ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А35-6823/13 от 15.01.2014 АС Курской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

г. Курск, ул. К. Маркса, д. 25

http://www.kursk.arbitr.ru; е-mail: info@kursk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Курск

17 января 2014 года

Дело № А35-6823/2013

Резолютивная часть решения объявлена 15.01.2014 г.

Полный текст решения изготовлен 17.01.2014 г.

Арбитражный суд Курской области в составе судьи Горевого Д.А, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никитченковым В.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Техцентр «Южный»

к ИФНС России по г. Курску

о признании недействительными решения ИФНС

в судебном заседании приняли участие представители:

от заявителя: ФИО1 – представитель по доверенности от 08.08.2013

ФИО2 – представитель по доверенности от 02.12.2013

от ответчика: ФИО3 – специалист-эксперт ю\о по доверенности от 09.01.2014

Рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Техцентр «Южный» заявило требование о признании недействительным решения ИФНС России по г. Курску от 12.04.2013 № 19-28/24 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, принятого по результатам выездной налоговой проверки на основании акта проверки от 05.03.2013 № 19-27/10.

Налоговый орган в отзыве на заявление требования не признал, ссылаясь на их неосновательность, законность и обоснованность принятого решения и правомерность доначисления налога на добавленную стоимость, начисления соответствующих пеней и санкций.

Заслушав мнение представителей сторон и изучив материалы дела, арбитражный суд установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью «Техцентр «Южный» зарегистрировано в качестве юридического лица 24.01.2003 и состоит на налоговом учете в ИФНС России по г. Курску.

Как следует из материалов дела, на основании решения заместителя руководителя ИФНС России по г. Курску № 19-10/595 от 11.12.2012 г. работниками ИФНС в период с 11.12.2012 г. по 08.02.2013 г. была проведена выездная налоговая проверка ООО «Техцентр «Южный»

Проверка была проведена за период с 01.01.2009 г. по 02.10.2012 г. по налогу на добавленную стоимость, налогу на прибыль организаций, транспортному налогу с организаций, налогу на имущество организаций, налогу на доходы физических лиц, единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности, за период с 01.01.2009 по 31.12.2009 по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, единому социальному налогу.

По результатам выездной налоговой проверки был составлен акт выездной налоговой проверки № 19-27/10 от 05.03.2012 г., согласно которому в ходе выездной налоговой проверки была установлена не полная уплата налога на добавленную стоимость в сумме 728551 руб. 18 коп., в том числе за 1 квартал 2009 г. – 140505 руб. 14 коп., за 2 квартал 2009 г. – 273342 руб. 51 коп., за 3 квартал 2009 г. – 57645 руб. 53 коп., за 4 квартал 2010 г. – 8640 руб. 00 коп., за 1 квартал 2011 – 8801 руб. 57 коп., за 2 квартал 2011 г. – 8469 руб. 86 коп., за 3 квартал 2011 г. - 15693 руб. 09 коп., за 4 квартал 2011 г. – 9335 руб. 48 коп., за 1 квартал 2012 г. – 81026 руб. 43 коп., за 2 квартал 2012 г. – 100563 руб. 32 коп., за 3 квартал 2012 г. – 24528 руб. 25 коп. По результатам проверки предлагалось доначислить ООО «Техцентр «№Южный» суммы неуплаченных налогов, пени за несвоевременную уплату налогов, внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета, привлечь ООО «Техцентр «Южный» к налоговой ответственности в соответствии со ст. 122 НК РФ за неполную уплату налога на добавленную стоимость в результате занижения налоговой базы и неправомерного применения налоговых вычетов.

Ксерокопия акта проверки приобщена к материалам дела.

Налогоплательщик не согласился с выводами налогового органа в акте выездной налоговой проверки и доначислением ему налогов в указанных суммах и 27.03.2013 г. представил письменные возражения на акт выездной налоговой проверки, ссылаясь, в частности, на то, что в отношении непродовольственных товаров особенности их купли-продажи законодательством Российской Федерации не установлены и в случае перечисления продавцом непродовольственных товаров их покупателю какой – либо премии (вознаграждения) такая премия (вознаграждение), исходя из условий договора может как изменять стоимость ранее поставленных товаров (т.е. по своей правовой природе являться скидкой к цене товара), так и не изменять ее, что отражено, в частности, в письме ФНС России от 18.09.2012 № ЕД-4-34/15464 @. Применительно к налогу на прибыль организаций подпунктом 19.1 пункта 1 ст. 265 НК РФ премии (скидки) выплаченные (предоставленные) продавцом покупателю вследствие выполнения определенных условий договора, в частности, объема покупок, относятся к внереализационным расходам. В главе 21 Кодекса аналогичные положения отсутствуют, в иных законах также не выявлены нормы о премиях, предоставляемых продавцами покупателям в отношении совокупной стоимости приобретенных определенного соглашением сторон количества (объема) товаров без изменения цены товара. Так как премии по условиям договоров с поставщиками не уменьшают цену товара, а поставщики не предоставляли первичных бухгалтерских документов на изменение стоимости отгруженных товаров, ООО «Техцентр «Южный» обоснованно не корректировало суммы налоговых вычетов по НДС, пропорциональное уменьшение (расчетным путем) налоговых вычетов по НДС в соответствующих налоговых периодах получения ООО «Техцентр «Южный» премии от поставщиков необоснованно. Ксерокопия возражений приобщена к материалам дела.

Рассмотрев акт выездной налоговой проверки, материалы выездной налоговой проверки, представленные налогоплательщиком возражения, заместитель руководителя налогового органа принял решение № 19-28/24 от 12.04.2013 г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которому решил доначислить ООО «Техцентр «Южный» сумму неуплаченного налога на добавленную стоимость с учетом состояния расчетов с бюджетом в размере 687673 руб. , в том числе за 1 квартал 2009 г. – 140505 руб. 15 коп., за 2 квартал 2009 г. – 273342 руб. 51 коп., за 3 квартал 2009 г. – 57645 руб. 54 коп., за 4 квартал 2010 г. – 8640 руб. 00 коп., за 1 квартал 2011 – 8801 руб. 40 коп., за 2 квартал 2011 г. – 8469 руб. 84 коп., за 3 квартал 2011 г. - 15693 руб. 09 коп., за 4 квартал 2011 г. – 9335 руб. 46 коп., за 1 квартал 2012 г. – 64957 руб. 10 коп., за 2 квартал 2012 г. – 80619 руб. 00 коп., за 3 квартал 2012 г. – 19664 руб. 00 коп.;

отказать в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения ООО «Техцентр «Южный», предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ за неполную уплату налога на добавленную стоимость за 1,2,3 кварталы 2009 г. на основании п. 4 ст. 109 НК РФ в связи с истечением срока исковой давности;

привлечь ООО «Техцентр «Южный» к налоговой ответственности в соответствии с п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 21617 руб. 998 коп. за неуплату налога на добавленную стоимость, размер штрафа уменьшен в два раза на основании п. 3 ст. 114 НК РФ;

начислить пени по состоянию на 12.04.2013 г. в сумме 66461 руб. 14 коп. за не уплату налога на добавленную стоимость;

предложить ООО «Техцентр «Южный» уплатить суммы налогов, указанных в п. 1 настоящего решения; уплатить штрафы, указанные в пункте 2 решения; уплатить пени, указанные в пункте 3 решения; внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета. Ксерокопия решения приобщена к материалам дела.

Налогоплательщик не согласился с выводами налогового органа и в установленном ст. 101.2 НК РФ порядке обратился с апелляционной жалобой в УФНС России по Курской области, ссылаясь на то, что ООО «Техцентр «Южный» обоснованно отнесло к налоговым вычетам в 2009 г. НДС в Сумме 471493 руб. 18 коп., в 2010 г. НДС в сумме 8640 руб., в 2011 г. НДС в сумме 42300 руб., в 2012 г. НДС в сумме 165240 руб., так как премии, выплачиваемые поставщиками по итогам отгрузок товаров за период, определяемый в договорах поставки и ежегодных соглашениях не изменяют первоначальную стоимость товаров в соответствии с условиями договоров, продавец не передавал покупателю первичных документов на изменение в сторону уменьшения стоимости отгруженных товаров или корректировочного счета-фактуры в порядке, предусмотренном пп.4 п.3 ст. 170 НК РФ, что подтверждается, в частности, письмом ООО «СУЗУКИ МОТОР РУС» № 12052010-01 от 12.05.2010 г. Ксерокопия апелляционной жалобы приобщена к материалам дела.

Решением УФНС России по Курской области № 191 от 01.07.2013 г. апелляционная жалоба ООО «Техцентр «Южный» была оставлена без удовлетворения, решение ИФНС России по г. Курску от 12.04.2013 № 19-28/24 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения – без изменения. Ксерокопия решения УФНС приобщена к материалам дела.

Налогоплательщик не согласился с выводами налогового органа в решении, доначислением ему налога на добавленную стоимость по указанным в решении основаниям, ссылаясь на то, что налоговый орган при принятии решения не исследовал критерии каждой премии, не учел, что ни одна из премий не является ретроскидкой, влияющей на первоначальную стоимость закупки, все типы премий, по которым налоговый орган потребовал произвести корректировку в сторону уменьшения НДС, принятого к вычету в момент поступления автомобилей, связаны с дальнейшей реализацией автомобилей и направлены на стимуляцию продаж указанных марок автомобилей, а иногда на покрытие убытков, возникающих из-за предоставления скидок по различным акциям финальному покупателю, поставщиками не корректировался НДС с реализации в сторону уменьшения, первичные документы на изменение первоначальной стоимости и корректирующие цену в сторону уменьшения счета-фактуры не составлялись, все вычеты входного НДС, по мнению налогоплательщика, по приобретенным для перепродажи автомобилям были произведены в соответствии с нормами налогового законодательства, суммы вычетов подтверждены счетами-фактурами, к которым проверяющими не предъявлены претензии. Соответственно, у налогоплательщика не имелось ни оснований ни обязанности для применения каких-либо расчетных методов и самостоятельного уменьшения ранее принятых в соответствии с нормами НК РФ к вычету входного НДС при отсутствии первичных документов и счетов-фактур от поставщика. С учетом изложенного налогоплательщик обратился в арбитражный суд с требованием о признании недействительным решения ИФНС России по г. Курску от 12.04.2013 г. № 19-28/24 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Данное требование заявителя подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 89 НК РФ выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.

В случае, если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа.

Предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

Согласно ст. 101 НК РФ при рассмотрении материалов налоговой проверки исследуются представленные доказательства, в том числе документы, ранее истребованные у лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, документы, представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок данного лица, и иные документы, имеющиеся у налогового органа.

В ходе рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа:

1) устанавливает, совершало ли лицо, в отношении которого был составлен акт проверки, нарушение законодательства о налогах и сборах;

2) устанавливает, образуют ли выявленные нарушения состав налогового правонарушения;

3) устанавливает, имеются ли основания для привлечения лица к ответственности за совершение налогового правонарушения;

4) выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.

В соответствии со ст. 153 НК РФ налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется налогоплательщиком в соответствии с настоящей главой в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг).

При определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.

Согласно ст. 154 НК РФ налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено настоящей статьей, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 105.3 настоящего Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.

Выплата (предоставление) продавцом товаров (работ, услуг) их покупателю премии (поощрительной выплаты) за выполнение покупателем определенных условий договора поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг), включая приобретение определенного объема товаров (работ, услуг), не уменьшает для целей исчисления налоговой базы продавцом товаров (работ, услуг) (и применяемых налоговых вычетов их покупателем) стоимость отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), за исключением случаев, когда уменьшение стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) на сумму выплачиваемой (предоставляемой) премии (поощрительной выплаты) предусмотрено указанным договором.

(п. 2.1 введен Федеральным законом от 05.04.2013 N 39-ФЗ)

В соответствии со ст. 166 НК РФ Сумма налога при определении налоговой базы в соответствии со статьями 154-159 и 162 настоящего Кодекса исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете - как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз.

Согласно ст. 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав налогоплательщик (налоговый агент, указанный в пунктах 4 и 5 статьи 161 настоящего Кодекса) дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму налога.

В соответствии со ст. 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном настоящей главой.

Согласно ст. 170 НК РФ суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, если иное не установлено положениями настоящей главы, не включаются в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций (налога на доходы физических лиц), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Суммы налога, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам в порядке, предусмотренном настоящей главой, подлежат восстановлению налогоплательщиком в случае, в частности, изменения стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав в сторону уменьшения, в том числе в случае уменьшения цены (тарифа) и (или) уменьшения количества (объема) отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав.

Восстановлению подлежат суммы налога в размере разницы между суммами налога, исчисленными исходя из стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав до и после такого уменьшения.

Восстановление сумм налога производится покупателем в налоговом периоде, на который приходится наиболее ранняя из следующих дат:

дата получения покупателем первичных документов на изменение в сторону уменьшения стоимости приобретенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), полученных имущественных прав;

дата получения покупателем корректировочного счета-фактуры, выставленного продавцом при изменении в сторону уменьшения стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав;

(пп. 4 введен Федеральным законом от 19.07.2011 N 245-ФЗ)

В соответствии со ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.

Согласно ст. 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 настоящего Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумму налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3,6-8 статьи 171 настоящего Кодекса.

Вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после приятии на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.

Вычеты сумм налога, предъявленные продавцами налогоплательщику при приобретении либо уплаченных при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации основных средств, оборудования к установке, и (или) нематериальных активов, указанных в пунктах 2 и 4 статьи 171 настоящего Кодекса, производится в полном объеме после принятия на учет данных основных средств, оборудования к установке, и (или) нематериальных активов.

В соответствии со ст. 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном настоящей главой.

В счете-фактуре должны быть указаны:

1) порядковый номер и дата выписки счета-фактуры;

2) наименование, адрес и идентификационные номера налогоплательщика и покупателя;

3) наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя;

4) номер платежно-расчетного документа в случае получения авансовых платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг);

5) наименование поставляемых (отгруженных) товаров (описание выполненных работ, оказанных услуг) и единица измерения (при возможности ее указания);

6) количество (объем) поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (работ, услуг), исходя из принятых по нему единиц измерения (при возможности их указания);

7) цена (тариф) за единицу измерения (при возможности ее указания) по договору) контракту) без учета налога, а в случае применения государственных регулируемых цен (тарифов), включающих в себя налог, с учетом суммы налога;

9) сумма акциза по подакцизным товарам;

10) налоговая ставка;

11) сумма налога, предъявляемая покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав, определяемая исходя из применяемых налоговых ставок;

12) стоимость всего количества поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав с учетом суммы налога.

Счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации. При выставлении счета-фактуры индивидуальным предпринимателем счет-фактура подписывается индивидуальным предпринимателем с указанием реквизитов свидетельства о государственной регистрации этого индивидуального предпринимателя.

В соответствии со ст. 176 НК РФ в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1-3 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями настоящей статьи.

При наличии у налогоплательщика недоимки по налогу, иным федеральным налогам, задолженность по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, налоговым органом производится самостоятельно зачет суммы налога, подлежащей возмещению.

Как указано в акте выездной налоговой проверки и оспариваемом решении, в ходе выездной налоговой проверки было установлено, что ООО «Техцентр «Южный» (покупатель) 27.01.2009 г. был заключен с ООО «АйТиСи Авто РУС» (продавец) договор купли-продажи № IAR-270109-01-08, согласно которому Продавец продает, а Покупатель покупает автомобили SUZUKI в порядке и сроки, предусмотренные договором. Ксерокопия договра приобщена к материалам дела (т.2).

01.02.2009 г. между Продавцом и Покупателем было заключено дополнительное соглашение к указанному договору, согласно которому в целях увеличения объемов продаж автомобилей SUZUKI SX4 и SX5 Sedan продавец устанавливает премирование покупателя за достижение определенного объема закупок автомобилей в период с 01.02.2009 по 22.06.2009, премия выплачивается за продажу не менее 29 автомобилей, размер премии устанавливается дополнительно в пределах до 573600 руб. и определяется продавцом по его усмотрению.

17.04.2009 г. между Продавцом и Покупателем было заключено дополнительное соглашение к указанному договору, согласно которому продавец является эксклюзивным импортером автомобилей SUZUKI на территории РФ, а покупатель осуществляет в свою очередь продажу указанных автомобилей на территории РФ конечным покупателям, объем продаж продавца напрямую зависит от объема продаж покупателя потребителям, продавец разработал с привлечением банка «ВТБ-24» программу «SUZUKI Finance», направленную на стимулирование покупательской активности, поддержку сбыта и дальнейшее развитие продаж продавца на период с 21.04.2009 по 30.06.2009, продавец устанавливает премирование покупателя за каждый проданный по программе потребителю автомобиль.

30.04.2009 между Продавцом и Покупателем было заключено дополнительное соглашение к указанному договору, согласно которому продавец является эксклюзивным импортером автомобилей SUZUKI на территории РФ, а покупатель осуществляет в свою очередь продажу указанных автомобилей на территории РФ конечным покупателям, объем продаж продавца напрямую зависит от объема продаж покупателя потребителям, продавец в целях увеличения объемов продаж указанных автомобилей устанавливает премирование покупателя за выполнение следующих программ, направленных на стимулирование покупательск4ой активности, поддержку сбыта и развитие продаж продавца:

1. Программа, направленная на стимулирование продаж автомобилей Grand Vitara 3,2 л, 5 дв., АТ JLX- Е – продавец устанавливает премирование за каждый проданный потребителю автомобиль Grand Vitara , приобретенный покупателем у продавца и оплаченный по счетам, выставленным продавцом до 30.04.2009 г. включительно.

2. Программа, направленная на увеличение продаж автомобилей SUZUKI (модельный (ассортиментный) ряд определен в настоящем дополнительном соглашении) – продавец устанавливает премирование покупателя за каждый проданный потребителю автомобиль.

3. Программа, направленная на стимулирование продаж всего модельного (ассортиментного) ряда автомобилей SUZUKI в регионах – продавец устанавливает премирование покупателя за увеличение объемов продаж автомобилей в регионах.

18.05.2009 г. между Продавцом и Покупателем было заключено дополнительное соглашение к указанному договору, согласно которому продавец является эксклюзивным импортером автомобилей SUZUKI на территории РФ, а покупатель осуществляет в свою очередь продажу указанных автомобилей на территории РФ конечным покупателям, объем продаж продавца напрямую зависит от объема продаж покупателя потребителям, продавец в целях увеличения объемов продаж указанных автомобилей устанавливает премирование покупателя за выполнение следующих программ, направленных на стимулирование покупательск4ой активности, поддержку сбыта и развитие продаж продавца:

1. Программа, направленная на стимулирование продаж автомобилей Grand Vitara 3,2 л, 5 дв., АТ JLX- Е – продавец устанавливает премирование за каждый проданный потребителю автомобиль Grand Vitara , приобретенный покупателем у продавца и оплаченный по счетам, выставленным продавцом до 30.04.2009 г. включительно.

2. Программа, направленная на увеличение продаж автомобилей SUZUKI (модельный (ассортиментный) ряд определен в настоящем дополнительном соглашении) – продавец устанавливает премирование покупателя за каждый проданный потребителю автомобиль.

3. Программа, направленная на стимулирование продаж всего модельного (ассортиментного) ряда автомобилей SUZUKI в регионах – продавец устанавливает премирование покупателя за увеличение объемов продаж автомобилей в регионах.

01.07.2009 г. между Продавцом и Покупателем было заключено дополнительное соглашение к указанному договору, согласно которому продавец является эксклюзивным импортером автомобилей SUZUKI на территории РФ, а покупатель осуществляет в свою очередь продажу указанных автомобилей на территории РФ конечным покупателям, объем продаж продавца напрямую зависит от объема продаж покупателя потребителям, продавец в целях увеличения объемов продаж указанных автомобилей устанавливает премирование покупателя за выполнение программы, направленной на стимулирование покупательской активности и увеличение продаж автомобилей Grand Vitara, продавец устанавливает премирование за каждый проданный потребителю автомобиль с 01.07.2009, размер премии определяется в зависимости от модели автомобиля: Grand Vitara 2,4 L 5 D MT JLX-E – до 63559 руб. 32 коп., Grand Vitara 2,4 L 5 D АT JLX-А – до 66101 руб. 69 коп., Grand Vitara 2,4 L 5 D АT JLX-E – до 66101 руб. 69 коп., Grand Vitara 2,4 L 5 D АT JLX-LE – до 71186 руб. 44 коп. Ксерокопии указанных дополнительных соглашений приобщены к материалам дела (т.2)

На основании указанного договора и дополнительных соглашений к нему ООО «АйТиСи Авто РУС» направило в адрес ООО «Техцентр «Южный» акт № 22 расчетов по премиям от 20.05.2009 и отчет за период с 01.05.2009 по 10.05.2009 к дополнительному соглашению от 30.04.2009 г. с суммой премирования 133400 руб. за каждый проданный потребителям автомобиль;

Акт № 35 расчетов по премиям от 02.06.2009 по программе «SUZUKI Finance» и отчет об автомобилях, проданных в кредит с использованием программы «SUZUKI Finance» по соглашению от 17.04.2009 с суммой премирования 280102 руб. 94 коп. за каждый проданный потребителям автомобиль с использованием программы «SUZUKI Finance»;

Акт № 43 расчетов по премиям от 09.06.2009 по программе «SUZUKI Finance» и отчет за период с 18.05.2009 по 31.05.2009 по соглашению от 18.05.2009 с суммой премирования 143476 руб. 56 коп. за каждый проданный потребителям автомобиль, приобретенный у ООО «АйТиСи Авто РУС» и оплаченный по счетам, выставленным продавцом до 30.04.2009 включительно;

Акт № 53/1 расчетов по премиям от 18.06.2009 и отчет за период с 01.06.2009 по 14.06.2009 к дополнительному соглашению от 18.05.2009 с суммой премирования 312035 руб. 83 коп. за каждый проданный потребителям автомобиль, приобретенный у ООО «Ай Ти Си Авто РУС» и оплаченный по счетам, выставленным продавцом до 30.04.2009 включительно;

Акт № 56/1 расчетов по премиям от 25.06.2009 и отчет по премиям за период с 15.06.2009 по 21.06.2009 к дополнительному соглашению от 18.05.2009 с суммой премирования 52627 руб. 63 коп. за каждый проданный потребителям автомобиль;

Акт № 56/2 расчетов по премиям от 02.06.2009 по программе «SUZUKI Finance» и отчет об автомобилях, проданных в кредит с использованием программы «SUZUKI Finance» по соглашению от 17.04.2009 за период с 01.06.2009 по 15.06.2009 с суммой премирования 204211 руб. 02 коп. за каждый проданный потребителям автомобиль с использованием программы «SUZUKI Finance»;

Акт № 63/1 расчетов по премиям от 07.07.2009 по программе «SUZUKI Finance» и отчет об автомобилях, проданных в кредит с использованием программы «SUZUKI Finance» по соглашению от 17.04.2009 за период с 16.06.2009 по 30.06.2009 с суммой премирования 152762 руб. 69 коп. за каждый проданный потребителям автомобиль с использованием программы «SUZUKI Finance»;

Акт № 63/2 расчетов по премиям от 07.07.2009 и отчет по премиям за период с 22.06.2009 по 30.06.2009 к дополнительному соглашению от 18.05.2009 с суммой премирования 259797 руб. 57 коп. за каждый проданный потребителям автомобиль;

Акт № 83/1 расчетов по премиям от 29.07.2009 и отчет о закупках автомобилей за период с 01.02.2009 по 22.06.2009 к дополнительному соглашению от 01.02.2009 с суммой премирования 573600 руб. 94 коп. за достижение определенного объема закупок автомобилей SUZUKI SX4 и SX4 Sedan в период с 01.02.2009 по 22.06.2009;

Акт расчетов по премиям от 07.08.2009 по программе «SUZUKI Finance» и отчет об автомобилях, проданных в кредит с использованием программы «SUZUKI Finance» по соглашению от 17.04.2009 за период с 16.07.2009 по 31.07.2009 с суммой премирования 120892 руб. 88 коп. за каждый проданный потребителям автомобиль с использованием программы «SUZUKI Finance»;

Акт № 92/1 расчетов по премиям от 11.08.2009 и отчет по премиям за период с 13.07.2009 по 31.07.2009 по дополнительному соглашению от 01.07.2009 с суммой премирования 66101 руб. 69 коп. за каждый проданный потребителям автомобиль SUZUKI GRAND VITARA в период с 01.07.2009;

Акт № 111/1 расчетов по премиям от 26.08.2009 и отчет по премиям за период с 01.08.2009 по 15.08.2009 к дополнительному соглашению от 01.07.2009 с суммой премирования 71186 руб. 44 коп. за каждый проданный потребителям автомобиль SUZUKI GRAND VITARA в период с 01.07.2009;

Акт № 122 расчетов по премиям от 04.09.2009 и отчет по премиям за период с 16.08.2090 по 31.08.2009 к дополнительному соглашению от 01.07.2009 с суммой премирования 66101 руб. 69 коп. за каждый проданный потребителям автомобиль SUZUKI GRAND VITARA в период с 01.07.2009;

Акт № 123/1 расчетов по премиям от 08.09.2009 по программе «SUZUKI Finance» и отчет по премиям за период с 16.08.2009 по 31.08.2009 по соглашению от 17.04.2009 с суммой премирования 119549 руб. 63 коп. за каждый проданный потребителям автомобиль с использованием программы «SUZUKI Finance»;

Акт № 147/2 расчетов по премиям от 02.10.2009 и отчет по премиям за период с 01.09.2009 по 15.09.2009 к дополнительному соглашению от 01.07.2009 с суммой премирования 63559 руб. 32 коп. за каждый проданный потребителям автомобиль SUZUKI GRAND VITARA в период с 01.07.2009. Ксерокопии актов и отчетов приобщены к материалам дела (Т.2). ООО «Техцентр «Южный» в 2009 г. не корректировало суммы налоговых вычетов по НДС пол автомобилям, поставленным ООО «АйТиСи Авто РУС» на сумму полученной премии, а также не восстанавливало НДС в размере премии в части НДС. Таким образом, по мнению налогового органа, ООО «Техцентр «Южный» в нарушение пп.1 п.2 ст. 171 НК РФ необоснованно отнесло к налоговым вычетам в 2009 г. НДС в сумме 471493 руб. 18 коп., в том числе за 1 квартал 2009 г. – 140505 руб. 14 коп., за 2 квартал 2009 г. – 273342 руб. 51 коп., за 3 квартал 2009 г. – 57645 руб. 53 коп.

Как следует из материалов дела, между ООО «ПЕЖО СИТРОЕН РУС» (Поставщик) и ООО «Техцентр «Южный» (Дистрибутор) был заключен 09.12.2011 договор дистрибуции № ПСР ДС 2012/49, согласно которому Дистрибутор обязался, в частности, осуществлять розничную продажу новых автомобилей «СИТРОЕН», соответствующих запасных частей, а также аксессуаров «СИТРОЕН», купленных у Поставщика, оказывать услуги, согласованные с Поставщиком в отношении указанных автомобилей и запасных частей, предлагать указанные выше товары и услуги конечному потребителю, то есть физическим ил юридическим лицам, которые приобрели автомобиль под товарным знаком «СИТРОЕН» у Дистрибутора на основании договора купли-продажи. Ксерокопия договора с приложениями приобщена к материалам дела (т.1).

Согласно приложения № 3 к указанному договору, в целях повышения уровня удовлетворенности потребителей качеством обслуживания в продажах и послепродажном обслуживании СИТРОЕН РОССИЯ применяет программу вознаграждения Дистрибутора – премия по качеству, которая состоит из периодических премий по качеству продажи и премий по качеству послепродажного обслуживания (сервиса) и основывается на результатах исследования уровня удовлетворенности клиентов (EQL), начисление премии по качеству продаж и сервиса производится по количеству выданных автомобилей за опрашиваемый период.

Как указано в акте проверки и оспариваемом решении, ООО «ПЕЖО СИТРОЕН РУС» направило в адрес ООО «Техцентр «Южный» отчет за декабрь 2010, согласно которому ООО «Техцентр «Южный» была предоставлена премия в сумме 48000 руб. за выполнение плана продаж автомобилей за декабрь 2010 <...> «ПЕЖО СИТРОЕН РУС» осуществило поставку в адрес ООО «Техцентр «Южный» автомобилей на сумму 3928301 руб. 41 коп., в том числе НДС 599232 руб. 43 коп. Указанная сумма НДС была предъявлена налогоплательщиком к вычету в установленном порядке в соответствующем периоде. Таким образом, по мнению налогового органа, ООО «Техцентр «Южный» в нарушение пп.1п.2ст.171 НК РФ необоснованно отнесло к налоговым вычетам за 4 квартал 2010 г. НДС в сумме 8640 руб. 00 коп. согласно расчета корректировки сумм налоговых вычетов, произведенного налоговым органом.

Как указано в акте проверки и оспариваемом решении ООО «ПЕЖО СИТРОЕН РУС» направило в адрес ООО «Техцентр «Южный» отчет за декабрь 2011 г., согласно которого ООО «Техцентр «Южный» была предоставлена премия в сумме 235000 руб. Всего в 2011 г. ООО «ПЕЖО СИТРОЕН РУС» осуществило в адрес ООО «Техцентр «Южный» поставку автомобилей на сумму 96138715 руб. 92 коп., в том числе НДС 14665227 руб. 86 коп. Указанная сумма НДС была предъявлена налогоплательщиком к вычету в установленном порядке в соответствующем периоде. В 2011 г. ООО «Техцентр «Южный» не корректировало суммы налоговых вычетов по НДС по полученным автомобилям на сумму полученной премии, а также на восстанавливало НДС в размере премии в части НДС. Таким образом, по мнению налогового органа, ООО «Техцентр «Южный» в нарушение пп.1п.2ст.171 НК РФ необоснованно отнесло к налоговым вычетам за л 2011 г. НДС в сумме 42300 руб. 00 коп. согласно расчета корректировки сумм налоговых вычетов, произведенного налоговым органом, в том числе за 1 квартал 2011 г. – 8801 руб. 567 коп., за 2 квартал 2011 г. – 8469 руб. 86 коп., за 3 квартал 2011 г. – 15693 руб. 09 коп., за 4 квартал 2011 г. – 9335 руб. 48 коп.

Как указано в акте проверки и оспариваемом решении, ООО «ПЕЖО СИТРОЕН РУС» направило в адрес ООО «Техцентр «Южный» отчет за февраль 2012 г., согласно которого ООО «Техцентр «Южный» была представлена премия в сумме 49000 руб. за выполнение плана продаж автомобилей за февраль 2012 г.;

отчет за 1 квартал 2012 г., согласно которому ООО «Техцентр «Южный» была представлена премия в сумме 60000 руб. за выполнение плана продаж за 1 квартал 2012 г.;

отчет за март 2012 г., согласно которому ООО «Техцентр «Южный» была представлена премия в сумме 135000 руб. за выполнение плана продаж автомобилей за март 2012 г.;

акт от 15.03.2012 по приложению № 3 к договору дистрибуции № ПСР ДС 2012/59, согласно которому ООО «Техцентр «Южный» была представлена премия по качеству сервиса в сумме 78300 руб.;

отчет за апрель 2012 г., согласно которому ООО «Техцентр «Южный» была представлена премия в сумме 108000 руб. за выполнение плана продаж автомобилей за апрель 2012 г.;

акт от 07.06.2012 по приложению № 3 к договору дистрибуции № ПСР ДС 2012/59, согласно которому ООО «Техцентр «Южный» была представлена премия по качеству продаж в сумме 79950 руб.;

отчет за май 2012 г., согласно которому ООО «Техцентр «Южный» была представлена премия в сумме 314000 руб. за выполнение плана продаж автомобилей за май 2012 г.;

отчет за июнь 2012 г., согласно которому ООО «Техцентр «Южный» была представлена премия в сумме 60000 руб. за выполнение плана продаж автомобилей за июнь 2012 г.;

отчет за июль 2012 г., согласно которому ООО «Техцентр «Южный» была представлена премия в сумме 102000 руб. за выполнение плана продаж автомобилей за июль 2012 г.;

акт от 28.08.2012 к приложению № 3 по договору дистрибуции № ПСР ДС 2012/39, согласно которому ООО «Техцентр «Южный» была представлена премия в сумме 52650 руб. по качеству продаж и в сумме 16200 руб. по качеству сервиса. Итого было представлено премий на общую сумму 1145100 руб. 00 коп.

Всего в 2012 г. было поставлено автомобилей на сумму 78057786 руб. 88 коп., в том числе НДС в сумме 11907120 руб. Указанная сумма НДС была отражена налогоплательщиком в качестве налоговых вычетов по НДС в соответствующих периодах.

ООО «Техцентр «Южный» в 2012 г. не корректировало суммы налоговых вычетов по НДС по поставленным ООО «ПЕЖО СИТРОЕН РУС» автомобилям на суммы полученной премии, а также не восстанавливало НДС в размере премии в части НДС. Таким образом, по мнению налогового органа, ООО «Техцентр «Южный» в нарушение пп. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ необоснованно отнесло в 2012 г. к налоговым вычетам по НДС сумму 206118 руб., в том числе за 1 квартал 2012 г. – 81026 руб. 43 коп., за 2 квартал 2012 г. – 100563 руб. 32 коп., за 3 квартал 2012 г. – 24528 руб. 25 коп.

С учетом возражений налогоплательщика указанная сумма за 2012 г. была скорректирована до 165240 руб.э, в том числе за 1 квартал 2012 г. – 64957 руб., за 2 квартал 2012 г. – 80619 руб., за 3 квартал 2012 г. – 19664 руб. Всего по данным налогового органа была установлена неуплата НДС в общей сумме 687673 руб., в том числе за 1 квартал 2009 г. – 140505 руб. 15 коп., за 2 квартал 2009 г. – 273342 руб. 51 коп., за 3 квартал 2009 г. – 57645 руб. 54 коп., за 4 квартал 2010 г. – 8640 руб. 00 коп., за 1 квартал 2011 – 8801 руб. 40 коп., за 2 квартал 2011 г. – 8469 руб. 84 коп., за 3 квартал 2011 г. - 15693 руб. 09 коп., за 4 квартал 2011 г. – 9335 руб. 46 коп., за 1 квартал 2012 г. – 64957 руб. 10 коп., за 2 квартал 2012 г. – 80619 руб. 00 коп., за 3 квартал 2012 г. – 19664 руб. 00 коп.

Данная неуплата, по мнению налогового органа, явилась следствием того, что налогоплательщик, в нарушение положений п. 3 ст. 170 НК РФ не скорректировал суммы налоговых вычетов по НДС по товарам, поставленным продавцами, на сумму полученных премий, в момент, когда узнал о предоставлении ему продавцами указанных премий, а также не восстановил НДС в размере премий в части НДС в порядке, предусмотренном пп.4 п. 3 ст. 170 НК РФ, так как в случае выплаты поставщиком товаров их покупателю премии (вознаграждения), которая непосредственно связана с поставкой этих товаров и, соответственно, изменяет цену товара (является формой торговой скидки) и налоговую базу по НДС, восстановление сумм налога, ранее принятых к вычету покупателем, производится после получения покупателем первичных документов на изменение в сторону уменьшения стоимости отгруженных товаров или корректировочного счета-фактуры, что отмечено, в частности, в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 07.02.2012 № 11637/11.

Между тем, налоговым органом не было учтено следующее.

В Постановлении от 07.02.2012 N 11637/11 Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ - наряду с принятыми судом первой инстанции во внимание выводами - также отметил, что налоговые вычеты у покупателя (дистрибьютора) подлежат корректировке на сумму премии при соблюдении определенной процедуры, связанной с выставлением корректировочных счетов-фактур поставщиком товара.

При рассмотрении указанного дела ВАС РФ пришел к выводу о том, что выплачиваемые поставщиками обществу на основании договоров поставки премии уменьшают стоимость поставленных товаров, что влечет необходимость изменения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость у поставщиков и сумм налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость у общества, поэтому не могут быть квалифицированы в качестве платы за услуги, оказываемые обществом поставщикам. Вместе с тем, с учетом приведенных выводов ВАС РФ, квалификация премии (вознаграждения) в качестве формы торговой скидки возможна в каждом конкретном случае с учетом условий соответствующих договоров в зависимости от конкретной оцениваемой хозяйственной ситуации.

В указанном деле судом рассматривался вопрос о квалификации полученных покупателем премий в качестве платы за оказанные услуги по рекламе и продвижению товаров. Таким образом, в указанном деле речь шла о вменении налоговым органом покупателю сокрытого от обложения НДС объекта налогообложения в виде оказанных продавцу "соответствующих" услуг.

В настоящем же деле Инспекция считает, что премии уменьшают цену поставленного Обществу товара и, соответственно, предлагает скорректировать сумму налоговых вычетов у Общества.

В силу п.2 ст. 153 и п. 1 ст. 154 Налогового кодекса Российской Федерации поставщики определяют налоговую базу по операциям реализации товаров как стоимость этих товаров, исчисляемую из цен, определяемых в соответствии со статьей 1095.3, исходя из всех доходов, связанных с расчетами по оплате товаров.

Согласно пунктам 1,4 ст. 166 НК РФ общая сумма налога на добавленную стоимость исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы по итогам каждого налогового периода с учетом всех изменений, увеличивающих или уменьшающих налоговую базу в этом налоговом периоде.

Федеральным законом от 19.07.2011 N 245-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" глава 21 Налогового кодекса РФ дополнена положениями, в том числе, касающимися порядка исчисления налога на добавленную стоимость как покупателем, так и продавцом товаров в случае изменения стоимости поставленных товаров.

Так, положениями действующего с 01.10.2011 налогового законодательства предусмотрено в случае уменьшения стоимости ранее отгруженных товаров выставление продавцом товаров корректировочных счетов-фактур.

В частности, согласно абз. 3 п. 3 ст. 168 НК РФ, при изменении стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, в том числе в случае изменения цены (тарифа) и (или) уточнения количества (объема) отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, продавец выставляет покупателю корректировочный счет-фактуру не позднее пяти календарных дней считая со дня составления документов, указанных в пункте 10 статьи 172 настоящего Кодекса.

При этом в соответствии с пунктом 13 статьи 171 Кодекса при уменьшении стоимости отгруженных товаров, в том числе в случае уменьшения их цен, у продавца этих товаров положительная разница между суммами налога на добавленную стоимость, исчисленными исходя из стоимости отгруженных товаров до ее уменьшения и после уменьшения, подлежит вычету.

Согласно пункту 10 статьи 172 Кодекса указанный вычет производится на основании корректировочных счетов-фактур, выставленных продавцом товаров их покупателю, при наличии договора, соглашения, иного первичного документа, подтверждающего согласие (факт уведомления) покупателя на изменение стоимости отгруженных товаров, в том числе из-за изменения цены.

В свою очередь, покупатель в случае изменения стоимости отгруженных товаров в сторону уменьшения, в том числе в случае уменьшения цены (тарифа) и (или) уменьшения количества (объема) отгруженных товаров, обязан восстановить соответствующие суммы налога в порядке, установленном подпунктом 4 пункта 3 статьи 170 Кодекса. Согласно данному порядку восстановление налога производится покупателем в налоговом периоде, на который приходится наиболее ранняя из дат:

- дата получения покупателем первичных документов на изменение в сторону уменьшения стоимости приобретенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), полученных имущественных прав;

- дата получения покупателем корректировочного счета-фактуры, выставленного продавцом при изменении в сторону уменьшения стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав.

Учитывая, что данные изменения, внесенные в главу 21 НК РФ Законом N 245-ФЗ, действуют с 01.10.2011, они подлежат применению при оценке рассматриваемых правоотношений, связанных с правомерностью действий заявителя применительно к исчислению его обязательств по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2012.

Вместе с тем, применение приведенных нормативных положений должно осуществляться с учетом смысловой направленности и содержания внесенных изменений. В этой связи применимы разъяснения, данные Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации при принятии Решения от 11.01.2013 N 13825/12 по результатам рассмотрения заявления об оспаривании положений Постановления Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 "О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость" в части утверждения формы корректировочного счета-фактуры и правил его заполнения, в частности, в отношении случаев изменения стоимости реализованных товаров в связи с предоставленными продавцами покупателям премиями, скидками, бонусами.

В частности, суд указал, что изменения, внесенные Законом N 245-ФЗ в главу 21 Кодекса, рассчитаны на случаи изменения цены товара в соответствии с соглашением сторон.

В соответствии с частью 2 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.

Несмотря на то, что изменение цены (тарифа) и (или) уточнение количества (объема) поставленных (отгруженных) товаров названы в главе Кодекса в качестве частных случаев, влекущих изменение стоимости отгруженных товаров, однако они являются единственно определенными как основанные на соответствующем соглашении сторон, о котором упоминается в пункте 10 статьи 172 НК РФ.

Тогда как нормы о премиях, предоставляемых продавцами покупателям в отношении совокупной стоимости приобретенных определенного соглашением сторон количества (объема) товаров без изменения цены товара, отсутствуют в главе 21 НК РФ.

Поэтому суд указал, что, несмотря на то, что из правил заполнения корректировочных счетов-фактур усматривается, что названные счета-фактуры рассчитаны исключительно на случаи изменения цены (тарифа) и (или) уточнения количества (объема) отгруженных товаров и не предусматривают возможности их применения к иным случаям, оказывающим влияние на стоимость товаров, данное обстоятельство не свидетельствует о несоответствии оспариваемых положений Кодексу.

Исходя из чего, судом был отклонен как противоречащий статье 6 и главе 21 Кодекса довод о том, что при подготовке формы корректировочного счета-фактуры Правительству Российской Федерации следовало учесть дополнительные показатели, учитывающие наряду с изменением цены товара предоставление покупателю премии, ошибочности как противоречащего статье 6 и главе 21 Кодекса.

Таким образом, из буквального смысла пп.4 п.3 ст. 170 НК РФ, с учетом приведенного толкования данной нормы в Решении ВАС РФ от 11.01.2013 N 13825/12, следует, что обязанность по восстановлению НДС у покупателя в связи с изменением стоимости отгруженных товаров в сторону уменьшения возникает в случаях уменьшения цены (тарифа) и (или) уменьшения количества (объема) отгруженных товаров.

Вместе с тем, как установлено судом при рассмотрении настоящего дела, изменение цены поставленных товаров (автомобилей и запасных частей) на основании соглашения сторон не происходило, что подтверждается материалами дела, в частности, письмом ООО «СУЗУКИ МОТОР РУС» № 12052010-01 от 12.05.2010, в котором сообщается, что премии, выплачиваемые на основании дополнительных соглашений к договору купли-продажи № IAR-27109-01-08 от 27.01.2009 не изменяют стоимость ранее поставленных товаров (автомобилей), т.е. не являются скидкой к цене товара (т.2 л.д. 107). На указанное письмо налогоплательщик ссылался также в возражениях на акт выездной налоговой проверки и апелляционной жалобе и представил его копию налоговому органу.

Соответствующие первичные документы применительно к изменению стоимости поставленных товаров сторонами не оформлялись (изменения в товарные накладные, содержащие сведения о цене товара, не вносились); корректировочные счета-фактуры поставщиком не выставлялись. Доказательств обратного налоговым органом представлено не было.

Обязанность покупателя, предусмотренная пп. 4 п. 3 ст.170 НК РФ, уменьшить сумму "входного" НДС, корреспондирует указанной в пункте 13 ст. 171 НК РФ обязанности продавца уменьшить сумму реализации. Поэтому, если продавец не уменьшает сумму реализации, которая производится только после внесения исправлений в первичные документы и выставления корректировочного счета-фактуры, то у покупателя не возникает обязанности восстановить сумму вычета по НДС.

Таким образом, в отсутствие доказательств изменения сторонами стоимости товаров, а также получения покупателем первичных документов об уменьшения стоимости приобретенных товаров и корректировочных счетов-фактур, на Общество не может быть возложена обязанность по восстановлению ранее правомерно принятого к вычету налога в части полученных от поставщика премий со ссылкой на положения пп.4 п. 3 ст. 170 НК РФ.

Отмеченный высшим судом порядок, предусматривающий корректировку налоговой базы одновременно поставщика и покупателя, основан на правовой природе НДС как косвенного налога, с учетом необходимости соблюдения требований статьей 169 - 172 НК РФ, в соответствии с которыми покупатель вправе принять к вычету весь НДС, предъявленный поставщиком. При этом прямой механизм корректировки налоговых вычетов при выставлении премий, скидок, бонусов, связанных с изменением цены в период 2009-2010 годов, проверенный Инспекцией, в главе 21 НК РФ отсутствовал.

Порядок корректировки налоговых вычетов через механизм восстановления был введен и начал действовать с 01.10.2011: в пп. 4 п. 3 ст. 170 НК РФ указано, что налоговые вычеты, предъявленные поставщиком товаров, подлежат восстановлению налогоплательщиком (т.е. покупателем товаров) в случае изменения стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) в сторону уменьшения, в том числе, в случае уменьшения цены (тарифа) и (или) уменьшения количества (объема) отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав.

При этом восстановление сумм налога производится покупателем в налоговом периоде, на который приходится наиболее ранняя из следующих дат: дата получения покупателем первичных документов на изменение в сторону уменьшения стоимости приобретенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), полученных имущественных прав; дата получения покупателем корректировочного счета-фактуры, выставленного продавцом при изменении в сторону уменьшения стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав.

Таким образом, исходя из изложенного, у ООО «Техцентр «Южный» не возникла обязанность по корректировке налоговых вычетов за 1,2,3 квартал 2009 г., 4 квартал 2010 г., 1 -4 квартал 2011 г. и 1,2,3 квартал 2012 г. на суммы полученных от поставщиков премий и на налогоплательщика в данном случае не может быть возложена обязанность по восстановлению Ранее правомерно принятого к вычету налога в части полученных от поставщиков премий.

В соответствии со ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

Согласно ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

С учетом изложенного решение ИФНС России по г. Курску о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения ООО «Техцентр «Южный» является незаконным и требования заявителя подлежат удовлетворению в полном объеме.

Расходы по госпошлине относятся на налоговый орган.

В судебном заседании 15.01.2014 г. в соответствии со ст. 176 АПК РФ объявлена резолютивная часть решения.

Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст.ст. 102,110,123,124,132,156,167-171,176,177,180,181,182,318,319 АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

Признать недействительным, не соответствующими требованиям ст.ст. 21,22,23,31,32,75,89,101,108,112,114,122,170,171,173 НК РФ решение ИФНС России по г. Курску от 12.04.2013 г. № 19-28/24 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, принятого по результатам выездной налоговой проверки на основании акта выездной налоговой проверки от 05.03.2013 № 19-27/10 Общества с ограниченной ответственностью «Техцентр «Южный».

Взыскать с Инспекции федеральной налоговой службы по городу Курску (зарегистрирована 27.12.2004 г., ОГРН <***>, ИНН <***>, ул. Энгельса, 115, <...>), в доход Общества с ограниченной ответственностью «Техцентр «Южный» (зарегистрировано в качестве юридического лица 24.01.2003 г., ОГРН <***>, ИНН <***>, ул. Энгельса, 173, <...>) 2000 руб. 00 коп. государственной пошлины за рассмотрение дела в арбитражном суде, уплаченной в Федеральный бюджет платежным поручением № 77 от 12.08.2013.

Данное решение вступает в законную силу по истечение месяца со дня его принятия и может быть обжаловано в Девятнадцатый Арбитражный апелляционный суд в г. Воронеже в течение месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Курской области.

Судья Д.А. Горевой