ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А35-8066/12 от 17.10.2012 АС Курской области

_____________________________________________________________________

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Курск Дело № А35 – 8066/2012

19 октября 2012 г.

Резолютивная часть решения объявлена 17.10.2012 г.

Полный текст решения изготовлен 19.10.2012 г.

Арбитражный суд Курской области в составе судьи Горевого Д.А. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Клепиковым И.Е,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества «Фармстандарт – Лексредства»

к ИФНС России по г. Курску

о признании недействительным решения ИФНС

в судебном заседании приняли участие представители:

от заявителя: ФИО1 - начальник ю\о по доверенности

от ответчика: ФИО2 – специалист 1 разряда ю\о по доверенности

Изучив представленные документы и заслушав мнение представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество «Фармстандарт – Лексредства» заявило требование о признании недействительным решения ИФНС России по г. Курску от 16.03.2012 г. № 928 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, принятого по результатам камеральной налоговой проверки представленной налогоплательщиком налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2011 г.

Налоговый орган в отзыве на заявление требования не признал, ссылаясь, в частности, на законность и обоснованность принятого налоговым органом решения и обоснованность привлечения ОАО «Фармстандарт – Лексредства» к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 123 НК РФ, так как им не был удержан у стороны по договору налог на добавленную стоимость.

Заслушав мнение представителей сторон и изучив материалы дела арбитражный суд уста­новил следующее.

Открытое акционерное общество «Фармстандарт – Лексредства» (зарегистрировано 30.11.1992 г. Администрацией г. Курска, ОГРН <***>, ИНН <***>, 2-я Агрегатная ул., 1а/18, <...>) состоит на налоговом учете в ИФНС России по г. Курску.

Как указал заявитель в своем заявлении, и следует из материалов дела, Открытое акционерное общество «Фармстандарт–Лексредства», являясь плательщиком налога на добавленную стоимость в соответствии со ст. 143 НК РФ, представило в ИФНС России по г. Курску 20.10.2011 г. налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2011 г. Распечатка декларации приобщена к материалам дела.

В соответствии со ст. ст. 88, 176 НК РФ налоговым органом была проведена камеральная проверка представленной налогоплательщиком налоговой декларации, по результатам которой был составлен акт камеральной налоговой проверки № 23316 от 03.02.2012 г., согласно которому налоговый орган установил неудержание налоговым агентом налога на добавленную стоимость, подлежащего удержанию, в сумме 26992 руб. 00 коп. по договору на оказание консультационных услуг № RM 216В/К01В0 от 10.05.2011 г, заключенному с компанией «BLOKa.s.» Чешская Республика и по лицензионному договору о предоставлении права использования товарного знака от 04.10.2011, заключенному с компанией «Ф.Хоффманн – Ля ФИО3», Швейцария. По результатам проверки предлагалось привлечь ОАО «Фармстандарт – Лексредства» к налоговой ответственности, предусмотренной ст.123 НК РФ за неудержание налоговым агентом сумм налога, подлежащих удержанию и перечислению в бюджет.

Налогоплательщик не согласился с выводами налогового органа в акте камеральной налоговой проверки и представил 02.03.2012 г. возражения на акт камеральной налоговой проверки, ссылаясь на отсутствие нарушения законодательства о налогах и сборах, так как указанная сумма налога на добавленную стоимость была перечислена ОАО «Фармстандарт – Лексредства» в бюджет в установленные сроки. Ксерокопия возражений приобщена к материалам дела.

По результатам рассмотрения акта камеральной налоговой проверки, материалов проверки, возражений налогоплательщика, заместителем начальника ИФНС России по г. Курску в соответствии со ст. 176 НК РФ 16.03.2012 г. было принято решение № 928 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым налоговый орган решил привлечь ОАО «Фармстандарт - Лексредства» к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в соответствии со ст. 123 НК РФ за неправомерное неудержание в установленный Налоговым кодексом срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению, в виде штрафа в общей сумме 2700 руб. 00 коп. в размере 20 % от суммы не удержанного налога, с учетом положений ст.ст.112,114 НК РФ размер штрафа был уменьшен в два раза; предложить ОАО «Фармстандарт – Лексредства» уплатить штрафы, указанные в пункте 1 решения, внести необходимые изменения в документы бухгалтерского и налогового учета. Ксерокопия решения приобщена к материалам дела.

Налогоплательщик не согласился с указанным решением ИФНС России по г. Курску и 04.04.2012 г. обратился в УФНС России по Курской области с апелляционной жалобой на решение ИФНС России по г. Курску от 16.03.2012 г. № 928 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, ссылаясь на отсутствие законных оснований для привлечения ОАО «Фармстандарт – Лексредства» к указанной налоговой ответственности, так как налог на добавленную стоимость в полной сумме уплачен в бюджет, правомерность действий налогового агента подтверждена налоговым органом путем подтверждения права на заявленные налогоплательщиком налоговые вычеты, в том числе и в сумме 26992 руб. Ксерокопия апелляционной жалобы приобщена к материалам дела.

Решением № 192 от 04.05.2012 г. исполняющий обязанности руководителя УФНС России по Курской области апелляционную жалобу ОАО «Фармстандарт-Лексредства» оставил без удовлетворения, а решение ИФНС России по г. Курску от 16.03.2012 г. № 928 о в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения – без изменения. Ксерокопия решения УФНС приобщена к материалам дела.

Налогоплательщик не согласился с выводами налогового органа в решении ИФНС России по г. Курску от 16.03.2012 г. № 928 о в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения считая, что данное решение нарушает его права и интересы в сфере предпринимательской деятельности и обратился в арбитражный суд в требованием о признании незаконным указанного решения, ссылаясь на отсутствие правовых оснований для привлечения его к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 123 НК РФ, так как факт совершения налогового правонарушения отсутствует, потому что налог в указанной налоговым органом сумме перечислен в бюджет, признав право налогоплательщика на указанные в данной декларации налоговые вычеты, в том числе и налоговый вычет на сумму 26992 руб. налоговый орган фактически подтвердил правомерность действий налогоплательщика, и обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Данное требование заявителя подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.

Налоговые агенты обязаны:

1) правильно и своевременно исчислять и удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам и перечислять налоги в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства;

2) письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика в течение одного месяца со дня, когда налоговому агенту стало известно о таких обстоятельствах;

3) вести учет начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации налогов, в том числе по каждому налогоплательщику;

4) представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов;

5) в течение четырех лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов.

В соответствии со ст. 146 НК РФ объектом налогообложения признаются, в частности, операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.

Согласно ст. 148 НК РФ в целях настоящей главы местом реализации работ (услуг) признается территория Российской Федерации, если, в частности, покупатель работ (услуг) осуществляет деятельность на территории Российской Федерации.

Положения настоящего подпункта применяются, в частности, при передаче, предоставлению патентов, лицензий, торговых марок, авторских прав или иных аналогичных прав, а также при оказании консультационных, юридических, бухгалтерских, инжиниринговых, рекламных, маркетинговых услуг, услуг по обработке информации, а также при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

В соответствии со ст. 161 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этих товаров (работ, услуг) с учетом налога.

Налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации с учетом настоящей главы.

Налоговая база, указанная в пункте 1 настоящей статьи, определяется налоговыми агентами. При этом налоговыми агентами признаются организации и индивидуальные предприниматели, состоящие на учете в налоговых органах, приобретающие на территории Российской Федерации товары (работы, услуги) у указанных в пункте 1 настоящей статьи иностранных лиц. Налоговые агенты обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налога, и иные обязанности, установленные настоящей главой.

Согласно ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.

Вычетам подлежат суммы налога, уплаченные в соответствии со статьей 173 настоящего Кодекса покупателями – налоговыми агентами.

Право на указанные налоговые вычеты имеют покупатели – налоговые агенты, состоящие на учете в налоговых органах и исполняющие обязанности налогоплательщика в соответствии с настоящей главой.

Положения настоящего пункта применяются при условии, что товары (работы, услуги) имущественные права были приобретены налогоплательщиком, являющимся налоговым агентом, для целей, указанных в пункте 2 настоящей статьи, и при их приобретении он уплатил налог в соответствии с настоящей главой.

В соответствии со ст. 173 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), указанных в статье 161 настоящего Кодекса, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется и уплачивается в полном объеме налоговыми агентами, указанными в статье 161 настоящего Кодекса.

Как следует из материалов дела, Открытым акционерным обществом «Фармстандарт – Лексредства» 04.10.11 был заключен договор с компанией «Ф.Хоффманн – Ля ФИО3» , Швейцария, о предоставлении права использования товарного знака, согласно которому лицензионное вознаграждение по настоящему договору составляет 1000 (одну тысячу) долларов США, без учета российского НДС. Ксерокопия договора приобщена к материалам дела.

Как следует из материалов дела, сумма 1000 долларов США была перечислена ОАО «Фармстандарт – Лексредства» компании «Ф. Хоффманн – Ля ФИО3» согласно инвойса № 180002631 03.08.2011 г. Данное перечисление также подтверждено контокоррентом банковского счета за 30.08.2011 г. и налоговым органом не оспаривается. Ксерокопии документов приобщены к материалам дела.

10.05.2011 г. ОАО «Фармстандарт - Лексредства» с компанией «BLOKa.s.» Чешская Республика, был заключен договор на оказание консультационных услуг, согласно которому стоимость услуг составляет 3000 евро без учета НДС. Оплата расходов, связанных с осуществлением платежей по настоящему договору осуществляется за счет средств заказчика (ОАО «Фармстандарт- Лексредства»). Ксерокопия договора приобщена к материалам дела.

Как следует из материалов дела, оплата в сумме 3000 евро была произведена ОАО «Фармстандарт – Лексредства» в полном объеме 05.07.2011 г., что подтверждается контокоррентом банковского счета, справкой о валютных операциях и заявлением о переводе, и налоговым органом не оспаривается. Ксерокопии документов приобщены к материалам дела.

Исполняя в соответствии со ст.161 НК РФ обязанности налогового агента по указанным операциям, ОАО «Фармстандарт-Лексредства» исчислило по договору с компанией «Ф.Хофманн – Ля ФИО3» налог на добавленную стоимость в сумме 5168 руб. 00 коп. и платежным поручением № 9482 от 30.08.2011 г. перечислило указанную сумму в бюджет. Распечатка указанного платежного поручения приобщена к материалам дела.

Соответственно, по договору с компанией «BLOKa.s.» ОАО «Фармстандарт- Лексредства» исчислило налог на добавленную стоимость в сумме 21824 руб. и перечислило указанную сумму в бюджет платежным поручением № 8448 от 05.07.2011 г. Распечатка платежного поручения приобщена к материалам дела. Оплата указанных сумм также подтверждается выписками банков и налоговым органом не оспаривается.

Между тем в акте камеральной налоговой проверки налоговый орган указал, что в соответствии с положениями ст.24 НК РФ для уплаты НДС должен быть удержан из денежных средств, которые причитаются нерезиденту, то есть в договоре должна быть оговорена сумма дохода иностранца (нерезидента) от реализации товаров (работ, услуг) с учетом налога.

По мнению налогового органа, исчислив самостоятельно и уплатив НДС без указания его суммы в договоре, ОАО «Фармстандарт-Лексредства» неправомерно не удержало из денежных средств, предназначенных для выплаты контрагентам-нерезидентам суммы налога на добавленную стоимость 5168 руб. 00 коп. и 21824 руб. 00 коп. соответственно. Данное нарушение послужило основанием для привлечения ОАО «Фармстандарт-Лексредства» к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 123 НК РФ за неправомерное неудержание в установленный срок сумм налога, подлежащих удержанию и перечислению.

Между тем, налоговым органом не было учтено следующее.

В соответствии со ст. 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность.

Согласно ст. 123 НК РФ указанная в ней ответственность предусмотрена за неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный настоящим Кодексом срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом.

Таким образом, ответственность предусмотрена за то, что налоговый агент выплатил налогоплательщику предназначенные ему суммы в полном объеме, не удержав подлежащую удержанию сумму налога.

Однако из материалов дела следует, что по условиям указанных договоров, сумы оплаты по договору указаны без налога на добавленную стоимость. Налог на добавленную стоимость в соответствии ос ст. 161 НК РФ был исчислен ОАО «Фармстандарт-Лексредства» от выплаченных контрагентам сумм и перечислен в бюджет в установленные сроки. Таким образом, в данном случае налоговый агент не выплатил своим контрагентам суммы с налогом на добавленную стоимость, а перечислил сумму налога в бюджет, исполнив надлежащим образом обязанности налогового агента. По сути, нарушение налогоплательщика заключается фактически только в том, что в представленных им договорах не указана сумма налога на добавленную стоимость. Вместе с тем, договоры на оказание консультационных услуг от 10.05.2011 г. № RM 216В/КО1ВО и лицензионный договор о предоставлении права использования товарного знака от 04.10.2011 содержат указание на сумму оплаты по договору без налога на добавленную стоимость. Фактически же суммы налога на добавленную стоимость были исчислены налоговым агентом от указанных в договорах сумм оплаты и перечислены в бюджет в установленный срок. Налоговый орган не оспаривает правильность исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость, ссылаясь только на неудержание из выплаченных по договорам сумм сумм налога на добавленную стоимость. Однако технически указанная операция и осуществляется именно в форме не выплаты сумм налога контрагентам по договору, а перечислением ее сразу в бюджет. По сути налоговый орган привлекает ОАО «Фармстандарт-Лексредства» к налоговой ответственности за неуказание в данных договорах сумм налога на добавленную стоимость в составе сумм, подлежащих выплате контрагентам. Однако за такое неуказание ответственность НК РФ не предусмотрена.

В соответствии со ст. 108 НК РФ никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом.

Как следует из материалов дела, налоговый орган привлек фактически ОАО «Фармстандарт-Лексредства» к ответственности за нарушение, ответственность за которое не предусмотрена.

В соответствии со ст. 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

В данном случае налоговым органом не доказано наличие обстоятельств, позволяющих привлечь ОАО «Фармстандарт - Лексредства» к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 123 НК РФ.

При таких условиях требования заявителя обоснованны и подлежат удовлетворению в полном объеме.

В силу положений ст.ст.110,112 АПК РФ, ст. 333.22 НК РФ расходы по госпошлине относятся на ответчика.

В судебном заседании 17.10.2012 г. в соответствии со ст. 176 АПК РФ объявлена резолютивная часть решения.

Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст.ст. 102,110,123,124,132,156,167-171,176,177,180,181,182,197-201 АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

Требования Открытого акционерного общества «Фармстандарт – Лексредства» удовлетворить.

Признать недействительным, как несоответствующим положениям ст.ст. 21,22,32,54,101,108,109,106,123,161,166,171,172,173,176 НК РФ, решение ИФНС России по г. Курску от 16.03.2012 г. № 928 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Взыскать с Инспекции федеральной налоговой службы по городу Курску (зарегистрирована 24.12.2004 г., ОГРН <***>, ул. М. Горького, 37А, <...>), в доход Открытого акционерного общества «Фармстандарт – Лексредства» (ОГРН <***>, 1а/18, ул. Агрегатная 2-я, <...>), 2000 руб. 00 коп. государственной пошлины за рассмотрение дела в арбитражном суде, уплаченной в Федеральный бюджет платежным поручением № 3532 от 19.06.2012 г.

Данное решение вступает в законную силу в месячный срок после его принятия и может быть обжаловано в Девятнадцатый Арбитражный апелляционный суд в г. Воронеже в месячный срок со дня его принятия через Арбитражный суд Курской области.

Судья Д.А. Горевой