АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
г. Курск, ул. К. Маркса, д. 25
http://www.kursk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Курск
03 декабря 2021 года | Дело№ А35-5409/2021 |
Резолютивная часть решения объявлена 29.11.2021 г.
Полный текст решения изготовлен 03.12.2021 г.
Арбитражный суд Курской области в составе судьи Горевого Д.А. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Чесноковой О.Е.,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1
к ИФНС России по г. Курску
о признании незаконным решения ИФНС
в судебном заседании приняли участие представители:
от заявителя: ФИО2 – представитель по доверенности от 29.06.2021
от ответчика: ФИО3 – ведущий специалист-эксперт юридического отдела по доверенности от 13.10.2021
изучив материалы дела, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, арбитражный суд
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель ФИО1 заявил требование о признании недействительным решения ИФНС России по г. Курску от 11.03.2021 № 629 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 129.1 НК РФ. До начала судебного заседания от заявителя поступило дополнительное правовое обоснование заявленных требований. Арбитражный суд приобщил представленные документы к материалам дела.
Налоговый орган в отзыве на заявление требования не признал, ссылаясь на законность и обоснованность принятого решения, поскольку налогоплательщиком не были представлены в установленный срок запрошенные налоговым органом документы по требованию № 24796 от 04.09.2020 о предоставлении документов (информации) вне рамок налоговых проверок. До начала судебного заседания от налогового органа поступили дополнительные документы и пояснения. Арбитражный суд приобщил представленные документы к материалам дела.
Заслушав мнение представителей сторон и изучив материалы дела, арбитражный суд установил следующее.
ФИО1 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, внесен в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей 27.05.2004 г. за номером 304463214800301 и состоит на налоговом учете в ИФНС России по г. Курску.
Как указал заявитель в своем заявлении и следует из материалов дела, ИФНС России по г. Курску вне рамок налоговых проверок направила в адрес ФИО1 Требование № 24796 о предоставлении документов (информации) от 04.09.2020 г. об истребовании документов и информации, относящихся к деятельности ФИО1, в соответствии с которым ему необходимо представить в течение десяти рабочих дней со дня получения настоящего Требования документы: 1.1 Договоры комиссии 3 04-07-1 от 04.07.2017 г., № 24.09-01 от 24.09.2018 г., № 13.12-03 от 13.12.2018 г., № 29.01-01 от 29.01.2015 г., №№ 04.09-01 от 04.09.2015 г., № 01 от 03.01.2017 г. и иные договоры комиссий за период с 01.01.2017 по 31.12.2019 г.г.;
1.2 Отчеты комиссионера за период с 01.01.2017 по 31.12.2019 г.г.;
1.3 Акты выполненных работ за период с 01.05.2017 по 31.05.2017 , с 01.05.2018 по 31.05.2018, с 01.05.2019 по 31.05.2019 г.;
1.4 Акты сверки за период с 01.01.2017 по 31.12.2017 г., с 01.01.2018 по 31.12.2018 г., с 01.01.2019 по 31.12.2019 г.;
1.5 Оборотно-сальдовая ведомость: по счету 50, по счету 76, по счету 62, по счету 90;
1.6 Отчет оп проданных товарах за период с 01.01.2017 по 31.12.2017, с 01.01.2018 по 31.12.2018 г., с 01.01.2019 по 31.12.2019 г.;
1.7 Счет-фактуры на комиссионное вознаграждение за период с 01.01.2017 по 31.12.2017, с 01.01.2018 по 31.12.2018 г., с 01.01.2019 по 31.12.2019 г.;
1.8 Предоставить документы, в которых имеются сведения о начисленном комиссионном вознаграждении (в том числе сколько было удержано самим комиссионером вознаграждения и сколько было перечислено комитентом в адрес комиссионера вознаграждения за проданный товар) за период с 01.01.2017 по 31.12.2017, с 01.01.218 по 31.12.2018 г., с 01.01.2019 по 31.12.2019 г.;
1.9 Заявка на передачу товара комитентом комиссионеру на реализацию за период с 01.01.2017 по 31.12.2017, с 01.01.2018 по 31.12.2018, с 01.01.2019 по 31.12.2019 г.;
1.10 Товарно-транспортные накладные по доставке товара комитентом в магазин комиссионера по заявке за период с 01.01.2017 по 31.12.2017, с 01.01.2018 по 31.12.2018, с 01.01.2019 по 31.12.2019 г.;
2. информацию, касающуюся деятельности ФИО1 вне рамок налоговых проверок. Ксерокопия требования приобщена к материалам дела.
14.09.2020 г. ИП ФИО1 обратился в ИФС России по г. Курску с ходатайством о продлении срока предоставления документов по указанному требованию до 31.10.2020 г. Копия обращения приобщена к материалам дела.
02.11.2020 г. ИП ФИО1 сопроводительным письмом представил в ИФНС России по г. Курску копии испрашиваемых налоговым органом документов: копии отчетов комиссионера и актов по договору № 1 от 03.01.2017, копии отчетов комиссионера и акты по договору № 24.09-01 от 24.09.2018, копию договора комиссии № 24.09-01 от 24.09.2018 г., всего на 698 листах, в котором также пояснил, что часть испрашиваемых документов была предоставлена ранее в ответ на ранее полученные требования. Копия письма приобщена к материалам дела.
Также в ходе рассмотрения настоящего дела налогоплательщиком была представлена копия письма № 327 от 22.06.2017г., согласно которого в ответ на требование № 27137 от 14.06.2017 г. налоговому органу были представлены книга учета доходов и расходов за 2016 г., договоры комиссии № 29.01-01 от 29.01.2015 г. и № 04.09-01 от 04.09.2015 г., договоры срочного депозита № 28172-11-15-09 от 06.11.15 г., № 28319-11-15-0-09 от 24.11.15 г., № Д810-18-16—030 от 10.02.116 г., № Д8180-18-16-046 от 24.02.16 г., № Д810-18-16-057 от 02.03.16 г., № Д810-118-16-064 от 16.03.16 г., № Д810-18-16-074 от 25.03.16 г., № Д810-18-16-102 от 22.04.16 г., № Д810-18-16-124 от 06.05.16 г., № 30793-08-16-09 от 08.08.16 г. Копия письма приобщена к материалам дела.
24.12.2020 г. ИФНС России по г. Курску в адрес налогоплательщика было направлено Уведомление № 18345 о вызове в налоговый орган налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, которым вызвали его 13.01.2021 для дачи пояснений, ознакомления с актом об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных НК РФ налоговых правонарушений. Копия Уведомления приобщена к материалам дела.
13.01.2021 г. ИП ФИО1 обратился в ИФНС России по г. Курску с пояснениями по вопросу предоставления документов в ответ на требование № 24796 от 04.09.2020 г., в которых указал, в частности, что документы были представлены, часть документов была представлена ранее и просил учесть это при принятии решения. Копия обращения приобщена к материалам дела.
13.01.2021 г. ИФНС России по г. Курску был составлен Акт № 28939 об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации), согласно которому ИП ФИО1 в нарушение п. 5 ст. 93.1 НК РФ представил по требованию № 24796 от 04.09.2020 г. документы в ИФНС России не в полном объеме: не представлены акты выполненных работ, товарно-транспортные накладные, в сопроводительном письме отсутствует информация об отсутствии данных документов. Копия Акта приобщена к материалам дела.
24.02.2021 г. ИП ФИО1 обратился в ИФНС России по г. Курску, в котором сообщил, в частности, что акты выполненных работ были предоставлены в налоговый орган согласно сопроводительного письма от 02.11.2020 г., товарно-транспортные накладные не могли быть представлены в связи с отсутствием возможности их предоставить. Копия обращения приобщена к материалам дела.
27.02.2021 г. налоговым органом в адрес ИП ФИО1 было направлено Извещение № 69 о времени и месте рассмотрения акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации), которым ИП ФИО1 извещался о времени и месте рассмотрения акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации) на 12 час. 00 мин. 11.03.2021 г. Копия акта приобщена к материалам дела.
11.03.2021 г. заместителем руководителя ИФНС России по г. Курску было вынесено решение № 629 о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение, предусмотренное Налоговым кодексом Российской Федерации (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации), которым было решено привлечь ИП ФИО1 к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 129.1 НК РФ в виде штрафа в сумме 5000 руб. Копия решения приобщена к материалам дела.
Налогоплательщик не согласился с указанным решением ИФНС России по г. Курску и обратился в УФНС России по Курской области, полагая, что налоговый орган при вынесении оспариваемого решения действовал с нарушением полномочий, предусмотренных НК РФ, запрашиваемые копии документов представлены в Инспекцию с сопроводительным письмом, в котором заявитель указано, что часть истребуемых копий документов была представлена в ответ на ранее полученные требования.
Решением № 155 от 23.04.2021 года жалоба индивидуального предпринимателя ФИО1 была удовлетворена частично, решение ИФНС России по г. Курску от 11.03.2021 № 629 о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение, предусмотренное Налоговым кодексом Российской Федерации (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации), отменено в части, из пункта 3.1 резолютивной части решения штраф, исчисленный в соответствии с п. 1 ст. 129.1 НК РФ, в размере 2500 руб. В остальной части решение ИФНС России по г. Курску от 11.03.2021 № 629 о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение, предусмотренное Налоговым кодексом Российской Федерации (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации), оставлено без изменения. Копия решения приобщена к материалам дела.
Налогоплательщик не согласился с указанными решениями налогового органа в данной части и обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения ИФНС России по г. Курску, считая, что оспариваемое решение не соответствует закону иным нормативным правовым актам, нарушает прав и законные интересы ИП ФИО1 в сфере предпринимательской деятельности, а также незаконно возлагает на заявителя обязанность по оплате штрафа, налогоплательщик в возражениях на акт указал, что акты выполненных работ были представлены в налоговый орган согласно сопроводительного письма от 02.11.2020 г., товарно-транспортные накладные не могли быть представлены налогоплательщиком в связи с отсутствием возможности их представить, по всем договорам комиссии ИП ФИО1 является комиссионером, ввиду чего запрошенные в требовании № 24796 от 04.09.2020 товарно-транспортные накладные не могли юыть представлены по причине их отсутствия, поскольку транспортировка товара – это обязанность комитента. Налогоплательщик не отказался в предоставлении товарно-транспортных накладных, а не представил ввиду того, что не располагает данными документами. С учетом изложенного, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим требованием.
Данное требование заявителя подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе, в частности, требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам и (или) форматам в электронной форме, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов.
В соответствии со ст. 87 НК РФ налоговые органы проводят следующие виды налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов:
1) камеральные налоговые проверки;
2) выездные налоговые проверки.
Согласно ст. 89 НК РФ выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.
В соответствии со ст. 93.1 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента, у лица, которое осуществляет (осуществляло) ведение реестра владельцев ценных бумаг, или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента), эти документы (информацию), в том числе связанные с ведением реестра владельца ценных бумаг.
Истребование документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента), может проводиться также при рассмотрении материалов налоговой проверки на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля.
Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговый мониторинг, вправе истребовать у контрагента или иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности организации, в отношении которой проводится налоговый мониторинг, эти документы (информацию).
В случае, если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения документов (информации) относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать эти документы (информацию) у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией) об этой сделке.
При проведении налоговой проверки в отношении иностранной организации, подлежащей постановке на учет в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 настоящего Кодекса, налоговый орган вправе при наличии согласия руководителя (заместителя руководителя) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, истребовать информацию в отношении операций по переводу денежных средств, осуществленных в адрес указанной иностранной организации, у организации национальной системы платежных карт, операторов по переводу денежных средств, операторов электронных денежных средств, операционных центров, платежных клиринговых центров, центральных платежных клиринговых контрагентов, расчетных центров и операторов связи.
Налоговый орган, должностное лицо которого вправе истребовать документы (информацию) в соответствии с пунктами 1,2 и 2.1 настоящей статьи, направляет поручение об истребовании документов (информации), касающихся деятельности налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента), в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы указанные документы (информация).
При этом в поручении указывается, при проведении какого мероприятия налогового контроля либо что в связи с наличием недоимки и задолженности по пеням и штрафам возникла необходимость в представлении документов (информации), а при истребовании информации относительно конкретной сделки указываются также сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку.
В течение пяти дней со дня получения поручения налоговый орган по месту учета лица, у которого истребуются документы (информация), направляет этому лицу требование о представлении документов (информации). К данному требованию прилагается копия поручения об истребовании документов (информации). Требование о представлении документов (информации) направляется с учетом положений, предусмотренных пунктом 1 статьи 93 настоящего Кодекса.
Лицо, получившее требование о представлении документов (информации) в соответствии с пунктами 1 и 1.1. настоящей статьи, исполняет его в течение пяти дней со дня получения или в тот же срок уведомляет, что не располагает истребуемыми документами (информацией).
Если истребуемые документы (информация) не могут быть представлены в указанные в настоящем пункте сроки, налоговый орган при получении от лица, у которого истребованы документы (информация), уведомления о невозможности представления в установленные сроки документов (информации) и о сроках (при необходимости), в течение которых эти документы (информация) могут быть представлены, вправе продлить срок представления этих документов (информации).
Истребуемые документы представляются с учетом положений, предусмотренных пунктами 2 и 5 статьи 93 настоящего Кодекса. Указанное в настоящем пункте уведомление представляется в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 93 настоящего Кодекса.
Отказ лица от представления истребуемых в соответствии с настоящей статьей документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную статьей 126 настоящего Кодекса.
Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) истребуемой информации признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную статьей 129.1 настоящего Кодекса.
Порядок взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Предусмотренный настоящей статьей порядок истребования документов (информации) также применяется при истребовании документов (информации), касающихся (касающейся) участников консолидированной группы налогоплательщиков.
В соответствии с п. 2 ст. 126 НК РФ непредставление в установленный срок налоговому органу сведений о налогоплательщике (плательщике страховых взносов), отказ лица представить имеющиеся у него документы, предусмотренные настоящим Кодексом, со сведениями о налогоплательщике (плательщике страховых взносов) по запросу налогового органа либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушений законодательства о налогах и сборах, предусмотренных статьями 126.1 и 135.1 настоящего Кодекса,
влечет взыскание штрафа с организации или индивидуального предпринимателя в размере десяти тысяч рублей, с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, - в размере одной тысячи рублей.
Согласно ст. 129.1 НК РФ неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с настоящим Кодексом это лицо должно сообщить налоговому органу, в том числе непредставление (несвоевременное представление) лицом в налоговый орган предусмотренных пунктом 3 статьи 88 настоящего Кодекса пояснений в случае непредставления в установленный срок уточненной налоговой декларации, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 126 настоящего Кодекса,
влечет взыскание штрафа в размере 5 000 рублей.
В соответствии со ст. 108 НК РФ никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом.
Основанием для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах является установление факта совершения данного нарушения решением налогового органа, вступившим в силу.
Лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно ст. 112 НК РФ обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, признаются:
1) совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;
2) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
2.1) тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения;
3) иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.
Обстоятельством, отягчающим ответственность, признается совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение.
Лицо, с которого взыскана налоговая санкция, считается подвергнутым этой санкции в течение 12 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда или налогового органа.
Обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются при применении налоговых санкций.
В силу положений ст. 114 НК РФ при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей настоящего Кодекса.
Как следует из материалов дела, ИФНС России по г. Курску вне рамок налоговых проверок направила в адрес ФИО1 Требование № 24796 о предоставлении документов (информации) от 04.09.2020 г. об истребовании документов и информации, относящихся к деятельности ФИО1, в соответствии с которым ему необходимо представить в течение десяти рабочих дней со дня получения настоящего Требования документы: 1.1 Договоры комиссии 3 04-07-1 от 04.07.2017 г., № 24.09-01 от 24.09.2018 г., № 13.12-03 от 13.12.2018 г., № 29.01-01 от 29.01.2015 г., №№ 04.09-01 от 04.09.2015 г., № 01 от 03.01.2017 г. и иные договоры комиссий за период с 01.01.2017 по 31.12.2019 г.г.;
1.2 Отчеты комиссионера за период с 01.01.2017 по 31.12.2019 г.г.;
1.3 Акты выполненных работ за период с 01.05.2017 по 31.05.2017 , с 01.05.2018 по 31.05.2018, с 01.05.2019 по 31.05.2019 г.;
1.4 Акты сверки за период с 01.01.2017 по 31.12.2017 г., с 01.01.2018 по 31.12.2018 г., с 01.01.2019 по 31.12.2019 г.;
1.5 Оборотно-сальдовая ведомость: по счету 50, по счету 76, по счету 62, по счету 90;
1.6 Отчет о проданных товарах за период с 01.01.2017 по 31.12.2017, с 01.01.2018 по 31.12.2018 г., с 01.01.2019 по 31.12.2019 г.;
1.7 Счет-фактуры на комиссионное вознаграждение за период с 01.01.2017 по 31.12.2017, с 01.01.2018 по 31.12.2018 г., с 01.01.2019 по 31.12.2019 г.;
1.8 Предоставить документы, в которых имеются сведения о начисленном комиссионном вознаграждении (в том числе сколько было удержано самим комиссионером вознаграждения и сколько было перечислено комитентом в адрес комиссионера вознаграждения за проданный товар) за период с 01.01.2017 по 31.12.2017, с 01.01.218 по 31.12.2018 г., с 01.01.2019 по 31.12.2019 г.;
1.9 Заявка на передачу товара комитентом комиссионеру на реализацию за период с 01.01.2017 по 31.12.2017, с 01.01.2018 по 31.12.2018, с 01.01.2019 по 31.12.2019 г.;
1.10 Товарно-транспортные накладные по доставке товара комитентом в магазин комиссионера по заявке за период с 01.01.2017 по 31.12.2017, с 01.01.2018 по 31.12.2018, с 01.01.2019 по 31.12.2019 г.;
2. информацию, касающуюся деятельности ФИО1 вне рамок налоговых проверок. Ксерокопия требования приобщена к материалам дела.
Таким образом, указанное требование было направлено налоговым органом вне рамок налоговых проверок, в рамках, как пояснил налоговый орган, предпроверочных мероприятий.
Как указал налоговый орган в представленных пояснениях, основанием истребования всех документов, указанных в требовании от 04.09.2020 г. № 24796 и целью их истребования послужило то, что в отношении ИП ФИО1 проводится предпроверочный анализ деятельности предпринимателя на основани письма УФНС России по Курской области от 20.01.2020 № 21-24/000189 дсп@.
Предпроверочный анализ – это комплекс мероприятий налогового органа по сбору, изучению и анализу информации о налогоплательщике для того, чтобы установить его налоговые риски и сделать выводы о возможных правонарушениях.
Исходя из результатов анализа, налоговый орган определяет сроки и объемы проведения мероприятий налогового контроля, общую стратегию предстоящей выездной налоговой проверки.
Согласно п. 3 Концепции системы планирования выездных налоговых проверок, утвержденной Приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ налоговый орган проводит предпроверочный анализ на основании всех имеющихся у него данных. Это может быть как информация и документы, полученные в рамках прошедших налоговых проверок, а также представленная налогоплательщиком отчетность, так и сведения, полученные от других уполномоченных органов, и информация о налогоплательщике из открытых источников.
Между тем, указанные налоговым органом положения не предусматривают при проведении предпроверочного анализа истребование документов у налогоплательщика, в отношении которого проводится указанный предпроверочный анализ.
В соответствии со ст.82 НК РФ налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Согласно ст. 87 НК РФ налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, плательщиков страховых взносов, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом.
Налоговые органы проводят следующие виды налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов:
1) камеральные налоговые проверки;
2) выездные налоговые проверки.
Целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.
В соответствии со ст. 93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы.
Согласно ст. 93.1 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента, у лица, которое осуществляет (осуществляло) ведение реестра владельцев ценных бумаг, или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента), эти документы (информацию), в том числе связанные с ведением реестра владельца ценных бумаг.
В случае, если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения документов (информации) относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать эти документы (информацию) у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией) об этой сделке.
Лицо, получившее требование о представлении документов (информации) в соответствии с пунктами 1 и 1.1 настоящей статьи, исполняет его в течение пяти дней со дня получения или в тот же срок уведомляет, что не располагает истребуемыми документами (информацией).
Лицо, получившее требование о представлении документов (информации) в соответствии с пунктами 2 и 2.1 настоящей статьи, исполняет его в течение десяти дней со дня получения или в тот же срок уведомляет, что не располагает истребуемыми документами (информацией).
Отказ лица от представления истребуемых в соответствии с настоящей статьей документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную статьей 126 настоящего Кодекса.
В данном случае в обоснование направления указанного требования налоговый орган сослался на проведение предпроверочного анализа. Из требования налогового органа № 24796 от 04.09.2020 г. также не вытекает, что документы запрошены в отношении конкретной сделки. Согласно указанного требования налоговый орган запросил фактически все документы по деятельности налогоплательщика за проверяемый период.
Между тем, для соблюдения баланса между правом налогового органа выставить требование и обязанностью налогоплательщика его исполнить, содержание требования должно однозначно свидетельствовать о том, что обязанность налогоплательщика представить документы (информацию) возложена на него законно и у инспекции действительно есть необходимость их получить.
В силу абзаца 2 п. 3 ст. 93.1 НК РФ и Приказа ФНС России от 07.11.2008 № ММВ-7-2/628@ налоговый орган обязан указать в требовании мероприятие налогового контроля, в ходе которого возникла обоснованная необходимость в получении документов (информации) по конкретной сделке. Формулировка «обоснованная необходимость» общая и не раскрывает, в связи с чем эта необходимость возникла.
Между тем, в требовании от 04.09.2020 № 24796 такое указание отсутствует, есть ссылка только на то, что требование направлено вне рамок налоговых проверок.
Исходя из письма ФНС России от 30.09.2014 №ЕД-4-2/19869 содержание требования о предоставлении документов (информации) по конкретной сделке должно исключать возможность неоднозначного толкования и в нем должно быть достаточно данных, позволяющих идентифицировать сделку, по которой истребуются документы (информации).
В то же время в данном случае налоговый орган под прикрытием истребования документов по конкретной сделке фактически истребует документы по всем взаимоотношениям с контрагентом, то есть фактически осуществляет мероприятия налогового контроля, которые проводятся непосредственно в рамках налоговых проверок, что с учетом диспозиции п. 2 ст. 93.1 НК РФ неправомерно.
Кроме того, анализируя положения Гражданского кодекса Российской Федерации (поскольку Налоговым кодексами не установлены особенности применения термина «сделка для целей налогообложения») в отношении сделок и исходя из буквального толкования положений ст. 93.1 НК РФ, можно сделать однозначный вывод, что вне рамок налоговой проверки инспекция вправе запрашивать у налогоплательщиков (участников сделки) только документы (информацию), сопровождающие совершение сделки: документы, связанные с ведением переговорного процесса (деловая переписка), договоры со всеми дополнениями (изменениями), сведения о лицах, непосредственно участвовавших в совершении и исполнении сделки, конкретные данные исполнителей и прочее. По существу норма п. 2 ст. 93.1 НК РФ наделяет полномочиями налоговый орган на получение документально подтвержденной информации о наличии (отсутствии) гражданско-правовых отношений между хозяйствующими субъектами для последующего контроля за исполнением сделки.
Между тем, в рамках оспариваемого решения налоговым органом в не Рамок налоговых проверок затребованы у налогоплательщика документы по его деятельности как комиссионера за период 2017 – 2018 г.г., фактически в рамках всего возможного проверяемого периода.
Следует также отметить, что налогоплательщиком были представлены практически все запрошенные налоговым органом в требовании от 04.09.2020 г. № 24796, за исключением товарно-транспортных накладных на доставку товара комитентом в магазин, в отношении которых налогоплательщиком с пояснениями на Акт № 28939 об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации), налогового органа было указано, что ТТН у него отсутствуют.
По мнению налогового орган, товарно-транспортные накладные являются товаросопроводительными документами и необходимы грузополучателю для оприходования товара.
Между тем, налоговым органом не учтено следующее.
Как указано в оспариваемом решении, товарно-транспортная накладная – это унифицированный документ, форма которого утверждена Постановление Госкомстата РФ от 28.11.1997 № 78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте». Товарно-транспортная накладная является товаросопроводительным документом, который состоит из двух разделов: товарного и транспортного. Товарный раздел необходим грузополучателю для оприходования товара.
Согласно ст. 513 ГК РФ в случае получения поставленных товаров от транспортной организации покупатель (получатель) обязан проверить соответствие товаров сведениям, указанным в транспортных и сопроводительных документах, а также принять эти товары от транспортной организации с соблюдением правил, предусмотренных законами и иными правовыми актами, регулирующими деятельность транспорта.
В соответствии со ст. 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).
Между тем, как следует из материалов дела, в частности, выписки из ЕГРЮЛ, основным видом деятельности ИП ФИО1 является аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом, в качестве дополнительных видов деятельности указаны торговля различными видами товаров оптовая.
Перевозка грузов и иная транспортная деятельность не предусмотрены.
Из материалов дела также усматривается, что ИП ФИО1 осуществляя комиссионную продажу товаров.
В соответствии со ст. 990 ГК РФ по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента.
Согласно ст. 996 ГК РФ вещи, поступившие к комиссионеру от комитента либо приобретенные комиссионером за счет комитента, являются собственностью последнего.
В соответствии со ст. 999 ГК РФ по исполнении поручения комиссионер обязан представить комитенту отчет и передать ему все полученное по договору комиссии. Комитент, имеющий возражения по отчету, должен сообщить о них комиссионеру в течение тридцати дней со дня получения отчета, если соглашением сторон не установлен иной срок. В противном случае отчет при отсутствии иного соглашения считается принятым.
Таким образом, деятельность по договору комиссии не предусматривает обязательного наличия для товарообмена между комитентом и комиссионером товарно-транспортных накладных. Помимо этого, право собственности на товар до его реализации остается за комитентом, а не переходит к комиссионеру. Акты выполненных работ также не предусмотрены, предусматриваются только отчеты комиссионера.
Кроме того, в ходе рассмотрения настоящего дела было установлено, что ИП ФИО1 находится на упрощенной системе налогообложения.
Согласно ст. 346.11 НК РФ Применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов в виде дивидендов, а также с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2 и 5 статьи 224 настоящего Кодекса), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности, за исключением объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса). Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (включая суммы налога, подлежащие уплате при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области), а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьями 161 и 174.1 настоящего Кодекса.
Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, ведут бухгалтерский учет в упрощенной форме. При применении индивидуальным предпринимателем упрощенной системы налогообложения учет доходов и расходов осуществляется в Книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, форма и порядок заполнения которой утверждены приказом Минфина России от 22.10.2012 N 135н.
Согласно ст. 108 НК РФ никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом.
В соответствии со ст. 109 НК РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
1) отсутствие события налогового правонарушения;
2) отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения;
3) совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, физическим лицом, не достигшим к моменту совершения деяния шестнадцатилетнего возраста;
4) истечение сроков давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Таким образом, по мнению суда, у налогового органа не было достаточных оснований для привлечения налогоплательщика к ответственности, предусмотренной п. 2 ст. 129.1 НК РФ, поскольку отсутствует сам факт совершения налогового правонарушения.
В соответствии со ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Согласно ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При таких условиях требования заявителя обоснованны и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Расходы по госпошлине относятся на налоговый орган.
В заседании 29.11.2021 г. в соответствии со ст. 176 АПК РФ объявлена резолютивная часть решения.
Руководствуясь ст.ст. 102,110,123,124,132,156,167-171,176,177,180-182,197-201, 318,319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Признать недействительным, не соответствующим требованиям ст.ст.22,23,30,31,32,33,75,88,89,93,93.1,100,101,108,109,129.1 НК РФ решение ИФНС России по г. Курску от 11.03.2021 № 629 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 129.1 НК РФ.
Данное решение вступает в законную силу по истечение месяца со дня его принятия и может быть обжаловано в Девятнадцатый Арбитражный апелляционный суд в г. Воронеже в течение месяца со дня его принятия, через Арбитражный суд Курской области.
Судья Д.А.Горевой