АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
г. Курск, ул. К. Маркса, д. 25
http://www.kursk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Курск
29 марта 2016 года | Дело№ А35-8524/2015 |
Резолютивная часть решения объявлена 22.03.2016, полный текст решения изготовлен 29.03.2016
Арбитражный суд Курской области в составе судьи Бесединой А.Ю., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сидоровой А.В., рассмотрел в открытом судебном заседании материалы дела по иску
частного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования учебный центр «Леди Виктори» (LEDIVICTORI)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области
о взыскании денежных средств в размере 15 000 руб.
В судебном заседании участвуют представители:
от истца: ФИО1 – директор, предъявлен паспорт,
от ответчика: ФИО2 – по доверенности от 11.01.2016 №1.
Частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования учебный центр «Леди Виктори» (LEDIVICTORI) обратилось в Арбитражный суд Курской области с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области о взыскании денежных средств в размере 15 000 руб. – государственную пошлину за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, уплаченную ЧОУ ДПО «Леди Виктори» по платежному поручению №125 от 21.11.2014.
Представитель истца в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме, сославшись на доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика заявленные требования не признал, сославшись на доводы, изложенные в письменном отзыве, ходатайствовал о приобщении к материалам дела копии расписки о получении документов. Ходатайство судом удовлетворено, документы приобщены к материалам дела.
Изучив материалы дела и выслушав доводы представителей сторон, суд установил следующее.
27 ноября 2014 года частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования учебный центр «Леди Виктори» (LEDIVICTORI) в лице представителя заявителя – ФИО3 обратилось в ОБУ «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг» для государственной регистрации долгосрочной аренды на помещение расположенное по адресу: <...> на основании Договора №4344 аренды помещения муниципального нежилого фонда города Курска от 16.12.2011 и Дополнительных соглашений к нему, предоставив необходимый пакет документов (в том числе документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в размере 15000 рублей - платежное поручение № 125 от 20.11.2014г.).
28.01.2015 года представитель ЧОУ ДПО «Леди Виктории» (LEDIVICTORI) - ФИО3 обратилась в Управление Росреестра по Курской области для получения документов, однако документы были возвращены с пояснениями в устной форме, что в регистрации отказано, причины отказа не пояснили, письменный отказ вручен не был.
05.02.2015 ЧОУ ДПО «Леди Виктории» (LEDIVICTORI) обратилось в Управление Росреестра по Курской области с заявлением с просьбой принять меры по данному вопросу, так как в связи с тем, что заявитель не был уведомлен, он не имел возможности обратиться с заявлением о приостановлении регистрационных действий.
Письмом №08-12-2007 от 02.03.2015г. Управление Росреестра по Курской области было разъяснено, что уведомление о приостановлении государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним от 12.12.2014 №01/172/2014-73 и сообщение об отказе в государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним от 12.01.2015 №01/172/2014-73 были переданы в отдел приема-выдачи документов Управления Росреестра по Курской области для выдачи мне лично при моем обращении.
В связи с тем, что заявитель не был своевременно уведомлен и не имел возможности обратится с заявлением о приостановлении регистрационных действий по вине сотрудников Управления Росреестра по Курской области, ЧОУ ДПО «Леди Виктории» (LEDIVICTORI) обратилось с претензией о возврате государственной пошлины в размере 15 000 рублей.
Письмом №07-27-3046 от 20.04.2015 Управления Росреестра по Курской области отказало в возврате государственной пошлины в размере 15000 рублей.
В результате бездействий сотрудников Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области по своевременному уведомлению о приостановлении государственной регистрации прав в дальнейшем было отказано в государственной регистрации, чем были нарушены права и законные интересы ЧОУ ДПО «Леди Виктори» (LEDIVICTORI).
В результате бездействия сотрудников Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области был причинен вред ЧОУ ДПО «Леди Вкктори» (LEDIVICTORI) -государственная пошлина в размере 15000 рублей не возвращена
Ссылаясь на указанные обстоятельства истцом предъявлено требование о возврате перечисленных им платежным поручением №2125 от 20.11.2014 денежных средств в размере 15 000 руб.
Суд отказывает в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. К числу оснований возникновения гражданских прав и обязанностей, предусмотренных указанной нормой, относятся и договоры.
В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в частности, вследствие причинения вреда и иных противоправных действий граждан и юридических лиц.
Нарушенное право, в свою очередь, подлежит защите одним из способов, указанных в статье 12 ГК РФ.
К числу таких способов относится возмещение убытков.
Применение гражданско-правовой ответственности в виде взыскания убытков возможно при наличии условий, предусмотренных законом.
В соответствии со статьей 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Таким образом, убытки представляют собой негативные имущественные последствия, возникающие у лица вследствие нарушения его неимущественного или имущественного права. Реализация такого способа защиты, как возмещение убытков, возможна лишь при наличии общих условий гражданско-правовой ответственности:
- совершение причинителем вреда незаконных действий (бездействия);
- наличие у субъектов гражданского оборота убытков с указанием их размера;
- наличие причинной связи между неправомерным поведением и возникшими убытками;
- наличие вины лица, допустившего правонарушение.
Поэтому лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать наличие вышеперечисленного состава правонарушения, а также наличие причинной связи между неправомерным поведением и возникшими убытками.
В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 №6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что при разрешении споров, связанных с возмещением убытков, причиненных гражданам и юридическим лицам нарушением их прав, необходимо иметь в виду, что в состав реального ущерба входят не только фактически понесенные соответствующим лицом расходы, но и расходы, которые это лицо должно будет произвести для восстановления нарушенного права (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации). Необходимость таких расходов и их предполагаемый размер должны быть подтверждены обоснованным расчетом, доказательствами, в качестве которых могут быть представлены смета (калькуляция) затрат на устранение недостатков товаров, работ, услуг; договор, определяющий размер ответственности за нарушение обязательств, и т.п.
В силу статьи 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Таким образом, материальная ответственность публично-правовых образований за действия должностных лиц наступает при совокупности таких условий как противоправность действий (бездействия) должностного лица, наличие вреда в доказанном размере и причинно-следственной связи между действиями причинителя вреда и наступившими у потерпевшего неблагоприятными последствиями.
Согласно пункту 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В обоснование исковых требований общество ссылается на то, что уплаченные в виде госпошлины за регистрацию права денежные средства являются убытками ЧОУ ДПО «Леди Виктори» (LEDIVICTORI), поскольку в результате бездействия сотрудников Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области по своевременному уведомлению о приостановлении государственной регистрации прав, в дальнейшем было отказано в государственной регистрации прав.
Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним установлен Федеральным законом от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон о регистрации).
Оплата государственной пошлины за совершение юридически значимого действия (государственной регистрации прав) осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, а также статьей Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
В соответствии с п.1 ст. 12 Закона о регистрации права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав (далее - ЕГРП).
В соответствии с п. 1 ст. 2 Закона о регистрации государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Порядок приостановления государственной регистрации и уведомления о приостановлении заявителя регламентируется ст. 19 Закона о регистрации.
Согласно пункту 3 статьи 13 Закона о регистрации (в редакции от 23.07.2013 № 250-ФЗ) государственная регистрация прав проводилась в течение восемнадцати двадцати рабочих дней со дня приема заявления и документов, необходимых для государственной регистрации.
В соответствии с требованиями п. 1 ст. 19 Закона о регистрации государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений, а также в случае непредставления документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам. Государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных документов и (или) сведений и (или) подтверждению подлинности документов, достоверности указанных в них сведений.
В таких случаях государственная регистрация может быть приостановлена не более чем на один месяц. Если в течение указанного срока не будут устранены причины, препятствующие государственной регистрации, государственный регистратор обязан отказать в государственной регистрации.
В соответствии с п. 5 ст. 19 Закона о регистрации в день принятия решения о приостановлении государственной регистрации прав государственный регистратор обязан подготовить в письменной форме уведомление о приостановлении государственной регистрации прав и об основаниях принятия такого решения и выдать или направитьего заявителю (заявителям) в порядке.
Пунктом 3 статьи 20 вышеуказанного Федерального Закона установлено, что при принятии решения об отказе в государственной регистрации прав заявителю направляется в письменной форме сообщение о причинах отказа с обязательной ссылкой на положения настоящей статьи, послужившие основанием для принятия такого решения, в срок не более чем пять дней после окончания срока, установленного для рассмотрения заявления, и копия указанного сообщения помещается в дело правоустанавливающих документов.
Сообщение об отказе в государственной регистрации прав должно быть выдано заявителю или его представителю лично либо при наличии соответствующего указания в заявлении о государственной регистрации прав или в требовании судебного пристава-исполнителя направлено посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении по указанному в таком заявлении или в требовании судебного пристава-исполнителя почтовому адресу.
После проведения правовой экспертизы представленных ЧОУ ДПО «Леди Виктори» (LEDIVICTORI) на регистрацию документов, Управлением Росреестра по Курской области было составлено уведомление №01/172/2014-73 от 12.12.2014 о приостановлении государственной регистрации в связи с возникшими у государственного регистратора сомнениями в наличии оснований для государственной регистрации права, на срок начиная с 12.12.2014 до 01.01.2015, в связи с необходимостью представителя документов, подтверждающие прекращение аренды заключенной между комитетом по управлению муниципальным имуществом города Курска и иным лицом, срок аренды по 13.06.2019, необходимых для погашения записи об аренде Объекта в ЕГРП.
31.12.2014 было принято решение об отказе в государственной регистрации договора аренды на Помещение I в здании литер А, кадастровый номер 46:29:102264:285, расположенное по адресу: Курская область, г. Курск, ул. Серафима Саровского, дом №5, пом I (Сообщение об отказе от 12.01.2015 №01/172/2014-73).
В рассматриваемом случае срок окончания регистрации указан в Расписке в получении документов на государственную регистрацию от 27.11.2014, полученной заявителем после сдачи документов, и установлен до 12.12.2014 года.
Из пояснений представителя Управления Федеральной регистрационной службы следует, что в соответствии со ст.ст. 19, 20 Закона о регистрации, уведомление о приостановлении государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним от 12.12.2014. № 01/172/2014-73, сообщение об отказе в государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним от 12.01.2015 № 01/172/2014-73 с указанием причин, послуживших основанием для приостановления и отказа в государственной регистрации были переданы в установленном порядке в отдел приема-выдачи документов Управления Росреестра по Курской области для выдачи лично.
Таким образом, судом установлено, что заявление ЧОУ ДПО «Леди Виктори» (LEDIVICTORI) о государственной регистрации права на объект недвижимости рассмотрено Управлением Росреестра по Курской области в установленный срок, копии уведомления о приостановлении и об отказе в государственной регистрации представлены в материалы арбитражного дела.
Действующим законодательством каких-либо специальных правил относительно способа направления указанных уведомлений не установлено.
В данном случае в заявлении о государственной регистрации прав не содержалось указания на направление сообщения посредством почтового отправления, следовательно, уведомление о приостановлении государственной регистрации должно быть выдано заявителю лично. Напротив отмечено, что способ получения документов - лично (не почтовым отправлением или иным способом).
Между тем, ЧОУ ДПО «Леди Виктори» (LEDIVICTORI) не представлены доказательства того, что заявитель обращался в Управление Росреестра по Курской области за получением документов после истечения установленного срока.
Расходы по уплате государственной пошлины в силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат взысканию с истца.
Руководствуясь статьями 6 - 10, 65, 70, 110, 167-170, 176, 177, 180, 318, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Возвратить частному образовательному учреждению дополнительного профессионального образования учебный центр «Леди Виктории» из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 000 руб. 00 коп., уплаченную по платежному поручению №4 от 06.05.2015.
Настоящее решение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Курской области.
Судья А.Ю. Беседина