ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А35-7763/13 от 29.11.2013 АС Курской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

г. Курск, ул. К. Маркса, д. 25

http://www.kursk.arbitr.ru; е-mail: info@kursk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Курск

05 декабря 2013 года

Дело № А35-7763/2013

Резолютивная часть решения объявлена 29.11.2013.

Решение в полном объеме изготовлено 05.12.2013.

Арбитражный суд Курской области в составе судьи Матвеевой О.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Смотровой С.В., рассмотрел после объявленных перерывов в открытом судебном заседании дело по заявлению

Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Курской области

к обществу с ограниченной ответственностью «Телерадиокомпания «Курск – Новое Время»

о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В судебном заседании приняли участие представители:

от заявителя: ФИО1 – по доверенности от 10.06.2013 №12-Д,

от лица, привлекаемого к административной ответственности: ФИО2 – по доверенности от 22.11.2013 №1.

Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Курской области обратилось в арбитражный суд с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Телерадиокомпания «Курск – Новое Время» о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования, ссылаясь на установленные в ходе планового систематического наблюдения нарушения условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Представитель общества с ограниченной ответственностью «Телерадиокомпания «Курск – Новое Время» возражал против удовлетворения заявленных требований, поддержал доводы, изложенные в письменном отзыве, в котором сослался на отсутствие события административного правонарушения.

Изучив материалы дела, арбитражный суд

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Телерадиокомпания «Курск-Новое Время» (далее – ООО «Телерадиокомпания «Курск-Новое Время»), зарегистрировано по адресу: 305001, <...>, зарегистрированного в качестве юридического лица 08.12.2004 Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Курску, ОГРН <***>, ИНН <***>.

Общество с ограниченной ответственностью «Телерадиокомпания «Курск-Новое Время» осуществляет радиовещание на основании лицензии от 01.09.2010 № 16847, выданной Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Курской области на основании приказа от 01.09.2010 № 598, срок действия лицензии - 5 лет.

Должностными лицами Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Курской области (далее – Управление Роскомнадзора по Курской области) - государственным инспектором по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, начальником отдела по защите прав субъектов персональных данных, надзора в сфере массовых коммуникаций и информационных технологий ФИО1, а также специалистом-экспертом отдела по защите прав субъектов персональных данных, надзора в сфере массовых коммуникаций и информационных технологий ФИО3 на основании приказа руководителя Управления Роскомнадзора по Курской области от 31.07.2013 №144-нд, в период с 12.08.2013 по 30.08.2013 проведено плановое систематическое наблюдение в сфере эфирного вещания радиоканала.

По результатам систематического наблюдения составлен акт от 30.08.2013 № А-16847-46-04/005 и протокол об административном правонарушении от 10.09.2013 № 102 по факту совершения ООО «Телерадиокомпания «Курск-Новое Время» административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

В результате систематического наблюдения было установлено несоблюдение ООО «Телерадиокомпания «Курск-Новое Время» условий лицензии от 01.09.2010 № 16847, а именно: несоответствие реального процентного соотношения направлений вещания, процентному соотношению, указанному в лицензии.

В соответствие с п. 2.1 приложения № 2 к лицензии от 01.09.2010 № 16847 ООО «Телерадиокомпания «Курск-Новое Время» должно осуществлять вещание СМИ «Курский меридиан» общим объемом вещания 168 часов в неделю со следующим процентным соотношением направлений вещания: информационное – 30 %, музыкальное – 25 %, культурно-просветительское – 20 %, развлекательное - 15 %, публицистическое - 10 %.

В результате систематического наблюдения установлено, что в период с 00 час. 00 мин. 21.08.2013 по 24 час. 00 мин. 27.08.2013 вещание осуществлялось в следующем процентном соотношении: информационное – 33,92 %, музыкальное – 66,08 %, культурно-просветительское – 0 %, развлекательное - 0 %, публицистическое - 0 %.

Поскольку в соответствии с ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.1 КоАП РФ, совершенных юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, рассматриваются судьями арбитражных судов, заявитель обратился с настоящим заявлением в Арбитражный суд Курской области.

Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства, арбитражный суд приходит к выводу, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 6 ст. 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

В соответствии с п. 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации 16.03.2009 № 228, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, в том числе электронных, и массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, функции по контролю и надзору за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных, а также функции по организации деятельности радиочастотной службы.

Согласно п. 12.26 должностного регламента федерального государственного гражданского служащего, замещающего должность начальника отдела по защите прав субъектов персональных данных, в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Курской области, в полномочия данного сотрудника, при выявлении нарушений, входит, в частности, право на составление протокола об административном правонарушении.

В соответствии с ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц – от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц – от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Статьей 3 Федерального закона Российской Федерации от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" установлено понятие "лицензионные требования" как совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.

Согласно ст. 31 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» телевизионное вещание, радиовещание (далее также - вещание) осуществляются вещателем на основании лицензии на вещание, выданной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации (далее - лицензирующий орган); Лицензионными требованиями при осуществлении телевизионного вещания, радиовещания являются также:

1) выполнение лицензиатом условий осуществления эфирного вещания с использованием радиочастот, определенных по результатам торгов (конкурса, аукциона);

2) соблюдение лицензиатом параметров вещания, указанных в лицензии на вещание;

3) предоставление лицензиатом сведений, предусмотренных статьей 31.9 настоящего Закона.

При этом в соответствии с пп. а п. 4 Положения о лицензировании телевизионного вещания и радиовещания, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 08.12.2011 N 1025 Лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату, является в том числе:

а) соблюдение лицензиатом следующих параметров вещания, указанных в лицензии:

вещание указанного в лицензии телеканала или радиоканала;

вещание в пределах территории распространения телеканала или радиоканала, указанной в лицензии;

соблюдение объемов вещания;

соблюдение даты начала вещания;

вещание телеканала или радиоканала в определенной лицензией среде вещания - для вещателей, не являющихся редакцией телеканала или радиоканала;

вещание на выделенных конкретных радиочастотах - в случае наземного эфирного, спутникового вещания;

вещание телеканала или радиоканала на указанной в лицензии конкретной позиции в мультиплексе - в случае наземного эфирного цифрового вещания;

соблюдение параметров спутникового вещания - для спутникового вещания;

соблюдение программной направленности телеканала или радиоканала, а для вещателей, осуществляющих вещание с использованием ограниченного радиочастотного ресурса, право на использование которого получено по результатам торгов, соблюдение программной концепции вещания.

Лицензией от 01.09.2010 № 16847, выданной ООО «Телерадиокомпания «Курск-Новое Время», определено процентное соотношение направлений вещания в течение недели.

Административным органом установлено, что данное требование лицензии не было соблюдено ООО «Телерадиокомпания «Курск-Новое Время», что подтверждается выписками из журнала передач СМИ «Курский меридиан» с 21.08.2013 по 27.08.2013 включительно, DVD-дисками с записями эфира на частоте 105,0 МГц в Курске с 21.08.2013 по 27.08.2013 включительно, сведениями по результатам систематического наблюдения, которые представляют собой таблицы расчета процентного соотношения направлений вещания.

Доводы представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, о том, что период, исследуемый административным органом в ходе наблюдения, не совпадает с календарной неделей, вследствие чего эфирное время было исследовано не в полной мере и выводы Управлениия Роскомнадзора по Курской области являются необоснованными и подлежат отклонению.

Согласно ст. 190 Гражданского кодекса Российской Федерации, установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.

В соответствие с п. 4 ст. 192 Гражданского кодекса Российской Федерации, срок, исчисляемый неделями, истекает в соответствующий день последней недели срока.

Как следует из содержания лицензии, в ней нет указания на совпадение недельного срока с календарной неделей.

В возражениях представитель лица, привлекаемого к административной ответственности, сослался на неверный подсчет процентного соотношения тематических направлений вещания радиоканала «Курский меридиан» и в подтверждение своих доводов указал на направления вещания, указанные в распоряжении Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия от 15.08.2006 № 160 Распоряжение Росохранкультуры от 15.08.2006 N 160 «О бланке лицензии на осуществление деятельности по телерадиовещанию».

В данном распоряжении определены основные категории тематических направлений, тогда как в соответствие с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.11.2007 г. № 1700-р «О Концепции развития телерадиовещания в Российской Федерации на 2008 - 2015 годы» программная концепция вещания определяет основные содержательные и количественные характеристики вещания и устанавливается самим юридическим лицом при направлении заявки на получение лицензии на радиовещание, являясь обязательным приложением к лицензии на вещание.

С учетом того, что в действующем законодательстве отсутствует методика отнесения передач к определенному направлению вещания, направления вещания должны определяться в соответствие с условиями лицензии.

ООО «Телерадиокомпания «Курск-Новое Время» не было заявлено ходатайств о проведении судебной экспертизы или о привлечении специалиста, а доводы, приведенные представителем лица, привлекаемого к административной ответственности, не подтверждены какими-либо доказательствами.

Аргументы ООО «Телерадиокомпания «Курск-Новое Время» о том, что оно не было уведомлено о начале проведения плановой проверки, как предусмотрено п. 12 ст. 9 Федерального закона Российской Федерации от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" отклоняются судом, как необоснованные.

В соответствие с п. 8.8. Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Курской области Управление Роскомнадзора по Курской области имеет право организовывать и осуществлять плановые и внеплановые мероприятия государственного контроля (надзора) в установленной сфере деятельности, в том числе без взаимодействия с проверяемыми лицами, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Согласно методическим рекомендациям по организации и проведению систематического наблюдения при исполнении государственной функции контроля за соблюдением лицензиатами лицензионных требований в сфере телевизионного вещания и радиовещания, утвержденным распоряжением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 15.02.2012 № 4, предварительное уведомление лицензиата о проведении систематического наблюдения не допускается.

Представитель лица, привлекаемого к административной ответственности, в обоснование своей позиции ссылался также на п. 6 Распоряжения Роскомнадзора от 29.06.2012 № 21 «Об утверждении методических рекомендаций по организации и проведению государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации», в соответствие с которым срок проведения мероприятия систематического наблюдения составляет не более 3 рабочих дней, тогда как систематическое наблюдение проводилось в течение семи дней.

Однако данное утверждение противоречит пп. Б. п. 18 методических рекомендаций по организации и проведению систематического наблюдения при исполнении государственной функции контроля за соблюдением лицензиатами лицензионных требований в сфере телевизионного вещания и радиовещания.

В соответствие с данной нормой, являющейся специальной, при проведении планового систематического наблюдения должностное лицо (лица) территориального органа, уполномоченного на его проведение осуществляет запись эфира телеканала или радиоканала (эфирного вещания лицензиата) в течение не менее 7 календарных дней.

В данном случае приоритет имеет специальная норма, регулирующая проведение систематического наблюдения.

Ссылки представителя ООО «Телерадиокомпания «Курск-Новое Время» на отсутствие оснований для проведения систематического наблюдения отклоняются судом, так как Управлением Роскомнадзора по Курской области в материалы дела были представлены План деятельности Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Курской области в 2013 году, приказ Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Курской области о проведении планового систематического наблюдения в отношении ООО «Телерадиокомпания «Курск-Новое Время» от 31.07.2013 № 144-нд по проведению планового систематического наблюдения.

Доводы представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, о нарушении административным органом п. 10 Распоряжения Роскомнадзора от 29.06.2012 № 21 «Об утверждении методических рекомендаций по организации и проведению государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации», в соответствии с которым при проведении мероприятия систематического наблюдения не допускается делать запросы в адрес проверяемого средства массовой информации с просьбой представить необходимые для проведения мероприятия систематического наблюдения документы и информацию, не могут быть приняты во внимание ввиду их несостоятельности.

Представителем ООО «Телерадиокомпания «Курск-Новое Время» в подтверждение данных доводов в материалы дела представлены распечатка входящих вызовов главного редактора СМИ «Курский меридиан» ФИО4, скриншоты страниц его электронной почты.

Однако содержание данных документов не позволяет сделать вывод о том, что должностным лицом административного органа запрашивались документы и информация, необходимым для проведения систематического наблюдения.

Доказательств того, что административным органом делались официальные запросы, суду не представлено.

Согласно ч.1 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

ООО «Телерадиокомпания «Курск-Новое Время» не принято всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм за нарушении которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность. Доказательств наличия обстоятельств непреодолимой силы, послуживших причинами установленных нарушений лица, привлекаемого к административной ответственности, требований действующего законодательства, в суд не представлено.

Таким образом, факт виновного нарушения лицом, привлекаемым к административной ответственности, лицензионных условий доказан и подтверждается материалами дела.

На основании вышеизложенного, арбитражный суд, руководствуясь ч. 6 ст. 205 АПК РФ, признаёт установленным и доказанным материалами дела наличие события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, факт его совершения ООО «Телерадиокомпания «Курск-Новое Время» и вину общества в его совершении.

Судом установлено, что сроки для привлечения к административной ответственности не истекли.

Процедура привлечения ОАО «Телерадиокомпания «Курск-Новое Время» к административной ответственности соблюдена, в связи с чем права и законные интересы общества не нарушены.

Ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В силу п. 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" установив при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности малозначительность правонарушения, суд, руководствуясь частью 2 статьи 206 АПК РФ и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение об отказе в удовлетворении требований административного органа, освобождая от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения, и ограничивается устным замечанием, о чем указывается в мотивировочной части решения.

В соответствии п. 18 указанного постановления при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Оценив в порядке, предусмотренном ст. 65, 67, 68, 71 Арбитражного

процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах

дела документы, суд усматривает обстоятельства, свидетельствующие о

малозначительности совершенного правонарушения.

Совершенное правонарушение не содержит существенной угрозы для личности, общества, государства и охраняемых общественных правоотношений, и не повлекло иных нарушений законодательства, не причинило вреда интересам граждан, общества и государства.

Достаточной мерой воздействия за данное нарушение является объявление устного замечания в порядке статьи 2.9 КоАП РФ.

Суд объявляет ОАО «Телерадиокомпания «Курск-Новое Время» устное замечание.

Признание правонарушения малозначительным является основанием для освобождения ОАО «Телерадиокомпания «Курск-Новое Время» от административной ответственности.

Заявления о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются.

Руководствуясь ст.ст. 202 - 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Курской области о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Телерадиокомпания «Курск – Новое Время» к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказать.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Курской области в течение десяти дней после его принятия в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Воронеже.

Судья О.А. Матвеева