ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А35-8209/08 от 17.02.2009 АС Курской области

______________________________________________________________

Арбитражный суд Курской области 

  ул. К. Маркса, д. 25, г. Курск, 305004

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Курск Дело №А35-8209/08–С2

17 февраля 2009г.

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 17.02.2009г. Полный текст решения изготовлен 17.02.2009г.

Арбитражный суд Курской области в составе судьи Силаковой О.Н., при ведении протокола судебного заседания судьей Силаковой О.Н., рассмотрел в открытом судебном заседании после перерыва, объявленного в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации 10.02.2009г., дело по заявлению

Управления Федеральной миграционной службы по Курской области

к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Курской области

о признании недействительным предписания от 28.11.2008г. №44-01-08/1414 в части подпункта 1.1. пункта 1 и пункта 2.

при участии в заседании:

от заявителя: Ивакина О.В. – по доверенности от 14.10.2008г.;

от территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Курской области: Старкова А.В. – руководитель территориального управления (приказ от 12.08.2008г. №941); Полянская И.Э. – по доверенности от 23.10.2008г.

Управление Федеральной миграционной службы по Курской области обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением о признании недействительным предписания Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Курской области от 28.11.2008г. №44-01-08/1414 в части подпункта 1.1. пункта 1 и пункта 2.

В представленном в Суд дополнении к уточненному заявлению Управление Федеральной миграционной службы по Курской области на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отказалось от заявленного требования в части признания недействительным пункта 2 предписания Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Курской области от 28.11.2008г. №44-01-08/1414.

Представитель Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Курской области в судебном заседании с заявленным требованием не согласилась, полагая, что предписание от 28.11.2008г. вынесено в пределах полномочий территориального управления, в со­ответствии с требованиями действующего законодательства и не нарушает прав и законных интересов Управления Федеральной миграционной службы по Курской области.

Выслушав мнения представителей сторон и, изучив материалы дела, арбитражный суд

установил:

Управление Федеральной миграционной службы по Курской области (далее УФМС России по Курской области) является территориальным органом Федеральной миграционной службы субъекта Российской Федерации – Курской области, образовано в соответствии с приказом Федеральной миграционной службы от 30.11.2005г. №128 «Об образовании территориальных органов ФМС России», зарегистрировано в качестве юридического лица 07.12.2005г. за основным государственным регистрационным номером 1054639167846.

В соответствии с пунктами 21 и 22 Положения об Управлении Федеральной миграционной службы по Курской области, утвержденного Приказом Федеральной миграционной службы России от 02.12.2005г. №135 финансирование территориального органа осуществляется ФМС России за счет средств, выделяемых из федерального бюджета, и иных финансовых источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Территориальный орган в установленном порядке ведет бюджетный учет, составляет статистическую и бюджетную отчетность, представляет ее в установленные сроки в ФМС России, налоговые органы, внебюджетные фонды и другие организации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В период с 22.09.2008г. по 13.10.2008г. главным контролером-ревизором отдела финансового контроля и надзора в оборонном комплексе и государственных органах Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Курской области на основании приказа руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Курской области от 19.09.2008г. №243-р, в соответствии с обращениями Прокуратуры Курской области от 04.08.2008г. №86-27-08 и от 02.09.2008г. №86-27-08, проведена проверка отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности Управления Федеральной миграционной службы по Курской области за период с 01.01.2007г. по 22.09.2008г.

В ходе проверки должностным лицом Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Курской области установлены финансовые нарушения в использовании средств федерального бюджета на сумму 4 421 437, 29 руб., из них: – искажение бюджетной отчетности - 4 344 413, 89 руб., выразившееся в несоответствии данных отчета ф. №0503121 за 2007 год по статье расходов 211 «Заработная плата» данным аналитического учета на сумму 4 344 413, 89 руб. (завышение), по статье 213 «Начисления на оплату труда» - (занижение) на сумму 4 344 413, 89 руб.; – неправомерные расходы – 77 023, 40 руб., выразившиеся в оплате расходов по повышению квалификации сотрудников гражданской службы в учреждениях, не имеющих статус образовательных и, соответственно, не имеющих государственную аккредитацию. По результатам проверки – 13.10.2008г. составлен Акт проверки.

17.10.2008г. УФМС России по Курской области представило в Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Курской области возражения к Акту проверки от 13.10.2008г., в которых указало, что согласно расходному расписанию от 15.01.2007г. №192/82041/001, первый в 2007 году объем финансирования расходов составил 13 235 000, 9 рублей, последний объем финансирования, согласно расходному расписанию от 20.12.2007г. №192/82041/045, составил 257 000, 47 рублей. Уточненные сметы расходов федерального бюджета не предусмотрены, тем не менее, в абзаце 4 пункта 2 акта проверки имеется ссылка на уточненную смету. Уточнение расчета фонда оплаты труда государственных гражданских служащих произведено Управлением Федеральной миграционной службы по Курской области в связи с вступлением в силу Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2007г. №763 и не привело к нецелевому ис­пользованию средств федерального бюджета, не отразилось на исполнении УФМС России по Курской области своих обязательств по выплате заработной платы, уплате налогов в бюджетные и внебюджетные фонды в пределах дове­денных лимитов. В отношении вывода должностного лица Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Курской области о неправомерности расходов Управления Федеральной миграционной службы по Курской области в сумме 77 023, 40 руб. на оплату курсов повышения квалификации своих сотрудников в учреждениях, не имеющих статус образовательных и, соответственно, не имеющих государственной аккредитации, Управление указало, что данные выводы документально не подтверждены.

12.11.2008г. заключением главного контролера-ревизора отдела финансового контроля и надзора в оборонном комплексе и государственных органах Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Курской области по возражениям к акту проверки отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности Управления Федеральной миграционной службы по Курской области от 13.10.2008г., утвержденным руководителем Территориального управления, выводы акта проверки оставлены в силе без учета возражений.

28.11.2008г. руководитель Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Курской области выдал Управлению Федеральной миграционной службы по Курской области предписание №44-01-08/1414, в соответствии с которым Управлению Федеральной миграционной службы по Курской области предписано (1) принять следующие меры по устранению выявленных нарушений:

1.1. Повышение квалификации государственных гражданских служащих осуществлять в строгом соответствии с требованиями Федерального Закона от 27.07.2004г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Принять меры по возмещению неправомерно произведенных расходов по повышению квалификации государственных гражданских служащих.

1.2. Бюджетную отчетность составлять в соответствии с требованиями дейст­вующего законодательства Российской Федерации.

(2) Устранить причины и условия, способствовавшие совершению нарушений и разработать мероприятия по усилению контроля за исполнением бюджетного законодательства с указанием сроков исполнения и ответственных лиц.

(3) О принятии мер по устранению нарушений сообщить в ТУ Росфиннадзора в Курской области в срок до 31 декабря 2008 года с приложением копий докумен­тов, подтверждающих устранение выявленных нарушений.

Не согласившись с предписанием Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Курской области от 28.11.2008г. №44-01-08/1414 в части подпункта 1.1. пункта 1, Управление Федеральной миграционной службы по Курской области обратилось в арбитражный суд.

Суд полагает заявленное требование подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации и частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, основаниями для принятия Судом решения о признании недействительным ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления являются одновременно его несоответствие закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу и нарушение указанным актом прав и законных интересов организаций в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконное возложение на них каких-либо обязанностей.

Как усматривается из материалов дела Управление Федеральной миграционной службы по Курской области является территориальным органом Федеральной миграционной службы субъекта Российской Федерации – Курской области, финансируется за счет средств, выделяемых из федерального бюджета, и иных финансовых источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации (пункт 21 Положения об УФМС России по Курской области, утвержденного Приказом ФМС России от 02.12.2005г. №135).

Правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации установлены Бюджетным кодексом Российской Федерации.

В соответствии со статьей 266 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовый контроль осуществляет в том числе, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора. Формы и порядок осуществления финансового контроля устанавливаются Бюджетным кодексом, иными актами бюджетного законодательства и нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления.

В силу части 1 статьи 268 БК РФ Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, включая использование предоставляемых из указанных бюджетов субвенций, межбюджетных субсидий, иных субсидий и бюджетных кредитов.

Пунктом 5 Положения о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11.07.2005г. №89н, установлено, что территориальное управление осуществляет полномочия по контролю и надзору за использованием, в частности, средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности; за исполнением органами финансового контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления законодательства Российской Федерации о финансово-бюджетном контроле и надзоре; за соблюдением требований бюджетного законодательства Российской Федерации получателями финансовой помощи из федерального бюджета.

Согласно пунктам 5.14.1 и 5.14.7 указанного Положения в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности территориальное управление имеет право проводить в установленном порядке ревизии и проверки, а также направлять в пределах своей компетенции в проверенные организации, их вышестоящие органы обязательные для рассмотрения представления или обязательные к исполнению предписания по устранению выявленных нарушений.

Сроки и последовательность действий (административных процедур) Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (далее - Росфиннадзор) и территориальных органов Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (далее - территориальные органы), порядок взаимодействия между их структурными подразделениями и должностными лицами, а также порядок взаимодействия Федеральной службы и ее территориальных органов с другими федеральными органами исполнительной власти и организациями при осуществлении указанной государственной функции определены Административным регламентом исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в финансово-бюджетной сфере при использовании средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 04.09.2007г. №75н (далее – Административный регламент).

Из материалов дела следует, что в период с 22.09.2008г. по 13.10.2008г. главным контролером-ревизором отдела финансового контроля и надзора в оборонном комплексе и государственных органах Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Курской области на основании приказа руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Курской области от 19.09.2008г. №243-р, в соответствии с обращениями Прокуратуры Курской области от 04.08.2008г. №86-27-08 и от 02.09.2008г. №86-27-08, проведена проверка отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности Управления Федеральной миграционной службы по Курской области за период с 01.01.2007г. по 22.09.2008г. В ходе проверки должностным лицом Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Курской области установлены финансовые нарушения в использовании средств федерального бюджета на сумму 4 421 437, 29 руб., из них: – искажение бюджетной отчетности - 4 344 413, 89 руб., выразившееся в несоответствии данных отчета ф. №0503121 за 2007 год по статье расходов 211 «Заработная плата» данным аналитического учета на сумму 4 344 413, 89 руб. (завышение), по статье 213 «Начисления на оплату труда» - (занижение) на сумму 4 344 413, 89 руб.; – неправомерные расходы – 77 023, 40 руб., выразившиеся в оплате расходов по повышению квалификации сотрудников гражданской службы в учреждениях, не имеющих статус образовательных и соответственно не имеющих государственную аккредитацию. По результатам проверки – 13.10.2008г. составлен Акт проверки и выдано предписание от 28.11.2008г. №44-01-08/1414.

Судом установлено, что нарушений процедурных требований, установленных Административным регламентом, Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Курской области при проведении проверки отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности Управления Федеральной миграционной службы по Курской области не допущено.

В отношении довода Управления Федеральной миграционной службы по Курской области о том, что предписание от 28.11.2008г. №44-01-08/1414 направлено Территориальным управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Курской области с нарушением 10-ти дневного срока, установленного пунктом 122 Административного регламента Суд отмечает следующее.

В соответствии с порядком оформления результатов ревизии (проверки), установленным Административным регламентом результаты ревизии (проверки) оформляются актом ревизии (проверки) (п. 91)

Согласно пунктам 109, 110, 122 Административного регламента при наличии у руководителя организации возражений по акту ревизии (проверки), акту встречной проверки он делает об этом отметку перед своей подписью и вместе с подписанным актом представляет руководителю ревизионной группы письменные возражения. Письменные возражения по акту ревизии (проверки), акту встречной проверки приобщаются к материалам ревизии (проверки). Руководитель ревизионной группы в срок до 30 рабочих дней со дня получения письменных возражений по акту ревизии (проверки), акту встречной проверки рассматривает обоснованность этих возражений и дает по ним письменное заключение. Указанное заключение утверждается лицом, назначившим ревизию (проверку), встречную проверку. Один экземпляр заключения направляется проверенной организации, один экземпляр заключения приобщается к материалам ревизии (проверки), встречной проверки. На основании акта ревизии (проверки) руководитель Росфиннадзора выносит обязательное к исполнению проверенной организацией (ее должностными лицами) предписание по устранению выявленных нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации (далее - предписание). Предписание направляется в течение 10 рабочих дней после даты окончания ревизии (проверки).

Пунктом 72 Административного регламента установлено, что датой окончания ревизии (проверки) считается день подписания акта ревизии (проверки) руководителем организации, но при наличии возражений проверенной организации по акту ревизии (проверки) датой окончания ревизии (проверки) считается день утверждения лицом, назначившим ревизию (проверку), заключения на возражения проверенной организации по акту ревизии (проверки).

Как следует из материалов дела, акт проверки составлен Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Курской области – 13.10.2008г. и получен представителем Управления Федеральной миграционной службы по Курской области – 17.10.2008г. В этот же день – 17.10.2008г. Управление Федеральной миграционной службы по Курской области представило в Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Курской области возражения к Акту проверки от 13.10.2008г. Заключение по возражениям к акту проверки отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности Управления Федеральной миграционной службы по Курской области от 13.10.2008г. утверждено руководителем Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Курской области 12.11.2008г. Предписание Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Курской области №44-01-08/1414 выдано Управлению Федеральной миграционной службы по Курской области 28.11.2008г., то есть с нарушением 10-ти дневного срока (на 2 дня).

Вместе с тем, несвоевременное направление Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Курской области предписания №44-01-08/1414 не нарушило прав и законных интересов Управления Федеральной миграционной службы по Курской области, не повлекло для него неблагоприятных последствий и само по себе не может являться основанием для отмены оспариваемого предписания.

Наряду с этим, Суд отмечает следующее.

В соответствии со статьей 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации основана, в том числе, на принципах результативности и эффективности использования бюджетных средств; адресности и целевого характера бюджетных средств.

Из положений статей 34 и 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Статьей 70 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обеспечение выполнения функций бюджетных учреждений включает: – оплату труда работников бюджетных учреждений, денежное содержание (денежное вознаграждение, денежное довольствие, заработную плату) работников органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации и муниципальные должности, государственных и муниципальных служащих, иных категорий работников, командировочные и иные выплаты в соответствии с трудовыми договорами (служебными контрактами, контрактами) и законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами; – оплату поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных (муниципальных) нужд; – уплату налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации; – возмещение вреда, причиненного бюджетным учреждением при осуществлении его деятельности.

В силу статьи 281 Бюджетного кодекса Российской Федерации неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленного настоящим Кодексом порядка исполнения и контроля за исполнением бюджетов бюджетной системы Российской Федерации признается нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации, которое влечет применение к нарушителю мер принуждения.

Согласно статье 283 Бюджетного кодекса Российской Федерации в перечне оснований применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации указано нецелевое использование бюджетных средств.

Как следует из текста предписания Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Курской области от 28.11.2008г. №44-01-08/1414 неправомерное расходование Управлением Федеральной миграционной службы по Курской области бюджетных средств выразилось в оплате расходов по повышению квалификации государственных гражданских служащих в учреждениях, не имеющих статус образовательных и не имеющих государственной аккредитации в сумме 77 023 руб. 40 коп. Территориальным управлением указано, что данные действия Управления Федеральной миграционной службы по Курской области нарушают положения Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004г. №79-ФЗ со ссылкой на документы, подтверждающие нарушение: платежное пору­чение от 20.04.2007г. №975 на сумму 31 300 руб., авансовый отчет Башкатовой М.Н. от 11.06.2007г. №94 на сумму 5 981, 10 руб., платежное поручение от 14.05.2008г. №1508 на сумму 33 500 руб., авансовый отчет Нагорневой Ю.Н. от 18.06.2008г. №90 на сумму 6 242, 30 руб.

Исследовав представленные по делу документы, Суд пришел к выводу о том, что вывод о неправомерности расходования Управлением Федеральной миграционной службы по Курской области бюджетных средств на курсы повышения квалификации государственных гражданских служащих в учреждениях, не имеющих статус образовательных и не имеющих государственной аккредитации сделан Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Курской области без учета следующих обстоятельств.

Статьей 1 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей. Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений по: организации труда и управлению трудом; трудоустройству у данного работодателя; профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя.

В соответствии со статьей 11 Трудового кодекса Российской Федерации на государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и муниципальной службе.

В подпункте 11 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусмотрено право гражданского служащего на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку в порядке, установленном данным Федеральным законом и другими федеральными законами.

Согласно частям 1 и 2 статьи 63 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» дополнительное профессиональное образование гражданского служащего включает в себя профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку. Стажировка является как самостоятельным видом дополнительного профессионального образования гражданского служащего, так и частью его профессиональной переподготовки или повышения квалификации.

Закрепленное данной нормой право реализуется путем направления гражданских служащих на повышение квалификации, профессиональную переподготовку или стажировку за счет средств бюджетов различных уровней. Отношения, связанные с реализацией данного права, регулируются в частности, Указом Президента Российской Федерации от 28 декабря 2006 года №1474 «О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации», а также законодательством об образовании.

В соответствии с пунктом 10 Положения «О порядке получения дополнительного профессионального образования государственными гражданскими служащими Российской Федерации», утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 28 декабря 2006г. №1474 организация профессиональной переподготовки, повышения квалификации и стажировки гражданских служащих осуществляется на основе государственного заказа. Государственный заказ на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку гражданских служащих формируется с учетом программ государственных органов по профессиональному развитию гражданских служащих, основанных на индивидуальных планах профессионального развития гражданских служащих.

В силу пунктов 6 и 7 статьи 63 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» профессиональная переподготовка и повышение квалификации гражданского служащего осуществляются в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях высшего профессионального, среднего профессионального и дополнительного профессионального образования в соответствии с федеральными государственными требованиями. Стажировка гражданского служащего осуществляется непосредственно в государственных органах и иных организациях.

Согласно пункту 1.2. Положения о государственной аккредитации образовательных учреждений, реализующих программы профессиональной переподготовки специалистов, утвержденного Приказом Минобразования Российской Федерации от 23 сентября 1996г. №113 государственная аккредитация образовательного учреждения - это процедура установления (подтверждения) государственного статуса (типа и вида) образовательного учреждения на основе признания соответствия его деятельности, уровня реализуемых программ, содержания и качества подготовки слушателей государственным требованиям, предъявляемым к данному типу и виду учебных заведений и образовательным программам дополнительного профессионального образования.

Из представленных в материалы дела документов следует, что 28.03.2007г. между Управлением Федеральной миграционной службы по Курской области и ООО «НИКОС» заключен договор №ВБУ/Д-6 об организации и предоставлении Обществом консультационно-лекционных услуг «Бюджетный учет, отчетность и налогообложение бюджетных учреждений. Администрирование доходов. Финансово-экономические и правовые аспекты размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», цена на 1 человека на сумму 31 300 руб. с 1 и 9 июня 2007 года. В соответствии с пунктом 3.1. данного договора оплата услуг производится до их оказания (предварительная оплата в размере 100%) перечислением денежных средств по платежному поручению на расчетный счет ООО «НИКОС» в течение трех рабочих дней с момента получения счета (после регистрации и бронирования). 17.04.2007г. ООО «НИКОС» в Управление Федеральной миграционной службы по Курской области в соответствии с договором от 28.03.2007г. №ВБУ/Д-6 представлен счет №ВБУ/Д-1/6 на оплату 31 300 руб. за проведение консультационно-лекционного семинара в целях повышения квалификации работников. 20.04.2007г. аванс в размере 100% за участие в консультационно-лекционном семинаре по счету №ВБУ/Д-1/6 от 17.04.2007г. оплачен Управлением Федеральной миграционной службы по Курской области платежным поручением №975. 10.05.2007г. приказом Управления Федеральной миграционной службы по Курской области №52 «О направлении на повышение квалификации» заместитель начальника отдела финансового и ресурсного обеспечения – главный бухгалтер Управления секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации Башкатова Маргарита Николаевна командирована с 31.05.2007г. по 10.06.2007г. в ООО «НИКОС» в служебную командировку. В командировочном удостоверении от 10.06.2007г. №35, выданном Башкатовой М.Н. указано, что она командирована в ООО «НИКОС» на повышение квалификации. Из сертификата, полученного Башкатовой М.Н. от ООО «НИКОС» и представленного в Управление Федеральной миграционной службы по Курской области следует, что главный бухгалтер Управления Федеральной миграционной службы по Курской области Башкатова М.Н. принимала участие в консультационно-лекционном семинаре «Бюджетные учреждения: концепция изменений бюджетной классификации и бюджетного учета в 2007г. Формирование отчетности. Изменения Бюджетного кодекса Российской Федерации. Администрирование доходов бюджетов. Новые правила формирования и размещения государственных и муниципальных заказов».

14.04.2008г. Управлением Федеральной миграционной службы по Курской области с ООО Консультационный центр «Ваш бюджетный учет» заключен договор №ВБУ/Д-3 об организации и предоставлении Обществом консультационно-лекционных услуг по теме: «Бюджетные учреждения в 2008 году: учет, отчетность государственные (муниципальные) закупки и другие аспекты деятельности», цены на которые указаны в счете в количестве на 1 человека на сумму 33 500 руб. с 6 и 15 июня 2008 года. В соответствии с пунктом 3.1. данного договора оплата услуг производится до их оказания (предварительная оплата в размере 100%) перечислением денежных средств по платежному поручению на расчетный счет ООО Консультационный центр «Ваш бюджетный учет» в течение четырех рабочих дней с момента получения счета (после регистрации и бронирования). Из рекламного проспекта ООО Консультационный центр «Ваш бюджетный учет» усматривается, что Общество приглашает на выездной консультационно-лекционный семинар. 30.04.2007г. ООО Консультационный центр «Ваш бюджетный учет» в Управление Федеральной миграционной службы по Курской области в соответствии с договором от 14.04.2008г. №ВБУ/Д-3 представлен счет №ВБУ/Д-3 на оплату 33 500 руб. за проведение консультационно-лекционных услуг в целях повышения квалификации работников. 14.05.2008г. аванс в размере 100% в сумме 33 500 руб. за курсы повышения квалификации по счету №ВБУ/Д-3 от 14.04.2008г. оплачен Управлением Федеральной миграционной службы по Курской области платежным поручением №1508. 13.05.2008г. приказом Управления Федеральной миграционной службы по Курской области №78 «О направлении на повышение квалификации» референт государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса Нагорнева Ю.Н., главный специалист-эксперт отдела финансового обеспечения Управления – заместитель главного бухгалтера командирована сроком на 12 дней с 05 по 16 июня 2008 года в ООО Консультационный центр «Ваш бюджетный учет» в служебную командировку. В командировочном удостоверении №24, выданном Нагорневой Ю.Н. указано, что она командирована в ООО Консультационный центр «Ваш бюджетный учет» на повышение квалификации.

В дополнении к уточненному заявлению Управление Федеральной миграционной службы по Курской области указало, что данное обучение не являлось курсами повышения квалификации, так как приказ (как и командировочное удостоверение, и платежное поручение) являются производным актом от основного договора, в котором предметом является не проведение курсов повышения квалификации, а участие работников УФМС
 в семинарах (предоставление консультационно-лекционных услуг).

Из содержания пункта 2 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.10.2000г. №796, следует, что обучение может осуществляться в форме консультаций, разовых лекций, стажировок, семинаров и других видов обучения, не сопровождающихся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации. В этом случае образовательная деятельность не подлежит лицензированию.

В соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 15 Постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 12 июля 2001г. №1794-III ГД «О Федеральном законе «О дополнительном образовании» (проект №97091427-2) образовательные учреждения дополнительного образования и организации, осуществляющие деятельность в области дополнительного образования, основной уставной целью которых является образовательно - информационная деятельность, аттестации и государственной аккредитации не подлежат. Образовательно - информационная деятельность может осуществляться на условиях государственного заказа, а также на условиях заказа органов местного самоуправления.

В соответствии с пунктами 6 и 7 Положения «О порядке получения дополнительного профессионального образования государственными гражданскими служащими Российской Федерации», утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 28 декабря 2006г. №14746 стажировка гражданского служащего осуществляется в случаях, предусмотренных пунктом 3 настоящего Положения, по мере необходимости, определяемой представителем нанимателя. Целью стажировки, которая проходит в государственных органах или иных организациях, является: а) изучение передового, в том числе зарубежного, опыта; б) закрепление теоретических знаний, полученных гражданским служащим в период профессиональной переподготовки или повышения квалификации, и приобретение практических навыков и умений для их эффективного использования при исполнении им своих должностных обязанностей. Стажировка может являться как самостоятельным видом дополнительного профессионального образования гражданского служащего, так и составной частью его профессиональной переподготовки или повышения квалификации. Стажировка, являющаяся самостоятельным видом дополнительного профессионального образования гражданского служащего, организуется представителем нанимателя совместно с государственным органом или иной организацией, в которые он направляется для прохождения стажировки, при участии образовательного учреждения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 7 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.1995г. №610 образовательное учреждение повышения квалификации реализует следующие виды дополнительного профессионального образования: повышение квалификации, стажировку, профессиональную переподготовку. Целью повышения квалификации является обновление теоретических и практических знаний специалистов в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач. Повышение квалификации включает в себя следующие виды обучения: краткосрочное (не менее 72 часов) тематическое обучение по вопросам конкретного производства, которое проводится по месту основной работы специалистов и заканчивается сдачей соответствующего экзамена, зачета или защитой реферата; тематические и проблемные семинары (от 72 до 100 часов) по научно-техническим, технологическим, социально-экономическим и другим проблемам, возникающим на уровне отрасли, региона, предприятия (объединения), организации или учреждения; длительное (свыше 100 часов) обучение специалистов в образовательном учреждении повышения квалификации для углубленного изучения актуальных проблем науки, техники, технологии, социально-экономических и других проблем по профилю профессиональной деятельности. Основной целью стажировки является формирование и закрепление на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки. Стажировка осуществляется также в целях изучения передового опыта, приобретения профессиональных и организаторских навыков для выполнения обязанностей по занимаемой или более высокой должности. Стажировка может быть как самостоятельным видом дополнительного профессионального образования, так и одним из разделов учебного плана при повышении квалификации и переподготовке специалистов. Продолжительность стажировки устанавливается работодателем, направляющим работника на обучение, исходя из ее целей и по согласованию с руководителем предприятия (объединения), организации или учреждения, где она проводится.

Согласно пункту 13 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов отношения между учредителем (учредителями) и образовательным учреждением повышения квалификации определяются договором, заключаемым между ними в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу пункта 16 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов для негосударственных образовательных учреждений повышения квалификации настоящее Типовое положение является примерным.

Материалами дела подтверждается и заявителем не отрицается, что ООО «НИКОС» и ООО Консультационный центр «Ваш бюджетный учет» не имеют лицензии на осуществление образовательной деятельности, не имеют государственной аккредитации, а являются организаторами консультационно-лекционных семинаров, лекции и практические занятия на которых проводят компетентные специалисты Минфина Российской Федерации, Федерального казначейства, Федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям, аудиторы и т.д.

Судом установлено, что сотрудники Управления Федеральной миграционной службы по Курской области Башкатова М.Н. и Нагорнева Ю.Н. были направлены Управлением на семинары в целях изучения передового опыта, приобретения профессиональных навыков для выполнения обязанностей по занимаемой должности, о чем свидетельствует тематика выбранных семинаров: «Бюджетные учреждения: концепция изменений бюджетной классификации и бюджетного учета в 2007г. Формирование отчетности. Изменения Бюджетного кодекса Российской Федерации. Администрирование доходов бюджетов. Новые правила формирования и размещения государственных и муниципальных заказов»; «Бюджетные учреждения в 2008 году: учет, отчетность государственные (муниципальные) закупки и другие аспекты деятельности».

Таким образом, обучение сотрудников Управления Федеральной миграционной службы по Курской области Башкатовой М.Н. и Нагорневой Ю.Н. на консультационно-лекционных семинарах, проведенных ООО «НИКОС» и ООО Консультационный центр «Ваш бюджетный учет», следует отнести к стажировке, осуществление которой в силу пункта 7 статьи 63 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» возможно в иных организациях, в том числе не имеющих государственной аккредитации. Предметами договоров от 28.03.2007г. №ВБУ/Д-6 и от 14.04.2008г. №ВБУ/Д-3 не являлась образовательная деятельность, поскольку курс обучения не отвечал требованиям образовательной программы и по его окончании не выдавался документ об образовании. В данных договорах, актах об оказании консультационно-лекционных услуг, счетах-фактурах проведенные консультационно-лекционные семинары некорректно названы повышением квалификации.

В пункте 2 части 1 статьи 63 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» закреплено, что формирование кадрового состава гражданской службы в государственном органе обеспечивается на основе принципа совершенствования профессионального мастерства гражданских служащих. Профессиональное мастерство - это достигнутое гражданином, гражданским служащим единство знаний, умений и навыков, позволяющее ему решать любую проблему, возникающую в ходе профессиональной деятельности, действуя законно и обеспечивая при этом реализацию долговременных профессиональных целей в интересах службы. Совершенствование профессионального мастерства гражданских служащих осуществляется в соответствии с программами профессионального развития гражданских служащих их профессиональной подготовки, переподготовки, стажировки, ротации гражданских служащих. Программы профессионального развития составляют основу содействия должностному росту гражданских служащих.

В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными Приказом Минфина России от 24.08.2007г. №74н (действовавшими в период проведения проверки) по подстатье 226 КОСГУ «Прочие работы, услуги» отражаются расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по оплате договоров на выполнение работ, оказание услуг, не отнесенных на подстатьи 221 - 225 в целях оказания государственных (муниципальных) услуг. Далее в расшифровке указанной подстатьи приводится примерный перечень таких расходов. Данный перечень не является закрытым.

Как следует из документов, представленных в материалы дела в платежном поручении от 14.05.2008г. №1508 в строке «назначение платежа» указана статья расхода 226 (прочие работы, услуги) и дана формулировка «за курсы повышения квалификации», в платежном поручении от 20.04.2007г. №975, в строке «назначение платежа» указана та же статья расхода, но «за участие в консультационно-лекционном семинаре в целях повышения квалификации».

Учитывая, что платежное поручение является производным документом от договора, указание назначения платежа в платежном поручении не может определять предмет договора и существо отношений между контрагентами. Поскольку предметом договоров являются консультационно-лекционные услуги, то иная формулировка в платежных поручениях не может повлиять на существо услуг, фактически оказанных по данным договорам.

Из пояснений представителей сторон следует и материалами дела не опровергается, что оплата Управлением Федеральной миграционной службы по Курской области услуг ООО «НИКОС» и ООО Консультационный центр «Ваш бюджетный учет», предоставленным по договорам от 28.03.2007г. №ВБУ/Д-6 и от 14.04.2008г. №ВБУ/Д-3 (соответственно) не повлекла причинения ущерба федеральному бюджету, перечисление средств осуществлялось Управлением по подстатье 226 КОСГУ «Прочие работы, услуги». С учетом изложенного, Суд приходит к выводу о том, что факт нарушения Управлением Федеральной миграционной службы по Курской области бюджетного законодательства Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Курской области не доказан, в связи с чем, основания применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства, установленные статьей 283 Бюджетного кодекса Российской Федерации, отсутствуют.

Порядок и условия направления в командировку (командирования) федеральных государственных гражданских служащих, определенные Указом Президента РФ от 18.07.2005г. №813 «О порядке и условиях командирования федеральных государственных гражданских служащих» Управлением нарушены не были.

Как следует из материалов дела, расходы на проезд командированных Управлением Федеральной миграционной службы по Курской области на обучение сотрудников Башкатовой М.Н. и Нагорневой Ю.Н. на общую сумму 77 023 руб. 40 коп. подтверждаются: договорами от 28.03.2007г. №ВБУ/Д-6 и от 14.04.2008г. №ВБУ/Д-3; платежным пору­чением от 20.04.2007г. №975 на сумму 31 300 руб.; авансовым отчетом Башкатовой М.Н. от 11.06.2007г. №94 на сумму 5 981, 10 руб.; платежным поручением от 14.05.2008г. №1508 на сумму 33 500 руб.; авансовым отчетом Нагорневой Ю.Н. от 18.06.2008г. №90 на сумму 6 242, 30 руб.

Исходя из наличия документов, подтверждающих фактические расходы сотрудников Башкатовой М.Н. и Нагорневой Ю.Н. по проезду к месту служебной командировки и обратно, Суд не принимает во внимание доводы Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Курской области о неправомерном использовании средств федерального бюджета на указанные выше командировочные расходы.

Из изложенного следует, что неправомерного расхо­дования средств, выра­зившегося в оплате рас­ходов по повышению квалификации государ­ственных гражданских служащих в учрежде­ниях, не имеющих ста­тус образовательных и не имеющих государ­ственной аккредита­ции Управлением Федеральной миграционной службы по Курской области не допущено, в связи с чем, требование подпункта 1.1 пункта 1 предписания Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Курской области от 28.11.2008г. №44-01-08/1414 является незаконным.

При таких обстоятельствах дела, в силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации требование заявителя о признании незаконным подпункта 1.1 пункта 1 предписания Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Курской области от 28.11.2008г. №44-01-08/1414, является законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Расходы по уплате государственной пошлины в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Курской области.

В соответствии с подпунктом 1.1. пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков от уплаты государственной пошлины освобождаются.

Ввиду изложенного, государственная пошлина в размере 2 000 рублей, уплаченная Управлением Федеральной миграционной службы по Курской области при подаче заявления в Суд, подлежит возврату заявителю.

Руководствуясь статьями 17, 29, 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

Требование Управления Федеральной миграционной службы по Курской области удовлетворить.

Признать недействительным подпункт 1.1. пункта 1 предписания Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Курской области от 28.11.2008г. №44-01-08/1414.

Подпункт 1.1. пункта 1 предписания Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Курской области от 28.11.2008г. №44-01-08/1414 проверен Судом на соответствие требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации, Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.10.2000г. №796.

Выдать Управлению Федеральной миграционной службы по Курской области, зарегистрированному в качестве юридического лица 07.12.2005г. за основным государственным регистрационным номером 1054639167846, расположенному по адресу: г. Курск, ул. Чехова, д. 12-А, справку на возврат из федерального бюджета государственной пошлины в сумме 2 000 руб., уплаченной платежным поручением от 25.11.2008г. №4694.

Настоящее решение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в г. Воронеже в течение месяца со дня его принятия, в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в г. Брянске в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу через арбитражный суд Курской области.

Судья О.Н. Силакова