ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А35-5838/13 от 12.12.2013 АС Курской области

__________________________________________________

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

К. Маркса ул., 25, г. Курск, 305004

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Курск Дело №А35-5838/2013

19 декабря 2013 года

Резолютивная часть решения объявлена 12 декабря 2013 года.

Решение в полном объеме изготовлено 19 декабря 2013 года.

Арбитражный суд Курской области в составе судьи Морозовой М.Н., при ведении протокола секретарем судебного заседания Глебовой А.Ю. рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению

ООО "ЭкоТранс"

к Административной комиссии Сеймского округа города Курска в лице Административной комиссии г.Курска

о признании незаконным и отмене Постановления №791 от 23.05.2013, вынесенного административной комиссией Сеймского округа о наложении административного штрафа в размере 100 000 рублей в отношении ООО «ЭкоТранс».

В судебном заседании приняли участие представители: от заявителя: Терехова М.С. по доверенности от 10.01.2013, от заинтересованного лица: не явился, уведомлен.

Общество с ограниченной ответственностью «ЭкоТранс» (далее – ООО «ЭкоТранс») обратилось в арбитражный суд с заявлением (с учетом уточнения) об оспаривании постановления №791 от 23.05.2013, вынесенного административной комиссией Сеймского округа (далее - Административная комиссия) о наложении административного штрафа в размере 100 000 рублей в соответствии со статьей 28 Закона Курской области от 04.01.2003г. №1-ЗКО «Об административных правонарушениях в Курской области» в отношении ООО «ЭкоТранс».

В обоснование заявленного требования заявитель ссылался на отсутствие вины в совершении вмененного ему правонарушения.

Административный орган представил письменный отзыв, в котором с заявленным требованием не согласился, полагая, что оспариваемое постановление законно и обоснованно, так как административным органом доказан факт совершения заявителем вменяемого правонарушения.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования.

Представитель административного органа в судебное заседание не явился, ранее возражал против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве по делу.

Заслушав представителя заявителя, рассмотрев материалы дела, суд

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «ЭкоТранс», юридический адрес: 305000, Курская область, г. Курск, ул. 50 лет Октября, д. 126В, зарегистрировано в качестве юридического лица 20.07.2005 ИФНС России по г. Курску за основным государственным регистрационным номером 1054639095774, ИНН 4632054664.

09.04.2013 в 12 час. 00 мин. должностными лицами Отдела коммунального хозяйства Администрации Сеймского округа г. Курска было произведено обследование санитарного состояния контейнерных площадок на предмет вывоза КГМ, ТБО, расположенных на территории Сеймского округа г. Курска.

В результате обследования установлено, что контейнерные площадки, расположенные по адресам: г. Курск, Магистральный проезд, д. 16Д; г. Курск, п. Аккумулятор, 2, находились в неудовлетворительном состоянии в нарушение п. 2.2. Правил уборки и обеспечения чистоты и порядка на территории города Курска, утвержденных Решением Курского городского Собрания от 19.07.2002 г. № 196-2-РС, что было отражено в протоколе №15 от 09.04.2013г.

Рассмотрев дело об административном правонарушении, Административная комиссия администрации Сеймского округа города Курска 23 мая 2013 года вынесла постановление №791, в котором признала ООО «ЭкоТранс» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 28 Закона Курской области №1-ЗКО от 04.01.2003г. и назначила наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным и отмене.

В обоснование заявленных требований, ООО «ЭкоТранс» указывает о том, что при выяснении всех обстоятельств дела Административная комиссия администрации Сеймского округа города Курска не запросила у ООО «ЭкоТранс» договора на сбор, вывоз и захоронение ТБО и КГМ с контейнерных площадок по адресам: г. Курск, Магистральный проезд, д. 16Д; г. Курск, п. Аккумулятор, 2, а также не запросила графики вывоза мусора.

Арбитражный суд полагает заявленное требование подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В силу ст. 1.8 Кодекса об административных правонарушениях в Российской Федерации (далее КоАП РФ) лицо, совершившее административное правонарушение на территории Российской Федерации, подлежит административной ответственности в соответствии с КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно ч. 2 ст. 22.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, рассматриваются в пределах полномочий, установленных этими законами: уполномоченными органами и учреждениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; административными комиссиями, иными коллегиальными органами, создаваемыми в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 28 Закона Курской области от 04.01.2003 N 1-ЗКО "Об административных правонарушениях в Курской области" нарушение правил благоустройства территорий городов и других населенных пунктов, а также несоблюдение правил по обеспечению чистоты и порядка в городах и других населенных пунктах, установленных соответствующими органами местного самоуправления, за исключением правил благоустройства и содержания придомовых территорий - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до тридцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.

Согласно ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, в пределах компетенции соответствующего органа.

В соответствии с ч. 1 ст. 7 Закона Курской области протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Законом, составляют должностные лица органов местного самоуправления.

Следовательно, оспариваемое в настоящем деле постановление вынесено полномочным лицом, что подтверждается материалами дела и не оспаривается заявителем.

Как следует из материалов дела, Административная комиссия Сеймского округа города Курска Курской области постановлением №791 от 23.05.2013 привлекла к административной ответственности ООО «ЭкоТранс» (ИНН/КПП 46320054664/463201001) за не обеспечение порядка вывоза бытовых отходов с территории муниципального образования, в частности с территория контейнерных площадок по адресам: г. Курск, Магистральный проезд, д. 16Д; г. Курск, п. Аккумулятор, 2, что нарушает ст. 28 Закона Курской области, а также п. 2.2 Правил уборки и обеспечения чистоты и порядка на территории города Курска, утв. Решением Курского городского собрания 19.07.2002 года № 196-2-РС.

Согласно материалам дела, ООО «ЭкоТранс» является специализированной организацией по сбору и транспортировке твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора.

ООО «ЭкоТранс» осуществляет деятельность по заключению договоров с контрагентами, в т.ч. с управляющими компании, на основании ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).

Согласно п. 5.1.4 Порядка обращения с отходами на территории города Курска, утв. Решением Курского городского Собрания от 23.10.2007г. №386-3-РС, владельцы индивидуальных жилых домов, балансодержатели жилых и административных строений, объектов социальной сферы заключают договор на вывоз и (или) размещение всех видов отходов со специализированной организацией.

В соответствии с п. 5.1.5 Порядка обращения с отходами на территории города Курска, утв. Решением Курского городского Собрания от 23.10.2007г. №386-3-РС, балансодержатель объекта или жилищно-эксплуатационное предприятие, обслуживающее данный жилой фонд, организовывает сбор и своевременное удаление отходов в соответствии с настоящим Порядком, а также обеспечивает надлежащее санитарное состояние мест временного хранения отходов.

Пунктом 2.2 Решения Курского городского Собрания от 19.07.2002 N 196-2-РС "О Правилах уборки и обеспечения чистоты и порядка на территории города Курска" (в редакции, действовавшей на момент вынесения оспариваемого постановления), ответственность за сбор ТБО и КГМ возлагается: - в муниципальном жилищном фонде - на муниципальные жилищно-эксплуатационные предприятия; - в индивидуальном секторе - на собственников жилых домов; - на остальных территориях, находящихся в аренде, владении, пользовании, собственности юридических и физических лиц, - на соответствующие службы юридических и физических лиц.

Организация вывоза бытового мусора должна осуществляться планово-регулярным методом, в том числе и для индивидуального сектора.

В силу пункта 2 ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, и виновность лица в совершении административного правонарушения.

В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Во вменяемом ООО «ЭкоТранс» правонарушении субъектами правонарушения являются: балансодержатели жилых и административных строений, объектов социальной сферы, жилищно-эксплуатационные предприятия, обслуживающие данный жилой фонд; в индивидуальном секторе - собственники жилых домов; - на остальных территориях, находящихся в аренде, владении, пользовании, собственности юридических и физических лиц, - соответствующие службы юридических и физических лиц.

Как следует из материалов дела, по адресу г. Курск, Магистральный проезд, 16Д ООО «ЭкоТранс» заключен договор с ООО «Управляющая компании Черняховского» (переименована в ООО «Управляющая компания Сеймского округа г. Курска») №613 от 01.08.2009г.

В соответствии с п. 2.1.1 Договора ООО «ЭкоТранс» обязано согласно утвержденного графика оказывать услуги по сбору и транспортировке твердых бытовых отходов.

Руководствуясь графиком №2 вывоз отходов от контейнерной площадки по адресу: Магистральный проезд, 16Д осуществляется ежедневно.

Так, согласно путевого листа №1354 вывоз твердых бытовых отходов по графику №2 (Магистральный проезд, 16Д) был осуществлен 09.04.2013г., о чем на обратной стороне путевого листа имеется отметка о разгрузке спецтехники на полигоне - время 15ч. 30 мин - 15ч.40 мин.

По адресу г. Курск, поселок Аккумулятор, 2 ООО «ЭкоТранс» заключен договор с ООО «Управляющая компании «Жилищное хозяйство» №616 от 16.04.2010г.

В соответствии с п. 2.1.1. Договора, ООО «ЭкоТранс» обязано согласно утвержденного графика оказывать услуги по сбору и транспортировке твердых бытовых отходов.

Руководствуясь графиком №8 вывоз отходов от контейнерной площадки по адресу: п. Аккумулятор, 2 осуществляется ежедневно.

Так, согласно путевого листа №1359 вывоз твердых бытовых отходов по графику №8 (п. Аккумулятор, 2) был осуществлен 09.04.2013г., о чем на обратной стороне путевого листа имеется отметка о разгрузке спецтехники на полигоне - время 14ч. 00 мин - 14ч. 10 мин.

Таким образом, учитывая положения Порядка обращения с отходами на территории города Курска, утв. Решением Курского городского Собрания от 23.10.2007г. №386-3-РС, Решения Курского городского Собрания от 19.07.2002 N 196-2-РС "О Правилах уборки и обеспечения чистоты и порядка на территории города Курска", а также положение ст. 421 ГК РФ, арбитражный суд приходит к выводу о том, что ООО «ЭкоТранс» не является балансодержателем контейнерных площадок и не является жилищно-эксплуатационным предприятием, не заключает договора во исполнение п.5.1.5. Порядка обращения с отходами на территории города Курска, утв. Решением Курского городского Собрания от 23.10.2007г. №386-3-РС, в связи с чем, не может являться субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 28 Закона Курской области от 04.01.2003 N 1-ЗКО "Об административных правонарушениях в Курской области".

В соответствии с ч. 4 ст. 210 АПК РФ, по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в арбитражном процессе, обязано доказать наличие тех обстоятельств, на которые оно ссылается в обоснование своих требований или возражений.

Административным органом не представлены доказательства того, что именно ООО «ЭкоТранс» обязано в данном случае соблюдать правила благоустройства территорий городов и других населенных пунктов, а также соблюдать правила по обеспечению чистоты и порядка в городах и других населенных пунктах, установленных соответствующими органами местного самоуправления, за исключением правил благоустройства и содержания придомовых территорий.

Таким образом, при вынесении оспариваемого постановления №791 от 23.05.2013 административным органом не было надлежащим образом установлено лицо, совершившее противоправные действия (бездействие).

В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. При этом суд обязан оценивать относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Удовлетворяя заявленное требование, арбитражный суд исходит из недоказанности фактов совершения вменяемого административного правонарушений именно ООО «ЭкоТранс», и отсутствия предусмотренных законом оснований для привлечения к административной ответственности по статье 28 Закона Курской области №1-ЗКО от 04.01.2003г.

В соответствии с ч. 2 ст. 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

Иные доводы сторон судом не принимаются в силу вышеизложенного, а также, поскольку они основаны на неверном толковании норм права в данной сфере.

Заявления об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются.

Руководствуясь статьями 17, 29, 65, 156, 167-170, 207-211 АПК РФ арбитражный суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным и отменить полностью постановление Административной комиссии Сеймского округа г. Курска №791 от 23.05.2013 о назначении административного наказания ООО «ЭкоТранс» в виде административного штрафа в размере 100 000 руб., в связи с признанием виновным в совершении административного правонарушении, предусмотренного ст. 28 Закона Курской области от 04.01.2003 №1-ЗКО «Об административных правонарушениях в Курской области».

Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия и может быть обжаловано через Арбитражный суд Курской области в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Воронеж).

Судья   М.Н.Морозова