ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А35-629/17 от 05.09.2017 АС Курской области

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  КУРСКОЙ  ОБЛАСТИ

г. Курск, ул. К. Маркса, д. 25

http://www.kursk.arbitr.ru

Именем  Российской  Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Курск

сентября 2017 года

Дело № А35-629/2017

Резолютивная часть решения объявлена 05.09.2017.

Полный текст решения изготовлен 06.09.2017.

         Арбитражный суд Курской области, в составе судьи Левашова А.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щербининой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

         Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению имуществом в Курской и Белгородской областях

         об оспаривании Решения № 07-19/6464 от 31.10.2016 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Курской области;

         Третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области (Управление Росреестра по Курской области); Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области»;

         при участии в заседании представителей:

от заявителя: ФИО1 - по доверенности от 18.08.2017;

от инспекции: ФИО2 - по доверенности от 05.07.2017;

от третьих лиц: представители не явились;

У С Т А Н О В И Л :

         Территориальное управление Федерального агентства по управлению имуществом в Курской обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением (с учетом уточнения требований) о признании незаконным Решения № 07-19/6464 от 31.10.2016 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Курской области «О привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение, предусмотренной Налоговым кодексом Российской Федерации (за исключением налогового правонарушения, дело о выявлении которого рассматривается в порядке, установленном статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации)».

         В связи с тем, что 30.06.2017 Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курской области прекратило деятельность путем реорганизации в форме присоединения к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курской и Белгородской областях, Арбитражным судом была произведена процессуальная замена заявителя по данному делу на его правопреемника, вынесено определение от 10.07.2017.

         В ходе судебного разбирательства представитель Межрегио-нального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курской и Белгородской областях поддержал заявленные требования, считает, что налоговым органом без каких либо правовых оснований Территориальное управление было привлечено к налоговой ответственности в соответствии с п. 1        ст. 126 НК РФ за непредставление налогового расчета по авансовым платежам по налогу на имущество за полугодие 2016 года.

         Представитель Межрайонной ИФНС России № 5 по Курской области не согласился с заявленными требованиями, считает оспариваемое Решение инспекции законным и обоснованным, так как на основании сведений, полученных от Управления Федеральной службы государствен-ной регистрации, кадастра и картографии по Курской области, налоговым органом было установлено, что за Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курской области на праве оперативного управления числятся два объекта недвижимого имущества (по адресу: <...>«а»), в связи с чем, имеется обязанность по представлению налоговых расчетов по авансовым платежам и деклараций по налогу на имущество.

         Представители третьих лиц в судебное заседание не явились, Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области» ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассмотрено в отсутствие третьих лиц.

         В представленных в суд письменных пояснениях третьи лица пояснили, что указанные два спорных объекта недвижимости зарегистрированы на праве оперативного управления за Управлением Федерального казначейства по Курской области, а не за заявителем.

         Кроме того, Управление Росреестра по Курской области указало, что в связи с технической ошибкой верификации данных, им 06.11.2013 в налоговый орган были представлены сведения о том, что собственником спорного имущества является Территориальное управление без указания о зарегистрированном праве оперативного управления за Управлением Федерального казначейства по Курской области, при последующих представлениях информации указанная техническая ошибка была исправлена.

         Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы представителей сторон, суд установил следующее.

         Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курской области (<...>) было зарегистрировано в качестве юридического лица 06.07.2009, внесено в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1094632007073, ИНН <***>, состояло на налоговом учете в Инспекции ФНС России по г. Курску, ИНН <***>.

         30.06.2017 в Единый государственный реестр юридических лиц была внесена запись о прекращении деятельности Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курской области путем реорганизации в форме присоединения; преемник - Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курской и Белгородской областях (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: <...>).

         Как следует из материалов дела, Межрайонной ИФНС России № 5 по Курской области (налоговым органом по месту нахождения имущества) на основании п. 1 ст. 101.4 НК РФ был составлен Акт № 07-20/1826 от 12.09.2016 «Об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмот-ренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации)», в котором отражено, что Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курской области, в нарушение п. 1 и п. 2 ст. 386 НК РФ не представлен налоговый расчет по авансовым платежам по налогу на имущество за 1 полугодие 2016 года.

         31.10.2016 Межрайонной ИФНС России № 5 по Курской области было вынесено Решение № 07-19/6464 от 31.10.2016 «О привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение, предусмотренной Налоговым кодексом Российской Федерации (за исключением налогового правонарушения, дело о выявлении которого рассматривается в порядке, установленном статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации)», в соответствии с которым Территориальное управление было привлечено к налоговой ответственности предусмотренной п. 1 ст. 126 НК РФ в виде штрафа в размере 100 руб. (размер штрафа был снижен в два раза в связи с наличием смягчающих обстоятельств), за непредставление налогового расчета по авансовым платежам по налогу на имущество за 1 полугодие 2016 года.

         Решением № 10 от 13.01.2017 Управления ФНС по Курской области жалоба Территориального управления на Решение инспекции была оставлена без удовлетворения. В своем Решении Управление указало, что у заявителя имеется обязанность по представлению налоговых расчетов по авансовым платежам и деклараций по налогу на имущество, поскольку согласно сведениям, представленным Управлением Росреестра по Курской области, с 01.11.2013 за Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курской области на праве оперативного управления числятся два объекта недвижимого имущества:

         1) с кадастровым номером 46:18:010101:3897 по адресу: <...>«а», номер регистрации возникновения права 46-46-19/009/2013-044;

         2) с кадастровым номером 46:18:010101:3895 по адресу: <...>«а», номер регистрации возникновения права 46-46-19/009/2013-042.

         Считая необоснованным и неправомерным привлечение к налоговой ответственности, Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению имуществом в Курской и Белгородской областях (как правопреемник Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курской области), просит арбитражный суд признать незаконным Решение 07-19/6464 от 31.10.2016 Межрайонной ИФНС России № 5 по Курской области.

         Требования заявителя подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

         В соответствии со статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

         В силу п. 5 ст. 23 НК РФ за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

         Пунктом 1 статьи 126 НК РФ установлена ответственность в виде штрафа в размере 200 руб. за непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации и иными актами законодательства о налогах и сборах, если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 119, 129.4 и 129.6 НК РФ, а также пунктами 1.1 и 1.2 настоящей статьи.

         Согласно п. 1 ст. 373 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество являются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 НК РФ.

         Пунктом 1 статьи 374 НК РФ установлено, что объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 НК РФ.

         В статье 214 Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

         Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296 ГК РФ).

         Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.

         Положения статьи 296 ГК РФ предусматривают, что учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

         Передача недвижимого имущества в оперативное управление подлежит государственной регистрации; с момента регистрации права оперативного управления, объекты недвижимого имущества в силу п. 1 ст. 374 НК РФ признаются объектами налогообложения по налогу на имущество, а учреждение становится налогоплательщиком налога на имущество.

         В соответствии с п. 1 ст. 386 НК РФ налогоплательщики обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по своему местонахождению, по местонахождению каждого своего обособленного подразделения, а также по место-нахождению каждого объекта недвижимого имущества (в отношении которого установлен отдельный порядок исчисления и уплаты налога), по месту нахождения имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения, если иное не предусмотрено настоящим пунктом, налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу и налоговую декларацию по налогу.

         Органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года (п. 4 ст. 85 НК РФ).

         Причем согласно ст. 7 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» № 221-ФЗ от 24.07.2007 (действовавшей до 01.01.2017), сведения о правах на объект недвижимости и обладателях этих прав относятся лишь к дополнительным сведениям.

         Согласно «Положению о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курской области» (утвержденному Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 05.03.2009 № 63) Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курской области (до его реорганизации) осуществляло функции по управлению федеральным имуществом на территории Курской области.

         Территориальное управление:

         осуществляло полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории Курской области и иного федерального имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества;

         осуществляло контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью федерального имущества, закрепленною в хозяйственном ведении или оперативном управлении федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, а также переданного в установленном порядке иным лицам;

         закрепляло находящееся в федеральной собственности имущество на праве оперативного управления с целью размещения территориальных органов федеральных органов государственной власти и подведомственных им федеральных государственных учреждений на территории Курской области, а также производило в установленном порядке изъятие имущества, закрепленного на праве оперативного управления.

         Таким образом, в рассматриваемом случае, выводы о том, кто является правообладателем права оперативного управления спорным недвижимым имуществом должны были производиться налоговым органом на основании совокупности сведений, полученных от органов, осуществляющих ведение государственного кадастра недвижимости, органов, осуществляющих регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также государственных органов уполномоченных на распоряжение объектами государственного имущества.

         Как установлено судом, привлекая Территориальное управление к налоговой ответственности за непредставление налогового расчета по налогу на имущество за полугодие 2016 года, инспекция исходила из сведений, полученных от Управления Росреестра по Курской области, согласно которым с 01.11.2013 за Территориальным управлением на праве оперативного управления числятся два объекта недвижимого имущества  с кадастровыми номерами 46:18:010101:3897 и 46:18:010101:3895 по адресу: <...>«а».

         В соответствии со ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

         Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, обязан по ходатайству правообладателя удостоверить произведенную регистрацию путем выдачи документа о зарегистрированном праве или сделке либо совершением надписи на документе, представленном для регистрации.

         Следовательно, обязанность уплачивать налог на имущество и представлять в налоговый орган необходимые расчеты, декларации возникает с момента регистрации права на имущество (внесения записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним).

         Однако, как видно из материалов дела Решением Комитета по управлению имуществом Курской области № 02-22/25 от 13.01.2003 за Отделением федерального казначейства по Поныровскому району Курской области было закреплено имущество Российской Федерации на праве оперативного управления, в том числе административное здание по адресу: <...>«а».

         11.10.2011 Отделение федерального казначейства по Поныровскому району Курской области прекратило деятельность путем реорганизации в форме присоединения к Управлению Федерального казначейства по Курской области.

         Распоряжением № 54расп от 01.03.2013 Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курской области было прекращено право оперативного управления Управления Федерального казначейства по Курской области на помещения №№ 14-18 в административном здании по адресу: <...>«а».

         Данные помещения были переданы на праве хозяйственного ведения федеральному государственному унитарному предприятию «Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации».

         Остальные помещения остались у Управления Федерального казначейства по Курской области в оперативном управлении.

         На основании указанных документов, Управлением Федеральной службы по государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области 01.11.2013 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним были сделаны следующие записи о регистрации за Управлением Федерального казначейства по Курской области права оперативного управления на помещения:

         номер регистрации № 46-46-19/009/2013-042; Субъект права: Управление Федерального казначейства по Курской области. Вид права: оперативное управление. Объект права: помещение, нежилое. Площадь: общая 186,3 кв.м, номера на поэтажном плане: 1-13. Этаж: 1. Адрес: <...>«а». Кадастровый номер 46:18:010101:3895. Выдано свидетельство о государственной регистрации Серия 46 АР № 033711;

         номер регистрации № 46-46-19/009/2013-040; Субъект права: Управление Федерального казначейства по Курской области. Вид права: оперативное управление. Объект права: помещение, нежилое. Площадь: общая 40 кв.м, номера на поэтажном плане: 20. Этаж: 1. Адрес: <...>«а». Кадастровый номер 46:18:010101:3896. Выдано свидетельство о государственной регистрации Серия 46 АР № 033709;

         номер регистрации № 46-46-19/009/2013-044; Субъект права: Управление Федерального казначейства по Курской области. Вид права: оперативное управление. Объект права: помещение, нежилое. Площадь: общая 14,2 кв.м, номера на поэтажном плане: 19. Этаж: 1. Адрес: <...>«а». Кадастровый номер 46:18:010101:3897. Выдано свидетельство о государственной регистрации Серия 46 АР № 033715.

         Из представленных в суд Федеральной кадастровой палатой Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области Выписок из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним в отношении спорного имущества, также следует, что с 01.11.2013 правообладателем помещений с кадастровыми номерами 46:18:010101:3897 и 46:18:010101:3895 по адресу: <...>«а», является именно Управление Федерального казначейства по Курской области, вид права: оперативное управление.

         В доказательство регистрации прав на данное имущество за Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курской области налоговый орган сослался лишь на сведения, представленные Управлением Росреестра по Курской области в электронной форме в порядке п.п. 4, 11 ст. 85 НК РФ.

         В ходе судебного разбирательства Управление Федеральной службы по государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области (Управление Росреестра по Курской области) представило пояснения, в которых указало, что в связи с технической ошибкой верификации данных, им 06.11.2013 в налоговый орган были представлены сведения о том, что собственником спорного имущества является Территориальное управление без указания о зарегистрирован-ном праве оперативного управления за Управлением Федерального казначейства по Курской области, но при последующих представлениях информации указанная техническая ошибка была исправлена.

         В нарушение требований ч. 1 ст. 65, ч. 5 ст. 200 АПК РФ, доказательств зарегистрированных прав на спорное имущество  за Территориальным управлением, а также каких либо доказательств фактического использования Территориальным управлением спорного имущества, налоговым органом в материалы дела не представлено.

         Ошибочные сведения о правообладателе спорного имущества, содержавшиеся в сведениях, представленных в налоговый орган Управлением Росреестра по Курской области, не могут являться основанием для привлечения к налоговой ответственности.

         Таким образом, при рассмотрении данного дела, судом установлено, что налоговым органом неправомерно было привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курской области к налоговой ответственности по п. 1       ст. 126 НК РФ за непредставление налогового расчета по авансовым платежам по налогу на имущество за полугодие 2016 года.

         Согласно статье 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, плательщика страховых взносов, налогового агента и иных лиц, за которое Налоговымкодексом РоссийскойФедерации установлена ответственность.

         В соответствии с п. 1 ст. 109 НК РФ отсутствие события налогового правонарушения является основанием, исключающим привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения.

         С учетом изложенного, требования заявителя о признании незаконным Решения инспекции № 07-19/6464 от 31.10.2016 подлежат удовлетворению.

         Согласно ч. 4. ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения о признании ненормативного правового акта недействительным также должно содержаться указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

         Распределение судебных расходов по уплате государственной пошлины не производится судом, поскольку стороны освобождены от уплаты государственной пошлины.

         Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст.ст. 17, 29, 48, 49, 65, 68, 102, 123, 153, 156, 167-170, 175-177, 180, 181, 197-201  АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

         Признать незаконным, как несоответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации, Решение № 07-19/6464 от 31.10.2016 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Курской области о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение.

         Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 5 по Курской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению имуществом в Курской и Белгородской областях.

         Настоящее решение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия, в Арбитражный суд Центрального округа в срок не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, через арбитражный суд Курской области.

         Судья                                                                                     А.А. Левашов