АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
г. Курск, ул. К. Маркса, д. 25
http://www.kursk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Курск
14 июля 2016 года | Дело№ А35-728/2016 |
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 07.07.2016.
Решение в полном объеме изготовлено 14.07.2016.
Арбитражный суд Курской области в составе судьи Лымаря Д.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Емельяновой Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании 07.07.2016 дело по заявлению
индивидуального предпринимателя ФИО1 крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО2
к Администрации Александровского сельсовета Советского района Курской области
о признании незаконными действий, обязании устранить допущенные нарушения,
при участии в заседании:
от заявителя: ФИО3 – по доверенности от 03.02.2016 г.;
от ответчика: не явился, извещен надлежащим образом.
Индивидуальный предприниматель ФИО1 фермерского (крестьянского) хозяйства ФИО2 (далее – ИП ФИО1 КФХ ФИО2, Предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением, с учетом уточнения, о признании незаконными действий Администрации Александровского сельсовета Советского района Курской области (далее – Администрация), выразившихся в письменном отказе от 29.12.2015 №1177 от заключения нового договора аренды без проведения торгов на 49 лет на земельный участок общей площадью 1350788 кв.м., с кадастровым номером 46:21:060904:46, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур, расположенный по адресу: Курская область, Советский район, Александровский сельсовет;
об обязании Администрации Александровского сельсовета Советского района Курской области устранить допущенные нарушения путем направления ФИО1 крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО2 в течение 30 дней с даты вступления в законную силу решения по настоящему делу подписанного проекта договора аренды без проведения торгов на 49 лет на земельный участок общей площадью 1350788 кв.м., с кадастровым номером 46:21:060904:46, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур, расположенный по адресу: Курская область, Советский район, Александровский сельсовет.
В обоснование заявленных требований заявитель ссылался на то, что как лицо, являющееся арендатором земельного участка, а также соответствующее требованиям, установленным в ст. 39.6 Земельного кодекса (далее - ЗК РФ), имеет право на заключение нового договора аренды такого земельного участка без проведения торгов. Кроме того, заявитель указал, что ссылки Администрации на недействительность заключенного с ним ранее договора аренды являются неправомерными, так как условия заключения данного договора были согласованы Администрацией, а поведение уполномоченного органа давало основание Предпринимателю полагаться на действительность заключенной сделки.
Администрация Александровского сельсовета Советского района Курской области против заявленных требований возражала, считая действия по отказу в предоставлении испрашиваемого заявителем земельного участка законными и обоснованными; полагала договор аренды земельного участка, заключенный ранее с арендатором без проведения торгов, недействительным, ввиду установления срока его действия менее законодательно установленного минимального срока.
С учетом положений ст. 156, 201 АПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие надлежащим образом извещенного представителя ответчика.
Выслушав лиц, участвующих в деле, и, изучив материалы дела, арбитражный суд установил следующее.
ФИО1 крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО2, дата рождения – 16.11.1955, место рождения – Курская область, Советский район, с. Липовчик, адрес регистрации – 306600, <...>, дата государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя – 22.01.2015, ОГРНИП <***>, ИНН <***>.
12.02.2015 между ФИО1 Крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО2 и Администрацией Советского района Курской области был заключен договор аренды № 16 на земельный участок общей площадью 1 350 788 кв.м., с кадастровым номером: 46:21:060904:46, категории - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур, расположенный по адресу: Курская область, Советский район, Александровский сельсовет, сроком до 10.02.2016.
Указанный земельный участок передан Арендодателем Арендатору на основании акта приема-передачи от 12.02.2015.
Согласно расчету арендной платы, являющемуся приложением к договору аренды от 12.02.2015 №16, арендная плата за пользование вышеуказанным земельным участком составила 11584 руб. 95 коп. при внесении платежей ежеквартально.
В связи с тем, что с 10.02.2016 предстояло истечение срока аренды, ИП ФИО1 КФХ ФИО2, руководствуясь п. 31 ч. 2 ст.39.6 Земельного кодекса Российской Федерации и ч.2 ст.3.3. Федерального закона от 25.10.2001 года № 137-ФЗ «О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации» 24.12.2015 обратился в Администрацию Александровского сельсовета Советского района Курской области с заявлением о заключении договора аренды без проведения торгов на вышеуказанный земельный участок на срок 49 лет.
Письмом от 29.12.2015 Администрация Александровского сельсовета Советского района Курской области по результатам рассмотрения заявления от 24.12.2015 отказала ИП ФИО1 КФХ ФИО2 в предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка, поскольку, по мнению Администрации, сославшейся на п.3 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», представленный договор аренды земельного участка №16 от 12.02.2015 является недействительным. Указанное письмо также содержит предложение Администрации обратиться ИП ФИО1 КФХ ФИО2 с заявлением о предоставлении земельного участка на общих основаниях.
В целях внесудебного урегулирования разногласий, ИП ФИО1 КФХ ФИО2 направил в адрес Администрации 11.01.2016 возражения (вх.№ 1 от 13.01.2016г, принято ФИО1 Администрации ФИО4), указав, что срок договора аренды № 16 от 12.02.2016 соответствует ст. 6 Закона Курской области от 19.12.2011 г. № 104-ЗКО «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Курской области» (в редакции, действовавшей на момент заключения договора - 12.02.2015) и нарушений норм закона при заключении вышеуказанного договора аренды не было.
В ответ письмом от 25.01 2016 №74 Администрация подтвердила свою прежнюю позицию и в дополнение указала, что ст. 6 Закона Курской области от 19.12.2011 № 104-3КO «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Курской области» противоречит п. 3 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», в связи с чем, по мнению Администрации, договор аренды земельного участка, заключенный на срок менее 3 лет, является недействительным.
В качестве основания для отказа в заключении договора аренды земельного участка без проведения торгов на 49 лет Администрация сослалась на недействительность ранее заключенного договора аренды № 16 от 12.02.2015. Иных оснований в письме Администрации Александровского сельсовета Советского района Курской области не содержится.
Посчитав действия Администрации Александровского сельсовета Советского района Курской области по отказу в предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов нарушающими его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, ИП ФИО1 КФХ ФИО2 обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Оспариваемые действия совершены 29.12.2015, в арбитражный суд глава ИП ФИО1 КФХ ФИО2 обратился 08.02.2016, то есть в пределах срока, установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ.
Уточненные требования заявителя арбитражный суд полагает подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, основанием принятия решения суда о признании решения и действий (бездействия) незаконными являются одновременно их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение данным решением и действием (бездействием) гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Из части 4 статьи 200 АПК РФ следует, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (здесь и далее нормативные акты указаны в редакции, действующей после 01.03.2015) для осуществления фермерским хозяйством его деятельности могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
Отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения регулируются Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения.
Таким образом, распоряжение земельными участками, находящимися на территории сельского совета, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется Александровским сельским советом.
Процедура подачи и рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов регламентирована статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
В аренду могут быть переданы прошедшие государственный кадастровый учет земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, в том числе земельные участки, находящиеся в долевой собственности (п. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, являющиеся арендаторами находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, имеют право на заключение нового договора аренды таких земельных участков без проведения торгов в случае, если земельный участок предоставлен гражданину или юридическому лицу в аренду без проведения торгов (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 13, 14 или 20 статьи 39.12 Земельного кодекса РФ).
В силу пп.31 п.2 ст.39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, арендатору, который надлежащим образом использовал такой земельный участок, при условии, что заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим арендатором до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды такого земельного участка.
Статьей 39.14 ЗК РФ установлен порядок предоставления в аренду земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
В случае, если земельный участок поставлен на кадастровый учет, порядок предоставления земельного участка следующий: подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка (п.п. 6 п. 2 ст. 39.14 ЗК РФ); заключение договора аренды земельного участка (п.п. 7 п. 2 ст. 39.14 ЗК РФ).
На основании пункта 4 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ гражданин или юридическое лицо, являющиеся арендаторами земельного участка, имеют право на заключение нового договора аренды такого земельного участка в указанных в пункте 3 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ случаях при наличии в совокупности следующих условий:
1) заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим гражданином или этим юридическим лицом до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка;
2) исключительным правом на приобретение такого земельного участка в случаях, предусмотренных Земельным кодексом РФ, другими федеральными законами, не обладает иное лицо;
3) ранее заключенный договор аренды такого земельного участка не был расторгнут с этим гражданином или этим юридическим лицом по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 статьи 46 Земельного кодекса РФ;
4) на момент заключения нового договора аренды такого земельного участка имеются предусмотренные подпунктами 1 - 30 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ основания для предоставления без проведения торгов земельного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов.
Таким образом, случаи, при которых допускается заключение нового договора аренды без проведения торгов, предусмотрены пунктом 3 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ, а условия реализации такого права - пунктом 4 данной статьи.
Материалами дела подтверждается и не оспаривается Администрацией, что заявление о заключении нового договора аренды земельного участка подано ИП ФИО1 КФХ ФИО2 24.12.2015, т.е. до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка (до 10.02.2016).
Кроме того, договор аренды от 12.02.2015 №16 был заключен с заявителем без проведения торгов и не расторгнут сторонами по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 статьи 46 Земельного кодекса РФ.
Доказательств наличия исключительных прав на приобретение спорного земельного участка у иных лиц материалы дела не содержат, таких доказательств ответчиком не представлено.
Помимо этого, представленными в материалах дела доказательствами (л.д.49, 52-55). в том числе, платежными поручениями и справкой, выданной Арендодателем, подтверждается, что договор аренды № 16 от 12.02.2015, заключенный между Администрацией Советского района Курской области и заявителем, реально исполнялся сторонами (земельный участок был передан арендатору и использовался им по целевому назначению, задолженность по арендной плате за спорный земельный участок у ИП ФИО1 КФХ ФИО2 отсутствует.
Таким образом, заявление ИП ФИО1 КФХ ФИО2 о предоставлении земельного участка площадью 1 350 788 кв.м., с кадастровым номером: 46:21:060904:46, категории - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур, расположенного по адресу: Курская область, Советский район, Александровский сельсовет, соответствовало совокупности условий, предусмотренных ст.39.6 ЗК РФ.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, основанием для отказа в предоставлении испрашиваемого заявителем земельного участка на правах аренды без проведения торгов, явился вывод Администрации Александровского сельсовета Советского района Курской области о недействительности представленного Предпринимателем договора аренды № 16 от 12.02.2015, в связи с нарушением минимальных сроков его заключения.
Оценивая указанный довод Администрации, арбитражный суд принимает во внимание следующее.
На основании ч.1 ст.610 ГК РФ договор аренды заключается на срок, определенный договором.
В соответствии с ч.3 ст.610 ГК РФ законом могут устанавливаться максимальные (предельные) сроки договора для отдельных видов аренды, а также для аренды отдельных видов имущества. В этих случаях, если срок аренды в договоре не определен и ни одна из сторон не отказалась от договора до истечения предельного срока, установленного законом, договор по истечении предельного срока прекращается.
Договор аренды, заключенный на срок, превышающий установленный законом предельный срок, считается заключенным на срок, равный предельному.
Согласно ч.3 ст.9 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» договор аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок от трех до сорока девяти лет, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.
Для сенокошения и выпаса скота договор аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок до трех лет.
Пунктом 2 статьи 1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» №101-ФЗ от 24.07.2002 установлено, что правовое регулирование отношений в области оборота земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 209 ГК РФ определение срока аренды недвижимого имущества является правом собственника имущества, в данном случае - Администрации Советского района Курской области, как органа до 01.03. 2015 уполномоченного законом на распоряжение земельными участками. Передавая земельный участок в аренду ИП ФИО1 КФХ ФИО2, Администрация Советского района Курской области, осуществляя права собственника имущества, являясь «сильной» стороной договора, наделенной распорядительными полномочиями в отношении земельного участка, сама определила срок аренды менее года – с 12.02.2015 по 10.02.2016.
При этом, согласно положениям действовавшей на момент заключения договора (12.02.2015) ст.6 Закона Курской области от 19.12.2011 № 104-ЗКО «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Курской области», минимальный срок аренды земельного участка сельскохозяйственных угодий составлял:
- для сенокошения и выпаса скота - 6 месяцев;
- для иных видов разрешенного использования сельскохозяйственных угодий - 11 месяцев.
При таких обстоятельствах, спорный договор аренды № 16 от 12.02.2015 был заключен в соответствии с положениями указанного нормативного правового акта, обязательного для сторон договора.
Довод Администрации Александровского сельсовета Советского района Курской области о недействительности вышеуказанного договора отклоняется судом, ввиду следующего.
Согласно ст.166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
В соответствии с ч.1 ст.168 ГК РФ, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (ч.2 ст.168 ГК РФ).
Вместе с тем, с заявлением о признании договора аренды недействительным ни заявитель, ни Арендодатель, ни иные заинтересованные лица не обращались, что не оспаривалось сторонами по делу. Доказательств признания указанного договора недействительным в судебном порядке материалы дела также не содержат. Кроме того, заключение Администрацией района договора аренды на срок меньший, чем предусмотрено Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», по мнению суда, не свидетельствует о заключении сделки, посягающей на публичные интересы, либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, поскольку в указанном при заключении сделки скорее происходит нарушение интересов именно самого арендатора как «слабой» стороны договора, поскольку ему предоставляется земельный участок на срок, меньший, чем установлено законом, и до истечения указанного срока арендатор оказывается вовлеченным в процедуру повторного обращения за заключением нового договора. При таких условиях, по мнению суда, ответчик не вправе был применять последствия, предусмотренные ч.2 ст.168 ГК РФ, применительно к заключенному договору № 16 от 12.02.2015.
В то же время договор аренды №16 от 12.02.2015:
-содержит все существенные условия договора аренды земельного участка;
-не признан в судебном порядке недействительным;
-был заключен в соответствии с ст.6 Закона Курской области от 19.12.2011 № 104-ЗКО «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Курской области».
При таких обстоятельствах ссылки Администрации Александровского сельсовета Советского района Курской области на недействительность указанного договора как на основание для отказа в заключении нового договора аренды земельного участка, несостоятельны.
Помимо указанного, суд отмечает следующее.
Согласно пункту 3 статьи 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. В силу пункта 4 статьи 1 ГК РФ никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным не только при наличии обоснованного заявления другой стороны, но и по инициативе суда, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. В этом случае суд при рассмотрении дела выносит на обсуждение обстоятельства, явно свидетельствующие о таком недобросовестном поведении, даже если стороны на них не ссылались (статья 56 ГПК РФ, статья 65 АПК РФ).
Согласно абзацу 5 пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 25 от 23.06.2015 «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», если будет установлено недобросовестное поведение одной из сторон, суд в зависимости от обстоятельств дела и с учетом характера и последствий такого поведения применяет меры, обеспечивающие защиту интересов добросовестной стороны от недобросовестного поведения другой стороны (пункт 2 статьи 10 ГК РФ), например, признает условие, которому недобросовестно воспрепятствовала или содействовала эта сторона соответственно наступившим или ненаступившим (пункт 3 статьи 157 ГК РФ); указывает, что заявление такой стороны о недействительности сделки не имеет правового значения (пункт 5 статьи 166 ГК РФ).
Как отмечалось ранее, в силу пункта 2 статьи 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна.
Вместе с тем, в силу статьи 166 ГК РФ сторона, из поведения которой явствует ее воля сохранить силу сделки, не вправе оспаривать сделку по основанию, о котором эта сторона знала или должна была знать при проявлении ее воли (пункт 2); заявление о недействительности сделки не имеет правового значения, если ссылающееся на недействительность сделки лицо действует недобросовестно, в частности, если его поведение после заключения сделки давало основание другим лицам полагаться на действительность сделки (пункт 5).
Обстоятельства дела свидетельствуют, что в соответствии со ст.72 ЗК РФ, ст.36.1 Устава МО «Александровский сельсовет» Советского района Курской области, Постановления Администрации Александровского сельсовета Советского района Курской области № 58 от 25.05.2015 «Об утверждении административного регламента проведения проверок по осуществлению муниципального земельного контроля за использованием земель на территории МО «Александровский сельсовет» Советского района Курской области», ответчик – Администрация Александровского сельсовета Советского района Курской области - является органом местного самоуправления, уполномоченным на осуществление муниципального контроля за соблюдением юридическими и физическими лицами, в отношении объектов земельных отношений, требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации.
Также в соответствии со ст.ст.1, 4 Устава муниципального района Советского района Курской области, Советский район Курской области - муниципальное образование, объединяющее 10 сельских поселений, 1 городское поселение. Территорию Советского района образуют территории городского поселения «Поселок Кшенский» и следующих сельских поселений: Александровский сельсовет, Верхнерагозецкий сельсовет, Волжанский сельсовет, Краснодолинский сельсовет, Дедовский сельсовет, Ленинский сельсовет, Мансуровский сельсовет, Михайлоанненский сельсовет, Нижнеграйворонский сельсовет, Советский сельсовет.
Согласно статье 19 Устава ФИО1 Советского района Курской области является высшим должностным лицом Советского района, которому, соответственно, подчиняются главы сельсоветов.
Для заявителя Арендодатель по договору аренды № 16 от 12.02.2015 и Администрация Александровского сельсовета Советского района Курской области являются единой системой муниципальных государственных органов района, в котором он осуществляет предпринимательскую деятельность.
Материалами дела подтверждено, что глава Советского района Курской области подписал с ИП ФИО1 КФХ ФИО2 договор аренды земельного участка, применив норму ст. 6 Закона Курской области «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Курской области», позволявшую заключить указанный договор на срок 11 месяцев. При этом на момент заключения договора аренды Администрация Советского района Курской области обладала полномочиями по распоряжению земельным участком, которые перешли к Администрации Александровского сельсовета только после 01.03.2015.
Заявитель согласился взять в аренду земельный участок сроком на 11 месяцев, полагая, что в дальнейшем в соответствии с п.31 ч.2 ст.39.6 ЗК РФ он сможет заключить новый договор без проведения торгов. При этом заявитель являлся «слабой» стороной при заключении договора, не наделенной властно-распорядительными полномочиями относительно предоставления земельного участка и определения срока его аренды при заключении договора.
Таким образом, ответчик, на территории которого находится земельный участок, знал о передаче его МО «Советский район» в аренду заявителю, так как при осуществлении муниципального земельного контроля взаимодействовал с Арендодателем по указанному договору - Администрацией Советского района Курской области (п. 3. Постановления Администрации Александровского сельсовета Советского района Курской области № 58 от 25.05.2015г.) и не возражал против его использования заявителем. Действия как Администрации района, заключившей договор аренды, так и Администрации Александровского сельсовета, на территории которого находился земельный участок, не давали ИП ФИО1 КФХ ФИО2 оснований полагать заключенный договор аренды недействительным, поскольку договор исполнялся обеими его сторонами, земельный участок был реально передан арендатору по акту приема-передачи, использовался арендатором, арендатор с установленной договором периодичностью вносил арендную плату, а арендатор, в свою очередь, эту плату принимал.
Возражений от Администрации Александровского сельсовета, полномочной осуществлять земельный контроль за использованием расположенных на территории сельсовета земельных участков, по поводу заключения указанного договора и использования земельного участка арендатором, не поступало.
В то же время, когда ИП ФИО1 КФХ ФИО2 обратился с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов, Администрация сельсовета отказала ему, сославшись на недействительность договора аренды.
При таких обстоятельствах, указанное поведение Администрации свидетельствует о признании и одобрении ею изначально условий заключения договора аренды, в том числе, срока его заключения.
В силу ч.5 ст.166 ГК РФ заявление о недействительности сделки не имеет правового значения, если ссылающееся на недействительность сделки лицо действует недобросовестно, в частности если его поведение после заключения сделки давало основание другим лицам полагаться на действительность сделки. Из материалов дела следует, что поведение как Администрации района, так и Администрации сельсовета не давало оснований арендатору усомниться в действительности заключенного с ним договора аренды, а последующий отказ в заключении нового договора аренды со ссылкой на ничтожность предыдущего, ранее одобренного и признанного сторонами, заявляющими о ничтожности сделки, представляет собой форму недобросовестного пользования правами.
Аналогичный правовой подход закреплен также в судебной и договорной практике правовым принципом «estoppel», предполагающим потерю права на возражение в отношении условий заключения данного договора аренды лицом, ранее одобрившим сделку и дававшим основание другой стороне полагаться на ее действительность.
Суд учитывает, что главная задача принципа «estoppel» состоит в том, чтобы воспрепятствовать стороне (ответчику) получить преимущества и выгоду, как следствие своей непоследовательности в поведении в ущерб другой стороне (заявителю), которая добросовестным образом положилась на определенную юридическую ситуацию, созданную первой стороной. (Определение Верховного суда РФ от 13.04.2016 дело №306-ЭС-1514-024, Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 19.04.16 дело №А27-18417/2013).
Кроме того, суд полагает мотивы отказа в заключении нового договора аренды земельного участка, приведенные Администрацией, необоснованными также и по тому основанию, что они также не соответствуют предусмотренным ст.39.16 ЗК РФ основаниям для отказа в предоставлении земельного участка, и не подтверждены достаточными, допустимыми, достоверными доказательствами.
Учитывая, что перечень оснований для отказа в предоставлении земельных участков, предусмотренный ст.39.16 ЗК РФ, является исчерпывающим, а заявитель соответствует всем требованиям, установленным ст. 39.6 ЗК РФ, у Администрации Александровского сельсовета Советского района Курской области отсутствовали правовые и фактические основания для отказа ИП ФИО1 КФХ ФИО2 в предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду.
При таких обстоятельствах ИП ФИО1 КФХ ФИО2 имел право на получение испрашиваемого земельного участка в аренду по установленным пунктом 31 статьи 39.6 ЗК РФ основаниям.
Суд исходит из того, что в силу требований земельного законодательства орган местного самоуправления, при отсутствии установленных законом оснований для отказа, не вправе отказать в предоставлении крестьянскому (фермерскому) хозяйству земельного участка для осуществления его деятельности. Наличие таких оснований не доказано ответчиком и не установлено судом в ходе рассмотрения спора.
Оспариваемый отказ Администрации повлек нарушение прав и законных интересов ИП ФИО1 КФХ ФИО2, лишенного возможности своевременно приобрести испрашиваемый для ведения деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства земельный участок в аренду по процедуре, установленной действующим законодательством, и осуществлять деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства на указанном земельном участке.
Учитывая положения ч.1 ст.198 АПК РФ, п.6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №6, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ №8 от 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», для признания действий органа местного самоуправления незаконными необходимо одновременное соблюдение двух условий, а именно – несоответствия оспариваемых действий закону и нарушения указанными действиями прав и законных интересов лица, в отношении которого они совершены.
Принимая во внимание, что выраженные в письме Администрации Александровского сельсовета Советского района Курской области от 29.12.2015 №1177 оспариваемые действия по отказу ИП ФИО1 КФХ ФИО2 в предоставлении ФИО1 крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО2 в аренду земельного участка площадью 1 350 788 кв.м., с кадастровым номером: 46:21:060904:46, категории - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур, расположенного по адресу: Курская область, Советский район, Александровский сельсовет, не соответствуют положениям Земельного кодекса Российской Федерации и нарушают права заявителя, уточненные требования заявителя к Администрации Александровского сельсовета Советского района Курской области являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Учитывая изложенное, в порядке п.3 ч.5 ст.201 АПК РФ суд считает необходимым обязать Администрацию Александровского сельсовета Советского района Курской области устранить допущенные нарушения путем направления ФИО1 крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО2 в течение 30 дней с даты вступления в законную силу решения по настоящему делу подписанный проект договора аренды без проведения торгов на 49 лет на земельный участок общей площадью 1350788 кв.м., с кадастровым номером 46:21:060904:46, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур, расположенный по адресу: Курская область, Советский район, Александровский сельсовет.
В соответствии со ст.110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
С учетом положений п.3 ч.1 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, госпошлина, излишне уплаченная заявителем, подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 17, 29, 110, 167-170, 176, 200-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Уточненные требования ФИО1 крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО2 к Администрации Александровского сельсовета Советского района Курской области удовлетворить.
Признать незаконными действия Администрации Александровского сельсовета Советского района Курской области, выразившиеся в письменном отказе от 29.12.2015 №1177 от заключения нового договора аренды без проведения торгов на 49 лет на земельный участок общей площадью 1350788 кв.м., с кадастровым номером 46:21:060904:46, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур, расположенный по адресу: Курская область, Советский район, Александровский сельсовет.
В порядке п.3 ч.4 ст.201 АПК РФ обязать Администрацию Александровского сельсовета Советского района Курской области устранить допущенные нарушения путем направления ФИО1 крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО2 в течение 30 дней с даты вступления в законную силу решения по настоящему делу подписанный проект договора аренды без проведения торгов на 49 лет на земельный участок общей площадью 1350788 кв.м., с кадастровым номером 46:21:060904:46, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур, расположенный по адресу: Курская область, Советский район, Александровский сельсовет.
Взыскать с Администрации Александровского сельсовета Советского района Курской области (юридический адрес – 306607, Курская область, Советский район, д. Александровка, дата регистрации в качестве юридического лица – 30.10.2002 за ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу индивидуального предпринимателя ФИО1 крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО2 (дата рождения – 16.11.1955, место рождения – Курская область, Советский район, с. Липовчик, адрес регистрации – 306600, <...>, дата государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя – 22.01.2015, ОГРНИП<***>, ИНН <***>) 300 руб. 00 коп. в возмещение расходов, понесенных заявителем на оплату госпошлины.
Выдать индивидуальному предпринимателю ФИО1 крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО2 справку на возврат из федерального бюджета 300 руб. 00 коп. госпошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 04.02.2016 №16.
В соответствии с ч.2 ст.182 АПК РФ решение подлежит немедленному исполнению.
Оспариваемые действия проверены на соответствие Земельному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Данное решение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия. В случае, если настоящее решение было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, оно может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу. Апелляционные и кассационные жалобы подаются через Арбитражный суд Курской области.
Судья Д.В. Лымарь