АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
г. Курск, ул. К. Маркса, д. 25
http://www.kursk.arbitr.ru; е-mail: info@kursk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Курск
10 ноября 2014 года
Дело № А35-6536/2014
Резолютивная часть решения объявлена «06» ноября 2014 года.
В полном объеме решение изготовлено «10» ноября 2014 года.
Арбитражный суд Курской области в составе судьи Петрухиной А.Н. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Пряхиной И.Э., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по иску
открытого акционерного общества «Глушковоавтотранс»
к Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Курской области,
к Российской Федерации в лице министерства финансов Российской Федерации,
третье лицо (комитет промышленности, транспорта и связи Курской области),
третье лицо (Курская область в лице комитета финансов Курской области),
о взыскании 1 377 413 руб. 14 коп.
В судебном заседании приняли участие представители:
от истца: ФИО1 – по доверенности от 15.07.2014;
от ответчика (РФ в лице Министерства финансов РФ): ФИО2 – по доверенности от 16.01.2014;
от ответчика (РФ в лице Управления Федерального казначейства по Курской области): ФИО2 – по доверенности от 09.01.2014 № 44-16-16/9;
от третьего лица (комитета промышленности, транспорта и связи Курской области): ФИО3 – по доверенности от 05.11.2014;
от третьего лица (Курской области в лице комитета финансов Курской области): ФИО4 – по доверенности от 09.01.2014.
Открытое акционерное общество «Глушковоавтотранс» (далее – ОАО «Глушковоавтотранс», истец), зарегистрировано в качестве юридического лица 29.11.2005, ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес (место нахождения): 307450, <...>, обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Курской области (далее – УФК по Курской области, ответчик № 1), зарегистрировано в качестве юридического лица 19.11.2002, ОГРН <***> , ИНН <***>, адрес (место нахождения): 305000, Курская обл., Курск г., к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее – Минфин РФ, ответчик № 2) зарегистрировано в качестве юридического лица 15.01.2003, ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес (место нахождения): 109097, Москва г., Ильинка ул., 9, стр.1, о взыскании убытков в сумме 1 377 413 руб. 14 коп.
Также, судом к участию в деле привлечены в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, комитет промышленности, транспорта и связи Курской области и Курская область в лице комитета финансов Курской области.
В судебном заседании представитель истца поддержал исковые требования в полном объеме, уточнил, что надлежащим ответчиком по делу является Минфин РФ.
Представитель ответчиков возражал против удовлетворения исковых требований.
Представитель Комитета промышленности, транспорта и связи Курской области поддержал требования, заявленные истцом, 06.11.2014 представил через канцелярию суд отзыв на исковое заявление, который приобщен к материалам дела.
Представитель Курской области в лице комитета финансов Курской области пояснил свою позицию относительно предмета спора.
Информация о принятии искового заявления к производству, о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Курской области не позднее чем за пятнадцать дней до начала судебного заседания.
Изучив материалы дела, заслушав мнение представителей сторон, арбитражный суд
УСТАНОВИЛ:
17.02.2005 Администрацией Курской области принято постановление № 7 «Об обеспечении равной доступности транспортных услуг на территории Курской области» (т.1,л.д. 20-21).
Пунктом 1 указанного постановления установлено, что на территории Курской области социальным проездным документом является единый социальный месячный проездной билет, дающий право на проезд в автомобильном и городском электрическом транспорте общего пользования городского и пригородного сообщений, кроме транспортных средств категории М2 (типа «Газель») для льготных категорий граждан, в том числе граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации (включенные в федеральный регистр) соответствии с ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ФЗ «О ветеранах» и Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Стоимость единого социального билета с 01.04.2008 года по 01.04.2010 года установлена в размере 150 руб. 00 коп., с 01.04.2010 – 200 руб. 00 коп.
19.03.2008 Администрацией Курской области принято постановление № 73 (т.1,л.д.22-23), которым утверждены Правила предоставления субсидий из областного бюджета транспортным организациям на возмещение расходов по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта на территории области для отдельных категорий граждан. Данным постановлением определены условия и особенности распределения средств, поступивших из федерального бюджета в областной бюджет, средств областного бюджета и средств от реализации единых социальных проездных билетов между транспортными организациями, заключившими договоры на предоставление транспортных услуг гражданам, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Курской области.
В 2011 - 2013 годах при реализации проводимых органами государственной власти Российской Федерации и Курской области мероприятий по обеспечению федеральным льготникам равной с областными льготниками доступности услуг общественного транспорта истец предоставлял федеральным льготникам, проживающим в <...>, право проезда на своем автобусном транспорте в городском и пригородном пассажирском сообщении на основании единого социального проездного билета.
Введенный постановлением Администрации Курской области от 17 февраля 2005 года №7 «Об обеспечении равной доступности транспортных услуг на территории Курской области» единый социальный проездной билет (ЕСПБ) предоставлял гражданам льготных категорий право проезда в городском и пригородном общественном транспорте, и стоимость ЕСПБ была меньше стоимости обычного (не льготного) проездного билета.
Праву льготника на проезд в общественном транспорте по ЕСПБ корреспондировала обязанность транспортной организации осуществить перевозку федерального льготника на основании ЕСПБ.
Истец являлся организацией общественного транспорта, осуществлявшей перевозки граждан на автобусном транспорте, поэтому в силу части 3 статьи 789, статьи 426 ГК РФ обязан был перевозить федеральных льготников на основании ЕСПБ. В связи с предоставлением права льготного проезда на своем автобусном транспорте истец не дополучил от потребителей – федеральных льготников плату за проезд в общей сумме 1 609 671 руб. 43 коп. согласно прилагаемому расчету иска.
Комитет транспорта и связи Курской области не производил выплаты истцу по возмещению расходов по проезду федеральных льготников.
В связи с чем, по мнению истца у него на основании статьи 12, части 2 статьи 15, статьи 16 ГК РФ возникло право требовать с соответствующего публично-правового образования в качестве возмещения убытков разницу между суммой расходов на предоставление льготы по провозной плате и суммой полученной из бюджета компенсации, которая составила 1 609 671 руб. 43 коп.
Истец определил размер убытков расчетным путем с использованием следующих показателей:
- количество федеральных льготников, реализовавших право пользования услугами общественного транспорта;
- количество поездок одного льготника в месяц согласно пункту 54 Постановления Росстата №9 от 19.01.2007;
- тариф на одну поездку;
- средняя дальность поездки.
Размер неполученной истцом от потребителей – федеральных льготников провозной платы составил за 2011 - 2013 года сумму 1 609 671 руб. 43 коп.
Из полученной суммы подлежат вычитанию денежные поступления истцу от реализации ЕСПБ на федеральных льготников, что составило 232 138 руб. 08 коп.
Таким образом, сумма убытков истца составила 1 609 671 руб. 43 коп. – 232 138 руб. 08 коп. = 1 377 413 руб. 14 коп.
Обращаясь в суд с иском истец уточнил надлежащего ответчика по настоящему делу, им является Российская Федерация в лице Министерства Финансов РФ, с которой истец просит взыскать убытки возникшие в связи с перевозкой граждан федерального и регионального регистров льготников в 2011 - 2013 годах в размере 1 377 413 руб. 14 коп.
Ответчик исковые требования не признал, ссылаясь на то, что возмещение расходов истца должно производиться за счет средств областного бюджета, поскольку денежные средства на реализацию соответствующих льгот не выделялись.
Кроме того, по мнению ответчика, истец не представил доказательств того, что услуга им действительно оказана льготной категории населения в заявленном количестве.
Изучив материалы дела, заслушав мнения представителей истца, ответчика и третьих лиц, суд считает, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
В соответстви