкурсе на право получения субсидии.
В рассматриваемом случае оспариваемые заявителем действия по отказу в предоставлении субсидии выразились в недопущении заявки заявителя от 20.11.2014 к участию в конкурсе на получение субсидии (отказе в включении заявки в перечень заявок, подлежащих рассмотрению Комиссией), вследствие чего заявитель был лишен возможности на конкурентной основе участвовать в конкурсе и претендовать на право получения субсидии в случае победы в нем.
Учитывая положения ч.1 ст.198 АПК РФ, п.6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №6, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ №8 от 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», для признания в рассматриваемом случае незаконными оспариваемых действий необходимо одновременное соблюдение двух условий, а именно – несоответствие оспариваемых действий закону и нарушения указанными действиями прав и законных интересов лица, в отношении которого они совершены.
Доказательствами, представленными в материалы дела, подтверждается, что оспариваемые действия совершены Комитетом АПК Курской области в нарушение требований действующего законодательства в рассматриваемой сфере и препятствуют Предпринимателю в реализации права на участие в конкурсе на получение субсидии, чем нарушают права и законные интересы заявителя.
Таким образом, уточненные требования заявителя в этой части подлежат удовлетворению путем признания незаконными выраженных в письме председателя Комитета АПК Курской области №09.01-06/3861 от 01.12.2014 действий Комитета АПК Курской области по отказу ИП ФИО4 КФХ ФИО1 во включении заявки ИП ФИО1 от 20.11.2014 в перечень заявок, подлежащих рассмотрению на заседании конкурсной комиссии.
Согласно п.3 ч.5 ст.201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Поскольку, в силу п.3.5 Правил, утвержденных постановлением Администрации Курской области № 199-па от 11.04.2013, рассмотрение заявок по существу относится к полномочиям не Комитета АПК Курской области, а Конкурсной комиссии, которая, в свою очередь, не обладает правами юридического лица и создана при Комитете АПК Курской области (п.1.1, 1.2, 3.8 Положения о комиссии, утвержденного постановлением Администрации Курской области № 199-па от 11.04.2013), в качестве способа восстановления нарушенного права заявителя суд в порядке п.3 ч.5 ст.201 АПК РФ считает необходимым обязать Комитет АПК Курской области в лице Конкурсной комиссии по отбору претендентов на получение субсидий из областного бюджета в виде грантов на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств рассмотреть по существу заявку ИП ФИО4 КФХ ФИО1 на предоставление субсидии от 20.11.2014 в установленном законом порядке.
Аналогичные требования заявителя, заявленные к другим соответчикам – Председателю Комитета АПК Курской области ФИО2 и Администрации Курской области, подлежат отклонению, поскольку из положений п.п.3.4.5, 3.4.9 Правил, утвержденных постановлением Администрации Курской области № 199-па от 11.04.2013, следует, что председатель Комитета АПК Курской области ФИО2 не является уполномоченным работником Комитета, наделенным полномочиями принимать заявки и оценивать их на соответствие Условиям, утвержденным приказом Минсельхоза России № 197 от 22.03.2012; Администрация Курской области также не совершала оспариваемых действий и не обладает непосредственными полномочиями, связанными с восстановлением прав заявителя. Судом установлено, что оспариваемые действия в указанной части были совершены Комитетом АПК Курской области, а уведомление № 09.01-06/3861 от 01.12.2014 было подписано ФИО2 как руководителем Комитета, а не как уполномоченным работником Комитета в значении, придаваемом ему п.3.4.5 Правил, утвержденных постановлением Администрации Курской области № 199-па от 11.04.2013.
С учетом указанного, суд не находит оснований для удовлетворения оставшейся части уточненных требований, оставшейся после выделения 15.10.2015 в отдельное производство части требований, касающихся обязания выплатить спорную субсидию.
Принимая во внимание положения ст.ст.101, 106, 110, 112 АПК РФ, ст.ст.333.21, 333.22, 333.37 Налогового кодекса РФ, расходы по уплате госпошлины за рассмотрение заявления в сумме 300 руб., понесенные заявителем, подлежат взысканию с совершившего оспариваемые действия ответчика – Комитета АПК Курской области, в пользу заявителя.
Руководствуясь статьями 17, 29, 110, 167-170, 176, 200-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Уточненные требования индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 в части, оставшейся после выделения 15.10.2015 части требований в отдельное производство, удовлетворить частично.
Признать незаконными действия Комитета агропромышленного комплекса Курской области по отказу во включении заявки индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 от 20.11.2014 в перечень заявок, подлежащих рассмотрению на заседании Конкурсной комиссии по отбору претендентов на получение из областного бюджета субсидий в виде грантов на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств, субсидий в виде единовременной помощи для бытового обустройства начинающим фермерам и субсидий в виде грантов на развитие семейных животноводческих ферм, выраженные в письме председателя Комитета агропромышленного комплекса Курской области № 09.01-06/3861 от 01.12.2014.
В порядке п.3 ч.4 ст.201 АПК РФ обязать Комитет агропромышленного комплекса Курской области в лице Конкурсной комиссии по отбору претендентов на получение из областного бюджета субсидий в виде грантов на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств, субсидий в виде единовременной помощи для бытового обустройства начинающим фермерам и субсидий в виде грантов на развитие семейных животноводческих ферм устранить допущенное нарушение прав заявителя, в том числе – рассмотреть по существу заявку индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 на предоставление субсидии от 20.11.2014.
В соответствии с ч.2 ст.182 АПК РФ решение подлежит немедленному исполнению.
В удовлетворении оставшейся части уточненных требований, оставшейся после выделения 15.10.2015 части требований в отдельное производство, отказать.
Оспариваемые действия проверены на соответствие Федеральному закону № 101-ФЗ от 24.07.2002 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», Гражданскому кодексу Российской Федерации, постановлению Правительства РФ № 166 от 28.02.2012 «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку начинающих фермеров», приказу Министерства сельского хозяйства Российской Федерации № 197 от 22.03.2012 «О реализации постановления Правительства РФ от 28.02.2012 № 166», Постановлению Администрации Курской области № 199-па от 11.04.2013 «О реализации ведомственной целевой программы «Поддержка начинающих фермеров и развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств Курской области на 2013-2015 годы».
Взыскать с Комитета агропромышленного комплекса Курской области (место нахождения - 305000, <...>, дата государственной регистрации в качестве юридического лица – 19.12.2002, ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 (ОГРНИП <***>, <...>), 300 руб. 00 коп. расходов по уплате госпошлины.
Данное решение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия. В случае, если настоящее решение было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, оно может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу. Апелляционные и кассационные жалобы подаются через Арбитражный суд Курской области.
Судья Д.В. Лымарь