ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А35-794/2021 от 01.09.2021 АС Курской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

г. Курск, ул. К. Маркса, д. 25

http://www.kursk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Курск

08 сентября 2021 года

Дело№ А35-794/2021

                                                                                         Резолютивная часть решения объявлена 01.09.2021 г.                                  

                                                                                              Полный текст решения изготовлен  08.09.2021 г.

       Арбитражный суд Курской области в составе судьи Горевого Д.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Чесноковой О.Е.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «ЦЕРТА»             

    к   ИФНС России  по г. Курску    

        о признании недействительным  решения ИФНС

в судебном заседании приняли участие представители:

от заявителя: Курочкина Я.В.    – представитель по доверенности  от 19.01.2021 

от ответчика: Абдалова Е.И.   –  главный государственный налоговый инспектор   правового  отдела УФНС по  доверенности  от 30.12.2020

Изучив материалы дела, заслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд

УСТАНОВИЛ:

        ООО «ЦЕРТА» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения ИФНС России по г. Курску  от 12.10.2020 г. № 8364 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, , принятого по результатам камеральной налоговой проверки представленной налогоплательщиком налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2019 г. 

     Налоговый орган в отзыве на заявление  требования не признал, ссылаясь на законность и обоснованность принятого решения, поскольку, по мнению налогового органа, в частности, в представленной налогоплательщиком CMR отсутствует отметка российского  таможенного органа, свидетельствующая о вывозе товара за пределы РФ.

Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, суд установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью «ЦЕРТА»  зарегистрировано в качестве юридического лица 24.01.2014 г. и  состоит на налоговом учете в ИФНС России по г. Курску.

Как усматривается из материалов дела, будучи в соответствии со ст. 143 НК РФ налогоплательщиком налога на добавленную стоимость 22.01.2020 г. ООО «ЦЕРТА» представило в ИФНС России по г. Курску налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2019 года, в которой, в частности, заявлены экспортные операции по коду 1010425 «Реализация транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых на основании  договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки на сумму 286468 руб.

Налоговым органом в соответствии со статьей 88 Налогового Кодекса РФ проведена камеральная налоговая проверка указанной декларации, результаты которой зафиксированы в акте камеральной налоговой проверки № 4949 от 25.05.2020 г., согласно которому по результатам проверки установлено необоснованное применение налогоплательщиком налоговой ставки 0 % при реализации транспортно-экспедиционных услуг на сумму 39294 руб., поскольку CMR от 13.09.2019 № 046 не содержал отметок российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в режиме экспорта, и таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории РФ. Ксерокопия акта камеральной налоговой проверки приобщены к материалам дела. 

По мнению налогового органа, для подтверждения правомерности применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость ООО «ЦЕРТА» было обязано представить в налоговый орган документы, предусмотренные ст. 165 НК РФ, в том числе транспортные (товаросопроводительные) документы с отметками таможенного органа, производившего таможенное оформление вывоза товаров в таможенном режиме  экспорта, а именно штампа «Выпуск разрешен». Налогоплательщиком для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов в соответствии с п.3.1 ст. 165 НК РФ были представлены копии контрактов, товарно-сопроводительных документов (СМR) актов об оказании транспортно-экспедиционных услуг на сумму 277118 руб. 22 коп., инвойсов на сумму 277118 руб. 22 коп., счетов-фактур на сумму 286467 руб. 58 коп. Согласно представленным документам, оказание транспортных услуг по перевозке грузов  автомобильным транспортом осуществлялось по следующим контрактам: - договор № 100920019/1 от 10.09.2019 г., заключенный ЗАО «Альянс» (Заказчик) с ООО «Церта» (Экспедитор) на оказание транспортных услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом, в соответствии с которым Экспедитор по поручению и за счет Заказчика принимает на себя обязательства организовать на основании  заявок выполнение транспортно-экспедиционных услуг, связанных с перевозкой вверенного ему груза в пункт назначения и выдачу его уполномоченному на получение груза лицу (получателю),  Заказчик в порядке, предусмотренном договором, оплачивает причитающееся Экспедитору вознаграждение;

  - договор № 110919 от 11.09.2019, заключенный ООО «Церта» (Исполнитель) с ООО «ТК «Русхим» на оказание транспортно-экспедиционных услуг, в соответствии с которым Заказчик поручает, а Исполнитель осуществляет доставку вверенного ему груза в пункт назначения и  выдачу его уполномоченному на получение груза лицу (получателю), Заказчик в порядке, предусмотренном договором оплачивает причитающееся Исполнителю вознаграждение. Согласно представленным документам, перевозка осуществлялась в рамках экспортного контракта, заключенного ООО «Шаттдекор» с ЧП «KHATDécor» (Узбекистан),  и в рамках импортного контракта, заключенного ООО «ТК Русхим» и ООО «UZKIMYOIMPEKS» (Узбекистан). Заказчиком в рамках экспортного контракта является ЗАО «Альянс», заказчиком транспортных услуг в рамках импортного контракта является ООО  «ТК Русхим». ООО «Церта» для оказания услуг было привлечено третье лицо FELIXNOBISLIMITED  (Кыргызстан), при этом непосредственную перевозку осуществляли организации, зарегистрированные на территории Узбекистана. Согласно контракта № ЕХ- RX-01/2019-30 ОТ 12.03.2019 г. продавец  ООО «UZKIMYOIMPEKS» (Узбекистан)продает, а покупатель ООО «ТК Русхим» покупает химическую продукцию производственных предприятий АО «UZKIMYOIMPEKS» (Узбекистан), и, согласно Спецификаций к настоящему контракту своими силами и за свой счет обеспечивает согласование перевозки товара  с соответствующей железнодорожной станции АО «Узбекистан Темир Йулларм» до станции назначения с транспортно-экспедиторскими организациями Республики Узбекистан и транзитных государств и /или обеспечивает предоставление автотранспорта для перевозки товара с места отправления до места назначения. Согласно контракта № 10-638/Ч от 09.04.2019 г. поставщик ООО «Шаттдекор» (Россия) обязуется передать покупателю ЧП «KHATDécor» (Узбекистан) в обусловленный срок товар на условиях поставки автотранспортом FCA Чехов, Россия или DAP Сарыагаш, ж\д транспортом – код станции назначения 742207, станция Какир, Узбекистан согласно ИНКОТЕРМС 2010. В соответствии с п. 3.1 ст. 165 НК РФ ООО «Церта» представлены копии товаросопроводительных документов: CMR  № 046 от 13.09.2019 г. – отгрузка осуществлялась в адрес ЧП «KHATDécor» (Узбекистан);

CMR № 089 от 17.09.2019 г. – отгрузка осуществлялась в адрес ООО «ТК Русхим». В ходе камеральной налоговой проверки установлено, что представленная  CMR  № 046 не содержит отметок Российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации и ввезен на территорию Российской Федерации. Представленные налогоплательщиком в ответ на требование налогового органа от 21.01.2020 г. № 1085 о том, в частности, что все CMR  за период с 01.07.2019 г. по 30.09.2019 г. были представлены к декларации  по НДС за 3 квартал 2019 г. без нарушений, отметка российского таможенного органа «Выпуск разрешен» ставится, если машина пересекает границу территории РФ,  машины, следующие по маршруту Россия – Узбекистан едут по направлению Россия – Казахстан – Узбекистан, а Казахстан является членом Таможенного  союза, на границе с которым прекращен таможенный контроль и таможенное оформление, не приняты налоговым органом, поскольку, в частности, статья 165 НК РФ не исключений по вопросу необходимости проставления отметок  таможенных органов на транспортных документах, если производилось электронное декларирование ввозимого товара. Таким образом, по мнению налогового органа, в нарушение подпункта 2.1 пункта 1 статьи 1645, п.3.1 статьи 165 НК РФ налогоплательщиком в установленный срок не представлен полный пакет документов, подтверждающих применение налоговой ставки 0 процентов в размере 196467 руб. 58 коп. по налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2019 года.  По результатам налоговой проверки была установлена неуплата налога на добавленную стоимость в сумме 39394 руб. за 3 квартал 2019 г. и  предлагалось начислить пени и привлечь налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.     Ксерокопия акта проверки  приобщена к материалам дела.           

      Налогоплательщик не согласился с  выводами налогового органа в кате камеральной налоговой проверки и 01.07.2020 г. представил Возражения, в которых указал, в частности, что организация осуществляет деятельность в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, в частности, главой 41 ГК РФ «Транспортная экспедиция», а также согласно Федерального закона от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» и Постановления Правительства РФ от 08.09.2006 г. № 554 «Об утверждении правил транспортно-экспедиционной деятельности, в соответствии с которыми экспедитор имеет право привлекать третьих лиц, на основании чего налогоплательщик привлекал экспедиторов-перевозчиков. Перевозка товаров осуществлялась по маршруту Россия – Узбекистан через территорию Таможенного союза - Казахстан . Транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые российскими организациями или индивидуальными предпринимателями на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки товаров на основании подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 НК РФ облагаются НДС по ставке 0 процентов. В представленных документах к декларации по НДС за 3 квартал 2019 г. в CMR № 89 к заявке  № 1 от 11.09.2019 на сумму 90000 руб., акты разбиты на две суммы – 60000 руб. и 30000 руб., стоит отметка таможенного органа «Товар поступил»,  CMR № 46 от 13.09.2019 г. стоит номер таможенной декларации, что подтверждает, что товар выпущен. Согласно разъяснениям ФНС России в письмах от 31.01.2019 № СД-4-3/1613 @, СД-4-3/23716 от 12.12.2016 № 03-07-08/37574 от 30.06.2015 , представление вместо указанных документов таможенной декларации (ее копии) в том числе копии электронной декларации (транзитной декларации) на товары с соответствующими отметками таможенных органов, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов при реализации транспортно-экспедиционных услуг действующими нормами Налогового кодекса не предусмотрено. Ксерокопия возражений приобщена к материалам дела.    

16.07.2020 г. ИФНС России по г. Курску было принято решение № 68 о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля, в соответствии  с которым налоговый орган решил, в частности,   истребовать в срок до 17.08.2020 дополнительные документы у проверяемого налогоплательщика. Ксерокопия решения приобщена к материалам дела.

07.09.2020 г. было составлено Дополнение к акту проверки №102, в  котором указано, в частности, что налогоплательщиком представлены пояснения о направлении запрашиваемых документов в налоговый орган в ответ на ранее выставленные требования и об отсутствии вносимых изменений. Однако ранее представленные в налоговый орган документы также не содержат  отметок Российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в режиме экспорта, в связи с чем налоговым органом был подтвержден вывод о том, что в нарушение подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164, п. 3.1 статьи 165 НК РФ налогоплательщиком не представлен полны документ документов, подтверждающих применение налоговой ставки 0 процентов в размере  196467 руб. 58 коп. по налоговой            декларации по НДС за 3 квартал 2019 года, в связи с чем в соответствии с пп.1 п. 9 ст. 167 НК РФ организация обязана исчислить налог по данной сделке в общем порядке по ставке 20 %, что составило 39294 руб. в 3 квартале 2019 г. Ксерокопия Дополнения к Акту налоговой проверки № 102 приобщена к материалам дела.  

Налогоплательщик не согласился с выводами налогового органа и представил возражения к дополнению к акту налоговой проверки № 102 от 07.09.2020 г., в которых указал, в частности, что, поскольку организация является экспедитором, а не экспортером товара, выпущенная электронная декларация с отметкой «Выпуск разрешен» не является документом организации. К возражению по акту камеральной проверки налогоплательщиком был сделан запрос в Липецкую, Приволжскую таможню о проставлении отметок на CMR или предоставлении иного документа (электронная декларация) подтверждающего вывоз товара. Письмо-запрос в Липецкую таможню о подтверждении выпуска, ответ Липецкой таможни, Таможенная декларация были представлены в налоговый орган к возражениям на акт.   

По результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки, возражений налогоплательщика налоговым органом 12.10.2020 г.  было принято решение № 8364 о  привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, которым было решено привлечь ООО «Церта» к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в виде штрафа в сумме 3929 руб. 40 коп. в соответствии со ст. 122 НК РФ  в размере 20 % от суммы недоимки 39294 руб. (размер штрафа снижен в два раза), начислить пени в сумме 4312 руб. 72 коп. по состоянию на 12.10.2020 г., предложить налогоплательщику уплатить указанные в пункте 3.1 решения недоимку, пени и штрафы, внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета. Ксерокопия решения приобщена к материалам дела.

По мнению налогового органа, в нарушение подпункта 2.1 пункта 1 стати 164, п. 31 статьи 169 НК РФ налогоплательщиком не представлен полный пакет документов, подтверждающих применение налоговой ставки 0 процентов в размере 196467 руб. 58 коп. по налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2019 года, в связи с чем в соответствии с пп.1 п. 1 п. 9 ст. 167, п. 9 статьи 165  НК РФ организация обязана исчислить налог по данной сделке в общем порядке по ставке 20 %, что составило 39294 руб. 00 коп. в 3 квартале 2019 года, поскольку представленные налогоплательщиком CMR за указанный период не содержат отметок  Российского таможенного  органа, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации.

Налогоплательщик не согласился с указанными выводами налогового органа и обратился в УФНС России по Курской области с апелляционной жалобой  на решение ИФНС России по г. Курску от 12.10.2020 № 8364 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, ссылаясь, в частности, на то, что ООО «Церта» при сдаче декларации по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2019 г. предоставило полный пакет документов, подтверждающих применение налоговой ставки 0 процентов, в т.ч. CMR № 046, указав, что отметка таможенного органа Российской Федерации не представлена. ООО «Церта» не является ни импортером, ни экспортером и не имеет с продавцами и покупателями перевозимых товаров прямых договоров, следовательно, самостоятельно не вправе и не имеет возможности запрашивать у собственников грузов какие-либо документы (не является стороной сделок по договорам поставки импорта-экспорта). В цепочке перевозчиков по маршруту следования грузов может быть несколько перевозчиков и заказчиков. Согласно абзаца шестого пункта 15 статьи 165 НК РФ ООО «Церта» в целях подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов при реализации услуг по международной перевозке товаров вправе представить в налоговый орган реестр транспортных товаросопроводительных и иных документов, предусмотренных подпунктом 3 пункта 3.1 статьи 165 НК РФ, вместо копий документов. Указанные реестры представляются в налоговый орган согласно приказу ФНС России от 30.09.2015 № ММВ-7-15/427 «Об утверждении форм и порядка заполнения реестров, предусмотренных пунктом 15 статьи 165 НК РФ, а также форматов и порядка представления реестров в электронном формате» в электронном формате  по телекоммуникационным связи электронного документооборота. В соответствии с вышеуказанным ООО «Церта» в ответ на требование ИФНС Росси по г. Курску №18384 от 21.07.2020 г. представило пояснения по каждому CMR. В случае прохождения транспортного средства через территорию Узбекистана, Казахстана налоговый орган вправе был сделать соответствующий запрос на российскую таможню о подтверждении или опровержении регистрации таможенными органами СMR-накладных, которыми были оформлены транспортируемые грузы. ООО «Церта» сделало письменный запрос информации о подтверждении фактического вывоза товаров в соответствии с положениями пункта 32 Порядка и пункта 5 статьи 305 ФЗ № 289 от 03.08.2012 в ФТС Приволжского таможенного управления, ФТС Центральное таможенное управление Липецкая таможня. Копии ответов прилагаются к жалобе. ООО «Церта»,  не являясь декларантом товаров по указанным в запросе декларациям на товары не подтверждает должным образом свои полномочия на получение запрашиваемой информации и запрашивает сведения, не предусмотренные положениями пункта 5 статьи 305 ФЗ № 289 от 03.08.2018 г., получило отказ в предоставлении  информации от ФТС Приволжского таможенного управления в соответствии с положениями пункта 32 Порядка и пункта 5 статьи 305 ФЗ №289 от 03.08.2018 г. ФТС Центральное таможенное управление Липецкая таможня направило информацию об осуществлении фактического вывоза товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза.

            Решением № 330 от 29.12.2020 г. заместитель руководителя УФНС России по Курской области апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Церта» на решение ИФНС России по г. Курску от 12.10.2020 № 8364 оставил без удовлетворения.      

Не согласившись с указанными выводами  налогового органа, полагая, что  решение ИФНС России по г. Курску от 12.10.2020  № 8364 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, не соответствуют действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, Общество обратилось в Арбитражный суд Курской области с настоящим заявлением, в котором указал, в частности, что представленными налоговому органу заявителем товаротранспортными документами (CMR) за проверяемый период подтверждается факт вывоза товара за пределы Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30.06.2020 года отметил, что для целей применения налоговой ставки 0 процентов в рамках международной перевозки товаров определяющее значение имеет связь хозяйственных операций с экспортом, то есть, экономическая сущность. Таким образом, по мнению заявителя, правовое значение для применения ставки 0 процентов по НДС при международных перевозках имеет непосредственно само  осуществление транспортно-экспедиционных услуг при вывозе товаров в режиме экспорта и его взаимосвязь  непосредственно с самим экспортом, а не формальное соответствие товаротранспортных документов перевозчика требованиям пп.3.1 п.3 статьи 165 НК РФ.

Судом требования заявителя рассмотрены, признаны обоснованными  и подлежащими  удовлетворению по  следующим основаниям.

            В соответствии со статьей 3 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее Кодекс) каждое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с п. 1 ст. 23 Кодекса налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В соответствии со статьями 44, 45 Кодекса обязанности по уплате налога или сбора возникают, изменяются и прекращаются при наличии оснований, установленных Кодексом. Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

В соответствии со статьей 143 Кодекса Общество является плательщиком налога на добавленную стоимость. 

Операции, признаваемые объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость, указаны в п. 1 ст. 146 Кодекса.

Статьей 166 Кодекса определен порядок исчисления налога на добавленную стоимость, сумма которого исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете – как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз.

Подпунктом 1 п. 1 ст. 164 Кодекса установлено, что при реализации товаров, помещенных под таможенный режим экспорта при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории РФ, применяется налоговая ставка 0 процентов.

           В соответствии с п. 3 ст. 172 Кодекса вычеты по налогу на добавленную стоимость, предусмотренные ст. 171 Кодекса, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), указанных в п. 1 ст. 164 Кодекса, производятся только при представлении в налоговые органы соответствующих документов, предусмотренных ст. 165 Кодекса и отдельной налоговой декларации.

            Пунктом 1 статьи 165 Кодекса при реализации товаров, предусмотренных подпунктом 1 и (или) подпунктом 8 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов (или особенностей налогообложения) и налоговых вычетов в налоговые органы, если иное не предусмотрено пунктами 2 и 3 настоящей статьи, представляются следующие документы:

1) контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара (припасов) за пределы таможенной территории Российской Федерации. Если контракты содержат сведения, составляющие государственную тайну, вместо копий полного текста контракта представляется выписка из него, содержащая информацию, необходимую для проведения налогового контроля (в частности, информацию об условиях поставки, о сроках, цене, виде продукции);

2) выписка банка (копия выписки), подтверждающая фактическое поступление выручки от реализации указанного товара (припасов) иностранному лицу на счет налогоплательщика в российском банке.

3) таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в режиме экспорта, и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации (далее - пограничный таможенный орган).

4) копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации. Налогоплательщик может представлять любой из перечисленных документов с учетом следующих особенностей.

В соответствии с п. 1 ст. 171 Кодекса налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.

Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации без таможенного контроля и таможенного оформления, в отношении: товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 настоящего Кодекса; товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.

Согласно пункту 1 статьи 172 Кодекса налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами товаров, и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. Вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров, после принятия на учет указанных товаров и при наличии соответствующих первичных документов.

Вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.

Из приведенных норм Кодекса следует, что право налогоплательщика на налоговые вычеты обусловлено фактами уплаты им суммы налога на добавленную стоимость при приобретении товаров, принятия на учет данных товаров и наличием соответствующих первичных документов, при этом обязанность подтверждать правомерность и обоснованность налоговых вычетов первичной документацией лежит на налогоплательщике - покупателе товаров, поскольку именно он выступает субъектом, применяющим при исчислении итоговой суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, вычет сумм налога, начисленных поставщиками.

Согласно статье 173 Кодекса установлено, что сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 настоящего Кодекса (в том числе налоговых вычетов, предусмотренных пунктом 3 статьи 172 настоящего Кодекса), общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса и увеличенная на суммы налога, восстановленного в соответствии с настоящей главой.

Статьей 176 Кодекса установлено, что в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями настоящей статьи.

После представления налогоплательщиком налоговой декларации налоговый орган проверяет обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, при проведении камеральной налоговой проверки в порядке, установленном статьей 88 настоящего Кодекса.

Пунктом 2 настоящей статьи Кодекса предусмотрено, что по окончании проверки в течение семи дней налоговый орган обязан принять решение о возмещении соответствующих сумм, если при проведении камеральной налоговой проверки не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах.

Согласно пункту 3 статьи 176 Кодекса в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен акт налоговой проверки в соответствии со статьей 100 настоящего Кодекса.

Акт и другие материалы камеральной налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные налогоплательщиком (его представителем) возражения должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в соответствии со статьей 101 настоящего Кодекса.

По результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения либо об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Одновременно с этим решением выносится решение о возмещении (полностью или частично) суммы налога, заявленной к возмещению, или решение об отказе в возмещении суммы налога, заявленной к возмещению.

Установленный главой 21 Кодекса порядок возмещения налога на добавленную стоимость распространяется только на добросовестных налогоплательщиков.

В соответствии с правовой позицией Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в п. п. 1, 2 постановления № 53 от 12.10.2006 г. «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиками налоговой выгоды», судебная практика разрешения налоговых споров исходит из презумпции добросовестности налогоплательщиков и иных участников правоотношений в сфере экономики. В связи с этим предполагается, что действия налогоплательщика, имеющие своим результатом получение налоговой выгоды, экономически оправданны, а сведения, содержащиеся в налоговой декларации и бухгалтерской отчетности, - достоверны.

Под налоговой выгодой понимается уменьшение размера налоговой обязанности вследствие, в частности, уменьшения налоговой базы, получения налогового вычета, налоговой льготы, применения более низкой налоговой ставки, а также получение права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета.

Представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежаще оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.

Налоговая выгода также не может быть признана обоснованной, если получена налогоплательщиком вне связи с осуществлением реальной предпринимательской или экономической деятельности.

Таким образом, инспекция должна представить сведения, бесспорно подтверждающие, что действия налогоплательщика не имели экономического обоснования, направлены исключительно на искусственное создание условий для возмещения налога из бюджета и, следовательно, являются недобросовестными.

Как указал заявитель в своем заявлении и следует из материалов дела, ООО «Церта»  является субъектом предпринимательской деятельности, осуществляет деятельность транспортной экспедиции при международных перевозках грузов и на основании п.2.1 пп.1 статьи 164 НК РФ применяет по указанным операциям налоговую ставку по налогу на добавленную стоимость 0 процентов.

22.10.2020 г. по телекоммуникационным каналам связи ООО «Церта» представило налоговому органу уточненную налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2019 г., в которой были заявлены экспортные операции по коду 1010425 «Реализация транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых на основании договора транспортной экспедиции при оказании международной перевозки» на сумму 286468 руб. 00 коп. Налоговым органом в порядке ст. 88 НК% РФ была проведена камеральная налоговая проверка представленной налогоплательщиком налоговой декларации. Для подтверждения правомочности применения нулевой ставки по НДС в рамках проводимой  налоговым органом камеральной налоговой проверки в налоговый орган налогоплательщиком были представлены: экспортный контракт, товарно-транспортный документ (CMR) акты об оказании товарно-экспедиционных услуг на сумму 277118 руб. 22 коп., инвойсы на сумму 277118 руб. 22 коп., счета-фактуры на сумму 286467 руб. 58 коп.

Налоговый орган по результатам камеральной проверки отказал в применении налогоплательщиком ставки по НДС в размере 0 %, ссылаясь на то, что представленная налогоплательщиком CMR № 046 не содержит отметок Российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в режиме экспорта и таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории РФ и ввезен на территорию РФ. Также по мнению налогового органа,  в нарушение подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 , п.3.1 статьи 165 НК РФ налогоплательщиком не представлен полный пакет документов, подтверждающих применение налоговой ставки 0 процентов в размере 196467 руб. 58 коп. по налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2019 года, в связи с чем, в соответствии с пп.1 п. 1, п. 9 статьи 167, п. 9 статьи 165 НК РФ организация обязана исчислить налог по данной сделке в общем порядке по ставке 20 %, что составило 39294 руб. 00 коп.

Между тем, налоговым органом не было учтено следующее.

В соответствии со ст. 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации, в частности, услуг по международной перевозке товаров.

В целях настоящей статьи под международными перевозками товаров понимаются перевозки товаров морскими, речными судами, судами смешанного (река - море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами, при которых пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами территории Российской Федерации.

Положения настоящего подпункта распространяются также на следующие услуги, оказываемые российскими организациями или индивидуальными предпринимателями, в частности, на транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки. В целях настоящей статьи к транспортно-экспедиционным относятся участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров, оформление документов, прием и выдача грузов, разработка документов для проектных перевозок, организация и выполнение перевозки грузов, завоз-вывоз грузов, погрузочно-разгрузочные и складские услуги, информационные услуги, подготовка и дополнительное оборудование транспортных средств, услуги по организации страхования грузов, платежно-финансовых услуг, услуги по таможенному оформлению грузов и транспортных средств, экспедиторское сопровождение, а также разработка и согласование технических условий погрузки и крепления грузов, розыск груза после истечения срока доставки, контроль за соблюдением комплектной отгрузки оборудования, перемаркировка грузов, обслуживание и ремонт универсальных контейнеров грузоотправителей, обслуживание рефрижераторных контейнеров и хранение грузов в складских помещениях и на открытых площадках экспедитора.

В соответствии со ст. 165 НК РФ при реализации услуг, предусмотренных подпунктом 2.1. пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов налогоплательщиками представляются в налоговые органы следующие документы:

1) контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным или российским лицом на оказание указанных услуг. В случае вывоза товаров с территории Российской Федерации на территорию государства - члена Таможенного союза или ввоза товаров на территорию Российской Федерации с территории государства - члена Таможенного союза и заключения налогоплательщиком контракта на оказание указанных услуг с лицом, не осуществляющим внешнеэкономическую сделку с перевозимыми товарами, помимо указанного контракта (копии контракта) представляется копия контракта этого лица с лицом, осуществляющим внешнеэкономическую сделку с перевозимыми товарами;

3) копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации (ввоз товаров на территорию Российской Федерации), в том числе с учетом следующих особенностей.

При вывозе товаров автомобильным транспортом за пределы таможенной территории Таможенного союза, в том числе через территорию государства - члена Таможенного союза, в налоговые органы представляется копия транспортного, товаросопроводительного и (или) иного документа с отметкой российского таможенного органа, подтверждающей вывоз товара за пределы территории Российской Федерации.

Как указано в оспариваемо решении и следует из материалов дела, согласно представленным ООО «Церта» документам, оказание транспортно-экспедиционных услуг  осуществлялось ООО «Церта» (Экспедитор) на основании - договора № 10092019/1 транспортно-экспедиционного обслуживания от 10.09.2019 г. с ЗАО «Альянс» (Клиент), в соответствии с которым Клиент поручает, а Экспедитор обязуется за вознаграждение и за счет Клиента организовать выполнение определенных настоящим договором услуг, связанных с перевозкой груза по маршрутам Россия – Узбекистан, география перевозок не ограничивается маршрутами, указанными в настоящем договоре. Перечень услуг в отношении каждой партии груза определяется на основании согласованного сторонами поручения Клиента (далее именуемого «Заявка»), являющегося неотъемлемой частью настоящего Договора;

- договора транспортной экспедиции № 110919   в междугороднем и международном сообщении  от 11.09.2019 г. с ООО «ТК РУСХИМ» (Заказчик), предметом которого являются взаимоотношения между    Заказчиком и Экспедитором при планировании, организации и осуществления перевозок Грузов, транспортно-экспедиционном обслуживанию грузов в международном и междугороднем сообщении и расчетов между сторонами. Перевозки осуществляются в соответствии с условиями  Конвенции «О Договоре международных дорожных перевозках грузов» (КДПГ), таможенной Конвенции «О договоре международной перевозки грузов с применением МДП» (МДП), законодательства РФ и государств, по территории которых производится перевозка. Экспедитор обязуется от своего имени, для и за счет Заказчика организовать перевозку грузов Заказчика, собственным или привлеченным автомобильным транспортом и доставить груз до места назначения. На каждую партию груза, следующего в одном автотранспортном средстве, оформляется товарно-транспортная накладная образца CMR  на международную перевозку, представляемая Экспедитором или товарно-транспортная по форме 1-Т на междугородние перевозки.     Согласно представленным документам, перевозка осуществлялась в рамках экспортного контракта, заключенного ООО «Шаттдекор» с ЧП «KHATDécor» (Узбекистан),  и в рамках импортного контракта, заключенного ООО «ТК Русхим» и ООО «UZKIMYOIMPEKS» (Узбекистан). Заказчиком в рамках экспортного контракта является ЗАО «Альянс», заказчиком транспортных услуг в рамках импортного контракта является ООО  «ТК Русхим». ООО «Церта» для оказания услуг было привлечено третье лицо FELIXNOBISLIMITED  (Кыргызстан), при этом непосредственную перевозку осуществляли организации, зарегистрированные на территории Узбекистана. Согласно контракта № ЕХ- RX-01/2019-30 ОТ 12.03.2019 г. продавец  ООО «UZKIMYOIMPEKS» (Узбекистан) продает, а покупатель ООО «ТК Русхим» покупает химическую продукцию производственных предприятий АО «UZKIMYOIMPEKS» (Узбекистан), и, согласно Спецификаций к настоящему контракту своими силами и за свой счет обеспечивает согласование перевозки товара  с соответствующей железнодорожной станции АО «Узбекистан Темир Йулларм» до станции назначения с транспортно-экспедиторскими организациями Республики Узбекистан и транзитных государств и /или обеспечивает предоставление автотранспорта для перевозки товара с места отправления до места назначения. Согласно контракта № 10-638/Ч от 09.04.2019 г. поставщик ООО «Шаттдекор» (Россия) обязуется передать покупателю ЧП «KHATDécor» (Узбекистан) в обусловленный срок товар на условиях поставки автотранспортом FCA Чехов, Россия или DAP Сарыагаш, ж\д транспортом – код станции назначения 742207, станция Какир, Узбекистан согласно ИНКОТЕРМС 2010. В соответствии с п. 3.1 ст. 165 НК РФ ООО «Церта» представлены копии товаросопроводительных документов: CMR  № 046 от 13.09.2019 г. – отгрузка осуществлялась в адрес ЧП «KHATDécor» (Узбекистан);

CMR № 089 от 17.09.2019 г. – отгрузка осуществлялась в адрес ООО «ТК Русхим».

Согласно представленным актам, заявкам на перевозку груза в режиме экспорта, перевозка товара осуществлялась по маршруту Чехов (Россия) – Коканд (Узбекистан), то есть до пункта назначения, который расположен за пределами территории Российской Федерации. Согласно представленным пояснениям ввоз товара автомобильным транспортом за пределы таможенной территории Таможенного союза в Узбекистан осуществлялся через территорию государства Таможенного союза – Казахстан.

В связи с прекращением таможенного контроля и таможенного оформления на границе Российской Федерации с государствами – членами таможенного союза, в случае вывоза товаров из Российской Федерации в третьи страны через территорию государств – членов Таможенного союза отметки «Товар вывезен» на транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документах проставляются не российскими таможенными органами на границе Российской Федерации с государствами – членами Таможенного союза, а российскими таможенными органами, осуществившими выпуск товаров в соответствующей таможенной процедуре «Выпуск разрешен».

В соответствии с п. 9 ст. 92 Таможенного Кодекса Евразийского экономического союза убытие товаров с таможенной территории Союза допускается с разрешения  таможенного органа.

Разрешение таможенного органа на убытие товаров с таможенной территории Союза, за исключением товаров для личного пользования, оформляется с использованием информационной системы таможенного органа и путем проставления соответствующих отметок таможенного органа на таможенной декларации, либо на ее копии, либо на ином документе, допускающем вывоз товаров с таможенной территории Союза, и на транспортных (перевозочных) документах.

Если для убытия товаров с таможенной территории Союза таможенная декларация не представляется в соответствии с пунктом 2 статьи 80 ТК ЕАЭС, разрешение таможенного органа на убытие товаров с таможенной территории Союза оформляется с использованием информационной системы таможенного органа и путем проставления соответствующих отметок таможенного органа на транспортных (перевозочных) документах.

В соответствии с пунктом 1 статьи 92  Таможенного кодекса ЕАЭС для убытия товаров с таможенной территории Союза перевозчик обязан представить таможенному органу  документы и сведения, предусмотренные пунктом 1 статьи 89 Кодекса, в зависимости от вида транспорта, которым осуществляется перевозка (транспортировка) товаров, если иное не установлено ТК ЕАЭС.

Как указал заявитель в представленных пояснениях и следует из материалов дела, ООО «Церта» в 3 квартале 2019 года оказывало транспортно-экспедиционные услуги ЗАО «Альянс» по договору № 10092019/1 от 10.09.2019 г.

Для оказания услуг по перевозке грузов ООО «Церта» по маршруту Россия – Казахстан - Узбекистан привлекло перевозчика FELIXNOBISLIMITED  на основании договора перевозки грузов автомобильным транспортом № 01/09/19 от 01.09.2019 года. Факт оказания услуг со стороны FELIXNOBISLIMITED согласно заявки на организацию перевозок и ТЭУ № 1 от 10.09.2019 г. подтверждается Актом оказанных услуг № 1 от 23.09.2019 года на сумму 191218 руб. 22 коп.

Пункт погрузки – город Чехов, Россия, далее груз следовал по территории Республики Казахстан, что подтверждается отметкой казахского таможенного органа «Товар поступил». Место разгрузки – город Коканд, Республика Узбекистан, что подтверждается отметкой Узбекской таможни на СМR  № 046 от 13.09.2019 года.

ООО «Церта» не является непосредственным перевозчиком и отправителем груза, соответственно, СМR № 046 в оригинале отсутствует. Международная накладная – СМR – утверждена Конвенцией о договоре международной дорожной перевозки  грузов (КДПГ), которая оформляется в трех экземплярах. Накладная составляется в трех оригиналах, подписанных отправителем и перевозчиком, причем эти подписи могут быть отпечатаны типографским способом или заменены штемпелями отправителя и перевозчика, если это допускается законодательством  страны, в которой составлена накладная. Первый экземпляр накладной передается отправителю, второй сопровождает груз, а третий остается у перевозчика. Копия СМR № 046 была передана ООО «Церта» перевозчиком груза в сканированном формате.

     ООО «Церта» по требованию налогового органа № 25339 от 03.12.2019 года представило договор № 10092019/1 от 10.09.2019 года с ЗАО «Альянс», договор № 01/09/19 от 01.09.2019 года с ООО FELIXNOBISLIMITED , заявку на организацию перевозок и ТЭУ № 1 от 10.09.2019 года, Акт оказанных услуг № 1 от 23.09.2019 года, инвойс от FELIXNOBISLIMITED  № 3  от 19.09.2019 года, акт № 41 от 23.09.2019 года, СМR № 046 по ЗАО «Альянс», счет-фактуру № 41 от 23.09.2019 года, что подтверждается извещением о получении  электронного документа от 09.12.2019 года. Ксерокопии указанных документов приобщены к материалам дела.

В ответ на требование налогового органа о предоставлении  пояснений   № 1085 от 21.01.2020 г. ООО «Церта»  представило пояснения, что все СМR за период с 01.078.2019 года по 30.09.2019 года были представлены к декларации по НДС за 3 квартал 2019 года без нарушений., что подтверждается извещением о получении электронного документа от 22.01.2020 года.

ООО «Церта» с целью проставления таможенным органом отметок на СМR был направлен запрос в Приволжскую таможню № 37 от 16.06.2020 года с просьбой проставить отметки о вывозе товара на товаросопроводительных документах. Как указано в ответе Приволжской таможни № 02.01.27/08410 от 10.07.2020 г., подтверждение фактического вывоза товаров с таможенной территории ЕАЭС осуществляется в соответствии со статьей 93 ТК ЕАЭС,  согласно положениям которой Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 07.02.2018 № 25 утвержден Порядок подтверждения таможенными органами государств – членов ЕАЭС фактического вывоза товаров с таможенной территории ЕАЭС.

В соответствии с пунктом 32 Порядка декларант, либо уполномоченное им лицо обращается в таможенный орган, осуществивший выпуск товаров, в случае отсутствия информации о ввозе товаров в информационной системе центрального таможенного органа государства – члена ЕАЭС.

В соответствии  с положениями части 5 статьи 305 ФЗ № 289 от 03.08.2018 года указанное лицо государства – члена ЕАЭС имеет право на доступ  к имеющейся у таможенных органов информации  о выпуске товаров.

ООО «Церта» не является декларантом товаров по указанным в запросе декларациям на товары, не подтверждает должным образом свои полномочия на получение запрашиваемой информации и запрашивает сведения, не предусмотренные положениями пункта 5 статьи 305 ФЗ № 289 от 03.08.2018 г.

Учитывая изложенное, предоставление запрашиваемой информации в рассматриваемой ситуации не осуществляется.

     В ответ на требование налогового органа № 18384 от 21.07.2020 года ООО «Церта» представило, в частности, СМR   № 046 от 13.09.2019 г. и соответствующие пояснения, указав, в частности, что на всех перечисленных в требовании СМR, которые были представлены налоговому органу,  стоят номера таможенных деклараций, которые также являются подтверждением вывоза товара с территории Российской Федерации.

Вышеизложенное подтверждает факт представления ООО «Церта» налоговому органу пакета документов в подтверждение правомочности применения налоговой ставки 0 процентов по НДМС в отношении транспортно-экспедиционных услуг по сопровождению перевозки груза по СМR № 046 от 13.09.2019 года.

Республика Казахстан является членом ЕАЭС согласно Договору о Евразийском экономическом союзе, подписанном в городе Астана 29.05.2014 года. Республика Узбекистан не является членом ЕАЭС. Перевозка грузов на территорию иностранного государства – Республику Узбекистан осуществлялось через Республику Казахстан.

В соответствии с пунктом 2 статьи 92 ТК ЕАЭС для бытия товаров с таможенной территории ЕАЭС перевозчик обязан представить таможенному органу таможенную декларацию либо иной документ, допускающий их вывоз с таможенной территории ЕАС. В соответствии с пунктом 9 статьи 92 ТК ЕАЭС убытие товаров с таможенной территории ЕАЭС допускается с разрешения таможенного органа.

     В соответствии с пунктом 2 статьи 118 Таможенного кодекса ЕАЭС выпуск товаров, продекларированных в электронной форме, оформляется с использованием информационной системы таможенного органа путем формирования электронного документа.

Согласно пункта 13 Порядка, утвержденного решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 19.12.2017 № 188, проставление отметок о выпуске товаров на бумажной копии таможенной декларации осуществляется таможенными органами в случае невозможности реализовать направление электронного документа, подтверждающего выпуск товаров. Иных случаев проставления отметок на бумажной копии таможенной декларации и на транспортных документах при применении электронной формы декларирования положениями права ЕАЭС и законодательства Российской Федерации о таможенном деле в настоящее время не предусмотрено.

Согласно части 10 статьи 4 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»  если правом Евразийского экономического союза установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены Федеральным законом, применяется право Евразийского экономического союза.

Приказом ФТС России от 17.09.2013 № 1761 «Об утверждении Порядка использования Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов при таможенном декларировании и выпуске (отказе в выпуске) товаров в электронной форме, после выпуска таких товаров, а также при осуществлении в отношении  них таможенного контроля» установлен порядок таможенного декларирования и выпуска товаров с использованием электронного документооборота. Пунктом 2 Приказа № 1761 установлен порядок взаимодействия декларантов и таможенных  органов путем обмена информацией в электронной форме посредством использования квалифицированных электронных цифровых подписей. Приказ ФТС России от 17.09.2013 № 1761 издан в соответствии с частью 3 статьи 97 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

Согласно п. 3.1 ст. 165 НК РФ при реализации услуг, предусмотренных подпунктом 2.1. пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов налогоплательщиками представляются в налоговые органы следующие документы:

1) контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным или российским лицом на оказание указанных услуг. В случае вывоза товаров с территории Российской Федерации на территорию государства - члена Таможенного союза или ввоза товаров на территорию Российской Федерации с территории государства - члена Таможенного союза и заключения налогоплательщиком контракта на оказание указанных услуг с лицом, не осуществляющим внешнеэкономическую сделку с перевозимыми товарами, помимо указанного контракта (копии контракта) представляется копия контракта этого лица с лицом, осуществляющим внешнеэкономическую сделку с перевозимыми товарами;

3) копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации (ввоз товаров на территорию Российской Федерации), в том числе с учетом следующих особенностей.

При вывозе товаров автомобильным транспортом за пределы таможенной территории Таможенного союза, в том числе через территорию государства - члена Таможенного союза, в налоговые органы представляется копия транспортного, товаросопроводительного и (или) иного документа с отметкой российского таможенного органа, подтверждающей вывоз товара за пределы территории Российской Федерации.

При этом не указано, что является иным документом, подтверждающим вывоз товаров за пределы РФ.

Как указано в  письме Департамента налоговой и таможенной политики Министерства финансов РФ от 22 июня 2018 года № 03-07-08/42845 «О документальном подтверждении нулевой ставки НДС в отношении транспортно-экспедиционных услуг при организации международной перевозки товаров» представление таможенной декларации (ее копии) для подтверждения правомерности применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость в отношении таких услуг Кодексом не предусмотрено. Учитывая изложенное, налогоплательщикам, оказывающим транспортно-экспедиционные услуги при организации международной перевозки, в целях подтверждения правомерности применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость в налоговые органы представляются копи транспортных, товаросопроводительных документов с отметками таможенных органов, проставленными согласно соответствующим актам таможенного законодательства, регламентирующим порядок их проставления.

Согласно ответа ФТС России № 04-33/25784 от 05.05.2021 г. в соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 25 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 года в рамках таможенного союза государств-членов  ЕАЭС, осуществляется свободное перемещение товаров между территориями государств – членов ЕАЭС без применения таможенного декларирования и государственного транспортного контроля, в связи с чем при перемещении товаров через государственную границу Российской Федерации с Республикой Казахстан отметки в транспортных (перевозочных) документах не проставляются 

Таким образом, на основании  изложенного можно сделать вывод, что для подтверждения правомерности применения нулевой ставки НДС  в отношении транспортно-экспедиционных услуг при организации международной  перевозки товаров налогоплательщик имеет право не представлять таможенную декларацию (ее копию),   налогоплательщик представляет копии транспортных, товаросопроводительных документов с отметками таможенных органов, проставленными согласно соответствующим актам таможенного законодательства, а не товаросопроводительных документов с отметками российского таможенного органа.

В представленной налоговому органу  CMR   № 046 содержатся отметки Казахстанской и Узбекской таможни, подтверждающие факт перемещения товара по территории  Республики Казахстан и убытия товара с территории Республики Казахстан на территорию Республики Узбекистан. 

На представленной СМR № 046 имеется номер таможенной декларации – 10019180/130919/0361721.

При прохождении транспортного средства через территорию Казахстана, налоговый орган вправе был сделать соответствующий запрос о подтверждении или опровержении регистрации таможенными органами СМR   накладных, которыми были оформлены транспортируемые грузы.   

Таким образом, вывоз товара с таможенной территории ЕАЭС на основании представленных в налоговый орган документов заявителем был фактически подтвержден, в связи с чем у него возникло право на применение ставки НДС 0 процентов по оказанию транспортно-экспедиционных услуг по договору № 10092019/1 от 10.09.2019 года на сумму 196467 руб. 58 коп.       

По мнению суда, в данном случае налогоплательщиком были представлены все необходимые документы, подтверждающих обоснованность применения налоговой ставки НДС в размере 0% на сумму 196467 руб. 58 коп. за 3 квартал 2019 г. и у налогового органа не было правовых оснований для отклонения правомерно предъявленной суммы для применения налоговой ставки 0%.

Таким образом, суд считает, что заявителем представлены документы, подтверждающие реальность произведенных хозяйственных операций.

Отношения по установлению, введению и взиманию налогов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействий) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Как указано в Постановлении Высшего Арбитражного Суда РФ № 11542/2007 от 26 февраля 2008 года хозяйствующие субъекты самостоятельно по своему усмотрению выбирают способы достижения результата от предпринимательской деятельности. В полномочия налоговых органов входит лишь контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах, а не вменение им доходов исходя из собственного видения способов достижения налогоплательщиками экономического результата с меньшими затратами.

В соответствии с нормами Кодекса в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности налогоплательщика (п. 7 ст. 3 Кодекса).

В Постановлении № 53 указано, что представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.

Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, возлагается статьями 65 и 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на орган, который принял решение.

В определении Конституционного Суда Российской Федерации № 138-О от 25.07.2001 года и Постановлении № 53 сформулирован принцип презумпции добросовестности налогоплательщика в сфере налоговых правоотношений - пока налоговый орган не докажет обратного, налогоплательщик считается добросовестно выполнившим свои обязанности. Представление Обществом в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.

Такие доказательства в настоящем деле Инспекцией не представлены.

Постановление № 53 ориентирует арбитражные суды оценивать доводы налоговых органов о занижении сумм налогов на основе конкретных положений законодательства о налогах и сборах.

Действия налогоплательщика, имеющие своим результатом получение налоговой выгоды, предполагаются экономически оправданными и законными, если иное не доказано налоговым органом.

Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал (Постановление от 14.07.2003 г. № 12-П, от 23.12.2009 № 20-П, Определение от 28.02.2017 г. № 486-О) что формальный подход к решению вопроса об условиях реализации права на применение налоговой ставки 0 процентов приводит к его существенному ущемлению; исключение возможности подтверждения налогоплательщиком указанного права иными помимо указанных в статье 165 Налогового кодекса Российской Федерации документами ставит под угрозу осуществление эффективной судебной защиты прав и законных интересов налогоплательщиков при принятии решения о правомерности либо неправомерности применения ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость, поскольку такая защита не может быть обеспечена без установления, исследования и оценки всех имеющих значение для правильного разрешения дела обстоятельств.

Предметом доказывания являются выявленные налоговым органом правонарушения - допущенные налогоплательщиком при определении размера налогового обязательства отклонения от правил, предписанных законодательством о налогах и сборах, в частности совершение операций, не обусловленных разумными экономическими причинами или целями делового характера, отражение в учете операций не в соответствии с их действительным экономическим смыслом.

Доказательств, на основании которых суд мог бы прийти к выводу о том, что налогоплательщик не осуществляет отраженной в учете хозяйственной деятельности, что заявленный товарооборот отсутствует, что для целей налогообложения учел операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом, налоговым органом представлено не было.

        В силу положений ст. 2 ГК РФ, в силу положений которой исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. 

В силу пункта 1 статьи 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

      Как указано в абзаце втором пункта 5 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 04.04.1996 № 9-П, в целях обеспечения регулирования налогообложения в соответствии с Конституцией Российской Федерации принцип равенства требует учета фактической способности к уплате налога исходя из правовых принципов справедливости и соразмерности. Принцип равенства в социальном государстве в отношении обязанности уплатить законно установленные налоги и сборы (статьи 6 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации) предполагает, что равенство должно достигаться посредством справедливого перераспределения  доходов и дифференциации налогов и сборов.

      На необходимость определения в ходе налоговой проверки действительного размера налоговой обязанности при переквалификации налоговым органом совершенных налогоплательщиком хозяйственных операций указывал и Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 06.07.2010 № 17152/09.

             В силу конституционного требования о необходимости уплаты только законно установленных налогов и сборов во взаимосвязи с положениями статей 15 и 18 Конституции Российской Федерации механизм налогообложения должен обеспечивать полноту и своевременность взимания налогов и сборов с обязанных лиц и одновременно – надлежащий правовой характер деятельности уполномоченных органов и должностных лиц, связанной с изъятием средств налогообложения.

            Учитывая изложенное и принимая во внимание положения пункта 2 статьи 22 НК РФ, согласно которой права налогоплательщиков обеспечиваются обязанностями налоговых органов, налоговое администрирование должно осуществляться с учетом принципа добросовестности, предполагающего учет законных интересов плательщиков налогов и недопустимость создания условий для взимания налогов сверх того, что требуется по закону.

           Соответственно, недопустим отказ в осуществлении  прав налогоплательщиков только по формальным основаниям, не связанным с существом реализуемого права и по мотивам, обусловленным лишь удобством налогового администрирования.

            Указанная позиция, изложенная в пункте 32 Обзора судебной практики ВС РФ № 2 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17..07.2019, ранее нашла отражение в определениях Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 16.02.2018 № 302-КГ17-16602, от 03.08.2018 № 305-КГ18-4557, пункте 35 Обзора судебной практики ВС РФ № 4 (2018), утвержденного Президиумом ВС РФ 26.12.2018 в целях обеспечения единства судебной практики.

В соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Таким образом, суд на основе исследования и оценки в соответствии со статьей 71 АПК РФ доказательств в деле пришел к выводу о том, что мотивы налогового органа для отказа в применении налоговой ставки 0 процентов в отношении суммы на сумму 196467 руб. 58 коп. Указанный вывод согласуется с правовой позицией Конституционного Суда РФ, нашедшей свое отражение в Определении № 87-О от 18.04.2006 года.

В нарушение положений статьи 65 и пункта 5 статьи 200 АПК РФ инспекция не представила суду доказательств, свидетельствующих о совершении ООО «Церта»  действий, направленных на необоснованное получение ООО «Церта»  налоговой выгоды.

В соответствии с пунктом 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решения, действия или бездействия государственных органов, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемые решение, действие или бездействие не соответствуют закону и иному нормативному акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В  силу статьи 200 АПК РФ для признания решений и действий (бездействия) государственных органов незаконными необходимо, чтобы они не соответствовали закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушали права и законные  интересы заявителя в сфере предпринимательской  и иной экономической деятельности.

При таких обстоятельствах, суд считает, что решение ИФНС России по городу Курску № 8364 от 12.10.2020 г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, принятое по результатам камеральной  налоговой декларации представленной ООО «Церта»  налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 3  квартал 2019 года является незаконным и необоснованным.

Требования заявителя подлежат удовлетворению в полном объеме.

       Расходы по госпошлине относятся на налоговый орган.

       В соответствии и со ст. 176 НК РФ в заседании 01.09.2021 г. объявлена резолютивная часть решения.

        Принимая во внимание вышеизложенное и руководствуясь ст.ст. 16, 17, 29, 65, 66,  71, 102, 110, 164, 167, 168, 169, 170, 176, 180, 181, 182, 197, 198, 199, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

        Признать незаконным, как несоответствующим требованиям Налогового кодекса Российской Федерации ст.ст.21,22,31,32,75,89,100,101,122,146,149,169,170,171,172,173,176 решение ИФНС России  по г. Курску от 12.10.2020 г. № 8364, принятого по результатам камеральной налоговой проверки представленной налогоплательщиком налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2019 г. 

        Взыскать с ИФНС России по г. Курску  (зарегистрирована 27.12.2004 г., ОГРН 1044637043962, ИНН 4632012456, 305007, г. Курск, ул. Энгельса, 115) в доход Общества с ограниченной ответственностью «Церта»    3000  руб. 00 коп.  государственной пошлины, уплаченной в Федеральный бюджет платежным поручением № 20  от 21.01.2021 г. за рассмотрения иска в арбитражном суде.

        Настоящее решение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия,  через Арбитражный суд Курской области.

Судья                                                                                                                                 Д.А. Горевой