ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А35-4871/19 от 16.01.2020 АС Курской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

г. Курск, ул. К. Маркса, д. 25

http://www.kursk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Курск

22 января 2020 года

Дело № А35-4871/2019

Резолютивная часть решения объявлена 16.01.2020.

Полный текст решения изготовлен 22.01.2020.

Арбитражный суд Курской области в составе судьи Григоржевич Е.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Атрепьевой Е.А., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению

Государственного учреждения - Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Курске Курской области

к обществу с ограниченной ответственностью «БОРОДИНО» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о взыскании финансовых санкций за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за май 2018 года в сумме 500 руб.

В судебном заседании приняли участие представители:

от заявителя – ФИО1 по доверенности от 06.03.2019, представил служебное удостоверение, копию диплома;

от заинтересованного лица – не явился, извещен надлежащим образом.

Выслушав доводы представителя заявителя и изучив материалы дела, арбитражный суд

УСТАНОВИЛ:

Заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью «БОРОДИНО» финансовой санкции за непредставление в установленные сроки сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за май 2018 года в сумме 500 руб.

06.06.2019 заявление принято в порядке упрощенного производства.

30.07.2019 судом вынесено определение о рассмотрении дела по общим правилам искового производства.

Представитель заявителя поддержал заявленные требования в полном объеме, дополнительных документов, ходатайств не представил.

Представитель заинтересованного лица не явился, извещен надлежащим образом, дополнительных документов, ходатайств не представил, согласно ранее представленному отзыву и возражениям просил суд отказать в удовлетворении требований заявителя.

Дело рассмотрено в соответствии с частью 3 статьи 156, частью 2 статьи 215 АПК РФ в отсутствие заинтересованного лица, извещенного о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.

Из материалов дела следует, что ООО «БОРОДИНО» зарегистрировано в качестве юридического лица 02.11.2004, внесено в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером <***>, ИНН <***>, и с 04.11.2004 состоит на учете в УПФР в г. Курске Курской области в качестве страхователя.

15.08.2018 ООО «БОРОДИНО» нарочным представило в УПФР в г. Курске сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за май 2018 года (исходная форма) на 1 застрахованное лицо.

Одновременно с представлением отчетности от ООО «БОРОДИНО» поступило заявление № 3 от 13.08.2018 (л.д. 18), в котором общество пояснило, что директор - единственный учредитель общества - не является работником общества, предприятие не оплачивает его услуги, так как трудовой договор не заключался, никаких выплат он от организации не получал, в связи с чем, пенсионные страховые взносы не начислялись и не уплачивались.

ООО «БОРОДИНО» «нулевой» СЗВ-М на директора-учредителя без зарплаты в территориальное отделение Пенсионного фонда не направляло (с учетом письма ПФР №ЛЧ-08-19/10581 от 27.07.2016).

При этом, ООО «БОРОДИНО» просило учесть смягчающие обстоятельства: деятельность не ведется более 20 лет, нарушение со стороны организации допущено впервые, никакого злого умысла по задержке со сдачей формы СЭВ-М со стороны предприятия не было, бюджет от несвоевременной сдачи формы СЭВ-М не пострадал.

16.08.2018 УПФР в г. Курске Курской области проведена проверка достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, а также порядка предоставления указанных сведений в форме электронного документа ООО «БОРОДИНО» за май 2018 года, в ходе которой выявлено нарушение ООО «БОРОДИНО» пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», что отражено в акте о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования № 056S18180004896 от 16.08.2018 (л.д. 14-15).

По результатам проверки предложено привлечь ООО «БОРОДИНО» к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

Акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования № 056S18180004896 от 16.08.2018 направлен заинтересованному лицу по почте 21.08.2018, что подтверждается списком внутренних почтовых отправлений (л.д. 16-17).

Рассмотрение акта о выявлении правонарушения состоялось в отсутствие лица, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченного представителя), извещенного надлежащим образом. При рассмотрении акта и вынесении решения УПФР в г.Курске Курской области учтены письменные возражения страхователя от 13.08.2018 №3.

По результатам рассмотрения акта № 056S18180004896 от 16.08.2018 УПФР в г.Курске Курской области вынесено решение № 056S19180005060 от 27.09.2018 о привлечении страхователя – ООО «БОРОДИНО» к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, предусмотренного статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»), и назначении финансовой санкции (штрафа) в размере 500 руб. (л.д. 19-20). Сведения об отягчающих обстоятельствах в решении отсутствуют.

Решение о привлечении страхователя к ответственности направлено в адрес страхователя посредством почтовой связи 03.10.2018, (л.д. 21-23).

По результатам обжалования Обществом оспариваемого решения, сведений об его отмене суду не представлено.

06.11.2018 в адрес ООО «БОРОДИНО» посредством почтовой связи направлено требование № 056S01180009182 от 31.10.2018 об уплате в добровольном порядке в срок до 03.12.2018 финансовой санкции в размере 500 руб., что подтверждается списком внутренних почтовых отправлений, содержащим оттиск штемпеля отделения почтовой связи (л.д. 25-28).

В связи с неисполнением страхователем в установленный срок указанного требования и неуплатой в добровольном порядке начисленной суммы финансовой санкции, УПФР в г. Курске Курской области обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание с ООО «БОРОДИНО» финансовой санкции (штрафа) в размере 500 руб. за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за май 2018 года.

Определением Арбитражного суда Курской области от 29.04.2019 по делу № А35-3339/2019 в принятии заявления о выдаче судебного приказа было отказано.

Ссылаясь на отказ в принятии заявления о выдаче судебного приказа, а также на неисполнение в добровольном порядке требования № 056S01180009182 от 31.10.2018, УПФР в г. Курске обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с ООО «БОРОДИНО» финансовой санкции (штрафа) в размере 500 руб. за непредставление страхователем в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за май 2018 года.

Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд находит заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье 213 АПК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.

Заявление о взыскании подается в арбитражный суд, если не исполнено требование заявителя об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ) законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 424-ФЗ «О накопительной пенсии» и Федерального закона от 01 апреля 1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ), иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации.

Правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе, в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются с 01.01.2017 законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Из перечисленных норм права следует, что к отношениям, связанным со взысканием штрафов, предусмотренных Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ за непредставление индивидуальных сведений в системе обязательного пенсионного страхования, в отсутствие иного специального правового регулирования (часть 6 статьи 13 АПК РФ) подлежат применению сроки, установленные законодательством о налогах и сборах.

Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах, сборах, страховых взносах (пункт 1 статьи 1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Налоговый кодекс РФ)).

На основании пункта 3 статьи 46 Налогового кодекса РФ заявление о взыскании штрафа может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об его уплате. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Ранее, до 31.12.2016, аналогичная норма содержалась в статье 19 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», которая применялась при взыскании указанных штрафов в силу статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ.

В рассматриваемом случае, с учетом установленного срока исполнения требования № 056S01180009182 от 31.10.2018 (до 03.12.2018), суд приходит к выводу о соблюдении заявителем шестимесячного срока для обращения в суд (заявление подано 31.05.2019).

В соответствии с частью 6 статьи 215 АПК РФ при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.

В силу части 4 статьи 215 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.

Индивидуальный (персонифицированный) учет - это организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 1 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ).

Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, лицах, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лицах, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», а также сведений о детях.

Согласно статье 5 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации.

В силу положений статьи 13 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы ПФР осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. При этом Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы вправе проводить проверки правильности начисления и уплаты страховых взносов страхователем в Пенсионный фонд РФ, проверки документов, связанных с назначением (перерасчетом) и выплатой обязательного страхового обеспечения, представлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц; требовать и получать у плательщиков страховых взносов необходимые документы, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе указанных проверок, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну, определяемую в установленном законодательством РФ порядке.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ ответчик является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.

Как установлено судом из материалов дела, ООО «БОРОДИНО» состоит на учете в УПФР в г. Курске Курской области в качестве страхователя с 04.11.2004 (регистрационный номер 056030051378).

Согласно пунктам 1, 2 статьи 8 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ сведения о застрахованных лицах представляются страхователями.

Страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения (за исключением сведений, предусмотренных пунктом 2.3 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ) о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы. Документы, содержащие указанные сведения, могут быть представлены в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг. Документы в электронной форме, содержащие указанные сведения, должны быть подписаны электронной подписью в соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 №63-ФЗ «Об электронной подписи». Вид электронной подписи и порядок ее проверки устанавливаются Пенсионным фондом Российской Федерации.

Сведения для индивидуального (персонифицированного) учета, представляемые в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ в органы Пенсионного фонда Российской Федерации, представляются в соответствии с порядком и инструкциями, устанавливаемыми Пенсионным фондом Российской Федерации. Формы и форматы сведений для индивидуального (персонифицированного) учета, порядок заполнения страхователями форм указанных сведений определяются Пенсионным фондом Российской Федерации.

Контроль за достоверностью сведений, представляемых страхователями в Пенсионный фонд Российской Федерации, осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации.

Постановлением Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 07.12.2016 № 1077п в целях обеспечения представления страхователями о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) сведений в форме электронного документа в соответствии с пунктом 2 статьи 8 и пунктами 2.2 и 4 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ утвержден формат сведений для ведения индивидуального (персонифицированного) учета (форма СЗВ-М) согласно приложению к указанному постановлению.

В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

Застрахованными признаются лица, работающие по трудовому договору, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества, или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг (пункт 1 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ).

В письме Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 07.07.2016 № 21-3/10/В-4587 сообщалось, что если физические лица (в том числе руководитель организации в случае, когда он является ее единственным учредителем) состоят с данной организацией в трудовых отношениях, то такие лица в целях Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» относятся к работающим лицам. Работодатель, зарегистрированный в Пенсионном фонде Российской Федерации в качестве страхователя по обязательному пенсионному страхованию, обязан представлять отчетность по индивидуальному (персонифицированному) учету, в том числе по форме СЗВ-М, в соответствии с нормами действующего законодательства в отношении застрахованных лиц, работающих в организации по трудовому или гражданско-правовому договору, в том числе в отношении руководителей организации, являющихся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества.

Письмом от 16.03.2018 № 17-4/10/В-1846 Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации сообщило, что работодатель, зарегистрированный в Пенсионном фонде Российской Федерации в качестве страхователя по обязательному пенсионному страхованию, обязан представлять отчетность по индивидуальному (персонифицированному) учету по формам СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ в отношении застрахованных лиц, состоящих с данной организацией в трудовых отношениях, в том числе руководителей организаций, являющихся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества.

Исходя из указанных положений, страхователь – ООО «БОРОДИНО» должно было представить сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за май 2018 года не позднее 15.06.2018.

Как следует из представленных в материалы дела доказательств и не оспаривается заинтересованным лицом, сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за май 2018 года на 1 застрахованное лицо были представлены ООО «БОРОДИНО» нарочным 15.08.2018, то есть, позже срока, установленного Федеральным законом от 01.04.1996 №27-ФЗ.

УПФР в г. Курске в результате проведенной проверки выявлено нарушение ООО «БОРОДИНО» законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, которое выразилось в представлении сведений о застрахованных лицах за отчетный период – май 2018 года позже срока, установленного пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ.

При этом, доводы заинтересованного лица о нарушении УПФР в г. Курске Курской области порядка привлечения ООО «БОРОДИНО» к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в ходе рассмотрения дела своего подтверждения не нашли.

Факт направления в адрес ООО «БОРОДИНО» акта о выявлении правонарушения, решения о привлечении к ответственности, а также требования об уплате штрафа подтверждается представленными в материалы дела списками внутренних почтовых отправлений, а также отчетами об отслеживании.

Доводы заинтересованного лица о неисполнении УПФР в г. Курске Курской области указаний, содержащихся в письме ПФР от 29.03.2018 № ЛЧ-098-24/5721, и не проведении работы по уведомлению страхователей, у которых отсутствуют наемные работники, и руководитель организации является единственным участником (учредителем), членом организации, собственником ее имущества, о необходимости представления сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М, а также доводы о том, что УПФР в г. Курске Курской области должно было направить в адрес ООО «БОРОДИНО» письменное уведомление о необходимости представления сведений, судом отклоняются по следующим основаниям.

В сопроводительном письме от 29.03.2018 № ЛЧ-08-24/5721 о направлении для сведения и использования в работе письма Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 16.03.2018 № № 17-4/10/В-1846 ПФР сообщил, что отделениям ПФР необходимо провести работу по уведомлению страхователей, у которых отсутствуют наемные работники, и руководитель организации является единственным участником (учредителем), членом организации, собственником ее имущества, о необходимости предоставления сведений о застрахованных лицах по формам СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ.

При этом, указанное письмо не содержит указания на необходимость письменного индивидуального уведомления каждого страхователя.

Письмо Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 16.03.2018 № 17-4/10/В-1846 опубликовано в средствах массовой информации («Нормативные акты для бухгалтера», 2018, № 9, «Налоговое планирование», 2018, № 2), размещено в телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте ПФР в разделе «Отделение по Курской области. Новости».

Кроме того, ОПФР по Курской области в адрес председателя комитета информации и печати Курской области письмом от 15.04.2018 № 22-01/3860 направлен для использования в работе по информированию населения пресс-релиз на тему «Представление отчетности по персонифицированному учету в отношении руководителей – единственных учредителей», содержащий разъяснения по вопросу представления формы отчетности СЗВ-М.

Кроме того, УПФР в г. Курске Курской области в адрес главных редакторов газет «Городские известия», «Сельская новь», «Друг для друга», «Курская правда», «Курск», «Курские известия», «Наш взгляд», «Аргументы и факты. Курск», «Житье-бытье-Курск», «Регион-46» для размещения на страницах указанных газет (на правах социальной рекламы) направлен пресс-релиз «Представление отчетности по персонифицированному учету в отношении руководителей – единственных учредителей».

Данные обстоятельства установлены судом в рамках дела №А35-4160/2019. Решение Арбитражного суда Курской области от 26.11.2019 по делу №А35-4160/2019 обжаловано не было, вступило в законную силу.

Таким образом, суд приходит к выводу, что ОПФР по Курской области и УПФР в г. Курске Курской области были предприняты исчерпывающие и достаточные меры по уведомлению страхователей, у которых отсутствуют наемные работники, и руководитель организации является единственным участником (учредителем), членом организации, собственником ее имущества, о необходимости предоставления сведений о застрахованных лицах по формам СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ.

При этом, отсутствие в штате ООО «БОРОДИНО» бухгалтера, юриста и иных сотрудников не снимает с руководителя организации обязанности по исполнению требований, установленных действующим законодательством.

Иные обстоятельства, на которые ссылается заинтересованное лицо в обоснование заявленных возражений (общество более 20 лет не ведет финансово-хозяйственную деятельность, более 20 лет отсутствуют работники, не начислялась заработная плата, не заключались ни трудовые, ни гражданско-правовые договоры; с директором - единственным учредителем общества трудовой договор не заключался, никаких выплат он от организации не получал, соответственно и пенсионные страховые взносы не начислялись и не уплачивались) не могут быть расценены судом как обстоятельства, исключающие возможность привлечения ООО «БОРОДИНО» к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, и подлежат учету как обстоятельства, смягчающие ответственность.

Сведений об отягчающих обстоятельствах оспариваемое решение не содержит.

В соответствии с абзацем 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

Для привлечения страхователя к ответственности на основании статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ необходимо доказать, что страхователь, имея обязанность по представлению органам Пенсионного фонда сведений индивидуального (персонифицированного) учета, не исполнил данную обязанность либо исполнил ее ненадлежащим образом, представив в фонд сведения с нарушением установленного срока либо неполные (недостоверные) сведения, не позволяющие вести индивидуальный (персонифицированный) учет.

Формальный состав правонарушения, установленного абзацем 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ, предусматривает наступление негативных для страхователя последствий как за непредставление страхователем в установленный срок, так и за представление в установленные сроки неполных и (или) недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета.

Согласно абзацу 17 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящей статьей, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

Факт наличия оснований для взыскания с ответчика финансовых санкций (штрафа) за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, судом установлен, подтвержден материалами дела.

Из материалов дела усматривается, что порядок привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах и принудительного взыскания финансовых санкций УПФР в г. Курске Курской области соблюден.

При таких обстоятельствах, оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о наличии в действиях ответчика состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена абзацем 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ, в связи с чем, требования УПФР в г. Курске Курской области о привлечении ООО «БОРОДИНО» к ответственности являются правомерными.

В пункте 4 статьи 112 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются им при наложении санкций за налоговые правонарушения в порядке, установленном статьей 114 Кодекса.

Установление смягчающих ответственность обстоятельств при применении ответственности является обязанностью, а не правом органа, рассматривающего соответствующее дело, в силу прямого указания закона.

Такая же обязанность лежит на суде, рассматривающем заявление о взыскании, независимо от того, ссылается или нет лицо, привлекаемое к ответственности, на наличие смягчающих обстоятельств.

Как установлено судом, при принятии решения № 056S19180005060 от 27.09.2018 о привлечении страхователя – ООО «БОРОДИНО» к ответственности орган Пенсионного фонда Российской Федерации не рассматривал вопрос о возможности снижения штрафа, поскольку при вынесении решения по результатам проверки должностные лица органа контроля не имеют полномочий по установлению смягчающих вину обстоятельств.

Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ не предусмотрен порядок применения смягчающих ответственность обстоятельств.

Однако, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной в Постановлении от 24.06.2009 № 11-П, в силу статей 17 (часть 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, исходящее из принципа справедливости конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности предполагает в качестве общего правила ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания. Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.

Указанные принципы привлечения к ответственности в равной мере относятся к физическим и юридическим лицам.

Исходя из указанных принципов, полномочие суда на снижение штрафных санкций вытекает из конституционных прерогатив правосудия.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 № 13-П, санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного толкования и применения. Также согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 12.05.1998 № 14-П и от 15.07.1999 № 11-П, санкции штрафного характера, исходя из общих принципов права, должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности.

В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 19.01.2016 № 2-П указано, что в соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, выраженными в Постановлении от 25.02.2014 № 4-П, и учитывая особую роль суда как независимого, беспристрастного арбитра и наиболее компетентного в сфере определения правовой справедливости органа государственной власти, суд (безотносительно к законодательному регулированию пределов его полномочий при судебном обжаловании решений о применении мер ответственности), рассмотрев соответствующее заявление привлекаемого к ответственности лица, не лишен возможности снизить размер ранее назначенного ему штрафа.

Соответствие вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям должно сохраняться и при определении размера санкции за нарушение положений Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», поскольку при наложении на страхователя штрафных санкций необходимо обеспечить индивидуализацию мер ответственности в зависимости от степени вины и тяжести совершенного правонарушения.

Санкции штрафного характера, исходя из общих принципов права, должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности.

Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.

В соответствии с пунктом 3 статьи 114 Налогового кодекса РФ при наличии хотя бы одного смягчающего обстоятельства, предусмотренного статьей 112 Кодекса, размер взыскиваемого штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей главы 16 Кодекса за совершение налогового правонарушения.

В силу пункта 1 статьи 112 Налогового кодекса РФ к обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, являются: совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств; совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости; тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения; иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.

В рассматриваемом случае суд считает возможным учесть в качестве обстоятельств, смягчающих ответственность страхователя, отсутствие финансовой деятельности и штата работников, отсутствие негативных последствий правонарушения для бюджета, явную несоразмерность финансовой санкции размеру вреда, причиненного правонарушением, отсутствие сведений об отягчающих обстоятельствах.

Принимая во внимание изложенные выше смягчающие ответственность обстоятельства, характер правонарушения, обстоятельства совершенного деяния и степень вины ответчика, а также учитывая действие принципа соразмерности, выражающего требования справедливости и предполагающего дифференциацию ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания, суд приходит к выводу о том, что примененная к заинтересованному лицу санкция в размере 500 руб. несоразмерна тяжести и характеру совершенного им правонарушения, в связи с чем, считает возможным уменьшить размер взыскиваемого штрафа в 2 раза, то есть до 250 руб.

Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и во взаимосвязи по правилам статьи 71 АПК РФ, суд пришел к выводу о частичном удовлетворении заявленных требований и взыскании с ответчика финансовых санкций в размере 250 руб. за непредставление в установленный срок страхователем сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за май 2018 год.

Иные доводы лиц, участвующих в деле, не принимаются во внимание в силу вышеизложенного. Судом принята во внимание правовая позиция, изложенная в решении Арбитражного суда Курской области от 26.11.2019 по делу №А35-4160/2019.

Согласно части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.

В соответствии с пп. 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса РФ УПФР в Курской области освобождено от уплаты государственной пошлины.

Согласно части 3 статьи 110 АПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины.

Основания и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (статья 102 АПК РФ, глава 25.3 Налогового кодекса РФ).

Для предоставления льготы по уплате государственной пошлины необходимо наличие оснований, предусмотренных статьей 333.37 Налогового кодекса РФ.

Оснований для освобождения Общества от уплаты государственной пошлины суд не усматривает в виду отсутствия правовых оснований.

Таким образом, с учетом результатов рассмотрения дела расходы по оплате государственной пошлины подлежат отнесению на ООО «БОРОДИНО» в сумме 1000 руб. и взыскиваются судом в доход федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 27, 29, 110, 112, 167-171, 176, 212-216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Требования Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Курске Курской области удовлетворить частично.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «БОРОДИНО» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес (место нахождения): 305004, <...>, дата регистрации в качестве юридического лица – 02.11.2004) в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации финансовые санкции в размере 250 руб. за непредставление в установленный срок страхователем сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за май 2018 года.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «БОРОДИНО» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес (место нахождения): 305004, <...>, дата регистрации в качестве юридического лица – 02.11.2004) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 руб.

Решение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Курской области.

Судья Е.М. Григоржевич