ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А35-4959/08 от 28.08.2008 АС Курской области

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  КУРСКОЙ  ОБЛАСТИ

ул. К.Маркса, 25, г. Курск, 305004

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. КурскДело № A35-4959/08-C20

03 сентября 2008 года

Резолютивная часть решения объявлена 28.08.2008 г. Полный текст решения изготовлен 03.09.2008 г.

Судья арбитражного суда Курской области Морозова М.М.. при ведении протокола судебного заседания судьей, рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению

Закрытого акционерного общества «Льговский КХП»

к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Курской области

об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности

при участии в заседании:

от заявителя: Бушина М.С - по лов. от 04.02.2008 г.; от административного органа: Жилина И.И. - но дов. от 28.04.2008 г.

Слушание дела продолжено после перерыва, объявленного 22.08.2008 г.

Закрытое акционерное общество «Льговский КХП» (далее ЗАО «Льговский КХП») обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением о признании незаконным постановления № 08-01-082 2008 от 22.07.2008 г. Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Курской области (далее ТУ ФС ФБН в Курской области), в соответствии с которым на общество наложен административный штраф в размере 40 000.00 рублей за совершение административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ).

Представитель заявителя поддержал заявленные требования в полном объеме, сославшись на доводы изложенные в заявлении (л.д. 3-5).

Представитель ТУ ФС ФБН в Курской области в судебном заседании заявленные требования не признала, считая, что ЗАО «Льговский КХП» правомерно было привлечено к административной ответственности и подвергнуто административному наказанию, что изложено в представленном в материалы дела письменном отзыве.

Выслушав мнения представителей сторон и изучив материалы дела, арбитражный суд установил следующее.

ЗАО   «Льговский   КХП»   зарегистрировано   в   качестве   юридического   лица 18.06.2002            г. Администрацией Кудинцевского сельсовета, ОГРН 1024600646729, запись в ЕГРЮЛ внесена 19.1 1.2002 г. Межрайонной ИМНС России № 2 по Курской области.

При осуществлении проверки ЗАО «Льговский КХП» в соответствии со ст. 23 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» № 173-ФЗ от 10.12.2003 г., Инструкции Банка России от 15.06.2004 г. № 117-И «О порядке
представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и
информации при осуществлении валютных операций и оформления паспортов сделок»,
главным государственным инспектором отдела валютного контроля Курской таможни
Дегтяревой Л.В. были обнаружены следующие нарушения.

В счет исполнения обязательств по контракту от 28.12.2007EGT/LGOV/FW/DAF-281207, заключенному с фирмой «EximdrainTradeBV», Нидерланды (паспорт сделки № 08010001/2170/0000/1/0) ЗАО «Льговский КХП» оформило ГТД № 10108030/260108/0000335 и осуществило вывоз с таможенной территории РФ пшеницы продовольственной мягкой 5 класса урожая 2007 года в количестве 273800 кг на общую сумму 84878.00 долларов США.

Согласно информации, представленной уполномоченным банком АКБ «Национальный резервный банк» (письмо от 09.06.2008 № 4676) справку о подтверждающих документах по паспорту сделки № 08010001/2170/0000/1/0 ЗАО «Льговский КХП» представило в уполномоченный банк 04.03.2008 т.

Порядок заполнения справки о подтверждающих документах (приложение № 1 к Положению ЦБ РФ от 01.06.2004 № 258-П) устанавливает, что в графе 1 в формате ДД.ММ.ГП Г указывается дата вывоза товаров с таможенной территории РФ.

26.01.2008 г. ЗАО «Льговский КХП» оформило ГУД № 10108030/260108/0000335 и Курская таможня разрешила выпуск товара 26.01.2008 г., о чем свидетельствует штамп на ГТД № 10108030/260108/0000335, то есть процедура вывоза товара в соответствии со ст. 11 ТК РФ начата в январе 2008 года.

Пункт 2.2 Положения № 258-П определяет, что обязанность по оформлению и представлению справки о подтверждающих документах в уполномоченный банк лежит на резиденте.

В качестве подтверждающих документов ЗАО «Льговский КХП» в уполномоченный банк представило ГТД № 10108030/260108/0000335 с отметкой «выпуск разрешен», а не железнодорожную накладную с отметкой «товар вывезен», и в графе 1 справки о подтверждающих документах от 04.03.2008 г. общество указало дату проставления таможней в ГТД отметки «выпуск разрешен» - 26.01.2008 г. Таким образом, ЗАО «Льговский КХП» датой вывоза товара с таможенной территории РФ определило 26.01.2008 г.

В соответствии с пунктом 2.4 Положения резидент обязан в срок не позднее 15 календарных дней после окончания месяца, в течение которого по контракту был осуществлен вывоз товаров на таможенную территорию РФ представить в уполномоченный банк, в котором по контракту оформлен паспорт сделки, подтверждающие документы по контракту.

Из вышеизложенного следует, что ЗАО «Льговский КХП» должно было представить копию ГТД № 10108030/260108/0000335 и два экземпляра справки о подтверждающих документах в уполномоченный банк не позднее 15.02.2008 г., фактически представило 04.03.2008 г., т.е. с нарушением установленного законодательством срока на 18 дней.

По результатам проверки 30.06.2008 г. был составлен акт проверки № 10108000/300608ВК053 соблюдения ЗАО «Льговский КХП» валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования и протокол об административном правонарушении № 10108000-275/2008 от 30.06.2008 г.

Постановлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора Территориальное управление в Курской области от 22.07.2008 г. о назначении административного наказания № 08-01 -082/2008 ЗАО «Льговский КХП» в соответствии с ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ было привлечено к административной ответственности в виде наложения административного штрафа в размере 40 00.00 рублей.

Не согласившись с вышеуказанным постановлением о привлечении к административной ответственности № 08-01-082/2008 от 22.07.2008 г., ЗАО «Льговский КХП» обратилось в арбитражный суд, ссылаясь на доводы, изложенные в заявлении (л.д. 3-5).

Суд полагает заявленное требование не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 2 ст. 23.60 КоАП РФ рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органа, указанного в части 1 настоящей статьи, вправе руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области валютного контроля.

Дело об административном правонарушении рассмотрено и постановление по делу об административном правонарушении № 08-01-082/2008 от 22.07.2008 г. вынесено полномочным должностным липом в установленном законом порядке.

Согласно ст. 22 Федерального закона № 173-ФЗ от 10.12.2003 г. «О валютном регулировании и валютном контроле» валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, органами и агентами валютного контроля в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами. Органами валютного контроля в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации, федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством Российской Федерации. Контроль за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами, осуществляют в пределах своей компетенции федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля, и агенты валютного контроля.

Согласно ст. 23 указанного закона: 1.Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право: 1) проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования; 2) проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов; 3) запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Обязательный срок для представления документов по запросам органов и агентов валютного контроля не может составлять менее семи рабочих дней со дня подачи запроса. 2.Органы валютного контроля и их должностные дина в пределах своей компетенции имеют право: 1)выдавать предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования; 2) применять установленные законодательством Российской Федерации меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютною регулирования.

В соответствии с п. 80 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 15.25, вправе составлять должностные липа органов и агентов валютного контроля.

Согласно ч. 2 ст. 22 Федерального закона 173-ФЗ от 10.12.2003 «О валютном регулировании и валютном контроле» валютный контроль в Российской Федерации контроля в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами. Согласно ч. 3 ст. 22 Федерального закона 173-ФЗ от 10.12.2003 «О валютном регулировании и валютном контроле» агентами валютного контроля в Российской Федерации являются, в том числе таможенные органы.

Согласно ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленною порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок влекут наложение административного штрафа па юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Согласно п. 4 ст. 5 закона Центральный Банк Российской Федерации устанавливает единые правила учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления, а также готовит и опубликовывает статистическую информацию по валютным операциям.

Указаниями от 10.12.2007 № 1950-У Центральный банк РФ установил формы учета по валютным операциям. В соответствии с п. 1.3 Указаний справка о подтверждающих документах, указанная и п. 2.2 Положения и составляемая в соответствии с приложением № 1 к Положению является для резидентов формой учета по валютным операциям.

Как следует из материалов дела в счет исполнения обязательств по контракту от 28.12.2007 № EGT/LGOV/FW/DAF-281207, заключенном с фирмой «EximGrainTradeBV», Нидерланды (паспорт сделки № 08010001/2170/0000/1 /0) ЗАО «Льговский КХП» оформило   ГТД   №   10108030/260108/0000335   и   осуществило   вывоз   с   таможенной территории  РФ  пшеницы   продовольственной  мягкой  5   класса  урожая  2007  года в количестве 273800 кг на общую сумму 84878.00 долларов США.

Согласно информации, представленной уполномоченным банком АКБ «Национальный резервный банк» (письмо от 09.06.2008 № 4676) справку о подтверждающих документах по паспорту сделки № 08010001 /2170/0000/1/0 ЗАО «Льговский КХП» представило в уполномоченный банк 04.03.2008 г.

Доводы общества о том, что последнее представило справку о подтверждающих документах в срок, установленный п. 2.4 Положения 258-П, а именно в течение 3 календарных дней после окончания февраля, в течение которого по ГТД № 10108030/260108/0000335 был осуществлен вывоз товара с таможенной территории РФ, о чем свидетельствует штемпель ст. Рудня МСК.Ж.Д. (03.02.2008) на уведомлении о прибытии товара не состоятельны по следующим основаниям.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 23 Федерального закона Российской Федерации от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций уполномоченным банкам определен Положением Центрального Банка РФ от 01.06.2004 № 258-П «О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами но внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций» (далее Положение), пунктами 2.1, 2.2 которого предусмотрено, что в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением установлена обязанность резидентов по представлению в уполномоченный банк документов, связанных с проведением валютных операций, подтверждающих факт вывоза (ввоза) товара с таможенной территории Российской Федерации и двух экземпляров справки о подтверждающих документах, оформленной резидентом в порядке, изложенном в приложении 1 к настоящему Положению.

Порядок заполнения справки о подтверждающих документах (приложение № 1 к Положению ЦБ РФ от 01.06.2004 № 258-11) устанавливает, что в графе 1 в формате ДД.ММ.ГПТ указывается дата вывоза товаров с таможенной территории РФ. Действующее валютное законодательство не содержит норм, устанавливающих определенные требования к подтверждающим документам, представляемым резидентом в банк ПС, и в которых было бы четко обозначено, что именно подразумевается под датой вывоза товаров.

Согласно пп. 9 п. 1 ст. 11 Таможенного Кодекса РФ вывоз товаров с таможенной территории РФ - подача таможенной декларации или совершение указанных в абз. 2 этого подпункта действий, непосредственно направленных на вывоз товаров с таможенной территории РФ, а также все последующие предусмотренные настоящим Кодексом действия с товарами до фактического пересечения ими таможенной границы.

26.01.2008 г.ЗАО «Льговский КХП» оформило ГТД № 10108030/260108/0000335 и Курская таможня разрешила выпуск товара 26.01.2008 г., о чем свидетельствует штамп на ГТД № 10108030/260108/0000335, то есть процедура вывоза товара в соответствии со ст. 11 ТК РФ начата в январе 2008 года.

Резидент в соответствии с Положением № 258-11 (далее положение) вправе использовать в качестве документов, подтверждающих вывоз товара, любые документы, содержащие необходимые сведения о вывозе товаров с таможенной территории РФ, в том числе и грузовую таможенную декларацию с отметкой таможни. Пунктом 2.2 положения определяет, что обязанность по оформлению и представлению справки о подтверждающих документах в уполномоченный банк лежит на резиденте.

В качестве подтверждающих документов ЗАО «Льговский КХП» в уполномоченный банк представило ГТД № 10108030/260108/0000335 с отметкой «выпуск разрешен», а не железнодорожную накладную с отметкой «товар вывезен», и в графе 1 справки о подтверждающих документах от 04.03.2008 общество указало дату проставления таможней в ГТД отметки «выпуск разрешен» - 26.01.2008. Таким образом. ЗАО «Льговский КХП» датой вывоза товара с таможенной территории РФ определило 26.01.2008 г.

В соответствии с пунктом 2.4 Положения резидент обязан в срок не позднее 15 календарных дней после окончания месяца, в течение которого по контракту был осуществлен вывоз  товаров  на  таможенную территорию РФ представить в уполномоченный    банк,    в    котором    по    контракту    оформлен    паспорт    сделки, подтверждающие документы по контракту.

Таким образом, ЗАО «Льговский KXП» должно было представить копию ГТД № К) 108030/260108/0000335 и два экземпляра справки о подтверждающих документах в уполномоченный банк не позднее 15.02.2008 г. фактически представило 04.03.2008 г. т.е. с нарушением установленного законодательством срока на 18 дней. ЗАО «Льговский КХП» не соблюдены требования пункта 2.4 Положения Центрального Банка РФ от 01.06.2004 № 258-11, то есть, совершено административное правонарушение, ответственность за которое установлена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.

Доводы заявителя о том, что в январе месяце общество имело на руках только ГТД,а    иными    сведениями в отношении товара не обладало, несостоятелен, поскольку как подтвердилпредставитель административного органа в случае возникновения   необходимости предоставления информации и т.д. юридическим лицом, сведения которого находятся в распоряжении таможенного органа, то в последнем существует порядок о представлениилюбой информации по письменному заявлению юридического лица в  отношении грузов, сроков  и т.д. Доказательств обращения заявителя с таким заявлением, или сведений об ответе таможенного органа на запрос заявителя в суд не представлено.

Более того, как видно из материалов дела по дополнительному соглашению № 1 от 21.01.2008 г. к вышеназванному внешнеэкономическому контракту п.1 право собственности на товар и риск его случайной гибели переходят от продавца к покупателю в момент пересечения грузом границы Российской Федерации, что подтверждается датой отметки таможенных органов «Товар вывезен» на листе 2 накладной СМГС «Оригинал» накладной (л.д. 9). Согласно письма (исх. №199-15/97/200 от 26.06.2008 г.) адресованного первому заместителю начальника таможни по таможенному контролю, генеральный директор ЗАО «Льговский КХП» сообщает, что свою вину в несоблюдении установленного порядка и сроков предоставления форм учета и отчетности по валютным операциям признает (л.д. 63).

Согласно представленных в материалы дела материалов административного дела, дополнительное соглашение, на которое ссылается заявитель, ни таможенному органу, ни административному органу представлено не было.В тоже время лицо, привлекаемое к административной ответственности вызывалось на составление протокола об административном правонарушении, имело возможность сообщить об указанных фактах, поскольку рассмотрение дела было после даты заключения дополнительного соглашения, общество этого не сделало.

В судебном заседании представитель заявителя не смог пояснить суду причину представления именно таких сведений, которые были установлены административным органом.

Объективная сторона правонарушения выражается в несоблюдении ЗАО «Льговский KXП» установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям.

Согласно ч. 2 ст. 2.1. КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии со ст. 2.10 КоАП РФ юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела 2 КоАП РФ, в том числе и ст. 15.25 КоАП РФ.

Согласно письменным пояснениям, представленным ЗАО «Льговский КХП» Курской таможне (письмо от 26.06.2008 № 199-15/97/200) факт совершения административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ, общество не отрицает и свою вину признает.

ЗАО «Льговский КХП» иных документальных доказательств, в судебное разбирательство не представило.

Иные доводы заявителя судом не принимаются ввиду вышеизложенного.

Имеющиеся смягчающие вину обстоятельства о том, что ранее ЗАО «Льговский КХП» к административной ответственности не привлекалось, были учтены административным органом при назначении наказания.

В соответствии со ст. 211 АПК РФарбитражный суд, установив, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности являемся законным и обоснованным, принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

Учитывая, что наличие состава административного правонарушения в действиях ЗАО «Льговский КХП» подтверждается материалами дела, сроки и порядок привлечения к административной ответственности административным органом соблюдены, у суда отсутствуют правовые основания для признания незаконным и отмены постановления №08-01-082/2008 от 22.07.2008  г. Территориального управления  Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Курской области.

Заявления об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются.

Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст.ст. 17.27.29. 167-170. 176, 207-211АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявленного требования Закрытому акционерному обществу «Льговский КХП», о признании незаконным и отмене постановления № 08-01-082/2008 от 22.07.2008 г. Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Курской области о назначении административного наказания в соответствии с ч. 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения административного штрафа в размере 40 000,00 рублей отказать.

Настоящее решение вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, и может быть обжаловано через Арбитражный суд Курской области в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в г. Воронеже, в течение 2-х месяцев с момента вступления в законную силу может быть обжаловано через Арбитражный суд Курской области в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в г. Брянске в порядки и сроки предусмотренные ч. 4 ст. 206, ст. 259, 260, 275-277 АПК РФ.

Судья                                                             Морозова М.Н.