АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
г. Курск, ул. К. Маркса, д. 25
http://www.kursk.arbitr.ru; е-mail: info@kursk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Курск
10 декабря 2018 года | Дело№ А35-8324/2018 |
Резолютивная часть решения объявлена 03.12.2018.
Решение в полном объеме изготовлено 10.12.2018.
Арбитражный суд Курской области в составе судьи Суходольской Н.Е., при ведении протокола секретарем судебного заседания Севрюковой Т.В., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению
областного бюджетного учреждения стационарного социального обслуживания Курской области "Курский дом-интернат ветеранов войны и труда"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Курской области
о признании незаконными действий, обязании возвратить денежные средства в размере 78866 рублей 75 копеек.
В судебном заседании приняли участие представители:
от заявителя: ФИО1 по доверенности от 03.10.2018 №62/18.
от заинтересованного лица: ФИО2 по доверенности от 18.06.2018
Областное бюджетное учреждение стационарного социального обслуживания Курской области "Курский дом-интернат ветеранов войны и труда"(адрес: 6305008, Россия, Курск, г, Курская область, Пучковка, ул. д.82, ИНН <***>, ОГРН <***>, дата регистрации в качестве юридического лица 25.03.1997) обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением о признании незаконными действий Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Курской области по отказу в возврате заявителю излишне взысканной платы за негативное воздействие на окружающую среду в размере 78866 рублей 75 копеек; об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем возврата денежных средств в размере 78866 рублей 75 копеек.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель заинтересованного лица не возражала против наличия задолженности в указанной сумме, вместе с тем, указала, что в настоящее время отсутствует утвержденный порядок зачета и возврата территориальными органами Росприроднадзора сумм излишне уплаченной (взысканной) платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Заслушав мнение представителей лиц, участвующих в деле, и изучив материалы дела, арбитражный суд
УСТАНОВИЛ:
Областное бюджетное учреждение стационарного социального обслуживания Курской области "Курский дом-интернат ветеранов войны и труда" (далее – ОБУССОКО "Курский дом-интернат") в качестве платы за негативное воздействие на окружающую среду в 2015, 2016 вносило в бюджет авансовые платежи.
В результате уплаты взносов за негативное воздействие на окружающую среду у ОБУССОКО "Курский дом-интернат" образовалась переплата в размере 78866 рублей 75 копеек.
Указанный размер переплаты был зафиксирован сторонами в акте сверки расчетов от 01.08.2018 № 1435 (том 1 листы дела 14-15).
На основании части 2 статьи 16.5 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", части 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 36 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255, ОБУССОКО "Курский дом-интернат" обратилось в Управление Росприроднадзора по Курской области с заявлениями от 25.01.2018 № 7, от 31.07.2018 № 54, в которых просило возвратить излишне уплаченные суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду в размере 78866 рублей 75 копеек.
На указанные заявления были получены ответы от 20.02.2018 № т-05/549, от 22.08.2018 № ГК-05/3276, в которых Управление Росприроднадзора по Курской области, ссылаясь на пункт 36 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255, указало, что возврат осуществляется в трехмесячный срок с момента получения Управлением соответствующего заявления;в настоящее время порядок зачета и возврата территориальными органами Росприроднадзора сумм излишне уплаченной (взысканной) платы за негативное воздействие на окружающую среду разрабатывается.
Вместе с тем, в трехмесячный срок с даты получения соответствующих заявлений денежные средства Управлением Росприроднадзора по Курской области в сумме 78866 рублей 75 копеек не были возвращены заявителю.
Посчитав указанные действия Управления Росприроднадзора по Курской области незаконными, ОБУССОКО "Курский дом-интернат" обратилось в Арбитражный суд Курской области с настоящим заявлением.
Требования заявителя арбитражный суд полагает подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
На основании части l статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном этим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».
Согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона от 19.12.2016 № 415-ФЗ федеральные органы государственной власти, федеральные государственные органы, Центральный банк Российской Федерации, являющиеся главными администраторами доходов федерального бюджета, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации вправе наделить свои территориальные органы, а также подведомственные им казенные учреждения отдельными полномочиями главных администраторов доходов федерального бюджета путем издания правового акта.
В соответствии с пунктом 4.61 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Курской области, утвержденного приказом Росприроднадзора от 24.08.2016 № 514, ответчик выполняет функции администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в установленной сфере деятельности.
Согласно пункту 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации администратор доходов бюджета в процессе реализации своих бюджетных полномочий вправе осуществлять начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним.
В соответствии со статьей 16.5 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" контроль за правильностью исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду, полнотой и своевременностью ее внесения осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Излишне уплаченные суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду подлежат возврату по заявлению лиц, обязанных вносить плату, или зачету в счет будущего отчетного периода.
Правила осуществления контроля за правильностью исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду, полнотой и своевременностью ее внесения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255 утверждены Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее – Правила № 255). Данные Правила в силу пункта 3 указанного постановления применяются к правоотношениям, возникшим с 01.01.2016.
Согласно пункту 36 Правил N 255, сумма излишне уплаченной (взысканной) платы подлежит зачету в счет предстоящих платежей лица, обязанного вносить плату, либо возврату указанному лицу. Зачет и возврат сумм излишне уплаченной (взысканной) платы осуществляются в порядке, установленном Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, на основании заявления лица, обязанного вносить плату, в срок не позднее 3 месяцев с даты получения соответствующего заявления.
В соответствии с пунктами 39, 48 Правил № 255 при проверке декларации о плате устанавливается соответствие сведений и расчетов, представленных лицом, обязанным вносить плату, в составе декларации о плате и прилагаемых к ней документах положениям настоящих Правил.
В случае выявления завышенного размера исчисленной и (или) внесенной фактической платы, в акт проведения контроля за исчислением платы включается соответствующая информация и администратор платы предлагает лицу, обязанному вносить плату, оформить в установленном порядке зачет переплаты в счет будущего отчетного периода.
Лицо, обязанное вносить плату, в случае несогласия с предложением, изложенным в акте проведения контроля за исчислением платы, о зачете платы, вправе направить администратору платы заявление о возврате в установленном порядке суммы излишне внесенной платы.
Решения о зачете (возврате) излишне уплаченных сумм платы принимаются в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, Правила № 255 устанавливают заявительный порядок возврата лицу суммы излишне внесенной платы за негативное воздействие на окружающую среду, который в данном случае был соблюден ОБУССОКО "Курский дом-интернат" (заявления от 25.01.2018 № 7, от 31.07.2018 № 54).
Вышеуказанные положения законодательства также отражены в методических рекомендациях по администрированию Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденных приказом Росприроднадзора от 19.04.2017 N 188.
Факт наличия у заявителя переплаты в требуемом размере подтверждается представленными документами (акт сверки расчетов от 01.08.2018 №1435 том 1 листы дела 14-15), и не оспаривается органом Росприроднадзора.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что Управление Росприроднадзора по Курской области обязано было принять решение о возврате заявителю излишне внесенной платы за негативное воздействие на окружающую среду в размере 78866 рублей 75 копеек.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Между тем, Управлением Росприроднадзора по Курской области не представлены доказательства совершения соответствующих действий, предусмотренных пунктом 48 Правил № 255, а именно: предложения заявителю оформить в установленном порядке зачет переплаты в счет будущего отчетного периода; принятия решения о зачете (возврате) излишне уплаченных сумм платы.
Таким образом, доказательствами, представленными в материалы дела, подтверждается, что оспариваемые отказы Управления Росприроднадзора по Курской области, выраженные в письмах от 20.02.2018 № т-05/549, от 22.08.2018 № ГК-05/3276, не соответствуют требованиям действующего законодательства и нарушают права и законные интересы заявителя.
Принимая во внимание вышеизложенное, арбитражный суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
Вышеизложенные выводы суда соотносятся правовой позицией изложенной в постановленииДевятого арбитражного апелляционного суда № 09АП-67094/2017 по делу № А40-142054/17.
На основании пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, должны содержаться, в том числе, указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
С учетом положений статей 101, 106, 110, 112 АПК РФ, статей 333.21, 333.22, 333.37 НК РФ, Постановления Пленума ВАС РФ № 46 от 11.07.2014, понесенные заявителем расходы по уплате госпошлины за рассмотрение заявления в сумме 3000,00 рублей, уплаченной платежными поручениями от 28.08.2018 № 266325 и от 15.10.2018 №329075, относятся на Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Курской области, и подлежат взысканию в пользу заявителя.
Руководствуясь статьями 17, 29, 65, 110, 167-170, 176, 180, 181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Заявленные требования областного бюджетного учреждения стационарного социального обслуживания Курской области "Курский дом-интернат ветеранов войны и труда" удовлетворить.
Признать незаконными действия Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Курской области, оформленные в письмах от 20.02.2018 № т-05/549, от 22.08.2018 № ГК-05/3276, выразившиеся в отказе в возврате заявителю излишне взысканной платы за негативное воздействие на окружающую среду в размере 78866 рублей 75 копеек.
Обязать Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Курской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов областного бюджетного учреждения стационарного социального обслуживания Курской области "Курский дом-интернат ветеранов войны и труда" путем возврата излишне уплаченных платежей за негативное воздействие на окружающую среду год в размере 78866 рублей 75 копеек.
Взыскать с Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Курской области (305029, Россия, Курск, г., Курская область, К. Маркса, ул. д.53, ИНН <***>, ОГРН <***>, дата регистрации в качестве юридического лица 24.09.2004) в пользу областного бюджетного учреждения стационарного социального обслуживания Курской области "Курский дом-интернат ветеранов войны и труда" (адрес: 6305008, Россия, Курск, г, Курская область, Пучковка, ул. д.82, ИНН <***>, ОГРН <***>, дата регистрации в качестве юридического лица 25.03.1997) расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Курской области.
Судья Н.Е. Суходольская