ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А35-7280/2021 от 19.01.2022 АС Курской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

г. Курск, ул. К. Маркса, д. 25

http://www.kursk.arbitr.ru; е-mail: info@kursk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Курск

января 2022 года

Дело № А35-7280/2021

Резолютивная часть решения объявлена 19.01.2022г.

В полном объеме решение изготовлено 21.01.2022г.

Арбитражный суд в составе судьи Морозовой М.Н. при ведении протокола судебного заседании секретарем судебного заседания Кравченко С.О., рассмотрел  в открытом судебном заседании дело по заявлению

ИП ФИО1, ФИО2

к Комитету по управлению имуществом Курской области,

о признании действий Комитета по управлению имуществом Курской области выраженных в письме № 05.6-01.01-19/10898 от 11.08.2021 г. по отказу в предоставлении в собственность за плату ИП ФИО1 и ФИО2 арендуемого земельного участка с кадастровым номером 46:29:102229:9630, площадью 2870 кв.м., расположенного по адресу: г. Курск, пр-кт. ФИО3, 18 А, незаконными;

об обязании Комитета по управлению имуществом Курской области предоставить в собственность за плату ИП ФИО1 и ФИО2, земельный участок с кадастровым номером 46:29:102229:9630, площадью 2870 кв.м., расположенный по адресу: г. Курск, пр-кт. ФИО3, 18 А, в соответствии с законодательством, действующим на момент подачи заявления на выкуп и расчетом выкупной стоимости земельного участка от кадастровой стоимости действующей на момент подачи заявления на выкуп; об обязании Комитет по управлению имуществом Курской области предоставить в собственность за плату ИП ФИО1 и ФИО2, земельный участок с кадастровым номером 46:29:102229:9630, площадью 2870 кв.м., расположенный по адресу: г. Курск, пр-кт. ФИО3, 18 А, в десятидневный срок после вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании приняли участие представители: от ИП ФИО1 – ФИО1 – паспорт, ФИО4 – доверенность 46 АА 1570517 от 14.0.2021 (срок 5 лет); от ФИО2 – ФИО2 – паспорт, от заинтересованного лица – ФИО5 – доверенность от 30.07.2021 № 05.6-01.01-19/10439 (срок до 29.07.2022), диплом.

ИП ФИО1 обратился в арбитражный суд с заявлением (с первоначальным) к Комитету по управлению имуществом Курской области (далее - также, заинтересованное лицо, Комитет) о признании незаконными действий Комитета по управлению имуществом Курской области выраженное в письме № 05.6-01.01-19/10898 от 11.08.2021 г. по отказу в предоставлении в собственность за плату ИП ФИО1 арендуемого земельного участка с кадастровым номером 46:29:102229:9630, площадью 2870 кв.м., расположенного по адресу: г. Курск, пр-кт. ФИО3, 18 А, об обязании Комитета по управлению имуществом Курской области предоставить в собственность за плату ИП ФИО1 земельный участок с кадастровым номером 46:29:102229:9630, площадью 2870 кв.м., расположенного по адресу: г. Курск, пр-кт. ФИО3, 18 А.

Одновременно заявителем подано ходатайство о привлечении в порядке ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований - ФИО2.

Указанное ходатайство находилось у суда на рассмотрении.

Определением арбитражного суда от 18.11.2021г., производство по настоящему делу было приостановлено в связи с назначением строительно-технической экспертизы, проведение которой экспертам ООО «ЭКСПЕРТ».

Согласно части 1 статьи 82 АПК РФ для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле. В случае, если назначение экспертизы предписано законом или предусмотрено договором либо необходимо для проверки заявления о фальсификации представленного доказательства либо если необходимо проведение дополнительной или повторной экспертизы, арбитражный суд может назначить экспертизу по своей инициативе.

На основании части 2 статьи 64, части 3 статьи 86 АПК РФ заключения экспертов являются одним из доказательств по делу и оцениваются наряду с другими доказательствами.

Таким образом, судебная экспертиза назначается судом в случаях, когда вопросы права нельзя разрешить без оценки фактов, для установления которых требуются специальные познания, а, следовательно, требование о назначении судебной экспертизы не создает обязанности суда ее назначить.

На разрешение эксперта поставлен  следующий вопрос: Является ли площадь земельного участка с кадастровым номером 46:29:102229:96:30, расположенного по адресу: г. Курск, пр-кт. ФИО3, 18 А, объективно необходимой для целей нормальной эксплуатации (использования) по назначению объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений), расположенных на этом участке?

Установлен срок для проведения экспертизы и представления в Арбитражный суд Курской области экспертного заключения - до 17.12.2021г. 

22.12.2021г. через канцелярию Арбитражного суда Курской области поступили материалы настоящего дела № А35-7280/2021 и экспертное заключение.

В связи с поступлением экспертного заключения производство по настоящему делу возобновлено определением от 24.12.2021г.

Согласно заключению эксперта № 1461/21 от 17.12.2021г. в ходе проведенной экспертизы эксперт пришел к следующему выводу:

Площадь земельного участка с кадастровым номером 46:29:102229:96:30, расположенного по адресу: <...>, является объективно необходимой для целей нормальной эксплуатации (использования) по назначению объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений), расположенных на этом участке.

Возражений относительно проведенной в рамках настоящего дела экспертизы со стороны заявителя не последовало.

От Комитета 17.01.2022г. через канцелярию арбитражного суда поступило письменное мнение на экспертизу, согласно которому Комитет по управлению имуществом Курской области считает, что проведенная в рамках настоящего судебного спора экспертиза не предоставляет доказательств необходимости и соразмерности площади зданий многотопливной АЗС и необходимой для ее эксплуатации площади земельного участка с кадастровым номером 46:29:102229:9630. По мнению Комитета, при проведении указанной экспертизы экспертами не учтен факт того, что площадки для слива жидкого моторного топлива и газомоторного топлива с местами размещения резервуаров для его хранения, не являются объектами недвижимости и не могут быть взяты в расчет. Сооружение площадок для слива топлива с размещением резервуаров для его хранения не является объектом недвижимости, а, следовательно, не должно было быть учтено экспертами при определении площади земельного участка, необходимой для эксплуатации многотопливной АЗС, состоящей из комплекса зданий. Кроме того, по мнению Комитета, в разделе 8.1 экспертизы при обосновании экспертами необходимости наличия и количества пожарных проездов и их предельной, и (или) минимальной ширины экспертами приведены ненадлежащие аналоги: жилые здания, помещения и квартиры, а также иные объекты, не относящиеся к АЗС. Кроме того, не указана необходимая ширина пожарных проездов, вследствие чего отсутствует расчет площади необходимой для проезда специального транспорта.

У суда на рассмотрении находилось ходатайство заявителя от 18.01.2022г. об уточнении требований и круга лиц, участвующих  в деле.

Представитель заявителя в предварительном судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме, согласно доводам, имеющимся в материалах дела; представил уточнения, согласно которым заявитель уточняет круг лиц, участвующих в деле, просит привлечь в качестве созаявителя ФИО2, требования, просит: признать действие Комитета по управлению имуществом Курской области выраженное в письме № 05.6-01.01-19/10898 от 11.08.2021 г. по отказу в предоставлении в собственность за плату ИП ФИО1 и ФИО2 арендуемого земельного участка с кадастровым номером 46:29:102229:9630, площадью 2870 кв.м., расположенного по адресу: г. Курск, пр-кт. ФИО3, 18 А, незаконным; обязать Комитет по управлению имуществом Курской области предоставить в собственность за плату ИП ФИО1 и ФИО2, земельный участок с кадастровым номером 46:29:102229:9630, площадью 2870 кв.м., расположенный по адресу: г. Курск, пр-кт. ФИО3, 18 А, в соответствии с законодательством, действующим на момент подачи заявления на выкуп и расчетом выкупной стоимости земельного участка от кадастровой стоимости действующей на момент подачи заявления на выкуп; обязать Комитет по управлению имуществом Курской области предоставить в собственность за плату ИП ФИО1 и ФИО2, земельный участок с кадастровым номером 46:29:102229:9630, площадью 2870 кв.м., расположенный по адресу: г. Курск, пр-кт. ФИО3, 18 А, в десятидневный срок после вступления решения суда в законную силу.

Представитель заинтересованного лица в предварительном судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, согласно доводам отзыва, имеющегося в материалах дела; не возражает против принятия к рассмотрению уточненных требований заявителя, привлечения ФИО2 в качестве созаявителя.

Суд удовлетворил ходатайство заявителя об уточнении требований как обоснованное в порядке ст. ст. 49, 159 АПК РФ, на рассмотрении по настоящему делу находятся следующие требования: о признании действий Комитета по управлению имуществом Курской области выраженных в письме № 05.6-01.01-19/10898 от 11.08.2021 г. по отказу в предоставлении в собственность за плату ИП ФИО1 и ФИО2 арендуемого земельного участка с кадастровым номером 46:29:102229:9630, площадью 2870 кв.м., расположенного по адресу: г. Курск, пр-кт. ФИО3, 18 А, незаконным; об обязании Комитета по управлению имуществом Курской области предоставить в собственность за плату ИП ФИО1 и ФИО2, земельный участок с кадастровым номером 46:29:102229:9630, площадью 2870 кв.м., расположенный по адресу: г. Курск, пр-кт. ФИО3, 18 А, в соответствии с законодательством, действующим на момент подачи заявления на выкуп и расчетом выкупной стоимости земельного участка от кадастровой стоимости действующей на момент подачи заявления на выкуп; об обязании Комитет по управлению имуществом Курской области предоставить в собственность за плату ИП ФИО1 и ФИО2, земельный участок с кадастровым номером 46:29:102229:9630, площадью 2870 кв.м., расположенный по адресу: г. Курск, пр-кт. ФИО3, 18 А, в десятидневный срок после вступления решения суда в законную силу.

Суд, руководствуясь нормами гл. 5 АПК РФ, ст. 159 АПК РФ, удовлетворил ходатайство заявителя и считает, что заявителями по делу являются ИП ФИО1, ФИО2 (далее - также, Заявители), заинтересованным лицом – Комитет по управлению имуществом Курской области.

Ходатайство заявителя о привлечении в порядке ст. 51 АПК РФ, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований - ФИО2, заявителем поддержано не было, ввиду чего не рассматривалось арбитражным судом.

Суд, с учетом мнения сторон, поступивших в материалы дела доказательств, в отсутствии возражений, в порядке ч. 4 ст. 137 АПК РФ, завершил предварительное судебное заседание, открыл открытое судебное заседание в суде первой инстанции.

Представитель ИП ФИО1, ФИО2 в судебном заседании поддержал заявленные требования, согласно доводам, имеющимся в материалах дела.

Представитель заинтересованного лица в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, согласно доводам отзыва, имеющегося в материалах дела.

Выслушав доводы сторон, изучив материалы дела, арбитражный суд

УСТАНОВИЛ.

Индивидуальный предприниматель ФИО1 зарегистрирован за ОГРНИП: <***>, ИНН: <***>, Дата присвоения ОГРНИП: 20.06.2011г.

Индивидуальный предприниматель ФИО2 ранее была зарегистрирована за ОГРНИП: <***>, ИНН: <***>, Дата присвоения ОГРНИП: 03.07.2014г., Дата прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя 10.08.2018г.

Между ИП ФИО1, ИП ФИО2 и Комитетом по управлению имуществом Курской области был заключен договор аренды земельного участка № 5197-15ф от 25.03.2019 г. Арендатор, в соответствии с п. 2, ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 г. № 190-ФЗ, предоставив всю необходимую документацию, получил разрешение на строительство.

В соответствии с данным разрешением, осуществлено строительство, ввод в эксплуатацию и регистрация права собственности    объекта недвижимости, многотопливной АЗС: здание с навесами,   резервуары, очистные сооружения, колодец слива нефтепродуктов, назначение: нежилое. Площадь: общая 54 кв.м. Инвентарный номер: 38:401:002:000350450. Литер: А, Г, П, №1, №2, №3, №4, №5, №6, №7, №8, №9, №12. Этажность: 1. Данный объект недвижимости расположен на земельном участке с кадастровым номером 46:29:102229:9630, площадью 2870 кв.м., расположенном по адресу: г. Курск, пр-кт. ФИО3, 18 А.

Заявители обратились в Комитет по управлению имуществом Курской области с заявлением о приобретении земельного участка с кадастровым номером 46:29:102229:9630, площадью 2870 кв.м., расположенного по адресу: г. Курск, пр-кт. ФИО3, 18 А, принадлежащего ИП ФИО1 и ФИО2 на праве аренды, на основании договора аренды № 5197-15ф от 25.03.2019 г. в собственность без проведения торгов.

Письмом № 05.6-01.01-19/10898 от 11.08.2021 г. заявителю было отказано в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 46:29:102229:9630, площадью 2870 кв.м., расположенного по адресу: г. Курск, пр-кт. ФИО3, 18 А, принадлежащего ИП ФИО1 и ФИО2 на праве аренды, на основании договора аренды № 5197-15ф от 25.03.2019 г., со ссылкой на ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку испрашиваемая площадь значительно превышает площадь объекта недвижимости, который на нем расположен.

Заявители, считая, что указанный отказ Комитета является незаконным, необоснованным, основанным на предположениях и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и экономической деятельности, незаконно создает препятствия для осуществления предпринимательской и экономической деятельности. не позволяет реализовать законное право на выкуп земельного участка, предусмотренное п. 1. ст. 39.20 ЗК РФ, обязывает Заявителя оплачивать арендную плату, которая превышает земельный налог, тем самым увеличивая расходы на эксплуатацию земельного участка, обратились в арбитражный суд с настоящим требованием с учетом уточнения.

Заинтересованное лицо считает вынесенный ненормативный акт соответствующим нормам действующего законодательства, не нарушающим прав заявителей.

Требования заявителей арбитражный суд полагает подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе, об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Статьей 198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Основаниями для принятия арбитражным судом решения о признании акта государственного органа и органа местного самоуправления недействительным (решения или действия (бездействия) – незаконным) являются одновременно как несоответствие акта закону или иному правовому акту (незаконность акта), так и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) государственного органа, входит проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

В соответствии с ч. 4 ст. 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Оспариваемый акт вынесен, действия совершены органом 11.08.2021г., в арбитражный суд с настоящим требованием заявитель обратился 17.08.2021г., то есть в пределах процессуального срока на обращение в арбитражный суд, установленного ч. 4 ст. 198 АПК РФ.

В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

В соответствии с Положением о комитете по управлению имуществом Курской области, утвержденным Постановлением Губернатора Курской области от 25.06.2007 № 286 Комитет является отраслевым органом исполнительной власти Курской области, входит в структуру исполнительных органов государственной власти Курской области и осуществляет проведение единой государственной политики в сфере имущественно-земельных отношений, управления и распоряжения государственной собственностью Курской области, в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд и нужд заказчиков Курской области, осуществляющих закупки товаров, работ, услуг конкурентными способами в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Одной из основных задач Комитета является приватизация, управление и распоряжение государственным имуществом и земельными ресурсами Курской области в пределах своей компетенции.

К функциям Комитета относится, в том числе, осуществление в соответствии с земельным законодательством в установленном порядке учета земельных участков, находящихся в государственной собственности Курской области, а также ведения реестра договоров аренды и других сделок с земельными участками, находящимися в государственной собственности Курской области, земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными в городском округе "Город Курск", в пределах предоставленных полномочий, осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в федеральной собственности, полномочия Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми переданы органам государственной власти Курской области, в соответствии с Федеральным законом "О содействии развитию жилищного строительства" (п. 3.4 Положения), осуществление в соответствии с земельным законодательством управления и распоряжения земельными участками, находящимися в собственности Курской области, предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в городском округе "Город Курск", за исключением случаев, когда предоставление указанных земельных участков отнесено в соответствии с Законом Курской области от 5 марта 2015 года N 8-ЗКО "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления городского округа "Город Курск" и органами государственной власти Курской области по предоставлению земельных участков, право государственной собственности на которые не разграничено" к полномочиям органов местного самоуправления городского округа "Город Курск", управление и распоряжение земельными участками, находящимися в федеральной собственности, полномочия Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми переданы органам государственной власти Курской области в соответствии с Федеральным законом "О содействии развитию жилищного строительства"; осуществление полномочий органов местного самоуправления муниципальных районов Курской области по предоставлению земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, право государственной собственности на которые не разграничено, расположенных на территориях сельских поселений, входящих в состав муниципальных районов, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципальных районов, за исключением садовых, огородных земельных участков, земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, земельных участков, предназначенных для гаражного строительства (в том числе индивидуального гаражного строительства), земельных участков, предназначенных для размещения объектов недвижимого имущества, в соответствии с Законом Курской области от 2 июня 2020 года N 32-ЗКО «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных районов Курской области и органами государственной власти Курской области по предоставлению земельных участков, право государственной собственности на которые не разграничено» (п. 3.7 Положения); заключение договоров аренды, купли-продажи, безвозмездного срочного пользования, дарения, мены, соглашения об установлении сервитута, объектом которых являются земельные участки, полномочия по управлению и распоряжению которыми наделен комитет (п. 3.16 Положения).

Как усматривается из оспариваемого акта, последний вынесен, действия совершены: органом, лицом, в соответствии с полномочиями, предоставленными соответственно: органу, лицу, что не противоречит нормам действующего законодательства, регулирующим соответствующие полномочия, не оспаривается сторонами по настоящему требованию. 

Как установлено судом, ФИО1 и ФИО2 являются собственниками следующих объектов недвижимости: Многотопливная АЗС: здание с навесами, резервуары, очистные сооружения, колодец слива нефтепродуктов, назначение: нежилое. Площадь: общая 54 кв.м. Инвентарный номер: 38:401:002:000350450. Литер: А,Г,Г1,№1,№2,№3,№4,№5,№6,№7,№8,№9,№12. Этажность: 1.

 В соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 39.3 ЗК РФ, без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.

Согласно части 1 статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

В силу ст. 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее -уполномоченный орган).

Земельный участок относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена между публично-правовыми образованиями. В соответствии с Законом Курской области от 05.03.2015г. № 8-ЗКО «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления городского округа «Город Курск» и органами государственной власти Курской области по распоряжению земельными участками, право государственной собственности, на которые не разграничено» и Постановлением Губернатора Курской области от 10 апреля 2015 г. № 174-пг, Комитет по управлению имуществом Курской области уполномочен на продажу земельного участка.

В настоящее время детальный административный порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов регламентирован статьей 39.14 ЗК РФ и включает в себя ряд последовательных этапов: 1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; 2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости». В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении; 3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости"; 4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка; 5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена; 6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка; 7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование. 

Поскольку земельный участок образован и поставлен на кадастровый учет для предоставления его в собственность отсутствует необходимость проведения процедур предусмотренных пунктами 1-5 части 1 статьи 39.14 ЗК РФ.

Земельный участок с кадастровым номером 46:29:102229:9630.    площадью   2870    кв.м., по адресу: г. Курск, пр-кт. ФИО3, 18 А., расположен в территориальной зоне П-1 - для производственных предприятий V класса вредности (санитарно-защитная зона до 50 м).

Согласно части 1 статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

При этом в силу ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности.

Между ИП ФИО1, ИП ФИО2 и Комитетом по управлению имуществом Курской области был заключен договор аренды земельного участка № 5197-15ф от 25.03.2019 г. Арендатор, в соответствии с п. 2, ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 г. № 190-ФЗ, предоставив всю необходимую документацию, получил разрешение на строительство.

В соответствии с данным разрешением, осуществлено строительство, ввод в эксплуатацию и регистрация права собственности    объекта недвижимости, многотопливной АЗС: здание с навесами,   резервуары, очистные сооружения, колодец слива нефтепродуктов, назначение: нежилое. Площадь: общая 54 кв.м. Инвентарный номер: 38:401:002:000350450. Литер: А, Г, П, №1, №2, №3, №4, №5, №6, №7, №8, №9, №12. Этажность: 1. Данный объект недвижимости расположен на земельном участке с кадастровым номером 46:29:102229:9630, площадью 2870 кв.м., расположенном по адресу: г. Курск, пр-кт. ФИО3, 18 А.

В силу вышеизложенного построенный Заявителями объект не является самовольной постройкой.

В силу норм ст. 39.16 ЗК РФ установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.

Перечень таких оснований является исчерпывающим и не содержит такого основания, как несоответствие площади построенного объекта недвижимости площади самого земельного участка.

В силу пункта 4 статьи 11.9 ЗК РФ не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости. Согласно пункту 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В соответствии с частью 1 пункта 5 статьи 1 ЗК РФ, основными принципами земельного законодательства является в том числе, единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

На основании положений статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), пункта 1 статьи 35 ЗК РФ у собственника здания, сооружения возникает право на земельный участок, занятый объектом недвижимости и необходимый для его использования.

По смыслу ст. 35 ЗК РФ предоставление земельного участка, занятого объектом недвижимости, должно осуществляться таким образом, чтобы собственник этого объекта имел возможность осуществлять его обслуживание и эксплуатацию, то есть в границы передаваемого земельного участка должны входить как часть, которая занята недвижимостью, так и часть, необходимая для ее использования.

Указанная правовая позиция соответствует сложившейся судебной практики, изложенной в Определении Высшего Арбитражного Суда РФ от 16.04.2014 г. № ВАС-4195/14 по делу № А27-913/2013; Определении Верховного Суда РФ от 25.09.2015 г. № 307-ЭС15-11085 по делу № А56-28512/2014; Определении Верховного Суда РФ от 31.05.2016 г. № 307-ЭС 16-5341 по делу № А56-47506/2014; Определении Верховного Суда РФ от 23.12.2016 г. № 307-ЭС16-17500 по делу № А56-56760/2015).

Высшие судебные инстанции отмечают, что потребность в земельном участке, определяется исходя из назначения объекта недвижимости, расположенного на участке, градостроительных и иных требований, предъявляемых к эксплуатируемым объектам недвижимости, а также проектов планировки и развития территории соответствующего населенного пункта, с учетом фактического землепользования.

Также при образовании земельного участка должны соблюдаться предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков (п. 1, 5 ст. 11.9 ЗК РФ, п. 1 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета», утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016, п. 2 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2016)», утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016).

Согласно Обоснованию № 26-03/21 площади земельного участка, необходимого для надлежащей эксплуатации зданий, строений и сооружений, расположенных по адресу: <...>, выполненному ИП ФИО6 по обращению ФИО1, площадь земельного участка (2 870,0 м2) с кадастровым номером 46:29:102229:9630 является объективно необходимой для целей нормальной эксплуатации (использования) по назначению объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений), расположенных в его границах.

Испрашиваемый земельный участок не являются изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка. Каких-либо сведений о наличии ограничения для конкретного земельного участка, установленного градостроительными регламентами, заинтересованное лицо в письме не приводит.

Указанное Обоснование не было принято Комитетом в качестве обоснованного, по мнению Комитета доказательств соразмерности площади зданий и площади земельного участка не представлено.

Как выше указывалось, На разрешение эксперта поставлен  следующий вопрос: Является ли площадь земельного участка с кадастровым номером 46:29:102229:96:30, расположенного по адресу: г. Курск, пр-кт. ФИО3, 18 А, объективно необходимой для целей нормальной эксплуатации (использования) по назначению объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений), расположенных на этом участке?

Установлен срок для проведения экспертизы и представления в Арбитражный суд Курской области экспертного заключения - до 17.12.2021г. 

22.12.2021г. через канцелярию Арбитражного суда Курской области поступили материалы настоящего дела № А35-7280/2021 и экспертное заключение.

В связи с поступлением экспертного заключения производство по настоящему делу возобновлено определением от 24.12.2021г.

Согласно заключению эксперта № 1461/21 от 17.12.2021г. в ходе проведенной экспертизы эксперт пришел к следующему выводу:

Площадь земельного участка с кадастровым номером 46:29:102229:96:30, расположенного по адресу: <...>, является объективно необходимой для целей нормальной эксплуатации (использования) по назначению объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений), расположенных на этом участке.

В соответствии с градостроительным зонированием г. Курска, объект исследования располагается в зоне П-1, предназначенной для комплексов производственных, коммунальных предприятий, складских баз не выше Vкласса опасности, с низкими уровнями шума и загрязнения, допускающими размещение ограниченного набора общественно-деловых объектов. К основным видам использования земельных участков и объектов капитального строительства относится размещение объектов для обслуживания транспорта, в том числе, автозаправочные станции.

Экспертами указано, что объект исследования представляет собой площадку сложного очертания с расположенным на ней взаимосвязанным оборудованием технологической системы АЗС и иными объектами, обусловленными нормативными требованиями: 1) Здание операторной АЗС; 2) Топливораздаточная колонка жидкого моторного топлива; 3)  Навес с 2-мя топливораздаточными колонками жидкого моторного топлива; 4) Навес с 2-мя топливораздаточными колонками газомоторного топлива; 5) Площадка для слива жидкого моторного топлива и размещения резервуаров для его хранения;6) Площадка для слива газомоторного топлива и размещения резервуаров для его хранения; 7) Пожарные проезды и разворотные площадки; 8) Озеленение территории.

В заключении экспертами указано, что, учитывая размещение исследуемых объектов (технологическая система АЗС, пожарные проезды, озеленение территории) на всей площади обособленного земельного участка, имеющего свой кадастровый номер и установленную площадь - 2 870 кв. м., а так же что охранная зона АЗС составляет 100 метров (В соответствии с п.7.1.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов») размер участка, необходимый для эксплуатации комплекса имеющихся объектов - АЗС, составляет 2 870 кв. м.

Площадь земельного участка составляет 2870 кв.м., что находится в пределах требований ПЗЗ г. Курска и больше минимальной границы рекомендованного значения на 370 кв.м.

Арбитражный суд принял проведенную экспертизу в качестве доказательства по настоящему делу в порядке норм главы 7 АПК РФ.

В отношении доводов Комитета, касающихся указания Экспертами в разделе 8.1 при обосновании необходимости наличия и количества пожарных проездов и их предельной и (или) минимальной ширины экспертами ненадлежащих аналогов: жилые здания, помещения и квартиры, а также иные объекты, не относящиеся к АЗС, а также доводов Комитета об отсутствии указания необходимой ширины пожарных проездов, вследствие чего отсутствует расчет площади необходимой для проезда специального транспорта, арбитражный суд считает необходимым указать следующее.

Арбитражным судом установлено, что в исследовательской части при исчислении конкретных площадей Эксперты ссылаются на СП 42.13330.2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».

Кроме того, эксперт, обладая специальными познаниями, вправе самостоятельно определять, какими нормативными документами и методиками он будет руководствоваться при даче экспертного заключения.

В соответствии с п. 11.41 СП 42.13330.2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» автозаправочные станции (АЗС) следует проектировать из расчета одна топливораздаточная колонка на 1200 легковых автомобилей, принимая размеры их земельных участков для станций, га:

на

2

колонки

0,1;

-//-

5

колонок

0,2;

-//-

7

-//-

0,3;

-//-

9

-//-

0,35;

-//-

11

-//-

0,4.

Согласно Заключению экспертов, исследуемая  АЗС  имеет  3   бензиновых  и  2  газовых  заправочных  колонки, следовательно, минимально необходимая площадь для АЗС: 0,2 га = 2000 кв. м.

В соответствии с п.п. 9 п. 11.3.1. правил землепользования и застройки размеры земельных участков автозаправочных станций следует принимать из расчета 500 - 1200 кв.м. на одну топливораздаточную колонку.

Таким образом, размер земельного участка, в данном конкретном случае, следует принимать равному: 5 x 500 кв.м. - 5 x 1200 кв.м. = 2500 - 6000 кв.м.

Площадь испрашиваемого земельного участка составляет 2870 кв.м., что находится в пределах требований ПЗЗ г. Курска и больше минимальной границы рекомендованного значения на 370 кв.м.

Требования о наличии пожарных проездов (7) регламентированы ст. 8 СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям»: подъезд пожарных автомобилей к жилым и общественным зданиям, сооружениям должен быть обеспечен по всей длине: а) с двух продольных сторон - к зданиям и сооружениям класса функциональной пожарной опасности Ф1.3 высотой 28 и более метров, классов функциональной пожарной опасности Ф1.2, Ф2.1, Ф2.2, ФЗ, Ф4.2, Ф4.3, Ф.4.4 высотой 18 и более метров; б) с одной продольной стороны - к зданиям и сооружениям вышеуказанных классов с меньшей высотой при выполнении одного из следующих условий: -  оконные проемы всех помещений или квартир выходят на сторону пожарного подъезда, либо все помещения или квартиры имеют двустороннюю ориентацию; - при устройстве со стороны здания, где пожарный подъезд отсутствует наружных открытых лестниц, связывающих лоджии и балконы смежных этажей между собой; - при устройстве наружных лестниц 3-го типа при коридорной планировке зданий; в) со всех сторон - к зданиям и сооружениям классов функциональной пожарной опасности Ф 1.1, Ф4.1.

Требования о наличии озеленения (8) обусловлены градостроительным зонированием: п.п. 12 п. 11.4.1. ПЗЗ г. Курска:

Учитывая размещение спорных объектов (технологическая система АЗС, пожарные проезды, озеленение территории) на всей площади испрашиваемого обособленного земельного участка, имеющего площадью - 2 870 кв. м., а так же что охранная зона АЗС составляет 100 метров (В соответствии с п. 7.1.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов») размер участка, необходимый для эксплуатации комплекса имеющихся объектов - АЗС, составляет 2 870 кв. м.

Правовых и фактических оснований, исходя из которых, заинтересованным лицом был сделан вывод о том, что площадь испрашиваемого заявителем земельного участка является завышенной, Комитетом в оспариваемом отказе не приведено, в материалы настоящего дела не представлено.

Заявитель обратился за предоставлением земельного участка той площади, которая ранее была выделена под строительство и уже находилась в аренде у заявителя.

Спорный земельный участок был предоставлен в аренду для строительства именно тех объектов, которые фактически были построены, введены в эксплуатацию и принадлежат на праве собственности Заявителям.

Исходя из совокупности выше указанного арбитражный суд, считает, что заинтересованное лицо отказало заявителю в предоставлении конкретного земельного участка, без учета совокупности норм действующего законодательства, конфигурации земельного участка на котором расположена собственность заявителя, сложившейся судебной практики.

Отказ в оформлении прав на землю по незаконным основаниям, является нарушением норм действующего законодательства, так как препятствует использованию в полном объеме права на приобретение земельного участка, чем нарушает нормы действующего законодательства, закрепленные в статьях 9, 36 Конституции Российской  Федерации, статьях 39.3, 39.16, 39.20 ЗК РФ.

Таким образом, исходя из совокупности вышеизложенного, арбитражный суд приходит к выводу, о том, что оспариваемый акт/ действия Комитета по управлению имуществом Курской области выраженные в письме № 05.6-01.01-19/10898 от 11.08.2021 г. по отказу в предоставлении в собственность за плату ИП ФИО1 и ФИО2 арендуемого земельного участка с кадастровым номером 46:29:102229:9630, площадью 2870 кв.м., расположенного по адресу: г. Курск, пр-кт. ФИО3, 18 А, не соответствует требованиям действующего законодательства, нарушают права и законные интересы заявителей.

Согласно пункту 1 части 5 статьи 39.17 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: 1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; 2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю; 3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.

В соответствии с  п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требований заявителя полностью или в части.

Согласно части 1 статьи 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В силу части 1 ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств

В соответствии с ч. 2 ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами (ч. 4 ст. 71 АПК РФ).

Частью 5 статьи 200 АПК РФ установлено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться, в том числе, указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

В качестве восстановления нарушенного права заявитель просит обязать Комитет по управлению имуществом Курской области предоставить в собственность за плату ИП ФИО1 и ФИО2, земельный участок с кадастровым номером 46:29:102229:9630, площадью 2870 кв.м., расположенный по адресу: <...>, в соответствии с законодательством, действующим на момент подачи заявления на выкуп и расчетом выкупной стоимости земельного участка от кадастровой стоимости действующей на момент подачи заявления на выкуп; об обязании Комитет по управлению имуществом Курской области предоставить в собственность за плату ИП ФИО1 и ФИО2, земельный участок с кадастровым номером 46:29:102229:9630, площадью 2870 кв.м., расположенный по адресу: г. Курск, пр-кт. ФИО3, 18 А, в десятидневный срок после вступления решения суда в законную силу.

Арбитражный суд считает, заявленный ИП ФИО1 и ФИО2 способ восстановления нарушенного права соответствующим требованиям норм действующего законодательства.

Таким образом, принимая во внимание заявленные материально-правовые требования при указанных заявителем правовых основаниях, арбитражный суд считает, что в данном конкретном случае имеются основания для удовлетворения требований Заявителя предусмотренных нормами главы 24 АПК РФ.

Иные доводы сторон судом не принимаются в силу вышеизложенного, поскольку основаны на неверном толковании норм действующего законодательства Российской Федерации в данной сфере.

В соответствии со ст. 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

В силу ст. 112 АПК РФ, вопросы распределения судебных расходов разрешаются арбитражным судом соответствующей судебной инстанции в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, или в определении.

Судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, исходя из части 1 статьи 110 АПК РФ, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Согласно статье 106 АПК РФ к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся, в том числе, денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.

Платежным поручением № 474 от 02.11.2021г. на депозитный счет суда ИП ФИО1 для финансирования проведения судебной экспертизы по настоящему делу были внесены денежные средства в сумме 25 000 руб. 00 коп.

В соответствии с положениями статьи 110 АПК РФ с учетом результатов рассмотрения дела судебные расходы: по уплате государственной пошлины, на проведение судебной экспертизы понесенные заявителем подлежат отнесению на заинтересованное лицо.

Руководствуясь статьями 17, 29, 49, 65, 110, 159, 167-170, 176, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Требование удовлетворить в полном объеме.

Признать незаконными действия Комитета по управлению имуществом Курской области, выраженные в письме № 05.6-01.01-19/10898 от 11.08.2021 г. по отказу в предоставлении в собственность за плату ИП ФИО1 и ФИО2 арендуемого земельного участка с кадастровым номером 46:29:102229:9630, площадью 2870 кв.м., расположенного по адресу: <...>.

Обязать Комитет по управлению имуществом Курской области предоставить в собственность за плату ИП ФИО1 и ФИО2, земельный участок с кадастровым номером 46:29:102229:9630, площадью 2870 кв.м., расположенный по адресу: <...>, в соответствии с законодательством, действующим на момент подачи заявления на выкуп и расчетом выкупной стоимости земельного участка от кадастровой стоимости действующей на момент подачи заявления на выкуп; об обязании Комитет по управлению имуществом Курской области предоставить в собственность за плату ИП ФИО1 и ФИО2, земельный участок с кадастровым номером 46:29:102229:9630, площадью 2870 кв.м., расположенный по адресу: г. Курск, пр-кт. ФИО3, 18 А, в десятидневный срок после вступления решения суда в законную силу.

Оспариваемый акт проверен на соответствие нормам Земельного кодекса Российской Федерации.

Взыскать с Комитета по управлению имуществом Курской области в пользу ИП ФИО1 сумму государственной пошлины в размере 300 руб. 00 коп.

Взыскать с Комитета по управлению имуществом Курской области в пользу ИП ФИО1 расходы в сумме 25 000 руб. за проведенную строительно-техническую экспертизу.

Настоящее решение вступает в законную силу и может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия. В случае, если настоящее решение было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, оно может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу. Апелляционные и кассационные жалобы подаются через Арбитражный суд Курской области.

Судья                                                                             М.Н. Морозова