АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
г. Курск, ул. К. Маркса, д. 25
http://www.kursk.arbitr.ru; е-mail: info@kursk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Курск
04 марта 2014 года | Дело№ А35-6834/2013 |
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 25.02.2014. Полный текст решения изготовлен 04.03.2014.
Арбитражный суд Курской области в составе судьи Д.В. Лымаря, при ведении протокола секретарем судебного заседания Емельяновой Ю.А., рассмотрел в открытом судебном заседании 25.02.2014 дело по заявлению Администрации Снецкого сельсовета Железногорского района Курской области
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области
третье лицо: ООО «Дружба»
об оспаривании отказа регистрирующего органа
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1 – глава сельсовета; решение от 08.09.2013 г.; ФИО2 – по пост. доверенности от 05.12.2013 г.;
от ответчика: ФИО3 – по пост. доверенности от 09.01.2014 г.;
от ООО «Дружба»: ФИО4 – по пост. доверенности от 04.02.2013 г.
Администрация Снецкого сельсовета Железногорского района Курской области обратилась в арбитражный суд с исковым заявлением об обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области (далее – Управление Росреетсра по Курской области) произвести действия по регистрации договора купли-продажи земельных долей №1 от 13.05.2013 на земельные доли 67,98 га из единого массива с кадастровым номером 46:06:000000:73,общей площадью 11991175,42 кв.м. по адресу: Курская область, Железногорский район АОЗТ «Дружба».
10.09.2013 заявитель письменно уточнил заявленные требования, заявив в порядке главы 24 АПК РФ, и просил признать незаконным отказ в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 11.07.2013 №07/037/2013/288, и об обязании Управления Росреестра по Курской области произвести действия по регистрации договора купли-продажи земельных долей №1 от 13.05.2013 на земельные доли 67,98 га из единого массива с кадастровым номером 46:06:000000:73,общей площадью 11991175,42 кв.м. по адресу: Курская область, Железногорский район АОЗТ «Дружба». Уточнение заявленных требований принято судом.
В обоснование своих требований заявитель ссылался на то, что у регистрирующего органа отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации договора купли-продажи земельных долей №1 от 13.05.2013, поскольку заявителем для регистрации были представлены все необходимые документы, в том числе - подтверждающие наличие у ООО «Дружба» статуса сельскохозяйственного производителя, а также факт использования покупателем земельных долей в составе земельного участка, земельные доли которого являются предметом сделки, в сельскохозяйственных целях.
Управление Росреестра по Курской области в письменном отзыве заявленные требования отклонило, ссылаясь на законность оспариваемого отказа в государственной регистрации договора купли-продажи земельных долей №1 от 13.05.2013, в связи с нарушением Администрацией процедурных сроков совершения сделки купли-продажи земельной доли, предусмотренных ч.4 ст.12 Федерального закона от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Управление также ссылалось на то, что ООО «Дружба» не является сельскохозяйственной организацией, а справка от 16.04.2013 не является доказательством того, что ООО «Дружба» является землепользователем, землевладельцем, арендатором или обладателем сервитута на земельном участке с кадастровым номером 46:06:000000:73.
ООО «Дружба», привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в письменном мнении поддержало позицию заявителя, представив доказательства того, что оно обрабатывало спорный земельный участок и использовало его на законных основаниях.
Выслушав явившихся в заседание представителей лиц, участвующих в деле, и изучив материалы дела, арбитражный суд установил следующее.
Администрация Снецкого сельсовета Железногорского района Курской области, место нахождения: 307152, Курская область, Железногорский район, д.Снецкое, зарегистрирована в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1024601217431, ИНН <***>.
24.05.2013 Администрация Снецкого сельсовета Железногорского района Курской области обратилась в Управление Росреестра по Курской области с заявлением о государственной регистрации договора купли-продажи земельных долей №1 от 13.05.2013.
Сообщением от 11.07.2013 №07/037/2013-288 Управление Росреестра по Курской области уведомило Администрацию Снецкого сельсовета Железногорского района Курской области об отказе в государственной регистрации права общей долевой собственности на земельные доли 67,98 га земельного участка с кадастровым номером 46:06:000000:73, общей площадью 11991175,42 кв.м., расположенного по адресу: Курская область, Железногорский район, АОЗТ «Дружба».
Администрация Снецкого сельсовета Железногорского района Курской области обратилась в арбитражный суд с заявлением, с учетом его уточнения, о признании незаконным отказа в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, изложенного в сообщении №07/037/2013-288 от 11.07.2013, и об обязании Управление Росреестра по Курской области зарегистрировать право общей долевой собственности ООО «Дружба» на земельные доли 67,98 га из единого массива с кадастровым номером 46:06:000000:73,общей площадью 11991175,42 кв.м. по адресу: Курская область, Железногорский район, АОЗТ «Дружба».
Уточненные требования заявителя арбитражный суд полагает подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст.131 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В соответствии с ч.1 ст.2 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (в редакции, применимой к спорным правоотношениям) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Согласно ч.1 ст.12 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав.
В соответствии с ч.1 ст.13 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав проводится в следующем порядке:
прием документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрация таких документов;
правовая экспертиза документов, проверка законности сделки в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления;
установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав;
внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав;
совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.
Согласно ч.1 ст.16 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя.
Согласно ч.1 ст.17 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.
В соответствии с ч.1 ст.18 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
В соответствии с абз.4 ч.1 ст.20 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
В соответствии со ст.12.1 Федерального закона от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», не могут быть признаны невостребованными земельными долями по основанию, указанному в настоящем пункте (ч.1 ст.12.1 Федерального закона от 24.07.2002 №101-ФЗ).
Невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (ч.2 ст.12.1 Федерального закона от 24.07.2002 №101-ФЗ).
Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными по основанию, указанному в пункте 1 настоящей статьи, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными по основаниям, указанным в пункте 2 настоящей статьи (ч.3 ст.12.1 Федерального закона от 24.07.2002 №101-ФЗ).
Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, опубликовывает список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещает на своем официальном сайте в сети «Интернет» (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования (ч.4 ст.12.1 Федерального закона от 24.07.2002 №101-ФЗ).
Список невостребованных земельных долей представляется органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, на утверждение общему собранию участников долевой собственности (ч.5 ст.12.1 Федерального закона от 24.07.2002 №101-ФЗ).
Лица, считающие, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, вправе представить в письменной форме возражения в орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, и заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности, что является основанием для исключения указанных лиц и (или) земельных долей из списка невостребованных земельных долей (ч.6 ст.12.1 Федерального закона от 24.07.2002 №101-ФЗ).
С даты утверждения списка невостребованных земельных долей общим собранием участников долевой собственности земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаются невостребованными. В случае, если общим собранием участников долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования указанного списка не принято решение по вопросу о невостребованных земельных долях, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе утвердить такой список самостоятельно (ч.7 ст.12.1 Федерального закона от 24.07.2002 №101-ФЗ).
Постановлением Главы Администрации Железногорского района №155 от 11.04.1994 утверждены списки численности членов сельскохозяйственных кооперативов, имеющих право на бесплатный земельный пай.
Администрацией Снецкого сельсовета был составлен список невостребованных земельных долей, определен день для проведения общего собрания собственников земельных долей. Список и сообщение о проведении собрания были опубликованы в газете «Курская правда» от 09.08.2011 №94 (25207), от 27.08.2011 №102 (25215), а также размещены на официальном сайте Администрации Железногорского района в сети «Интернет» и на информационных щитах, расположенных на территории муниципального образования по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности.
Общее собрание участников долевой собственности было признано несостоявшимся, что подтверждается актом Администрации Снецкого сельсовета от 30.11.2011 «О признании собрания участников долевой собственности несостоявшимся».
Решением Собрания депутатов Снецкого сельсовета Железногорского района №171 от 10.01.2012 утвержден список собственников невостребованных земельных долей на территории Снецкого сельсовета.
Согласно приложению №2 к Решению Собрания депутатов Снецкого сельсовета Железногорского района №171 от 10.01.2012, указаны пять собственников земельных долей, на общей площади 30,9 га, бывшего АОЗТ «Дружба», которые на дату принятия решения не распорядились своей долей земельного участка более 15 лет.
Земельный участок, расположенный по адресу: Курская область, Железногорский район, АОЗТ «Дружба», с кадастровым номером 46:06:000000:73, общей площадью 11991175,42 кв.м., из категории земель сельскохозяйственного назначения, был предоставлен в общую долевую собственность гражданам единым массивом.
Решениями Железногорского городского суда Курской области от 20.08.2012 и от 12.09.2012, вступившими в законную силу, за Муниципальным образованием «Снецкой сельсовет» признано право общей долевой собственности на земельные доли 67,98 га из единого массива с кадастровым номером 46:06:000000:73, общей площадью 11991175,42 кв.м.
На основании указанных судебных актов Муниципальному образованию «Снецкой сельсовет» Железногорского района курской области Управлением Росреестра Курской области было выдано свидетельство о государственной регистрации права собственности от 21.12.2012 серия 46 АО №013974, на объект права – земельный участок, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения – для сельскохозяйственного производства, общей площадью 11991175,42 кв.м., расположенного по адресу: Курская область, Железногорский район, АОЗТ «Дружба».
Администрацией Снецкого сельсовета Железногорского района Курской области в газете «Курская правда» от 09.04.2013 №39 (25464) опубликовано извещение о реализации (продаже) земельных долей, общей площадью 67,98 га, в земельном участке с кадастровым номером 46:06:000000:73, общей площадью 11991175,42 кв.м., расположенного по адресу: Курская область, Железногорский район, АОЗТ «Дружба».
16.04.2013 в Администрацию Снецкого сельсовета Железногорского района Курской области поступило заявление ООО «Дружба» №104 от 16.04.2013 о намерении приобрести земельные доли 67,98 га из земельного участка с кадастровым номером 46:06:000000:73, путем заключения договора купли-продажи.
08.05.2013 Администрацией Снецкого сельсовета Железногорского района Курской области вынесено постановление №21 «О предоставлении в общую долевую собственность земельных долей ООО «Дружба».
13.05.2013 между Администрацией Снецкого сельсовета Железногорского района Курской области (Продавец) и ООО «Дружба» (Покупатель) был заключен договор купли-продажи земельных долей №1 от 13.05.2013, согласно которому Продавец обязуется продать, а Покупатель принять и оплатить по цене и на условиях, изложенных в настоящем Договоре, земельные доли общей площадью 67,98 га, принадлежащие на праве общей долевой собственности МО «Снецкой сельсовет» Железногороскго района Курской области в земельном участке из категории земель сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером 46:06:000000:73, общей площадью 11991175,42 кв.м., расположенного по адресу: Курская область, Железногорский район, АОЗТ «Дружба», для сельскохозяйственного производства.
24.05.2013 Администрация Снецкого сельсовета Железногорского района Курской области обратилось в Управление Росреестра по Курской области с заявлением о государственной регистрации договора купли-продажи земельных долей №1 от 13.05.2013.
11.06.2013 Управлением Росреестра по Курской области было вынесено уведомление о приостановлении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним №07/037/2013-288, в связи с наличием у государственного регистратора сомнений в наличии оснований для государственной регистрации на срок до 10.07.2013.
11.07.2013 Управлением Росреестра по Курской области было принято решение об отказе в государственной регистрации права общей долевой собственности на земельные доли 67,98 га земельного участка с кадастровым номером 46:06:000000:73, общей площадью 11991175,42 кв.м., расположенного по адресу: Курская область, Железногорский район, АОЗТ «Дружба».
Основанием для отказа в государственной регистрации договора купли-продажи послужил вывод регистрирующего органа о том, что представленный на регистрацию договор заключен по истечении шести месяцев с момент возникновения у Администрации права собственности, а публикация о намерении продать земельные доли опубликована в средствах массовой информации по истечении одного месяца со дня возникновения права собственности. Регистрирующий орган также отметил, что представленная ООО «Дружба» справка от 16.04.2013 не является допустимым и достоверным доказательством того, что ООО «Дружба» является землепользователем, землевладельцем, арендатором или обладателем сервитута на приобретаемом земельном участке.
Отказ в государственной регистрации договора купли-продажи регистрации арбитражный суд полагает незаконным и необоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст.12 Федерального закона от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» к сделкам, совершаемым с долями в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, применяются правила Гражданского кодекса Российской Федерации. В случае, если число участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения превышает пять, правила Гражданского кодекса Российской Федерации применяются с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, а также статьями 13 и 14 настоящего Федерального закона.
Согласно ч.4 ст.12 Федерального закона от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» в течение шести месяцев со дня возникновения права муниципальной собственности на земельную долю орган местного самоуправления вправе продать эту земельную долю сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности. Указанные сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство вправе приобрести земельную долю, находящуюся в муниципальной собственности, по цене, определяемой как произведение 15 процентов кадастровой стоимости одного квадратного метра такого земельного участка и площади, соответствующей размеру этой земельной доли.
Не позднее чем в течение одного месяца со дня возникновения права муниципальной собственности на земельную долю орган местного самоуправления муниципального образования, в собственности которого находится данная земельная доля, обязан опубликовать в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и разместить на своем официальном сайте в сети «Интернет» (при его наличии) информацию о возможности приобретения земельной доли на условиях, предусмотренных настоящим пунктом. Указанная информация размещается также на информационных щитах, расположенных на территории этого муниципального образования.
В случае, если никто из указанных в настоящем пункте лиц не заключил договор купли-продажи земельной доли, орган местного самоуправления в течение года с момента возникновения права муниципальной собственности на нее обязан выделить земельный участок в счет принадлежащих ему земельной доли или земельных долей при условии ненарушения при этом требований к образуемым земельным участкам.
Таким образом, действующее законодательство устанавливает срок для публикации органом местного самоуправления муниципального образования в средствах массовой информации сообщения о возможности приобретения земельной доли из земельного участка, находящегося в муниципальной собственности (месяц с момента возникновения муниципальной собственности) и срок, в течение которого муниципальное образование вправе продать земельную долю из земельного участка, находящегося в муниципальной собственности (шесть месяцев с момента возникновения муниципальной собственности).
Как следует из доказательств, представленных в материалы дела, право общей долевой собственности на земельные доли 67,98 га из единого массива с кадастровым номером 46:06:000000:73, общей площадью 11991175,42 кв.м., возникло у Муниципального образования «Снецкой сельсовет» с момента вступления в законную силу Решения Железногорского городского суда Курской области от 12.09.2012, а именно 19.10.2012.
Доказательствами, представленными в материалы дела, подтверждается, что извещение о реализации (продаже) земельных долей, общей площадью 67,98 га, в земельном участке с кадастровым номером 46:06:000000:73, общей площадью 11991175,42 кв.м., расположенного по адресу: Курская область, Железногорский район, АОЗТ «Дружба», было опубликовано Администрацией Снецкого сельсовета Железногорского района Курской области в газете «Курская правда» №39 (25464) от 09.04.2013, а договор купли-продажи земельных долей №1 заключен 13.05.2013, т.е. по истечении сроков, установленных, ч.4 ст.12 Федерального закона от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Вместе с тем, основания для отказа в государственной регистрации прав указаны в части 1 статьи 20 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», данный перечень является исчерпывающим и закрытым.
Ни Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», ни Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» не предусматривают в качестве основания для отказа в государственной регистрации договора купли-продажи земельной доли в земельном участке пропуск органом местного самоуправления муниципального образования, в собственности которого находится земельная доля, месячного срока для опубликовании информации о намерении продать земельную доли и (или) шестимесячного срока для заключения договора купли-продажи. Правовые последствия пропуска указанных сроков данными федеральными законами также не предусмотрены.
Таким образом, пропуск органом местного самоуправления муниципального образования сроков, установленных ч.4 ст.12 Федерального закона от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», не влечет за собой недействительность заключенного договора-купли продажи, при условии выполнения сторонами сделки всех обязательств, и не может являться препятствием для государственной регистрации договора купли-продажи.
С учетом изложенного, ссылки Управления на нарушение Администрацией процедурных сроков совершения сделки купли-продажи земельной доли, предусмотренных ч.4 ст.12 Федерального закона от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», как на основание для отказа в государственной регистрации договора купли-продажи, отклоняются судом как неосновательные.
Доводы Управления о том, что ООО «Дружба» не является сельскохозяйственной организацией, а справка от 16.04.2013 не устанавливает юридический факт за ООО «Дружба» как землепользователя, землевладельца, арендатора или обладателя сервитута на земельном участке с кадастровым номером 46:06:000000:73, также подлежат отклонению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст.24.1 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» право на земельную долю может быть зарегистрировано на основании заявления участника долевой собственности на земельный участок или его представителя, полномочия которого удостоверяются нотариально или уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления, а также на основании заявления лица, которое уполномочено общим собранием участников долевой собственности на земельный участок, в составе которого имеется данная земельная доля, и полномочия которого подтверждаются копией протокола общего собрания участников долевой собственности на земельный участок или выпиской из этого протокола, заверенными уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления.
В случае государственной регистрации перехода права собственности на земельную долю вследствие ее продажи или внесения в уставный (складочный) капитал одновременно с документами, представляемыми на государственную регистрацию прав, дополнительно представляются документы, подтверждающие возможность продажи земельной доли и указанные в пункте 3 настоящей статьи, или документы, подтверждающие возможность внесения земельной доли в уставный (складочный) капитал и указанные в пункте 4 настоящей статьи. Представление этих документов не требуется, если право собственности лица, приобретающего право на земельную долю в составе данного земельного участка, зарегистрировано в порядке, установленном настоящим Федеральным законом (ч.2 ст.24.1 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).
Документом, подтверждающим возможность продажи земельной доли, являются документ, удостоверяющий право покупателя на земельную долю в составе того же земельного участка, что и приобретаемая земельная доля, или документ, подтверждающий право покупателя земельной доли на использование земельного участка, в составе которого имеется приобретаемая земельная доля (ч.3 ст.24.1 Федерального закона от 24.07.2002 №101-ФЗ).
Как следует из доказательств, представленных в материалы дела, для подтверждения ООО «Дружба» права на приобретение земельной доли в регистрирующий орган была представлена справка Администрации Железногорского района Курской области №1 от 16.04.2013, выданная главе МО «Снецкой сельсовет» ФИО1
Согласно представленной справке №1 от 16.04.2013, Управление аграрной политики Администрации Железногорского района Курской области подтвердило то, что земельные доли из категории земель сельскохозяйственного назначения, входящие в состав единого землепользования 46:06:000000:73, общей площадью 67,98 га, находящиеся в долевой собственности на территории Снецкого сельсовета Железногорского района Курской области, используются и обрабатываются сельскохозяйственной организацией ООО «Дружба», с целью сохранения производственного потенциала земельных участков и недопущения вывода их из сельскохозяйственного севооборота и деградации, в соответствии с целевым назначением и другими требованиями, установленными ст.42 Земельного Кодекса РФ.
Таким образом, заявителем в регистрирующий орган был представлен документ, подтверждающий факт использования покупателем – ООО «Дружба» - приобретаемых земельных долей на протяжении нескольких лет в сельскохозяйственных целях.
Ссылки регистрирующего органа о том, что справка №1 от 16.04.2013, выданная Администрацией Железногорского района Курской области, не может являться документом, подтверждающим факт использования покупателем приобретаемых земельных долей, а также факт наличия у покупателя статуса сельскохозяйственного производителя, не принимаются судом по следующим основаниям.
Положения статьи 24.1 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», на которые ссылается регистрирующий орган, не конкретизируют, какой именно документ является документом, удостоверяющим право покупателя на земельную долю в составе того же земельного участка, что и приобретаемая земельная доля, или документом, подтверждающим право покупателя земельной доли на использование земельного участка, в составе которого имеется приобретаемая земельная доля. Законодатель не устанавливает конкретного перечня документов, необходимых для подтверждения указанного факта, не устанавливает условия об органе, уполномоченном на выдачу указанного документа.
Справка Администрации Железногорского района Курской области №1 от 16.04.2013, представленная в регистрирующий орган, была выдана органом местного самоуправления, наделенным компетенцией по земельному контролю и обладающим статистической информацией о составе обрабатываемых земель сельскохозяйственного назначения и обрабатывающих земельные участки лицах; вышеуказанная справка подтверждала факт использования покупателем – ООО «Дружба» земельных долей в сельскохозяйственных целях.
Кроме того, суд принимает во внимание, что в Уставе ООО «Дружба», утвержденном общим собранием учредителей от 22.12.2009, указано, что основным видом деятельности Общества является выращивание зерновых, технических и прочих культур. Предметом деятельности Общества также являются оптовая торговля зерном, семенами и кормами для сельскохозяйственных животных; растениеводство в сочетании с животноводством (смешенное сельское хозяйство); предоставление услуг, связанных с производством сельскохозяйственных культур и др. (пункт 2.2 Устава).
Как следует из письменных пояснений ООО «Дружба», привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в результате межевания земельного участка с кадастровым номером 46:06:000000:46, общей площадью 21570000 кв.м. были образованы два участка: земельный участок с кадастровым номером 46:000000:0072 площадью 10262420,22 кв.м., и земельный участок с кадастровым номером 46:06:000000:73 площадью 1199175,42 кв.м.
Земельный участок с кадастровым номером 46:000000:0072, площадью 10262420,22 кв.м., был предоставлен собственниками земельных долей в краткосрочную аренду ООО «Дружба» на основании договора аренды земельного участка при множественности лиц на стороне арендодателя от 15.09.2008, а в последствии – на основании договора аренды земельного участка при множественности лиц на стороне арендодателя от 02.09.2010 и от 02.06.2013.,
Таким образом, доказательствами, представленными в материалы дела, подтверждается, что ООО «Дружба» являлось арендатором земельного участка с кадастровым номером 46:000000:0072, ранее выделенного из состава земельного участка 46:06:000000:46, наряду с земельным участком с кадастровым номером 46:06:000000:73.
Указанные договоры существовали на момент совершения сделки купли-продажи и на момент обращения за регистрацией перехода права, однако регистрационный орган, приостанавливая регистрацию, в уведомлении от 11.06.2013 сделал неосновательный вывод о том, что ООО «Дружба» не является сельскохозяйственной организацией, использующей земельный участок, сославшись на то, что для использования земельного участка необходимы правоустанавливающие документы, подтверждающие наличие, возникновение, переход права собственности или пользования, владения, однако при этом регистрационный орган не указал и не разъяснил заявителю, какие именно дополнительные документы необходимы для регистрации. При этом и продавец, и покупатель, не обладая достаточными юридическими познаниями, самостоятельно не смогли определить круг необходимых к дополнительному представлению документов и, обладая в качестве правоустанавливающих документов договорами аренды, тем не менее регистрирующему органу своевременно их не представили.
Как подтверждено материалами дела, условие ч.4 ст.12 Федерального закона от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» об использовании покупателем земельных долей – сельскохозяйственной организацией земельного участка, находящегося в долевой собственности, покупателем – ООО «Дружба» - выполнялось и документально подтверждено, в связи с чем отказ регистрирующего органа в регистрации перехода права основывается исключительно на формальных основаниях. Другие основания, приведенные ответчиком в оспариваемом отказе (нарушение продавцом процедурных сроков совершения действий), являются неосновательными и не должны влечь отказ в регистрации перехода права; при этом каких-либо иных оснований к отказу в регистрации судом не установлено.
С учетом подтверждения ООО «Дружба» статуса сельскохозяйственной организации, обрабатывающей земельный участок, право на доли в составе которого перешло к покупателю, принимая во внимание, что регистрирующим органом при приостановлении регистрации не было разъяснено, какие именно дополнительные правоустанавливающие документы подлежали представлению для регистрации, суд приходит к выводу о том, что у регистрирующего органа отсутствовали правовые и фактические основания для отказа в государственной регистрации договора купли-продажи земельных долей №1 от 13.05.2013.
Изучив материалы дела, арбитражный суд приходит к выводу, что у Управления Росреестра по Курской области отсутствовали правовые и фактические основания для отказа в государственной регистрации права общей долевой собственности ООО «Дружба» на земельные доли площадью 67,98 га из земельного участка с кадастровым номером 46:06:000000:73 местоположение – Курская область, Железногорский район, АОЗТ «Дружба».
В соответствии ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п.6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №6, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ №8 от 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Таким образом, для признания в рассматриваемом случае отказа Управления Росреестра по Курской области в государственной регистрации договора купли-продажи земельных долей недействительным необходимо одновременное соблюдение двух условий, а именно – несоответствия оспариваемого решения закону и нарушения указанным решением прав и законных интересов лица, в отношении которого они приняты.
Доказательствами, представленными в материалы дела, подтверждается, что решение Управления Росреестра по Курской области об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним №07/037/2013-288 от 11.07.2013, не соответствует требованиям ст.20 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», ст.ст.12, 24.1 Федерального закона от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», в силу чего оно нарушает права и законные интересы заявителя, препятствуя государственной регистрации перехода права собственности на земельные доли.
В соответствии с п.3 ч.5 ст.201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
С учетом изложенного, уточненные требования заявителя подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч.1 ст.110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В соответствии с пп.1 п.1 ст. 333.37 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождены.
Руководствуясь статьями 27, 29, 167-170, 176, 177, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Уточненные требования Администрации Снецкого сельсовета Железногорского района Курской области к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области удовлетворить.
Признать незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области по отказу в государственной регистрации права общей долевой собственности ООО «Дружба» на земельные доли площадью 67,98 га из земельного участка с кадастровым номером 46:06:000000:73 местоположение – Курская область, Железногорский район, АОЗТ «Дружба», выразившиеся в Сообщении об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним № 07/037/2013-288 от 11.07.2013 г.
В порядке п.3 ч.5 ст.201 АПК РФ обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области зарегистрировать право общей долевой собственности ООО «Дружба» на земельные доли площадью 67,98 га из земельного участка с кадастровым номером 46:06:000000:73 местоположение – Курская область, Железногорский район, АОЗТ «Дружба», на основании документов, представленных 24.05.2013 (вх. № 288).
Оспариваемые действия проверены на соответствие положениям Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и с сделок с ним», Федерального закона № 101-ФЗ от 24.07.2012 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», Гражданского кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации.
Данное решение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия. В случае, если настоящее решение было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, оно может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу. Апелляционные и кассационные жалобы подаются через Арбитражный суд Курской области.
Судья Д.В. Лымарь