334/2023-106886(1)
АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
г. Курск, ул. К. Маркса, д. 25
http://www.kursk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Курск
Резолютивная часть решения объявлена 22.08.2023.
Решение в полном объеме изготовлено 31.08.2023.
Арбитражный суд Курской области в составе судьи Е.Ф. Вербиной, рассмотрел в
порядке упрощенного производства дело по заявлению
Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Курской области к МУНИЦИПАЛЬНОМУ КАЗЁННОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ КУЛЬТУРЫ
«СТАРОГОРОДСКИЙ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ СЕЛЬСКИЙ ДОМ КУЛЬТУРЫ»
о взыскании задолженности по штрафам в общей сумме 4500 (четыре тысячи
пятьсот) рублей, из них:
- в сумме 500 (пятьсот) руб. за непредставление в установленный срок сведений о
застрахованных лицах по форме СЗВ-М за февраль 2022 года;
- в сумме 3500 (три тысячи пятьсот) руб. за непредставление в установленный
срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за август 2022 года;
- в сумме 500 (пятьсот) руб. за представление неполных (недостоверных) сведений
о страховом стаже застрахованных лиц по форме СЗВ-СТАЖ за 2021 календарный год.
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Курской области (далее – также, Отделение, Заявитель) обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением к МУНИЦИПАЛЬНОМУ КАЗЁННОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ КУЛЬТУРЫ «СТАРОГОРОДСКИЙ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ СЕЛЬСКИЙ ДОМ КУЛЬТУРЫ» о взыскании задолженности по штрафам в общей сумме 4500 (четыре тысячи пятьсот) рублей, из них: -
в сумме 500 (пятьсот) руб. за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за февраль 2022 года; - в сумме 3500 (три тысячи пятьсот) руб. за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за август 2022 года; - в сумме 500 (пятьсот) руб. за представление неполных (недостоверных) сведений о страховом стаже застрахованных лиц по форме СЗВ-СТАЖ за 2021 календарный год.
Определением Арбитражного суда Курской области от 06.07.2023 дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заявителю было предложено представить иные доказательства, на которые он ссылается как на основание своих требований.
Заинтересованному лицу было предложено представить письменный мотивированный отзыв на заявление по существу заявленных требований с указанием возражений относительно предъявленных требований по каждому доводу, содержащемуся в заявлении, со ссылкой на нормы права, документы в обоснование своих доводов.
22.08.2023 дело рассмотрено в порядке упрощенного производства, вынесена резолютивная часть решения.
В соответствии с требованиями части 2 статьи 229 АПК РФ судом изготовлено мотивированное решение.
Изучив материалы дела, арбитражный суд
УСТАНОВИЛ:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ «СТАРОГОРОДСКИЙ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ СЕЛЬСКИЙ ДОМ КУЛЬТУРЫ», адрес юридического лица: 307501, Курская область, Дмитриевский район, село Старый Город, ОГРН: <***>, дата присвоения ОГРН: 12.11.2004, ИНН: <***>, состоит на учете в качестве страхователя с 12.11.2004г. в Отделении Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Курской области (далее - Отделение)
Сведения о каждом работающем у страхователя застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) по форме СЗВ-М должны были быть представлены за февраль 2022г. - не позднее 15 марта 2022г., за август 2022г.- не позднее 15 сентября 2022г.
Страхователем МКУК «СТАРОГОРОДСКИЙ ЦСДК» по телекоммуникационным каналам связи были предоставлены сведения по форме СЗВ-М (исходная) за август 2022г. -19.09.2022г., что позже срока, установленного законодательством. Данный факт подтверждается извещением о доставке сведений (ПК «АРМ БПИ»).
Страхователем МКУК «СТАРОГОРОДСКИЙ ЦСДК» по телекоммуникационным каналам связи были предоставлены сведения по форме СЗВ-М (исходная) за февраль 2022г. - 28.02.2022 г. в отношении 7 застрахованных лиц. После чего, страхователем 28.09.2022г., что позже срока, установленного законодательством, по телекоммуникационным каналам связи была представлена дополняющая форма СЗВ-М за февраль 2022г. ещё на 1 застрахованное лицо, которого не было в исходной форме. В результате чего, с учетом представленных исходной и дополняющих форм количество застрахованных лиц в сведениях увеличено на 1.
Таким образом, страхователем МКУК «СТАРОГОРОДСКИЙ ЦСДК» 28.09.2022г. представлена дополняющая форма СЗВ-М за февраль 2022г. в отношении 1 застрахованного лица, индивидуальные сведения по которому в исходной форме представлены не были и срок предоставления этих сведений истек.
По мнению Отделения, страхователем МКУК «СТАРОГОРОДСКИЙ ЦСДК» были предоставлены сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (исходная) за август 2022г., СЗВ-М (дополняющая) за февраль 2022г. с нарушением срока, установленного законодательством, что подтверждается извещениями о доставке сведений (ПК «АРМ БПИ»).
Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) по форме СЗВ-СТАЖ должны были быть представлены за 2021 календарный год - не позднее 01.03.2022г.
Страхователем МКУК «СТАРОГОРОДСКИЙ ЦСДК» 01.03.2022г. по телекоммуникационным каналам связи были предоставлены сведения по страхователю, передаваемые в ПФР для ведения индивидуального (персонифицированного) учета (форма ОДВ-1) с приложением сведений о страховом стаже застрахованных лиц по форме СЗВ-СТАЖ (исходная) за 2021 календарный год в отношении 8 застрахованных лиц.
Также МКУК «СТАРОГОРОДСКИЙ ЦСДК» были представлены сведения о
застрахованных лицах по форме СЗВ-М за январь 2021г. в отношении 7 застрахованных лиц.
В результате сверки представленных МКУК «СТАРОГОРОДСКИЙ ЦСДК» сведений по формам СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ за 2021 календарный год были выявлены расхождения в отношении ФИО1: представлены сведения о страховом стаже застрахованных лиц по форме СЗВ-СТАЖ за 2021 календарный год с указанием периода работы с 01.01.2021г. по 31.12.2021г., при этом сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за январь 2021г. в отношении ФИО1 представлены не были.
В связи с чем страхователю МКУК «СТАРОГОРОДСКИЙ ЦСДК» 05.03.2022г. по телекоммуникационным каналам связи было направлено Уведомление об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, вместе с протоколом проверки отчетности, в котором страхователь уведомлен о необходимости устранения имеющихся расхождений в течение пяти рабочих дней. Указанное уведомление вместе с протоколом проверки отчетности было получено и прочитано страхователем МКУК «СТАРОГОРОДСКИЙ ЦСДК» 10.03.2022 г. Однако, расхождения (ошибки) в сведениях о страховом стаже застрахованных лиц за 2021 календарный год устранены страхователем 22.03.2022г., т.е. с нарушением установленного 5- дневного срока, посредством представления корректирующей формы СЗВ-КОРР за
По фактам нарушений были составлены Акты от 10.10.2022г. № 056S18220006012, от 27.09.2022г. № 056S18220005968, от 07.04.2022г. № 056S18220002095 о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования. Акты составлены и подписаны должностными лицами, проводившими проверку достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Рассмотрение Акта от 10.10.2022г. № 056S18220006012 состоялось 17.11.2022 г., Акта от 27.09.2022г. № 056S18220005968 - 10.11.2022 г., Акта от 07.04.2022г. № 056S18220002095 - 19.05.2022г. без участия страхователя, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченного представителя), извещенного надлежащим образом, что подтверждается актами от 10.10.2022г. № 056S 18220006012, от 27.09.2022г. № 056S18220005968, от 07.04.2022г. № 056S18220002095, отправленными в адрес страхователя по почте 12.10.2022г., 30.09.2022г., 12.04.2022г. соответственно. Письменные возражения на Акты страхователем представлены не были.
Рассмотрев Акты и материалы проверки, были вынесены Решения от 17.11.2022г. № 056S19220006651, от 10.11.2022г. № 056S19220006523, 19.05.2022г. № 056S19220002897 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, которые направлены в адрес страхователя 22.11.2022г., 14.11.2022г., 25.05.2022г. соответственно.
МКУК «СТАРОГОРОДСКИЙ ЦСДК» по телекоммуникационным каналам связи 15.12.2022г. было направлено Требование от 14.12.2022г. № 056S01220008488 с предложением добровольно уплатить сумму штрафа за февраль 2022г. в размере 500 руб. в срок до 23.01.2023г.; 08.12.2022г. было направлено Требование от 07.12.2022г. № 056S01220008347 с предложением добровольно уплатить сумму штрафа за август 2022г. в размере 3500 руб. в срок до 16.01.2023г.; по почте 27.06.2022г. было направлено Требование от 22.06.2022г. № 056S01220004797 с предложением добровольно уплатить
сумму штрафа за 2021 календарный год в размере 500 руб. в срок до 25.07.2022г.
Однако, задолженность по штрафам до настоящего времени не уплачена.
Отделение 19.05.2023г. обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание задолженности по штрафам за непредставление страхователем в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (дополняющая) за февраль 2022г., СЗВ-М (исходная) за август 2022г., за представление неполных (недостоверных) сведений о страховом стаже застрахованных лиц по форме СЗВ-СТАЖ (исходная) за 2021 календарный год с МКУК «СТАРОГОРОДСКИЙ ЦСДК».
Заинтересованное лицо отзыва на заявление Отделения не представило.
Исследовав материалы дела, представленные доказательства, арбитражный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 213 АПК РФ, государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями (далее - контрольные органы), вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
Заявление о взыскании подается в арбитражный суд, если не исполнено требование заявителя об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты.
В силу ч. 6 ст. 215 АПК РФ при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
Частью 4 статьи 215 АПК РФ предусмотрено, что обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
На основании статьи 13 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 167-ФЗ) Фонд и его территориальные органы осуществляют контроль за правильностью представления и достоверностью сведений, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета.
Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 27-ФЗ) устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, лицах, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лицах, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», а также сведений о детях.
Согласно статье 1 Федерального закона № 27-ФЗ индивидуальный (персонифицированный) учет - это организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
Федеральным законом № 27-ФЗ к страхователям отнесены, в том числе, юридические лица.
В силу статьи 5 Федерального закона № 27-ФЗ, органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Фонд.
Как следует из материалов дела, МКУК «СТАРОГОРОДСКИЙ ЦСДК» является страхователем и обязан представлять Фонду сведения о застрахованных лицах.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 27-ФЗ к страхователям отнесены, в том числе юридические лица и индивидуальные предприниматели.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона № 167-ФЗ от 15.12.2001 «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» ответчик является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
Часть 1 статьи 8 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» предусматривает, что сведения о застрахованных лицах представляются страхователями. Страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения обо всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 58 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 настоящего Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности. (Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
Формат сведений для ведения индивидуального (персонифицированного) учета (форма СЗВ-М) был утвержден в целях обеспечения представления страхователями о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые
взносы) сведений в форме электронного документа в соответствии с пунктом 2 статьи 8 и пунктами 2.2 и 4 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (Постановление Правления ПФ РФ от 07.12.2016 № 1077п «Об утверждении формата сведений для ведения индивидуального (персонифицированного) учета (форма СЗВ-М)»).
Указанные сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной Постановлением Правления ПФ РФ от 01.02.2016 № 83п «Об утверждении формы «Сведения о застрахованных лицах», с 30.05.2021 - Постановлением Правления ПФ РФ от 15.04.2021 № 103п «Об утверждении формы «Сведения о застрахованных лицах (СЗВ-М)» и Порядка заполнения формы указанных сведений».
Из материалов дела следует, что Страхователем МКУК «СТАРОГОРОДСКИЙ ЦСДК» по телекоммуникационным каналам связи были предоставлены сведения по форме СЗВ-М (исходная) за август 2022г. -19.09.2022г., что позже срока, установленного законодательством. Данный факт подтверждается извещением о доставке сведений (ПК «АРМ БПИ»).
Страхователем МКУК «СТАРОГОРОДСКИЙ ЦСДК» по телекоммуникационным каналам связи были предоставлены сведения по форме СЗВ-М (исходная) за февраль 2022г. -28.02.2022 г. в отношении 7 застрахованных лиц. После чего, страхователем 28.09.2022г., что позже срока, установленного законодательством, по телекоммуникационным каналам связи была представлена дополняющая форма СЗВ-М за февраль 2022г. ещё на 1 застрахованное лицо, которого не было в исходной форме. В результате чего, с учетом представленных исходной и дополняющих форм количество застрахованных лиц в сведениях увеличено на 1.
Таким образом, страхователем МКУК «СТАРОГОРОДСКИЙ ЦСДК» были предоставлены сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (исходная) за август 2022г., СЗВ-М (дополняющая) за февраль 2022г. с нарушением срока, установленного законодательством, что подтверждается извещениями о доставке сведений (ПК «АРМ БПИ»).
Страхователем МКУК «СТАРОГОРОДСКИЙ ЦСДК» 01.03.2022г. по телекоммуникационным каналам связи были предоставлены сведения по страхователю, передаваемые в ПФР для ведения индивидуального (персонифицированного) учета (форма ОДВ-1) с приложением сведений о страховом стаже застрахованных лиц по форме СЗВ-СТАЖ (исходная) за 2021 календарный год в отношении 8 застрахованных лиц.
Также МКУК «СТАРОГОРОДСКИЙ ЦСДК» были представлены сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за январь 2021г. в отношении 7 застрахованных лиц.
В результате сверки представленных МКУК «СТАРОГОРОДСКИЙ ЦСДК» сведений по формам СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ за 2021 календарный год были выявлены расхождения в отношении ФИО1: представлены сведения о страховом стаже застрахованных лиц по форме СЗВ-СТАЖ за 2021 календарный год с указанием периода работы с 01.01.2021г. по 31.12.2021г., при этом сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за январь 2021г. в отношении ФИО1 представлены не были.
В связи с чем, страхователю МКУК «СТАРОГОРОДСКИЙ ЦСДК» 05.03.2022г. по телекоммуникационным каналам связи было направлено Уведомление об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, вместе с протоколом проверки отчетности, в котором страхователь уведомлен о необходимости устранения имеющихся расхождений в течение пяти рабочих дней. Указанное уведомление вместе с протоколом проверки отчетности было получено и прочитано страхователем МКУК «СТАРОГОРОДСКИЙ ЦСДК» 10.03.2022 г. Однако, расхождения
(ошибки) в сведениях о страховом стаже застрахованных лиц за 2021 календарный год устранены страхователем 22.03.2022г., т.е. с нарушением установленного 5- дневного срока, посредством представления корректирующей формы СЗВ-КОРР за
В соответствии с частью 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ) за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Проведенной проверкой выявлено нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования:
- за февраль 2022г. в отношении 1 застрахованных лиц, что подтверждается дополняющей формой СЗВ-М за февраль 2022г., представленной страхователем. Таким образом, сумма финансовой санкции составляет 1 х 500 = 500 руб.,
- за август 2022г. в отношении 7 застрахованных лиц, что подтверждается исходной формой СЗВ-М за август 2022г., представленной страхователем. Таким образом, сумма финансовой санкции составляет 7 х 500 = 3500 руб.,
- за 2021 календарный год в отношении 1 застрахованного лица, что подтверждается исходной формой СЗВ-СТАЖ за 2021 календарный год, корректирующей формой СЗВ-КОРР за 2021 календарный год, сведениями о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (исходная) за январь 2021 г., представленными страхователем, уведомлением об устранении ошибок. Таким образом, сумма финансовой санкции составляет 1 х 500 = 500 руб.
Всего сумма финансовых санкций составляет 4500 рублей. Расчет суммы финансовых санкций изложен в приложении к заявлению о взыскании финансовых санкций.
Статьей 15 Федерального закона № 27-ФЗ установлена обязанность страхователя в установленный срок представлять органам Фонда сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Законом.
В силу части 1 статьи 15 ФЗ № 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации или налоговым органом. При этом срок, в течение которого страхователь может представить дополняющую форму СЗВ-М, не установлен.
Статьей 19 ФЗ № 27-ФЗ предусмотрено, что Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В настоящий период действует Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденная приказом Минтруда России от 22.04.2020 № 211н (далее – Инструкция № 211н) (начало действия – 27.07.2020), определяющая порядок ведения Пенсионным фондом Российской Федерации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о каждом застрахованном лице, на которое распространяется обязательное пенсионное страхование, порядок представления страхователями в Пенсионный фонд Российской Федерации сведений о застрахованных лицах, использования указанных индивидуальных сведений для осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
В пункте 38 Инструкции № 211н указано, что при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).
Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.
При этом в пункте 40 Инструкции № 211н закреплено, что в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений о застрахованных лицах, в отношении которых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации страхователю вручено уведомление об устранении имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, в течение пяти рабочих дней со дня получения данного уведомления, либо при самостоятельном выявлении ошибок в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Тогда как в случае представления страхователем в дополнение к ранее представленным за соответствующий отчетный период индивидуальных сведений о работающих у него застрахованных лицах, в отношении которых сведения за данный отчетный период ранее не были представлены и срок представления указанных сведений истек, к такому страхователю применяются финансовые санкции в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01 апреля 1996 г. № 27-ФЗ за непредставление индивидуальных сведений на данных лиц в установленный срок.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2.2 постановления от 14.07.2003 № 12-П, при рассмотрении дела необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы.
В определении Верховного Суда РФ от 01.02.2018 № 306-КГ17-21843 указано, что официальная позиция Пенсионного Фонда ориентирует страхователей на сотрудничество и исходит из того, что любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность.
В случае если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также в случае, если страхователь в установленный срок исправил обнаруженные территориальным органом ошибки, финансовые санкции, предусмотренные частью 3 статьи 17 ФЗ № 27-ФЗ, возможно не применять.
Таким образом, при решении вопроса о привлечении к ответственности следует учитывать поведение страхователя, направленное на исправление обнаруженных ошибок в представленной в орган Пенсионного фонда РФ отчетности.
Такой правоприменительный подход направлен на стимулирование заинтересованности страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, а также обеспечение более оперативной обработки сведений
индивидуального (персонифицированного) учета Пенсионным фондом Российской Федерации и, как следствие, полноту и достоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Анализ приведенных положений законодательства в совокупности с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации позволяет прийти к выводу о том, что к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования привлечению подлежит лицо, виновное в совершении правонарушения, если не установлено обстоятельств, исключающих вину правонарушителя, к которым, в частности, могут быть отнесены действия страхователя по самостоятельному выявлению и устранению ошибок, несоответствий в предоставленных сведениях.
В этой связи, при рассмотрении вопроса о правомерности привлечения заявителя оспариваемым решением к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования необходимо принимать во внимание, в том числе, конкретные фактические обстоятельства, которые могут быть оценены в качестве исключающих вину лица в совершении вменяемого правонарушения.
По смыслу действующего законодательства в его конституционном понимании первоначально своевременно представленные страхователем сведения персонифицированного учета, содержащие недочеты, ошибки, впоследствии самостоятельно исправленные заявителем, не могут расцениваться как недостоверные или как сведения, предоставленные не в полном объеме либо содержащие недостоверные данные.
При этом Федеральный закон № 27-ФЗ и Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах не содержат ограничений по количеству подаваемых корректировок в Фонд.
В Постановлениях Правления ПФ РФ от 01.02.2016 № 83п, от 15.04.2021 № 103п предусмотрены следующие типы форм СЗВ-М:
«исхд» - исходная форма, впервые подаваемая страхователем о застрахованных лицах за данный отчетный период,
«доп» - дополняющая форма, подаваемая с целью дополнения ранее принятых ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период
«отмн» - отменяющая форма, подаваемая с целью отмены ранее неверно поданных сведений о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
Таким образом, из указанных постановлений не следует, что дополняющая форма может подаваться исключительно с целью дополнения сведений о тех же застрахованных лицах, что были указаны в исходной.
В определении Верховного Суда РФ от 01.02.2018 № 306-КГ17-21843 указано, что официальная позиция Пенсионного Фонда ориентирует страхователей на сотрудничество и исходит из того, что любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность.
В случае если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также в случае, если страхователь в установленный срок исправил обнаруженные территориальным органом ошибки, финансовые санкции, предусмотренные частью 3 статьи 17 ФЗ № 27-ФЗ, возможно не применять.
Таким образом, при решении вопроса о привлечении к ответственности следует учитывать поведение страхователя, направленное на исправление обнаруженных ошибок в представленной в орган Пенсионного фонда РФ отчетности.
Такой правоприменительный подход направлен на стимулирование заинтересованности страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, а также обеспечение более оперативной обработки сведений
индивидуального (персонифицированного) учета Пенсионным фондом Российской Федерации и, как следствие, полноту и достоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Анализ приведенных положений законодательства в совокупности с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации позволяет прийти к выводу о том, что к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования привлечению подлежит лицо, виновное в совершении правонарушения, если не установлено обстоятельств, исключающих вину правонарушителя, к которым, в частности, могут быть отнесены действия страхователя по самостоятельному выявлению и устранению ошибок, несоответствий в предоставленных сведениях.
В этой связи, при рассмотрении вопроса о правомерности привлечения заявителя оспариваемым решением к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования необходимо принимать во внимание, в том числе, конкретные фактические обстоятельства, которые могут быть оценены в качестве исключающих вину лица в совершении вменяемого правонарушения.
По смыслу действующего законодательства в его конституционном понимании первоначально своевременно представленные страхователем сведения персонифицированного учета, содержащие недочеты, ошибки, впоследствии самостоятельно исправленные заявителем, не могут расцениваться как недостоверные или как сведения, предоставленные не в полном объеме либо содержащие недостоверные данные.
При этом Федеральный закон № 27-ФЗ и Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах не содержит ограничений по количеству подаваемых корректировок в Пенсионный фонд.
Исходя из совокупности вышеизложенного, требования Отделения к МКУК «СТАРОГОРОДСКИЙ ЦСДК» о взыскании задолженности по штрафу за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (дополняющая) за февраль 2022г. в сумме 500 рублей не подлежат удовлетворению.
Для привлечения страхователя к ответственности на основании абзаца 3 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ необходимо доказать, что страхователь, имея обязанность по представлению органам Пенсионного фонда сведений индивидуального (персонифицированного) учета, не исполнил данную обязанность либо исполнил ее ненадлежащим образом, представив в фонд сведения с нарушением установленного срока либо неполные (недостоверные) сведения, не позволяющие вести индивидуальный (персонифицированный) учет.
Согласно п. 7 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.02.2006 № 105, при рассмотрении дел о взыскании санкций за нарушения, предусмотренные частью 3 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ от 01.04.1996 «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», следует исходить из прямого указания, содержащегося в этой статье, на то, что взыскание этих сумм производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Материалами настоящего дела подтверждается, что территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации порядок привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах и принудительного взыскания финансовых санкций соблюден.
Формальный состав правонарушения, установленного частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», предусматривает наступление негативных для страхователя последствий как за
непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона.
Страхователем не предоставлены доказательства несоответствия вынесенных пенсионным фондом решений от 10.11.2022г. № 056S19220006523, 19.05.2022г. № 056S19220002897 нормам действующего законодательства, в том числе в части размера финансовой санкции, не приведены доводы, свидетельствующие о неверном исчислении последнего, а также не содержится доказательств нарушений при вынесении решения прав и законных интересов заявителя.
Исходя из совокупности вышеуказанного, арбитражный суд приходит к выводу о нарушении страхователем законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
В этой связи, указанные события образуют состав вменяемого ответчику нарушения, предусмотренного частью 3 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ, следовательно, Отделение Пенсионного фонда обоснованно привлекло МКУК «СТАРОГОРОДСКИЙ ЦСДК» к ответственности в виде финансовых санкций в сумме 4000 руб., в том числе: - в сумме 3500 (три тысячи пятьсот) руб. за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за август 2022 года; - в сумме 500 (пятьсот) руб. за представление неполных (недостоверных) сведений о страховом стаже застрахованных лиц по форме СЗВ-СТАЖ за 2021 календарный год.
В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной в Постановлении от 24.06.2009г. № 11-П, в силу ст. 17 (ч. 3) и 55 (ч. 3) Конституции Российской Федерации исходящее из принципа справедливости конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности предполагает в качестве общего правила ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания. Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
Указанные принципы привлечения к ответственности в равной мере относятся к физическим и юридическим лицам.
В Федеральном законе № 27-ФЗ не предусмотрен порядок применения смягчающих ответственность обстоятельств.
Не был предусмотрен порядок применения смягчающих ответственность обстоятельств и в Федеральном законе № 212-ФЗ от 24.07.2009г. «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», действовавшем до 01.01.2017г., (ст. 44 Федерального закона № 212-ФЗ, устанавливающая обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение правонарушения, признана утратившей силу согласно п. 24 ст. 5 Федерального закона от 28.06.2014г. № 188-ФЗ). Вместе с тем, Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19.01.2016г. № 2-П пп. «а» п. 22 и п. 24 ст. 5 Федерального закона от 28.06.2014г. № 188-ФЗ признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации.
По смыслу ст. 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепленным целям и охраняемым законом интересам, а также характеру совершенного деяния. Так, в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999г. № 11-П указано, что принцип соразмерности и справедливости наказания предполагает
установление дифференцированной ответственности в зависимости от характера и тяжести совершенного правонарушения, размера причиненного ущерба. В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05.11.2003г. № 349-О разъяснено, что суд вправе избирать в отношении правонарушителя меру наказания с учетом характера правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств деяния.
Таким образом, исходя из указанных принципов, полномочие суда на снижение штрафных санкций вытекает из конституционных прерогатив правосудия.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001г. № 13-П, санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными, конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного толкования и применения, также согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 12.05.1998г. № 14-П и от 15.07.1999г. № 11-П, санкции штрафного характера, исходя из общих принципов права, должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 19.01.2016г.
№ 2-П указано, что в соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, выраженными в Постановлении от 25.02.2014г. № 4-П, и учитывая особую роль суда как независимого, беспристрастного арбитра и наиболее компетентного в сфере определения правовой справедливости органа государственной власти, суд (безотносительно к законодательному регулированию пределов его полномочий при судебном обжаловании решений о применении мер ответственности), рассмотрев соответствующее заявление привлекаемого к ответственности лица, не лишен возможности снизить размер ранее назначенного ему штрафа.
Соответствие вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям должно сохраняться и при определении размера санкции за нарушение положений Федерального закона от 01.04.1996г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», поскольку при наложении на страхователя штрафных санкций необходимо обеспечить индивидуализацию мер ответственности в зависимости от степени вины и тяжести совершенного правонарушения.
В рассматриваемом случае арбитражный суд не усматривает обстоятельств, смягчающих ответственность предпринимателя, доказательств наличия таких обстоятельств заинтересованным лицом не представлено.
Исходя из конкретных обстоятельств настоящего дела, предмета заявленных требований, характера совершенного правонарушения, арбитражный суд приходит к выводу о том, что примененная к ответчику санкция в размере 4000 руб. соразмерна допущенному нарушению, выразившемуся в непредставлении сведений о застрахованных лицах, представлении неполных (недостоверных) сведений о застрахованных лицах, и считает последнюю подлежащей взысканию.
В остальной части требования заявителя не подлежат удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам ст. 71 АПК РФ, арбитражный суд приходит к выводу, что с учетом указанного, требования заявителя подлежат частичному удовлетворению.
Разрешая вопрос о государственной пошлине, арбитражный суд указывает следующее.
В соответствии со статьей 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек,
связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
В силу ч. 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины.
В соответствии с пп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Курской области освобождено от уплаты государственной пошлины.
В соответствии с п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, размер государственной пошлины составляет не менее 2000 руб.
Ввиду изложенного, с МКУК «СТАРОГОРОДСКИЙ ЦСДК» в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере, пропорциональном удовлетворенным требованиям, то есть, в сумме 1778 руб.
Руководствуясь статьями 11, 15, 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации», статьями 110, 112, 167-170, 212-216, 226-229 АПК РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Требования Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Курской области удовлетворить в части.
Взыскать с МУНИЦИПАЛЬНОГО КАЗЁННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ «СТАРОГОРОДСКИЙ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ СЕЛЬСКИЙ ДОМ КУЛЬТУРЫ» (307501, Курская область, Дмитриевский район, село Старый Город, ОГРН: <***>, дата присвоения ОГРН: 12.11.2004, ИНН: <***>) в доход соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации задолженность по штрафам в общей сумме 4000 (четыре тысячи) рублей, из них: - в сумме 3500 (три тысячи пятьсот) руб. за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ- М за август 2022 года; - в сумме 500 (пятьсот) руб. за представление неполных (недостоверных) сведений о страховом стаже застрахованных лиц по форме СЗВ-СТАЖ за 2021 календарный год.
Взыскать с МУНИЦИПАЛЬНОГО КАЗЁННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ «СТАРОГОРОДСКИЙ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ СЕЛЬСКИЙ ДОМ КУЛЬТУРЫ» (307501, Курская область, Дмитриевский район, село Старый Город, ОГРН: <***>, дата присвоения ОГРН: 12.11.2004, ИНН: <***>) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1778 рублей.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Курской области.
Судья Е.Ф. Вербина
Электронная подпись действительна.
Данные ЭП:Удостоверяющий центр Казначейство России
Дата 28.07.2023 7:53:00
Кому выдана Вербина Елена Федоровна