АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
К.Маркса ул., д. 25, г. Курск, 305004
г. Курск Дело № А35-5648/07-С26
06 ноября2007 г.
Резолютивная часть решения объявлена 29.10.2007г. Полный текст решения изготовлен 06.11.2007 г.
Арбитражный суд Курской области в составе судьи Лымаря Д.В., при ведении протокола судебного заседания судьей, рассмотрев в порядке ч. 4 ст. 137 АПК РФ в судебном заседании 29.10.2007 г. дело по заявлению
Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Курской области, г. Курск (далее – Управление Росздравнадзора по Курской области)
к индивидуальному предпринимателю ФИО1, г. Курск (далее – ИП ФИО1)
О привлечении к административной ответственности, и приложенные документы,
при участии в заседании:
от заявителя: ФИО2 – по пост. доверенности от 09.04.2007г.;
от лица, привлекаемого к ответственности: не явился, извещен надлежащим образом;
установил: Управление Росздравнадзора по Курской области обратилось в арбитражный суд с требованием о привлечении ИП ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения на основании ч.4 ст.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с нарушением п. 4 в Постановления Правительства РФ от 06.07.2006г. №416 «Об утверждении Положения о лицензировании фармацевтической деятельности».
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленныетребования и сообщил, что ответчик ранее к административной ответственности за аналогичное правонарушение не привлекался.
Лицо, привлекаемое к ответственности, факт совершения правонарушения, отраженного в протоколе об административном правонарушении №81 от 08.10.2007г., и вину в его совершении признало.
Выслушав доводы, явившегося в судебное заседание представителя заявителя, и изучив материалы дела, арбитражный суд установил следующее.
Индивидуальный предприниматель ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка г. Курска, проживающая по адресу: <...>, зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 16.12.1996г., согласно свидетельству серия 46 № 000239097 внесена в ЕГРИП под №304463229600239, ИНН <***>.
21.03.2003г. Фармацевтическим управлением Курской области сроком на пять лет до 21.03.2003г. ФИО1 выдана лицензия №0765 на право осуществления фармацевтической деятельности.
В период с 24.09.2007г. по 08.10.2007г. комиссией в составе: ведущего специалиста-эксперта Управления Росздравнадзора по Курской области ФИО2, специалиста-эксперта Управления Росздравнадзора по Курской области ФИО3 и провизора ОГУ «Курский центр лицензирования медицинской и фармацевтической деятельности» ФИО4 на основании приказа руководителя Управления Росздравнадзора по Курской области № П46-603/07 от 21.09.2007г. была проведена внеплановая проверка соблюдения лицензионных требований и условий при осуществлении фармацевтической деятельности, осуществляемой ИП ФИО1 в аптеке, расположенной по адресу: <...>. Проверка осуществлялась с участием фармацевта ФИО5
По результатам проверки был составлен акт от 05.10.2007г., в котором отражены имевшие место, по мнению уполномоченного на проведение проверки органа, нарушения при осуществлении фармацевтической деятельности ИП ФИО1 лицензионных требований и условий, установленных Положением о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденным постановлением Правительства РФ № 416 от 06.07.2006 г. В частности, в акте проверки отражены следующие нарушения:
- на вывеске аптечного учреждения не указан адрес близлежащего аптечного учреждения в нарушение п. 3.3 приказа МЗ РФ от 04.03.2003г. №80 «Правила отпуска лекарственных средств. Основные положения», что является нарушением п. 4в постановления Правительства РФ от 06.07.2006г. №416 «Об утверждении положения о лицензировании фармацевтической деятельности»;
- книга отзывов и предложений не продлена на 2007г в нарушение п. 2.9 приказа МЗ РФ от 04.03.2003г. №80 «Правила отпуска лекарственных средств. Основные положения», что является нарушением п. 4в постановления Правительства РФ от 06.07.2006г. №416 «Об утверждении положения о лицензировании фармацевтической деятельности»;
-недостаточно уборочного инвентаря, отсутствует шкаф для спецодежды в нарушение п. 3.19 приказа МЗ РФ от 04.03.2003г. №80 «Правила отпуска лекарственных средств. Основные положения», что является нарушением п. 4в постановления Правительства РФ от 06.07.2006г. №416 «Об утверждении положения о лицензировании фармацевтической деятельности»;
-не организованы внутренние проверки в нарушение п.п. 9.3-9.8 приказа МЗ РФ от 04.03.2003г. №80 «Правила отпуска лекарственных средств. Основные положения», что является нарушением п. 4в постановления Правительства РФ от 06.07.2006г. №416 «Об утверждении Положения о лицензировании фармацевтической деятельности»;
-нарушаются условия хранения термолабильных лекарственных средств (в приложении №1 к акту проверки перечислены такие лекарственные средства), требующих хранения в прохладном месте (при температуре +12+15°С) в нарушение ст. 4 приказа МЗ РФ от 13.11.1996г. №377 «Об утверждении инструкции по организации хранения в аптечных учреждениях различных групп лекарственных средств и изделий медицинского назначения» и п. 5.4 приказа МЗ РФ от 04.03.2003г. №80 «Правила отпуска лекарственных средств. Основные положения», что является нарушением п. 4в постановления Правительства РФ от 06.07.2006г. №416 «Об утверждении положения о лицензировании фармацевтической деятельности»;
-не соблюдаются условия хранения лекарственных средств списка «Б»: хранились в шкафах, не оборудованных замками, без списков высших разовых и суточных доз в нарушение п. 5.6 приказа МЗ РФ от 04.03.2003г. №80 «Правила отпуска лекарственных средств. Основные положения», что является нарушением п. 4в постановления Правительства РФ от 06.07.2006г. №416 «Об утверждении положения о лицензировании фармацевтической деятельности»;
- не соблюдается систематизация хранения лекарственных средств по
фармакологическим группам и способу применения в нарушение п. 5.2 приказа МЗ
РФ от 04.03.2003г. №80 «Правила отпуска лекарственных средств. Основные
положения», что является нарушением п. 4в постановления Правительства РФ от
06.07.2006г. №416 «Об утверждении положения о лицензировании
фармацевтической деятельности».
В связи с установлением в ходе проверки вышеуказанных нарушений, специалистом-экспертом Управления Росздравнадзора по Курской области ФИО2 в присутствии ИП ФИО1 был составлен протокол об административном правонарушении №81 от 08.10.2007г. Ответственность за данное правонарушение квалифицирована заявителем по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Указанные обстоятельства, послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с требованием о привлечении ИП ФИО1 к административной ответственности.
Арбитражный суд считает требования заявителя о привлечении ИП ФИО1 к административной ответственности обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Полномочия ведущего специалиста Управления Росздравнадзора на составление протоколов об административных правонарушениях по ч. 4 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подтверждены Приказом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития от 10 октября 2005 г. N 2220-Пр/05 «Об утверждении перечня должностных лиц Росздравнадзора и его территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях», приложением к должностному регламенту специалиста-эксперта.
В силу части 1 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях данное дело подведомственно арбитражному суду.
Согласно ст. 17 Федерального закона № 128-ФЗ от 08.08.2001 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» фармацевтическая деятельность относится к видам деятельности, на осуществление которых требуется лицензия. В силу статьи 2 указанного Закона, лицензия есть специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, под которыми понимается совокупность обязательных к исполнению требований и условий, установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.
Порядок лицензирования фармацевтической деятельности и лицензионные требования при осуществлении указанного вида деятельности установлены Положением о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации № 416 от 06.07.2006 г. Лицензирование фармацевтической деятельности осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (п.2 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности).
В силу п. 1 Положения фармацевтическая деятельность осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в сфере обращения предназначенных для медицинского применения лекарственных средств, и включает в себя оптовую и розничную торговлю лекарственными средствами, а также изготовление лекарственных средств.
В соответствии с п. 4 Положения лицензионными требованиями и условиями при осуществлении фармацевтической деятельности являются:
а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании помещений и оборудования, необходимых для осуществления фармацевтической деятельности и соответствующих установленным к ним требованиям;
б) соблюдение лицензиатом, осуществляющим оптовую торговлю лекарственными средствами, требований статьи 29 Федерального закона «О лекарственных средствах» и правил оптовой торговли лекарственными средствами;
в) соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными средствами, требований статьи 32 Федерального закона «О лекарственных средствах» и правил продажи лекарственных средств, утверждаемых в соответствии со статьей 26 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей»;
г) соблюдение лицензиатом, осуществляющим изготовление лекарственных средств, правил изготовления лекарственных средств, утверждаемых в соответствии со статьей 17 Федерального закона «О лекарственных средствах», и требований к контролю качества лекарственных средств, изготовленных в аптечных учреждениях;
д) соблюдение лицензиатом требований о запрещении продажи лекарственных средств, пришедших в негодность, лекарственных средств с истекшим сроком годности, фальсифицированных лекарственных средств и лекарственных средств, являющихся незаконными копиями лекарственных средств, зарегистрированных в Российской Федерации, а также об уничтожении таких лекарственных средств в соответствии со статьей 31 Федерального закона «О лекарственных средствах»;
е) наличие у руководителя соискателя лицензии (лицензиата), деятельность которого непосредственно связана с приемом, хранением, отпуском, изготовлением и уничтожением лекарственных средств, высшего фармацевтического образования, стажа работы по специальности не менее 3 лет и сертификата специалиста;
ж) наличие у индивидуального предпринимателя - соискателя лицензии (лицензиата) высшего или среднего фармацевтического образования и сертификата специалиста;
з) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) работников, деятельность которых связана с изготовлением, приемом, хранением, отпуском и продажей лекарственных средств, имеющих высшее или среднее фармацевтическое образование и сертификаты специалиста;
и) повышение квалификации специалистов с фармацевтическим образованием не реже одного раза в 5 лет.
Пунктом 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности установлено понятие грубого нарушения лицензионных требований в указанной сфере деятельности, под которым понимается невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных п.п. «а»-«д» п.4 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности.
В судебное заседание ИП ФИО1 не явилась, письменно ходатайствовала о рассмотрении дела без её участия, признала наличие на момент проверки перечисленных в акте и протоколе грубых нарушений, факт совершения административного правонарушения, отраженного в протоколе об административном правонарушении №81 от 08.10.2007г., и свою вину в его совершении, что отражено в указанном протоколе.
В соответствии с ч.3 ст. 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает другую сторону от необходимости доказывания таких обстоятельств.
Часть 4 ст.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) в виде наложения административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц - от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с примечанием (абзац 2) к ст.2.4 КоАП РФ, совершившие административные правонарушения лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.
Согласно части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Вина ИП ФИО1 в нарушении лицензионных требований, в том числе грубых нарушений и условий судом установлена, подтверждена материалами дела и признана лицом, привлекаемым к административной ответственности.
Арбитражный суд не усматривает в совершенном правонарушении признаков малозначительности и оснований для применения ст.2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая раскаяние лица, привлекаемого к ответственности, в совершении правонарушения, принятия мер к устранению нарушений, а также тот факт, что ранее ИП ФИО1 к административной ответственности за совершение аналогичных правонарушений не привлекалась, что подтверждается справкой административного органа, арбитражный суд в соответствии с ч. ч. 1 и 2 ст. 4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях признает указанные обстоятельства смягчающими административную ответственность. На основании изложенного, с учетомхарактера и обстоятельств совершенного правонарушения, обстоятельств, смягчающих административную ответственность, суд считает возможным назначить административный штраф в минимальном размере, предусмотренном ч. 4 ст.14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Руководствуясь статьями 2.1, 2.4, 3.12, 4.2, 14.1, 23.1, 32.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьями 17, 29, 65, 70, 167-171, 176, 180, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Привлечь индивидуального предпринимателяФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженку г. Курска, проживающую по адресу: <...>, зарегистрированную в качестве индивидуального предпринимателя 16.12.1996г., согласно свидетельству серия 46 № 000239097 внесенную в ЕГРИП под №304463229600239, ИНН <***>, к административной ответственности, предусмотренной ч.4 ст.14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 4000 руб.00 коп.
Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия.
Обязать индивидуального предпринимателяФИО1 не позднее тридцати дней со дня вступления настоящего решения в законную силу представить в арбитражный суд документ, подтверждающий уплату штрафа в добровольном порядке по следующим реквизитам:
Получатель платежа: УФК по Курской области (Управление Росздравнадзора по Курской области)
ИНН получателя платежа: 4632048501
КПП получателя платежа: 463201001
ОКАТО получателя платежа: 38401000000
БИК: 043807001
Код БК: 06011690040040000140
р/с: <***> в ГРКЦ ГУ Банка России по Курской области г. Курск
(номер счета получателя платежа) (наименование банка получателя платежа)
При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа в добровольном порядке, по истечении установленного срока направить исполнительный лист для взыскания с индивидуального предпринимателя ФИО1 административного штрафа в сумме 4000 руб.00 коп. судебному приставу-исполнителю.
Настоящее решение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в г. Воронеже в течение десяти дней со дня его принятия, в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в г. Брянске в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, через Арбитражный суд Курской области.
Судья Д.В. Лымарь