ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А35-6443/2017 от 26.03.2018 АС Курской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

г. Курск, ул. К. Маркса, д. 25

http://www.kursk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Курск

30 марта 2018 года

Дело№ А35-6443/2017

                         Резолютивная часть решения объявлена 26.03.2018 г.

                               Полный текст решения изготовлен  30.03.2018 г.

Арбитражный суд Курской области в составе судьи Горевого Д.А, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Чесноковой О.Е.,   

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «ФосАгро-Курск»   

    к    ИФНС России по г. Курску  

   о признании недействительным решения ИФНС 

   в судебном заседании приняли участие представители:

   от заявителя:  Заточный М.С. – представитель по доверенности от 07.08.2017 г.

ФИО1 -  представитель по доверенности от 07.08.2017

ФИО2 – представитель по доверенности от 01.12.2017

от ответчика: ФИО3 – главный специалист-эксперт правового отдела УФНС  по доверенности от 27.12.2017

   Рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд

                                                               УСТАНОВИЛ:

    Общество с ограниченной ответственностью «Фос Агро-Курск» заявило требование о признании недействительным решения  ИФНС России по г. Курску от  21.04.2017  № 21-25/33/285 о  привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, принятого по результатам выездной налоговой проверки¸ в части доначисления налога на прибыль организаций в сумме  1555260 руб., налога на добавленную стоимость в сумме 1399734 руб., пени по налогу на прибыль организаций в сумме 3503 руб. 53 коп., пени по  налогу на добавленную стоимость в сумме 158760 руб. 27 коп.,  штрафа, предусмотренного п. 1 ст. 122 НК РФ в сумме 105875 руб. 10 коп. за неуплату налога на добавленную стоимость. (С учетом уточнений).

     ИФНС России по г. Курску  в отзыве на заявление требования не признала, ссылаясь на законность и обоснованность принятого решения вследствие неправомерности предъявления налогоплательщиком в составе расходов при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций и к вычету сумм налога на добавленную стоимость в части дополнительного переменного вознаграждения по договору о передаче полномочий единоличного исполнительного органа от 15.09.2003 г. с ООО «ФосАгро-Регион» с учетом дополнительного соглашения, заключенного в 2011 г. .

  Заслушав мнение представителей сторон и изучив материалы дела, арбитражный суд установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью «ФосАгро-Курск»  зарегистрировано в качестве юридического лица 19.07.2002 г.  и состоит на налоговом учете в  ИФНС России   по г. Курску. 

    Как  следует из материалов дела, на основании решения заместителя  руководителя ИФНС России  по г. Курску  № 21-22/70/145 от 31.03.2016 г. работниками ИФНС  в период с 31.03.2016 г. по 25.11.2016 г. была проведена выездная налоговая проверка ООО «ФосАгро-Курск» по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налога на прибыль организаций, налога на добавленную стоимость, налога на имущество организаций, транспортного налога, земельного налога,  правильности исчисления, удержания, полноты и своевременности перечисления в бюджет налога на доходы физических лиц за период с 01.01.2013 по 31.12.2015. 

      На основании решения заместителя  начальника налогового органа от 29.04.2016 г. № 21-22/99/1662 выездная налоговая проверка была приостановлена с 29.04.2016 г.

     На основании решения заместителя начальника  ИФНС России  по г. Курску области от 27.06.2016 г. № 21-22/163/1/2075 выездная налоговая проверка  была возобновлена с 27.06.2016 г.

      На основании решения заместителя начальника  налогового органа от 21.07.2016 г. № 21-22/196/1735 выездная налоговая проверка  была приостановлена с 21.07.2016 г.

     На основании решения заместителя начальника  ИФНС России  по г. Курску от 31.08.2016 г. № 21-22/229/1669 выездная налоговая проверка  была возобновлена с 31.08.2016 г.

      На основании решения заместителя начальника  налогового органа от 01.09.2016 г. № 21-22/230/2149 выездная налоговая проверка  была приостановлена с 02.09.2016 г.

     На основании решения заместителя начальника ИФНС России по г. Курску от 28.10.2016 г. № 21-22/274/1706 выездная налоговая проверка  была возобновлена с 28.10.2016 г.

     По результатам выездной налоговой проверки был составлен акт выездной налоговой проверки № 21-24/9/24 от 25.01.2017 г.

   Как указано в акте выездной налоговой проверки, в ходе выездной налоговой проверки было  установлено завышение расходов за 2013 г. на сумму 1894350 руб.,  за 2014 г. на сумму 2550500 руб., за 2015 г. в сумме 3331450 руб. вследствие отнесения на затраты переменного вознаграждения ООО «ФосАгро-Регион» в соответствии с Соглашением об изменении договора о передаче полномочий единоличного исполнительного органа, что привело к неисчислению и не уплате налога на прибыль организаций за 2013 г. на сумму 378870 руб.,  за 2014 г. на сумму 510100 руб., за 2015 г. на сумму 666290 руб., а также завышение налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость по указанным основаниям, что привело к неуплате налога в том числе за 1 квартал 2013 г. в сумме 37872 руб., за 2 квартал 2013 г. в сумме 146601 руб., за 3 квартал 2013 г. в сумме 53694 руб., за 4 квартал 2013 г. в сумме 102816 руб., за 2 квартал 2014 г. в сумме  127422 руб., за 4 квартал 2014 г. в сумме 331668 руб., за 2 квартал 2015 г. в сумме 160668 руб., за 3 квартал 2015 г. в сумме 93717 руб., на добавленную стоимость в общей сумме 1399734 руб.,  за 4 квартал 2015 г. в сумме 345276 руб. Всего по результатам проверки была установлена неуплата налога на прибыль организаций в общей сумме 1555260 руб., неуплата налога на добавленную стоимость в общей сумме 8819651 руб.

   По результатам проверки предлагалось начислить  ООО  «ФосАгро-Курск» пени за несвоевременную уплату налогов, внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета, привлечь ООО «ФосАгро-Курск»  к налоговой ответственности в соответствии со ст. 122 НК РФ за неполную уплату налога прибыль организации, налога на добавленную стоимость.    Ксерокопия акта проверки приобщена к материалам дела.

   Налогоплательщик не согласился с выводами налогового органа в акте выездной налоговой проверки и доначислением ему налогов в указанных суммах и  представил налоговому органу письменные возражения  на акт  выездной налоговой проверки, ссылаясь, в частности, на то, что привлечение услуг ООО «ФосАгро-Регион» по осуществлению функций единоличного исполнительного органа и уплата вознаграждения как в постоянной, так и в переменной части направлены на получение дополнительной прибыли и как следствие расходы, возникающие в связи с исполнением договорных обязательств в рамках договора о передаче полномочий единоличного исполнительного органа, являются экономически обоснованными, компания ООО «ФосАгро-Регион», как управляющая компания, располагая значительным управленческим штатом, эффективно реализовывало и реализовывает функцию оперативного контроля и управления в отношении ООО «ФосАгро-Курск» и смогло значительно улучшить показатели финансово-хозяйственной деятельности Общества, переменная часть установлена как стимулирующий элемент, поскольку связывает размер вознаграждения управляющей компании и финансовый результат деятельности управляемой компании, установленная переменная часть является элементом общей стоимости услуг по спорному договору и обязательна к уплате наравне с фиксированной частью вознаграждения в силу обязанности данного договорного условия о порядке определения стоимости оказываемых услуг, налоговый орган не указывает, какое конкретно нарушение в применении вычетов было допущено налогоплательщиком с учетом того, что обществом соблюдены все условия вычетов, определенные действующим законодательством, предполагаемое проверяющими отсутствие экономической эффективности не является основанием для признания примененных Обществом вычетов необоснованными, поскольку в силу косвенного характера налога на добавленную стоимость такое основание как экономическая эффективность соответствующих расходов не является основанием для применения вычета по НДС, Обществом был заявлен вычет по НДС в той же сумме, в которой НДС был поставлен к уплате управляющей компанией, что не оспаривается налоговым органом, при  оказании услуг по управлению, необоснованной выгоды в виде излишнего возмещения из бюджета сумм налога на добавленную стоимость не произошло.         

    Рассмотрев акт выездной налоговой проверки, материалы выездной налоговой проверки,  представленные налогоплательщиком возражения, начальник  ИФНС России  по г. Курску 21.04.2017 г. принял решение № 21-25/33/285 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым решил: привлечь ООО «ФосАгро-Курск» к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 141661  руб. 50 коп. за неуплату налога на добавленную стоимость;

начислить пени за каждый календарный день просрочки уплаты налогов по состоянию на 21.04.2017 г. в сумме 9184477  руб. за неуплату налога на добавленную стоимость, в сумме 3503  руб. 53 коп. за неуплату налога на прибыль организаций, зачисляемый в  бюджет субъектов РФ;

Размеры штрафов по ст. 122 НК РФ уменьшены в два раза в соответствии со статьями 112,114 НК РФ. На основании п. 1 ст. 113 НК РФ отказать в привлечении ООО «ФосАгро-Курск» к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ за неправомерную неполную уплату сумм НДС за период  с 01.01.2013 г. по 20.03.2014 г. на сумму налога 7266376 руб. в соответствии с п. 4 ст. 109 Кодекса в связи с истечением срока давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного ст. 113 НК РФ. Отказать в привлечении ООО «ФосАгро-Курск» к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату сумм налога на прибыль организаций  за 2013, 2014, 2015 в соответствии с п. 1 ст. 109 НК РФ в связи с отсутствием события налогового правонарушения;

предложить ООО «ФосАгро-Курск»  уплатить указанные в п. 3.1 решения суммы налогов,  штрафы,  пени; внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета. Ксерокопия решения приобщена к материалам дела.

    Налогоплательщик не согласился с выводами налогового органа и в установленном ст. 101.2 НК РФ порядке обратился с апелляционной жалобой в УФНС России по Курской области, ссылаясь на необоснованность выводов инспекции о неправомерности налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость и включению в состав расходов при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций затрат по оплате услуг управляющей компании ООО «ФосАгро-Регион» переменной части вознаграждения, так как, по мнению заявителя, указанные затраты экономически обоснованны и подтверждены документально надлежащим образом.

    Решением УФНС России по Курской области № 258  от 23.06.2017 г. апелляционная жалоба ООО  «ФосАгро-Курск»   была оставлена без удовлетворения,  решение  ИФНС России  по г. Курску   от 21.04.2017 г. № 21-25/33/285  о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения было оставлено без изменения. Ксерокопия решения УФНС приобщена к материалам дела.

    Налогоплательщик не согласился с выводами налогового органа в решении, доначислением ему налога на прибыль и налога на добавленную стоимость по указанным налоговым органом основаниям,  начислением пени и санкций, считая неправомерным непринятие налоговым органом представленных налогоплательщиком счетов-фактур по налогу на добавленную стоимость и  отклонение  расходов при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций за проверяемый период по выплате переменной части вознаграждения управляющей компании ООО «ФосАгро-Регион», так как, по его мнению, привлечение услуг ООО «ФосАгро-Регион» по осуществлению функций единоличного исполнительного органа и уплата вознаграждения как в постоянной, так и в переменной части направлено на получение дополнительной прибыли для общества, признание экономически обоснованных затрат в части выплаты постоянной части вознаграждения свидетельствует и об экономической обоснованности затрат в части переменной, поскольку и переменная и постоянная часть являются элементами стоимости услуг в целом, признание экономически обоснованными затрат в части выплаты постоянной части свидетельствует о реальности оказанных услуг и наличии деловой цели данной поездки, взаимозависимость (аффилированность) ООО «ФосАгро-Курск» и ООО «ФосАгро-Регион» не повлияла на результат хозяйственных отношений между указанными организациями, ст.252 НК РФ, ст. 169-171 НК РФ не ставят обоснованность расходов и вычетов в зависимость от наличия или отсутствия аффилированности сторон по сделке, ООО «ФосАгро-Регион» является управляющей компанией 10 компаний, расположенных на всей территории РФ и действует в рамках заключенных договоров о передаче полномочий единоличного исполнительного органа, выбор управляющей компании в 2003 г. и продолжение хозяйственных отношений с данным Обществом в последующие периоды определено тем, что ООО «ФосАгро-Регион» является одним из лидеров по управлению сбытовыми предприятиями, занимающимися реализацией минеральных удобрений на территории РФ и стран СНГ, деловой целью заключения указанного договора для ООО «ФосАгро-Курск» являлось повышение эффективности управления, в первую очередь в части закупок и продажи минеральных удобрений, а также расширение сбытовой инфраструктуры, повышение эффективности управления, в свою очередь, направлено на получение дохода, который и был получен по результатам деятельности Общества в период управления управляющей компанией, в штате ООО «ФосАгро-Курск» с момента передачи полномочий единоличного исполнительного органа управляющей компании  ООО «ФосАгро-Регион» в 2003 г. отсутствует лицо, которое как юридически, так и фактически вправе осуществлять деятельность по текущему управлению налогоплательщиком, единственное лицо, имеющее правовое основание для осуществления данной деятельности и реально ее осуществлявшее – управляющая компания ООО «ФосАгро-Регион» в лице уполномоченных органов, ссылка налогового органа на выполнение работниками своих должностных (функциональных) обязанностей в рамках действующей штатной расстановки Общества не свидетельствует никаким образом о том, что они выполняли функции по управлению текущей хозяйственной деятельностью как единоличного исполнительного органа, управленческие решения формализованы в виде отчетов, согласований, бюджетов, решений и протоколов, которые представлялись налоговому органу как в ходе выездной налоговой проверки, так и в ходе выездных налоговых проверок за прошлые периоды, в том числе обоснование переменной части услуг за управление, в отчетах также содержатся документы, подтверждающие, что управляющая компания в рамках договора на управление осуществляла распоряжение имуществом ООО «ФосАгро-Курск», ежемесячно утверждала и контролировала исполнение бюджета движения денежных средств, в котором определяло возможные статьи  расходов и доходов, а также их размер, то есть осуществляла контроль за рациональным и экономным использованием  материальных и финансовых ресурсов, осуществляла организацию ведения бухгалтерского учета и решала иные вопросы текущей хозяйственной деятельности Общества, согласно п. 1 Соглашения об изменении договора о передаче полномочий единоличного исполнительного органа от 29.09.2011 г. переменная часть установлена как стимулирующий элемент, поскольку прямо связывает размер вознаграждения управляющей компании и финансовый результат деятельности управляемой компании (прибыль до налогообложения), установленная переменная часть является элементом общей стоимости услуг по спорному договору и обязательна к уплате наравне с фиксированной частью вознаграждения в силу обязательности данного договорного условия  о порядке определения  стоимости  оказываемых услуг, уплата переменной части происходит после уплаты фиксированной части в связи с тем, что для ее расчета должна  быть подготовлена и проанализирована  отчетность о показателе прибыли Общества до налогообложения, в зависимости от которого и происходит определение размера переменной части. С учетом изложенного, налогоплательщик обратился в арбитражный суд с настоящим требованием.      

   Данное требование  заявителя подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

    В соответствии со ст. 89 НК РФ выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.

    В случае, если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа.

    Предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

Согласно ст. 101 НК РФ акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6 статьи 100 настоящего Кодекса. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка. При проведении налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков извещение о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки направляется ответственному участнику этой группы, который признается проверяемым лицом в целях настоящей статьи.

Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя. В случае подачи лицом, в отношении которого проводилась налоговая проверка, заявления об ознакомлении с материалами дела налоговый орган обязан ознакомить такое лицо (его представителя) с материалами налоговой проверки и материалами дополнительных мероприятий налогового контроля не позднее двух дней до дня рассмотрения материалов налоговой проверки.

Неявка лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов налоговой проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица будет признано руководителем (заместителем руководителя) налогового органа обязательным для рассмотрения этих материалов.

Перед рассмотрением материалов налоговой проверки по существу руководитель (заместитель руководителя) налогового органа должен:

 объявить, кто рассматривает дело и материалы какой налоговой проверки подлежат рассмотрению;

установить факт явки лиц, приглашенных для участия в рассмотрении. В случае неявки этих лиц руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выясняет, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, и принимает решение о рассмотрении материалов налоговой проверки в отсутствие указанных лиц либо об отложении указанного рассмотрения;

3) в случае участия представителя лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, проверить полномочия этого представителя;

4) разъяснить лицам, участвующим в процедуре рассмотрения, их права и обязанности;

5) вынести решение об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки в случае неявки лица, участие которого необходимо для рассмотрения.

При рассмотрении материалов налоговой проверки может быть оглашен акт налоговой проверки, а при необходимости и иные материалы мероприятий налогового контроля, а также письменные возражения лица, в отношении которого проводилась проверка. Отсутствие письменных возражений не лишает это лицо (его представителя) права давать свои объяснения на стадии рассмотрения материалов налоговой проверки.

        При рассмотрении материалов налоговой проверки исследуются представленные доказательства, в том числе документы, ранее истребованные у лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, документы, представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок данного лица, и иные документы, имеющиеся у налогового органа.  

    В ходе рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа:

1) устанавливает, совершало ли лицо, в отношении которого был составлен акт проверки, нарушение законодательства о налогах и сборах;

2) устанавливает, образуют ли выявленные нарушения состав налогового правонарушения;

3) устанавливает, имеются ли основания для привлечения лица к ответственности за совершение налогового правонарушения;

 4) выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.

   В соответствии со ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.

  Согласно ст. 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 настоящего Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумму налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3,6-8 статьи 171 настоящего Кодекса.

  Вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после приятии на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.

  Вычеты сумм налога, предъявленные продавцами налогоплательщику при приобретении либо уплаченных при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации основных средств, оборудования к установке, и (или) нематериальных активов, указанных в пунктах 2 и 4 статьи 171 настоящего Кодекса, производится в полном объеме после принятия на учет данных основных средств, оборудования к установке, и (или) нематериальных активов.

  В соответствии со ст. 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном настоящей главой.

   В счете-фактуре должны быть указаны:

1) порядковый номер и дата выписки счета-фактуры;

2) наименование, адрес и идентификационные номера налогоплательщика и покупателя;

3) наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя;

4) номер платежно-расчетного документа в случае получения авансовых платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг);

5) наименование поставляемых (отгруженных) товаров (описание выполненных работ, оказанных услуг) и единица измерения (при возможности ее указания);

6) количество (объем) поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (работ, услуг), исходя из принятых по нему единиц измерения (при возможности их указания);

7) цена (тариф) за единицу измерения (при возможности ее указания) по договору) контракту) без учета налога, а в случае применения государственных регулируемых цен (тарифов), включающих в себя налог, с учетом суммы налога;

9) сумма акциза по подакцизным товарам;

10) налоговая ставка;

11) сумма налога, предъявляемая покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав, определяемая исходя из применяемых налоговых ставок;

12) стоимость всего количества поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав с учетом суммы налога.

Счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации. При выставлении счета-фактуры индивидуальным предпринимателем счет-фактура подписывается индивидуальным предпринимателем с указанием реквизитов свидетельства о государственной регистрации этого индивидуального предпринимателя.   

   В соответствии со ст. 176 НК РФ в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1-3 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями настоящей статьи.

  При наличии у налогоплательщика недоимки по налогу, иным федеральным налогам, задолженность по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, налоговым органом производится самостоятельно зачет суммы налога, подлежащей возмещению.

   В соответствии со ст. 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком.

  Прибылью в целях настоящей главы признается для российских организаций полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с настоящей главой.  

   Согласно ст. 248 НК РФ к доходам в целях настоящей главы относятся:

1) доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав.

2) внереализационные доходы.

   При определении доходов из них исключаются суммы налогов, предъявленные в соответствии с настоящим Кодексом налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав.

   Доходы определяются на основании первичных документов и других документов, подтверждающих полученные налогоплательщиком доходы, и документов налогового учета.

   Согласно ст. 252 НК РФ в целях настоящей главы налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 настоящего Кодекса).

   Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 настоящего Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

   Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

   Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской  Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.   

   Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы.

    В соответствии со ст. 253 НК РФ расходы, связанные с производством и (или) реализацией подразделяются на:

1) материальные расходы;

2) расходы на оплату труда;

3) суммы начисленной амортизации;

4) прочие расходы.

В соответствии со ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся, в частности,  расходы на аудиторские услуги, другие расходы, связанные с производством и (или) реализацией.

      В соответствии со ст. 272 НК РФ расходы, принимаемые для целей налогообложения с учетом положений настоящей главы, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты и определяются с учетом положений статей 318 – 320 настоящего Кодекса.

       Расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок. В случае, если сделка не содержит таких условий и связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, расходы распределяются самостоятельно.

   Как следует из материалов дела, между ООО «Регион-Агро-Курск» (впоследствии ООО «ФосАгро-Курск) и ООО «ФосАгро-Регион» 15.09.2003 г. был заключен договор о передаче полномочий единоличного исполнительного органа, регулирующий комплекс взаимоотношений сторон в связи с оказанием Управляющей Организацией  услуг Обществу по управлению им путем осуществления Управляющей организацией полномочий единоличного исполнительного органа Общества (генерального директора),    в соответствии с которым Общество передает, а Управляющая организация принимает на себя все полномочия единоличного исполнительного органа Общества, предусмотренные Уставом Общества и действующим законодательством.   К компетенции Управляющей организации согласно указанного договора относятся все вопросы управления текущей деятельностью Общества, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции Общего собрания участников. Решения по вопросам руководства текущей деятельностью Общества в рамках настоящего договора принимаются от имени Управляющей организации ее генеральным директором или иным лицом (в том числе временным единоличным исполнительным органом Управляющей организации), выполняющим его полномочия. Сделки от имени Общества заключаются Управляющей организацией  в лице ее органов или представителей, через которых в соответствии с действующим законодательством и уставом Управляющей организации Управляющая организация приобретает права и принимает для себя гражданские обязанности. Управляющая организация вправе делегировать все или часть предоставленных ей настоящим Договором и законом полномочий любому из своих сотрудников либо иному лицу, оставаясь при этом ответственной за действия таких лиц. При этом указанные лица действуют на основании доверенностей, выдаваемых  генеральным директором Управляющей организации. В соответствии со ст. 6 договора, Общество обязуется ежемесячно выплачивать Управляющей организации фиксированное вознаграждение в размере рублевого эквивалента 15000 долларов США, подлежащего увеличению на соответствующую сумму налога на добавленную стоимость, и, если это требуется по законодательству, иных аналогичных налогов. Вознаграждение выплачивается Общество Управляющей организации на основании счета-фактуры, выставляемого Управляющей организацией Обществу не позднее трех рабочих дней до срока оплаты вознаграждения, предусмотренного настоящим договором.

     29.09.2011 г. сторонами указанного договора было подписано Соглашение об изменении договора о передаче полномочий единоличного исполнительного органа от 15.09.2003 г., согласно которому с 01.10.2011 г. до 29.02.2012 г. Общество обязуется ежемесячно выплачивать Управляющей организации фиксированное вознаграждение в размере 684000 руб., подлежащее увеличению на сумму налога на добавленную стоимость, и, если это предусмотрено действующим законодательством РФ, иных налогов.  С 01.03.2012 г. размер фиксированного ежемесячного вознаграждения пересматривается на каждый следующий год действия настоящего договора и корректируется в соответствии с индексом потребительских цен РФ, определяемого уполномоченным государственным органом, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальном, экономическом, демографическом и экологическом положении Российской Федерации, и рассчитывается по следующей формуле ФВ=ФВпп х И/100%, где  ФВ – размер фиксированного ежемесячного вознаграждения в рублях без НДС, ФВпп – размер фиксированного ежемесячного вознаграждения, действующий в последний день (31 декабря) предыдущего календарного года в рублях без НДС, И – индекс цен декабря предыдущего календарного года к декабрю календарного года, предшествующему календарному году, определенной Федеральной службой государственной статистики (в процентах). С 01.10.2011 г. Общество обязуется выплачивать  Управляющей организации переменное вознаграждение. Переменное вознаграждение выплачивается ежеквартально в течение 15 календарных дней с установленного законодательством РФ последнего срока предоставления бухгалтерской отчетности за прошедший квартал и составляет 5 процентов от прибыли Общества до налогообложения за указанный квартал, которая указывается в строке «Прибыль (убыток) до налогообложения Отчета о прибылях и убытках бухгалтерской отчетности Общества, плюс НДС.

             Во исполнение указанного договора и дополнительного Соглашения   стороны  подписывали акты приемки-сдачи выполненных работ: от 31.03.2013 г., от 30.04.2013 г., от 31.07.2013 г., от 31.10.2013 г., от 30.04.2014 г., от 31.10.2014 г., от 15.04.2015 г., от 31.07.2015 г., от 30.20.2015 г. Ксерокопии  указанных актов приобщены к материалам дела. 

             ООО «ФосАгро-Регион» предъявило налогоплательщику также счета-фактуры № 140 от 31.03.2013 г. на сумму 248272 руб., в том числе НДС 37872 руб., № 206 от 30.04.2013 г. на сумму 961051 руб., в том числе НДС 146601 руб.,  № 285 от 31.07.2013  г. на сумму 351994 руб., в том числе НДС 53694 руб., № 392 от 31.10.2013 г. на сумму 674016 руб., в том числе НДС 102816 руб., № 120 от 30.04.2014 г. на сумму 835322 руб., в том числе НДС 127422 руб., № 225 от 31.10.2014 г. на сумму 2174268 руб., в том числе НДС 331668 руб., № 57 от 15.04.2015 г. на сумму 1053268 руб., в том числе НДС 160668 руб., № 140 от 31.07.2015 г. на сумму 614367 руб., в том числе НДС 93717 руб., № 186 от 30.10.2015 г. на сумму 2263476 руб., в том числе НДС 345276 руб.  Ксерокопии  счетов-фактур приобщены к материалам дела. Оказание услуг по управлению также подтверждается представленными ежемесячными Отчетами управляющей организации об оказанных услугах по договору о передаче полномочий единоличного исполнительного органа от 15.09.2003 г. (т.1, т.2).

            На основании  указанных счетов-фактур и актов налогоплательщик при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль  предъявил в составе затрат расходы в общей сумме 7776300 руб. и НДС к вычету в сумме 1399744 руб.

             Как указано в акте выездной налоговой проверки и оспариваемом решении,  в ходе выездной налоговой проверки было установлено, что,   в нарушение пункта 1 ст. 252, 253, 313,247,272 НК РФ,  статей 169,171,172 НК РФ ООО  «ФосАгро-Курск» неправомерно предъявлена в расходы при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций сумма затрат в размере 1894350 руб. за 2013 г., 2550500 руб. за 2014 г., 3331450  руб. за 2015 г. и принят к вычету налог на добавленную стоимость в сумме 1399734 руб., что привело к неуплате налога на прибыль организаций за указанный период в общей сумме 1555260 руб., в том числе за 2013 г. в сумме 378870 руб., за 2014 г. в сумме 510100 руб., за 2015 г. в сумме 666290 руб.  и налога на добавленную стоимость в сумме 1399734 руб., в том числе за 1 квартал 2013 г. в сумме 37872 руб., за 2 квартал 2013 г. в сумме 146601 руб., за 3 квартал 2013 г. в сумме 53694 руб., за 4 квартал 2013 г. в сумме 102816 руб., за 2 квартал 2014 г. в сумме 127422 руб.,  за 4 квартал 2014 г. в сумме 331668 руб., за 2 квартал 2015 г. в сумме 160668 руб., за 3 квартал 2015 г. в сумме 93717 руб., за 4 квартал 2015 г. в сумме 345276 руб.  Указанное нарушение явилось следствием принятия ООО «ФосАгро-Курск» в расходы при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций затрат и включения в вычеты по налогу на добавленную стоимость сумм налога на добавленную стоимость сумм по оплате взаимозависимому лицу ООО «ФосАгро-Курск» дополнительного переменного вознаграждения за оказанные услуги по договору о передаче полномочий единоличного исполнительного органа от 15.9.2003 г. в соответствии с Соглашением об изменении договора о передаче полномочий единоличного исполнительного органа. По мнению инспекции, выплата дополнительного вознаграждения является экономически необоснованной, приводит к отрицательному экономическому эффекту, уменьшению прибыли, и как следствие, уменьшению поступлений в бюджет. В ходе проверки установлено, что ООО «ФосАгро-Регион» и проверяемый налогоплательщик являются взаимозависимыми лицами, ООО «ФосАгро-Регион» является учредителем ООО «ФосАгро-Курск» с долей 100%. Соответственно, учредитель способен влиять на деятельность проверяемого налогоплательщика, на принятие, в том числе управленческих решений, заключая договоры на выгодных для него условиях. Как установлено в ходе проверки, должностные обязанности руководителя не менялись в течение проверяемого периода. При анализе коммерческой деятельности налогоплательщика в проверяемом периоде каких-либо новых стратегических направлений работы или иных составляющих, оказывающих влияние на расширение рынка сбыта продукции, не установлено. Общество является оптовым продавцом минеральных удобрений, производимых холдингом, в котором состоит организация, то есть деятельность заявителя узко направлена, рынок сбыта связан с регионом, в котором продаются минеральные удобрения и зависит от потребностей сельхозпредприятий, нуждающихся в данном виде продукции. Для работы по продвижению реализуемого продукта на рынке сбыта в структуре предприятия предусмотрен и функционирует коммерческий отдел, в котором менеджеры, согласно своим должностным обязанностям осуществляют поиск покупателей и осуществляют связь с уже наработанной клиентской базой с целью сбыта продукции. При этом в ходе анализа перечня покупателей установлено, что существенно ни количественно, ни качественно в течение проверяемого периода он не менялся. Кардинально новых идей и предложений, поступающих от управляющей компании, по изменению стратегии продаж минеральных удобрений, или контроля и продвижения новых направлений в работе Общества со стороны управляющей компании, не установлено. По результатам анализа штатного расписания Общества установлено, что организация имеет квалифицированных работников на уровне управленческого и исполнительного состава, в полном объеме способный организовывать и осуществлять самостоятельную деятельность и принимать управленческие решения, направленные на стабильное извлечение прибыли. Таким образом, налоговый орган посчитал, что заявитель в проверяемом периоде при наличии работников соответствующих специальностей способен самостоятельно изучить региональный рынок сбыта, спрогнозировать показатели улучшения  (ухудшения) реализации  продукции и получения прибыли. По результатам выездной налоговой проверки установлено, что при заключении дополнительного Соглашения от 29.09.2011 г. об изменении договора о передаче полномочий единоличного исполнительного органа, практически все работники аппарата управления и исполнительных органов заявителя в проверяемом периоде остались на своих местах, их функции не изменились, управленческая работа в организации проводилась соответствующими должностными лицами. При допросе руководителей организаций – покупателей установлено, что они взаимодействовали только с представителями налогоплательщика в рамках договоров поставки  Анализ отчетов проверяемого налогоплательщика перед ООО  «ФосАгро-Регион» показал, что суть данных документов сводится к предоставлению сведений о проделанной работе внутри Общества, по сути хозяйственное взаимодействие с управляющей компанией сводится к пересылке отработанных за определенный период документов и согласовании текущих финансовых документов. В ходе проведения анализа показателей налоговой отчетности заявителя налоговым органом установлен рост доходов от реализации, и, как следствие  рост расходной части, в том числе  внереализационных доходов и расходов и увеличение налоговой базы. Однако, по мнению налогового органа, увеличение показателей доходности не является следствием эффективного руководства управляющей компании ООО «ФосАгро-Регион», а связано с экономическими факторами, сложившимися в регионе – усилением в 2014 г. политики государства в части развития и поддержки сельского хозяйства, а также увеличением инфляции в силу определенных экономических обстоятельств, которая по данным Росстата в 2013 г. составил 6,45%, в 2014 г. – 11,38 %, в 2015 г. – 12,91 %. С  учетом указанных обстоятельств, а также развитием сельского хозяйства в регионе и увеличения государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей значительно увеличилось количество покупателей – контрагентов Общества, в том числе с учетом того, что данная организация является крупнейшим поставщиком указанного товара в Курской области. Документы, достоверно свидетельствующие о наличии реальных  взаимоотношений Общества с ООО «ФосАгро-Регион» в рамках Соглашения от 29.09.2011 об изменении договора о передаче полномочий единоличного исполнительного органа от 15.09.2003г., а именно документальное подтверждение организационных (управленческих) действий и решений со стороны работников ООО «ФосАгро-Регион», направленных на увеличение объема продаж минеральных удобрений и, как следствие, увеличение дохода заявителем не представлены. ООО «ФосАгро-Курск», заключая договор о передаче полномочий единоличного исполнительного органа ООО «ФосАгро-Регион», предусматривающего выплату дополнительного переменного вознаграждения, в виде согласованного  процента,  рассчитываемого от сформированной прибыли до налогообложения, не преследовало цели делового характера, направленной на получение экономического результата (прибыли), а напротив, отражая в расходах суммы дополнительного переменного вознаграждения, учитываемых при исчислении налога на прибыль, фактически минимизировало свои обязательства перед бюджетом.      

       Между тем, налоговым органом  не было учтено следующее.

      В соответствии со ст. 11 НК РФ, институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Согласно ст. 20 НК РФ взаимозависимыми лицами для целей налогообложения признаются физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц, а именно:

1) одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует в другой организации, и суммарная доля такого участия составляет более 20 процентов. Доля косвенного участия одной организации в другой через последовательность иных организаций определяется в виде произведения долей непосредственного участия организаций этой последовательности одна в другой;

2) одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;

3) лица состоят в соответствии с семейным законодательством Российской Федерации в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого.

2. Суд может признать лица взаимозависимыми по иным основаниям, не предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи, если отношения между этими лицами могут повлиять на результаты сделок по реализации товаров (работ, услуг).

В соответствии со ст. 22 НК РФ права налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов) обеспечиваются соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов.

      Согласно ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны, в частности, соблюдать законодательство о налогах и сборах.

      В соответствии со ст. 38 НК РФ объект налогообложения - реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.

Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй настоящего Кодекса и с учетом положений настоящей статьи.

Согласно ст. 39 НК РФ реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.

В соответствии со ст. 40 НК РФ налоговые органы при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов вправе проверять правильность применения цен по сделкам лишь в следующих случаях:

1) между взаимозависимыми лицами;

2) по товарообменным (бартерным) операциям;

3) при совершении внешнеторговых сделок;

4) при  отклонении более чем на 20 процентов в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени.

Согласно ст. 105.1 НК РФ, если особенности отношений между лицами могут оказывать влияние на условия и (или) результаты сделок, совершаемых этими лицами, и (или) экономические результаты деятельности этих лиц или деятельности представляемых ими лиц, указанные в настоящем пункте лица признаются взаимозависимыми для целей налогообложения (далее - взаимозависимые лица).

Для признания взаимной зависимости лиц учитывается влияние, которое может оказываться в силу участия одного лица в капитале других лиц, в соответствии с заключенным между ними соглашением либо при наличии иной возможности одного лица определять решения, принимаемые другими лицами. При этом такое влияние учитывается независимо от того, может ли оно оказываться одним лицом непосредственно и самостоятельно или совместно с его взаимозависимыми лицами, признаваемыми таковыми в соответствии с настоящей статьей.

 С учетом пункта 1 настоящей статьи в целях настоящего Кодекса взаимозависимыми лицами признаются:

1) организации в случае, если одна организация прямо и (или) косвенно участвует в другой организации и доля такого участия составляет более 25 процентов;

2) физическое лицо и организация в случае, если такое физическое лицо прямо и (или) косвенно участвует в такой организации и доля такого участия составляет более 25 процентов;

3) организации в случае, если одно и то же лицо прямо и (или) косвенно участвует в этих организациях и доля такого участия в каждой организации составляет более 25 процентов;

4) организация и лицо (в том числе физическое лицо совместно с его взаимозависимыми лицами, указанными в подпункте 11 настоящего пункта), имеющее полномочия по назначению (избранию) единоличного исполнительного органа этой организации или по назначению (избранию) не менее 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) этой организации;

5) организации, единоличные исполнительные органы которых либо не менее 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) которых назначены или избраны по решению одного и того же лица (физического лица совместно с его взаимозависимыми лицами, указанными в подпункте 11 настоящего пункта);

6) организации, в которых более 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) составляют одни и те же физические лица совместно с взаимозависимыми лицами, указанными в подпункте 11 настоящего пункта;

7) организация и лицо, осуществляющее полномочия ее единоличного исполнительного органа;

8) организации, в которых полномочия единоличного исполнительного органа осуществляет одно и то же лицо;

9) организации и (или) физические лица в случае, если доля прямого участия каждого предыдущего лица в каждой последующей организации составляет более 50 процентов;

10) физические лица в случае, если одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;

11) физическое лицо, его супруг (супруга), родители (в том числе усыновители), дети (в том числе усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры, опекун (попечитель) и подопечный.

   В соответствии со ст. 105.3 НК РФ в случае, если в сделках между взаимозависимыми лицами создаются или устанавливаются коммерческие или финансовые условия, отличные от тех, которые имели бы место в сделках, признаваемых в соответствии с настоящим разделом сопоставимыми, между лицами, не являющимися взаимозависимыми, то любые доходы (прибыль, выручка), которые могли бы быть получены одним из этих лиц, но вследствие указанного отличия не были им получены, учитываются для целей налогообложения у этого лица.

   Определение в целях налогообложения доходов (прибыли, выручки) взаимозависимых лиц, являющихся сторонами сделки, которые могли бы быть получены этими лицами, но не были получены вследствие отличия коммерческих и (или) финансовых условий указанной сделки от коммерческих и (или) финансовых условий такой же сделки, сторонами которой являются лица, не признаваемые взаимозависимыми, производится федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, с применением методов, установленных главой 14.3 настоящего Кодекса.

    При определении налоговой базы с учетом цены товара (работы, услуги), примененной сторонами сделки для целей налогообложения (далее в настоящем разделе - цена, примененная в сделке), указанная цена признается рыночной, если федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, не доказано обратное либо если налогоплательщик не произвел самостоятельно корректировку сумм налога (убытка) в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи.

   Согласно ст. 105.5 НК РФ для определения доходов (прибыли, выручки) в сделках, сторонами которых являются взаимозависимые лица, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, в целях применения методов, предусмотренных статьей 105.7 настоящего Кодекса, производит сопоставление таких сделок или совокупности таких сделок (далее в настоящем Кодексе - анализируемая сделка) с одной или несколькими сделками, сторонами которых не являются взаимозависимые лица (далее в настоящем Кодексе - сопоставляемые сделки).

   В целях настоящего Кодекса сопоставляемые сделки признаются сопоставимыми с анализируемой сделкой, если они совершаются в одинаковых коммерческих и (или) финансовых условиях с анализируемой сделкой.

   Если коммерческие и (или) финансовые условия сопоставляемых сделок отличаются от коммерческих и (или) финансовых условий анализируемой сделки, такие сделки могут быть признаны сопоставимыми с анализируемой сделкой, если различия между указанными условиями анализируемой и сопоставляемых сделок не оказывают существенного влияния на их результаты или если такие различия могут быть учтены с помощью применения для целей налогообложения соответствующих корректировок к условиям и (или) результатам сопоставляемых сделок или анализируемой сделки.

   При определении сопоставимости сделок, а также для осуществления корректировок коммерческих и (или) финансовых условий сделок производится анализ следующих характеристик анализируемой и сопоставляемых сделок, которые могут оказывать существенное влияние на коммерческие и (или) финансовые условия сделок, сторонами которых не являются лица, признаваемые взаимозависимыми:

1) характеристик товаров (работ, услуг), являющихся предметом сделки;

2) характеристик функций, выполняемых сторонами сделки в соответствии с обычаями делового оборота, включая характеристики активов, используемых сторонами сделки, принимаемых ими рисков, а также распределение ответственности между сторонами сделки и прочие условия сделки (далее в настоящем Кодексе - функциональный анализ);

3) условий договоров (контрактов), заключенных между сторонами сделки, оказывающих влияние на цены товаров (работ, услуг);

4) характеристик экономических условий деятельности сторон сделки, включая характеристики соответствующих рынков товаров (работ, услуг), оказывающих влияние на цены товаров (работ, услуг);

5) характеристик рыночных (коммерческих) стратегий сторон сделки, оказывающих влияние на цены товаров (работ, услуг).

    В соответствии со ст. 105.8 НК РФ при определении для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки) в сделках, сторонами которых являются взаимозависимые лица, могут быть использованы в порядке, предусмотренном статьями 105.10- 105.13 настоящего Кодекса, следующие показатели рентабельности:

1) валовая рентабельность, определяемая как отношение валовой прибыли к выручке от продаж, исчисленной без учета акцизов и налога на добавленную стоимость;

2) валовая рентабельность затрат, определяемая как отношение валовой прибыли к себестоимости проданных товаров (работ, услуг);

3) рентабельность продаж, определяемая как отношение прибыли от продаж к выручке от продаж, исчисленной без учета акцизов и налога на добавленную стоимость;

4) рентабельность затрат, определяемая как отношение прибыли от продаж к сумме себестоимости проданных товаров (работ, услуг), коммерческих и управленческих расходов, связанных с продажей товаров (работ, услуг);

5) рентабельность коммерческих и управленческих расходов, определяемая как отношение валовой прибыли к коммерческим и управленческим расходам, связанным с продажей товаров (работ, услуг);

6) рентабельность активов, определяемая как отношение прибыли от продаж к текущей рыночной стоимости активов (внеоборотных и оборотных), прямо или косвенно используемых в анализируемой сделке. В отсутствие необходимой информации о текущей рыночной стоимости активов рентабельность активов может определяться на основании данных бухгалтерской (финансовой) отчетности.

    Показатели, указанные в пункте 1 настоящей статьи, и иные финансовые показатели для целей настоящей главы определяются для российских организаций на основании данных бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая составляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.

   Согласно ст. 105.11 НК РФ затратный метод является методом определения соответствия цены в анализируемой сделке рыночной цене на основании сопоставления валовой рентабельности затрат лица, являющегося стороной анализируемой сделки (группы анализируемых однородных сделок), с рыночным интервалом валовой рентабельности затрат в сопоставимых сделках, определенным в порядке, предусмотренном статьей 105.8 настоящего Кодекса.

   Затратный метод может применяться, в частности, в следующих случаях:

1) при выполнении работ (оказании услуг) лицами, являющимися взаимозависимыми с продавцом (за исключением случаев, когда при выполнении работ (оказании услуг) используются нематериальные активы, оказывающие существенное влияние на уровень рентабельности затрат продавца);

2) при оказании услуг по управлению денежными средствами, включая осуществление торговых операций на рынке ценных бумаг и (или) валютном рынке;

3) при оказании услуг по исполнению функций единоличного исполнительного органа организации;

4) при продаже сырья или полуфабрикатов лицам, являющимся взаимозависимыми с продавцом;

5) при реализации товаров (работ, услуг) по долгосрочным договорам между взаимозависимыми лицами.

   В случае, если валовая рентабельность затрат продавца, являющегося стороной анализируемой сделки, по указанной сделке находится в пределах интервала рентабельности, определенного в порядке, предусмотренном статьей 105.8 настоящего Кодекса, для целей налогообложения признается, что цена, примененная в анализируемой сделке, соответствует рыночным ценам.

   В случае, если валовая рентабельность затрат продавца меньше минимального значения интервала рентабельности, определенного в порядке, предусмотренном статьей 105.8 настоящего Кодекса, для целей налогообложения принимается цена, примененная в анализируемой сделке, определяемая исходя из фактической себестоимости реализованных товаров (работ, услуг) и валовой рентабельности затрат, которая соответствует минимальному значению интервала рентабельности.

   Если валовая рентабельность затрат продавца превышает максимальное значение интервала рентабельности, определенного в порядке, предусмотренном статьей 105.8 настоящего Кодекса, для целей налогообложения принимается цена, примененная в анализируемой сделке, определяемая исходя из фактической себестоимости реализованных товаров (работ, услуг) и валовой рентабельности затрат, которая соответствует максимальному значению интервала рентабельности.

   В целях применения затратного метода допускается использование данных информационно-ценовых агентств о ценах (интервалах цен) на идентичные (однородные) товары (работы, услуги) и определение интервала рыночной цены на идентичные (однородные) товары (работы, услуги) в целях применения указанного метода в порядке, предусмотренном пунктом 6 статьи 105.9 настоящего Кодекса.

   Применение для целей налогообложения минимального или максимального значения интервала рентабельности в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи производится при условии, что это не приводит к уменьшению суммы налога, подлежащего уплате в бюджетную систему Российской Федерации, или увеличению суммы убытка, определяемого в соответствии с главой 25 настоящего Кодекса.

   Таким образом, указанные нормы налогового законодательства определяют алгоритм деятельности налогового органа в отношении сделок взаимозависимых лиц и соответствующие критерии, в частности, при оказании услуг по исполнению функций единоличного исполнительного органа организации.

       Между тем, оспариваемое решение не содержит анализа указанной сделки ООО «ФосАгро-Курск» и ООО «ФосАгро-Регион» по передаче функций  единоличного исполнительного органа с данных позиций налогового законодательства, несмотря на то, что в данном решении налоговый орган ссылается на взаимозависимость указанных лиц.

    Как следует из оспариваемого решения, основанием для указанных выводов налогового органа об отсутствии достаточных экономических обоснований затрат по указанной сделке служит вывод налогового органа об отсутствии в коммерческой деятельности заявителя в проверяемом периоде каких-либо новых стратегических направлений работы или иных составляющих, оказывающих влияние на расширение рынка сбыта продукции, кардинально новых идей и предложений, поступающих от управляющей компании, по изменению стратегии продаж минеральных удобрений или контроля и продвижения новых направлений в работе Общества со стороны управляющей компании, наличие в штате Общества квалифицированных работников на уровне управленческого и исполнительного состава, в полном объеме способного организовать и осуществлять самостоятельную деятельность и принимать управленческие решения, направленные на стабильное извлечение прибыли. По мнению налогового органа, Общество при наличии работников соответствующих специальностей способно самостоятельно изучить региональный рынок сбыта, спрогнозировать показатели улучшения (ухудшения) реализации продукции и получения прибыли. По результатам выездной налоговой проверки установлено, что при заключении дополнительного Соглашения от 29.09.2011 г. об изменении договора о передаче полномочий единоличного исполнительного органа, практически все работники аппарата управления остались на своих местах, их функции не изменились, управленческая работа в организации проводилась соответствующими должностными лицами, хозяйственное взаимодействие с управляющей компанией сводится к пересылке отработанных за определенный период документов и согласовании текущих финансовых документов. Анализируя показатели налоговой отчетности заявителя налоговый орган не отрицает рост доходов от реализации, объясняя их вместе с тем, усилением в 2014 г. политики государства в части развития и поддержки сельского хозяйства, а также увеличением инфляции, однако не подтверждает свои выводы расчетами и показателями.

    Таким образом, по мнению суда, указанные выводы налогового органа носят произвольный предположительный характер и не подтверждены материалами дела.    

       Как указал заявитель в своем заявлении, деятельность управляющей организации – это деятельность по осуществлению полномочий единоличного исполнительного органа в рамках текущего управления деятельностью налогоплательщика.  Должностными  обязанностями сотрудников ООО «ФосАгро-Курск» не предусмотрено осуществление полномочий единоличного исполнительного органа и  ни один из них не осуществлял деятельность по осуществлению полномочий единоличного исполнительного органа. В представленных отчетах содержатся указания на документы, подтверждающие, что управляющая компания в рамках договора на управление осуществляла распоряжение имуществом ООО «ФосАгро-Курск», ежемесячно утверждала и контролировала исполнение бюджета движения денежных средств, в котором определяло возможные статьи расходов и доходов, а также их размер, то есть осуществляла контроль за рациональным и экономным использованием материальных и финансовых ресурсов, организацию ведения бухгалтерского учета и решала иные вопросы текущей хозяйственной деятельности Общества. Согласно п. 1 Соглашения об изменении договора о передаче полномочий единоличного исполнительного органа от 29.09.2011 г. переменная часть установлена как стимулирующий элемент, поскольку прямо связывает размер вознаграждения управляющей компании и финансовый результат деятельности управляемой компании. Соответственно, поскольку переменная часть вознаграждения управляющей компании прямо зависит от роста показателя прибыльности Общества, довод налогового органа об отсутствии  разумной экономической цели в установлении и уплате переменной части вознаграждения управляющей компании, является необоснованным, как и довод о  Ом, что уплата переменной части является повторной оплатой уже оплаченной Обществу услуги по осуществлению полномочий единоличного исполнительного органа, поскольку установленная переменная часть является элементом общей стоимости услуг по спорному договору и обязательна к уплате наравне с фиксированной частью вознаграждения в силу обязательности данного договорного условия о порядке определения стоимости оказываемых услуг.   

    В ходе рассмотрения настоящего дела заявитель представил дополнительные пояснения, содержащие, в частности, динамику показателей налога на прибыль ООО «ФосАгро-Курск» за 2013 – 2016 г.г., подтверждающую, что налог на прибыль в указанный период вырос в 4 раза и соотношение доначисленного налога на прибыль по управлению и всей суммы налога на прибыль в динамике по годам, который опровергает довод налогового органа о том, что целью установления переменной части услуг по управлению являлось уменьшение налогооблагаемой базы (т.14, л.д.105-106). Из приведенных данных и сведений, в частности, следует, что имеет место увеличение налоговой базы в 2,5 раза, что соответственно влечет за собой рост поступлений в бюджет.    

    В соответствии со ст. 252 Кодекса в целях налогообложения прибыли расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

    Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

    Перечень прочих расходов, связанных с производством и реализацией, поименованных в  документах налогоплательщика подпадает под действие пп18 п. 1 ст. 264 НК РФ, согласно которому к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на управление организацией или отдельными ее подразделениями, а также расходы на приобретение услуг по управлению организацией или ее отдельными подразделениями. 

     В соответствии со ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны, в частности, представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.

     Статьей 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» предусмотрено, что все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты, перечисленные в данной статье.

     Пунктом 2 статьи 9 упомянутого Закона определено, что первичные документы должны содержать полную информацию о совершенной хозяйственной операции, быть носителями достоверных сведений о ней и ее участниках.

     Таким образом, условием для включения понесенных затрат в состав расходов является возможность на основании имеющихся документов сделать однозначный вывод о том, что расходы на приобретение товаров (работ, услуг) фактически осуществлены. При этом должны приниматься во внимание доказательства, представленные налогоплательщиком в подтверждение факта и размера этих затрат, которые подлежат правовой оценке в совокупности.

    Следовательно, в данном случае судом должна быть оценена реальность понесенных налогоплательщиком затрат, а также наличие у налогоплательщика подтверждающих затраты надлежаще оформленных первичных документов.

      Также у налогоплательщика имелись правовые основания в силу положений ст.ст.171,172 НК РФ предъявления к вычету сумм налога на добавленную стоимость по указанному договору, так как данные затраты непосредственно связаны с деятельности налогоплательщика, облагаемой налогом на добавленную стоимость. Вычеты по налогу на добавленную стоимость также подтверждены надлежащим образом составленными документами, что налоговым органом также не оспаривалось и подтверждается материалами дела.

      Положения ст.ст.169,171,172 определяют  основания и порядок применения налогоплательщиком налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость: наличие счетов-фактур, приобретение товаров (работ, услуг) для осуществления операций, признаваемых объектом налогообложения указанным налогом, принятие на учет указанных товаров (работ, услуг).

       Материалами дела подтверждается и налоговым органом не оспаривается, что соблюдение указанных условий подтверждено налогоплательщиком  документами, оформленными в установленном порядке.

         В соответствии со ст. 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

       Следовательно, предпринимательская организация сама определяет эффективность своей деятельности и это забота в первую очередь ее собственников и учредителей.

    Контролирующие органы не вправе оценивать экономическую эффективность  деятельности субъекта предпринимательской деятельности и вмешиваться в указанную деятельность, если  при этом не нарушается законодательство. 

    По смыслу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 24.02.2004 N 3-П, судебный контроль также не призван проверять экономическую целесообразность решений, принимаемых субъектами предпринимательской деятельности, которые в сфере бизнеса обладают самостоятельностью и широкой дискрецией.

    Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 27.055.2003 г. № 9-П указал, что недопустимо установление ответственности за такие действия налогоплательщика, которые, хотя и имеют своим следствием неуплату налога либо уменьшение его суммы, но заключаются в использовании предоставленных налогоплательщику законом прав, связанных с освобождением на законном основании от уплаты налога или с выборов наиболее выгодных для него форм предпринимательской деятельности и соответственно оптимального вида платежа. 

    В  Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.02.2008 № 11542/07 указано, что участие в сделках лиц не свидетельствует об экономической неоправданности расходов, наличии у них необоснованной налоговой выгоды, поскольку каждый налогоплательщик осуществляет предпринимательскую деятельность самостоятельно на свой риск и вправе единолично оценивать ее эффективность и целесообразность, исходя из поставленных целей.  

      Как указал Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в постановлении Пленума от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» судебная практика разрешения налоговых споров исходит из презумпции добросовестности налогоплательщиков и иных участников правоотношений в сфере экономики. В связи с этим предполагается, что действия налогоплательщика, имеющие своим результатом получение налоговой выгоды, экономически оправданны, а сведения, содержащиеся в налоговой декларации и бухгалтерской отчетности, - достоверны.

    Под налоговой выгодой для целей настоящего Постановления понимается уменьшение размера налоговой обязанности вследствие, в частности, уменьшения налоговой базы, получения налогового вычета, налоговой льготы, применения более низкой налоговой ставки, а также получение права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета.

    Представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.

   Налоговая выгода может быть признана необоснованной, в частности, в случаях, если для целей налогообложения учтены операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом или учтены операции, не обусловленные разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера).

  Налоговая выгода не может быть признана обоснованной, если получена налогоплательщиком вне связи с осуществлением реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.

  При этом следует учитывать, что возможность достижения того же экономического результата с меньшей налоговой выгодой, полученной налогоплательщиком путем совершения других предусмотренных или не запрещенных законом операций, не является основанием для признания налоговой выгоды необоснованной.

   В соответствии со ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

    Согласно ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

    При таких условиях у налогового органа не было правовых оснований для доначисления налога на добавленную стоимость, налога на прибыль организаций в указанных заявителем суммах по указанным основаниям.

    Соответственно, в силу положений ст. 75 НК РФ и ст. 108, 109 НК РФ у налогового органа также не было оснований для начисления пени на доначисленные налоги при отсутствии недоимки, и привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 122 НК РФ за неуплату указанных налогов вследствие занижения налогооблагаемой базы.

    При таких условиях требования заявителя в данной части являются обоснованными и подлежат удовлетворению с учетом изложенного.

   Таким образом, требования заявителя  о признании недействительным  решения  ИФНС России  по г. Курску  от 21.04.2017 № 21-25/33/285 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, принятого по результатам выездной налоговой проверки,  в части доначисления налога на прибыль организаций в сумме  1555260 руб., налога на добавленную стоимость в сумме 1399734 руб., пени по налогу на прибыль организаций в сумме 3503 руб. 53 коп., пени по  налогу на добавленную стоимость в сумме 158760 руб. 27 коп.,  штрафа, предусмотренного п. 1 ст. 122 НК РФ в сумме 105875 руб. 10 коп. за неуплату налога на добавленную стоимость  обоснованны и подлежат удовлетворению в полном объеме.

    Расходы по госпошлине относятся на налоговый орган.

    В судебном заседании 26.03.2018 г. в соответствии со ст. 176 АПК РФ объявлена резолютивная часть решения.

     Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст.ст. 102,110,123,124,132,156,167-171,176,177,180,181,182,318,319  АПК РФ, арбитражный суд

                                                                        Р Е Ш И Л :

       Признать незаконным, как несоответствующим требованиям Налогового кодекса Российской  Федерации ст.ст.21,22,31,32,75,89,100,101,122,146,149,169,170,171,172,173,252,256,257,258,271, решение ИФНС России  по г. Курску от   21.04.2017  № 21-25/33/285 о  привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, принятого по результатам выездной налоговой проверки¸ в части доначисления налога на прибыль организаций в сумме  1555260 руб., налога на добавленную стоимость в сумме 1399734 руб., пени по налогу на прибыль организаций в сумме 3503 руб. 53 коп., пени по  налогу на добавленную стоимость в сумме 158760 руб. 27 коп.,  штрафа, предусмотренного п. 1 ст. 122 НК РФ в сумме 105875 руб. 10 коп. за неуплату налога на добавленную стоимость.  

         Взыскать с ИФНС России по г. Курску  (зарегистрирована 27.12.2004 г., ОГРН <***>, ИНН <***>, 305007, <...>) в доход Общества с ограниченной ответственностью «ФосАгро-Курск»     3000  руб. 00 коп.  государственной пошлины, уплаченной в Федеральный бюджет платежным поручением № 1594    от 11.07.2017 г. за рассмотрение иска в арбитражном суде.

          Настоящее решение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия,  через Арбитражный суд Курской области.

Судья                                                                                               Д.А.Горевой