АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
г. Курск Дело №А35-7433/2012
19 июля 2012 года
Резолютивная часть решения объявлена 19 июля 2012 года
Полный текст решения изготовлен 19 июля 2012 года
Арбитражный суд Курской области в составе судьи Матвеевой О.А., при ведении протокола открытого судебного заседания секретарем судебного заседания Смотровой С.В., рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
Межрегионального Управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному Федеральному округу
к обществу с ограниченной ответственностью «Александрия»
о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 чт. 14.17 КоАП РФ
В судебном заседании приняли участие представители:
от заявителя: не явился, извещен надлежащим образом,
от заинтересованного лица: ФИО1 – директор, предъявлен паспорт, ФИО2 – по доверенности от 01.07.2012г., ФИО3 – по доверенности от 25.04.2012г.
Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу (далее - МРУ Росалкогольрегулирования по Центральному федеральному округу) обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Александрия» (далее – ООО «Александрия») к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Представитель заявителя факсимильной связью представил письменные пояснения по делу и ходатайствовал о приобщении к материалам дела дополнительных документов.
Представитель лица, привлекаемого к административной ответственности, представило письменный отзыв, в котором с заявленным требованием не согласилось, полагая, что проверка ООО «Александрия» является незаконной и необоснованной, поводы для её проведения были надуманы, законных оснований не имелось, протокол №05-12/269-4ю об административном правонарушении от 12.05.2012г. был составлен не уполномоченным лицом. Кроме того, нарушения, послужившие основанием для составления протокола №05-12/269-4ю об административном правонарушении от 12.05.2012г., не подтверждаются протоколом осмотра.
Заслушав и обсудив объяснения представителей, участвующих в деле лиц, а также изучив материалы дела, арбитражный суд установил следующее.
ООО «Александрия» зарегистрировано в качестве юридического лица (ИНН <***>), расположено по адресу: <...> здание 1, корпус 1.
30.06.2011г. Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка выдала ООО «Александрия» лицензию серия А № 647791 (регистрационный номер 21645) на закупку, хранение и поставку алкогольной продукции сроком действия до 30.06.2016г.
13.03.2012г. в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка поступило заявление президента Некоммерческого партнерства «Курскалкогольрегулирование» Казанских В.В. о проведении проверки в рамках борьбы с нелегальным оборотом алкогольной продукции некоторых участников алкогольного рынка, в том числе ООО «Александрия».
Письмом от 11.04.2012г. исх. №7196/029-01 Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка поручило Межрегиональному управлению Росалкогольрегулирования по Центральному федеральному округу провести мероприятия по контролю в отношении ООО «Александрия».
При анализе полученных от НП «Курскалкогольрегулирование» документов и сведений, содержащих данные об осуществлении ООО «Александрия» оборота (хранения) алкогольной продукции, с нарушением условий действия лицензии.
Полагая, что указанные действия ООО «Александрия» содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.17 КоАП РФ, 17.04.2012 МРУ Росалкогольрегулирования по Центральному федеральному округу вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования № 05-12/269-1.
На основании указанного определения и решения Врио руководителя МРУ Росалкогольрегулирования по Центральному федеральному округу ФИО4 от 18.04.2012 № 05-12/269-2 о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении от 17.04.2012 № 05-12/269 главным специалистом-экспертом отдела контроля за легальностью оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции МРУ Росалкогольрегулирования по Центральному федеральному округу ФИО5 и ведущим специалистом-экспертом отдела контроля за легальностью оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции МРУ Росалкогольрегулирования по Центральному федеральному округу ФИО6, проведен осмотр принадлежащих ООО «Александрия» помещений, территорий и находящихся там вещей и документов.
В ходе осмотра складских помещений по адресу: 307171, <...> здание 1, строение 1, находящихся в собственности ООО «Александрия» на основании свидетельства о государственной регистрации права собственности от 10.01.2008, общей площадью 1333,4 кв.м., установлено:
- в складских помещениях, осуществляется хранение алкогольной продукции, водка, вино, настойки, коньяки;
- хранение продукции, не являющейся алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукцией, расфасованной в потребительскую тару, не выявлено;
- осматриваемые складские помещения оборудованы приточно-вытяжной вентиляцией с механическим способом побуждения, находящейся в рабочем состоянии;
- осматриваемые складские помещение, оборудовано централизованным отоплением (водяные радиаторы, трубы); осматриваемое помещение оборудовано стеллажами и поддонами, высотой поддона менее 15 см от пола, так же на территории склада осуществляется хранение алкогольной продукции не на поддоне (непосредственно на полу);
- в осматриваемых сладких помещениях, обеспечены свободные подходы к хранящейся алкогольной продукции;
- осматриваемые помещения оборудованы светильниками, которые оборудованы защитными плафонами для предотвращения повреждения лампы светильника, также в помещениях имеются оконные проемы которые, частично занавешены жалюзи, пропускающими прямые солнечные лучи;
- для определения температурно-влажностного режима хранения алкогольной продукции складские помещения оборудованы гигрометрами-психрометрическими ВИТ-1.
Фактическое показание гигрометра психрометрического, зав. № 38, на момент обследования составили в комнате по адресу: 307171, <...> здание 1, строение 1, комната № 8:
температура воздуха +15 С,
относительная влажность воздуха 88%.
Журнал температурно-влажностного режима обществом представлен и ведется;
Фактическое показание гигрометра психрометрического, зав. № 10, на момент обследования составили в комнате по адресу: 307171, <...> здание 1, строение 1, комната № 9:
температура воздуха +15,0°С,
не имеется возможным определить влажность воздуха.
ООО «Александрия» не осуществляет ввоз на территорию РФ алкогольной и спиртосодержащей продукции;
- осматриваемые сладкие помещения, оборудованы пожарной сигнализацией, первичными средствами пожаротушения, а именно: огнетушителями ОУ-2 - 3 шт., на расстоянии менее 100 метров от склада находится пожарный гидрант;
- на площади складского помещения осуществляется размещение на одном поддоне разных видов продукции (водка «Корейская, классическая» и вино «Зимфира»)
- на площади складского помещения осуществляется размещение поддонов с хранящейся алкогольной продукции в непосредственной близости от труб горячего отопления (на расстоянии менее 1 метра).
По результатам осмотра составлен протокол осмотра №05-12/269-3 от 19.04.2012г.
12.05.2012 ведущим специалистом-экспертом отдела контроля за легальностью оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции МРУ Росалкогольрегулирования по Центральному федеральному округу ФИО6 в отсутствие надлежащим образом извещенного законного представителя ООО «Александрия» составлен протокол №05-12/269-4ю об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 14.17 КоАП РФ.
На основании изложенного МРУ Росалкогольрегулирования по Центральному федеральному округу обратилось в арбитражный суд сзаявлением о привлечении ООО «Александрия» к административной ответственности за промышленное производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии, а равно с нарушением условий, предусмотренных лицензией по части 4 статьи 14.17. КоАП РФ.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве на него, и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд полагает заявленное МРУ Росалкогольрегулирования по Центральному федеральному округу требование не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 23 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее – Федерального закона № 171-ФЗ) государственный контроль за производством, оборотом, качеством и безопасностью этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, соблюдением законодательства в этой области и условий, предусмотренных соответствующими лицензиями, осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах их компетенции.
Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, по надзору и оказанию услуг в этой сфере (пункт 1 Положения о Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка, утвержденного Постановлением Правительства России от 24.02.2009 № 154 «О Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка»).
В соответствии с пунктами 4 и 5.3.8. данного Положения Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка осуществляет государственный контроль за производством, оборотом, качеством и безопасностью этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, соблюдением законодательства Российской Федерации в этой области и условий, предусмотренных соответствующими лицензиями непосредственно и через свои территориальные органы.
Пунктами 1 и 7 Приказа Росалкогольрегулирования от 01.10.2009 № 72 «Об утверждении Положения о Межрегиональном управлении Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу» территориальным органом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, обеспечивающим осуществление функций, возложенных на службу, в границах соответствующего федерального округа является Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу. Межрегиональное управление находится в городе Москве и осуществляет свою деятельность на территории Российской Федерации в границах Центрального федерального округа.
В силу пунктов 8.10, 8.11 указанного Положения Межрегиональное управление осуществляет на территории федерального округа проверки в установленном порядке деятельности юридических лиц в указанной сфере деятельности, составляет протоколы об административных правонарушениях в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Полномочия ведущего специалиста-эксперта отдела контроля за легальностью оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции МРУ Росалкогольрегулирования по Центральному федеральному округу ФИО6 на составление протоколов об административных правонарушениях по части 4 статьи 14.17. КоАП РФ установлены пунктом 64 части 2 статьи 28.3. КоАП РФ.
Частью 3 статьи 23.1. КоАП РФ рассмотрение данного дела отнесено к подведомственности арбитражных судов.
Таким образом, протокол об административном правонарушении от 27.10.2010 № 06-13/162/1 составлен должностным лицом МРУ Росалкогольрегулирования по Центральному федеральному округу в пределах предоставленных ему полномочий, заявление в арбитражный суд подано в установленном законом порядке.
В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Квалификация административного правонарушения предполагает наличие состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения.
В случае отсутствия хотя бы одного из структурных элементов административного правонарушения производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению (статья 24.5. КоАП РФ).
Частью 4 статьи 14.17. КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за промышленное производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии, а равно с нарушением условий, предусмотренных лицензией.
Лицензионные требования и условия при осуществлении деятельности по промышленному производству или обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции установлены Федеральным законом № 171-ФЗ.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона № 171-ФЗ под оборотом следует понимать закупку, поставку, хранение и розничную продажу алкогольной продукции. Производство этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции - производство организацией такой продукции в целях ее продажи и получения прибыли, а также для собственных нужд.
Таким образом, субъектами правонарушения по части 4 статьи 14.17. КоАП РФ являются лица, осуществляющие производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, на которых возложена обязанность по получению соответствующей лицензии.
Из материалов дела усматривается, что в ходе осмотра 19.04.2012 года складского помещения по адресу: 307171, <...> здание 1, корпус 1, этаж 1, комнаты № 8,9,18, выявлены нарушения Технических условий в области производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции в части хранения алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, расфасованной в потребительскую тару, утвержденных приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 26.10.2010 № 59н (далее -Технические условия):
- пп. 6 п. 2 Технических условий, осматриваемое складское помещение оборудовано стеллажами и поддонами, высотой поддона менее 15 см от пола, а так же установлено хранение алкогольной продукции не на поддоне (непосредственно на полу).
- пп. 6 п. 2 Технических условий, размещение поддонов с хранящейся алкогольной продукции в непосредственной близости от труб горячего отопления (на расстоянии менее 1 метра)
- пп. 6 п. 2 Технических условий, в осматриваемом складском помещении отсутствует система противопожарного водопровода и автоматических установок пожаротушения, здание складского помещения удалено на расстояние более 100 м от наружных пожарных водоисточников, пожарным щитом осматриваемое складское помещение не оборудовано.
- пп. 2 п. 3 Технических условий, размещение на одном поддоне разных видов продукции.
- пп. 5 п. 2 Технических условий, в комнате № 9 не представляется возможным определить температурно-влажностный режим, в связи с неисправностью гигрометра психрометрического, заводской № 10.
- пп. 8 п. 2 Технических условий, на территории складского помещения имеются оконные проемы, частично занавешенные жалюзи, не обеспечивающими защиту от облучения поверхностей и пространств прямыми солнечными лучами.
Выявленные нарушения были зафиксированы в протоколе осмотра №05-12/269-3 от 19.04.2012г. При осмотре помещений и составлении указанного протокола присутствовал законный представитель ООО «Александрия» - генеральный директор ФИО1 В протоколе осмотра №05-12/269-3 от 19.04.2012г. ФИО1 указал, что: «Замечаний к проведению осмотра нет. Недочеты в соблюдении Технических условий хранения алкогольной продукции допущены по вине сотрудника ООО «Александрия», назначенного ответственным за соблюдением указанных выше условий приказом по организации. Недочеты будут устранены в кратчайшие сроки.».
В письменном отзыве на заявление, представитель ООО «Александрия» указал, что выявленные нарушения, указанные в Протоколе №05-12/269-4ю от 12.05.2012г., не являются таковыми и не подтверждаются протоколом осмотра №05-12/269-03 от 19.04.2012г.
Доводы ООО «Александрия» судом отклоняются, так как при составлении протокола осмотра №05-12/269-03 от 19.04.2012г. законный представитель Общества все выявленные недочеты в технических условиях хранения алкогольной и спиртосодержащей продукции признал в полном объеме, и замечания по проведению осмотра отсутствовали.
Однако, в соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Порядок привлечения к административной ответственности, установленный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, является обязательным для всех органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 24 Постановления Пленума от 26.07.2007 №46 «О внесении дополнений в Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ.
Согласно положениям статьи 28.2. КоАП РФ административный орган обязан предоставить привлекаемому к административной ответственности лицу возможность реализовать гарантии защиты, предусмотренные данной статьей.
В силу части 2 статьи 28.2. КоАП РФ, в протоколе об административном правонарушении указываются, в том числе, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело. При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе (часть 3 статьи 28.2. КоАП РФ).
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2. КоАП РФ).
При выявлении в ходе рассмотрения дела факта составления протокола в отсутствие лица, в отношение которого возбуждено дело об административном правонарушении, суду надлежит выяснить, было ли данному лицу сообщено о дате и времени составления протокола, уведомило ли оно административный орган о невозможности прибытия, являются ли причины неявки уважительными.
Составление протокола №05-12/269-04ю т 12.05.2012г. без участия законного или уполномоченного представителя ООО «Александрия» участниками процесса не отрицается.
Как указано в заявлении и следует из представленных документов, о составлении протокола об административном правонарушении Обществу было сообщено телеграммой, полученной, как следует из сообщения почты «Шаротовой по доверенности» (л.д. 28).
КоАП РФ допускает возможность участия в рассмотрении дела об административном правонарушении лица, действующего на основании доверенности, выданной надлежаще извещенным законным представителем, в качестве защитника. Такие лица допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола об административном правонарушении и пользуются всеми процессуальными правами лица, в отношении которого ведется такое производство, включая предусмотренное частью 4 статьи 28.2 КоАП РФ право на представление объяснений и замечаний по содержанию протокола.
Суду при рассмотрении дел об административных правонарушениях следует учитывать, что доказательством надлежащего извещения законного представителя юридического лица о составлении протокола может служить выданная им доверенность на участие в конкретном административном деле. Наличие общей доверенности на представление интересов лица, без указания на полномочия по участию в конкретном административном деле, само по себе доказательством надлежащего извещения не является.
Доказательств наличия у административного органа на момент составления протокола сведений об извещении Общества о времени и месте составления протокола об административном правонарушении материалы дела не содержат.
Составление протокола об административном правонарушении является частью процедуры привлечения лица к административной ответственности. В связи с чем, КоАП РФ предусматривает требования к порядку его составления, обязательные для исполнения административным органом. Лишая лицо возможности воспользоваться процессуальными правами при составлении протокола об административном правонарушении, административный орган нарушает предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях требования о всестороннем, полном и объективном выяснении всех обстоятельств дела (статья 24.1. КоАП РФ).
Суд считает, что МРУ Росалкогольрегулирования по Центральному федеральному округу не представлено безусловных доказательств, подтверждающих принятия исчерпывающих мер, с учетом возможностей предоставленных Федеральным законом от 08.08.2001г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», представление непосредственно заявителем в материалы настоящего дела выписки из ЕГРЮЛ в отношении ООО «Александрия» к тому, чтобы убедиться в отсутствии препятствий для совершения такого процессуального действия как составление протокола об административном правонарушении.
Установленный законом порядок применения административного взыскания является обязательным. Несоблюдение этого порядка свидетельствует о том, что взыскание не может быть законным, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.
В соответствии с пунктом 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
Суд полагает, что не обеспечение Обществу процессуальной возможности присутствовать и защищать свои интересы при составлении протокола об административном правонарушении является нарушением гарантий защиты, существенным нарушением процедуры привлечения к административной ответственности, не позволяющим применить взыскание.
При таких обстоятельствах, протокол об административном правонарушении не может являться допустимым доказательством события вмененного правонарушения и обстоятельств его совершения, не имеет юридической силы и не может служить основанием для привлечения к административной ответственности.
Кроме того, материалы дела содержат протокол об административном правонарушении от 12.05.2012г., составленный в 15 час. 00 мин., подписанный ФИО6 и двумя неустановленными лицами.
Текст протокола имеет рукописные исправления. Наряду с этим, в материалы дела заявителем представлен протокол №05-12/269-4ю от 12.05.2012г. составленный в 15 час. 00 мин. с учетом внесенных поправок, который в дальнейшем и был направлен ООО «Александрия».
Однако, действующим законодательством не предусмотрено внесение изменений в протокол указанным способом.
При таких обстоятельствах у суда отсутствуют основания для привлечения ООО «Александрия» к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 14.17 КоАП РФ.
Руководствуясь статьями 1.6, 2.1, 14.17, 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьями 17, 29, 65, 156, 167-171, 176, 205, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требования Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Александрия» к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказать.
Решение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Курской области в течение десяти дней после его принятия.
Судья О.А. Матвеева